Урок-практикум на тему "Предложения с прямой речью"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Урок-практикум поможет выявить пробелы в знаниях, закрепить знания о прямой и косвенной речи, научит  применять эти знания на практике, развивать связную речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-praktikum_.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-практикум

по русскому языку

Тема: «Предложения с прямой речью».

4 класс

Тип урока: закрепление изученного материала по теме «Предложения с прямой речью».

Цели урока:

- закрепить знания по теме “Предложения с прямой речью”;

Задачи:

- закрепить знания о правилах пунктуации   при прямой речи, стоящей до и после слов автора;

- формировать умение применять правила к предложениям с прямой речью;

 - формировать навыки построения схем  предложений с прямой речью.

Методы: частично-поисковый, словесный, наглядный.

Приемы: беседа, самостоятельная и индивидуальная работа, работа в группах, взаимопроверка.

Оборудование: проектор, экран, карточки.

Ход урока

I. Организационный момент.

«Долгожданный дан звонок.

Начинается урок».  

Открываем тетради, записываем дату, классная работа.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

2.  Актуализация знаний и постановка проблемы

- Над какой темой мы работали на предыдущих уроках?

(Предложения с прямой речью)  

- На сегодняшнем уроке мы покажем свои знания по теме и еще раз поучимся составлять предложения с прямой речью.

- Какие предложения называются «Предложениями с прямой речью?»

- Как образуются предложения с прямой речью?  

- Что такое «Прямая речь?»  

- Что такое «Косвенная речь?»  

- Как ставятся знаки препинания при прямой речи ?  

(Прямая речь заключается в кавычки.

Прямая речь может стоять после или до слов автора.

После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.

После прямой речи перед словами автора ставится запятая, или !, или ?, или …, а после – тире. Слова автора при этом пишутся с маленькой буквы  )

Вывод: расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью зависит от того, в каком порядке идут прямая речь и слова автора.

3. Тренировочные упражнения

1. Графический диктант.

1. Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает: «Кто в тереме живет?»

2. «Золушка, хотелось бы тебе поехать на королевский бал?» – спрашивали сестры.

3. Посмотрела мать на пирог   и говорит: « Красная Шапочка, ступай навести бабушку».

Самопроверка  

2. Расставьте пропущенные знаки препинания.  

Сергеевна увидела меня, всплеснула руками и говорит Ох! Настоящий кот в сапогах.

Все гномы были так себе, а ты был очень смешной сказал я Мишке.

А ты бы мог прыгнуть с самой верхней вышки в воду спросил Костик.

Самопроверка  

 Сергеевна увидела меня, всплеснула руками и говорит: "Ох! Настоящий кот в сапогах!"

 "Все гномы были так себе, а ты был очень смешной", - сказал я Мишке.

 "А ты бы мог прыгнуть с самой верхней вышки в воду?" - спросил Костик. 

3. Цитата. Расставьте пропущенные знаки препинания.

- что такое цитата?  

1. Корень учения горек, а плоды его сладки считал древнегреческий баснописец Эзоп

2. А.С.Пушкин писал Что за прелесть эти сказки

3.Сенека утверждал Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться

4. Работа в группах

- В карточках дан текст. Прочитайте, распределите номера предложений с прямой речью по схемам в таблицу.

 1.Оле-Лукойе тихонько приотворяет дверь, и веки у детей начинают слипаться. 
2.«Хочешь побывать ночью в чужих землях, а к утру вернуться домой?» – спросил Оле Яльмара. 
3. Аист взмахнул широкими крыльями и полетел в теплые края. 
4. «Завтра из этих кур сварят суп», – сказал Яльмар и проснулся в своей маленькой кроватке. 
5. Оле-Лукойе сказал: «Эта мышка явилась пригласить тебя на свадьбу». 
6. «А как же я пролезу сквозь маленькую дырочку в полу?» – спросил мальчик. 
7. «Какой чудесный запах!  » – пропищала мышка. 
8. «Что сегодня ты будешь рассказывать?» – спросил Яльмар. 
9. Он раскрыл над мальчиком свой красивый зонтик и сказал: «Сегодня некогда!».

А: «П».

А: «П!»

«П», - а.

«П!» - а.

«П?», - а.

5

9

4

7

2,6,8

Коллективная проверка  

5. Вставьте в предложения данные глаголы речи:

подумал, скомандовала, поинтересовалась, прошипела, говорили, ответила, сказали, спрашивали.

«Шевелите лапками!» – ______ утка, поворачиваясь к утятам. «Какой он большой и несуразный!» – ______ злая утка. Утка-мать ______: «Он некрасив, а плавает лучше других». «Слишком велик», – ______ куры. Дикие утки ______: «Это что за птица?» «Я такой гадкий, что даже собаке противно меня съесть», – ______ утенок. «Умеешь ли ты выгибать спину и мурлыкать?» – ______ кошка. «Новый лебедь лучше всех! Он такой красивый и молодой!» – ______ дети и взрослые.

Фронтальная проверка.

6. Вывод.

- Из каких двух частей состоят предложения с прямой речью?

- Как ставятся знаки препинания в предложениях с прямой речью?

7.  Домашнее задание.

-  подобрать 6 предложений с прямой речью из народных сказок;

-  сочинить небольшую историю с использованием предложений с прямой речью;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, 4 класс,"Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"

 Тема: "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"Развитие умения ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после сл...

РУССКИЙ ЯЗЫК . ПРОГРАММА «ШКОЛА 2100» . 4 КЛАСС. Тема: Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью

Цель: Введение предложений с прямой речью (конструкция предложения «слова автора плюс прямая речь»), показ роли таких предложений в речи....

Урок по русскому языку в 4м классе по теме "Прямая речь. Из чего состоит предложение с прямой речью".

Цель урока: развитие умения находить предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора.Задачи урока: 1. Развивать мышление, речь воображение...