Русский язык конспект урока "Разноспрягаемые глаголы"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
конспект урока по русскому языку "Разноспрягаемые глаголы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по русскому языку в 4 классе "Разноспрягаемые глаголы" | 26.5 КБ |
4_klass_russkiy_spryazhenie_glagolov.docx | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
4 класс, русский язык.
Тема: Разноспрягаемые глаголы. (Урок-обобщение)
Формирование УУД: предметное: познакомить учащихся с разноспрягаемыми глаголами; на примере глаголов бежать и хотеть рассмотреть особенности данной группы;
регулятивное: формулирование цели работы, выяснить на примере выполнения задания, какого спряжения бывают глаголы данной группы;
личностное: формирование внутренней позиции учащегося в процессе работы;
коммуникативное: приобретение умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Планируемые результаты
Дети научатся:
- распознавать спряжение глаголов;
- правильно писать безударные личные окончания глаголов;
- обобщать изученный материал.
Ход урока
1. Актуализация знаний
Учащиеся повторяют правила спряжения глаголов в настоящем и будущем времени.
Учитель. Как определить спряжение глагола? (При безударных личных окончаниях спряжение узнают по неопределённой форме глагола, при ударных – по самим окончаниям.)
2. Мотивация
Приём «выполнимое/невыполнимое действие».
Учитель. Вы хорошо знаете правила о том, как определить спряжение глагола. Поэтому, я думаю, для вас не составит особого труда определить спряжение глаголов, записанных на доске, и распределить их в два столбика в соответствии с их спряжением.
На доске: I спряжение II спряжение
Глаголы: ужинать, писать, терпеть, наполнить, хотеть, рубить, бежать, лежать, петь, молчать.
В процессе выполнения задания у некоторых учеников может возникнуть вопрос, затруднение. Учитель фиксирует вопрос, усиливает значение возникшего затруднения.
Учитель. Как быть? Как разобраться в возникшем вопросе и проверить, кто из вас прав?
Формулируется цель исследования: проспрягать данные глаголы, выделить окончания и сделать вывод.
3. Исследование в малых группах.
Каждой группе предлагается проспрягать два глагола из предложенного выше списка, выделить окончания и определить спряжение данных глаголов.
Рабочий лист №1
Проспрягайте глаголы, выделите окончания, определите спряжение глаголов.
Ужинать Терпеть
Я_______________ Мы______________ Я______________ Мы_____________
Ты______________ Вы______________ Ты______________ Мы_____________
Он______________ Они_____________ Он______________ Они_____________
Спряжение __________ Спряжение ___________________
4. Обмен информацией и организация информации.
Все группы собираются вместе и представляют свои находки.
Каждая группа знакомит класс с теми глаголами, которые её участники спрягали, учащиеся называют окончания глаголов и определяют спряжение. По ходу выступления дети вывешивают на доску спрягаемые ими глаголы в определённом порядке:
I спряжение: II спряжение:
-ешь, -ет, -ем, -ишь, -ит, -им,
-ете, -ут/-ют - ите, -ат/-ят
ужинать терпеть
писать наполнить
петь рубить
лежать
молчать
Некоторые глаголы удивили ребят своими окончаниями, так как они имели окончания и I, и II спряжения. Учащиеся вывешивают данные глаголы отдельно.
5. Связывание информации.
Учитель. Вы определили спряжение большинства глаголов, и мы распределили их в два столбика. Но у нас остались глаголы бежать и хотеть. К какому же спряжению они относятся?
I спряжение: II спряжение:
-ешь, -ет, -ем, -ишь, -ит, -им,
-ете, -ут/-ют -ите, -ат/-ят
ужинать терпеть хотеть
писать наполнить бежать
петь рубить
лежать
молчать
Учащиеся выдвигают версию, что их нужно отнести в какую-то третью группу.
Учитель. Вы правы. Есть третья группа. Учёные назвали её «разноспрягаемые».
6. Подведение итогов.
Учитель. Итак, какое обобщение мы можем сформулировать, получив такие результаты?
Обобщение: есть глаголы, которые в одних формах имеют окончания I спряжения, а в других – II. Они называются разноспрягаемыми.
7. Применение.
Учитель. Ребята, а как вы думаете, много ли глаголов, которые относятся к разноспрягаемым, или их всего два?
Выслушиваются мнения детей и предлагается им самим проверить предположения.
Учитель. Перед вами конверты, откройте их. Каждый возьмите листочек с заданием, в котором надо определить спряжение глаголов. Если вы найдёте разноспрягаемые глаголы, запишите их на обратной стороне листочка, подпишитесь и отправьте листочек мне. Кто быстрее?
(У детей разные глаголы, но среди них повторяются есть и дать).
Собрав листочки, учитель объявляет результаты работы ребятам. А на доске дети выписывают в третью группу ещё два глагола: есть и дать.
В конце урока учитель раздаёт учащимся памятки «Разноспрягаемые глаголы».
Приложение к уроку
Разноспрягаемые глаголы
Глаголы хотеть и бежать называются разноспрягаемыми.
Их личные формы имеют окончания I и II спряжения
хотеть | бежать |
по I спр.: по II cпр.: я хочу; ты хочешь; мы хотим; вы хоти- он хочет те; они хотят | по I спр.: по II спр.: они бегут я бегу; ты бежишь; он бежит; мы бежим; вы бежите |
Глаголы есть и дать имеют особую систему окончаний
есть | дать |
по I спр.: по II спр.: я ем; ты ешь; мы едим; вы едите; он ест они едят | по I спр.: по II спр.: я дам; ты дашь; мы дадим; вы дадите; он даст они дадут |
Так же спрягаются глаголы надоесть, создать и все приставочные производные глаголов есть и дать – переесть, заесть, выдать
Рабочий лист №1
Проспрягайте глаголы, выделите окончания, определите спряжение глаголов.
Ужинать Терпеть
Я_______________ Мы______________ Я______________ Мы_____________
Ты______________ Вы______________ Ты______________ Мы_____________
Он______________ Они_____________ Он______________ Они_____________
Спряжение __________ Спряжение ___________________
Рабочий лист №2
Проспрягайте глаголы, выделите окончания, определите спряжение глаголов.
Писать Наполнить
Я_______________ Мы______________ Я______________ Мы_____________
Ты______________ Вы______________ Ты______________ Мы_____________
Он______________ Они_____________ Он______________ Они_____________
Спряжение __________ Спряжение ___________________
Рабочий лист №3
Проспрягайте глаголы, выделите окончания, определите спряжение глаголов.
Бежать Рубить
Я_______________ Мы______________ Я______________ Мы_____________
Ты______________ Вы______________ Ты______________ Мы_____________
Он______________ Они_____________ Он______________ Они_____________
Спряжение __________ Спряжение ___________________
Рабочий лист №4
Проспрягайте глаголы, выделите окончания, определите спряжение глаголов.
Лежать Хотеть
Я_______________ Мы______________ Я______________ Мы_____________
Ты______________ Вы______________ Ты______________ Мы_____________
Он______________ Они_____________ Он______________ Они_____________
Спряжение __________ Спряжение ___________________
Рабочий лист №5
Проспрягайте глаголы, выделите окончания, определите спряжение глаголов.
Петь Молчать
Я_______________ Мы______________ Я______________ Мы_____________
Ты______________ Вы______________ Ты______________ Мы_____________
Он______________ Они_____________ Он______________ Они_____________
Спряжение __________ Спряжение ___________________
Разноспрягаемые глаголы
Глаголы хотеть и бежать называются разноспрягаемыми.
Их личные формы имеют окончания I и II спряжения
хотеть | бежать |
по I спр.: по II cпр.: я хочу; ты хочешь; мы хотим; вы хоти- он хочет те; они хотят | по I спр.: по II спр.: они бегут я бегу; ты бежишь; он бежит; мы бежим; вы бежите |
Глаголы есть и дать имеют особую систему окончаний
есть | дать |
по I спр.: по II спр.: я ем; ты ешь; мы едим; вы едите; он ест они едят | по I спр.: по II спр.: я дам; ты дашь; мы дадим; вы дадите; он даст они дадут |
Так же спрягаются глаголы надоесть, создать и все приставочные производные глаголов есть и дать – переесть, заесть, выдать
Разноспрягаемые глаголы
Глаголы хотеть и бежать называются разноспрягаемыми.
Их личные формы имеют окончания I и II спряжения
хотеть | бежать |
по I спр.: по II cпр.: я хочу; ты хочешь; мы хотим; вы хоти- он хочет те; они хотят | по I спр.: по II спр.: они бегут я бегу; ты бежишь; он бежит; мы бежим; вы бежите |
Глаголы есть и дать имеют особую систему окончаний
есть | дать |
по I спр.: по II спр.: я ем; ты ешь; мы едим; вы едите; он ест они едят | по I спр.: по II спр.: я дам; ты дашь; мы дадим; вы дадите; он даст они дадут |
Так же спрягаются глаголы надоесть, создать и все приставочные производные глаголов есть и дать – переесть, заесть, выдать
Предварительный просмотр:
4 класс, русский язык.
Тема: Разноспрягаемые глаголы. (Урок-обобщение)
Формирование УУД: предметное: познакомить учащихся с разноспрягаемыми глаголами; на примере глаголов бежать и хотеть рассмотреть особенности данной группы;
регулятивное: формулирование цели работы, выяснить на примере выполнения задания, какого спряжения бывают глаголы данной группы;
личностное: формирование внутренней позиции учащегося в процессе работы;
коммуникативное: приобретение умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Планируемые результаты
Дети научатся:
- распознавать спряжение глаголов;
- правильно писать безударные личные окончания глаголов;
- обобщать изученный материал.
Ход урока
1. Актуализация знаний
Учащиеся повторяют правила спряжения глаголов в настоящем и будущем времени.
Учитель. Как определить спряжение глагола? (При безударных личных окончаниях спряжение узнают по неопределённой форме глагола, при ударных – по самим окончаниям.)
2. Мотивация
Приём «выполнимое/невыполнимое действие».
Учитель. Вы хорошо знаете правила о том, как определить спряжение глагола. Поэтому, я думаю, для вас не составит особого труда определить спряжение глаголов, записанных на доске, и распределить их в два столбика в соответствии с их спряжением.
На доске: I спряжение II спряжение
Глаголы: ужинать, писать, терпеть, наполнить, хотеть, рубить, бежать, лежать, петь, молчать.
В процессе выполнения задания у некоторых учеников может возникнуть вопрос, затруднение. Учитель фиксирует вопрос, усиливает значение возникшего затруднения.
Учитель. Как быть? Как разобраться в возникшем вопросе и проверить, кто из вас прав?
Формулируется цель исследования: проспрягать данные глаголы, выделить окончания и сделать вывод.
3. Исследование в малых группах.
Каждой группе предлагается проспрягать два глагола из предложенного выше списка, выделить окончания и определить спряжение данных глаголов.
Рабочий лист №1
Проспрягайте глаголы, выделите окончания, определите спряжение глаголов.
Ужинать Терпеть
Я_______________ Мы______________ Я______________ Мы_____________
Ты______________ Вы______________ Ты______________ Мы_____________
Он______________ Они_____________ Он______________ Они_____________
Спряжение __________ Спряжение ___________________
4. Обмен информацией и организация информации.
Все группы собираются вместе и представляют свои находки.
Каждая группа знакомит класс с теми глаголами, которые её участники спрягали, учащиеся называют окончания глаголов и определяют спряжение. По ходу выступления дети вывешивают на доску спрягаемые ими глаголы в определённом порядке:
I спряжение: II спряжение:
-ешь, -ет, -ем, -ишь, -ит, -им,
-ете, -ут/-ют - ите, -ат/-ят
ужинать терпеть
писать наполнить
петь рубить
лежать
молчать
Некоторые глаголы удивили ребят своими окончаниями, так как они имели окончания и I, и II спряжения. Учащиеся вывешивают данные глаголы отдельно.
5. Связывание информации.
Учитель. Вы определили спряжение большинства глаголов, и мы распределили их в два столбика. Но у нас остались глаголы бежать и хотеть. К какому же спряжению они относятся?
I спряжение: II спряжение:
-ешь, -ет, -ем, -ишь, -ит, -им,
-ете, -ут/-ют -ите, -ат/-ят
ужинать терпеть хотеть
писать наполнить бежать
петь рубить
лежать
молчать
Учащиеся выдвигают версию, что их нужно отнести в какую-то третью группу.
Учитель. Вы правы. Есть третья группа. Учёные назвали её «разноспрягаемые».
6. Подведение итогов.
Учитель. Итак, какое обобщение мы можем сформулировать, получив такие результаты?
Обобщение: есть глаголы, которые в одних формах имеют окончания I спряжения, а в других – II. Они называются разноспрягаемыми.
7. Применение.
Учитель. Ребята, а как вы думаете, много ли глаголов, которые относятся к разноспрягаемым, или их всего два?
Выслушиваются мнения детей и предлагается им самим проверить предположения.
Учитель. Перед вами конверты, откройте их. Каждый возьмите листочек с заданием, в котором надо определить спряжение глаголов. Если вы найдёте разноспрягаемые глаголы, запишите их на обратной стороне листочка, подпишитесь и отправьте листочек мне. Кто быстрее?
(У детей разные глаголы, но среди них повторяются есть и дать).
Собрав листочки, учитель объявляет результаты работы ребятам. А на доске дети выписывают в третью группу ещё два глагола: есть и дать.
В конце урока учитель раздаёт учащимся памятки «Разноспрягаемые глаголы».
Приложение к уроку
Разноспрягаемые глаголы
Глаголы хотеть и бежать называются разноспрягаемыми.
Их личные формы имеют окончания I и II спряжения
хотеть | бежать |
по I спр.: по II cпр.: я хочу; ты хочешь; мы хотим; вы хоти- он хочет те; они хотят | по I спр.: по II спр.: они бегут я бегу; ты бежишь; он бежит; мы бежим; вы бежите |
Глаголы есть и дать имеют особую систему окончаний
есть | дать |
по I спр.: по II спр.: я ем; ты ешь; мы едим; вы едите; он ест они едят | по I спр.: по II спр.: я дам; ты дашь; мы дадим; вы дадите; он даст они дадут |
Так же спрягаются глаголы надоесть, создать и все приставочные производные глаголов есть и дать – переесть, заесть, выдать
Рабочий лист №1
Проспрягайте глаголы, выделите окончания, определите спряжение глаголов.
Ужинать Терпеть
Я_______________ Мы______________ Я______________ Мы_____________
Ты______________ Вы______________ Ты______________ Мы_____________
Он______________ Они_____________ Он______________ Они_____________
Спряжение __________ Спряжение ___________________
Рабочий лист №2
Проспрягайте глаголы, выделите окончания, определите спряжение глаголов.
Писать Наполнить
Я_______________ Мы______________ Я______________ Мы_____________
Ты______________ Вы______________ Ты______________ Мы_____________
Он______________ Они_____________ Он______________ Они_____________
Спряжение __________ Спряжение ___________________
Рабочий лист №3
Проспрягайте глаголы, выделите окончания, определите спряжение глаголов.
Бежать Рубить
Я_______________ Мы______________ Я______________ Мы_____________
Ты______________ Вы______________ Ты______________ Мы_____________
Он______________ Они_____________ Он______________ Они_____________
Спряжение __________ Спряжение ___________________
Рабочий лист №4
Проспрягайте глаголы, выделите окончания, определите спряжение глаголов.
Лежать Хотеть
Я_______________ Мы______________ Я______________ Мы_____________
Ты______________ Вы______________ Ты______________ Мы_____________
Он______________ Они_____________ Он______________ Они_____________
Спряжение __________ Спряжение ___________________
Рабочий лист №5
Проспрягайте глаголы, выделите окончания, определите спряжение глаголов.
Петь Молчать
Я_______________ Мы______________ Я______________ Мы_____________
Ты______________ Вы______________ Ты______________ Мы_____________
Он______________ Они_____________ Он______________ Они_____________
Спряжение __________ Спряжение ___________________
Разноспрягаемые глаголы
Глаголы хотеть и бежать называются разноспрягаемыми.
Их личные формы имеют окончания I и II спряжения
хотеть | бежать |
по I спр.: по II cпр.: я хочу; ты хочешь; мы хотим; вы хоти- он хочет те; они хотят | по I спр.: по II спр.: они бегут я бегу; ты бежишь; он бежит; мы бежим; вы бежите |
Глаголы есть и дать имеют особую систему окончаний
есть | дать |
по I спр.: по II спр.: я ем; ты ешь; мы едим; вы едите; он ест они едят | по I спр.: по II спр.: я дам; ты дашь; мы дадим; вы дадите; он даст они дадут |
Так же спрягаются глаголы надоесть, создать и все приставочные производные глаголов есть и дать – переесть, заесть, выдать
Разноспрягаемые глаголы
Глаголы хотеть и бежать называются разноспрягаемыми.
Их личные формы имеют окончания I и II спряжения
хотеть | бежать |
по I спр.: по II cпр.: я хочу; ты хочешь; мы хотим; вы хоти- он хочет те; они хотят | по I спр.: по II спр.: они бегут я бегу; ты бежишь; он бежит; мы бежим; вы бежите |
Глаголы есть и дать имеют особую систему окончаний
есть | дать |
по I спр.: по II спр.: я ем; ты ешь; мы едим; вы едите; он ест они едят | по I спр.: по II спр.: я дам; ты дашь; мы дадим; вы дадите; он даст они дадут |
Так же спрягаются глаголы надоесть, создать и все приставочные производные глаголов есть и дать – переесть, заесть, выдать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация урока по русскому языку по теме "Глагол. Употребление глаголов в речи"
В конспекте урока по теме "Глагол.Употреблебление глаголов в речи" содержится подробное описание открытого урока русского языка для 4 класса по программе "Перспективная начальная школа...
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ...
Конспект урока по русскому языку, тема: "Времена глаголов. 2-е лицо глаголов" (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: ознакомление с написанием глаголов в форме 2-го лица;Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять времена глаголов;- знать, как изменяются глаголы по временам;- знат...
Конспект по русскому языку по теме: «Глагол. Значение и употребление глаголов в речи» 3 класс УМК "Школа России"
Цели деятельности: формирование представления учащихся о глаголе, о его употребление в речиПланируемые результатыПредметные:Знать: что такое глагол, на какие вопросы он отвечаетУметь: опре...
Конспект урока по русскому языку на тему «Глагол. Что такое глагол», 2 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: знакомство с частью речи – глаголом, его отличительными признаками; умениеопределять их на слух, находить в тексте.Планируемые результатыПредметные- знать: определение...
Конспект урока русского языка, тема: «Число глаголов. Изменение глаголов по числам», 3 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.Планируемые результатыПредметные: - Уметь правильно ставить вопросы к глагол...