Открытый урок русского языка в 3 классе на тему: "Обобщение знаний правил правописания корня".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Маркевич Лариса Юрьевна

Урок русского языка в 3 классе по теме: «Обобщение знаний правил правописания корня». Программа – «Классическая начальная школа».

Данный урок позволяет закрепить знания о правописании слов с безударными гласными, парными согласными и непроизносимыми согласными в корне.

В целях повышения активности и работоспособности учащихся на уроках русского языка, повышения качества успеваемости предлагаются разнообразные по форме и содержанию задания, которые дети выполняют вместе с героями произведения Эдуарда Николаевича Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот».

Повторение материала проходит в увлекательной форме с использованием мультимедийной презентации, что делает урок более насыщенным, красочным, новым.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 3 классе на тему:

«Обобщение знаний правил о правописании корня».

Цель: обобщение знаний правил о правописании корня.

Задачи:

обучающие:

-формировать умения находить проверочное слово путём изменения формы слова или подбора однокоренного слова;

-совершенствовать умения выполнять алгоритмы действий по решению орфографических задач (правописания слов с безударной гласной, парной согласной, непроизносимой согласной в корне);

развивающие:

-развивать наблюдательность, внимание, память, логическое мышление учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

-развивать орфографическую зоркость учащихся;

воспитывающие:

-воспитывать интерес к родному языку;

-воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к выполняемой работе.

Оборудование: мультимедийная презентация, книга Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот», кассета «32 урока с интермедиями и песнями. Радионяня. Весёлая грамматика», сигнальные карточки с гласными буквами, «Тесты для проверки знаний правил написания корня слов», карточки с дифференцированными домашними заданиями, карточки с текстами, три волшебных сундучка, сладкие призы – шоколадные монетки.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Русский язык очень богат,

Многому научит непосед-ребят.

Будем на уроке серьёзно изучать

Свой родной язык, конечно же, на «5»!

II. «Арабское письмо».

-А начнём наш урок с арабского письма. Вы должны записать предложение, начиная с правой стороны строчки и наоборот, то есть задом наперёд.

.атябер еынжурд тувиж онишавкотсорП В (СЛАЙД №2.)

-Прочитайте, что у вас получилось.

(В Простоквашино живут дружные ребята.)

III. Введение в тему урока.

-В Простоквашино живут

 Дружные ребята:

 Мальчик, пёс и кот –

 Ясно, полосатый.

 Хоть и ссорятся порой –

 Знаем мы из книжки,

 Но надёжнее друзей

 Нету у мальчишки.

-О каких героях идёт речь? (Дядя Фёдор, пёс Шарик, кот Матроскин.)

-Подскажите поскорей:

 «Кто придумал этих друзей?»

 Выдумщик он дерзкий … (Эдуард Успенский!)

-А кто знает, как называется произведение Эдуарда Николаевича Успенского об этих друзьях? («Дядя Фёдор, пёс и кот».)

-Эдуард Николаевич Успенский – не простой юморист, а детский. Поэтому среди его героев много детей, которые часто попадают в различные забавные ситуации. Он пишет сказки и сказочные повести, фантастические, детективные, приключенческие произведения, а также комиксы, стихи, пьесы, сценарии, делает переводы и составляет сборники детского и городского фольклора. (СЛАЙД №3.)

-А сегодня на уроке мы отправимся вместе с героями Простоквашино искать клад. Каждый из героев должен преодолеть препятствия на своём пути. А мы будем помогать. А создавать эти препятствия будет ещё один герой этого произведения. Угадайте его.

Кто ворчит и почту носит?

Иногда приходит в гости

С целым ворохом газет.

Догадались или нет?   (Это Печкин, почтальон.

                                        Кто из вас с ним не знаком?) (СЛАЙД №4.)

IV. Работа по теме урока.

  1. Закрепление знаний о правописании безударной гласной в корне слова.

-Печкин предлагает вспомнить Матроскину одну из тем русского языка. (СЛАЙД №5.)

-Прочитайте слова:

ВОРОБЕЙ, ЗЕМЛЯНИКА, КРЕСТЬЯНЕ, СОВА, ПОМИДОР, РЕБЯТА, ДОРОГА, БЕРЁЗА.

-Какое слово здесь «лишнее»? (Сова.)

-Почему?

-Можем ли мы слово СОВА написать без раздумий?

-Почему? (Слышится без ударения а, а надо писать о. Проверочное слово – совы.)

-Итак, сформулируйте тему, над которой предлагает поработать Матроскину Печкин? («Правописание безударной гласной в корне слова».)

-Но для начала вспомним, что мы называем корнем слова? (Общую часть родственных слов.)

-Как мы называем слова с одинаковым корнем? (Родственными или однокоренными.)

-Как мы пишем корень в родственных словах? (Одинаково.)

-«Хорошо живётся ударной гласной корня, - пишет в своей замечательной книге для детей Бурмако – все её отчётливо слышат, видят и правильно пишут. А как быть безударной бедняжке? Помоги ей, поставь её под ударение, она в благодарность так отчётливо зазвучит, что правильно написать её не составит труда!»

-Вспомним алгоритм проверки безударной гласной в корне слова.  (СЛАЙД №6.)

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова надо:

  1. выяснить смысл слова;
  2. узнать, есть ли в слове безударный гласный;

               ДА                                  НЕТ

  1. узнать, в какой части слова этот безударный звук находится;

      КОРЕНЬ                ПРИСТАВКА, СУФФИКС, ОКОНЧАНИЕ

  1. подобрать проверочное слово:

-изменить форму слова так, чтобы безударный гласный звук стал ударным

                                                     ИЛИ

-подобрать однокоренное слово с ударной гласной в корне;

  1. сравнить проверяемое и проверочное слово.

-Почтальон Печкин предлагает «эстафету - соревнование» между рядами. Выигрывает ряд, который быстрее других и без ошибок выполнит задание. Каждый ряд записывает в тетрадях только гласные. (СЛАЙД №7.)

ТР.ПА                      Г.РА                        СВ.ТЛЯЧОК

СТ.НА                      Р.КА                       П.ТЁРКА

П.ТНО                     ГР.БЫ                     СКР.ПАЧ

Ч.СЛО                     СЛ.ДЫ                    С.ДОВНИК

ГР.ЧИ                      М.ЧИ                       Л.СНИК

ПЛ.ТА                     С.СНА                      СН.ГОВИК

З.МЛЯ                    В.СНА                      ДР.ЖИТ

П.ЛЯ                       ДВ.РЫ                      КР.ЧИТ

-В каком столбике написание гласных в словах можно проверить путём изменения формы слова?

-В каком – только подбором однокоренных слов?

-Проверим вашу работу с помощью сигнальных карточек. Почтальон Печкин даёт ответы.

-Помогите Матроскину, сделайте вывод о правописании безударной гласной в корне слова:

Если в корне гласный звук

Вызвал вдруг сомнение,

Ты его немедленно

Ставь под ударение. (СЛАЙД №8.)

  1. Закрепление знаний о правописании парной согласной в корне слова.

-А для Шарика Печкин подобрал задания на знание другого правила. (СЛАЙД №9.)

В нашем русском языке

«Ходят парами» БЭ-ПЭ,

ВЭ и ЭФ, ГЭ-КА, ДЭ и ТЭ, ЖЕ-ША, ЗЭ-ЭС.

Эти пары у людей вызывают интерес.

Часто «хитрые подружки»

Подменить хотят друг дружку.

Как узнать, писать какую –

Эту букву иль другую?

С толку сбить хотят ребят.

Но у нас не детский сад!

Мы решим проблему эту!

И расскажем всему свету.

Предстоит сегодня вам

Всё расставить по местам. (Стихотворение читает наизусть заранее подготовленный ученик.)

-Вот какую проблему нам предстоит решить. Даны буквы, но некоторые из них пропущены. Вам нужно вставить пропущенную букву, которая должна стоять вместо знака вопроса.

Б/П, Д/Т, Ж/?, ?/З, Г/К, ?/Ф.

-Чем похожи все эти буквы? (Согласные.)

-На какие группы можно их разбить? (Один - звонкий, другой – глухой.)

-Чем они различаются между собой? (Звонкие произносятся с голосом и шумом, глухие – только с шумом.)

-Сформулируйте тему, над которой предлагает поработать Шарику Печкин. (Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.)

-Вспомним алгоритм проверки парной согласной в корне слова. (СЛАЙД №10.)

Чтобы проверить парную согласную в корне слова надо:

  1. выяснить смысл слова;
  2. найти парную согласную в слабой позиции;

                   НА КОНЦЕ СЛОВА                ПЕРЕД ГЛУХОЙ СОГЛАСНОЙ

  1. подобрать проверочное слово:

-изменить форму слова так, чтобы после этой согласной была гласная или сонорная

                                                           ИЛИ

-подобрать однокоренное слово так, чтобы после этой согласной была гласная или сонорная;

4) сравнить проверяемое и проверочное слово.

-Печкин предлагает отгадать Шарику загадки и записать отгадки вместе с проверочными словами в тетрадь, выделить корень слова, подчеркнуть согласную в слабой позиции.

-Прежде, чем вы начнёте записывать слова, послушайте совет:

Смотреть в тетрадь соседа,

Считаю, смысла нет.

Ведь нет у вас уверенности,

Знает ли сосед.

                             Он всю зиму в шубе спал,

                             Лапу бурую сосал.

                             А проснувшись, стал реветь,

                             Это зверь лесной - … (МЕДВЕДЬ). (СЛАЙД №11.)

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый - все довольны,

Так приятен он на вкус,

А зовут его … (АРБУЗ). (СЛАЙД №12.)

                            Сердитый недотрога

                            Живёт в глуши лесной.

                            Иголок очень много,

                            А нитки ни одной. (ЁЖ) (СЛАЙД №13.)

Землю пробуравил,

Корешок оставил,

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся. (ГРИБ) (СЛАЙД №14.)

                             То назад, то вперёд

                             Ходит, бродит пароход.

                             Остановишь – горе!

                             Продырявишь море! (УТЮГ) (СЛАЙД №15.)

Невидимкой, осторожно

Он является ко мне,

И рисует, как художник,

Он узоры на окне. (МОРОЗ) (СЛАЙД №16.)

-Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы вместе с Печкиным – работа в парах. (СЛАЙД №17.)

-Работа в парах продолжается. Печкин предлагает вам прочитать текст и вставить в слова пропущенные буквы. Вы должны доказать друг другу правильность вставленной буквы. (СЛАЙД №18.)

Солнечная пого.ка. Мы плывём на ло.ке к зелёному остро.ку. Под берё.ками и ду.ками прячутся гри.ки. Сла.кие яго.ки манят нас. Скорее на бере.!

-А проверят ваши работы родители.

-Помогите Шарику, сделайте вывод о правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне:

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг,

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

Зуб – на зубы, лёд – на льды –

Будешь грамотным и ты. (СЛАЙД №19.)

  1. Физминутка (Учащиеся выполняют движения под слова песни «Глухие согласные» из уроков «Радионяня. Весёлая грамматика»:

На дворе стоит мороз,

Низкая температура.

Стынет лоб и мёрзнет нос,

Снег валит и небо хмуро.

Покрывает землю лёд

И в машине стынет смазка.

А в берлоге молодой медведь ревёт,

Что нельзя ему кататься на салазках.

              Чтобы знать, как тут быть,

              Надо слово изменить,

              Чтоб за звуком непонятным

              Гласная стояла.

              Сделай так поскорей –

              Сразу станет веселей

              И послушай нашу песенку сначала.

На дворе стоит мороз –

Нам морозы надоели.

Стынет лоб и мёрзнет нос –

Лбы от стужи покраснели.

Покрывает землю лёд

И по льду скользит прохожий.

А в берлоге молодой медведь ревёт,

Что к медведям в гости он пойти не может.)

  1. Закрепление знаний о правописании слов с непроизносимыми согласными в корне.

-А дяде Фёдору Печкин предлагает вспомнить ещё одно «золотое» правило русской орфографии, позволяющее грамотно писать корень слова. (СЛАЙД №20.)

-Составьте из данных слов предложение:

Приносит, тот, другим, кто, счастлив, счастье.

(Счастлив тот, кто приносит счастье другим.)

-К какому жанру устного народного творчества относится это предложение? (Пословица.)

-Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Делай добро другим.)

-Назовите в этой пословице однокоренные слова.

-Произнесите слово СЧАСТЛИВ ещё раз.

-Что происходит с согласным? (Он выпадает, не произносится.)

-Когда согласный не произносится? (Когда рядом несколько согласных. Звук [т] выпадает, так как трудно сразу произнести три согласных звука [стл].)

-Как мы называем согласный, который не произносится в слове? (Непроизносимый.)

-Какое же правило русской орфографии предлагает вспомнить Печкин дяде Фёдору? (Слова с непроизносимыми согласными в корне.)

-Назовите слово, в котором этот звук слышится чётко. (Счастье.)

-Какие ещё «хитрые» сочетания вы знаете? (СЛАЙД №21.)

-Вспомним алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными в корне слова. (СЛАЙД №22.)

Чтобы проверить написание слов с непроизносимыми согласными в корне надо:

  1. произнести слово;
  2. проверить, есть ли в слове «хитрые» сочетания ЗДН, РДЦ, ЛНЦ, ВСТВ, СТН;

                ДА                                                         НЕТ

  1. подобрать однокоренное слово, в котором звуки [в], [д], [л], [т] произносятся отчётливо:

произносятся                                                           не произносятся

писать согласную надо                                    писать согласную не надо

  1. сравнить проверяемое и проверочное слово.

-Печкин предлагает вспомнить, что мы называем синонимами? (Синонимы – слова одной и той же части речи, по-разному называющие одно и то же явление или близкие, сходные явления.)

-Замените слово, называющее предмет, словом-синонимом. Запишите слова-синонимы в столбик в тетрадь, выделите корень, подчеркните «хитрые» сочетания согласных.

здешний житель – местный

пасмурный день – ненастный

печальная картина – грустная

знаменитый артист – известный

весёлый мальчик – радостный

страшный ветер - ужасный (СЛАЙД №23.)

-Проверим с Печкиным вашу работу.

-Помогите дяде Фёдору сделать вывод о написании непроизносимых согласных в корне слова:

Иногда согласные

Играют с нами в прятки:

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке.

Мы родственное слово

Должны так подобрать,

Чтоб Л и Т, и Д, и В

В них верно написать.

НО:

вкусный, гласный, интересный,

безопасный и небесный,

и чудесный, и прекрасный,

и ужасный, и напрасный.

Этих слов не забывайте,

букву Т в них не вставляйте! (СЛАЙД №24.)

-Молодцы! И в заключение Печкин предлагает вам ответить на вопросы теста.

Тест для проверки знаний правил написания корня слов.

  1. Родственными словами являются:

а) роль, ролевой, король;

б) вода, подводный, водить, водяной;

в) ледник, лёд, ледяной, заледенеть;

г) рис, рисунок, рисовать, рисовая (каша).

2.  Проверочными словами к слову г.ра являются:

       а) гарь;

       б) горький;

       в) горка;

       г) загар.

3. Безударную гласную в корне нельзя проверить в словах:

       а) мороз;

       б) зима;

       в) холод;

       г) пальто.

4. К данным словам из первого столбика подбери по смыслу слова из второго столбика. Соедини их стрелками. Вставь пропущенные буквы.

ветер                                                                        мя_кая

зайчик                                                                       у_кая

лёд                                                                             ре_кий

дорога                                                                      кре_кий

подушка                                                                   ро_кий

5. Образуй от существительных прилагательные:

радость -__________

ненастье -__________

счастье -____________

(Критерии оценивания теста:

нет ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки –«3»

3 и более ошибок – «2».)

V. Итог урока.

-Итак, какие «золотые» правила русской орфографии, позволяющие грамотно писать корень слова, вы сегодня вспомнили?

-Наши герои, благодаря вашей помощи, отлично справились со всеми заданиями и, конечно же, нашли свой клад. А для чего мечтали найти клад Матроскин, дядя Фёдор и Шарик? (СЛАЙД №25.)

-А знаете ли вы, что героям Простоквашино поставлен памятник? (Рассказ ученика.)

Герою легендарного советского мультфильма «Простоквашино» почтальону Печкину открыт памятник в подмосковных Луковицах. Монумент самому знаменитому работнику почты отлили из бронзы высотой почти в два метра. А установили его, что, конечно, очень символично, напротив здания местного почтампа. Почтальон Печкин изображён на велосипеде, а рядом с ним расположились не менее примечательные герои мультфильма Матроскин и Шарик. (СЛАЙД №26.)

-Сегодня нам с вами тоже повезло. Вы преодолели пока небольшой, но трудный путь и получили в награду знания. Храните этот клад знаний и пополняйте его на каждом уроке. И помните: знания – это самое ценное богатство. Повторив правила написания корня, мы тоже заработали свой приз. (СЛАЙД №27.) Он находится в трёх волшебных сундучках. (У учителя три сундучка, в которых лежат сладкие призы – шоколадные монетки и дифференцированные домашние задания по трём уровням.)

-В первом сундучке задания для тех, кто умеет грамотно писать корень слова и не боится  трудностей, может другим объяснить правила написания корня.

(-Исправьте ошибки в словах и напишите текст правильно. Подчеркните буквы, в которых были допущены ошибки.

На пруду плавал белый лебеть. У воды рос камыж. На берек выполс уш. На высокий дуп сел ястреп. В лису раздался криг птицы.

-Вставьте пропущенные слова с парными согласными и подчеркните орфограммы во вставленных словах.

Ученик сделал в диктанте три ____________.

В аквариуме живут золотые ____________.

К лесу вела узкая ____________.

Сторож живёт в ______________.

У берега реки стояла ветхая ____________.

В берлогу зале_ бурый __________.)

-Во втором сундучке задания для тех, кто тему понял, но объяснить другому не может.

(-Вставьте безударные гласные и подчеркните их.

Л.сные цв.точки, п.св.тлело в л.су, з.л.тая ос.нь, курлыч.т жур.вли, в.рсистый к.вёр, кр.чат гр.чи, в.сенние л.сточки, .сенняя кр.сота, с.дит с.ва, т.скает ч.рв.ков.

-Запиши проверочные слова, вставь и подчеркни пропущенные буквы, выдели корень.

_______ - дв.ры                                  ________ - р.ды

_______ - гр.бок                                 ________ - ш.ги

_______ - ч.сы                                     ________ - гр.за

_______ - л.нейка                              ________ - к.за

_______ - ст.лбы                               ________ - д.жди)

-В третьем сундучке задания для тех, кто тему не понял.

(-Вставьте пропущенные буквы и подчеркните их, выделите корень.

Ст.лы, м.сты, сл.ды, с.сновый, п.тёрка, с.нева, р.чушка, л.пили, г.ра, н.га, ч.сы, с.довник, т.нул, д.ска, к.вёр, кр.ты, тр.вяной, р.са, п.ясок.

-Запишите слова и подчеркните «хитрые» сочетания.

трость – трос.ник

честь – чес.ный

весть – извес.ный

звезда – звёз.ный

опасен – опас.ный

ужасен – ужас.ный)

-Молодцы! Спасибо за работу на уроке! (СЛАЙД №28.)

Используемая литература:

  1. Липская С. Безударные гласные в корне. Методическая газета для учителей начальной школы «Начальная школа», №1, 2007г.
  2. Зайцева И. Безударные гласные в корне. Методическая газета для учителей начальной школы «Начальная школа», №17, 2008г.
  3. Косолапова Т. По страницам произведений Эдуарда Успенского. Методическая газета для учителей начальной школы «Начальная школа», №10, 2008г.
  4. Я иду на урок в начальную школу: Русский язык. Книга 2: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000г.
  5. Я иду на урок в начальную школу: Тесты по русскому языку: Сборник. – М.: Издательство «Олимп»; Издательство «Первое сентября», 1999г.
  6. Петрова Н. Карточки. Русский язык. Методическая газета для учителей начальной школы «Начальная школа», №13, 2009г.
  7. Рождественская С.В. Урок русского языка в 3-м классе по теме: «Непроизносимые согласные в корне слова». Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
  8. Борисова Л.И. Урок-путешествие по русскому языку по теме: «Правописание парных согласных на конце слова». Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
  9. Емельянова Е.Н., Соболева А.Е. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. – СПб.: Питер, 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме:"Обобщение знаний об имени существительном"

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Обобщение знаний об имени существительном" по учебнику Зеленина Л.М.+ презентация...

Урок русского языка 2 класс по теме: "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Использовала различные методы и приемы работы. Работа по карточкам, выборочным письмом, тестированием, коллективной работой, творчекими заданиями. На уроке прослеживалась связь между двумя предметами:...

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Конспект урока РУССКОГО ЯЗЫКА (3 класс) по теме: "Обобщение знаний о составе слова".

Данный  урок  разработан  в  виде  ЭСТАФЕТЫ  ЗНАНИЙ. В  нём  много  игровых  моментов.,  интересных  заданий,  например  КОНКУРС ...

Открытый урок. Русский язык. 3 класс.Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».

Русский язык3 классТема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».Цель: развивать умение распознавать слова с безударной гласной в корне слова.Задачи:...

Открытый урок. Русский язык. 3 класс.Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».

Русский язык3 классТема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».Цель: развивать умение распознавать слова с безударной гласной в корне слова.Задачи:...