Календарно-тематическое планирование по русскому языку
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) на тему

Будянская Ирина Сергеевна

Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4.doc351 КБ
Microsoft Office document icon 1.doc52 КБ
Microsoft Office document icon 2.doc34 КБ
Microsoft Office document icon 3.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№ уроков

Название разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки (и/или коррекция)

Язык и речь – 20 часов

1

Речь устная и письменная

Осознавать речь как речевое действие, вызываемое определённой целью, речевой задачей.

Выделять отличительные признаки устной и письменной речи.

Находить общую информацию в текстах разных упражнений.

 Высказывать свою точку зрения по поводу прочитанного.

Использовать содержание прочитанного текста для определения собственного отношения к жизненным фактам (к школе, к знаниям).

01.09 – 02.09

2

Речь устная и письменная

01.09 – 02.09

3

Речевые действия

«Читать»  схемы и таблицу, интерпретировать их  информацию словесно.

Собирать материал из упражнений для вывода о качествах устной и письменной речи.

Понимать замысел автора текста и дополнять текст нужными пословицами.

Осознавать свою роль в сохранении богатства русского языка.

Моделировать в процессе совместного обсуждения правил участия в диалоге: умение слышать, точно реагировать на реплики

05.09 – 09.09

4

Речевые действия

05.09 – 09.09

5

Правила записи слов

Обнаруживать орфограммы в звучащих и написанных словах, устно и письменно аргументировать тип орфограммы.

Группировать слова по типам орфограмм и используемым способам проверки.

Определять тему текста, тему и смысл пословиц.

Выделять микротемы (части) текста, извлекать информацию из текста,  кратко её излагать.

 Осознавать и принимать для жизни нравственные правила русского народа, заключенные в пословицах.

05.09 – 09.09

6

Правила записи слов

05.09 – 09.09

7

Правила записи слов

05.09 – 09.09

8

Большая буква в именах собственных.

Обобщать варианты использования большой буквы в словах.

Правильно оформлять титульный лист ученической тетради.

Добывать информацию из читаемого текста, на её основе осуществлять поисковую работу по истории своей улицы.

12.09 – 16.09

9

Слово, его значение, значимые части.

Устанавливать взаимосвязь между значением слова и оттенками значений, вносимых морфемами.

Находить разные основания для группировки слов, находить «лишнее» слово в цепочке заданных.

Наблюдать над употреблением в речи слов и выражений в переносном значении.

Моделировать слова по морфемным схемам, наполнять схемы содержанием.

Анализировать слова по составу с опорой на памятку, осознавать последовательность «шагов».

Читать таблицу: осознавать содержание граф, устанавливать  общее и различие, трансформировать информацию граф в словесный текст (по строкам, по всей таблице).

Наводить справки в толковых словарях и справочниках

Создавать собственный текст в жанре загадки с опорой на особенности построения текстов народных загадок

12.09 – 16.09

10

Слово, его значение, значимые части.

12.09 – 16.09

11

Слово, его значение, значимые части.

12.09 – 16.09

12

Слово в предложении

Устанавливать аналогии между словом и  предложением, строить ответ через противопоставление признаков (№76)

Анализировать строение предложений

и составлять предложения и тексты.

Устранять помехи в достижении понимания текста (оформлять предложения в непунктированном тексте).

Подбирать слова, восстанавливая смысл предложений (на основе контекста).

Читать текст с пониманием отношения автора к описываемому явлению осени.

12.09 – 16.09

13

Слово в предложении

19.09 – 23.09

14

Входная контрольная работа.

Контролировать грамотность записей, как в процессе письма, так и после его завершения.

Договариваться при  работе в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседника

19.09 – 23.09

15

Письмо по памяти.

19.09 – 23.09

16

Диктант № 1 по теме «Язык и речь».

Решать орфографические задачи в ходе записи по слуху.

Анализировать типы допущенных ошибок, использовать графическое обоснование при работе над ошибками.

Выбирать упражнения для ликвидации выявленных пробелов в умениях.

19.09 – 23.09

17

Анализ диктанта.

19.09 – 23.09

18

Изложение. «Щука»

Прогнозировать содержание текста по его заголовку, плану.

Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в объёме предложения,  текста.

Анализировать творческие работы свои и одноклассников (под руководством учителя).

26.09 – 30.09

19

Анализ Изложения

26.09 – 30.09

20

Творческая работа. Уголок родной природы.

26.09 – 30.09

Проводники наших мыслей и чувств – 32 часа

21

Слово. Предложение. Текст.

Устанавливать 1) взаимосвязи между основными средствами языка при выражении мыслей и чувств,2) причины непонимания людей при общении на основе анализа текста.

26.09 – 30.09

22

Слово и словосочетание.

Обнаруживать общее (называть) и различное в функциях слова и словосочетания.

Различать функции языковых единиц: называть (слово, словосочетание) и выражать мысли, чувства (предложение, текст).

Наблюдать над условиями связи разных частей речи в словосочетании, предложении.

Осуществлять осознанный и уместный выбор слов, фразеологизмов, пословиц в ситуативной речи.

26.09 – 30.09

23

Слово и словосочетание.

03.10 – 07.10

24

Части речи.

Осознавать взаимосвязь реального мира, языка как языковой модели мира (части речи)  и речи как способа обмена мыслями и чувствами.

«Читать» модели словосочетаний и предложений и наполнять их содержанием (составлять словосочетания и предложения по моделям).

03.10 – 07.10

25

Род имён существительных.

Решать задачи по применению новых орфограмм: родовым окончаниям прилагательных, употреблению мягкого знака после шипящих на конце существительных.

Осваиватьнормы употребления (согласования) прилагательных с существительными в зависимостиот их рода.

03.10 – 07.10

26

Род имён существительных.

03.10 – 07.10

27

Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода.

Устанавливать аналогии между условиями употребления и неупотребления мягкого знака после шипящих на конце существительных женского имужского рода.

Понимать смысл пословиц, принимать их «уроки» для  собственной жизни.

03.10 – 07.10

28

Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода.

10.10 – 14.10

29

Изменение имён прилагательных по родам

Выявить возможный способ проверки написания родовых окончаний прилагательных.

Упражняться в использовании нового способа при решении орфографических задач

10.10 – 14.10

30

Изменение имён прилагательных по родам

Сравнивать и выявлять оттенки значений синонимических словосочетаний

Договариваться при  работе в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседника

10.10 – 14.10

31

Изменение имён прилагательных по родам

10.10 – 14.10

32

Устойчивые сочетания слов.

Раскрывать смысл фразеологизмов, уместно использовать их в речи

Уставливать смысловые аналогии фразеологизмов из разных языков, выявлять  экспрессию и образность русских устойчивых выражений .

10.10 – 14.10

33

Предложение.

Квалифицировать предложение и текст по совокупности признаков.

Устанавливать аналогии: у слова и словосочетания – назывные функции, у предложения – коммуникативные.

Извлекать из научного текста о предложении новую информацию. Выявлять  смысловые части текста.

Связно излагать всю информацию о предложении.

17.10 – 21.10

34

Вопросительно и повествовательное предложение.

Понимать значения знаков препинания в конце предложений, выбирать нужную по ситуации интонацию (при чтении).

Дифференцировать предложения по цели высказывания и использовать при их оформлении соответствующие средства: в устной речи – интонацию конца предложения, в письменной – точку или вопросительный знак.

17.10 – 21.10

35

Употребление отрицательной частицы не.

Экспериментировать с заменой смысла предложения (утверждения, отрицания), используя частицы.

Сравнивать и выделять отличительные признаки предложений, разных по цели высказывания и интонации.

Уместно пользоваться разными типами предложений при беседе (диалоге) в разных речевых ситуациях

17.10 – 21.10

36

Побудительные предложения

Экспериментировать с заменой смысла предложения (утверждения, отрицания), используя частицы, повелительные формы глаголов, слова-обращения.

17.10 – 21.10

37

Восклицательные предложения

Добывать новую информацию из научного текста-определения, вычленять микротемы текста и связно излагать содержание текста о восклицательных предложениях.

Интонировать высказывание в зависимости от силы выражаемого чувства

17.10 – 21.10

38

Знаки препинаний в конце предложений.

«Читать» знаки препинания (понимать значение) в конце предложений.

Сопоставлять речевые задачи, интонации и знаки препинания, осознавать их взаимосвязь.

Обобщать сведения о предложении на основе плана, памятки анализа.

Использовать точное интонирование для достижения речевой задачи.

24.10 – 28.10

39

Знаки препинаний в конце предложений.

24.10 – 28.10

40

Повторение изученного материала по теме: «Знаки препинания»

Договариваться при  работе в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседника

Применять изученные правила при письме под диктовку.

 Выявлять причины ошибок.

24.10 – 28.10

41

Объяснительный диктант.

24.10 – 28.10

42

Контрольный диктант № 1 по теме «Проводники наших мыслей и чувств»

Применять изученные правила при письме под диктовку

Устанавливать причины появления ошибок, устранять их.

24.10 – 28.10

43

Работа над ошибками. Повторение по теме: «Проводники наших мыслей и чувств»

08.11 – 11.11

44

Закрепление материала по теме: «Проводники наших мыслей и чувств»

Осознавать полезность и значимость выполнения работ проектного характера.

Определять свои интересы и выбирать нужный проект.

08.11 – 11.11

45

Закрепление материала по теме: «Проводники наших мыслей и чувств».

Осознавать полезность и значимость выполнения работ проектного характера.

Определять свои интересы и выбирать нужный проект.

08.11 – 11.11

46

Текст

Устанавливать связь между речевым назначением предложений и функциональными типами текстов.

Дифференцировать типы текстов по их назначению (функции)

Выявлять темы и части читаемых текстов

Воспроизводить содержание текста с опорой на план.

08.11 – 11.11

47

Списывание текста с речевой задачей.

14.11 – 18.11

48

Повествование. Описание. Рассуждение.

14.11 – 18.11

49

Повествование. Описание. Рассуждение.

14.11 – 18.11

50

Изложение

Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в объёме предложения, текста.

Различать объём предлагаемых тем высказываний и высказываться в рамках темы.

Использовать план для воспроизведения и составления текста.

Разгадывать и составлять тексты загадок, используя слова с переносным значением.

«Читать» рисунки, репродукции картин, создавать высказывания по описанию картин.

Давать доброжелательные советы по поводу творческих работ, корректировать собственные работы.

14.11 – 18.11

51

Анализ изложения

14.11 – 18.11

52

Составление загадки

21.11 – 25.11

О главном – 46 часов.

53

Главные части в средствах языка

Обнаруживать взаимозависимость между главными структурными частями языковых средств и главной информацией, выражаемой посредством их. Анализировать, обобщать факты таблицы, извлекать из неё нужную информацию. Приводить примеры к положениям таблицы.

21.11 – 25.11

54

Корень – главная значимая часть слова.

Вникать в смысл слова по его историческому корню, связывать появление слов в языке с событиями культуры в развитии общества.

Выявлять главную смысловую часть слова — корень. Обращаться за справками к этимологическому словарю.

21.11 – 25.11

55

Правописание корня

Использовать разнообразные способы и приёмы проверки слов с двумя безударными гласными в корне.

Развивать графическую и орфографическую зоркость.

Прогнозировать содержание текста, давать его версии по многозначному заголовку.

21.11 – 25.11

56

Правописание корня

21.11 – 25.11

57

Две безударные гласные в корне.

Использовать рациональные способы проверки корней с двумя безударными гласными

Извлекать смысл народной мудрости, следовать правилу в жизненных ситуациях.

Использовать формальные элементы текста (заголовок, план, ключевые слова) для поиска нужной информации по содержанию текста

Составлять план текста и будущего высказывания.

Собирать информацию по нескольким источникам и передавать целостное содержание с опорой на план.

28.11 – 02.12

58

Две безударные гласные в корне.

28.11 – 02.12

59

Две безударные гласные в корне.

28.11 – 02.12

60

Изложение «Ухоронки»

28.11 – 02.12

61

Главное слово в словосочетании.

Анализировать структуру словосочетаний, составлять словосочетания по моделям (схемам).

Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в объёме предложения,  текста.

Решать орфографические и пунктуационные задачи.

28.11 – 02.12

62

 Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое.

Анализировать строение предложений и  по моделям, схемам составлять собственные высказывания в объёме предложений.

Устранять  помехи сплошного текста (оформлять предложения внутри текста).

Осуществлять самоконтроль при записи предложений и текстов с образца, по слуху, по памяти.

05.12 – 09.12

63

Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое.

05.12 – 09.12

64

Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое.

05.12 – 09.12

65

Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое.

05.12 – 09.12

66

Главная мысль текста.

Устанавливать аналогии и отличия в теме и идее (основной мысли) текстов.

Строить высказывания, подчиняя содержание основной теме.

Участвовать в выборе и выполнении проектов исследовательского и творческого характера

Высказываться, руководствуясь идеей, используя разные тематические тексты.

05.12 – 09.12

67

Главная мысль текста.

12.12 – 16.12

68

Главная мысль текста.

12.12 – 16.12

69

Создание текста

12.12 – 16.12

70

Контрольное списывание № 1 по теме «О главном»

Контролировать процесс и результат письма.

Оценивать уровень своей подготовки к работе проверочного характера.

12.12 – 16.12

71

Обобщение материала по теме: «О главном»

12.12 – 16.12

72

Контрольный диктант № 2 по теме «О главном»

Применять знания о правописании  при записи слов.

Устанавливать причину появления ошибок, выбирать нужные упражнения для тренинга.

Оценивать успешность своей работы.

19.12 – 23.12

73

Анализ диктанта.

19.12 – 23.12

74

Проверочная комплексная работа № 1 по теме «О главном»

Читать с пониманием прочитанного.

Применять полученные предметные и метапредметные умения при работе с текстом.        

19.12 – 23.12

75

Описание новогодней ёлки

Понимать тему и особенности строения текста

Давать доброжелательные советы по поводу творческих работ, корректировать собственные работы

19.12 – 23.12

76

Работа над ошибками. Повторение изученного по теме: «О главном»

19.12 – 23.12

77

Закрепление материала по теме: «О главном»

26.12 – 29.12

78

Закрепление материала по теме: «О главном».

26.12 – 29.12

79

Главные части слова, словосочетания.

Выявлять наиболее важную информацию и основную мысль в тексте.

26.12 – 29.12

80

Работа частей речи

Составлять объёмное высказывание на основе отдельных информаций о берёзе.

26.12 – 29.12

81

Подлежащее

Уместно  и правильно употреблять личные местоимения в речи.

11.01 – 13.01

82

Употребление личных местоимений.

11.01 – 13.01

83

Употребление личных местоимений.

11.01 – 13.01

84

Сказуемое. Употребление форм глагола.

Устанавливать зависимоть  между выбором глагольных форм и выражением реальных, желаемых, побудительных действий.

16.01 – 20.01

85

Употребление глагола в форме прошедшего времени.

Устанавливать взаимосвязь между средствами выражения главных членов предложений и смысловыми оттенками, вносимыми ими в высказывания (реальность, возможность, желательность).

Преобразовывать смысловое ядро предложения, заменяя имена существительные местоимениями.

Сопоставлять временные формы глаголов по таблице, делать обобщения о каждой временной форме глагола.

Переносить способ проверки гласных в корне на проверку родовых окончаний глаголов прошедшего времени.

16.01 – 20.01

86

Употребление глагола в форме прошедшего времени.

16.01 – 20.01

87

Употребление глагола в форме настоящего времени.

16.01 – 20.01

88

Употребление глагола в форме настоящего времени.

16.01 – 20.01

89

Употребление глагола в форме будущего времени.

23.01 – 27.01

90

Употребление глагола в форме будущего времени.

23.01 – 27.01

91

Взаимосвязь подлежащего и сказуемого

        Составлять предложения, основываясь на установлении структурной основы (главных членов) и зависимых от них слов.

23.01 – 27.01

92

Главная мысль текста

Обобщать информацию о главных  строительных частях языковых средств в форме таблицы.

Выявлять «первородный смысл» слов и выражений для более точного их употребления и правописания.

93

Повторение материала по теме: «О главном»

Отстаивать собственную точку зрения, убеждать  собеседника (партнера), прислушиваться к его мнению.

23.01 – 27.01

94

Проверочный диктант № 1 по теме «О главном»

Выявлять причины ошибок в диктанте и

графически обосновывать подбор проверочных слов.

23.01 – 27.01

95

Анализ диктанта

30.01 – 03.02

96

Составление текста

Составлять  текст в жанре инструкции на основе текста, рисунков, собственных наблюдений.

30.01 – 03.02

97

Закрепление пройденного по теме: «О главном»

30.01 – 03.02

98

Закрепление пройденного по теме: «О главном»

30.01 – 03.02

Конкретизируем значение, распространяем мысль – 50часов.

99

Структурные средства языка

«Читать» таблицу, добывать новую для себя информацию.

Высказываться о зиме, выражая свое отношение к этому периоду.(Конец зимы…)

30.01 – 03.02

100

Роль приставок и суффиксов в словах

Образовывать однокоренные слова, используя нужные морфемы для уточнения значения

06.02 – 10.02

101

Роль приставок и суффиксов в словах

06.02 – 10.02

102

Правописание приставок и предлогов

Выявлять оттенки значений, вносимых в слово приставками и суффиксами (развивать грамматическое мышление).

Уточнять, корректировать выбор слов в речи с нужными морфемами.

Выявлять смысл слов, выражающих нравственные понятия, через осознание общих значений морфем.

06.02 – 10.02

103

Правописание приставок и предлогов

06.02 – 10.02

104

Правописание приставок и предлогов

06.02 – 10.02

105

Правописание гласных в приставках

Перенос  способа  «безударный проверяю ударным»  на правописание гласных в приставках.

Записывать в записные книжки высказывания, слова с нравственным смыслом.

13.02 – 17.02

106

Правописание гласных в приставках

13.02 – 17.02

107

Правописание согласных в приставках

Осуществлять перенос известных способов, приёмов проверки выбора согласных в приставках.

13.02 – 17.02

108

Правописание согласных в приставках

13.02 – 17.02

109

Употребление твердого знака после приставок

Устанавливать аналогии по употреблению разделительных мягкого и твёрдого знаков.

13.02 – 17.02

110

Употребление твердого знака после приставок

20.02 – 22.02

111

Употребление твердого знака после приставок

20.02 – 22.02

112

Правописание слов с приставками.

Восстанавливать смыл пословиц, употребляя (выбирая) нужные слова.

20.02 – 22.02

113

Составление текста объявления.

Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания типа объявления

27.02 – 03.03

114

Употребление слов с суффиксами

Выявлять оттенки значений, вносимых в слово  суффиксами (развивать грамматическое мышление).

Уточнять, корректировать выбор слов в речи с нужными морфемами.

Выявлять словесные  детали в тексте, помогающие понять отношение автора к предмету речи.

Списывать (воспроизводить текст дословно) без ошибок, пропусков, искажений и исправлений.

27.02 – 03.03

115

Употребление слов с суффиксами

27.02 – 03.03

116

Употребление слов с суффиксами

27.02 – 03.03

117

Контрольное списывание №  2 по теме «Конкретизируем значение, распространяем мысль»

27.02 – 03.03

118

Назначение зависимого слова в словосочетании.

Конкретизировать названия предметов, действий, признаков с помощью зависимых слов в словосочетании.

«Рассказывать» о словосочетаниях в двух формах: словесно и графически.

06.03 – 10.03

119

Употребление падежных форм имен существительных

Определять  и употреблять нужную падежную форму зависимых частей речи в словосочетаниях.

Устанавливать аналогии в написании  ударных и безударных окончаний прилагательных.

06.03 – 10.03

120

Употребление падежных форм имен существительных

06.03 – 10.03

121

Употребление падежных форм имен прилагательных

06.03 – 10.03

122

Закрепление изученного по теме: «Конкретизируем значение, распространяем мысль».

Осознавать степень прочности усвоения правил письма.

13.03 – 17.03

123

Закрепление изученного «Конкретизируем значение, распространяем мысль».

13.03 – 17.03

124

Контрольный диктант № 3  по теме «Конкретизируем значение, распространяем мысль»

Контролировать процесс записи слов.

13.03 – 17.03

125

Анализ диктанта

Контролировать процесс записи слов.

13.03 – 17.03

126

Обучающее изложение

Понимать и воспроизводить содержание текста из трёх микротем, помогая себе планом.

Наблюдать и сопоставлять  признаки весенних месяцев, описывать их в словесной форме.

Осознавать источники поиска информации при выполнении как индивидуального, так и группового проекта.

13.03 – 17.03

127

Анализ изложения

20.03 – 23.03

128

Обучающее сочинение

20.03 – 23.03

129

Закрепление материала по теме:«Конкретизируем значение, распространяем мысль».

20.03 – 23.03

130

Закрепление материала по теме: «Конкретизируем значение, распространяем мысль».

20.03 – 23.03

131

Употребление падежных форм имен существительных

Склонять личные местоимения, использовать нужные падежные формы в составе словосочетаний в речи.

 Выразительно  читать стихотворение, выражая чувства его героя.(с.87)

03.04 – 07.04

132

Употребление падежных форм имен прилагательных.

03.04 – 07.04

133

Употребление падежных форм местоимений.

03.04 – 07.04

134

Правописание местоимений с предлогами.

Устанавливать аналогии – написание предлогов с существительными и местоимениями.

Замечать и устранять речевые недочеты в высказываниях.

03.04 – 07.04

135

Упражнения в правописании местоимений

03.04 – 07.04

136

Проверочная работа по словосочетанию

10.04 – 14.04

137

Второстепенные члены предложения

Считывать информацию с таблицы

Распространять, дополнять главные мысли, выраженные в высказывании-предложении с помощью второстепенных членов предложения.

Анализировать (производить синтаксический разбор) строение предложения.

Квалифицировать предложение по совокупности его признаков.

Преобразовывать предложения в схемы и наоборот — схемы в предложения.

10.04 – 14.04

138

Анализ простого предложения

10.04 – 14.04

139

Связь главных и второстепенных членов предложения

10.04 – 14.04

140

Сложные предложения

10.04 – 14.04

141

Развиваем главные мысли в текстах

Наблюдать над этапами развития мысли (композицией) в объёмном высказывании (тексте) типа рассуждения, описания

Описывать любимую игрушку, предмет, изделие.

Замечать, тактично советовать,  устранять речевые недочеты в высказываниях.

Проверять, корректировать и оценивать результаты своей работы

17.04 – 21.04

142

Развиваем главные мысли в текстах

17.04 – 21.04

143

Наблюдение над способом развития мысли в текстах

17.04 – 21.04

144

Наблюдение над способом развития мысли в текстах

17.04 – 21.04

145

Наблюдение над способом развития мысли в текстах

17.04 – 21.04

146

Закрепление материала по теме «Конкретизируем значение, распространяем мысль»

Решать орфографические и пунктуационные  задачи в ходе записи по слуху, применять изученные правила.

24.04 – 28.04

147

Итоговый контрольный диктант № 4 по теме «Конкретизируем значение, распространяем мысль»

24.04 – 28.04

148

Анализ диктанта

24.04 – 28.04

Повторение -22 часа.

149

Средства языка и их анализ

Читать таблицу на форзаце,устанавливать взаимозависимость деталей-образов частей речи

24.04 – 28.04

150

Слово и словосочетание

Составлять предложения с данными словосочетаниями.

24.04 – 28.04

151

Слово как часть речи

Трансформировать словесную информацию о частях  речи в таблицу (собственного производства).

02.05 – 05.05

152

Слово как часть речи

02.05 – 05.05

153

Слово как часть речи

02.05 – 05.05

154

Правописание слов

Систематизировать сведения о средствах языка и их признаках.

Использовать знания об особенностях языковых явлений в практике речи.

Дифференцировать слова по их отнесённости к частям речи, по их написанию.

Анализировать и составлять высказывания в объёме предложения, небольшого текста.

02.05 – 05.05

155

Правописание слов

10.05 – 12.05

156

Правописание слов

10.05 – 12.05

157

Правописание слов

10.05 – 12.05

158

Проверочная работа № 1 по теме «Повторение»

15.05 – 19.05

159

Анализ проверочной работы

15.05 – 19.05

160

Предложение

Переводить информацию, полученную из таблицы, в словесный текст о распространении

мыслей в предложении и тексте.

15.05 – 19.05

161

Текст

15.05 – 19.05

162

Распространяем мысли

15.05 – 19.05

163

Изложение

Собирать информацию по нескольким источникам и передать целостное содержание с опорой на план.

Использовать имеющиеся знания, умения по предметам для более глубокого понимания текста и использования  прочитанного в жизненных ситуациях.

22.05 – 25.05

164

Анализ изложения

22.05 – 25.05

165

Повторение изученного по теме «О главном»

22.05 – 25.05

166

Итоговая комплексная работа. № 1 по теме «Повторение»

22.05 – 25.05

167

Анализ работы

26.05 – 31.05

168

Повторение изученного по теме: «Язык и речь»

26.05 – 31.05

169

Повторение изученного по теме «Повторение»

26.05 – 31.05

170

Повторение изученного по теме «Повторение»

26.05 – 31.05

Итого: 170 часов



Предварительный просмотр:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа составлена на основе авторской программы курса  Л.Я. Желтовской, О.Б. Калининой (Программы образовательных учреждений. Начальная школа 1-4 классы. Издательство Астрель М; 2012,) Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №4 им. П.И. Климука ЩМР МО на 2015-2019 годы, учебника Я. Желтовской, О.Б. Калининой «Русский язык» 3 класс, Дрофа. Астрель, Москва, 2016,в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Место учебного предмета в учебном плане.

Согласно авторской программе на изучение предмета отводится 170  часов в год, из расчета 5 часов в неделю, 34 учебные недели.

Согласно учебному плану школы на 2016-2017 учебный год на изучение предмета выделено 170  часов в год, из расчета 5 часов в неделю, 34 учебные недели. В связи с этим количество часов на прохождение основных тем предмета не изменено.

Последовательность прохождения тем соответствует авторской программе.

Количество контрольных работ соответствует авторской программе.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Язык и речь   (20 ч).

Речевое общение как мыслительно-речевая деятельность. Единство двух сторон речевого общения: передача (говорение, письмо) и восприятие (слушание, чтение) смысла. Качества речи: образность, живость, правильность, чистота, точность, содержательность, логичность. Средства выразительности речи. Мелодика речи: интонационный рисунок предложений, слов. Средства выражения авторского отношения: использование оценочной лексики, синонимов, антонимов, сравнений, фразеологизмов. Употребление слов в переносном значении. Роль использования в речи пословиц, поговорок.

Приёмы целесообразного использования при общении несловесных средств (мимики, жестов).

Проводники наших мыслей и чувств (32ч).

Тема текста. Отражение темы в заголовке. Главная часть текста в раскрытии темы. Основная мысль (идея) текста. Способы выражения идеи: в заголовке, в предложении текста. Наблюдение над способами развития мысли в текстах.

Особенности текстов с точки зрения их назначения (цели высказывания): описание предметов (цветов, изделий народных промыслов, времени года, поделок и пр.); повествование (о своих увлечениях, любимых играх, об увиденном, услышанном, прочитанном); рассуждение (о любимом времени года, дереве, уголке природы и др.), объяснение выбора своих решений.

Жанровое разнообразие текстов. Стихи. Письмо как текст. Объявление. Загадка.

Наблюдение над стилистическими разновидностями речи.

Речевой этикет: просьба, пожелание, приглашение, разговор по телефону.

Развитие речи. Виды речевой деятельности (коммуникативно-речевые умения.

Слушание и чтение. Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного текста, включающего две микротемы.

Осознание ситуации устного общения. Развитие речевого слуха: умения слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы, определять главное, понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, оценочные слова, интонацию, мимику, жесты).

Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.

Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс формулирования и передачи мыслей, информации, чувств.

Составление текста письма (родным, друзьям), записки, объявления о пропаже животного с использованием этикетных фраз. Умение подписывать конверт.

Практическое овладение диалоговой формой речи: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения.

Уместное использование и правильное построение высказывания этикетного характера: извинение, пожелание, разговор по телефону (ситуация — абонента нет дома, просьба передать информацию).

О главном (46ч).

Общие сведения о языке . Язык как основа речи, средство общения. Отражение в частях речи реалий окружающего мира (назвать, обозначить). Связь языка с историей развития культуры русского народа (этимологические экскурсы). Что могут рассказать о себе географические названия? Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа. Язык, его строение глазами учёных (представление о разделах науки о языке), лингвистические разборы (анализы) языковых средств. Освоение норм русского литературного языка.

Фонетика и орфоэпия. Сопоставление звукового и буквенного состава слов. Использование фонетического анализа слова для решения орфографических задач. Освоение орфоэпических норм русского литературного языка (красивее, нравиться, красненький и т.п.).

Графика. Углубление понятия об употреблении на письме разделительного твёрдого знака.

Чистописание. Совершенствование владением рукописным шрифтом. Упражнения в дифференциации движений руки при написании таких пар букв, как СЭ, ЗЕ, ХЖ, дб, ШМ, ГР, ЯФ, пр и т.п. Упражнения по ускорению письма, достижению его плавности и связности.

Слово и его значение (лексика). Связь формы и значения слова. Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Употребление слов в речи (тексте) в переносном значении. О заимствованиях в русском языке. Представление о фразеологизмах. Представление о способах толкования лексических значений слов при работе со словарями разных типов: толковыми, синонимов, антонимов.

Конкретизируем значение, распространяем мысль (50ч).

Слово и его значимые части (морфемика) Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах.

Корень как главная значимая часть слова, проводник в историю происхождения слова. Слова с двумя корнями (сложные слова).

Словоизменение и словообразование. Значения и роль окончаний в словах.

Общее представление о продуктивных способах образования слов (приставочный, суффиксальный). Приставка и суффикс как значимые словообразующие морфемы. Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слова приставками (от-, бес -, за -, вы - и др.), суффиксами (-онок -, -ек -, -ищ -, -тель - и др.). Роль употребления в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-очк-, -ек-, -ик-, -еньк-). Разбор слов по составу.

Слово как часть речи (морфология). Критерии распределения слов по частям речи (общие значения, вопросы как средства их выделения, формы изменения, роль в предложении).

Имя существительное. Углубление представлений о значениях имён существительных: обозначение признака (белизна, чернота), обозначение эмоций (счастье, радость, тревога, горе). Имена собственные и нарицательные (единицы административного деления России: края, округа, области, районы, названия улиц).

Наблюдение над изменением имён существительных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён существительных в предложениях.

Имя прилагательное.. Углубление представлений о значениях имён прилагательных: оценочная характеристика предмета, лица (дружный, смелый, красивый, добрый), материал, из которого сделан предмет (железный ковш, шерстяной костюм).

Наблюдение над изменением имён прилагательных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях.

Местоимение.. Наблюдение над особенностью значения местоимений — обозначать предмет, лицо, не называя, а лишь указывая на них. Личные местоимения, употребляемые в единственном и множественном числе (я, ты, он, мы, вы, они). Роль местоимений в предложениях.

Глагол. Углубление представлений о значениях глаголов: речевые и мыслительные процессы (думает, говорит, представляет), состояние (болеет, нездоровится, удивляется). Наблюдение над оттенками значений, выражаемых глаголами совершенного и несовершенного вида (без терминов). Общее представление о начальной форме глаголов. Время глаголов. Наблюдение над изменением глаголов по лицам и числам. Роль глаголов в предложениях.

Служебные части речи.. Углубление представлений о роли служебных частей речи: выражать различного рода отношения между знаменательными частями речи (пространственные, причинные, цели — предлоги, союзы), оттенки значений и чувств (вопроса, уточнения, восхищения, отрицания — частицы), связывать слова и части предложений. Отрицательная частица не. Упражнения в использовании служебных частей речи в составе словосочетаний, предложений.

Синтаксис. Словосочетание. Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано (читать книгу, заплетать косу, рубить топором). Словосочетания с синонимическими значениями (малиновое варенье — варенье из малины). Связь слов в словосочетаниях (наблюдение над согласованием, управлением). Роль словосочетаний в предложениях.

Предложение. Углубление понятия о предложении как о цепочке слов (конструкции), с помощью которой можно выразить мысли или чувства.

Разнообразие речевых задач, целей: сообщить, убедить, попросить, приказать, утвердить, отрицать, предположить и т. п. Виды предложений по цели высказывания: вопросительные, повествовательные, побудительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Интонационное и пунктуационное оформление предложений разных по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

Структура предложений. Главные члены как основа предложения. Подлежащее и основные способы его выражения в предложениях (имя существительное, местоимение). Сказуемое и основные средства его выражения в предложениях (глаголы, глаголы прошедшего времени, глаголы в «повелительной форме»).

Предложения распространённые и нераспространённые. Общее представление о второстепенных членах предложения.

Наблюдения над интонацией предложений, осложнённых обращениями.

Повторение (22ч).

Орфография и пунктуация . Повторение изученных орфограмм. Слова с двумя безударными гласными в корне (зеленеет, холодит, береговой, воробей). Гласные и согласные в приставках. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода (ночь, мышь). Употребление разделительного твёрдого знака. Написание частицы не с глаголами. Написание родовых окончаний прилагательных, глаголов прошедшего времени. Употребление большой буквы в названиях областей, районов, городов, сёл, улиц.

Знаки препинания в конце предложений.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Тема: «Проводники наших мыслей и чувств»

  • Плакат «Покормите птиц зимой»

          Тема: «Строим слова и предложения»

  • Сборник фотографий «Улицы города Щелково»


Предварительный просмотр:

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут формироваться

осознание русского языка как явления культуры русского народа, связь развития языка с развитием культуры и общества;

внимание к мелодичности устной речи и изобразительным средствам русского языка;

внимание к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;

стремление к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;

положительная мотивация и познавательный интерес к изучению языка своего народа, своей страны;

чувство сопричастности к сохранению богатства и самобытности русского языка, стремление стать борцом за чистоту родного языка.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

осознавать слово, предложение как главные средства языка;

использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;

использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);

соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);

различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;

осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением и использовать эти свойства при создании собственных высказываний;

оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств;

осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);

осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;

осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении – назвать предмет, явление;

осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача);

дифференцировать предложения по цели высказывания, по силе выраженного чувства, по строению (простое, сложное);

находить главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды) при анализе предложений и употреблять разные члены предложения при создании собственного высказывания;

анализировать (производить разбор) словосочетаний, простых предложений;

вычленять общие способы решения орфографических задач и использовать их при письме;

применять правила правописания (в объеме содержания курса 3 класса);

определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;

осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

подбирать примеры с определённой орфограммой;

при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;

распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;

-каллиграфически и орфографические правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 65-70 слов, писать под диктовку тексты в 60-65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60-75 слов, создавать тексты /сочинения/ в 8-12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Коммуникативные

соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения;

понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;

озаглавливать текст по основной мысли текста;

подробно воспроизводить содержание текста с опорой на план (составленный самостоятельно);

прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана).

Регулятивно-познавательные

осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;

осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач;

выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные действия (памятки в справочнике учебника);

осуществлять самоконтроль и взаимопроверку работ;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах);

использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот;

находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: звуки, части слова, части речи;

осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений).



Предварительный просмотр:

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

№ п/п

Наименование раздела

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

1

Язык и речь.

  • Выделять признаки устной и письменной речи
  • Обнаруживать орфограммы в словах и определять их тип
  • Устанавливать связь между значением слова и оттенками значений
  • Устанавливать связь между словом и предложением.
  • Проводить звукобуквенный, морфемный и морфологический анализы слов.

2

Проводники наших мыслей и чувств.

  • Организовывать наблюдение над средствами языка с позиций их роли в речи, взаимодействия друг с другом.
  • Осуществлять осознанный выбор слов, пословиц в ситуативной речи.
  • Решать задачи по применению орфограмм.
  • Устанавливать аналогии между условиями употреблении и неупотреблении мягкого знака после шипящих на конце существительных мужского и женского рода.
  • Читать знаки препинания в конце предложения.
  • Обобщать признаки текста
  • Учить воспроизводить текст повествовательного характера.
  • Оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей.
  • Распознавать типы текстов по их назначению.

3

О главном.

  • Обнаруживать связь между частями языковых средств.
  • Вникать в смысл слова по его историческому корню.
  • Выявлять главную часть слова – корень.
  • Использовать приемы проверки корней с безударными гласными.
  • Анализировать строение предложений по его моделям.
  • Применять знания о правописании при записи слов.
  • Выделять основную мысль текста.
  • Уместно и правильно употреблять личные местоимения в речи.
  • Устанавливать связь между главными членами предложения

  • Использовать свойства значений слов при создании собственных высказываний
  • При работе над ошибками осознавать причины их появления и определять способы действий для предотвращения их далее.

4

Конкретизируем значение, распространяем мысль

  • Выявлять оттенки значений, вносимых в слово приставками и суффиксами (развивать грамматическое мышление).
  • Уточнять, корректировать выбор слов в речи с нужными морфемами.
  • Осуществлять перенос известных способов, приёмов проверки выбора гласных, согласных в приставках.
  • Устанавливать аналогии по употреблению разделительных мягкого и твердого знаков
  • Выявлять оттенки значений, вносимых в слово суффиксами.
  • Осуществлять перенос известных способов, приёмов проверки выбора гласных, согласных в приставках.
  • Определять нужную падежную форму зависимых частей речи в словосочетаниях.
  • Осознавать степень прочности усвоения правил письма.
  • Контролировать процесс записи слова.
  • Склонять личные местоимения, правильно писать предлоги с существительными и местоимениями
  • Проводить синтаксический разбор предложения
  • Описывать предмет и изделие

  • Определять круг своего незнания и осуществлять выбор заданий под определенную задачу.
  • Оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств
  • Распознавать типы текстов по их назначению
  • Создавать тексты 8-12 предложений.

5

Повторение.

  • Применять правила правописания.
  • Уточнять правописание слов по словарю.
  • Составлять письмо друзьям и родственникам.
  • Создавать тексты, правильно оформляя каждое предложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник  «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.Календарно-тематическое п...

Русский язык 1 класс УМК "Планета знаний"(Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письму)

Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письмо) 1 класс...

Календарно-тематическое планрование 2 класс русский язык

Календарно-тематическое планрование 2 класс русский язык...