Конспект урока по русскому языку в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Шишкина Галина Анатольевна

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом." с использованием ИКТ по ОС "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse_z.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4-м классе по теме

" Порядок разбора глагола по составу.

Знакомство с алгоритмом " с использованием ИКТ.

Учитель: Шишкина Г.А.

Цель:  

  • научить обучающихся разбирать глагол по составу.

Задачи: 

  • развивать умения видеть в слове его части;
  • учить объяснять условия выбора орфограмм;
  • воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование:   мультимедийная установка.

Проблема:  почему некоторые глагольные суффиксы не входят в основу?

 I.  Языковая разминка.

  1. Запись под диктовку:

                                                         пр.                         пр.

   Умер дождь, умер ветер, умер шумливый,  беспокойный сад. ( К. Паустовский)

-  Какое значение в предложении имеет слово -  умер?

                      (Умер: перестал, закончился; затих)

- Автор  использовал  литературный   прием   олицетворения.

  • выполнить синтаксический разбор предложения, разбор по членам предл.
  • составить схему.
  • дать характеристику предложения, ( повест., невоскл., сложное, сост из 3 частей, осложнено однор. чл.)

  1. Разбор по составу прилагательных.

            Шумливый,   беспокойный.

           - Как разбираем по составу прилагательные?  (оконч., корень,  приставка  и суффикс)

     

  1. Определите форму глаголов:     (1 слайд)

                                                 стучишься-      

                                                 уколоться-

                                              проспорить-

                                                    кричала-

                                                    светятся-

                                                принесешь-

наст.вр., 2л., ед.ч., возвр.ф

н.ф., возвр.ф.

н.ф.

пр.вр., ж.р., ед.ч.

наст.вр., 3-е л., мн.ч., возвр.ф

буд.вр., 2-е л. ед.ч.,

II. Формулирование темы и цели урока.

                 (слайд2)

- Определите по схемам, к каким частям речи относятся слова:

- Подберите слова к схемам.

                                                                             

                         ник                                                      

                                                                                       

                             н       ый

- Посмотрите по схемам над каким материалом мы работали ,   я что предстоит узнать?

-  обратите внимание на схемы глаголов, что вызвало удивление?

  - Назовите тему урока и поставьте цели урока.  

                 (слайд 3)

 Тема: Разбор глагола по составу,  Цель: Будем учится разбирать глаголы.

III. Наблюдение по учебнику.
1. Упр. 292. ( Слайд4)

Ученики выписывают глагол роняет.

Образец рассуждения:

Глагол стоит в форме настоящего времени, 3-го лица, единственного числа. На это указывает окончание -eт. Основа слова роня-. Поставлю глагол в неопределенную форму ронять. Глагольный суффикс –я. Выделю его в глаголе. Подберу однокоренные слова: урон, уронить.  Корень -рон-.

Запись: роняет  - гл., наст. вр., 3 л., ед.ч., ронять, роняла.

- Как вы думаете, какая будет основа???

IV.        Работа с памяткой и алгоритмом.

1.        Прочитайте памятку на с. 97. Какие суффиксы входят в основу слова, а какие не входят.

 а (о, и, е, у) - ти (ть),            - ся (сь)|;                 -л -

- Обычно суффиксы  образуют новые слова, но суффиксы  неопредел ф.

–ть,  -ти, -чь, и прошедшего времени  -л  образуют не новые слова, а форму  одного слова.

( вернуться к словам и разобрать!!!!!)

- Давайте смоделируем наше правило с помощью схемы. ( Схема на парте и на доске)

Упр.  доделать по вариантам: 1 в - проглянет, 2в. – скроется.

Составим алгоритм работы.  (Слайд 5)

 С чего мы начали разбор глагола по составу?

 ( Указали форму слова, окончание и суффиксы , которые не входят, основа и т.д.)

1.Форма.

2.  Не входят в основу.

3.  Основа.

4.  Корень.

5.  Приставка, суффикс.

2.        Прочитайте порядок разбора глагола по составу (с. 98).

Так ли мы действовали, разбирая  глагол  роняет?

- Чем порядок разбора глагола по составу отличается от разбора
имени существительного?

V.         Самостоятельная работа по учебнику.

1. Упр. 293.        ,        

2. упр. 294

VI.   Рефлексия:

Какое открытие сделали сегодня на уроке ?

VII.  Домашнее задание Д.м. упр. 165  (слайд 6)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....