Урок русского языка в 3 классе. "Корень. Однокоренные слова" УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок по новым ФГОСам. Изучение нового материала, можно использовать на закреплении. Урок-исследование. К уроку прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.rar | 190.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Корень. Однокоренные слова.
Учитель: Семенюта Любовь Львовна
Цель: актуализировать знания о корне и однокоренных словах. Выявить уровень знаний детей по данной теме.
Задачи:
1.повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой части;
2.формирование умения находить в тексте однокоренные слова, отличать эти слова от слов с корнями-омонимами;
3. Развивать критическое мышление, речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать.
- Отрабатывать каллиграфию письма;
- Воспитывать умения общаться и работать в группах, интерес к родному языку
Ход урока.
1. Организация класса. Эмоциональный настрой.
- Сегодня у нас урок-исследование. Вы станете все исследователями. Как настоящие учёные весь ход исследования будем записывать в тетрадь.
- Откройте тетради и запишите дату исследования и место проведения.
2. Чистописание
- Перед началом исследования проверим вашу наблюдательность и внимательность.
- Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля. ( слайд 3)
к | н | о | р | ы | ч | м | и | ю |
й | ц | в | к | а | п | р | д | б |
г | щ | у | ы | ч | т | к | э | я |
з | х | ф | ъ | о | д | ж | к | е |
- Верно, сегодня повторим написание буквы К.
- Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки?
3. Словарная работа
- А сейчас давайте узнаем, что мы будем исследовать. Разгадаем кроссворд из словарных слов. (слайд 2) Угадайте словарное слово по его значению, запишите слова в строчку, поставьте ударение подчеркните орфограмму.
(1 ученик на доске, остальные в тетрадях)
Домашнее животное, которое дает молоко
Хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также еды, питья.
Произведение живописи, выполненное в красках на бумаге, доске, ткани.
Специалист, который преподает какой-либо учебный предмет в школе
Тонкая палочка графита, вделанная в деревянную оболочку.
Последний осенний месяц.
Какое слово получилось в вертикальном столбике?
- Как вы думаете, что же станет темой нашего сегодняшнего исследования?
(корень)
4. Работа по теме урока. (презентация)
-Какие цели можем поставить на уроке? Что мы можем узнать о корне?
??
Как найти корень? то такое корень? Как пишется корень?
- Где мы с вами находимся на луче знаний? Мы уже имеем какие-нибудь знания о корне?
1 этап. Что такое корень? Какие бывают корни?
- У каких предметов есть корень? Для чего он нужен?
- Сколько значений у слова?
- Какое из его значений относится к науке о языке?
- Что такое корень?
На доске: Море, морской, моряк, заморский
- Что заметили? Почему эти слова однокоренные?
- Выделите общую часть слов?
На доске: боль, болел, больной, заболел.
- Что такое корень? (часть слова)
-Проведем еще одно исследование. В слове больной закроем другую часть слова. Вам понятен ли смысл слова? А теперь закроем корень слове заморский. Что получилось?
- Так какая эта часть? (главная или второстепенная)
- В каких словах? Во всех или нет? (однокоренных)
Сделайте вывод: Корень – главная общая часть однокоренных слов. (слайд)
- На какой вопрос ответили? Можем продвинуться на луче знаний?
2.Чтобы ответить на следующий вопрос надо поработать в парах.
На карточках:
Спишите слова. Вставьте пропущенные буквы. Выделите корень.
Небо, н…беса, н…бесный.
Лес, л…сной, зал…сье, подл…сок, л…сок.
Б…рёза, б…рёзка, б…рёзовый, подб…рёзовик.
Вывод: корень в однокоренных словах пишется ______________________ (по-разному, одинаково)
Вывод вместе.
- На какой вопрос ответили? Слайд.
- Можем ли мы продвинуться на луче знаний?
3. Какой вопрос остался?
завинтить
Как найти корень?
-Почему нам было легко находить корень на карточках? (было несколько слов)
-Любых слов? (Нет. Однокоренных)
-Так что нам надо сделать, чтобы выделить корень? (Подобрать однокоренные слова.)
Сделаем вывод: Чтобы выделить корень надо подобрать однокоренные слова (слайд)
Завинтить, винт, винтовой.
5.Закрепление
Давайте попробуем данные полученные в исследовании применить на практике.
1 уровень: В каждой строке найди однокоренные слова, выпиши их в тетрадь. Выдели корень.
1) учить, школьник, ученик
2) свобода, свободный, победить, освободить
3) сила, силач, спортсмен, сильный
4) лень, ленивый, лентяй, бездельничать
5) добрый, чуткий, доброта
2 уровень: Определи закономерность в записи слов первой строки. По этой закономерности запиши слова остальных строк. Выдели корень.
1) танк – танкист – танковый
2) ? - барабанщик – барабанный
3) ? - ? - грибной
4) ? - ? - садовый
Проверка по слайдам 10 и 11.
Творческое задание (карточка №2)
- Вместо точек в словах подберите правильно и вставьте корень слов, чтобы получились ряды однокоренных слов.
1. под… ник, …яной, …ичка
2. …ник, …очек, …ной
3. …овать, …ний, …ушка
(справка: лес, зим, вод )
Проверка (презентация)
6. Рефлексия (презентация)
Что такое корень?
- Почему важно уметь правильно находить корень в словах?
- С правописанием корня мы познакомимся на следующем уроке русского языка.
- Всех ли целей мы достигли?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка 2 класс "Корень слова"
Цель урока: создать условия для овладения учащимися знаниями о корне слова, умением находить в слове корень и подбирать однокоренные слова....
Урок русского языка. 2 класс. Корень. Однокоренные слова
Урок русского языка. 2 класс. Корень. Однокоренные слова...
Урок русского языка 3 класс "Корень слова"
Программа "Школа России"...
Урок русского языка 3 класс. "Корень слова. Родственные слова".
Материал урока и презентация....
технологическая карта урока русского языка 2 класс "Корень слова. Однокоренные слова"
технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...
Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс. "Корень слова. Однокоренные слова".
Технологическая карта урока русского языка. 2 класс "Школа России" .Тема: "Корень слова. Однокоренные слова"....
Технологическая карта по русскому языку, 2 класс, "Корень слова. Однокоренные слова"
Технологическая карта составлена в соответствии с ФГОС 2022 года....