Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) по теме

Есева Ирина Михайловна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znaki_prepinaniya_v_predlozhenii.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Знаки препинания в предложении
с прямой речью, когда прямая речь стоит после
слов автора

Этапы урока

Ход урока

  1. Повторение изученного.



















II.Изучение нового материала.

Акт.знаний

Сообщение темы и цели урока























Поиск решения

Наблюдение







































Решение проблемы







  1. Первичное закрепление.
  1. Упр. 90



















2.

























  1. Упр.86












  1. Упр. 88




  1. Итог урока.








домашнее задание.


1. - Прочитайте. Из чего состоит этот текст?
  Дуб сказал тростинке: Как ты слаба! Подует маленький ветерок, и ты затрясешься, зашатаешься, закачаешься, даже пригнешься к земле. А сядет на тебя воробей, ты от него сгибаешься. Как ты жалка!
2. Из скольких предложений состоит прямая речь? Запишите сложное предложение с однородными членами. Подчеркните грамматические основы, обозначьте графически однородные члены.
З. Выпишите словарные слова, составьте словосочетания сущ. + прил. (маленький ветерок, шустрый воробей).
4. Подчеркните (на доске) изученные орфограммы в словах и между словами.
5. Выпишите слова, в которых количество звуков не соответствует количеству букв.
(Подует, маленький, затрясешься, пригнешься).

- Запишите слова, соответствующие схеме:
                         
(Маленький, ветерок и т. д.)

На доске схемы:

-Что это? (схемы к предложениям с прямой речью)


Когда мы используем предложения с прямой речью?
Из чего они состоят?
Что такое прямая речь?
Что показывают слова автора?

- Прямая речь стоит после слов автора или до?

- Почему знаки препинания выделены цветом? (новая тема)

- Сформулируйте цель урока. (Знаки препинания в предложении
с прямой речью, когда прямая речь стоит после
слов автора
)



2.
- Прочитайте предложение, найдите слова автора и прямую речь. Мама спросила Володя, а это кто?
Какие слова в предложении стоят на первом месте? Обозначим
слова автора буквой А , а прямую речь буквой П.
Можно ли прямую речь и слова автора поменять местами?

- Пробуйте.
Пронаблюдайте, что изменяется в зависимости от последовательности слов автора и прямой речи.
Мама спросила: «Володя, а это кто?»
«Володя, а это кто?
спросила мама.
Сегодня на уроке мы рассмотрим случай, когда слова автора стоят перед прямой речью.

-Попробуйте сформулировать правило: как оформляется прямая речь на письме?

Вспомогат.вопросы
- Какой знак препинания ставится после слов автора? (Двоеточие)
-
 Как выделяется прямая речь? (Берется в кавычки.)
Кавычки - это двойной знак, т. е. он ставится два раза: в начале и в конце прямой речи, сначала внизу, а затем наверху.
С какой буквы начинается первое слово в прямой речи?
Какой знак препинания может стоять в конце прямой речи?
Может ли прямая речь состоять из нескольких предложений. (Да.) Приведите примеры из уже выполненных упражнений.
- Составьте схемы предложений с прямой речью.
Ученики выполняют это задание на доске.


 Работа над правилом.
1. Прочитайте правило на с. 58.
—О чем оно?
С какими знаками препинания в предложении мы встретились впервые? (Двоеточие. кавычки.)
Сравните свои схемы со схемами в учебнике.


1. – Прочитайте текст.

- выпишите из него предложения, подходящие к схемам.

-Нашли к третьей? (нет)

-Прочитайте предложение:

Встревоженный чибис резко кричит: Чти, чти?

- Кто такой чибис?

- Подойдет ли оно? (да)

- Перепишите, расставьте знаки препинания.

-Какие знаки поставили? (двоеточие, т.к. после слов автора, перед прямой речью; кавычки)


-На партах у вас карточки.

- Что написано? (предложения, но слова переставлены местами)

- Работам в паре: составьте предложение с прямой речью.

- 1 – слова автора, 2- прямая речь.

- Запишите предложения, составьте схемы.

- Проверка: I в. Стремухов пробормотал: «Странная вы девушка.»

IIв. На конверте Лиля написала: «Передать Никите.»

III в. Суворов любил говорить: «В здоровом теле здоровый дух».

- Кто такой Суворов? (показ иллюстрации, зачитывание отрывка)


- Спишите предложения, поставьте знаки препинания.

- Нарисуйте схему каждого предложения.

Дополнительно:
1) Разбить на слоги и для переноса слово коридор.
2) Выделить в словах суффикс с уменьшительно-ласкат. значением. (Ледок, снежок, тоненький, беленький.)


2.
Упр. 87 выполняется коллективно. Запись самостоятельно по  вариантам (по два предложения).


- Найдите ошибки в следующем тексте правила:
Прямая речь всегда стоит после слов автора.
Прямая речь
заключается в скобки. После слов автора
перед прямой речью ставится двоеточие.
Расскажите Правило, с которым сегодня познакомились.
Что еще нового вы узнали?


1)
Упр. 2, с. 84.
2) Выучить правило на с. 58.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, 4 класс,"Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"

 Тема: "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"Развитие умения ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после сл...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Знаки препинания в предложениях с прямой речью".

Задачи урока: 1. Закрепить навыки учащихся в постановке знаков препинания в предложениях, когда прямая речь стоит после слов автора; познакомить учащихся со случаями постановки знаков препинания, ког...

Урок по русскому языку в 4 классе "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"

Цель: развитие умения ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора....

Тема: ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ, КОГДА ПРЯМАЯ РЕЧЬ СТОИТ ПЕРЕД СЛОВАМИ АВТОРА.

Пояснительная запискаПреподаватель: Птащенко Людмила БорисовнаТема урока: «Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора.Тип урока: урок изучения нового мате...

Конспект урока по русскому языку. Закрепление по прямой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Цель: закрепить и систематизировать знания учащихся о предложениях с прямой речью, о постановке в них знаков препинания.Задачи:1.     Образовательные:- повторить, что такое прямая ...

Конспект урока русского языка в 4 классе ОС "2100" по теме «Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора».

Конспект содержит материал к уроку русского языка в 4 классе. В приложении даны маршрутные листы для организации самостоятельной работы учащихся, работе в группах и парах, организации рефлексии....