Внеклассное мероприятие по русскому языку в 3-м классе "Загадки фразеологии"
материал по русскому языку (3 класс) на тему
Цель: продолжить знакомство учащихся с устойчивыми сочетаниями слов в русском языке-фразеологизмами, образными общепринятыми выражениями, пословицами и поговорками, совершенствовать навыки коллективной работы, развитие языкового чувства детей, языковой интуиции, речевых способностей, умение использовать фразеологизмы в различных жизненных ситуациях.
Технология построения занятия: проблемно-диалогическая технология.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_po_russkomu_yazyku.docx | 25.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 3-м классе "Загадки фразеологии"
Виноградова Илона Викторовна,учитель начальных классов
Любицкая Ольга Николаевна, учитель начальных классов
Турнир знатоков между классами
Цель: продолжить знакомство учащихся с устойчивыми сочетаниями слов в русском языке-фразеологизмами, образными общепринятыми выражениями, пословицами и поговорками, совершенствовать навыки коллективной работы, развитие языкового чувства детей, языковой интуиции, речевых способностей, умение использовать фразеологизмы в различных жизненных ситуациях.
Технология построения занятия: проблемно-диалогическая технология.
Ход занятия.
1. Вход детей в зал.
Дети входят в зал с песней « Учат в школе».
2.Организационный момент.
а) Вступительное слово ведущего:
«Сотни слов, родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни». (Вадим Шефнер)
б) Чтение стихов учащимися.
Щедрое народное наследство-
Я люблю красивый наш язык,
Ведь на русском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык.
Жизнь идет, словарь опережая.
(Сколько новых дел, событий, чувств!)
Мысль свою на русском выражая,
Я у предков многому учусь.
Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слова
В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства.
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком-
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
Наш язык - язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык! (Семен Данилов)
в) Ведущий 1: - Сколько хороших слов сказано о русском языке! Писатель Александр Иванович Куприн говорил: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах- красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.» Ведущий 2: - Чему мы учимся на уроках русского языка, исходя из слов песни « Учат в школе»? (Ответы детей.) Ведущий 1:
- Конечно же, рассказать обо всем ,чему мы учимся на уроках русского языка, в песне не получится. И сегодня на нашем занятии вы постараетесь открыть для себя значимость русского слова. Ведущий 2:
- Занятие у нас необычное: это турнир знатоков русского языка.
- А что такое турнир? (Ответы детей)
3. Представление команд.
Ведущие: - В нашем турнире примут участие две команды. (Дети сами создают команду, выбирают капитана, придумывают название и девиз)
4. Разминка.
Ведущий 1 - Я говорю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ во множественном числе. Отвечайте хором.
Гроза - …(грозы)
Доска – …(доски)
Вода - … (воды)
Мука - … (сущ. мука не имеет множественного числа)
Письмо - … (письма)
Колесо - …(колёса)
Полотно-…(полотна)
Молоко - …(сущ. метро не имеет множественного числа)
Тень - …(тени)
Даль - …(дали)
Пыль - …(сущ. лень не имеет множественного числа)
Слонёнок -…(слонята)
Утёнок - …(утята)
Волчонок - … (волчата)
Ведущий 2:
- Игра «Почему их так зовут?»
Команды получают карточки с названиями предметов. Объяснить почему эти предметы так называются.
1 команда. Подберёзовик, одуванчик, малиновка, вторник, земляника, опёнок, вьюнок, четверг.
2 команда. Кукушка, пятница, подснежник, подосиновик, костяника, черника, снегирь, среда.
5. Задание командам. (на карточке).
Ведущий 1: - Поиграли, а сейчас приступим к серьезным испытаниям. Замените фразеологические обороты одним глаголом. Выберите один из трёх оборотов и сделайте к нему иллюстрацию. Команда соперников должна угадать, какой фразеологический оборот вы выбрали. (Жюри оценивает ответы детей).
Совать нос –(…) Дать стрекача – (…)
Клевать носом – (…) Выходить из себя – (…)
Зарубить на носу – (…) Чесать языки – (…)
Унести ноги – (…) Ломать голову – (…)
Надуть губы – (…) Водить за нос – (…)
Заговаривать зубы – (…) Бить баклуши – (…)
Ведущий 2: - Закончите фразу без слов (инсценировка)
Трудится как…(муравей.)
Порхает как…(бабочка)
Ползает как…(черепаха)
Кривляется как…(обезьяна)
6. Задание командам (на карточках). Ведущие: - Существует очень много пословиц и поговорок на разные темы, и рассказывают они о разных сторонах жизни человека. Пословицы учат честности и доброте, смелости, мудрости, внимательности. Они же могут высмеивать жадность, трусость, глупость. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь, делает ее очень выразительной, заостряет ум и развивает память.
Закончи пословицу по ее началу.
Не зная броду,…(не суйся в воду)
Большому кораблю - …(большое плавание)
Один- за всех …(все- за одного)
Цыплят по осени…(считают).
Век живи – …(век учись).
Скучен день до вечера …(коли делать нечего)
Хорошо того учить,…(кто хочет всё знать).
Труд человека кормит, …(а лень портит).
За двумя зайцами погонишься …(ни одного не поймаешь)
Поспешишь …- (людей насмешишь)
Любишь кататься …(люби и саночки возить)
Не на пользу книги читать, …(когда с них только вершки брать).
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему- то поучают
И от беды нас берегут.
7. Задание командам (на карточках: соображай и находи).
Ведущие:
- Каждому фразеологизму подберите соответствующий антоним (противоположный по значению)
Болтлив как сорока |
|
| хоть иголки собирай |
Хоть пруд пруди |
|
| нем как рыба |
Не видно ни зги |
|
| раз-два и обчелся |
Кричать во всю Ивановскую |
|
| навострить уши |
Пропустить мимо ушей |
|
| воды в рот набрать |
Держать в ежовых рукавицах 8. Задание командам. Ведущие: В русском языке существует много фразеологизмов, в которых упоминаются части тела человека. Капитаны команд зачитывают вам фразеологизмы, а вы должны назвать и показать эти части тела. - Его советуют держать за зубами (язык). - Ими стучат от холода (зубы). -Его всегда суют в чужие дела(нос). -Её можно потерять (голову). - Их нельзя класть в рот. (пальцы). -Ими машут, как мельница( руки). -Что может быть - одна здесь, а другая – там.(нога) - Его всегда держут востро.(ухо) |
|
| отбиться от рук |
9. Подведение итогов. Награждение команд.
Ведущий 1: «Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нем раздолье.
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу выше, выше.
Березовая роща, свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше…»
Ведущий 2: - С какой любовью к родному языку написано стихотворение! Все собрано в нашем языке. Надо лишь умело и бережно к нему относиться.
«На столе моем - книги,
Много радостных книг!
Их открыл мне учитель –
Мудрый русский язык!
Он к сокровищам знаний –
Ключ волшебный в руке
Говорю с целым миром
Я на том языке.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку. "КВН по русскому языку" 4 класс
Методическая разработка представляет собой сценарий внеклассного занятия по русскому языку и предназначена для учителей начальных классов...
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2 класса "Путешествие в Страну русского языка"
Внеклассное моровприятие с использованием игровых технологий, занимательного материала для 2 класса....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Фразеология вокруг нас"
Воспитание любви к русскому языку, его красоте, многозначности....
внеклассное мероприятие по русскому языку 2 класс "Великий и могучий Русский язык"
Представленная мною работа является разработкой внеклассного мероприятия, приуроченного к методической неделе «Русского языка».Данное мероприятие рассчитано на учащихся 2 класса, проводится в фо...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Конкурс знатоков русского языка"
Данная методическая разработка-познавательная игра для учащихся 4 класса по русскому языку...
Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Хочу дружить я с русским языком"
-расширить знания учащихся по русскому языку-формировать культуру речи-способствовать повышению грамотности учащихся...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну Фразеологию"
Методическая разработка внеклассного мероприятия....