Внеклассное мероприятие по русскому языку "Конкурс знатоков русского языка"
методическая разработка (4 класс) по теме
Данная методическая разработка-познавательная игра для учащихся 4 класса по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_znatokov_russkogo_yazyka.docx | 22.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс знатоков русского языка
Форма проведения: познавательная игра для учащихся 4 класса по русскому языку
Цель:
- прививать любовь к родному языку;
- закреплять знания и умения, полученные на уроках;
- воспитание у уч-ся бережного отношения к родному слову;
- развитие интереса к глубокому изучению русского языка во внеурочное время;
- расширить словарный запас детей;
Задачи:
- формирование интереса к нему как к учебному предмету,
- повышение общей языковой культуры
Ход конкурса
1-й ведущий:
Великий, могучий, правдивый, свободный,
Народной живительной силы родник!
Тебе посвящаем игру мы сегодня,
Наш гордый, наш русский, родной наш язык!
Учитель: С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека непрерывно связана с языком. Русский язык для человека – примерно то-же, что воздух для его тела. На нем мы думаем, общаемся, творим.
Ученик: Слова – это одежда наших мыслей, и нашим мыслям хочется иметь красивую одежду. А красивая одежда для мыслей – это красивые слова. В каждом слове есть сила. В добром – добрая, в плохом – злая. И она никуда не улетает, а ходит за своим хозяином, живет в его доме.
1-й ведущий:
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести!
Словом можно продать и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
1-й ведущий: Мы рады вас приветствовать на сегодняшнем конкурсе знатоков русского языка.
2-й ведущий: Сегодня участникам встречи предстоит пройти через увлекательные задания. А состязаться будут две команды
1-й ведущий: А судить, кто лучше справится с заданием, будет наше уважаемое жюри, в состав которого вошли…. (представляет членов жюри).
2-й ведущий:
Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке,
Сходным лицам вопреки
Мы по смыслу – далеки.
Учитель: Среди слов, как и среди людей много однофамильцев.. Слова звучат одинаково, но различаются по значению. Поэтому такие слова нередко служат материалом для загадок – шуток.
Конкурс называется «Загадки-шутки»
В какой клетке не держат птиц и зверей? (В тетрадной клетке)
Из какого крана не берут воду? (Из подъемного крана)
В каких лесах не водится дичь? (В строительных лесах)
Каким поясом нельзя подпоясаться? (Географическим)
Из какого сосуда не напьешься? (Из сосудов в теле человека)
Время выполнения задания – 2 минуты. Высшая оценка – 5баллов.
2-й ведущий: Пока команды работают над первым заданием будет проходитьконкурс для болельщиков . Ребята, вы сегодня не просто зрители, но и полноправные участники нашей игры. Пока команды выполняют задания, а вы в это время будете отвечать на вопросы. За правильные ответы вы будете получать баллы. На столе у каждой команды вы видите ящики. В конце игры вы можете отдать жетоны – голоса той команде, за которую вы болеете. Болейте за свою команду, помогайте своими ответами.
(Ответы команд на первое задание. Слово жюри)
1-й ведущий:
И нам пришел теперь черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь: (низко)
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь: (близко)
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь: (пол)
Скажу я слово: потерял,
И скажешь ты: (нашел)
2-й ведущий: Конкурс №2 Вот такую игру подарил нам американский поэт Джон Чиарди! Следующее задание – «Антонимы». К предлагаемому слову нужно подобрать антоним. Например, большой– маленький.
Добрый – злой,
Трусливый – смелый,
Толстый – тонкий,
Чёрный – белый.
Вверх – вниз,
Внутри – снаружи,
Над – под,
Жара – стужа.
Чистить – пачкать,
День – ночь,
Все сюда! – ступайте прочь!
Труд – безделье,
Смех – рыданья…
Здравствуйте… и до свиданья!
Время выполнения задания – 2 минуты. Высшая оценка – 7баллов.
(Команды выполняют задание, со зрителями проводится викторина. )
1. Если в предложении о чем-либо спрашивается, какой тогда нужен знак препинания на конце такого предложения?
2. Сколько гласных букв в слове «учебная»?
3. Найди ошибку: в слове «рысь» 4 буквы и 4 звука.
4. Сколько слогов в слове «ягода»?
5. Добавь букву к слову «стол», чтобы получилось новое слово.
6. Какое слово спряталось в «угроза»?
7. Убери букву из слова «краска» и получишь новое слово. Какое?
8. Какое слово написано с ошибкой: «В саду у лилии выросла лилия»?
9. Придумай, что можно сделать со словом «лес», чтобы в нем стало 2 слога, 3 слога.
10. В каком слове второй слог ударный: курица, огурец, апельсин, гнездо?
Ответы:1. Вопросительный знак. 2. Четыре. 3. Три звука. 4. Три. 5. Столб. 6. Роза. 7. Каска. 8. «у Лилии» 9. Лесок, лесочек. 10. Гнездо.
1-й ведущий:
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка, и меткость, и ласка.
2-й ведущий: Богат наш русский язык. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор остаются в обиходе.
1-й ведущий:
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
2-й ведущий:
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится –
Ведь с ней и горе не беда.
И наша речь красна пословицей!
Ну что ж, приступим, господа?
1-й ведущий: Какая же русская речь обходится без пословиц и поговорок?! Недаром в народе говорят: «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка». Поэтому следующий наш конкурс называется «Знатоки народной мудрости». Он будет состоять из двух этапов. Первый этап – «Разгадайте перевертыши». Ответом будет служить пословица.
У честного человека ботинки промокают. (На воре шапка горит)
Отдых – ягненок, на поля побежит. (Работа не волк, в лес не убежит)
Мужик на телегу – коню тяжелее. (Баба с возу – коню легче)
Брезгливость пропадает, когда голодают. (Аппетит приходит во время еды)
Ближе к полю – меньше деревьев. (Чем дальше в лес, тем больше дров)
2-й ведущий: Следующий этап – «Что это? Кто это?» Сейчас мы вам предлагаем ответить на вопросы, вспомнив соответствующие пословицы и поговорки и сформулировав их. В задании вы можете встретиться и с фразеологическими оборотами, которые приближаются к поговоркам.
Она пуще неволи (Охота. Охота пуще неволи)
Ненужная вещь в чужом монастыре (Устав. Со своим уставом в чужой монастырь)
Он здоровый в здоровом теле. (Дух. В здоровом теле здоровый дух.)
Часть одежды которую рекомендуют держать шире. (Карман. Держи карман шире)
У него глаза велики. (Страх. У страха глаза велики.)
Когда она своя, она владыка. (Рука. Своя рука владыка.)
Она стоит свеч. (Игра. Игра стоит свеч.)
Носитель горящей шапки. (Вор. На воре шапка горит.)
Там с милым рай. (Шалаш. С милым рай и в шалаше.)
Только там бывает бесплатный сыр. (Мышеловка. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке.)
Второе лицо привычки. (Натура. Привычка вторая натура.)
Ее ждут сидя у моря. (Погода. Ждать у моря погоды.)
(Вопросы задаются командам по очереди. Отвечать нужно сразу. Жюри оценивает конкурс по количеству правильных ответов)
(Зрители отвечают на те вопросы, на которые не смогли ответить участники. Слово жюри.)
1-й ведущий:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
2-й ведущий: Язык – отражение культуры человека. Этого не понимают те, кто пренебрежительно относятся к языку своих высказываний, думая, что, мол, все равно поймут. А находятся некоторые, кто нарочно искажает язык, чтобы быть «оригинальным».
1-й ведущий: Жаргонизмы, сленговые словечки стали своего рода «модой», они звучат везде, беспримерно засоряя и обедняя речь современников, особенно молодежи, подростков: «Я хотел типа слинять…»; «За штуку ништяк оттопыримся…»; «Да мы чисто посмотреть…»
2-й ведущий: А сейчас – слушайте и трепещите!
Пиплы в умат, ринги заглохли,
Джинсы, дринки, батлы и проч.
И на флетах мэны умолкли,
Экстаз не в силах превозмочь.
1-й ведущий: Наш следующий конкурс называется «Переводчик». От каждой команды вызываются по одному человеку. Я буду говорить слово на сленге, а вам нужно перевести его на нормальный русский язык. Если участник не справляется сам, то команда может помочь ему. Оценка – 5 баллов.
Локаторы – уши.
Клешни – руки.
Базар – разговор.
Приколоться – посмеяться над чем-либо.
Шнобель – нос.
Костыли – ноги.
Шнурки – родители.
Бабки – деньги.
Зависнуть – а) остаться где-то на долгое время; б) бездельничать.
Шмотки – одежда.
Круто – хорошо.
Шланг – бездельник, лодырь.
Прибабах – странная привычка.
Откосить – уклониться от чего-либо.
Пофигу – безразлично.
Фиолетово – безразлично.
Вьехать – понять, уяснить что-либо.
Прикид – одежда.
Тормоз – а) глуповатый человек; б) человек без чувства юмора.
Улет – а) восторг; б) что-либо отличное.
Облом – неудача
Тусовка – а) вечеринка; б) компания людей с общими интересами; в) толпа, большое скопление.
Фишка – особенность, специфическая черта.
Ништяк – хорошо, отлично.
Для конкурса можно брать не все слова, остальные слова объясняют болельщики.
2-й ведущий: Наш конкурс подошел к концу. Прошу жюри огласить итоги последнего конкурса и общий итог встречи.
(Жюри подводит итоги и награждает победителей).
1-й ведущий: Слова, пословицы, поговорки, с которыми мы сегодня познакомились, - это всего лишь капля в мире слов. Но возможно эта капля приведет нас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие.
2-й ведущий: Помните: слово ранит, но слово и исцеляет. Словом можно обласкать, можно обидеть. Думайте, прежде чем употреблять эти меткие, емкие, многозначные слова русского языка.
1-й ведущий:
Много слов на земле. Есть дневные слова, –
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд,
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести….
2-й ведущий:
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши:
Оно бывает то свинцово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком в выси,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесил,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И слово ядом отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
Оно ограбит иль одарит,
Пусть ненароком, пусть любя,
Подумай, как бы не ударить
Того, кто слушает тебя.
1-й ведущий: Всегда помните о том, что «… По-настоящему интеллигентный человек отвечает за каждое слово, независимо от того, написано оно, сказано вслух или про себя," – писал он в своих "Письмах о добром и прекрасном" [Лихачев, 1989, с.122-123].
2-й ведущий: В финале нашей встречи я предлагаю провести игру «Только хорошее». Вокруг человека, говорящего хорошие, чистые слова всегда сияние и красота. Давайте вместе попробуем увидеть эту красоту.
(Выносят воздушные шары, все по очереди называют красивые слова и перебрасывают друг другу шары, как бы передавая окружающим эстафету добра и красоты).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие с использованием ИКТ по русскому языку "Загадочные гласные"
Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку. Выполняемые задания расчитаны на детей 7 - 8 лет и позволяют развивать устную речь, наглядно-образное и логическое мышление, умение анализи...
Внеклассное мероприятие 1-4 классы по русскому языку «СВОЯ ИГРА» в коррекционной школе VIII вида
Внеклассное мероприятие 1-4 классы по русскому языку «СВОЯ ИГРА» в коррекционной школе VIII вида...
Внеклассное мероприятие 1-4 классы по русскому языку и математике «СВОЯ ИГРА» в коррекционной школе VIII вида
Внеклассное мероприятие 1-4 классы по русскому языку и математике "Своя игра"...
Сценарий внеклассного мероприятия «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!(для учащихся начальных классов)
Викторина «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!(для учащихся начальных классов)...
Технологическая карта внеклассного мероприятия в рамках проведения декады русского языка и чтения «Да здравствует книга!»
Цель мероприятияПоказать роль и значение книги в жизни человека, формировать интерес к чтению книгЗадачи мероприятияЗадачи, направленные на достижения личностных результатов:- показать значение книги ...
Внеклассное мероприятие во 2 классе « Знатоки русского языка».
Цели проведения мероприятия:привитие любви к великому русскому языку,формирование интереса к нему как к учебному предмету,повышение общей языковой культуры; развитие интереса к изучению русского языка...
Внеклассное мероприятие на тему "Наш родной русский язык"
Цели:- создание условий для формирования у детей интереса к изучению русского языка как родного;- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку...