Урок русского языка во 2 классе по теме "Общее понятие об однокоренных словах"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Конспект открытого урока  по русскому языку во 2 классе «Г»

 

Учитель А.А.Чевризова

Тема урока: Общее понятие об однокоренных словах.

Цель: сформировать понятие о родственных словах.

Задачи: формировать умение находить общее у родственных слов; развивать речь уч-ся    через объяснение лексического значения слова; прививать интерес к родному           языку; воспитывать умение общаться в группах.

Ответить на вопросы:

 основной - Какие слова называются родственными?

 проблемный - Бывают ли у слов родственники?

 учебный - Как распознать родственные слова? Как подобрать  родственные слова?

 

План урока.

 

1.Организационный момент.

 

Громко прозвенел звонок – начинается урок.

Вы пришли сюда учиться, не лениться.                                               

 

     Девиз нашего урока: Работаем старательно,                                        на доске

                                         Слушаем внимательно.                                                                         

В конце урока к нему вернемся: оценим свою работу.

 

2.Чистописание.

 

   Подул Морозко на стекло, узор нарисовал.

   Его напишите мы легко: овал, эр, вновь овал.

 Какое буквосочетание сегодня будем писать?

 

(Показ учителем на доске. Дети пишут несколько раз.)

                                                                                              

                                                                                               Тетрадь с наклоном положу,

                                                                                               Ручку правильно держу.

                                                                                               Сяду прямо, не согнусь,

                                                                                               За работу я возьмусь!

 

3.Работа со словами из словаря.

   -   Вспомним и запишем слова из нашего  словарика, в которых есть

это буквосочетание –оро-.

 

На заборе очень громко утром каркала … (ворона).

Москва, Санкт-Петербург, Киев - … (города).

Ребус.  40А (сорока).

Загадка.

Говорит она му-му,

Ночью спит в своем хлеву,

Днем на пастбище идет.

Молочко нам всем дает. (корова)

 

         - Прочитайте написанные слова. Что их всех объединяет?

(Слова из словарика. Буквосочетание – оро-. Все имена существительные.

 3 слога.)

 

      - Какое слово лишнее? Почему?

(Города, т.к. оно неодушевленное. Ударение падает на 3 слог,

а у остальных на 2 слог, множественное число.)

 

4.Объяснение нового материала.

     -Как много, дети, вы знаете интересного про слова.

Сегодня мы узнаем что-то новое о них.

 

      На уроке мы должны исследовать следующие вопросы:

- Бывают ли у слов родственники?

- Какие слова называются родственными?

- Как распознать родственные слова?

 

     - Это исследование и есть цель нашего урока.

А тема урока: Родственные слова.                                   (Слайд 1)

 

     - Давайте побываем в гостях у одной семьи, даже в двух.             (Слайд №2)

 

      Итак, жил-был тигр. (Слайд картинка и слово) У него был маленький

 сынок …(тигренок). А у тигренка была мама … (тигрица).

 Вот и  получилось две семьи: в одной живут звери, а в другой слова,

которые их называют.

      Какие это слова? Прочитайте.

 В семье зверей никого больше нет, а в семье слов есть. Мы можем

услышать рык тигра.

Чей крик? Какой? (тигриный)

     - Слова, как звери и люди, тоже живут семьями.

 Прочитайте всю семью слов.

     - Самое главное здесь слово тигр. Почему?

(Живет во всех словах, с его помощью можно объяснить все слова в семье.

Тигренок – маленький тигр, Тигрица – тигр женского рода. Тигриный – звук,

который издает тигр.)

      - Спишите все слова.

 

      - У слова есть главная часть, которая называется корень (слайд №3)

         и есть родня, слова с таким же корнем.                                 

 

     - Прочитайте первый вопрос на доске. Ответили на него?

Получите шарик.

 

      - Прочитайте второй вопрос. Попробуйте на него ответить.

 

     - Проверьте свои выводы по учебнику на стр.61.

      (Слова родственники – это слова с одинаковым  корнем, т.е. однокоренные.

Их значение можно объяснить с помощью одного и того же слова.

 Часть этого слова живет во всех словах  родственниках. ( Слайд продолжение)

 

     - Графически корень будем выделять особым знаком – дугой. (Слайд)

 

      Что же такое корень? Расскажите  сосед соседу по парте.

 

     - Выделите аккуратно корень во всех родственных словах.

 Начинать надо перед первой буквой корня, а заканчивать после

последней буквы корня.

     

5. Вывод.

     - Можно ли назвать сахар и конфету родственными словами? Почему?

Конфета же  тоже сладкая и вкусная.

 

      - Прочитайте 2 вопрос. Ответили мы на него?

        Получите второй шарик.

 

6. Закрепление нового материала.

    - Давайте закрепим наши новые знания. Соберем семью родственных слов.

                                                                                                              (Слайд № 4)

                 (Работа в группах, парах)

С каким корнем мы будем собирать слова?

На ветках вы видите подсказки, пользуйтесь ими.

Проверка.(посадки, садовод,рассада,садовый,садовник,садик)

 

Докажите, что вы подобрали однокоренные слова. (Слайд №5)

Спишите слова в тетрадь.

Выделите корень.

 

     - Что такое корень?                   (Слайд №6)  

Ответ найдите, посоветовавшись с соседом.

 

                                    

                                      1.Это общая часть всех слов

КОРЕНЬ                      2.Это главный член предложения

                                     3. Это общая часть однокоренных слов

Физминутка

 

7.Индивидуальный опрос.

Раздать тесты.

1.     Соедини стрелками родственные слова.

2.     Какое слово лишнее(не родственное)?

 

8.Самостоятельная работа.

     Берем карточки с заданием вставить пропущенные слова,

используя слова для справок.

     В зеленой траве прячется …. Он ждет маму - …. Счастливая … семейка

отправилась домой.

     Слова для справок: гусенок, гусеница, гусыню, гусиная, гусь.

 

-  Проверка со слайдом № 7.

Прочитайте по 1 предложению.

 

- Как называются вставленные слова?

- Какие слова вы не использовали?

-Как вы понимаете значение слова гуськом?          (Слайд № 8)

-Какое из них однокоренное со вставленными словами?

-Докажите.                                                                   (Слайд № 9)                    

-Какое слово лишнее? Почему?

 

     -Научились распознавать однокоренные слова?

Ответили на 3 вопрос?                             Получите шарик.

 

9. Итог урока. Рефлексия

Подведем итог нашего урока. Для этого нам надо будет ответить на след. вопросы:

 

-Сегодня на уроке мы познакомились…

-Мне было трудно

-Я сомневался

-Мне понравилось

-Я доволен

Возьми с парты смайлик, тот кот. показывает ваше настроение. Какое у вас настроение от урока?(радостное, грустное)

 

Перевернуть шарики обратной стороной, где написано МОЛОДЦЫ!

 

10. Домашнее задание.                                                              (Слайд № 11)

 

С.59 № 6, правило с.60-61

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение к уроку

                                             Физкультминутки.

 

1. Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанье сделал справно,

Клювиком почистил  пух.

И скорей за парту – плюх!

 

2.Если назову слово родственное к слову ЛЕТАТЬ,

встаньте, руки поднимите к верху.

 Если слово не родственное,

 продолжайте сидеть на стуле.

 

     Летать,  заколет,  полет,  литр,  

летчик,  летун,  лить,  улетает,  пилот.

 

 

 

Индивидуальные карточки.

Карточки №1

1.Соедини стрелками родственные слова.

 

Сахар                                 светит

Хлеб                                  водитель

Свет                                   сахарница

Вода                                  хлебница

 

2.Какое слово лишнее (не родственное)?

Путь, дорога, путник.

Идти, шагать, шаг.

Смешить, смешной, хохотать.

 

Карточки№2

    В зеленой траве прячется _____________ .

 

    Он ждет маму  -   ___________________ .

 

    Счастливая  __________________ семейка отправилась домой.

 

 Слова для справок: гусенок, гусеница, гусыню, гусиная, гуськом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse_po_teme.docx10.46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе по теме: Общее понятие об однокоренных словах.

Цель: сформировать понятие о родственных словах.

Задачи: формировать умение находить общее у родственных слов; развивать речь уч-ся    через объяснение лексического значения слова; прививать интерес к родному           языку; воспитывать умение общаться в группах.

Ответить на вопросы:

 основной - Какие слова называются родственными?

 проблемный - Бывают ли у слов родственники?

 учебный - Как распознать родственные слова? Как подобрать  родственные слова?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 кл "Единообразное написание корня в однокоренных словах"

Урок - путешествие по русскому языку во 2 классе. Тема "Единообразное написание корня в однокоренных словах". Дети путешествовали по маршруту, обозначенному на карте. На пути им встречались гора Старт...

Урок русского языка 1 класс "Наблюдение над общим значением однокоренных слов"

Урок разработан по системе Н.Ф.Виноградовой «Начальная школа XXI века». Урок русского языка в 1 классе относится к блоку «Как устроен наш язык».Развитие активности, самостоятельности, инициативы...

Урок русского языка 2 класс по теме " Понятие о родственных словах"

Урок русского языка по теме "Понятие о родственных словах" Цели данного урока: познакомить с понятием родственные слова, развивать умение находить родственные слова в тексте, развивать словарный запас...

Урок русского языка по теме "Корень как общая часть однокоренных слов", 2 класс

Программа "Начальная школа XXI века"Тема: Корень как общая часть однокоренных слов.Тип урока: урок изучения нового материала.Форма урока: урок-исследование. Цель урока: создание условий...

Методическая разработка урока_Русский язык_ 2 класс (УМК "Школа России".) Закрепление. Корень слова. Однокоренные слова

Методическая разработка будет полезна учителям начальных классов.Поможет грамотно выстроить ход урока по формированию предметных и метапредметных умений обучающихся при изучении данной темы.Разработка...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол. Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Глагол. Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов.Цели деятельности учителя: развитие умения находить глаголы среди однокоренных слов по вопросу и ...