Урок по русскому языку в 4м классе по теме "Прямая речь. Из чего состоит предложение с прямой речью".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Цель урока: развитие умения находить предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора.
Задачи урока: 1. Развивать мышление, речь воображение.2. Ввести понятие предложения с прямой речью; формировать умение находить в прямой речи слова автора и прямую речь, ставить знаки препинания в предложениях простейшей конструкции с прямой речью. 3. Воспитание интереса к изучению русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pryamaya_rech.docx | 17.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку в 4Ж классе по теме
"Прямая речь. Из чего состоит предложение с прямой речью".
11 ноября 2013 г. Учитель Алексеева Н.И.
Цель урока: развитие умения находить предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора.
Задачи урока: 1. Развивать мышление, речь воображение.2. Ввести понятие предложения с прямой речью; формировать умение находить в прямой речи слова автора и прямую речь, ставить знаки препинания в предложениях простейшей конструкции с прямой речью. 3. Воспитание интереса к изучению русского языка.
Ход урока:
I. Организационный. Ребята, сегодня мы вновь отправимся в путешествие по замечательной стране Русский язык и знаем что-то новое о русском языке. За каждое задание на уроке вы будете получать осенний символ. В конце урока у нас должна будет получиться замечательная осенняя картина.
II. Актуализация знаний. -Прочитайте, что записано на доске(Лиса, на, следы, хитрая, хвостом, снегу, заметает.)
-Что вы прочитали? (Это слова.)
-Какое задание можно выполнить с этими словами? (составить предложение.)
-Составьте предложение. Какое предложение у вас получилось? ( Хитрая лиса заметает хвостом на снегу следы.)
-Какой вывод можно сделать? Чем предложение отличается отдельных слов? (1.Слова в предложении связаны по смыслу.2. Предложение выражает законченную мысль)
-Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать на уроке? (Сегодня на уроке мы будем работать над предложением.)
III. Открытие новых знаний.
1. Работа с текстом. Подводящий диалог.
-Прочитайте, что написано на слайде про себя и ответьте на вопрос, это отдельные предложения или текст?Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: "Отпусти меня”. Волк сказал: "Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы”. (Ученики читают текст про себя.)
-А теперь прочитайте вслух. (Ученик читает.)
-Это текст? Почему? (- Это текст, потому что здесь 4 предложения, объединённые одной темой «Случай в лесу»)
-Попробуйте озаглавить текст.
- Сейчас мы с вами почитаем по ролям. Что нам для этого нужно? ( -Найти действующих лиц.)
-Какие здесь действующие лица? Прочитайте текст и найдите действующих лиц.( Волк, белка, автор.)(Учитель распределяет роли)
- Как нужно прочитать слова белки? (С интонацией испуга. Голос нужно постараться сделать тонким, потому что белочка маленькая.)
-Как прочитаем слова волка? (С вопросительной интонацией. Голос постараться сделать грубоватым, низким.)Прочитайте предложение , где говорит белка.( Белка стала просить: "Отпусти меня”.)Запишите.
-Что интересного необычного в этом предложении? (Это предложение состоит из двух частей.)Выделите эти части. (1. Белка стала просить. 2. "Отпусти меня”.)Кто произносит первую часть? (Автор)
-Как вы думаете, как можно назвать первую часть? (Слова автора)
-Что показывают слова автора? ( - Кому принадлежит речь (белке)
-Как вы думаете, как можно назвать вторую часть? (Слова белки (говорящего)
-Правильно. В русском языке слова переданные от имени говорящего принято называть прямой речью.
-Как вы думаете, на какой главный вопрос мы должны будем ответить на этом уроке? (Что такое предложение с прямой речью?)
2. Формулирование темы урока.Правильно. Тема нашего сегодняшнего урока «Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью» (надпись выводится на слайд) Прочитайте правило на с. 74 учебника. Итак, в каких случаях мы используем предложение с прямой речью? (Когда нужно передать речь другого человека точно, дословно.)
-Что такое прямая речь? ( Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего.)
-Что показывают слова автора? (Кому принадлежит прямая речь.)
-Прочитайте ещё раз предложение про белку. (Белка стала просить Отпусти меня.)Что изменилось? ( -Исчезли двоеточие после слов автора и кавычки перед и после прямой речи.)
-Как вы думаете, почему после слов автора ставится двоеточие? (- Потому что дальше поясняется, что сказала белка.)
-Запишите это предложение правильно. (Дети записывают в тетради. 1 ученик записывает предложение на доске: Белка стала просить: "Отпусти меня”.)
-Где в этом предложении слова автора? ( Белка стала просить)Подчеркните эти слова зелёной пастой.Где в этом предложении прямая речь? ("Отпусти меня”.)
-Подчеркните эти слова красным цветом. А сейчас давайте попробуем изобразить схему этого предложения. Как вы думаете, как можно отметить слова автора? (Буквой А)
-Заглавной или маленькой? Почему? ( Заглавной. Потому что слова автора написаны с большой буквы.)
-Что отметим на схеме дальше? ( Поставим двоеточие и откроем кавычки. Прямую речь обозначим заглавной буквой П, потому что она записана с большой буквы.)
-Итак, какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью, если слова автора стоят перед прямой речью?( Прямая речь заключается в кавычки и пишется с большой буквы. После слов автора ставится двоеточие.)
-Как вы думаете, можно это предложение изменимть так, тобы прямая речь стояла вначале предложения? Как изменилась запись предложения? (Можно. «Отпусти меня!» -сказала белка.)
-Попробуйте составить схему этого предложения. «П!» -а.Итак, что нового мы узнали только что? (Прямая речь может стоять как перед, так и после слов автора.)
-Итак, какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью, если слова автора стоят после прямой речи? (Прямая речь заключается на письме в кавычки. Если прямая речь стоит после слов автора, то после слов автора ставится запятая и прямая речь записывается с большой буквы. Если прямая речь стоит перед словами автора, то после прямой речи ставится тире, и слова автора записываются с маленькой буквы.)
IV.Физминутка.(Звучит музыка.)
Руки подняли и покачали – это
Деревья в лесу.
Руки согнули, кистями встряхнули – это
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это
К нам птицы летят.
Как они сядут, мы тоже покажем,
Крылышки сложим назад.
V. Закрепление.
1.Самостоятельное выделение в предложении прямой речи и слов автора, составление схемы.Найдите в этом тексте ещё одно предложение с прямой речью. (Волк сказал: "Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы”.)
-Подчеркните прямую речь красным карандашом, слова автора – зелёным. Начертите схему. Прочитайте слова автора. (Волк сказал)
-Прочитайте прямую речь. ("Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы”.)
-Какую схему вы составили? (А: «П».)
2. Дидактическая игра.
-А теперь давайте поиграем в игру. ( К доске вызываются ученики и им раздаются карточки (А, П, а, :, ., !, ?, « ») Ваша задача, выстроится в нужном порядке для того, чтобы получилась верная схема предложения.
1. «Держите её, держите!» – запищал Мишутка. («П!»- а)
2. Печка ей отвечает: «Съешь моего пирожка.» (А: «П.»)
3. Машенька попросила медведя: «Отпусти меня в деревню!» (А: «П!»)Из каких сказок эти слова?Молодцы. Итак, чему мы сейчас учились? (Русские народные сказки «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Маша и медведь».)
3. Творческая работа. А теперь вернёмся к нашему тексту. Придумайте продолжение этой истории. В продолжении этой истории используйте предложение со схемой: В продолжении этой истории используйте предложение со схемой: А: «П»
На самом деле эта история закончилась так: Белка ответила: « Мы, белочки, веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.» Расставьте знаки препинания. (Белка ответила Мы, белочки, веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем. )
-Как вы поняли, почему веселы белки? (Потому что они не злятся, плохих дел не делают, совесть их не мучает….)
IV.Итог урока. -Что такое прямая речь? (Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего.)
-Какие знаки препинания ставятся в предложении с прямой речью, если слова автора стоят перед прямой речью. В вашему ответу помогут схемы: А: «П.» А: «П.»А: «П?»А: П!»А: «П.»Начните свой ответ словами: Если прямая речь стоит после слов автора… (Если прямая речь стоит после слов автора, то после слов автора ставится запятая и прямая речь записывается с большой буквы.)
Если прямая речь стоит перед словами автора… (Если прямая речь стоит перед словами автора, то после прямой речи ставится тире, и слова автора записываются с маленькой буквы.)
Вы молодцы сегодня, хорошо работали. Оценки за урок: ….Все задания выполнены. Посмотрите какая замечательная картина у нас получилась. В народе говорят: «Весна да осень - на дню погод восемь.» Что обозначает эта пословица? (Весной и осенью очень переменчивая погода.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РУССКИЙ ЯЗЫК . ПРОГРАММА «ШКОЛА 2100» . 4 КЛАСС. Тема: Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью
Цель: Введение предложений с прямой речью (конструкция предложения «слова автора плюс прямая речь»), показ роли таких предложений в речи....
Конспект урока по теме "Прямая речь. Из чего состоит предложение с прямой речью." 4 класс (Школа 2100)
Урок русского языка в 4 классе по теме "Прямая речь. Из чего состоит предложение с прямой речью"Цель урока: развитие умения находить предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предлож...
Урок русского языка. 4 класс. "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью". Конспект урока + презентация.
В разработку входит конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью", УМК "Школа 2100" , автор: Е.В. Бунеева, Н.А. Исаев...
Урок русского языка "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью"
Урок открытия новых знаний. Дети знакомятся с понятием "Прямая речь", учатся оформлять прямую речь на письме....
Тема: «Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью» 4 класс
Тема: «Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью» 4 класс...