"Общее понятие об однокоренных словах"
план-конспект урока по русскому языку на тему

Ветлугина Наталья Петровна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Алтайский край Змеиногорский район

МОУ Беспаловская средняя общеобразовательная школа

п. Беспаловский     2009

Цель:

Задачи:

Знакомство с признаками однокоренных слов

  1. Познакомить с особенностями родственных слов; формировать умение выделять общую часть слов;
  2. Создать условия для воспитания аккуратности при работе в тетради, интереса к предмету, любознательности;
  3. Создать условия для развития умения сравнивать слова, подбирать однокоренные.

Оборудование:

Учебник для 2-го класса ,Рамзаева Т.Г., листы с текстами, рисунок солнца, двусторонние двухцветные кружки.

Тип урока

Урок изучения нового материала

Структура

урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Новый материал
  4. Первичное закрепление
  5. Физкульт.минутка
  6. Закрепление
  7. Итог
  8. Домашнее задание
  9. Рефлексия

Ход урока:

1. Орг.момент

- Для начала, проверим, какое у вас настроение: если хорошее, то поднимите большой палец вверх/плохое – опустите.

- А сейчас, улыбнитесь сначала мне, а затем друг другу. Теперь повернитесь и улыбнитесь нашим гостям, и пусть они улыбнутся вам.

- Желаю, чтобы такое хорошее настроение оставалось у вас на протяжении всего урока!

2. Проверка

домашнего

задания

- Для начала, проверим домашнее задание. Откройте учебники на 155стр. № 291.

- Лена, читай 1-ю пару слов ( чай – чайник)

- Назови их общую часть (чай)

- Какова общая часть 2-й пары слов? (сух)

- Замечательно, с домашним заданием справились.

3. Новый

материал

Работа над правилом

Целеполагание

-Давайте прочитаем правило и узнаем, как называются слова, которые имеют общую часть.

- Читаем «глазками»

- Андрей, пожалуйста, вслух.

- Какие слова называют родственными? (родственные слова имеют общую часть и общее значение)

- Какое название имеет общая часть родственных слов? (общая часть родственных слов называется корнем)

- Правильно, поэтому родственные слова иначе называют однокоренными.

- Итак, ребята, значит какова тема нашего урока сегодня? (Однокоренные слова)

4. Первичное закрепление

Учебник

Устно!

- Обратимся к 294 упражнению и проверим, правильно ли выполнили задание Катя и Дима.

- Лида, читай!

- Слова «рыжий» и «рыжик» будут однокоренными? (да)

- Почему? (имеют общую часть «рыж» и общее значение)

- А слова «белка» и «белый»? (нет)

- Почему? (Есть общая часть «бел», а значение разное)

- Какой вывод можно сделать? (не все слова, которые имеют общую часть, могут называться однокоренными)

Тетрадь!

Доска!   

- Откройте тетради, после домашней работы отступите 2 строки, на 3-ей запишите дату: 11 марта.

- Будем записывать под диктовку, с красной строки, с большой буквы.

- Кристина пойдёт к доске.

- Зима, зимний, зимовье

- Можно эти слова назвать однокоренными?

- Почему? (имеют общую часть и значение)

- Выделим корень, т.е. их общую часть.

- На следующей строке:

 Лес, лесной, лесник.

Мёд, медовый, медок.

- Посмотрите, как пишется корень в однокоренных словах? (Во всех однокоренных словах корень пишется одинаково) 

- Какие трудности испытывали, когда выполняли задание?

- Как устраняли?

5. Физическая минутка

1. «ЧА-ЧА-ЧА»  

   Ча-ча-ча, печка очень горяча

   Чи-чи-чи, печёт печка калачи

   Чу-чу-чу, будет всем покалачу

   Чо-чо-чо, осторожно – горячо!

2. «Бабочка»

    Утром бабочка проснулась,

     Потянулась, улыбнулась.

     Раз – росой она умылась,

     Два – изящно покружилась,

     Три – нагнулась и присела,

     На четыре – полетела.

6. Закрепление

Учебник

Тетрадь!!!

У. на доске

- Объяснять слова толково

  Нам поможет корень слова.

  Он поможет нам понять,

  Как же слово написать.

- Обратимся к № 292.

- Рассмотрите рисунки. Какие деревья изображены? (сосна, кедр, ель)

- Расскажите какой интересный материал вы о них нашли и подготовили.

- Молодцы!

- А теперь выполним задание.

- Дерево называется «сосна», а шишка какая? (сосновая)

- Записали № 292.

- Сосна – сосновая,

- Какой будет корень? (сосн-)

- …

- Скажите, а к какой части речи относятся слова «кедр», «сосна», «ель»? (это имена существительные)

- Почему? (отвечают на вопросы «что?», обозначают предмет)

- А слова «сосновая», «кедровая», «еловая»? (это имена прилагательные)

- Почему? (отвечают на вопрос»какая?», обозначают признак предмета)

- Хорошо, выполнили!

«Чужак»

- На партах у вас лежат листы с текстами.

- Я буду читать, а вы внимательно слушать и следить по тексту. После прослушивания скажете, кто оказался «чужаком».

Чужак.

       Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.

      Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать? 

- Итак, кто оказался чужаком среди родственников воды? (водитель)

- Почему гости сразу не приметили чужака? (в слове «водитель» то же корень «вод-»)

- Давайте поможем ему найти своих родственников. (водить, проводить, обводить, … )

- Запишите их на следующей строке, выделите корень.

- Придумайте предложение со словом «водитель». Запишите, подчеркните главные члены.

Игра в слова

- Поиграем в слова. Вам нужно к именам существительным подбирать слова с одинаковым сочетанием букв, но разным по значению.

- Кстати, на какие вопросы отвечают имена существительные? («кто?», «что?»)

- Что обозначают? (предмет)

- Хорошо!

- Ну, например, «квакающие» слова. В них общая часть «ква».    Квартал, акварель, квадрат, …

- А теперь «каркающие» слова.   Картофель, карта, карета, карамель, макароны, …

- Далее слова «с носом».    Нос, носилки, носок, …

- Умнички!!!

7. Итог

- Наш урок подходит к концу. Подведём итоги.

- Какие слова называются однокоренными? (которые имеют общую часть и общее значение)

- Назовите признаки однокоренных слов. (общая часть, общее значение)

- А теперь, отметки за урок  …

8. Домашнее задание.

- Откройте дневники, запишите домашнее задание. № 295. Посмотрите на это упражнение, вам его нужно будет списать, а в родственных словах выделить корень.

9. Рефлексия.

- На партах у вас лежат кружочки. Если на уроке всё было понятно, то положите их жёлтой стороной вверх, если что-то не понятно – красной.

    Дорисуёте им своё настроение.

- Давайте порадуем солнышко – подарим ему своё настроение.

- Видно, что материал понят/ не понятен, и настроение замечательное/плохое.

- Пусть лучи этого весеннего солнышка светят нам весь день!

- Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе "Общее понятие об однокоренных ( родственных словах)"

Урок проведен во 2 классе по программе "Школа России" с использованием мультимедийной презентации....

Урок русского языка во 2 классе по теме "Общее понятие об однокоренных словах"

Конспект открытого урока  по русскому языку во 2 классе «Г» Учитель А.А.ЧевризоваТема урока: Общее понятие об однокоренных словах.Цель: сформировать понятие о родственных словах.Задачи: форм...

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Общее понятие об однокоренных словах"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Общее понятие об однокоренных словах"...

Общее понятие об однокоренных словах.

                              Тема: «Общее понятие об однокоренных (родственных) словах»(конспект урока с использовани...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ: "ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВАХ". 2 КЛАСС

Цели: ознакомить с признаками однокоренных слов.Задачи: формировать представление о родственных словах, о корне слова;- учить подбирать и сравнивать родственные слова, выделять корень слова;- развиват...

Урок русского языка во 2 классе на тему " Общее понятие об однокоренных словах"

Урок русского языка представлен в виде технологической карты с соответствии с требованиями ФГОС НОО.  В ходе урока  обучающиеся выполняют задания  работая в паре,  группе.  На...

урок русского языка "Общее понятие родственных (однокоренных) слов"

Урок открытия нового знания проведен в соответствии с ФГОС НОО 3 класс "Школа России"...