Внеклассное мероприятие по русскому языку "Фразеология вокруг нас"
классный час по русскому языку (3 класс) на тему

Зинкина Татьяна Николаевна

Воспитание любви к русскому языку, его красоте, многозначности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frazeologiya_vokrug_nas.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Фразеология вокруг нас

Внеклассное мероприятие с учащимися 1- 5 классов

Цели: 

  • развивать навыки нахождения и правильного употребления фразеологизмов в речи;
  • уметь объяснять лексическое значение фразеологизмов;
  • развивать творческие способности и образное мышление;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • воспитывать любовь к родному языку, его красоте, многозначности.

Оборудование:

  • фразеологический словарь,
  • мультимедийное оборудование (интерактивная доска, проектор, компьютер),
  • презентация.

Ход урока

1. Организационный момент  (слайд № 1)

Презентация.

Мы продолжаем знакомиться с фразеологизмами русского языка. Они украшают нашу речь, делают ее яркой и образной. Поэтому цель нашего сегодняшнего мероприятия заключается в следующем: в умении находить фразеологизмы в тексте, объяснять их лексическое значение и правильно употреблять их в нашей речи.

2. Устный опрос.

- Вспомните, что вы знаете о фразеологизмах?

Ответы учащихся: (Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов с образным, переносным смыслом. Фразеологизмы можно заменить близким по значению словом, словосочетанием или предложением. Существуют фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы. В предложении фразеологизмы являются одним членом предложения).

-Давайте сравним ваши ответы с утверждениями, записанными на доске. Всё ли правильно? (слайд № 2)

-А теперь проверим домашнее задание. Пользуясь фразеологическим словарем и знаниями, полученными на предыдущих уроках, вы должны были составить предложения с фразеологизмами по теме "Человек".

Учащиеся зачитывают свои предложения, выделяя фразеологизмы. Под руководством учителя делают выводы о том, что фразеологизмы очень метко подчеркивают черты характера человека.

3. Тренировочные упражнения (разминка с использованием презентации, интерактивной доски).

Упражнение 1. (слайд № 3, презентация)

-Сгруппируйте фразеологизмы по значению: бездельничать, обманывать, работать старательно. Запишите их в 3 колонки. (Читаем)

Не покладая рук, втирать очки, бить баклуши, водить за нос, в поте лица, гонять лодыря, сидеть сложа руки, обвести вокруг пальца, засучив рукава.

 -Откуда появились фразеологизмы. Знаете ли вы источники происхождения фразеологизмов?

(Учащиеся называют источники происхождения фразеологизмов)

- Ребята, нам встретились новые фразы, давайте дадим толкование тем из них, значение которых вам непонятно.

 (слайды № 4,5, 6,  презентация) по самостоятельно найденным источникам. Далее идет выполнение упражнения, взаимопроверка  (слайд № 7, презентация)

Упражнение 2 (слайд № 8, презентация)

-Подберите к фразеологизмам из первого столбца словосочетание или слово-объяснение из второго столбца.

Не бросать слов на ветер

легкомысленный

Заячья душа

зазнаваться

Мухи не обидит

приуныл

Ветер в голове

добрый

Вылетело из головы

не говорить впустую

Повесил нос

трусливый

Задирать нос

забыл

(Самопроверка, слайд № 9, презентация)

- В каких случаях можно использовать данные фразеологизмы? (характеристика человека). Мы с вами уже говорили о том, что в русском языке существует явление антонимии и синонимии фразеологизмов. (Повторение понятий)

Упражнение 3 (слайд № 10, презентация)

- Образуйте антонимические пары фразеологизмов.

Засучив рукава -

Душа в душу -

Рукой подать -

Душа нараспашку -

Зарубить на носу -

(Опустив рукава, как кошка с собакой, за тридевять земель, себе на уме, вылетело из головы).

(Выполнение упражнения, взаимопроверка, (слайд № 11, презентация)

Упражнение 4 (слайд № 12, презентация)

- Выберите из записанных фразеологизмов те, которые являются синонимами к фразеологизму СЕМЬ ПЯДЕЙ ВО ЛБУ. Но сначала давайте обратимся к школьному фразеологическому словарю и дадим толкование этого фразеологизма.

(Учащиеся работаю с фразеологическим словарем)

Не разлей вода, добрая душа, светлая голова, толочь в ступе воду,

голова на плечах, подавать надежды, человек большого ума,

ума палата, кожа да кости, в ежовых рукавицах, ума не занимать,

в огонь и в воду.

(Семи пядей во лбу - светлая голова, голова на плечах, человек большого ума, ума палата, ума не занимать)

(Проверка, слайд № 13, презентация)

 5. Работа с текстом (работа в паре). (Слайд № 14)

- Перед вами текст, который придумала для вас я. Найдите и выпишите фразеологизмы, объясните их значение. (слайд № 15, презентация).

Мой дедушка - плотник. Вот уже сорок лет он живёт с бабушкой душу в душу в маленькой деревеньке, от которой рукой подать до города, и я каждый выходной езжу к ним в гости. Вся деревня обращается к деду за помощью: кому грабли сделать, кому крышу починить. Он никогда слов на ветер не бросает. Раз обещал, то обязательно сделает. Все говорят, что дедушка - мастер на все руки. А как он работает! Вкладывает душу в любое дело, и поэтому работа в его руках спорится.

(Проверка, слайд № 16, презентация).

- Если в тексте мы заменим устойчивые сочетания на обычные слова (слова из общеупотребительной лексики), что-нибудь изменится?

(Ответы учащихся о роли фразеологизмов в речи)

6. Творческая работа (сочинение-миниатюра). (Слайд № 17)

- А теперь мы подошли к самой интересной, но достаточно трудной работе - созданию собственного текста. Используя фразеологизмы, о которых мы говорили на уроке, а также те, которые вы знаете, нужно написать сочинение-миниатюру (5-7 предложений) на тему "Мой дорогой человек:". Ваша личная оценка качеств человека, который близок вам по характеру, по душе. Это может быть ваш друг, подруга, ваша мама, сестра, брат и т.д. Ваше видение этого человека, отличительных особенностей характера, качеств, достойных уважения. Возможно, этот лист нашей электронной тетради (слайд № 18, презентация) поможет вам в выборе метких выражений.

Мухи не обидит, мастер на все руки, душа в душу, не разлей вода, светлая голова, золотые руки, простая душа, душа нараспашку, слов на ветер не бросать, идти в огонь и в воду, вкладывать душу, стреляный воробей, как за каменной стеной, с открытой душой.

(Заслушивание полученных текстов)

Подготовила и провела учитель

начальных классов Зинкина Т. Н.

2013 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие на тему:"Мир вокруг нас"

Во время проведения данного внеклассного мероприятия учащиеся помогают спасти нашу планету...

Внеклассное мероприятие по математике " Математика вокруг нас"

Сегодня у нас в гостях будущие первоклассники. Мы отправимся в путешествие по нашему городу, чтобы показать ребятам где встречаются задачи по математике и как мы научились их решать . Мы постараемся п...

Внеклассное мероприятие по русскому языку. "КВН по русскому языку" 4 класс

Методическая разработка представляет собой сценарий  внеклассного занятия по русскому языку и предназначена для учителей начальных классов...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2 класса "Путешествие в Страну русского языка"

Внеклассное моровприятие с использованием игровых технологий, занимательного материала для 2 класса....

внеклассное мероприятие по русскому языку 2 класс "Великий и могучий Русский язык"

Представленная мною работа является разработкой внеклассного мероприятия, приуроченного к методической неделе «Русского языка».Данное мероприятие рассчитано на учащихся  2 класса, проводится в фо...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Мы сохраним тебя, русская речь..."

Данное мероприятие проводится с целью формировать коммуникативные умения, научить рассуждать, показать красоту и богатство русского языка, научить владеть речью....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Конкурс знатоков русского языка"

Данная методическая разработка-познавательная игра для учащихся 4 класса по русскому языку...