Внеклассное мероприятие по русскому языку в 3-м классе "Загадки фразеологии"
материал по русскому языку (3 класс) на тему

Виноградова Илона Викторовна

Цель:  продолжить  знакомство учащихся  с устойчивыми сочетаниями слов в русском языке-фразеологизмами, образными общепринятыми выражениями, пословицами и поговорками, совершенствовать навыки коллективной работы, развитие языкового чувства детей, языковой интуиции, речевых способностей, умение использовать фразеологизмы в различных жизненных ситуациях.

Технология построения занятия: проблемно-диалогическая технология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_russkomu_yazyku.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 3-м классе "Загадки фразеологии"

Виноградова Илона Викторовна,учитель начальных классов

Любицкая Ольга Николаевна, учитель начальных классов

Турнир знатоков между классами

Цель:  продолжить  знакомство учащихся  с устойчивыми сочетаниями слов в русском языке-фразеологизмами, образными общепринятыми выражениями, пословицами и поговорками, совершенствовать навыки коллективной работы, развитие языкового чувства детей, языковой интуиции, речевых способностей, умение использовать фразеологизмы в различных жизненных ситуациях.

Технология построения занятия: проблемно-диалогическая технология.

Ход занятия.

1. Вход детей в зал.

Дети входят в зал с песней « Учат в школе».

2.Организационный момент.

а) Вступительное слово ведущего:

«Сотни слов, родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда

В быт обыденный верни,

Чтобы речь – людское чудо –

Не скудела в наши дни». (Вадим Шефнер)

б) Чтение стихов учащимися.

Щедрое народное наследство-
Я люблю красивый наш язык,
Ведь на русском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык.

Жизнь идет, словарь опережая.
(Сколько новых дел, событий, чувств!)
Мысль свою на русском выражая,
Я у предков многому учусь.

Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слова
В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства.

Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком-
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.

Наш язык - язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык! (Семен  Данилов)

в) Ведущий 1:                                                                                                                                                    - Сколько хороших слов сказано о русском языке! Писатель  Александр  Иванович Куприн говорил: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах- красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок  и  вместителен.»                                                                                  Ведущий  2:                                                                                                                                                         - Чему мы учимся на уроках русского языка, исходя из слов песни « Учат в школе»?    (Ответы детей.)                                                                                                                                       Ведущий 1:

- Конечно же, рассказать обо всем ,чему мы учимся на уроках русского языка, в песне не получится. И сегодня на нашем занятии  вы   постараетесь открыть для себя значимость русского слова.                                                                                                                                      Ведущий 2:

- Занятие у нас необычное: это турнир знатоков русского языка.

- А что такое турнир? (Ответы детей)

3. Представление команд.                                                                                                                  

Ведущие:                                                                                                                                                               - В нашем турнире примут участие две  команды. (Дети сами создают команду, выбирают капитана, придумывают название и девиз)

4. Разминка.                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Ведущий 1                                                                                                                                                                - Я говорю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ во множественном числе. Отвечайте хором.

Гроза - …(грозы)

Доска – …(доски)

Вода - … (воды)

Мука - … (сущ. мука не имеет множественного числа)

Письмо - … (письма)

Колесо - …(колёса)

Полотно-…(полотна)

Молоко - …(сущ. метро не имеет множественного числа)

Тень - …(тени)

Даль - …(дали)

Пыль - …(сущ. лень не имеет множественного числа)

Слонёнок -…(слонята)

Утёнок - …(утята)

Волчонок - … (волчата)

Ведущий 2:

Игра «Почему их так зовут?»

Команды получают карточки с названиями предметов. Объяснить почему эти предметы так называются.

1 команда. Подберёзовик, одуванчик,  малиновка, вторник, земляника, опёнок, вьюнок, четверг.

2 команда. Кукушка, пятница, подснежник, подосиновик, костяника, черника, снегирь, среда.

5. Задание командам. (на карточке).                                                                                              

 Ведущий 1:                                                                                                                                                                       - Поиграли, а сейчас приступим к серьезным испытаниям. Замените фразеологические обороты одним глаголом. Выберите один из трёх оборотов и сделайте к нему иллюстрацию. Команда соперников должна угадать, какой фразеологический оборот вы выбрали. (Жюри оценивает ответы детей).

 Совать нос –(…)                                                  Дать стрекача – (…)

Клевать носом – (…)                                           Выходить из себя – (…)

Зарубить на носу – (…)                                       Чесать языки – (…)

Унести ноги – (…)                                                Ломать голову – (…)

Надуть губы – (…)                                               Водить за нос – (…)

Заговаривать зубы – (…)                                    Бить баклуши – (…)

Ведущий 2:                                                                                                                                                                - Закончите  фразу без слов (инсценировка)

Трудится как…(муравей.)

Порхает как…(бабочка)

Ползает как…(черепаха)

Кривляется как…(обезьяна)

6. Задание командам (на карточках).                                                                                                                                                                                                                                           Ведущие:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    - Существует очень много пословиц и поговорок на разные темы, и рассказывают они о разных сторонах жизни человека. Пословицы учат честности и доброте, смелости, мудрости, внимательности. Они же могут высмеивать жадность, трусость, глупость. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь, делает ее очень выразительной, заостряет ум и развивает память.

Закончи пословицу по ее началу.

Не зная броду,…(не суйся в воду)

Большому кораблю - …(большое плавание)

Один- за всех …(все- за одного)

Цыплят по осени…(считают).

Век живи – …(век учись).

Скучен день до вечера …(коли делать нечего)

Хорошо того учить,…(кто хочет всё знать).

Труд человека кормит, …(а лень портит).

За двумя зайцами погонишься …(ни одного не поймаешь)

Поспешишь …- (людей насмешишь)

Любишь кататься …(люби и саночки возить)

Не на пользу книги читать, …(когда с них только вершки брать).

Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему- то поучают 
И от беды нас берегут.

7. Задание командам (на карточках: соображай и находи).

Ведущие:                                                                                                                                                                  

- Каждому фразеологизму подберите соответствующий антоним (противоположный по значению)

Болтлив как сорока

 

 

хоть иголки собирай

Хоть пруд пруди

 

 

нем как рыба

Не видно ни зги

 

 

раз-два и обчелся

Кричать во всю Ивановскую

 

 

навострить уши

Пропустить мимо ушей

 

 

воды в рот набрать

Держать в ежовых рукавицах

8. Задание командам.                                                                                                                                  Ведущие: В русском языке существует много фразеологизмов, в которых упоминаются части тела человека. Капитаны команд зачитывают вам фразеологизмы, а вы должны назвать и показать эти части тела.

- Его советуют  держать за зубами  (язык).

- Ими стучат от холода (зубы).

-Его всегда суют в чужие дела(нос).

-Её можно потерять (голову).

- Их нельзя класть в рот. (пальцы).

-Ими машут, как мельница( руки).

-Что может быть - одна здесь, а другая – там.(нога)

- Его всегда держут востро.(ухо)

 

 

отбиться от рук

9. Подведение итогов. Награждение команд.

Ведущий 1:                                                                                                                                                    «Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нем раздолье.
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу выше, выше.
Березовая роща, свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше…»

Ведущий 2:                                                                                                                                                                  - С какой любовью к родному языку написано стихотворение! Все собрано в нашем языке. Надо лишь умело и бережно к нему относиться.

«На столе моем - книги,
Много радостных книг!
Их открыл мне учитель –
Мудрый русский язык!
Он к сокровищам знаний –
Ключ волшебный в руке 
Говорю с целым миром
Я на том языке.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку. "КВН по русскому языку" 4 класс

Методическая разработка представляет собой сценарий  внеклассного занятия по русскому языку и предназначена для учителей начальных классов...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2 класса "Путешествие в Страну русского языка"

Внеклассное моровприятие с использованием игровых технологий, занимательного материала для 2 класса....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Фразеология вокруг нас"

Воспитание любви к русскому языку, его красоте, многозначности....

внеклассное мероприятие по русскому языку 2 класс "Великий и могучий Русский язык"

Представленная мною работа является разработкой внеклассного мероприятия, приуроченного к методической неделе «Русского языка».Данное мероприятие рассчитано на учащихся  2 класса, проводится в фо...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Конкурс знатоков русского языка"

Данная методическая разработка-познавательная игра для учащихся 4 класса по русскому языку...

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Хочу дружить я с русским языком"

-расширить знания учащихся по русскому языку-формировать культуру речи-способствовать повышению грамотности учащихся...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну Фразеологию"

Методическая разработка внеклассного мероприятия....