Календарно-тематическое планирование по русскому языку
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 3 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ уроков | Название разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки (и/или коррекция) |
Язык и речь – 20 часов | ||||
1 | Речь устная и письменная | Осознавать речь как речевое действие, вызываемое определённой целью, речевой задачей. Выделять отличительные признаки устной и письменной речи. Находить общую информацию в текстах разных упражнений. Высказывать свою точку зрения по поводу прочитанного. Использовать содержание прочитанного текста для определения собственного отношения к жизненным фактам (к школе, к знаниям). | 01.09 – 02.09 | |
2 | Речь устная и письменная | 01.09 – 02.09 | ||
3 | Речевые действия | «Читать» схемы и таблицу, интерпретировать их информацию словесно. Собирать материал из упражнений для вывода о качествах устной и письменной речи. Понимать замысел автора текста и дополнять текст нужными пословицами. Осознавать свою роль в сохранении богатства русского языка. Моделировать в процессе совместного обсуждения правил участия в диалоге: умение слышать, точно реагировать на реплики | 05.09 – 09.09 | |
4 | Речевые действия | 05.09 – 09.09 | ||
5 | Правила записи слов | Обнаруживать орфограммы в звучащих и написанных словах, устно и письменно аргументировать тип орфограммы. Группировать слова по типам орфограмм и используемым способам проверки. Определять тему текста, тему и смысл пословиц. Выделять микротемы (части) текста, извлекать информацию из текста, кратко её излагать. Осознавать и принимать для жизни нравственные правила русского народа, заключенные в пословицах. | 05.09 – 09.09 | |
6 | Правила записи слов | 05.09 – 09.09 | ||
7 | Правила записи слов | 05.09 – 09.09 | ||
8 | Большая буква в именах собственных. | Обобщать варианты использования большой буквы в словах. Правильно оформлять титульный лист ученической тетради. Добывать информацию из читаемого текста, на её основе осуществлять поисковую работу по истории своей улицы. | 12.09 – 16.09 | |
9 | Слово, его значение, значимые части. | Устанавливать взаимосвязь между значением слова и оттенками значений, вносимых морфемами. Находить разные основания для группировки слов, находить «лишнее» слово в цепочке заданных. Наблюдать над употреблением в речи слов и выражений в переносном значении. Моделировать слова по морфемным схемам, наполнять схемы содержанием. Анализировать слова по составу с опорой на памятку, осознавать последовательность «шагов». Читать таблицу: осознавать содержание граф, устанавливать общее и различие, трансформировать информацию граф в словесный текст (по строкам, по всей таблице). Наводить справки в толковых словарях и справочниках Создавать собственный текст в жанре загадки с опорой на особенности построения текстов народных загадок | 12.09 – 16.09 | |
10 | Слово, его значение, значимые части. | 12.09 – 16.09 | ||
11 | Слово, его значение, значимые части. | 12.09 – 16.09 | ||
12 | Слово в предложении | Устанавливать аналогии между словом и предложением, строить ответ через противопоставление признаков (№76) Анализировать строение предложений и составлять предложения и тексты. Устранять помехи в достижении понимания текста (оформлять предложения в непунктированном тексте). Подбирать слова, восстанавливая смысл предложений (на основе контекста). Читать текст с пониманием отношения автора к описываемому явлению осени. | 12.09 – 16.09 | |
13 | Слово в предложении | 19.09 – 23.09 | ||
14 | Входная контрольная работа. | Контролировать грамотность записей, как в процессе письма, так и после его завершения. Договариваться при работе в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседника | 19.09 – 23.09 | |
15 | Письмо по памяти. | 19.09 – 23.09 | ||
16 | Диктант № 1 по теме «Язык и речь». | Решать орфографические задачи в ходе записи по слуху. Анализировать типы допущенных ошибок, использовать графическое обоснование при работе над ошибками. Выбирать упражнения для ликвидации выявленных пробелов в умениях. | 19.09 – 23.09 | |
17 | Анализ диктанта. | 19.09 – 23.09 | ||
18 | Изложение. «Щука» | Прогнозировать содержание текста по его заголовку, плану. Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в объёме предложения, текста. Анализировать творческие работы свои и одноклассников (под руководством учителя). | 26.09 – 30.09 | |
19 | Анализ Изложения | 26.09 – 30.09 | ||
20 | Творческая работа. Уголок родной природы. | 26.09 – 30.09 | ||
Проводники наших мыслей и чувств – 32 часа | ||||
21 | Слово. Предложение. Текст. | Устанавливать 1) взаимосвязи между основными средствами языка при выражении мыслей и чувств,2) причины непонимания людей при общении на основе анализа текста. | 26.09 – 30.09 | |
22 | Слово и словосочетание. | Обнаруживать общее (называть) и различное в функциях слова и словосочетания. Различать функции языковых единиц: называть (слово, словосочетание) и выражать мысли, чувства (предложение, текст). Наблюдать над условиями связи разных частей речи в словосочетании, предложении. Осуществлять осознанный и уместный выбор слов, фразеологизмов, пословиц в ситуативной речи. | 26.09 – 30.09 | |
23 | Слово и словосочетание. | 03.10 – 07.10 | ||
24 | Части речи. | Осознавать взаимосвязь реального мира, языка как языковой модели мира (части речи) и речи как способа обмена мыслями и чувствами. «Читать» модели словосочетаний и предложений и наполнять их содержанием (составлять словосочетания и предложения по моделям). | 03.10 – 07.10 | |
25 | Род имён существительных. | Решать задачи по применению новых орфограмм: родовым окончаниям прилагательных, употреблению мягкого знака после шипящих на конце существительных. Осваиватьнормы употребления (согласования) прилагательных с существительными в зависимостиот их рода. | 03.10 – 07.10 | |
26 | Род имён существительных. | 03.10 – 07.10 | ||
27 | Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода. | Устанавливать аналогии между условиями употребления и неупотребления мягкого знака после шипящих на конце существительных женского имужского рода. Понимать смысл пословиц, принимать их «уроки» для собственной жизни. | 03.10 – 07.10 | |
28 | Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода. | 10.10 – 14.10 | ||
29 | Изменение имён прилагательных по родам | Выявить возможный способ проверки написания родовых окончаний прилагательных. Упражняться в использовании нового способа при решении орфографических задач | 10.10 – 14.10 | |
30 | Изменение имён прилагательных по родам | Сравнивать и выявлять оттенки значений синонимических словосочетаний Договариваться при работе в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседника | 10.10 – 14.10 | |
31 | Изменение имён прилагательных по родам | 10.10 – 14.10 | ||
32 | Устойчивые сочетания слов. | Раскрывать смысл фразеологизмов, уместно использовать их в речи Уставливать смысловые аналогии фразеологизмов из разных языков, выявлять экспрессию и образность русских устойчивых выражений . | 10.10 – 14.10 | |
33 | Предложение. | Квалифицировать предложение и текст по совокупности признаков. Устанавливать аналогии: у слова и словосочетания – назывные функции, у предложения – коммуникативные. Извлекать из научного текста о предложении новую информацию. Выявлять смысловые части текста. Связно излагать всю информацию о предложении. | 17.10 – 21.10 | |
34 | Вопросительно и повествовательное предложение. | Понимать значения знаков препинания в конце предложений, выбирать нужную по ситуации интонацию (при чтении). Дифференцировать предложения по цели высказывания и использовать при их оформлении соответствующие средства: в устной речи – интонацию конца предложения, в письменной – точку или вопросительный знак. | 17.10 – 21.10 | |
35 | Употребление отрицательной частицы не. | Экспериментировать с заменой смысла предложения (утверждения, отрицания), используя частицы. Сравнивать и выделять отличительные признаки предложений, разных по цели высказывания и интонации. Уместно пользоваться разными типами предложений при беседе (диалоге) в разных речевых ситуациях | 17.10 – 21.10 | |
36 | Побудительные предложения | Экспериментировать с заменой смысла предложения (утверждения, отрицания), используя частицы, повелительные формы глаголов, слова-обращения. | 17.10 – 21.10 | |
37 | Восклицательные предложения | Добывать новую информацию из научного текста-определения, вычленять микротемы текста и связно излагать содержание текста о восклицательных предложениях. Интонировать высказывание в зависимости от силы выражаемого чувства | 17.10 – 21.10 | |
38 | Знаки препинаний в конце предложений. | «Читать» знаки препинания (понимать значение) в конце предложений. Сопоставлять речевые задачи, интонации и знаки препинания, осознавать их взаимосвязь. Обобщать сведения о предложении на основе плана, памятки анализа. Использовать точное интонирование для достижения речевой задачи. | 24.10 – 28.10 | |
39 | Знаки препинаний в конце предложений. | 24.10 – 28.10 | ||
40 | Повторение изученного материала по теме: «Знаки препинания» | Договариваться при работе в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседника Применять изученные правила при письме под диктовку. Выявлять причины ошибок. | 24.10 – 28.10 | |
41 | Объяснительный диктант. | 24.10 – 28.10 | ||
42 | Контрольный диктант № 1 по теме «Проводники наших мыслей и чувств» | Применять изученные правила при письме под диктовку Устанавливать причины появления ошибок, устранять их. | 24.10 – 28.10 | |
43 | Работа над ошибками. Повторение по теме: «Проводники наших мыслей и чувств» | 08.11 – 11.11 | ||
44 | Закрепление материала по теме: «Проводники наших мыслей и чувств» | Осознавать полезность и значимость выполнения работ проектного характера. Определять свои интересы и выбирать нужный проект. | 08.11 – 11.11 | |
45 | Закрепление материала по теме: «Проводники наших мыслей и чувств». | Осознавать полезность и значимость выполнения работ проектного характера. Определять свои интересы и выбирать нужный проект. | 08.11 – 11.11 | |
46 | Текст | Устанавливать связь между речевым назначением предложений и функциональными типами текстов. Дифференцировать типы текстов по их назначению (функции) Выявлять темы и части читаемых текстов Воспроизводить содержание текста с опорой на план. | 08.11 – 11.11 | |
47 | Списывание текста с речевой задачей. | 14.11 – 18.11 | ||
48 | Повествование. Описание. Рассуждение. | 14.11 – 18.11 | ||
49 | Повествование. Описание. Рассуждение. | 14.11 – 18.11 | ||
50 | Изложение | Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в объёме предложения, текста. Различать объём предлагаемых тем высказываний и высказываться в рамках темы. Использовать план для воспроизведения и составления текста. Разгадывать и составлять тексты загадок, используя слова с переносным значением. «Читать» рисунки, репродукции картин, создавать высказывания по описанию картин. Давать доброжелательные советы по поводу творческих работ, корректировать собственные работы. | 14.11 – 18.11 | |
51 | Анализ изложения | 14.11 – 18.11 | ||
52 | Составление загадки | 21.11 – 25.11 | ||
О главном – 46 часов. | ||||
53 | Главные части в средствах языка | Обнаруживать взаимозависимость между главными структурными частями языковых средств и главной информацией, выражаемой посредством их. Анализировать, обобщать факты таблицы, извлекать из неё нужную информацию. Приводить примеры к положениям таблицы. | 21.11 – 25.11 | |
54 | Корень – главная значимая часть слова. | Вникать в смысл слова по его историческому корню, связывать появление слов в языке с событиями культуры в развитии общества. Выявлять главную смысловую часть слова — корень. Обращаться за справками к этимологическому словарю. | 21.11 – 25.11 | |
55 | Правописание корня | Использовать разнообразные способы и приёмы проверки слов с двумя безударными гласными в корне. Развивать графическую и орфографическую зоркость. Прогнозировать содержание текста, давать его версии по многозначному заголовку. | 21.11 – 25.11 | |
56 | Правописание корня | 21.11 – 25.11 | ||
57 | Две безударные гласные в корне. | Использовать рациональные способы проверки корней с двумя безударными гласными Извлекать смысл народной мудрости, следовать правилу в жизненных ситуациях. Использовать формальные элементы текста (заголовок, план, ключевые слова) для поиска нужной информации по содержанию текста Составлять план текста и будущего высказывания. Собирать информацию по нескольким источникам и передавать целостное содержание с опорой на план. | 28.11 – 02.12 | |
58 | Две безударные гласные в корне. | 28.11 – 02.12 | ||
59 | Две безударные гласные в корне. | 28.11 – 02.12 | ||
60 | Изложение «Ухоронки» | 28.11 – 02.12 | ||
61 | Главное слово в словосочетании. | Анализировать структуру словосочетаний, составлять словосочетания по моделям (схемам). Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в объёме предложения, текста. Решать орфографические и пунктуационные задачи. | 28.11 – 02.12 | |
62 | Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. | Анализировать строение предложений и по моделям, схемам составлять собственные высказывания в объёме предложений. Устранять помехи сплошного текста (оформлять предложения внутри текста). Осуществлять самоконтроль при записи предложений и текстов с образца, по слуху, по памяти. | 05.12 – 09.12 | |
63 | Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. | 05.12 – 09.12 | ||
64 | Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. | 05.12 – 09.12 | ||
65 | Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. | 05.12 – 09.12 | ||
66 | Главная мысль текста. | Устанавливать аналогии и отличия в теме и идее (основной мысли) текстов. Строить высказывания, подчиняя содержание основной теме. Участвовать в выборе и выполнении проектов исследовательского и творческого характера Высказываться, руководствуясь идеей, используя разные тематические тексты. | 05.12 – 09.12 | |
67 | Главная мысль текста. | 12.12 – 16.12 | ||
68 | Главная мысль текста. | 12.12 – 16.12 | ||
69 | Создание текста | 12.12 – 16.12 | ||
70 | Контрольное списывание № 1 по теме «О главном» | Контролировать процесс и результат письма. Оценивать уровень своей подготовки к работе проверочного характера. | 12.12 – 16.12 | |
71 | Обобщение материала по теме: «О главном» | 12.12 – 16.12 | ||
72 | Контрольный диктант № 2 по теме «О главном» | Применять знания о правописании при записи слов. Устанавливать причину появления ошибок, выбирать нужные упражнения для тренинга. Оценивать успешность своей работы. | 19.12 – 23.12 | |
73 | Анализ диктанта. | 19.12 – 23.12 | ||
74 | Проверочная комплексная работа № 1 по теме «О главном» | Читать с пониманием прочитанного. Применять полученные предметные и метапредметные умения при работе с текстом. | 19.12 – 23.12 | |
75 | Описание новогодней ёлки | Понимать тему и особенности строения текста Давать доброжелательные советы по поводу творческих работ, корректировать собственные работы | 19.12 – 23.12 | |
76 | Работа над ошибками. Повторение изученного по теме: «О главном» | 19.12 – 23.12 | ||
77 | Закрепление материала по теме: «О главном» | 26.12 – 29.12 | ||
78 | Закрепление материала по теме: «О главном». | 26.12 – 29.12 | ||
79 | Главные части слова, словосочетания. | Выявлять наиболее важную информацию и основную мысль в тексте. | 26.12 – 29.12 | |
80 | Работа частей речи | Составлять объёмное высказывание на основе отдельных информаций о берёзе. | 26.12 – 29.12 | |
81 | Подлежащее | Уместно и правильно употреблять личные местоимения в речи. | 11.01 – 13.01 | |
82 | Употребление личных местоимений. | 11.01 – 13.01 | ||
83 | Употребление личных местоимений. | 11.01 – 13.01 | ||
84 | Сказуемое. Употребление форм глагола. | Устанавливать зависимоть между выбором глагольных форм и выражением реальных, желаемых, побудительных действий. | 16.01 – 20.01 | |
85 | Употребление глагола в форме прошедшего времени. | Устанавливать взаимосвязь между средствами выражения главных членов предложений и смысловыми оттенками, вносимыми ими в высказывания (реальность, возможность, желательность). Преобразовывать смысловое ядро предложения, заменяя имена существительные местоимениями. Сопоставлять временные формы глаголов по таблице, делать обобщения о каждой временной форме глагола. Переносить способ проверки гласных в корне на проверку родовых окончаний глаголов прошедшего времени. | 16.01 – 20.01 | |
86 | Употребление глагола в форме прошедшего времени. | 16.01 – 20.01 | ||
87 | Употребление глагола в форме настоящего времени. | 16.01 – 20.01 | ||
88 | Употребление глагола в форме настоящего времени. | 16.01 – 20.01 | ||
89 | Употребление глагола в форме будущего времени. | 23.01 – 27.01 | ||
90 | Употребление глагола в форме будущего времени. | 23.01 – 27.01 | ||
91 | Взаимосвязь подлежащего и сказуемого | Составлять предложения, основываясь на установлении структурной основы (главных членов) и зависимых от них слов. | 23.01 – 27.01 | |
92 | Главная мысль текста | Обобщать информацию о главных строительных частях языковых средств в форме таблицы. Выявлять «первородный смысл» слов и выражений для более точного их употребления и правописания. | ||
93 | Повторение материала по теме: «О главном» | Отстаивать собственную точку зрения, убеждать собеседника (партнера), прислушиваться к его мнению. | 23.01 – 27.01 | |
94 | Проверочный диктант № 1 по теме «О главном» | Выявлять причины ошибок в диктанте и графически обосновывать подбор проверочных слов. | 23.01 – 27.01 | |
95 | Анализ диктанта | 30.01 – 03.02 | ||
96 | Составление текста | Составлять текст в жанре инструкции на основе текста, рисунков, собственных наблюдений. | 30.01 – 03.02 | |
97 | Закрепление пройденного по теме: «О главном» | 30.01 – 03.02 | ||
98 | Закрепление пройденного по теме: «О главном» | 30.01 – 03.02 | ||
Конкретизируем значение, распространяем мысль – 50часов. | ||||
99 | Структурные средства языка | «Читать» таблицу, добывать новую для себя информацию. Высказываться о зиме, выражая свое отношение к этому периоду.(Конец зимы…) | 30.01 – 03.02 | |
100 | Роль приставок и суффиксов в словах | Образовывать однокоренные слова, используя нужные морфемы для уточнения значения | 06.02 – 10.02 | |
101 | Роль приставок и суффиксов в словах | 06.02 – 10.02 | ||
102 | Правописание приставок и предлогов | Выявлять оттенки значений, вносимых в слово приставками и суффиксами (развивать грамматическое мышление). Уточнять, корректировать выбор слов в речи с нужными морфемами. Выявлять смысл слов, выражающих нравственные понятия, через осознание общих значений морфем. | 06.02 – 10.02 | |
103 | Правописание приставок и предлогов | 06.02 – 10.02 | ||
104 | Правописание приставок и предлогов | 06.02 – 10.02 | ||
105 | Правописание гласных в приставках | Перенос способа «безударный проверяю ударным» на правописание гласных в приставках. Записывать в записные книжки высказывания, слова с нравственным смыслом. | 13.02 – 17.02 | |
106 | Правописание гласных в приставках | 13.02 – 17.02 | ||
107 | Правописание согласных в приставках | Осуществлять перенос известных способов, приёмов проверки выбора согласных в приставках. | 13.02 – 17.02 | |
108 | Правописание согласных в приставках | 13.02 – 17.02 | ||
109 | Употребление твердого знака после приставок | Устанавливать аналогии по употреблению разделительных мягкого и твёрдого знаков. | 13.02 – 17.02 | |
110 | Употребление твердого знака после приставок | 20.02 – 22.02 | ||
111 | Употребление твердого знака после приставок | 20.02 – 22.02 | ||
112 | Правописание слов с приставками. | Восстанавливать смыл пословиц, употребляя (выбирая) нужные слова. | 20.02 – 22.02 | |
113 | Составление текста объявления. | Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания типа объявления | 27.02 – 03.03 | |
114 | Употребление слов с суффиксами | Выявлять оттенки значений, вносимых в слово суффиксами (развивать грамматическое мышление). Уточнять, корректировать выбор слов в речи с нужными морфемами. Выявлять словесные детали в тексте, помогающие понять отношение автора к предмету речи. Списывать (воспроизводить текст дословно) без ошибок, пропусков, искажений и исправлений. | 27.02 – 03.03 | |
115 | Употребление слов с суффиксами | 27.02 – 03.03 | ||
116 | Употребление слов с суффиксами | 27.02 – 03.03 | ||
117 | Контрольное списывание № 2 по теме «Конкретизируем значение, распространяем мысль» | 27.02 – 03.03 | ||
118 | Назначение зависимого слова в словосочетании. | Конкретизировать названия предметов, действий, признаков с помощью зависимых слов в словосочетании. «Рассказывать» о словосочетаниях в двух формах: словесно и графически. | 06.03 – 10.03 | |
119 | Употребление падежных форм имен существительных | Определять и употреблять нужную падежную форму зависимых частей речи в словосочетаниях. Устанавливать аналогии в написании ударных и безударных окончаний прилагательных. | 06.03 – 10.03 | |
120 | Употребление падежных форм имен существительных | 06.03 – 10.03 | ||
121 | Употребление падежных форм имен прилагательных | 06.03 – 10.03 | ||
122 | Закрепление изученного по теме: «Конкретизируем значение, распространяем мысль». | Осознавать степень прочности усвоения правил письма. | 13.03 – 17.03 | |
123 | Закрепление изученного «Конкретизируем значение, распространяем мысль». | 13.03 – 17.03 | ||
124 | Контрольный диктант № 3 по теме «Конкретизируем значение, распространяем мысль» | Контролировать процесс записи слов. | 13.03 – 17.03 | |
125 | Анализ диктанта | Контролировать процесс записи слов. | 13.03 – 17.03 | |
126 | Обучающее изложение | Понимать и воспроизводить содержание текста из трёх микротем, помогая себе планом. Наблюдать и сопоставлять признаки весенних месяцев, описывать их в словесной форме. Осознавать источники поиска информации при выполнении как индивидуального, так и группового проекта. | 13.03 – 17.03 | |
127 | Анализ изложения | 20.03 – 23.03 | ||
128 | Обучающее сочинение | 20.03 – 23.03 | ||
129 | Закрепление материала по теме:«Конкретизируем значение, распространяем мысль». | 20.03 – 23.03 | ||
130 | Закрепление материала по теме: «Конкретизируем значение, распространяем мысль». | 20.03 – 23.03 | ||
131 | Употребление падежных форм имен существительных | Склонять личные местоимения, использовать нужные падежные формы в составе словосочетаний в речи. Выразительно читать стихотворение, выражая чувства его героя.(с.87) | 03.04 – 07.04 | |
132 | Употребление падежных форм имен прилагательных. | 03.04 – 07.04 | ||
133 | Употребление падежных форм местоимений. | 03.04 – 07.04 | ||
134 | Правописание местоимений с предлогами. | Устанавливать аналогии – написание предлогов с существительными и местоимениями. Замечать и устранять речевые недочеты в высказываниях. | 03.04 – 07.04 | |
135 | Упражнения в правописании местоимений | 03.04 – 07.04 | ||
136 | Проверочная работа по словосочетанию | 10.04 – 14.04 | ||
137 | Второстепенные члены предложения | Считывать информацию с таблицы Распространять, дополнять главные мысли, выраженные в высказывании-предложении с помощью второстепенных членов предложения. Анализировать (производить синтаксический разбор) строение предложения. Квалифицировать предложение по совокупности его признаков. Преобразовывать предложения в схемы и наоборот — схемы в предложения. | 10.04 – 14.04 | |
138 | Анализ простого предложения | 10.04 – 14.04 | ||
139 | Связь главных и второстепенных членов предложения | 10.04 – 14.04 | ||
140 | Сложные предложения | 10.04 – 14.04 | ||
141 | Развиваем главные мысли в текстах | Наблюдать над этапами развития мысли (композицией) в объёмном высказывании (тексте) типа рассуждения, описания Описывать любимую игрушку, предмет, изделие. Замечать, тактично советовать, устранять речевые недочеты в высказываниях. Проверять, корректировать и оценивать результаты своей работы | 17.04 – 21.04 | |
142 | Развиваем главные мысли в текстах | 17.04 – 21.04 | ||
143 | Наблюдение над способом развития мысли в текстах | 17.04 – 21.04 | ||
144 | Наблюдение над способом развития мысли в текстах | 17.04 – 21.04 | ||
145 | Наблюдение над способом развития мысли в текстах | 17.04 – 21.04 | ||
146 | Закрепление материала по теме «Конкретизируем значение, распространяем мысль» | Решать орфографические и пунктуационные задачи в ходе записи по слуху, применять изученные правила. | 24.04 – 28.04 | |
147 | Итоговый контрольный диктант № 4 по теме «Конкретизируем значение, распространяем мысль» | 24.04 – 28.04 | ||
148 | Анализ диктанта | 24.04 – 28.04 | ||
Повторение -22 часа. | ||||
149 | Средства языка и их анализ | Читать таблицу на форзаце,устанавливать взаимозависимость деталей-образов частей речи | 24.04 – 28.04 | |
150 | Слово и словосочетание | Составлять предложения с данными словосочетаниями. | 24.04 – 28.04 | |
151 | Слово как часть речи | Трансформировать словесную информацию о частях речи в таблицу (собственного производства). | 02.05 – 05.05 | |
152 | Слово как часть речи | 02.05 – 05.05 | ||
153 | Слово как часть речи | 02.05 – 05.05 | ||
154 | Правописание слов | Систематизировать сведения о средствах языка и их признаках. Использовать знания об особенностях языковых явлений в практике речи. Дифференцировать слова по их отнесённости к частям речи, по их написанию. Анализировать и составлять высказывания в объёме предложения, небольшого текста. | 02.05 – 05.05 | |
155 | Правописание слов | 10.05 – 12.05 | ||
156 | Правописание слов | 10.05 – 12.05 | ||
157 | Правописание слов | 10.05 – 12.05 | ||
158 | Проверочная работа № 1 по теме «Повторение» | 15.05 – 19.05 | ||
159 | Анализ проверочной работы | 15.05 – 19.05 | ||
160 | Предложение | Переводить информацию, полученную из таблицы, в словесный текст о распространении мыслей в предложении и тексте. | 15.05 – 19.05 | |
161 | Текст | 15.05 – 19.05 | ||
162 | Распространяем мысли | 15.05 – 19.05 | ||
163 | Изложение | Собирать информацию по нескольким источникам и передать целостное содержание с опорой на план. Использовать имеющиеся знания, умения по предметам для более глубокого понимания текста и использования прочитанного в жизненных ситуациях. | 22.05 – 25.05 | |
164 | Анализ изложения | 22.05 – 25.05 | ||
165 | Повторение изученного по теме «О главном» | 22.05 – 25.05 | ||
166 | Итоговая комплексная работа. № 1 по теме «Повторение» | 22.05 – 25.05 | ||
167 | Анализ работы | 26.05 – 31.05 | ||
168 | Повторение изученного по теме: «Язык и речь» | 26.05 – 31.05 | ||
169 | Повторение изученного по теме «Повторение» | 26.05 – 31.05 | ||
170 | Повторение изученного по теме «Повторение» | 26.05 – 31.05 | ||
Итого: 170 часов |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена на основе авторской программы курса Л.Я. Желтовской, О.Б. Калининой (Программы образовательных учреждений. Начальная школа 1-4 классы. Издательство Астрель М; 2012,) Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №4 им. П.И. Климука ЩМР МО на 2015-2019 годы, учебника Я. Желтовской, О.Б. Калининой «Русский язык» 3 класс, Дрофа. Астрель, Москва, 2016,в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Место учебного предмета в учебном плане.
Согласно авторской программе на изучение предмета отводится 170 часов в год, из расчета 5 часов в неделю, 34 учебные недели.
Согласно учебному плану школы на 2016-2017 учебный год на изучение предмета выделено 170 часов в год, из расчета 5 часов в неделю, 34 учебные недели. В связи с этим количество часов на прохождение основных тем предмета не изменено.
Последовательность прохождения тем соответствует авторской программе.
Количество контрольных работ соответствует авторской программе.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Язык и речь (20 ч).
Речевое общение как мыслительно-речевая деятельность. Единство двух сторон речевого общения: передача (говорение, письмо) и восприятие (слушание, чтение) смысла. Качества речи: образность, живость, правильность, чистота, точность, содержательность, логичность. Средства выразительности речи. Мелодика речи: интонационный рисунок предложений, слов. Средства выражения авторского отношения: использование оценочной лексики, синонимов, антонимов, сравнений, фразеологизмов. Употребление слов в переносном значении. Роль использования в речи пословиц, поговорок.
Приёмы целесообразного использования при общении несловесных средств (мимики, жестов).
Проводники наших мыслей и чувств (32ч).
Тема текста. Отражение темы в заголовке. Главная часть текста в раскрытии темы. Основная мысль (идея) текста. Способы выражения идеи: в заголовке, в предложении текста. Наблюдение над способами развития мысли в текстах.
Особенности текстов с точки зрения их назначения (цели высказывания): описание предметов (цветов, изделий народных промыслов, времени года, поделок и пр.); повествование (о своих увлечениях, любимых играх, об увиденном, услышанном, прочитанном); рассуждение (о любимом времени года, дереве, уголке природы и др.), объяснение выбора своих решений.
Жанровое разнообразие текстов. Стихи. Письмо как текст. Объявление. Загадка.
Наблюдение над стилистическими разновидностями речи.
Речевой этикет: просьба, пожелание, приглашение, разговор по телефону.
Развитие речи. Виды речевой деятельности (коммуникативно-речевые умения.
Слушание и чтение. Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного текста, включающего две микротемы.
Осознание ситуации устного общения. Развитие речевого слуха: умения слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы, определять главное, понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, оценочные слова, интонацию, мимику, жесты).
Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс формулирования и передачи мыслей, информации, чувств.
Составление текста письма (родным, друзьям), записки, объявления о пропаже животного с использованием этикетных фраз. Умение подписывать конверт.
Практическое овладение диалоговой формой речи: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения.
Уместное использование и правильное построение высказывания этикетного характера: извинение, пожелание, разговор по телефону (ситуация — абонента нет дома, просьба передать информацию).
О главном (46ч).
Общие сведения о языке . Язык как основа речи, средство общения. Отражение в частях речи реалий окружающего мира (назвать, обозначить). Связь языка с историей развития культуры русского народа (этимологические экскурсы). Что могут рассказать о себе географические названия? Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа. Язык, его строение глазами учёных (представление о разделах науки о языке), лингвистические разборы (анализы) языковых средств. Освоение норм русского литературного языка.
Фонетика и орфоэпия. Сопоставление звукового и буквенного состава слов. Использование фонетического анализа слова для решения орфографических задач. Освоение орфоэпических норм русского литературного языка (красивее, нравиться, красненький и т.п.).
Графика. Углубление понятия об употреблении на письме разделительного твёрдого знака.
Чистописание. Совершенствование владением рукописным шрифтом. Упражнения в дифференциации движений руки при написании таких пар букв, как С—Э, З—Е, Х—Ж, д—б, Ш—М, Г—Р, Я—Ф, п—р и т.п. Упражнения по ускорению письма, достижению его плавности и связности.
Слово и его значение (лексика). Связь формы и значения слова. Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Употребление слов в речи (тексте) в переносном значении. О заимствованиях в русском языке. Представление о фразеологизмах. Представление о способах толкования лексических значений слов при работе со словарями разных типов: толковыми, синонимов, антонимов.
Конкретизируем значение, распространяем мысль (50ч).
Слово и его значимые части (морфемика) Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах.
Корень как главная значимая часть слова, проводник в историю происхождения слова. Слова с двумя корнями (сложные слова).
Словоизменение и словообразование. Значения и роль окончаний в словах.
Общее представление о продуктивных способах образования слов (приставочный, суффиксальный). Приставка и суффикс как значимые словообразующие морфемы. Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слова приставками (от-, бес -, за -, вы - и др.), суффиксами (-онок -, -ек -, -ищ -, -тель - и др.). Роль употребления в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-очк-, -ек-, -ик-, -еньк-). Разбор слов по составу.
Слово как часть речи (морфология). Критерии распределения слов по частям речи (общие значения, вопросы как средства их выделения, формы изменения, роль в предложении).
Имя существительное. Углубление представлений о значениях имён существительных: обозначение признака (белизна, чернота), обозначение эмоций (счастье, радость, тревога, горе). Имена собственные и нарицательные (единицы административного деления России: края, округа, области, районы, названия улиц).
Наблюдение над изменением имён существительных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён существительных в предложениях.
Имя прилагательное.. Углубление представлений о значениях имён прилагательных: оценочная характеристика предмета, лица (дружный, смелый, красивый, добрый), материал, из которого сделан предмет (железный ковш, шерстяной костюм).
Наблюдение над изменением имён прилагательных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях.
Местоимение.. Наблюдение над особенностью значения местоимений — обозначать предмет, лицо, не называя, а лишь указывая на них. Личные местоимения, употребляемые в единственном и множественном числе (я, ты, он, мы, вы, они). Роль местоимений в предложениях.
Глагол. Углубление представлений о значениях глаголов: речевые и мыслительные процессы (думает, говорит, представляет), состояние (болеет, нездоровится, удивляется). Наблюдение над оттенками значений, выражаемых глаголами совершенного и несовершенного вида (без терминов). Общее представление о начальной форме глаголов. Время глаголов. Наблюдение над изменением глаголов по лицам и числам. Роль глаголов в предложениях.
Служебные части речи.. Углубление представлений о роли служебных частей речи: выражать различного рода отношения между знаменательными частями речи (пространственные, причинные, цели — предлоги, союзы), оттенки значений и чувств (вопроса, уточнения, восхищения, отрицания — частицы), связывать слова и части предложений. Отрицательная частица не. Упражнения в использовании служебных частей речи в составе словосочетаний, предложений.
Синтаксис. Словосочетание. Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано (читать книгу, заплетать косу, рубить топором). Словосочетания с синонимическими значениями (малиновое варенье — варенье из малины). Связь слов в словосочетаниях (наблюдение над согласованием, управлением). Роль словосочетаний в предложениях.
Предложение. Углубление понятия о предложении как о цепочке слов (конструкции), с помощью которой можно выразить мысли или чувства.
Разнообразие речевых задач, целей: сообщить, убедить, попросить, приказать, утвердить, отрицать, предположить и т. п. Виды предложений по цели высказывания: вопросительные, повествовательные, побудительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Интонационное и пунктуационное оформление предложений разных по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
Структура предложений. Главные члены как основа предложения. Подлежащее и основные способы его выражения в предложениях (имя существительное, местоимение). Сказуемое и основные средства его выражения в предложениях (глаголы, глаголы прошедшего времени, глаголы в «повелительной форме»).
Предложения распространённые и нераспространённые. Общее представление о второстепенных членах предложения.
Наблюдения над интонацией предложений, осложнённых обращениями.
Повторение (22ч).
Орфография и пунктуация . Повторение изученных орфограмм. Слова с двумя безударными гласными в корне (зеленеет, холодит, береговой, воробей). Гласные и согласные в приставках. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода (ночь, мышь). Употребление разделительного твёрдого знака. Написание частицы не с глаголами. Написание родовых окончаний прилагательных, глаголов прошедшего времени. Употребление большой буквы в названиях областей, районов, городов, сёл, улиц.
Знаки препинания в конце предложений.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тема: «Проводники наших мыслей и чувств»
- Плакат «Покормите птиц зимой»
Тема: «Строим слова и предложения»
- Сборник фотографий «Улицы города Щелково»
Предварительный просмотр:
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут формироваться
осознание русского языка как явления культуры русского народа, связь развития языка с развитием культуры и общества;
внимание к мелодичности устной речи и изобразительным средствам русского языка;
внимание к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;
стремление к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению языка своего народа, своей страны;
чувство сопричастности к сохранению богатства и самобытности русского языка, стремление стать борцом за чистоту родного языка.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
осознавать слово, предложение как главные средства языка;
использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);
соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;
осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением и использовать эти свойства при создании собственных высказываний;
оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств;
осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);
осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;
осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении – назвать предмет, явление;
осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача);
дифференцировать предложения по цели высказывания, по силе выраженного чувства, по строению (простое, сложное);
находить главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды) при анализе предложений и употреблять разные члены предложения при создании собственного высказывания;
анализировать (производить разбор) словосочетаний, простых предложений;
вычленять общие способы решения орфографических задач и использовать их при письме;
применять правила правописания (в объеме содержания курса 3 класса);
определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определённой орфограммой;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;
-каллиграфически и орфографические правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 65-70 слов, писать под диктовку тексты в 60-65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60-75 слов, создавать тексты /сочинения/ в 8-12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Коммуникативные
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения;
понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;
озаглавливать текст по основной мысли текста;
подробно воспроизводить содержание текста с опорой на план (составленный самостоятельно);
прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана).
Регулятивно-познавательные
осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;
осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
осуществлять самоконтроль и взаимопроверку работ;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах);
использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот;
находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: звуки, части слова, части речи;
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений).
Предварительный просмотр:
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
№ п/п | Наименование раздела | Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
1 | Язык и речь. |
|
|
2 | Проводники наших мыслей и чувств. |
|
|
3 | О главном. |
|
|
4 | Конкретизируем значение, распространяем мысль |
|
|
5 | Повторение. |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.Календарно-тематическое п...
Русский язык 1 класс УМК "Планета знаний"(Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письму)
Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письмо) 1 класс...
Русский язык 1 класс УМК "Планета знаний"(Календарно -тематическое планирование по русскому языку.)
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 1 класс...
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое планрование 2 класс русский язык
Календарно-тематическое планрование 2 класс русский язык...