"Род имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Ямщикова Ирина Михайловна

Конспект  урока  в 3 классе на тему "Род имён существительных"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Род имён существительных.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: сформировать ценностное  отношение к совместной познавательной деятельности по определению  рода имени существительного.   

Задачи:

  • актуализировать знания о постоянных и непостоянных  морфологических признаках имени существительного;
  • организовать деятельность по выбору  способа определения рода существительного.

Материально-техническое обеспечение: учебник русского языка Канакина В.П. , тетрадь на печатной основе, мультимедийное оборудование

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

- осознание учащимися ценности изучаемого способа определения  рода существительного ;

- осознание практической важности определения морфологических признаков части речи;

Метапредметные:

- умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;

 - умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия;

-  умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

     Предметные:

              - знание о постоянных признаках существительного;

              - умение определять род существительных .

Ход урока

1.Самоопределение к учебной деятельности.

  1. Организационный момент.  (слайд 2)

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться.
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам!

   Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас мои ребятишки, ведь вы пришли учиться, думать, узнавать много нового. Настроение должно быть хорошее. Давайте улыбнёмся друг – другу, улыбнитесь мне, улыбнитесь гостям.

  Сейчас у нас урок русского языка. Работа предстоит серьёзная. На уроке мы продолжим разговор об имени существительном.    Настроение хорошее?

    Значит, можно идти в гости. А чтобы узнать к кому мы пойдём в гости, отгадайте загадку.

Тройка, тройка прилетела,

 Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица,

Белоока, белолица,

Как махнула рукавом –

Всё покрыла серебром.   (зима)

-  Ребята, Зима живёт далеко в лесу. Чтобы до неё добраться, нужно преодолеть много препятствий. Вы готовы к трудностям? Отправимся в путь?

  1. Чистописание.

  Но чтобы отправиться в путь, проведём минутку чистописания.    (слайд3)

  Быстро справиться с заданием, поможет пальчиковая гимнастика.

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

   Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем разгибать.

Запись числа и классной работы.

 (письмо чистописания)    

Л л Ла ле

Луна    лисица

Луна – это спутник Земли.

2. Актуализация знаний.  (слайд 4)

В царство зимы мы тихо входим.

Вот зимний лес…

В него заходим…

(Запись под диктовку)

Река Волга, друзья, город Саранск, улыбка,  коза Милка, ребята,  Алексей Толстой, ёршик.

Назовите орфограммы в этих словах.  

(слайд 5)

Игра «Да – нет»

Имя  существительное – это часть речи? (Да!)

Имена  существительные  отвечают на вопросы:  какой, какая, какое, какие? (нет!)

Имена  существительные  отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)

Имена  существительные  обозначают действие предмета? (Нет!)

Имена  существительные  обозначают  предмет? (Да!)

Работа с таблицей. (Вспомните, что знаете об имени существительном)  (слайд 6)

3. Самоопределение деятельности.  (слайд 7)

Продолжаем путешествовать по зимнему лесу.

Синеют синие дали.

Птицы на склоне холма

Нам  слова написали.

- прочитайте слова

ПЕНАЛ, РУЧКА, МЫЛО

- Что объединяет эти слова? ( они обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? Что? Это имена существительные.)

- Чем отличаются эти слова?    (слайд 8)

(Учитель берёт пенал ученика)

- Чей пенал? Запишите . (Пенал мой)

- Подчеркните слово мой.

- Какой он?  Запишите. (Он красивый)

- Подчеркните слово он.

-Назовите имена существительные, к которым можно подставить слова он, мой.

Это имена существительные мужского рода.

(Аналогичная работа проводится с именами существительными женского и среднего рода).

- Чем же отличаются слова: пенал, ручка, мыло?

Сформулируйте тему урока.

4.  Физкультминутка на дыхание.

1. Задуваем свечи.

2. Нюхаем цветы.

3. Тёплый ветер.

           

5.  Работа по теме урока.  

(слайд 9)

- Работа с правилом.

- (слайд 10) Работа с таблицей.

6.  Закрепление нового материала.  (слайд 11) - синица

  1. Картинный диктант. (слайд 12)

На экране картинка. Учащиеся называют имя существительное, записывают его, определяют род.

(слайд 13) - белка

  1. Работа в парах.

- зайчик, грач, гнездо, снег.

- корова, фиалка, зима, берег.

- пальто, озеро, книга, солнце.

- утро, помидор, ветер, стол.

  1. Разноуровневые задания по карточкам.

        

1 уровень: определи род существительных.

  Пришла зима. Стоит  трескучий мороз. Вот взошло солнце.  Летит снежок.  Земля побелела.  На реке блестит лёд. Лес стал как чудесная сказка.

2 уровень:

  Пришла зима. Стоит  трескучий мороз. Вот взошло солнце.  Летит снежок.  Земля побелела.  На реке блестит лёд. Лес стал как чудесная сказка.

(Самопроверка)

7. Контроль и оценка.

-  Ребята, Зима принесла волшебный конверт. Он может очень многое. Если вы правильно выполните задание, он наградит вас подарками. Зима хочет проверить, запомнили ли вы материал.

- Какого рода бывают имена существительные?

- Какими словами можно заменить слова мужского рода?

- Какими словами можно заменить слова женского рода?

- Какими словами можно заменить слова среднего рода?

(вручение подарков)

8. Рефлексия

А какое задание было наиболее трудным?

-Почему?

Самооценка.

Оцените свою работу на уроке   по 10-бальной системе 

    1      2      3      4      5

C:\Program Files (x86)\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0300840.wmf

9.  Домашнее задание.      

- Составить рассказ со словами:

зима, земля, сказка, мороз, снежок, лёд, солнце.

 

Минутка релаксации.

- Теперь давайте немного отдохнём. Сядьте удобно, положите руки на парту, закройте глазки.  Дыхание спокойное и ровное. (Звучит музыка Э. Грига «Сон»).

Все умеют танцевать.

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая

Очень лёгкая, простая

Замедляется движенье.

Исчезает напряженье,

И становиться понятно:

Расслабление приятно.

10.  Итог урока.

Мне было очень интересно с вами. Спасибо за труд и радость, которую я испытала при общении с вами.

текут

тает

бегут

журчит

плывут

смотрит

кричат

сверкает

зайчик бегает

вьёт гнездо

мычат коровы

солнце светит

летят грачи

растут подснежники

снег темнеет

цветут фиалки

   Весной солнце сильно греет.

    На голых сучьях берёзки сидят вороны.

   Весело чирикают воробьи.

   Вася и Лена видят грача.

   Грач важно шагает по полю.

  Льётся звонкая песня жаворонка.

  Лес ждёт тёплых дней.

  Быстро бегут ручьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Дидактический материал по русскому языку по теме "Склонение имён существительных", "Падежные окончания имён существительных"

Позволяет проверить индивидуальные знания учеников по теме "Склонение имён существительных", "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"...

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.

Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...