Рабочая программа по русскому языку 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Жестакова Ольга Анатольевна

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc296.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     

     Рабочая программа составлена на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку и авторской программы Т.Г.Рамзаевой (Т.Г.Рамзаева «Русский язык. 1-4 классы. Программа для общеобразовательных учреждений», Москва, «Дрофа», 2013) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

К КОНЦУ ОБУЧЕНИЯ В 4 КЛАССЕ

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.
  2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
  4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
  1. Формирование  эстетических  потребностей,   ценностей и чувств.
  2. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

  1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
  3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
  4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
  6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
  7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
  8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.

9.        Овладение следующими логическими действиями:
- сравнение;

- анализ;

- синтез;

 - классификация и обобщение по родовидовым признакам;

 - установление аналогий и причинно-следственных связей;

 - построение рассуждений;

 - отнесение к известным понятиям.

10.        Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

  1. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.
  2. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.

Предметные результаты

  1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
  2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
  3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
  4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение  заместительной (знаковой) функции языка.
  5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
  6. Формирование  позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
  7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ, ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 КЛАСС(170ч)

     Повторение (20 ч)

     Обобщение сведений о слове, предложении, тексте. Предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Знаки препинания в конце предложений. Связь слов в предложении. Словосочетание. Текст — повествование, описание, рассуждение. Связь предложений в тексте.

     Звуки и буквы. Слог. Ударение. Звукобуквенный анализ слов.

     Состав слова. Основа, корень, приставка, суффикс, окончание — значимые части слова. Однокоренные слова. Способы проверки орфограмм в корне слова (обобщение правил правописания гласных и согласных в корнях слов).

     Правописание приставок и предлогов (сопоставление). Разделительные мягкий (ь) и твердый (ъ) знаки (сопоставление).

     Части речи. Роль имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, предлогов в общении. Обобщение признаков имен существительных, имен прилагательных, глаголов как частей речи: общее значение, вопросы, постоянные и изменяемые категории, роль в предложении. Правописание родовых окончаний имен существительных, имен прилагательных, глаголов (в прошедшем времени). Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода и глаголов, отвечающих на вопросы: что делаешь? что сделаешь?

Предложение (10 ч)

Главные и второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство (общее понятие). Простое и сложносочиненное предложение, состоящее из двух простых. Предложение с однородными членами, соединенными союзами и, а, но и без союзов; интонация перечисления, запятая в предложениях с однородными членами. Сопоставление предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в простом распространенном и сложносочиненном, состоящем из двух простых, предложениях (наблюдение)1.

Наблюдение за предложениями с прямой речью. Диалог (ознакомление). Обращение (общее понятие).

Текст (3 ч)

Обобщение сведений о тексте как связном высказывании: тема и основная мысль; заголовок с опорой на тему или основную мысль; части текста, связь между ними; связь между предложениями в каждой части; план текста. Виды текстов (повествование, описание, рассуждение). Изобразительно-выразительные средства текста.

Части речи

Имя существительное (45 ч)

Склонение имен существительных в единственном числе. Особенности падежей и способы их распознавания. Несклоняемые имена существительные.

Три типа склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Управление как вид связи слов в словосочетаниях (общее понятие).

Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах: пришёл из школы, из магазина; уехал па Камчатку, в Крым; возвратился с Камчатки, из Крыма и т. п.

Склонение имен существительных во множественном числе. Умение правильно образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных, употреблять их в речи: учителя, инженеры; урожай помидоров, яблок.

Имя прилагательное (33 ч)

Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, изменение по родам, числам, падежам, роль в предложении.

Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, женском роде в единственном числе. Связь имен прилагательных с именами существительными. Согласование как вид связи слов в словосочетании (общее понятие).

Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

Употребление имен прилагательных в прямом и переносном смысле. Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы.

     Местоимение (7ч)

     Местоимение как часть речи. Местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Употребление личных, притяжательных и указательных местоимений в речи (наблюдения). Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями.

     Использование личных местоимений как средства связи предложений в тексте (текстообразующая роль местоимений).

     Глагол (37 ч)

     Особенности глагола как части речи по сравнению с именами существительными и именами прилагательными. Прошедшее время глагола: употребление в речи, изменение по числам и родам, правописание родовых окончаний.

     Общее понятие о неопределенной форме глагола как начальной. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Глаголы I и II спряжения. Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов, данных в учебнике по теме «I и II спряжение глаголов».

     Мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа. Возвратные глаголы (ознакомление). Распознавание глаголов в 3-м лице и глаголов в неопределенной форме с помощью вопросов: что делают? (учатся), что делать? (учиться).

     Правописание суффиксов в глаголах в прошедшем времени: слышать — слышал, увидеть — увидел.

     Использование в тексте глаголов-синонимов и глаголов-антонимов. Наблюдения за употреблением при глаголах имен существительных в нужных падежах с предлогами и без предлогов: написать (что? о чем?) сочинение об экскурсии, описать (ч т о?) экскурсию.

     Наречие

     Наречие — неизменяемая часть речи. Значение и вопросы. Роль в общении. Употребление наречий в глагольных словосочетаниях: летел высоко, двигались медленно и т. п. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а: близко, быстро, внимательно, чудесно, интересно, налево, направо, слева, справа, издалека, издавна.

     Имя числительное

     Роль в общении. Склонение количественных числительных в словосочетаниях типа два карандаша, пять дней, десять страниц и их употребление в речи.

     Развитие связной речи

     Тема и основная мысль текста. Заголовок, структура текста-повествования, текста-описания и текста-рассуждения.

Подробное и сжатое изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения (по коллективно или самостоятельно составленному плану). Сочинение-повествование по картине, диафильму, эпизодам кинофильма; сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

     Использование при создании текста изобразительных средств (эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов и т. д.

     Особенности построения устного ответа по учебному материалу.

     Повторение изученного за год (15 ч)

     Текст и предложение как единицы языка и речи. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Виды текстов. Слово — единица языка и речи. Лексическое и грамматическое значение слова. Грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, глаголов (обобщение). Правописание в корне слова безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных и имен прилагательных, в личных окончаниях глаголов. Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени.

     Чистописание

     Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов их соединений (по группам) в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном темпе письма. Упражнения для развития ритмичности, плавности письма, способствующие формированию скорописи.

Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.

     Слова с непроверяемым написанием

Автомобиль, агроном, адрес, аккуратно, аллея, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, вагон, везде, вокзал, восемь, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, до свидания, желать, железо, женщина, жилище, завтра, здесь, земледелие, издалека, инженер, интересный, календарь, килограмм, километр, командир, комбайн, корабль, космонавт, костёр, легко, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, около, пассажир, победа, портрет, потом,

правительство, председатель, прекрасный, путешествие, расстояние, Россия, салют, самолёт, сверкать, сверху, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, снизу, справа, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяйство, честно, шестнадцать, шоссе, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ

К КОНЦУ 4 КЛАССА

     Обучающиеся должны знать:

  • изученные части речи и их признаки;
  • признаки однородных членов предложения.

     Обучающиеся должны уметь:

  • находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их написание;
  • безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75—80 слов)   с   изученными   орфограммами   (падежные окончания имен существительных и имен прилагательных, личные окончания глаголов, данных в
    учебнике по теме «I и II спряжение глаголов», мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа)1 и знаками препинания между однородными членами, соединенными без союзов и союзами а, но, и;
  • производить фонетический разбор слов типа лодка, школьный, площадь;
  • производить разбор слова по составу: находить в слове основу, окончание, выделять корень, приставку, суффикс (городской, дошкольный, позвонит);
  • производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глаголов; ленная) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глаголов;
  • производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;
  • пользоваться в речи предложениями с однородными членами;
  • определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована;
  • озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль текста;
  • составлять план текста;
  • распознавать тексты:  повествование,  описание, рассуждение и использовать их в речи;
  • в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.

Кроме того, обучающимся по данной программе предоставляется возможность овладеть умениями:

  • писать изложение повествовательного текста с   элементами   описания   и   рассуждения   (обучающее);
  • писать сочинение повествовательного характера с элементами описания (обучающее);
  • различать и использовать в устной и письменной речи предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные),  по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), по структуре (распространенные и нераспространенные) предложения; распознавать простые распространенные и сложносочиненные  предложения,  состоящие  из  двух
    простых,  и  осознанно  применять  их  в  речевом общении.

Больше внимания уделять развитию коммуникативных умений, творческой самостоятельности, эмоционально-нравственных качеств личности.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п урока

Дата

Содержание (тема урока)

Характеристика деятельности учащихся

I четверть. (9 недель – 45 часов)

I. Повторение изученного в 3 классе.

 (20 часов)

1.

Знакомство с учебником. Повторение по теме «Слово. Предложение. Текст».

  • Различают гласные и согласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные согласные звуки.
  • Характеризуют особенности гласных и согласных звуков.
  • Определяют звук по его характеристики.
  • Соотносят звук и его качественную характеристику.
  • Оценивают правильность характеристики звука, находят ошибки в характеристике звуков.
  • Группируют слова с общим корнем, с одинаковыми приставками и суффиксами.
  • Контролируют правильность объединения слов в группу (исключая синонимы и омонимичные морфемы слов).
  • Анализируют заданную схему состава слова и подбирают к ней слова.
  • Анализируют текст с точки зрения наличия родственных слов, слов с заданными приставками, суффиксами.
  • Объясняют значение слов с опорой на состав его основы.
  • Определяют состав слова, приводя доказательства наличия или отсутствия той или иной морфемы.
  • Определяют в корне слова наличие изученных орфограмм (безударные гласные, глухие, звонкие, непроизносимые и двойные согласные, разделительные ь и ъ, слитное написание приставок.)
  • Объясняют и доказывают написание слов.
  • Группируют слова по типу орфограмм.
  • Моделируют в ходе коллективной работы алгоритм применения орфографических правил.
  • Объясняют написание слов в ходе предварительного анализа текста диктанта.
  • Оценивают собственный диктант.
  • Анализируют допущенные ошибки.
  • Пишут зрительно-слуховые диктанты.
  • Определяют грамматические характеристики частей речи, формы словоизменения существительных, прилагательных, глаголов.
  • Анализируют, сравнивают и сопоставляют грамматические признаки различных частей речи.
  • Осваивают алгоритм распознавания частей речи.
  • Находят орфограммы на безударные родовые окончания имен прилагательных и глагола и объясняют их написание.
  • Классифицируют предложения по цели высказывания.
  • Находят в тексте и распознают повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.
  • Различают распространенные и нераспространенные предложения.
  • Анализируют деформированные предложения и тексты.
  • Выбирают знак для постановки в конце предложения.
  • Составляют схемы предложений.
  • Выделяют грамматическую основу и второстепенные члены предложения.
  • Устанавливают связь слов в предложении.
  • Составляют предложения из данных слов на определенную тему, по схеме.
  • Определяют тему текста.
  • Объясняют заголовок.
  • Различают тексты разных типов.
  • Анализируют и сопоставляют содержание текстов.
  • Воспроизводят  текст.
  • Составляют текст по картинке и по опорным словам.
  • Озаглавливают собственный текст.
  • Анализируют и корректируют созданный текст, оценивают его, находят в нем ошибки.

2.

Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания в конце предложений.

3.

Главные и второстепенные члены предложения.

4.

Связь слов в предложении. Словосочетания.

5.

Текст. Связь предложений в тексте. Виды текстов.

6.

Звуки и буквы. Алфавит. Слоги. Ударение в словах. Звукобуквенный анализ слов.

7.

Состав слова. Однокоренные слова. Корень слова.

8.

Приставка, суффикс, окончание как значимые части слова.

9.

Правописание букв гласных и согласных в корне слова (обобщение правил).

10.

Упражнение в правописании букв гласных и согласных в корне слов, в точном употреблении слов в тексте. Словарный диктант.

11.

Упражнение в написании слов с непроизносимыми согласными, с двойными согласными.

12.

Структура повествовательного текста (начало, основная часть, концовка). Красная строка. Изложение зрительно воспринятого текста по коллективно составленному плану.

13.

Анализ ошибок, допущенных в изложении. Приставки и предлоги. Правописание приставок.

14.

Контрольный диктант №1 по теме: «Повторение изученного в третьем классе. Правописание гласных и согласных в корне слова и приставке».

15.

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Разделительный мягкий и твердый знаки (сопоставление).

16.

Части речи (сопоставление). Имя существительное. Род имен существительных.

17.

Склонение имен существительных.

18.

Имя прилагательное как часть речи. Изменение имен прилагательных по родам и числам. Словарный диктант.

19.

Изобразительно-выразительные средства текста. Сочинение по картине Ф.Решетникова «Опять двойка!»

20.

Анализ ошибок, допущенных в сочинении. Глагол как часть речи. Изменение глаголов по числам, временам, родам в прошедшем времени.

II. Однородные члены предложения. (10 часов)

21.

Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения (общее понятие).

  • Наблюдают за употреблением и связью однородных членов в предложении.
  • Классифицируют члены предложения с точки зрения выполняемой функции (главные и второстепенные члены предложения).
  • Анализируют предложение и текст с точки зрения наличия в них однородных членов.
  • Распознают предложения с однородными членами в тексте.
  • Соблюдают интонацию перечисления при чтении предложений с однородными членами.
  • Расставляют знаки препинания в предложениях с однородными членами.
  • Составляют предложения с однородными членами, в том числе по схеме.
  • Передают содержание текста с однородными членами предложения по вопросам, по опорным словам.
  • Анализируют и корректируют созданный текст.
  • Оценивают текст, находят в нем ошибки.

22.

Связь однородных членов предложения с помощью союзов и, а, но и интонации перечисления.

23.

Упражнение в распознавании однородных членов предложения. Запятая в предложении с однородными членами без союзов.

24.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединенными без союзов или союзом и.

25.

Предложения с однородными членами, соединенными союзами а, но, да. Обращение (общее понятие).

26.

Упражнение в анализе, составлении и написании предложений с однородными членами. Диалог (ознакомление).

27.

Употребление в повествовательном тексте предложений с однородными сказуемыми. Подробное изложение зрительно воспринятого текста по самостоятельно составленному плану.

28.

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Простое и сложносочиненное предложение. Сопоставление предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений без союзов и с союзами и, а, но. Словарный диктант.

29.

Контрольное списывание №1 по теме: «Однородные члены предложения».

30.

Обобщение знаний об однородных членах предложения. Наблюдение за предложениями с прямой речью.

III. Текст. (3 часа)

31.

Тема и основная мысль текста. Виды текстов.

  • Определяют тему и основную мысль текста.
  • Передают содержание текста, опираясь на его тему и основную мысль.
  • Озаглавливают текст, опираясь на тему и основную мысль.
  • Определяют наличие изученных орфограмм в тексте, объясняют написание слов.
  • Составляют тексты, исходя из темы и опираясь на основную мысль.
  • Составляют план текста, на тему и основную мысль текста.
  • Пишут зрительно-слуховые диктанты.

32.

Заголовок текста с опорой на тему или основную мысль.

33.

Части текста, связь между ними. План текста. Изложение повествовательного текста с элементами описания по самостоятельно составленному плану.

IV. Имя существительное. (12 часов)

34.

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Склонение имен существительных.

  • Наблюдают за особенностями падежей.
  •  Определяют падеж имени существительного, пользуясь вопросами и предлогами, систематизированными в таблице.
  • Сопоставляют и сравнивают синтаксическую роль имен существительных в именительном и косвенных падежах.
  • Склоняют имена существительные.
  • Знакомятся с несклоняемыми именами существительными.
  • Определяют связь слов в предложении для распознавания падежей имен существительных.
  • Наблюдают за употреблением имен существительных в косвенных падежах.
  • Знакомятся со значениями  косвенных падежей и их синтаксической ролью.
  • Учатся осознанно употреблять их в речи.
  • Отгадывают загадки, записывают их и отгадки к ним.
  • Объяснять значение, которое привносит в слово приставка.
  • Пишут зрительно-слуховые диктанты.
  • Определяют в тексте изученные орфограммы.
  • Составляют повествовательный текст по иллюстрации, плану и опорным словам.

35.

Упражнение в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

36.

Именительный падеж имен существительных. Тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении.

37.

Родительный падеж имен существительных.

38.

Дательный падеж имен существительных.

39.

Винительный падеж имен существительных.

40.

Творительный падеж имен существительных. Словарный диктант.

41.

Предложный падеж имен существительных.

42.

Повторение сведений о падежах имен существительных. Правильное употребление предлогов с существительными в различных падежах.

43.

Контрольный диктант №2 по теме «Склонение имен существительных».

44.

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Распознавание именительного и винительного падежей имен существительных.

45.

Распознавание винительного и предложного падежей имен существительных.

II четверть. (7 недель – 35 часов)

IV. Имя существительное. (33 часов)

46.

Три типа склонения имен существительных в единственном числе.

  • Классифицируют слова – имена существительные по принадлежности к роду, к склонению.
  • Анализируют имена существительные по грамматическим признакам: род, число, падеж в тексте (предложении).
  • Изменяют  имена существительные по падежам и числам при создании собственных текстов (предложений).
  •  Определяют синтаксическую функцию имен существительных в начальной форме (именительный падеж) и имен существительных в форме косвенных падежей (главные и второстепенные члены предложения).
  • Соотносят  слово и набор его грамматических характеристик, выбирают из ряда имен существительных слово с заданными грамматическими характеристиками.
  • Определяют наличие орфограмм в тексте: безударных падежных окончаний имен существительных, безударных гласных в корне слова.
  • Анализируют деформированный текст: определяют границы предложений, выбирают знак в конце предложения.
  • Оценивают собственный диктант, анализируют допущенные ошибки.
  • Анализируют повествовательный текст: выделяют в нем структурные части, делят текст на части, передают содержание текста по плану и по заголовку.
  • Анализируют и корректируют созданный текст.
  •  Оценивают текст, находят в нем ошибки.
  • Создают продолжение исходного текста.

47.

Упражнение в определении типа склонения имен существительных в именительном падеже.

48.

Подробное изложение повествовательного текста.

49.

Упражнение в распознавании типа склонения имен существительных, употребленных в косвенных падежах.

50.

Ударные и безударные окончания имен существительных в единственном числе.

51.

Проверка безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения.

52.

Правописание безударных окончаний существительных в родительном падеже. Словарный диктант.

53.

Изложение повествовательного текста с элементами описания по коллективно составленному плану.

54.

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Правописание безударных окончаний существительных 1-го и 3-го склонения в дательном падеже.

55.

Правописание безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах.

56.

Правописание безударных окончаний существительных 1-го и 3-го склонения в родительном и дательном падежах.

57.

Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения.

58.

Правописание безударных окончаний имен существительных в творительном падеже.

59.

Правописание безударных окончаний имен существительных в творительном падеже.

60.

Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже. Словарный диктант.

61.

Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже.

62.

Связь между частями текста. Изложение повествовательного текста с продолжением.

63.

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах (сопоставление).

64.

Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

65.

Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

66.

Контрольный диктант №3 по теме: «Правописание безударных окончаний имен существительных в единственном числе».

67.

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах

68.

Повторение изученного по теме: «Правописание безударных окончаний имен существительных».

69.

Множественное число имен существительных. Именительный падеж имен существительных множественного числа.

70.

Склонение имен существительных множественного числа. Распознавание именительного и винительного падежей имен существительных множественного числа. Словарный диктант.

71.

Окончания имен существительных мужского, женского и среднего рода в именительном и винительном падежах множественного числа.

72.

Развитие речи. Написание письма.

73.

Родительный падеж множественного числа имен существительных. Словарный диктант.

74.

Административный контрольный диктант №4 за первое полугодие.

75.

Анализ результатов диктанта и работа над ошибками. Упражнение в правильном употреблении существительных в родительном падеже множественного числа.

76.

Дательный, творительный и предложный падежи имен существительных во множественном числе.

77.

Упражнение в правописании окончаний имен существительных во множественном числе

78.

Анализ результатов диктанта и работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном. Написание новогодних поздравлений.

V. Имя прилагательное. (2 часа)

79.

Имя прилагательное как часть речи. Изменение имен прилагательных по родам и числам.

  • Наблюдают за ролью прилагательных в речи.
  • Подбирают максимальное количество имен прилагательных к заданному имени существительному, в том числе и близкие по смыслу.
  • Соотносят форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное».
  • Определяют род, число имени прилагательного.

80.

Правописание родовых окончаний имен прилагательных (повторение).

III четверть. (10 недель – 50 часов)

V. Имя прилагательное. (31 час)

81.

Склонение имен прилагательных.

  • Определяют род, число и падеж имени прилагательного.
  • Распознают падежи имен прилагательных в тексте, предложении, словосочетании на основе определения рода и падежа имен существительных.
  • Склоняют имена прилагательные, используя таблицу в учебнике.
  • Анализируют деформированный текст: определяют границы предложений, выбирают знак в конце предложения.
  • Определяют в тексте (предложении) наличие орфограмм на безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных.
  • Анализируют текст с точки зрения наличия в нем имен прилагательных, имеющих орфограммы с безударными гласными в окончаниях.
  • Оценивают  собственный диктант, анализируют допущенные ошибки.
  • Пишут зрительно-слуховые диктанты.
  • Анализируют тексты, выделяя в них структурные части.
  • Определяют тему текста.
  • Правильно употребляют имена прилагательные в текстах.
  • Соотносят  заголовок с темой и основной мыслью текста.
  • Передают содержание текста по вопросам.
  • Кратко передают содержание по предварительно составленному плану.
  • Составляют повествовательный текст с элементами описания, озаглавливают его.
  • Создают текст-описание картины, корректируют созданный текст, исправляют в нем ошибки.

82.

Распознавание падежей имен прилагательных.

83.

Сочинение повествовательного характера на основе непосредственного опыта учащихся.

84.

Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.

85.

Именительный и винительный падежи прилагательных мужского рода. Словарный диктант.

86.

Именительный и винительный падежи прилагательных мужского рода.

87.

Развитие речи. Свободный диктант.

88.

Работа над ошибками. Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.

89.

Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.

90.

Употребление имен прилагательных в родительном и дательном падежах.

91.

Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода.

92.

Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода. Словарный диктант.

93.

Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода (обобщение). Структура текста-описания. Изложение текста-описания.

94.

Контрольный диктант №5 по теме: «Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.

95.

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Склонение имен прилагательных женского рода.

96.

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода.

97.

Сопоставление безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода в именительном падеже.

98.

Правописание безударных окончаний имен прилагательных и существительных. Составление текста по рисунку.

99.

Сравнение безударных окончаний имен прилагательных мужского и женского рода.

100.

Изложение повествовательного текста, воспринятого на слух, по самостоятельно составленному плану.

101.

Работа над ошибками. Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода.

102.

Контрольное списывание №2 по теме: «Падежные окончания имен прилагательных в единственном числе».

103.

Обобщение знаний о склонении имен прилагательных в единственном числе. Склонением прилагательных во множественном числе.

104.

Именительный и винительный падежи множественного числа имен прилагательных.

105.

Родительный и предложный падежи множественного числа имен прилагательных. Словарный диктант.

106.

Дательный и творительный падежи множественного числа имен прилагательных.

107.

Контрольный диктант №6 по теме: «Имя прилагательное».

108.

Обобщение знаний об именах прилагательных и именах существительных.

109.

Изложение повествовательного текста, воспринятого зрительно, по самостоятельно составленному плану.

110.

Работа над ошибками. Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном.

111.

Сочинение-описание внешности человека.

VI. Местоимение. (7 часов)

112.

Местоимение как часть речи. Употребление личных, притяжательных, указательных и вопросительных местоимений в речи. Сравнение личных местоимений и имен существительных.

  • Знакомятся с ролью местоимений в речи.
  • Наблюдают за личными местоимениями.
  • Определяют наличие в тексте местоимений.
  • Распознают местоимения в тексте.
  • Заменяют повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями.
  • Определяют в тексте наличие орфограмм на правописание местоимений с предлогами.
  • Передают содержание повествовательного текста с опорой на ключевые слова, соблюдая композицию.
  • Редактируют тексты, заменяя имена существительные местоимениями, анализируют и оценивают созданный текст.
  • Наблюдают за композицией повествовательного текста (завязка, кульминация – момент наивысшего напряжения, развязка).
  • Пишут изложение повествовательного текста.

113.

Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица. Склонение личных местоимений.

114.

Раздельное написание местоимений 1-го и 2-го лица с предлогами. Словарный диктант.

115.

Раздельное написание предлогов с местоимениями 3-го лица.

116.

Использование личных местоимений как средства связи предложений в тексте. Сжатое изложение повествовательного текста с элементами описания.

117.

Анализ изложений и работа над ошибками. Упражнение в раздельном написании местоимений с предлогами.

118.

Упражнение в правильном употреблении и написании местоимений, построении и разборе предложений.

VII. Глагол. (12 часов)

119.

Глагол как часть речи (повторение).

  • Распознают глагол среди других частей речи, отличают глагол от именных частей речи, прямое и переносное значение глаголов, различают глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.
  • Соотносят начальную форму и временные формы глаголов, ставят вопросы к неопределенной форме глагола (что делать? что сделать?), дифференцируя их по видам глагола.
  • Распознают временные формы глаголов, распознают лицо глагола; осознанно употребляют глаголы в настоящем, прошедшем и будущем  временах, изменяя глаголы по временам и числам, изменяя глаголы по лицам в настоящем времени, по родам в прошедшем времени.

120.

Изменение глаголов по временам. Образование временных форм глаголов.

121.

Изменение по родам глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний.

122.

Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Март» с предварительной подготовкой по тексту.

123.

Общее понятие о неопределенной форме глагола как начальной.

124.

Неопределенная форма глагола. Общее понятие о видах глагола.

125.

Неопределенная форма глагола. Возвратные глаголы. Формы глаголов на –тся, -ться. Словарный диктант.

126.

Контрольный диктант №7 по темам «Изменение глаголов по временам», «Неопределенная форма глагола».

127.

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

128.

Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение).

129.

Распознавание лица и числа глаголов. 2-е лицо глаголов единственного числа.

130.

2-е лицо глаголов единственного числа.

IV четверть. (8 недель – 40 часов)

VII. Глагол. (25 часов)

131.

Употребление  мягкого знака после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа.

  • Наблюдают за спряжением глаголов в форме настоящего времени.
  • Спрягают глаголы в форме настоящего и будущего времени.
  • Распознают спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы.
  • Группируют найденные в тексте глаголы, записывая их в нужную колонку таблицы (I  и II спряжение глаголов).
  • Моделируют (создают, конструируют)  в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.
  • Составляют собственные считалки с глаголами-исключениями.
  • Оценивают  собственный диктант, анализируют допущенные ошибки.
  • Определяют в тексте наличие слов с орфограммами на безударные гласные в личных окончаниях и в суффиксах прошедшего времени глаголов.
  • Применяют алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными  окончаниями.
  • Овладевают навыком правописания безударных гласных в личных окончаниях глагола.
  • Пишут зрительно-слуховые диктанты.
  • Анализируют тексты диктантов, находят и исправляют ошибки.
  • Определяют тему и основную мысль текста.
  • Озаглавливают текст.
  • Составляют план текста.
  • Различают типы текстов (описание, рассуждение, повествование, смешанные тексты: повествовательный с элементами описания, повествовательный с элементами рассуждения).
  • Передают содержание текста по памяти, по опорным словам, по плану.
  • Составляют текст-описание пейзажной картины.
  • Составляют по пословице текст-рассуждение, самостоятельно передают содержание текста-описания.
  • Трансформируют текст, изменяя время глагола (замена в тексте глаголов в форме настоящего времени на глаголы в форме прошедшего или будущего времени).
  • Анализируют и корректируют созданный текст.
  • Оценивают текст, находят в нем смысловые ошибки.

132.

I и II спряжение глаголов.

133.

Окончания глаголов I и II спряжения. Словарный диктант.

134.

Структура повествовательного текста с элементами рассуждения. Изложение по самостоятельно составленному плану.

135.

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Образование формы будущего времени глагола.

136.

Спряжение глаголов в будущем времени.

137.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

138.

Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме.

139.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени.

140.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

141.

Структура текста-описания. Изобразительно-выразительные средства текста. Сочинение (с элементами описания) по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень».

142.

Анализ сочинений и работа над ошибками. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

143.

Глаголы-исключения. Словарный диктант.

144.

Правописание глаголов-исключений.

145.

Правописание глаголов-исключений.

146.

Контрольный диктант №8 по теме: «Правописание безударных личных окончаний глаголов».

147.

Анализ диктанта и работа над ошибками. Обобщение изученного о глаголе. Наблюдение над точным употреблением глаголов в речи. Использование в тексте глаголов-синонимов и глаголов-антонимов.

148.

Правописание глаголов в прошедшем времени.

149.

Правописание суффиксов в глаголах в прошедшем времени.

150.

Контрольное изложение.

151.

Анализ изложений и работа над ошибками. Изменение глаголов по временам.

152.

Изменение глаголов совершенного и несовершенного вида по временам. Упражнение в образовании временных форм глагола. Словарный диктант.

153.

Обобщение знаний о глаголе как части речи.

154.

Наречие – неизменяемая часть речи.

155.

Имя числительное.

XV. Повторение изученного за год.

 (15 часов)

156.

Обобщение знаний о предложении.

  • Анализируют деформированный текст: определяют границы предложений, выбирают знак в конце предложения.
  • Анализируют текст, находят в тексте предложения с однородными членами, соотносят предложение со схемой предложения.
  • Определяют в тексте наличие орфограмм на безударные гласные в разных частях слова (в корне, суффиксе, приставке, окончании).
  • Распознают приставки и предлоги, анализируют текст с точки зрения наличия в нем орфограмм.
  • Контролируют правильность записи текста.
  • Находят неправильно записанные слова и исправляют ошибки.
  • Объясняют написание слов в ходе предварительного анализа текста диктанта.
  • Сопоставляют части речи по существенным признакам.
  • Распознают части речи в тексте, правильно употребляют их в речи.
  • Распознают типы склонения имен существительных.
  • Склоняют имена существительные.
  • Подбирают имена прилагательные к именам существительным.
  • Определяют род, число и падеж имен прилагательных в сочетании «имя существительное + имя прилагательное».
  • Склоняют имена прилагательные, употребляют имена прилагательные в тексте в нужной форме.
  • Отличают местоимения от имен существительных.
  • Определяют в тексте формы времени, лица, числа и рода (в прошедшем времени) глаголов.
  • Спрягают глаголы, различают I и II спряжение глаголов.
  • Изменяют глаголы прошедшего времени по родам.
  • Подбирают заголовок к тексту.
  • Передают по памяти содержание описательного текста.
  • Составляют текст-описание по картинке с опорой на план и ключевые слова.
  • Анализируют и корректируют созданный текст, оценивают текст.
  • Находят в нем смысловые ошибки.

157.

Тема и основная мысль текста. Заголовок. Краткое изложение повествовательного текста.

158.

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Обобщение знаний о предложении.

159.

Состав слова.

160.

Правописание безударных гласных в корне, приставке и суффиксе. Словарный диктант.

161.

Административный контрольный диктант №9 за год.

162.

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Текст и предложение как единицы речи.

163.

Части речи (обобщение).

164.

Части речи. Грамматические признаки имен существительных.

165.

Части речи. Грамматические признаки имен прилагательных.

166.

Части речи. Местоимение.

167.

Части речи. Грамматические признаки глаголов.

168.

Правописание падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов.

169.

Правописание падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов.

170.

Правописание падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...