Открытый урок русского языка в 3 классе на тему: "Обобщение знаний правил правописания корня".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок русского языка в 3 классе по теме: «Обобщение знаний правил правописания корня». Программа – «Классическая начальная школа».
Данный урок позволяет закрепить знания о правописании слов с безударными гласными, парными согласными и непроизносимыми согласными в корне.
В целях повышения активности и работоспособности учащихся на уроках русского языка, повышения качества успеваемости предлагаются разнообразные по форме и содержанию задания, которые дети выполняют вместе с героями произведения Эдуарда Николаевича Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот».
Повторение материала проходит в увлекательной форме с использованием мультимедийной презентации, что делает урок более насыщенным, красочным, новым.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка в 3 классе на тему:
«Обобщение знаний правил о правописании корня».
Цель: обобщение знаний правил о правописании корня.
Задачи:
обучающие:
-формировать умения находить проверочное слово путём изменения формы слова или подбора однокоренного слова;
-совершенствовать умения выполнять алгоритмы действий по решению орфографических задач (правописания слов с безударной гласной, парной согласной, непроизносимой согласной в корне);
развивающие:
-развивать наблюдательность, внимание, память, логическое мышление учащихся;
-развивать связную речь учащихся;
-развивать орфографическую зоркость учащихся;
воспитывающие:
-воспитывать интерес к родному языку;
-воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к выполняемой работе.
Оборудование: мультимедийная презентация, книга Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот», кассета «32 урока с интермедиями и песнями. Радионяня. Весёлая грамматика», сигнальные карточки с гласными буквами, «Тесты для проверки знаний правил написания корня слов», карточки с дифференцированными домашними заданиями, карточки с текстами, три волшебных сундучка, сладкие призы – шоколадные монетки.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Русский язык очень богат,
Многому научит непосед-ребят.
Будем на уроке серьёзно изучать
Свой родной язык, конечно же, на «5»!
II. «Арабское письмо».
-А начнём наш урок с арабского письма. Вы должны записать предложение, начиная с правой стороны строчки и наоборот, то есть задом наперёд.
.атябер еынжурд тувиж онишавкотсорП В (СЛАЙД №2.)
-Прочитайте, что у вас получилось.
(В Простоквашино живут дружные ребята.)
III. Введение в тему урока.
-В Простоквашино живут
Дружные ребята:
Мальчик, пёс и кот –
Ясно, полосатый.
Хоть и ссорятся порой –
Знаем мы из книжки,
Но надёжнее друзей
Нету у мальчишки.
-О каких героях идёт речь? (Дядя Фёдор, пёс Шарик, кот Матроскин.)
-Подскажите поскорей:
«Кто придумал этих друзей?»
Выдумщик он дерзкий … (Эдуард Успенский!)
-А кто знает, как называется произведение Эдуарда Николаевича Успенского об этих друзьях? («Дядя Фёдор, пёс и кот».)
-Эдуард Николаевич Успенский – не простой юморист, а детский. Поэтому среди его героев много детей, которые часто попадают в различные забавные ситуации. Он пишет сказки и сказочные повести, фантастические, детективные, приключенческие произведения, а также комиксы, стихи, пьесы, сценарии, делает переводы и составляет сборники детского и городского фольклора. (СЛАЙД №3.)
-А сегодня на уроке мы отправимся вместе с героями Простоквашино искать клад. Каждый из героев должен преодолеть препятствия на своём пути. А мы будем помогать. А создавать эти препятствия будет ещё один герой этого произведения. Угадайте его.
Кто ворчит и почту носит?
Иногда приходит в гости
С целым ворохом газет.
Догадались или нет? (Это Печкин, почтальон.
Кто из вас с ним не знаком?) (СЛАЙД №4.)
IV. Работа по теме урока.
- Закрепление знаний о правописании безударной гласной в корне слова.
-Печкин предлагает вспомнить Матроскину одну из тем русского языка. (СЛАЙД №5.)
-Прочитайте слова:
ВОРОБЕЙ, ЗЕМЛЯНИКА, КРЕСТЬЯНЕ, СОВА, ПОМИДОР, РЕБЯТА, ДОРОГА, БЕРЁЗА.
-Какое слово здесь «лишнее»? (Сова.)
-Почему?
-Можем ли мы слово СОВА написать без раздумий?
-Почему? (Слышится без ударения а, а надо писать о. Проверочное слово – совы.)
-Итак, сформулируйте тему, над которой предлагает поработать Матроскину Печкин? («Правописание безударной гласной в корне слова».)
-Но для начала вспомним, что мы называем корнем слова? (Общую часть родственных слов.)
-Как мы называем слова с одинаковым корнем? (Родственными или однокоренными.)
-Как мы пишем корень в родственных словах? (Одинаково.)
-«Хорошо живётся ударной гласной корня, - пишет в своей замечательной книге для детей Бурмако – все её отчётливо слышат, видят и правильно пишут. А как быть безударной бедняжке? Помоги ей, поставь её под ударение, она в благодарность так отчётливо зазвучит, что правильно написать её не составит труда!»
-Вспомним алгоритм проверки безударной гласной в корне слова. (СЛАЙД №6.)
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова надо:
- выяснить смысл слова;
- узнать, есть ли в слове безударный гласный;
ДА НЕТ
- узнать, в какой части слова этот безударный звук находится;
КОРЕНЬ ПРИСТАВКА, СУФФИКС, ОКОНЧАНИЕ
- подобрать проверочное слово:
-изменить форму слова так, чтобы безударный гласный звук стал ударным
ИЛИ
-подобрать однокоренное слово с ударной гласной в корне;
- сравнить проверяемое и проверочное слово.
-Почтальон Печкин предлагает «эстафету - соревнование» между рядами. Выигрывает ряд, который быстрее других и без ошибок выполнит задание. Каждый ряд записывает в тетрадях только гласные. (СЛАЙД №7.)
ТР.ПА Г.РА СВ.ТЛЯЧОК
СТ.НА Р.КА П.ТЁРКА
П.ТНО ГР.БЫ СКР.ПАЧ
Ч.СЛО СЛ.ДЫ С.ДОВНИК
ГР.ЧИ М.ЧИ Л.СНИК
ПЛ.ТА С.СНА СН.ГОВИК
З.МЛЯ В.СНА ДР.ЖИТ
П.ЛЯ ДВ.РЫ КР.ЧИТ
-В каком столбике написание гласных в словах можно проверить путём изменения формы слова?
-В каком – только подбором однокоренных слов?
-Проверим вашу работу с помощью сигнальных карточек. Почтальон Печкин даёт ответы.
-Помогите Матроскину, сделайте вывод о правописании безударной гласной в корне слова:
Если в корне гласный звук
Вызвал вдруг сомнение,
Ты его немедленно
Ставь под ударение. (СЛАЙД №8.)
- Закрепление знаний о правописании парной согласной в корне слова.
-А для Шарика Печкин подобрал задания на знание другого правила. (СЛАЙД №9.)
В нашем русском языке
«Ходят парами» БЭ-ПЭ,
ВЭ и ЭФ, ГЭ-КА, ДЭ и ТЭ, ЖЕ-ША, ЗЭ-ЭС.
Эти пары у людей вызывают интерес.
Часто «хитрые подружки»
Подменить хотят друг дружку.
Как узнать, писать какую –
Эту букву иль другую?
С толку сбить хотят ребят.
Но у нас не детский сад!
Мы решим проблему эту!
И расскажем всему свету.
Предстоит сегодня вам
Всё расставить по местам. (Стихотворение читает наизусть заранее подготовленный ученик.)
-Вот какую проблему нам предстоит решить. Даны буквы, но некоторые из них пропущены. Вам нужно вставить пропущенную букву, которая должна стоять вместо знака вопроса.
Б/П, Д/Т, Ж/?, ?/З, Г/К, ?/Ф.
-Чем похожи все эти буквы? (Согласные.)
-На какие группы можно их разбить? (Один - звонкий, другой – глухой.)
-Чем они различаются между собой? (Звонкие произносятся с голосом и шумом, глухие – только с шумом.)
-Сформулируйте тему, над которой предлагает поработать Шарику Печкин. (Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.)
-Вспомним алгоритм проверки парной согласной в корне слова. (СЛАЙД №10.)
Чтобы проверить парную согласную в корне слова надо:
- выяснить смысл слова;
- найти парную согласную в слабой позиции;
НА КОНЦЕ СЛОВА ПЕРЕД ГЛУХОЙ СОГЛАСНОЙ
- подобрать проверочное слово:
-изменить форму слова так, чтобы после этой согласной была гласная или сонорная
ИЛИ
-подобрать однокоренное слово так, чтобы после этой согласной была гласная или сонорная;
4) сравнить проверяемое и проверочное слово.
-Печкин предлагает отгадать Шарику загадки и записать отгадки вместе с проверочными словами в тетрадь, выделить корень слова, подчеркнуть согласную в слабой позиции.
-Прежде, чем вы начнёте записывать слова, послушайте совет:
Смотреть в тетрадь соседа,
Считаю, смысла нет.
Ведь нет у вас уверенности,
Знает ли сосед.
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал.
А проснувшись, стал реветь,
Это зверь лесной - … (МЕДВЕДЬ). (СЛАЙД №11.)
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны,
Так приятен он на вкус,
А зовут его … (АРБУЗ). (СЛАЙД №12.)
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (ЁЖ) (СЛАЙД №13.)
Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся. (ГРИБ) (СЛАЙД №14.)
То назад, то вперёд
Ходит, бродит пароход.
Остановишь – горе!
Продырявишь море! (УТЮГ) (СЛАЙД №15.)
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне. (МОРОЗ) (СЛАЙД №16.)
-Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы вместе с Печкиным – работа в парах. (СЛАЙД №17.)
-Работа в парах продолжается. Печкин предлагает вам прочитать текст и вставить в слова пропущенные буквы. Вы должны доказать друг другу правильность вставленной буквы. (СЛАЙД №18.)
Солнечная пого.ка. Мы плывём на ло.ке к зелёному остро.ку. Под берё.ками и ду.ками прячутся гри.ки. Сла.кие яго.ки манят нас. Скорее на бере.!
-А проверят ваши работы родители.
-Помогите Шарику, сделайте вывод о правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне:
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг,
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб – на зубы, лёд – на льды –
Будешь грамотным и ты. (СЛАЙД №19.)
- Физминутка (Учащиеся выполняют движения под слова песни «Глухие согласные» из уроков «Радионяня. Весёлая грамматика»:
На дворе стоит мороз,
Низкая температура.
Стынет лоб и мёрзнет нос,
Снег валит и небо хмуро.
Покрывает землю лёд
И в машине стынет смазка.
А в берлоге молодой медведь ревёт,
Что нельзя ему кататься на салазках.
Чтобы знать, как тут быть,
Надо слово изменить,
Чтоб за звуком непонятным
Гласная стояла.
Сделай так поскорей –
Сразу станет веселей
И послушай нашу песенку сначала.
На дворе стоит мороз –
Нам морозы надоели.
Стынет лоб и мёрзнет нос –
Лбы от стужи покраснели.
Покрывает землю лёд
И по льду скользит прохожий.
А в берлоге молодой медведь ревёт,
Что к медведям в гости он пойти не может.)
- Закрепление знаний о правописании слов с непроизносимыми согласными в корне.
-А дяде Фёдору Печкин предлагает вспомнить ещё одно «золотое» правило русской орфографии, позволяющее грамотно писать корень слова. (СЛАЙД №20.)
-Составьте из данных слов предложение:
Приносит, тот, другим, кто, счастлив, счастье.
(Счастлив тот, кто приносит счастье другим.)
-К какому жанру устного народного творчества относится это предложение? (Пословица.)
-Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Делай добро другим.)
-Назовите в этой пословице однокоренные слова.
-Произнесите слово СЧАСТЛИВ ещё раз.
-Что происходит с согласным? (Он выпадает, не произносится.)
-Когда согласный не произносится? (Когда рядом несколько согласных. Звук [т] выпадает, так как трудно сразу произнести три согласных звука [стл].)
-Как мы называем согласный, который не произносится в слове? (Непроизносимый.)
-Какое же правило русской орфографии предлагает вспомнить Печкин дяде Фёдору? (Слова с непроизносимыми согласными в корне.)
-Назовите слово, в котором этот звук слышится чётко. (Счастье.)
-Какие ещё «хитрые» сочетания вы знаете? (СЛАЙД №21.)
-Вспомним алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными в корне слова. (СЛАЙД №22.)
Чтобы проверить написание слов с непроизносимыми согласными в корне надо:
- произнести слово;
- проверить, есть ли в слове «хитрые» сочетания ЗДН, РДЦ, ЛНЦ, ВСТВ, СТН;
ДА НЕТ
- подобрать однокоренное слово, в котором звуки [в], [д], [л], [т] произносятся отчётливо:
произносятся не произносятся
писать согласную надо писать согласную не надо
- сравнить проверяемое и проверочное слово.
-Печкин предлагает вспомнить, что мы называем синонимами? (Синонимы – слова одной и той же части речи, по-разному называющие одно и то же явление или близкие, сходные явления.)
-Замените слово, называющее предмет, словом-синонимом. Запишите слова-синонимы в столбик в тетрадь, выделите корень, подчеркните «хитрые» сочетания согласных.
здешний житель – местный
пасмурный день – ненастный
печальная картина – грустная
знаменитый артист – известный
весёлый мальчик – радостный
страшный ветер - ужасный (СЛАЙД №23.)
-Проверим с Печкиным вашу работу.
-Помогите дяде Фёдору сделать вывод о написании непроизносимых согласных в корне слова:
Иногда согласные
Играют с нами в прятки:
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.
Мы родственное слово
Должны так подобрать,
Чтоб Л и Т, и Д, и В
В них верно написать.
НО:
вкусный, гласный, интересный,
безопасный и небесный,
и чудесный, и прекрасный,
и ужасный, и напрасный.
Этих слов не забывайте,
букву Т в них не вставляйте! (СЛАЙД №24.)
-Молодцы! И в заключение Печкин предлагает вам ответить на вопросы теста.
Тест для проверки знаний правил написания корня слов.
- Родственными словами являются:
а) роль, ролевой, король;
б) вода, подводный, водить, водяной;
в) ледник, лёд, ледяной, заледенеть;
г) рис, рисунок, рисовать, рисовая (каша).
2. Проверочными словами к слову г.ра являются:
а) гарь;
б) горький;
в) горка;
г) загар.
3. Безударную гласную в корне нельзя проверить в словах:
а) мороз;
б) зима;
в) холод;
г) пальто.
4. К данным словам из первого столбика подбери по смыслу слова из второго столбика. Соедини их стрелками. Вставь пропущенные буквы.
ветер мя_кая
зайчик у_кая
лёд ре_кий
дорога кре_кий
подушка ро_кий
5. Образуй от существительных прилагательные:
радость -__________
ненастье -__________
счастье -____________
(Критерии оценивания теста:
нет ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки –«3»
3 и более ошибок – «2».)
V. Итог урока.
-Итак, какие «золотые» правила русской орфографии, позволяющие грамотно писать корень слова, вы сегодня вспомнили?
-Наши герои, благодаря вашей помощи, отлично справились со всеми заданиями и, конечно же, нашли свой клад. А для чего мечтали найти клад Матроскин, дядя Фёдор и Шарик? (СЛАЙД №25.)
-А знаете ли вы, что героям Простоквашино поставлен памятник? (Рассказ ученика.)
Герою легендарного советского мультфильма «Простоквашино» почтальону Печкину открыт памятник в подмосковных Луковицах. Монумент самому знаменитому работнику почты отлили из бронзы высотой почти в два метра. А установили его, что, конечно, очень символично, напротив здания местного почтампа. Почтальон Печкин изображён на велосипеде, а рядом с ним расположились не менее примечательные герои мультфильма Матроскин и Шарик. (СЛАЙД №26.)
-Сегодня нам с вами тоже повезло. Вы преодолели пока небольшой, но трудный путь и получили в награду знания. Храните этот клад знаний и пополняйте его на каждом уроке. И помните: знания – это самое ценное богатство. Повторив правила написания корня, мы тоже заработали свой приз. (СЛАЙД №27.) Он находится в трёх волшебных сундучках. (У учителя три сундучка, в которых лежат сладкие призы – шоколадные монетки и дифференцированные домашние задания по трём уровням.)
-В первом сундучке задания для тех, кто умеет грамотно писать корень слова и не боится трудностей, может другим объяснить правила написания корня.
(-Исправьте ошибки в словах и напишите текст правильно. Подчеркните буквы, в которых были допущены ошибки.
На пруду плавал белый лебеть. У воды рос камыж. На берек выполс уш. На высокий дуп сел ястреп. В лису раздался криг птицы.
-Вставьте пропущенные слова с парными согласными и подчеркните орфограммы во вставленных словах.
Ученик сделал в диктанте три ____________.
В аквариуме живут золотые ____________.
К лесу вела узкая ____________.
Сторож живёт в ______________.
У берега реки стояла ветхая ____________.
В берлогу зале_ бурый __________.)
-Во втором сундучке задания для тех, кто тему понял, но объяснить другому не может.
(-Вставьте безударные гласные и подчеркните их.
Л.сные цв.точки, п.св.тлело в л.су, з.л.тая ос.нь, курлыч.т жур.вли, в.рсистый к.вёр, кр.чат гр.чи, в.сенние л.сточки, .сенняя кр.сота, с.дит с.ва, т.скает ч.рв.ков.
-Запиши проверочные слова, вставь и подчеркни пропущенные буквы, выдели корень.
_______ - дв.ры ________ - р.ды
_______ - гр.бок ________ - ш.ги
_______ - ч.сы ________ - гр.за
_______ - л.нейка ________ - к.за
_______ - ст.лбы ________ - д.жди)
-В третьем сундучке задания для тех, кто тему не понял.
(-Вставьте пропущенные буквы и подчеркните их, выделите корень.
Ст.лы, м.сты, сл.ды, с.сновый, п.тёрка, с.нева, р.чушка, л.пили, г.ра, н.га, ч.сы, с.довник, т.нул, д.ска, к.вёр, кр.ты, тр.вяной, р.са, п.ясок.
-Запишите слова и подчеркните «хитрые» сочетания.
трость – трос.ник
честь – чес.ный
весть – извес.ный
звезда – звёз.ный
опасен – опас.ный
ужасен – ужас.ный)
-Молодцы! Спасибо за работу на уроке! (СЛАЙД №28.)
Используемая литература:
- Липская С. Безударные гласные в корне. Методическая газета для учителей начальной школы «Начальная школа», №1, 2007г.
- Зайцева И. Безударные гласные в корне. Методическая газета для учителей начальной школы «Начальная школа», №17, 2008г.
- Косолапова Т. По страницам произведений Эдуарда Успенского. Методическая газета для учителей начальной школы «Начальная школа», №10, 2008г.
- Я иду на урок в начальную школу: Русский язык. Книга 2: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000г.
- Я иду на урок в начальную школу: Тесты по русскому языку: Сборник. – М.: Издательство «Олимп»; Издательство «Первое сентября», 1999г.
- Петрова Н. Карточки. Русский язык. Методическая газета для учителей начальной школы «Начальная школа», №13, 2009г.
- Рождественская С.В. Урок русского языка в 3-м классе по теме: «Непроизносимые согласные в корне слова». Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
- Борисова Л.И. Урок-путешествие по русскому языку по теме: «Правописание парных согласных на конце слова». Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
- Емельянова Е.Н., Соболева А.Е. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. – СПб.: Питер, 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс по теме:"Обобщение знаний об имени существительном"
Урок русского языка во 2 классе по теме: "Обобщение знаний об имени существительном" по учебнику Зеленина Л.М.+ презентация...
Урок русского языка 2 класс по теме: "Обобщение знаний об имени прилагательном"
Использовала различные методы и приемы работы. Работа по карточкам, выборочным письмом, тестированием, коллективной работой, творчекими заданиями. На уроке прослеживалась связь между двумя предметами:...
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....
Конспект урока РУССКОГО ЯЗЫКА (3 класс) по теме: "Обобщение знаний о составе слова".
Данный урок разработан в виде ЭСТАФЕТЫ ЗНАНИЙ. В нём много игровых моментов., интересных заданий, например КОНКУРС ...
Открытый урок. Русский язык. 3 класс.Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».
Русский язык3 классТема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».Цель: развивать умение распознавать слова с безударной гласной в корне слова.Задачи:...
Открытый урок. Русский язык. 3 класс.Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».
Русский язык3 классТема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».Цель: развивать умение распознавать слова с безударной гласной в корне слова.Задачи:...