Урок русского языка во 2 классе на тему " Общее понятие об однокоренных словах"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Степанян Светлана Ивановна

Урок русского языка представлен в виде технологической карты с соответствии с требованиями ФГОС НОО.  В ходе урока  обучающиеся выполняют задания  работая в паре,  группе.  На уроке используется ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока
по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему
«Общее понятие об однокоренных словах»

Тип урока:

Урок открытия новых знаний

Авторы УМК:

Т.Г. Рамзаева

Цели урока:

 познакомить учащихся с понятиями корень, однокоренные слова, учить детей находить корень в словах, распознавать и подбирать однокоренные слова , обогащать словарный запас детей.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Личностные результаты

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию ;

- понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности;

--проявление бережного  отношения к своему здоровью.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- определение цели учебной деятельности совместно с одноклассниками и учителем;

- прогнозирование и составление плана учебной деятельности совместно с одноклассниками и учителем;

- контроль и коррекция способа и результата решения учебной задачи по образцу;

- оценка успешности решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с одноклассниками и учителем.

Познавательные УУД

Общеучебные УУД:

- умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

Логические УУД:

- анализ, синтез, сравнение, классификация;

- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений;

- выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство.

Коммуникативные УУД:

- определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии  с одноклассниками и учителем;

- умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению;

-понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

-умение договариваться, находить общее решение;

-умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

-способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов,

-рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.

Оборудование:

 Компьютер, проектор, интерактивная доска. Презентация. карточки для работы в группе, оценочные листы,учебник «Русский язык. 2 класс.2 часть»  Т.Г. Рамзаева, солнышки и тучки.

Образовательные ресурсы:

                                                                                                               

Этап

урока

Деятельность учителя
 

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

УУД

Предметные

Виды УУД, характеристики

1.Орг. момент

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию ;

- понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности;

Регулятивные УУД:

- контроль и коррекция способа и результата решения учебной задачи по образцу;

- оценка успешности решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с одноклассниками и учителем.

Познавательные УУД

Общеучебные УУД:

- умение структурировать знания;

- Логические УУД:

- анализ, синтез, сравнение;

Коммуникативные УУД:

-понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо вопрос;

 2.Проверка домашнего задания

 Посмотрите на слайд и проверьте свое задание. .Поднимите зеленые сигналы , если в домашнем задании нет ошибок. Ребята, поднимите желтые сигналы, пожалуйста, у кого домашнее задание выполнено не так.  Поднимите красные сигналы, если вы не выполнили домашнее здание.

Проверяют задание, оценивают его выполнение.

Знать: понятие

« предлог»

Уметь:

раздельно писать предлоги со словами.

3.Постанов

ка темы и цели урока

Словарно-орфографическая работа.

Начнём писать, давайте с вами вспомним, какие правила при письме мы должны учитывать.

На слайде написаны слова

с.бака      гор.д

д.ревня      .тец

Посмотрите на доску какое задание мы будем с вами сейчас выполнять? 
– Как мы называем эти слова ?
– Можно ли проверить написание этих слов? Почему? 

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока.

 Минутка чистописания.
оло   оро  осо  ого  молоко   корова  город  воробей воронья

Как вы думаете, почему некоторые буквы уже подчеркнуты? Что заметили? – Какое это слово?
– Ребята, а где вы уже слышали такое слово ?
– Что такое корень?
– Какие значения имеет это слово? Где мы можно найти значение этого слова , если затрудняемся объяснить сами ?  Послушаем сообщение.

- Значит какая тема нашего занятия?
-Что бы вы хотели сегодня на уроке узнать ?.
 Запись на слайде: 
1.Что такое корень слова?

2. Роль корня в слове?

3. Как выделить в слове корень?

4.Какие слова называются однокоренными?

Называют правила посадки при письме.

Отвечают на вопросы. Вставляют пропущенные буквы, называют орфоргамму.

  Дописывают  на доске и в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма.

Пишут буквосочетания и слова. Отвечают на вопросы.

Слушают сообщение ученицы  о  значении слова из Толкового словаря.

Формулируют тему  и цели урока,  составляют план работы.

Знать:

Написание словарных слов

Уметь: находить орфорграммы в словах

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию.

Регулятивные УУД:

- определение цели учебной деятельности совместно с одноклассниками и учителем;

- прогнозирование и составление плана учебной деятельности совместно с одноклассниками и учителем;

Познавательные УУД

Общеучебные УУД:

- умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

Логические УУД:

- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений;

- выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство.

Коммуникативные УУД:

- умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению;

-понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

4.Наблюдение, работа с текстом (сравнение)

Послушайте сказку: ( на слайде дерево и на нем появляются слова)

–Жил был корень – сад-. Один догадливый человек решил посадить его. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нем слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.

Как-то много лет назад

Посадили дивный сад

Не был этот сад фруктовым

Был он только словом.

Это слово, слово – корень

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новым слов.

Вот из сада вам рассада.

Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод

Иль садовник к нам идёт.

Очень – очень интересно

Погулять в саду словесном !
– Что заметили в словах ? Какая общая часть есть во всех словах?
– Назовите эту часть.

- Как думаете, как мы будем называть общую часть слов? В корне заключен главный смысл слова, это главная часть слова. От него « растут» другие слова, общая часть родственных слов.

- Можно ли эти слова назвать родственными ?

-Кто такие родственники? -Будут ли наши слова родственными? Почему ?

- А как будут называть слова, у которых один корень ?

Докажем правильно ли мы сделали вывод, поработаем с правилами по учебнику на с. 43.

Слушают сказку, отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы, делают вывод.

Знать: понятия

« корень», «родствен-ные слова»

Уметь: находить корень словах

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию.

Регулятивные УУД:

-контроль и коррекция способа и результата решения учебной задачи по образцу.

Познавательные УУД

Общеучебные УУД:

- умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Логические УУД:

- анализ, синтез;

- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений;

- выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство.

Коммуникативные УУД:

-понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

-умение договариваться, находить общее решение;

-умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

 5.Первич-

ное закрепле-

ние нового материала

 Выполним упражнение 291 на странице 43. Прочитайте задание. Что нам нужно сделать с данными словами? Работать будем в паре.

- От каких корней пошли новые слова?

- Что общего в значении родственных слов ?

  Проверьте правильность выполнения упражнения по слайду и оцените свою работу зелеными, желтыми и красными кружочками.

Выполним упражнение 292 на странице 44.

Выполняют упражнение , отвечают на вопросы, делают выводы

Знать: понятия

« корень слова», «однокорен-ные слова»

Уметь:  находить корень слова, подбирать однокорен-ные слова

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию ;

- понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

- контроль и коррекция способа и результата решения учебной задачи по образцу;

- оценка успешности решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с одноклассниками и учителем.

Познавательные УУД

Общеучебные УУД:

- умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

Логические УУД:

- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений;

- выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство.

Коммуникативные УУД:

-понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

-умение договариваться, находить общее решение;

-умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

6.Физминутка

Ученик показывает движения под музыку, остальные повторяют.

Личностные УУД:

-проявление бережного  отношения к своему здоровью.

7.Упражне-ние в определе-ние родствен-ных слов

 На слайде даны слова : лиса, ёж, лисонька, ёжик, ежиха, лист, ежата, лисичка, лисица,ежевика.

Будьте внимательны, так как слова похожи.

- Почему слова каждой группы вы считаете однокоренными?

1 вариант -выписывают родственные слова к слову «ёж»

2 вариант -  выписывают родственные слова к слову «лис»

Проверьте свою работу по образцу на слайде  и оцените ее с помощью кружочков.

Сейчас будем работать в группах, разделитесь на 5 групп.

- Какие правила мы должны учитывать. работая в группе?

1)Игра «Редактор».

Восстанови текст, добавив однокоренные слова. Выдели корень.

У меня встали _______. Ещё ______ назад ходили. А сейчас ____________ стрелка стоит неподвижно. Нужно чтобы их починил мастер - ________.

Слова для справок: часовщик, час, часовая, часики.

 Проверяем задания, записывая пропущенные слова на интерактивной доске. Оцените работу группы в оценочном листе.

2) Каждой группе дается задание вырастить словесное дерево из слова- корня

- стол-

-зуб-

-дом-

-рыб-

-гор-

Проверка – запись слов на интерактивной доске.

3)Игра  «Засели домики».

- Одновременно в 3 домика приехали «родственники» (у нас - это родственные слова, как вы понимаете ) Проверьте, правильно ли они заселились .

- зим-

Зима ,зимний ,зимовка, зимовать

- мор-

Морской, моряк, море, мороз.

- вод –

Вода, водичка, водный, водитель.

- Обсудите в группах это заселение, может кто-то из «родственников» перепутал домики .

- Проверяем, кто оказался лишним в 1 домике? Кто согласен – зеленый «светофор»

- кто не согласен красный «светофор»

-Какое слово лишнее докажите .

Так же проверяется заселение во 2 и 3 домики. Оцените работу своих групп в оценочном листе.

 Выполняют задания по вариантам.

Работают самостоятельно в тетрадях. 2 человека у доски.

 Самопроверка и самооценка.

Делятся на 5 групп.

Вспоминают правила работы в группе.

Самопроверка по слайду и самооценка.

Придумывают слова и координатор  читает их.  Остальные внимательно слушают и исправляют ошибки.

Выполняют задания,  самопроверка и самооценка.

Знать: понятия

« корень слова», «однокорен-ные слова»

Уметь:  находить корень слова, подбирать однокорен-ные слова.

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию ;

- понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности;

Регулятивные УУД:

- контроль и коррекция способа и результата решения учебной задачи по образцу;

- оценка успешности решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с одноклассниками и учителем.

Познавательные УУД

Общеучебные УУД:

- умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

Логические УУД:

- анализ, синтез;

- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений;

- выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство.

Коммуникативные УУД:

- определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии  с одноклассниками и учителем;

- умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению;

-понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

-умение договариваться, находить общее решение;

-умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

-способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов.

8.Домашнее задание

Дифференцированная домашняя работа.

1)Выполнить упражнение 293  на  с. 44

 2) Составить словесное дерево с любым корнем

Записывают задание на дом, задают вопросы

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию

9.Рефлексия

Обеспечение позитивного настроя на получение знаний

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

Теперь я знаю что:

Корень- это….

В корне заключён…

Чтобы правильно выделить корень, надо …

Оцените свою работу: «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось.

Заканчивают предложения. Оценивают свою работу.

Знать: понятие

« корень слова».

Личностные УУД:

- понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

- оценка успешности решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с одноклассниками и учителем.

Познавательные УУД

Общеучебные УУД:

- умение структурировать знания.

Логические УУД: 

- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД:

-рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс.По теме:" Парные согласные в корне слова".

Урок русского языка.Форма урока освобождение снежного барса из плена.Цель урока:  расширить знания детей о проверочных словах при проверке безударных гласных и парных согласных в корне, учит...

Презентация к уроку русского языка 2 класс. По теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счастливый случай ". Программа 2100

Презентация по русскому языку, по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счасливый случай". Программа 2100. ФГОС....

Урок русского языка в3 классе по теме "Правописание непроизносимых согласных в словах".

Урок проведен с использованием образовательных технологий: проблемное обучение, технология сотрудничества, технология развития критического мышления ( знаю, узнал)....

Урок русского языка во 2 классе по теме "Общее понятие об однокоренных словах"

Конспект открытого урока  по русскому языку во 2 классе «Г» Учитель А.А.ЧевризоваТема урока: Общее понятие об однокоренных словах.Цель: сформировать понятие о родственных словах.Задачи: форм...

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Общее понятие об однокоренных словах"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Общее понятие об однокоренных словах"...

Конспект урока РУССКОГО ЯЗЫКА (3 класс) по теме: "Обобщение знаний о составе слова".

Данный  урок  разработан  в  виде  ЭСТАФЕТЫ  ЗНАНИЙ. В  нём  много  игровых  моментов.,  интересных  заданий,  например  КОНКУРС ...

Урок русского языка. 2 класс. Школа России. Общее понятие о предлоге.

Урок русского языка "Общее понятие о предлоге" является первым уроком в теме "Предлоги". Один из первых в системе уроков "Предлоги"Тип урока - урок изучения нового м...