Общее понятие об однокоренных словах.
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему
Тема: «Общее понятие об однокоренных (родственных) словах»
(конспект урока с использованием информационно - коммуникативных
технологий в образовании)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchee_ponyatie_ob_odnokorennyh_slovah.docx | 36.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ С. КАРДЖИН
Разработка урока к муниципальному методическому объединению учителей начальных классов
Предмет: Русский язык (2 класс)
Тема: «Общее понятие об однокоренных (родственных) словах»
(конспект урока с использованием информационно - коммуникативных
технологий в образовании)
Выполнила: учитель начальных классов
Моргоева Марина Тотразовна.
2016 г.
Технологическая карта урока.
Предмет | Русский язык | |
Класс | 2 | |
Тема урока | «Общее понятие об однокоренных (родственных) словах» | |
Тип урока | Урок открытия новых знаний | |
Цель | Деятельностная: формирование умений о признаках однокоренных (родственных) слов. Содержательная: формирование системы филологических понятий. | |
Планируемый результат | Предметные умения | Универсальные учебные действия (УУД) |
1.Формировать представление о родственных словах, о корне слова. 2.Учить подбирать и сравнивать родственные слова, выделять корень слова. 3.Развивать мышление, внимание, воображение, речь. 4.Способствовать воспитанию любви к красоте слова. | Личностные: - осознание алгоритма учебного действия; - способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности; - уметь работать в заданном темпе; - принимать учебные цели, проявлять желание учиться. - признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем. Метапредметные Регулятивные: - постановка темы и учебных задач на основе неизвестного; - освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи; - планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления; - прогнозирование результата деятельности; - формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; - сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение. Познавательные: - самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей; - поиск и выделение необходимой информации; - осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме; - формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации; - выбор наиболее эффективных способов решения заданий в зависимости от конкретных условий; - рефлексия способов действий и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Коммуникативные: - формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; - принимать на себя ответственность за результат своих действий; - наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их; - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка. | |
Основные понятия | Однокоренные, родственные слова, корень. | |
Межпредметные связи | Литературное чтение, окружающий мир. | |
Ресурсы: - основные | 1. Мультимедиа оборудование (компьютер, мультимедиапроектор, экран, ПО) презентационное сопровождение, выполненное с помощью MS Power Point. 2. Т.Г.Рамзаева «Русский язык», учебник для 2 класса (в двух частях), часть 2, М.- «Просвещение», 2012; 3. Листы самооценки. | |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, в группах, самостоятельная работа. |
ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые универсальные учебные действия |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Минутка чистописания. | Включение в деловой ритм. - Я рада видеть вас! - Я рада слышать вас! - Так давайте в этот час поработаем на славу и порадуем всех нас! Устное сообщение учителя. - Объясните смысл девиза . - Послушайте загадку. Ствол белеет, Шапочка зеленеет. Стоит в белой одёжке, Свесив сережки. Слайд 1. - Назовите отгадку! -А какую букву будете писать, вы узнаете, определив безударную гласную в слове береза. Поставьте ударение и подчеркните безударную гласную. - Как проверить безударную гласную? - Какое проверочное слово подберете? Слайд 2 - В ваших тетрадях я нарисовала березу. На строчках прописываем безотрывно букву е. -это листья нашей березы. - В строчке нижней пишем слово береза, ставим ударение и подчеркиваем безударную гласную. На новой строчке запишите предложение со словом береза. Подчеркните главные члены предложения. | Готовятся к работе. Проговаривание девиза «Дерево сильно корнями, а человек знаниями». Выполняют упражнение в тетради. Обосновывают выбор написания. - Береза! Дети рассказывают правило. - Белая. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Познавательные: логическое внимание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: - классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку) Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми |
Постановка учебной задачи. | Создает проблемную ситуацию. Слайд 3. - А теперь послушайте сказку. Жил — был много лет назад корень «лёт». Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А корень и говорит: «Посадите меня и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди корень «лёт» и стал он расти. Сначала один росток пустил затем второй, третий. Вот какое дерево получилось. - Посмотрите внимательно, сравните слова. -Какая общая часть есть в этих словах? - И решили тогда люди общую часть слов назвать корнем. - Как вы думаете, как называются такие слова? - Назовите тему нашего урока . - Чему будем учиться? - А теперь закройте корень и прочитайте оставшиеся части слова. - Понятен ли смысл? - Какой вывод сделаете? - Прочитайте правило в учебнике на стр. | Определяют тему урока. Ставят учебные цели, выявляют место и причины затруднений, которые могут возникнуть на уроке, прогнозируют свой индивидуальный результат. Быть внимательными при определении однокоренных слов. Следовать указаниям учителя. Узнаем и закрепим признаки однокоренных (родственных) слов. Выделяют характерные признаки. Корень – это главная часть слова, в ней заключается смысл слова. Чтение правила. | Регулятивные: целеполагание; постановка темы и учебных задач на основе соотнесения того, что неизвестно; освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления; прогнозирование результата деятельности. Коммуникативные: постановка вопросов; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка. Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели; формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации; логические – формулирование проблем, прогноз деятельности. |
Применение новых знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
| Организует самостоятельную деятельность учащихся, работу в парах по исследованию проблемных ситуаций. Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Парная работа. - Возьмите карточки желтого цвета. Прочитайте внимательно задание. Выполните. Водяной, водный, водичка. Моряк, море, морской. Лесной, лес, лесник | Дети работают с карточками. Алгоритм работы в парах: думаю сам, высказываю свое мнение, выслушиваю соседа, приходим к общему мнению. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание, выбор наиболее эффективных способов решения заданий в зависимости от конкретных условий. Личностные: признавать собственные ошибки, осознание алгоритма учебного действия, способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности, уметь работать в заданном темпе. |
Физминутка. Самопроверка | Организует физминутку. Откройте учебники на стр.44. упр. 293.
| Выволняют физминутку. Самостоятельное выполнение. | Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств; Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; |
Заключительный этап. Рефлексия. | Игра «Фразеологические обороты». - Соедини фразеологические обороты с глаголами. Ломать голову. Надуть губы. Уносить ноги. Убежать . Думать. Обидеться. Игра «Вырасти свое дерево». Раздаю детям задания. Первая группа выращивает дерево с корнем «ЛЕС», вторая группа с корнем «СТАР», третья группа с корнем «ХОД». Организует рефлексию. Тест «Однокоренные слова». -Возьмите пульты. -По моей команде зарегистрируйтесь. Внимательно читайте вопрос и выберите правильный вариант ответа.
Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам, За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились! - Ваше домашнее задание вырастить дерево однокоренных слов. Работа с листом самооценки. | Дети работают с интерактивной доской. Учащиеся высказывают свои мнения. Результаты вывешивают на доску. Выполняют тест «Однокоренные слова». | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование. Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе "Общее понятие об однокоренных ( родственных словах)"
Урок проведен во 2 классе по программе "Школа России" с использованием мультимедийной презентации....
Урок русского языка во 2 классе по теме "Общее понятие об однокоренных словах"
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе «Г» Учитель А.А.ЧевризоваТема урока: Общее понятие об однокоренных словах.Цель: сформировать понятие о родственных словах.Задачи: форм...
Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Общее понятие об однокоренных словах"
Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Общее понятие об однокоренных словах"...
"Общее понятие об однокоренных словах"
Конспект урока...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ: "ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВАХ". 2 КЛАСС
Цели: ознакомить с признаками однокоренных слов.Задачи: формировать представление о родственных словах, о корне слова;- учить подбирать и сравнивать родственные слова, выделять корень слова;- развиват...
Урок русского языка во 2 классе на тему " Общее понятие об однокоренных словах"
Урок русского языка представлен в виде технологической карты с соответствии с требованиями ФГОС НОО. В ходе урока обучающиеся выполняют задания работая в паре, группе. На...
урок русского языка "Общее понятие родственных (однокоренных) слов"
Урок открытия нового знания проведен в соответствии с ФГОС НОО 3 класс "Школа России"...