Обобщение знаний о правописании корня 3класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Закрепить умение находить орфограммы в корне, выделять корень в слове, подбирать проверочные слова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_znaniy_pravil_o_pravopisanii_kornya.docx | 35.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение знаний о правописании корня.
3-й класс
Тип урока: урок – путешествие.
Цель урока: Закрепить умение находить орфограммы в корне, выделять корень в слове, подбирать проверочные слова.
Задачи: Развивать универсальные учебные действия:
Личностные: Воспитывать внимание, аккуратность при письме; Познавательные: – формировать умения находить проверочное слово путём изменения формы слова или подбора однокоренного слова. Познакомить детей с понятием «орфограмма» и помочь им глубже понять сущность орфографических трудностей русского письма. Формирование у детей осознанности письма. Регулятивные: Учить ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы. Коммуникативные: Учить культурному общению учащихся (знать правила, устанавливать контакты); сотрудничать в различных видах деятельности (ставить цели, планировать свою деятельность), воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к выполняемой работе.
Оборудование: Проекционная система (проектор, экран), компьютер, электронная презентация урока. “Тесты для проверки знаний правил написания корня слов”, карточки с дифференцированными домашними заданиями.Цель данной призентации: При помощи презентации поддерживать у учащихся познавательный интерес, вовлечь каждого в процесс познания.
Ход урока
- Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
-Каким бы вы хотели видеть урок русского языка?
- Интересным
- Познавательным
- Развивающим
- Плодотворным -Поясните каждое понятие. -Чтобы урок получился таким недостаточно действий одного учителя, необходима ваша помощь. -Какими должны быть на уроке ученики? Ученики:
- Активные
- Думающие
- Работоспособные
- Внимательные
- Творческие
- Дикциплинированные.
-Вы готовы быть такими?
II. Актуализация знаний. -Сегодня у нас необычный урок русского языка, он пройдёт в форме путешествия. А начнём наш урок с зашифрованного письма. Вы должны прочитать предложение, начиная с правой стороны строчки -налево, то есть задом наперёд.
.атябер еынжурд тувиж онишавкотсорП В (Слайд 2).
– Прочитайте, что у вас получилось. (В Простоквашино живут дружные ребята.)
III. Введение в тему урока. – В Простоквашино живут
Дружные ребята:
Мальчик, пёс и кот –
Ясно, полосатый.
Хоть и ссорятся порой –
Знаем мы из книжки,
Но надёжнее друзей
Нету у мальчишки. – О каких героях идёт речь? Кто живёт в Простоквашино?(Дядя Фёдор, пёс Шарик, кот Матроскин.) – Подскажите поскорей:
“Кто придумал этих друзей?”
Выдумщик он дерзкий … (Эдуард Успенский!) – А кто знает, как называется произведение Эдуарда Николаевича Успенского об этих друзьях? (“Дядя Фёдор, пёс и кот”.)
– Эдуард Николаевич Успенский – очень любит детей и их родителей. Поэтому среди его героев много детей, а есть и взрослые,которые часто попадают в различные забавные ситуации. Он пишет сказки и сказочные повести, приключенческие произведения, а также комиксы, стихи, пьесы, сценарии. (Слайд 3).
– А сегодня на уроке мы отправимся вместе с героями Простоквашино искать клад. Каждый из героев должен преодолеть препятствия на своём пути. А мы будем помогать. А создавать эти препятствия будет ещё один герой этого произведения. Угадайте его.
Кто ворчит и почту носит?
Иногда приходит в гости
С целым ворохом газет.
Догадались или нет?
(Это Печкин, почтальон.
Кто из вас с ним не знаком?) (Слайд 4).
IV. Работа по теме урока.
1. Закрепление знаний о правописании безударной гласной в корне слова. – Печкин предлагает вспомнить Матроскину одну из тем русского языка. (Слайд 5).
– Прочитайте слова: ВОРОБЕЙ, СОВА,ЯГОДА,ЗЕМЛЯНИКА, ПОМИДОР,ОГУРЕЦ, РЕБЯТА, ДОРОГА, БЕРЁЗА. – Какое слово здесь “лишнее”? (Сова.)
– Почему?
– Можем ли мы слово СОВА написать без раздумий?
– Почему? (Слышится без ударения а, а надо писать о. Проверочное слово – совы.)
– Итак, сформулируйте тему, над которой предлагает поработать Матроскину Печкин? (“Правописание безударной гласной в корне слова”.)
– Но для начала вспомним, что мы называем корнем слова? (Общую часть родственных слов.)
– Как мы называем слова с одинаковым корнем? (Родственными или однокоренными.)
– Как мы пишем корень в родственных словах? (Одинаково.) – Вспомним алгоритм проверки безударной гласной в корне слова. (Слайд 6).
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова надо:
1) произнести слово;
2) узнать, есть ли в слове безударный гласный;
3) узнать, в какой части слова этот безударный звук находится;
4) подобрать проверочное слово:
– изменить форму слова так, чтобы безударный гласный звук стал ударным ИЛИ – подобрать однокоренное слово с ударной гласной в корне; – Почтальон Печкин предлагает “эстафету – соревнование” между рядами. Выигрывает ряд, который быстрее других и без ошибок выполнит задание. Каждый ряд записывает в тетрадях только гласные. (Слайд 7).
– В каком столбике написание гласных в словах можно проверить путём изменения формы слова?
– В каком – только подбором однокоренных слов?
– Проверим вашу работу с помощью сигнальных карточек. Почтальон Печкин даёт ответы.
– Помогите Матроскину, сделайте вывод о правописании безударной гласной в корне слова: Если в корне гласный звук
Вызвал вдруг сомнение,
Ты его немедленно
Ставь под ударение. (Слайд 8).
2. Закрепление знаний о правописании парной согласной в корне слова. – А для Шарика Печкин подобрал задания на знание другого правила. (Слайд 9).
В нашем русском языке
“Ходят парами” БЭ-ПЭ,
ВЭ и ЭФ, ГЭ-КА, ДЭ и ТЭ, ЖЕ-ША, ЗЭ-ЭС.
Эти пары у людей вызывают интерес.
Часто “хитрые подружки”
Подменить хотят друг дружку.
Как узнать, писать какую –
Эту букву иль другую?
С толку сбить хотят ребят.
Но у нас не детский сад!
Мы решим проблему эту!
И расскажем всему свету.
Предстоит сегодня вам
Всё расставить по местам. (Стихотворение читает наизусть заранее подготовленный ученик.) – Вот какую проблему нам предстоит решить. Даны буквы, но некоторые из них пропущены. Вам нужно вставить пропущенную букву, которая должна стоять вместо знака вопроса. Б/П, Д/Т, Ж/?, ?/З, Г/К, ?/Ф. – Чем похожи все эти буквы? (Согласные.)
– На какие группы можно их разбить? (На звонкие и глухие.)
– Чем они различаются между собой? (Звонкие произносятся с голосом и шумом, глухие – только с шумом.)
– Сформулируйте тему, над которой предлагает поработать Шарику Печкин. (Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.)
– Вспомним алгоритм проверки парной согласной в корне слова. (Слайд 10).
Чтобы проверить парную согласную в корне слова надо:
1) произнести слово;
2) найти парную согласную в слабой позиции;
3) подобрать проверочное слово:
– изменить форму слова так, чтобы после этой согласной была гласная или сонорная ИЛИ – подобрать однокоренное слово так, чтобы после этой согласной была гласная. – Печкин предлагает отгадать Шарику загадки и записать отгадки в столбик вместе с проверочными словами в тетрадь, выделить корень слова, подчеркнуть согласную в слабой позиции. Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал.
А проснувшись, стал реветь,
Это зверь лесной – … (Медведь.) (Слайд 11.)
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
Так приятен он на вкус,
А зовут его … (Арбуз.) (Слайд 12.)
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёж.) (Слайд 13.)
Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся. (Гриб.) (Слайд 14).
То назад, то вперёд
Ходит, бродит пароход.
Остановишь – горе!
Продырявишь море! (Утюг.) (Слайд 15).
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне. (Мороз.) (Слайд 16).
– Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы вместе с Печкиным – работа в парах. (Слайд 17).
– Работа в парах продолжается. Печкин предлагает вам прочитать текст и вставить в слова пропущенные буквы. Вы должны доказать друг другу правильность вставленной буквы. (Слайд 18). Солнечная пого.ка. Мы плывём на ло.ке к зелёному остро.ку. Под берё.ками и ду.ками прячутся гри.ки. Сла.кие яго.ки манят нас. Скорее на бере.! – Ученик у доски выполняет задание и доказывает написание орфограммы.
– Помогите Шарику, сделайте вывод о правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне:
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг,
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб – на зубы, лёд – на льды –
Будешь грамотным и ты. (Слайд 19).
Работа в группах.Каждой группе предлагается дифференцированный текст.
3.Физкультминутка (Учащиеся выполняют движения под слова песни “КАБЫ НЕ БЫЛО ЗИМЫ” )
4.Закрепление знаний о правописании слов с непроизносимыми согласными в корне. – А дяде Фёдору Печкин предлагает вспомнить ещё одно “золотое” правило русской орфографии, позволяющее грамотно писать корень слова. (Слайд 20). – Составьте из данных слов предложение: Приносит, тот, другим, кто, счастлив, счастье. (Счастлив тот, кто приносит счастье другим.) – К какому жанру устного народного творчества относится это предложение? (Пословица.)
– Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Делай добро другим.)
– Назовите в этой пословице однокоренные слова.
– Произнесите слово СЧАСТЛИВ ещё раз.
– Что происходит с согласным? (Он выпадает, не произносится.)
– Когда согласный не произносится? (Когда рядом несколько согласных. Звук [т] выпадает, так как трудно сразу произнести три согласных звука [стл].)
– Как мы называем согласный, который не произносится в слове? (Непроизносимый.)
– Какое же правило русской орфографии предлагает вспомнить Печкин дяде Фёдору? (Слова с непроизносимыми согласными в корне.)
– Назовите слово, в котором этот звук слышится чётко. (Счастье.)
– Какие ещё “хитрые” сочетания вы знаете? (Слайд 21).
– Вспомним алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными в корне слова. (Слайд 22).
Чтобы проверить написание слов с непроизносимыми согласными в корне надо:
1) произнести слово;
2) проверить, есть ли в слове “хитрые” сочетания ЗДН, РДЦ, ЛНЦ, ВСТВ, СТН;
3) подобрать однокоренное слово, в котором звуки [в], [д], [л], [т] произносятся отчётливо:
4) сравнить проверяемое и проверочное слово.
– Печкин предлагает вспомнить, что мы называем синонимами? (Синонимы – слова одной и той же части речи, по-разному называющие одно и то же явление или близкие, сходные явления.)
– Замените слово, называющее предмет, словом-синонимом. Запишите слова-синонимы в столбик в тетрадь, выделите корень, подчеркните “хитрые” сочетания согласных.
здешний житель – местный
пасмурный день – ненастный
печальная картина – грустная
знаменитый артист – известный
весёлый мальчик – радостный
страшный ветер – ужасный (Слайд 23).
– Проверим с Печкиным вашу работу.
– Помогите дяде Фёдору сделать вывод о написании непроизносимых согласных в корне слова:
Иногда согласные
Играют с нами в прятки:
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.
Мы родственное слово
Должны так подобрать,
Чтоб Л и Т, и Д, и В
В них верно написать.
НО:
вкусный, гласный, интересный,
безопасный и небесный,
и чудесный, и прекрасный,
и ужасный, и напрасный.
Этих слов не забывайте,
букву Т в них не вставляйте! (Слайд 24).
– Молодцы!
V. Итог урока. – Итак, какие “золотые” правила русской орфографии, позволяющие грамотно писать корень слова, вы сегодня вспомнили?
– Наши герои, благодаря вашей помощи, отлично справились со всеми заданиями и, конечно же, нашли свой клад. А для чего мечтали найти клад Матроскин, дядя Фёдор и Шарик? (Слайд 25).
– А знаете ли вы, что героям Простоквашино поставлен памятник? (Рассказ ученика.) Ученик:-Герою легендарного советского мультфильма “Простоквашино” почтальону Печкину открыт памятник в подмосковных Луковицах. Монумент самому знаменитому работнику почты отлили из бронзы высотой почти в два метра. А установили его напротив здания почты. Почтальон Печкин сидит на своём любимом велосипеде, а рядом с ним расположились кот Матроскин и верный Шарик. (Слайд 26). VI.Рефлексия – В начале урока мы отправились искать клад.Как вы думаете нашли вы этот клад? Конечно: знания – это самое ценное богатство. Повторив правила написания корня, мы тоже заработали свой приз. (Слайд 27). Он находится в трёх волшебных сундучках. (У учителя три сундучка, в которых лежат сладкие призы – шоколадные монетки и дифференцированные домашние задания по трём уровням.)
– В первом сундучке задания для тех, кто не боится трудностей, может другим объяснить правила написания корня. (– Исправьте ошибки в словах и напишите текст правильно. Подчеркните буквы, в которых были допущены ошибки.
На пруду плавал белый лебеть. У воды рос камыж. На берек выполс уш. На высокий дуп сел ястреп. В лису раздался криг птицы.
– Вставьте пропущенные слова с парными согласными и подчеркните орфограммы во вставленных словах.
Ученик сделал в диктанте три ____________.
В аквариуме живут золотые ____________.
К лесу вела узкая ____________.
Сторож живёт в ______________.
У берега реки стояла ветхая ____________.
В берлогу зале_ бурый __________.)
– Во втором сундучке задания для тех, кто тему понял, но объяснить другому не может. (– Вставьте безударные гласные и подчеркните их.
Л.сные цв.точки, п.св.тлело в л.су, з.л.тая ос.нь, курлыч.т жур.вли, в.рсистый к.вёр, кр.чат гр.чи, в.сенние л.сточки, .сенняя кр.сота, с.дит с.ва, т.скает ч.рв.ков.
– Запиши проверочные слова, вставь и подчеркни пропущенные буквы, выдели корень.
_______ – дв.ры ________ – р.ды
_______ – гр.бок ________ – ш.ги
_______ – ч.сы ________ – гр.за
_______ – л.нейка ________ – к.за
_______ – ст.лбы ________ – д.жди)
– В третьем сундучке задания для тех, кто тему не понял.
(– Вставьте пропущенные буквы и подчеркните их, выделите корень.
Ст.лы, м.сты, сл.ды, с.сновый, п.тёрка, с.нева, р.чушка, л.пили, г.ра, н.га, ч.сы, с.довник, т.нул, д.ска, к.вёр, кр.ты, тр.вяной, р.са, п.ясок.
– Запишите слова и подчеркните “хитрые” сочетания.
трость – трос.ник
честь – чес.ный
весть – извес.ный
звезда – звёз.ный
опасен – опас.ный
ужасен – ужас.ный)
– Молодцы! Спасибо за работу на уроке! (Слайд 28).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе по теме: «Обобщение знаний о правописании корневых орфограмм, требующих подбора однокоренных слов для проверки орфограммы в корне».
Тема: «Обобщение знаний о правописании корневых орфограмм, требующих подбора однокоренных слов для проверки орфограммы в корне».Цель:- создать ситуацию, помогающую на основе учебного исследования подв...
Презентация к уроку по теме "Обобщение знаний о правописании проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова"
Данный урок- презентация" Обобщение знаний о правописании проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова" представлен в интересной форме, который даёт возможность каждому учащемуся проверить ...
Открытый урок русского языка в 3 классе на тему: "Обобщение знаний правил правописания корня".
Урок русского языка в 3 классе по теме: «Обобщение знаний правил правописания корня». Программа – «Классическая начальная школа».Данный урок позволяет закрепить знания о правописании слов с безударным...
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме «Обобщение знаний о правописании проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова».
Данный конспект урока даёт возможность в доступной форме обобщить знания по теме: "правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова"...
Обобщение правил о правописании корня
Данный урок проводится в 3 классе по русскому языку...
Тема: Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корня Урок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс
Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корняУрок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс Цель:·...
Конспект урока русского языка на тему: "Обобщение правил о правописании корня" (3 класс)
На этом уроке русского языка происходит формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных действий. Применяются различные методы и приёмы формирования УУД на уроке....