"Общее понятие об однокоренных словах"
план-конспект урока по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Алтайский край Змеиногорский район
МОУ Беспаловская средняя общеобразовательная школа
п. Беспаловский 2009
Цель: Задачи: | Знакомство с признаками однокоренных слов
|
Оборудование: | Учебник для 2-го класса ,Рамзаева Т.Г., листы с текстами, рисунок солнца, двусторонние двухцветные кружки. |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Структура урока |
|
Ход урока: | |
1. Орг.момент | - Для начала, проверим, какое у вас настроение: если хорошее, то поднимите большой палец вверх/плохое – опустите. - А сейчас, улыбнитесь сначала мне, а затем друг другу. Теперь повернитесь и улыбнитесь нашим гостям, и пусть они улыбнутся вам. - Желаю, чтобы такое хорошее настроение оставалось у вас на протяжении всего урока! |
2. Проверка домашнего задания | - Для начала, проверим домашнее задание. Откройте учебники на 155стр. № 291. - Лена, читай 1-ю пару слов ( чай – чайник) - Назови их общую часть (чай) - Какова общая часть 2-й пары слов? (сух) - Замечательно, с домашним заданием справились. |
3. Новый материал Работа над правилом Целеполагание | -Давайте прочитаем правило и узнаем, как называются слова, которые имеют общую часть. - Читаем «глазками» - Андрей, пожалуйста, вслух. - Какие слова называют родственными? (родственные слова имеют общую часть и общее значение) - Какое название имеет общая часть родственных слов? (общая часть родственных слов называется корнем) - Правильно, поэтому родственные слова иначе называют однокоренными. - Итак, ребята, значит какова тема нашего урока сегодня? (Однокоренные слова) |
4. Первичное закрепление Учебник Устно! | - Обратимся к 294 упражнению и проверим, правильно ли выполнили задание Катя и Дима. - Лида, читай! - Слова «рыжий» и «рыжик» будут однокоренными? (да) - Почему? (имеют общую часть «рыж» и общее значение) - А слова «белка» и «белый»? (нет) - Почему? (Есть общая часть «бел», а значение разное) - Какой вывод можно сделать? (не все слова, которые имеют общую часть, могут называться однокоренными) |
Тетрадь! Доска! ∩ | - Откройте тетради, после домашней работы отступите 2 строки, на 3-ей запишите дату: 11 марта. - Будем записывать под диктовку, с красной строки, с большой буквы. - Кристина пойдёт к доске. - Зима, зимний, зимовье - Можно эти слова назвать однокоренными? - Почему? (имеют общую часть и значение) - Выделим корень, т.е. их общую часть. - На следующей строке: Лес, лесной, лесник. Мёд, медовый, медок. - Посмотрите, как пишется корень в однокоренных словах? (Во всех однокоренных словах корень пишется одинаково) - Какие трудности испытывали, когда выполняли задание? - Как устраняли? |
5. Физическая минутка | 1. «ЧА-ЧА-ЧА» Ча-ча-ча, печка очень горяча Чи-чи-чи, печёт печка калачи Чу-чу-чу, будет всем покалачу Чо-чо-чо, осторожно – горячо! 2. «Бабочка» Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – полетела. |
6. Закрепление Учебник Тетрадь!!! У. на доске | - Объяснять слова толково Нам поможет корень слова. Он поможет нам понять, Как же слово написать. - Обратимся к № 292. - Рассмотрите рисунки. Какие деревья изображены? (сосна, кедр, ель) - Расскажите какой интересный материал вы о них нашли и подготовили. - Молодцы! - А теперь выполним задание. - Дерево называется «сосна», а шишка какая? (сосновая) - Записали № 292. - Сосна – сосновая, - Какой будет корень? (сосн-) - … - Скажите, а к какой части речи относятся слова «кедр», «сосна», «ель»? (это имена существительные) - Почему? (отвечают на вопросы «что?», обозначают предмет) - А слова «сосновая», «кедровая», «еловая»? (это имена прилагательные) - Почему? (отвечают на вопрос»какая?», обозначают признак предмета) - Хорошо, выполнили! |
«Чужак» | - На партах у вас лежат листы с текстами. - Я буду читать, а вы внимательно слушать и следить по тексту. После прослушивания скажете, кто оказался «чужаком». Чужак. Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать? - Итак, кто оказался чужаком среди родственников воды? (водитель) - Почему гости сразу не приметили чужака? (в слове «водитель» то же корень «вод-») - Давайте поможем ему найти своих родственников. (водить, проводить, обводить, … ) - Запишите их на следующей строке, выделите корень. - Придумайте предложение со словом «водитель». Запишите, подчеркните главные члены. |
Игра в слова | - Поиграем в слова. Вам нужно к именам существительным подбирать слова с одинаковым сочетанием букв, но разным по значению. - Кстати, на какие вопросы отвечают имена существительные? («кто?», «что?») - Что обозначают? (предмет) - Хорошо! - Ну, например, «квакающие» слова. В них общая часть «ква». Квартал, акварель, квадрат, … - А теперь «каркающие» слова. Картофель, карта, карета, карамель, макароны, … - Далее слова «с носом». Нос, носилки, носок, … - Умнички!!! |
7. Итог | - Наш урок подходит к концу. Подведём итоги. - Какие слова называются однокоренными? (которые имеют общую часть и общее значение) - Назовите признаки однокоренных слов. (общая часть, общее значение) - А теперь, отметки за урок … |
8. Домашнее задание. | - Откройте дневники, запишите домашнее задание. № 295. Посмотрите на это упражнение, вам его нужно будет списать, а в родственных словах выделить корень. |
9. Рефлексия. | - На партах у вас лежат кружочки. Если на уроке всё было понятно, то положите их жёлтой стороной вверх, если что-то не понятно – красной. Дорисуёте им своё настроение. - Давайте порадуем солнышко – подарим ему своё настроение. - Видно, что материал понят/ не понятен, и настроение замечательное/плохое. - Пусть лучи этого весеннего солнышка светят нам весь день! - Урок окончен. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе "Общее понятие об однокоренных ( родственных словах)"
Урок проведен во 2 классе по программе "Школа России" с использованием мультимедийной презентации....
Урок русского языка во 2 классе по теме "Общее понятие об однокоренных словах"
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе «Г» Учитель А.А.ЧевризоваТема урока: Общее понятие об однокоренных словах.Цель: сформировать понятие о родственных словах.Задачи: форм...
Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Общее понятие об однокоренных словах"
Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Общее понятие об однокоренных словах"...
Общее понятие об однокоренных словах.
Тема: «Общее понятие об однокоренных (родственных) словах»(конспект урока с использовани...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ: "ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВАХ". 2 КЛАСС
Цели: ознакомить с признаками однокоренных слов.Задачи: формировать представление о родственных словах, о корне слова;- учить подбирать и сравнивать родственные слова, выделять корень слова;- развиват...
Урок русского языка во 2 классе на тему " Общее понятие об однокоренных словах"
Урок русского языка представлен в виде технологической карты с соответствии с требованиями ФГОС НОО. В ходе урока обучающиеся выполняют задания работая в паре, группе. На...
урок русского языка "Общее понятие родственных (однокоренных) слов"
Урок открытия нового знания проведен в соответствии с ФГОС НОО 3 класс "Школа России"...