Рабочая программа по русскому языку
календарно-тематическое планирование по русскому языку (2 класс) на тему
Начальная школа 21 века
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа русский язык 2 класс | 74.58 КБ |
russkiy_yazyk.docx | 52.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование
№ урока | № урока в теме | Тема урока | Формы организации учебных занятий | Домашнее задание | ЦОР | Дата проведения | |||||||||||||
План | Факт | ||||||||||||||||||
Фонетика («Как устроен наш язык») – 7 часов. | |||||||||||||||||||
1 | 1 | Звуки и буквы. | Урок отработки умений и рефлексия | У – с.5 П.; упр 4. | ЭОР | 02.09 | |||||||||||||
2 | 2 | Гласные и согласные звуки и буквы. | Урок отработки умений и рефлексия | У – с. 8,10 – П.; упр 5. | ЭОР | 05.09 | |||||||||||||
3 | 3 | Обозначение звуков на письме. | Урок отработки умений и рефлексия | У-с. 12,13 – П.; упр 5. | ЭОР | 06.09 | |||||||||||||
4 | 4 | Ударные и безударные гласные. Словарный диктант. | Урок отработки умений и рефлексия | У – с. 15 П.; упр 2 или 4. | ЭОР | 07.09 | |||||||||||||
5 | 5 | Согласные звуки. | Урок отработки умений и рефлексия | У – с. 18, 20 – П.; упр 2 или 6. | ЭОР | 08.09 | |||||||||||||
6 | 6 | Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. | Урок отработки умений и рефлексия | У – с. 21, 22, 24 – П. упр 4. | ЭОР | 09.09 | |||||||||||||
7 | 7 | Звонкие согласные в конце слова. | Урок систематизации знаний | У - с. 26 - П.; упр 5. | ЭОР | 12.09 | |||||||||||||
Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу («Правописание») – 3 часа. | |||||||||||||||||||
8 | 1 | Учимся писать сочетания жи–ши. Тестирование. | Урок отработки умений и рефлексия | У – с. 29 П.; упр 3. | Интерактивный тренажёр «Я пишу грамотно!» | 13.09 | |||||||||||||
9 | 2 | Учимся писать сочетания ча-ща. | Урок отработки умений и рефлексия | У – с. 31 – П.; упр 4. | Интерактивный тренажёр «Я пишу грамотно!» | 14.09 | |||||||||||||
10 | 3 | Учимся писать сочетания чу-щу. | Урок отработки умений и рефлексия | У – с. 33 – П.; упр 4. | Интерактивный тренажёр «Я пишу грамотно!» | 15.09 | |||||||||||||
Фонетика («Как устроен наш язык») – 2 часа. | |||||||||||||||||||
11 | 1 | Разделительный мягкий знак (ь). | Урок отработки умений и рефлексия | У – с. 36 – П.; упр 2 или 4. | Интерактивный тренажёр «Я пишу грамотно!» | 16.09 | |||||||||||||
12 | 2 | Слог. Перенос слова. | Урок отработки умений и рефлексия | У – с. 38; упр 4. | Презентация Power Point | 19.09 | |||||||||||||
Перенос слов («Правописание») – 4 часа. | |||||||||||||||||||
13 | 1 | Учимся переносить слова. | У – с. 41 – П.; упр 4. | 20.09 | |||||||||||||||
14 | 2 | Учимся переносить слова. Закрепление пройденного. | Урок обобщения и систематизации знаний | У – с. 43 – П.; упр 4,5. | Интерактивный тренажёр «Я пишу грамотно!» | 21.09 | |||||||||||||
15 | 3 | Контрольное списывание. «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу». | Урок развивающего контроля | ЭОР | 22.09 | ||||||||||||||
16 | 4 | Работа над ошибками. Текущий диктант по теме: «Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, перенос слов.» | Урок рефлексии | ЭОР | 23.09 | ||||||||||||||
Фонетика, слово и предложение («Как устроен наш язык») – 7 часов. | |||||||||||||||||||
17 | 1 | Работа над ошибками. Ударение. Слово. | Урок рефлексии | У – с. 45 – П.; упр 2 или 5. | Презентация Power Point | 26.09 | |||||||||||||
18 | 2 | Входной контрольный диктант | Урок отработки умений и рефлексия | У – с. 48 – П.; упр 1. | ЭОР | 27.09 | |||||||||||||
19 | 3 | Работа над ошибками. Слова, которые называют предметы. | Урок отработки умений и рефлексия | У – с. 53 – П.; упр 4. | Презентация Power Point | 28.09 | |||||||||||||
20 | 4 | Слова, которые называют признаки и действия предметов. | Урок отработки умений и рефлексия | У – с. 55, 56 – П.; упр 4,5. | Презентация Power Point | 29.09 | |||||||||||||
21 | 5 | Слово и предложение. | Урок обобщения и систематизации знаний | У – с. 57, 59 – П.; упр 2. | ЭОР | 30.09 | |||||||||||||
22 | 6 | Восклицательные и невоск- лицательные предложения. | Урок открытия нового знания | У – с. 60– П.; упр 4. | Презентация Power Point | 03.10 | |||||||||||||
23 | 7 | Слова в предложении. | Урок обобщения и систематизации знаний | с. 64, упр 2. | ЭОР | 04.10 | |||||||||||||
Состав слова и словообразование («Как устроен наш язык») – 3 часа. | |||||||||||||||||||
24 | `1 | Слова изменяемые и неизменяемые. | Урок открытия нового знания | У – с. 66, 67 – П.; упр 3. | Презентация Power Point | 05.10 | |||||||||||||
25 | 2 | Окончание. | Урок открытия нового знания | У – с. 68, 69– П.; упр 2. | ЭОР | 06.10 | |||||||||||||
26 | 3 | Неизменяемые слова. | Урок открытия нового знания | У – с. 71– П.; упр 4 или 5. | ЭОР | 07.10 | |||||||||||||
Заглавная буква в словах («Правописание») – 2 часа. | |||||||||||||||||||
27 | 1 | Повторение правил написания заглавной буквы. | Урок отработки умений и рефлексия | РТ – с. 3-5, упр 1, 2, 4. | Интерактивный тренажёр «Я пишу грамотно!» | 10.10 | |||||||||||||
28 | 2 | Повторение правил написания заглавной буквы. Сравнение, сопоставление. | Урок обобщения и систематизации знаний | РТ – с. 7-8, упр 4. | ЭОР | 11.10 | |||||||||||||
Состав слова («Как устроен наш язык») – 1 час. | |||||||||||||||||||
29 | 1 | Корень слова. | Комбинированный урок | У – с. 75– П.; упр 2. | 12.10 | ||||||||||||||
Корни слов («Как устроен наш язык») – 4 часа. | |||||||||||||||||||
30 | 1 | Правописание гласных в корне слова. Словарный диктант. | Урок открытия нового знания | У – с. 77,79– П.; РТ – с. 9, упр 3. | Интерактивный тренажёр «Я пишу грамотно!» | 13.10 | |||||||||||||
31 | 2 | Правописание безударных гласных в корне слова. | Урок отработки умений | РТ – с. 11-12, упр 4,5. | Интерактивный тренажёр «Я пишу грамотно!» | 14.10 | |||||||||||||
32 | 3 | Правописание безударных гласных в корне слова. Родственные слова. | Комбинированный урок | У – с. 81 – П. РТ – с. 13-14, упр 1, 2. | ЭОР | 17.10 | |||||||||||||
33 | 4 | Безударные гласные в корне слова. | Урок обобщения и систематизации знаний | РТ – с. 15, упр 2. | Интерактивный тренажёр «Я пишу грамотно!» | 18.10 | |||||||||||||
Состав слова («Как устроен наш язык») – 1 час. | |||||||||||||||||||
34 | 1 | Корень слова. Признаки родственных слов. | Урок открытия нового знания | У – с.84,85 – П., упр 4. | Презентация Power Point | 19.10 | |||||||||||||
Корень слова («Правописание») – 5 часов. | |||||||||||||||||||
35 | 1 | Итоговый диктант: «Правописание сочетаний жи ши, ча-ща, чу-щу». «Перенос слов». «Безударные гласные в корне слова». | Урок развивающего контроля | ЭОР | 20.10 | ||||||||||||||
36 | 2 | Работа над ошибками. Безударные гласные в корне слова. | Урок рефлексии | У – с.86 – П. РТ – с. 17, упр 1. | Интерактивный тренажёр «Я пишу грамотно!» | 21.10 | |||||||||||||
37 | 3 | Безударные гласные в корне слова. Смыслоразличительная функция букв. | Комбинированный урок | РТ – с. 20, упр 3. | ЭОР | 24.10 | |||||||||||||
38 | 4 | Безударные гласные в корне слова. Сопоставление звуковой и буквенной записи. | Комбинированный урок | РТ – с. 21, упр 1. | ЭОР | 25.10 | |||||||||||||
39 | 5 | Безударные гласные в корне слова. Списывание. | Урок обобщения и систематизации знаний | РТ – с. 21, упр 1. | Интерактивный тренажёр «Я пишу грамотно!» | 26.10 | |||||||||||||
Состав слова («Как устроен наш язык») – 1 час. | |||||||||||||||||||
40 | 1 | Корень слова. Алгоритм нахождения корня слова. | Урок обобщения и систематизации знаний | У – с. 89, упр 5. | Презентация Power Point | 27.10 | |||||||||||||
Корень слова («Правописание») – 3 часа. | |||||||||||||||||||
41 | 1 | Правописание согласных в корне слова. | Урок открытия нового знания | У – с. 91 – П, алгоритм, с. 92, упр 2. | Интерактивный тренажёр «Я пишу грамотно!» | 28.10 | |||||||||||||
42 | 2 | Правописание согласных в корне слова. Выделение орфограмм корня. | Урок отработки умений | РТ – с. 29-30, упр 1. | ЭОР | 09.11 | |||||||||||||
43 | 3 | Правописание согласных в корне слова. | Урок обобщения и систематизации знаний | РТ – с. 34, упр 4 или 5. | Интерактивный тренажёр «Я пишу грамотно!» | 10.11 | |||||||||||||
Состав слова («Как устроен наш язык») – 1 час. | |||||||||||||||||||
44 | 1 | Корень слова. Виды чередования согласных в корне слова. | Урок открытия нового знания | У – с. 95 - 96 таблица, упр 4. | Презентация Power Point | 11.11 | |||||||||||||
Корень слова («Правописание») – 5 часов. | |||||||||||||||||||
45 | 1 | Правописание слов с согласными и гласными в корне слова. | Урок отработки умений | РТ – с. 38, упр 6. | ЭОР | 14.11 | |||||||||||||
46 | 2 | Правописание слов с согласными и гласными в корне слова. Поиск проверочных слов. | Урок отработки умений | РТ – с. 41, упр 1. | Интерактивный тренажёр «Я пишу грамотно!» | 15.11 | |||||||||||||
47 | 3 | Повторение: обозначение гласных и согласных в корне слова. | Урок обобщения и систематизации знаний | РТ – с. 41, упр 5. | ЭОР | 16.11 | |||||||||||||
48 | 4 | Повторение: обозначение гласных и согласных в корне слова (повторение). | Урок обобщения и систематизации знаний | РТ – с. 44, упр 6. | ЭОР | 17.11 | |||||||||||||
49 | 5 | Повторение: обозначение гласных и согласных в корне слова (повторение). | Урок обобщения и систематизации знаний | РТ – с. 47, упр 3. | Интерактивный тренажёр «Я пишу грамотно!» | 18.11 | |||||||||||||
Состав слова («Как устроен наш язык») – 2 часа. | |||||||||||||||||||
50 | 1 | Суффикс. | Урок открытия нового знания | У – с. 101, 103 – П.; упр 5. | Презентация Power Point | 18.11 | |||||||||||||
51 | 2 | Суффикс (функция, значение и местонахождение в слове). | Урок открытия нового знания | У – с. 104 алгоритм, упр. – 3. | ЭОР | 21.11 | |||||||||||||
Слова с непроизносимыми согласными звуками («Правописание») – 4 часа. | |||||||||||||||||||
52 | 1 | Правописание слов с непроизносимыми согласными звуками. | Урок открытия нового знания | РТ. – с. 52, упр 3. | Презентация Power Point | 22.11 | |||||||||||||
53 | 2 | Правописание слов с непроизносимыми согласными звуками Определение принципа классификации слов. | Комбинированный урок | У – с. 109 – П.; упр 2. | Интерактивный тренажёр «Я пишу грамотно!» | 23.11 | |||||||||||||
54 | 3 | Правописание слов с непроизносимыми согласными звуками Решение орфографических задач. | Урок обобщения и систематизации знаний | РТ – с. 55, упр 3,4. | ЭОР | 24.11 | |||||||||||||
55 | 4 | Контрольное списывание №4: «Правописание согласных в корне слова». | Урок развивающего контроля | ЭОР | 25.11 | ||||||||||||||
Состав слова («Как устроен наш язык») – 1 час. | |||||||||||||||||||
56 | 1 | Работа над ошибками. Суффикс. | Урок рефлексии | У – с 110, упр 3 или 6. | ЭОР | 28.11 | |||||||||||||
Суффиксы в словах («Правописание»)- 3 часа. | |||||||||||||||||||
57 | 1 | Правописание слов с суффиксами -ёнок, -онок. | Урок открытия нового знания | У – с. 113 алгоритм, РТ- с.57, упр 2. | Интерактивный тренажёр «Я пишу грамотно!» | 29.11 | |||||||||||||
58 | 2 | Правописание слов с суффиксами -ик, -ек. | Урок открытия нового знания | У – с. 115-116 алгоритм, упр 2. | Интерактивный тренажёр «Я пишу грамотно!» | 30.11 | |||||||||||||
59 | 3 | Правописание слов с суффиксами -ик, -ек. | Урок отработки умений | РТ – с. 59, упр 3. | Презентация Power Point | 01.12 | |||||||||||||
Состав слова («Как устроен наш язык») – 1 час. | |||||||||||||||||||
60 | 1 | Суффикс (упражнения: нахождение суффикса в слове) | Урок отработки умений | У – с. 121, таблица, упр 4. | ЭОР | 02.12 | |||||||||||||
Суффикс («Правописание») – 1 час. | |||||||||||||||||||
61 | 1 | Правописание слов с суффиксом – ость. Словарный диктант. | Комбинированный урок | РТ – с. 62, упр 6. | Презентация Power Point | 05.12 | |||||||||||||
Состав слова («Как устроен наш язык») – 1 час. | |||||||||||||||||||
62 | 1 | Суффикс (повторение). | Урок обобщения и систематизации знаний | У – с. 122 – П., с. 124, упр 5. | Презентация Power Point | 06.12 | |||||||||||||
Суффикс («Правописание») – 1 час. | |||||||||||||||||||
63 | 1 | Правописание суффиксов имен прилагательных. | Урок открытия нового знания | РТ- с. 65, упр 7. | ЭОР | 07.12 | |||||||||||||
Состав слова («Как устроен наш язык») – 1 час. | |||||||||||||||||||
64 | 1 | Суффикс (образование слов суффиксальным способом). | Урок открытия нового знания | У – с. 126 – П., упр 4. | ЭОР | 08.12 | |||||||||||||
Корень и суффикс («Правописание») – 1 час. | |||||||||||||||||||
65 | 1 | Правописание корней и суффиксов. | Урок отработки умений | РТ – с. 68, упр 5. | ЭОР | 09.12 | |||||||||||||
Состав слова («Как устроен наш язык») – 3 часа. | |||||||||||||||||||
66 | 1 | Приставка. | Урок открытия нового знания | У – с. 128 – П., с. 129, алгоритм, упр 5. | Презентация Power Point | 12.12 | |||||||||||||
67 | 2 | Значения приставок. | Урок открытия нового знания | У – с. 131, упр 4. | 13.12 | ||||||||||||||
68 | 3 | №5 «Административная контрольная работа». | Урок развивающего контроля | 14.12 | |||||||||||||||
Приставка («Правописание») – 3 часа. | |||||||||||||||||||
69 | 1 | Работа над ошибками. Правописание слов с приставками. | Урок рефлексии | У – с. 133- П. РТ- с. 69, упр 2. | 15.12 | ||||||||||||||
70 | 2 | Правописание слов с приставками (классификация слов). | Урок обобщения и систематизации знаний | У – С. 136, алгоритм, РТ, упр 2. | 16.12 | ||||||||||||||
71 | 3 | Правописание слов с приставками с буквами О и А. | Урок открытия нового знания | У – с. 138, алгоритм, РТ- с.72, упр 3. | ЭОР | 19.12 | |||||||||||||
Состав слова («Как устроен наш язык») – 2 часа. | |||||||||||||||||||
72 | 1 | Приставка (анализ слов, образованных приставочным способом). | Урок обобщения и систематизации знаний | У – с. 139 – П., упр. 4. | 20.12 | ||||||||||||||
73 | 2 | №6 Контрольная работа: «Фонетика, слово и предложение, корень слова, суффикс». | Урок развивающего контроля | 21.12 | |||||||||||||||
Твердый знак («Правописание») – 2 часа. | |||||||||||||||||||
74 | 1 | Работа над ошибками. Правописание слов с разделительным твердым знаком. | Урок рефлексии | У – с. 142,143. РТ – с.73, упр 3,4. | 22.12 | ||||||||||||||
75 | 2 | Правописание слов с разделительными Ь и Ъ. | Урок открытия нового знания | У - с. 145 алгоритм, РТ – с.74, упр 3,4. | ЭОР | 23.12 | |||||||||||||
Твердый знак («Правописание») – 2 часа. | |||||||||||||||||||
76 | 1 | Образование слов. | Урок открытия нового знания | У – с. 146, 147 – П., упр 4. | Презентация Power Point | 26.12 | |||||||||||||
Твердый и мягкий знаки («Правописание») – 1 час. | |||||||||||||||||||
77 | 1 | Различение разделительных Ь и Ъ. | Урок отработки умений | РТ – с. 76, упр 4,5. | Интерактивный тренажёр «Я пишу грамотно!» | 27.12 | |||||||||||||
Состав слова («Как устроен наш язык») – 1 час. | |||||||||||||||||||
78 | 1 | Основа слова. | Урок открытия нового знания | У – с. 149 – П., упр 4. | ЭОР | 09.01 | |||||||||||||
Приставки и предлоги («Правописание») – 2 часа. | |||||||||||||||||||
79 | 1 | Различение предлогов и приставок. | Урок открытия нового знания | У – с. 151 – П., РТ – с. 74, упр 4, 5. | Презентация Power Point | 10.01 | |||||||||||||
80 | 2 | Различение предлогов и приставок (тренировочные упражнения). | Урок отработки умений | РТ – с. 79, упр 4,5. | ЭОР | 11.01 | |||||||||||||
Состав слова («Как устроен наш язык») – 3 часа. | |||||||||||||||||||
81 | 1 | Повторение: состав слова. | Урок обобщения и систематизации знаний | У – с. 154, упр 4. | ЭОР | 12.01 | |||||||||||||
82 | 2 | Повторение: правописание частей слова. | Урок отработки умений | РТ – с. 82, упр 4. | ЭОР | 13.01 | |||||||||||||
83 | 3 | Повторение: правописание частей слова (тренировочные упражнения). | Урок отработки умений | РТ – с. 85, упр 4. | 16.01 | ||||||||||||||
Лексика («Как устроен наш язык») – 2 часа. | |||||||||||||||||||
84 | 1 | Слово и его значение. | Комбинированный урок | У – с. 6 – П., упр 2. | ЭОР | 17.01 | |||||||||||||
85 | 2 | Значение слова. | Комбинированный урок | У – с. 8, упр 4. | ЭОР | 18.01 | |||||||||||||
Повторение пройденного («Правописание») – 1 час. | |||||||||||||||||||
86 | 1 | Повторение правописания Словарный диктант. | Урок развивающего контроля | РТ – с. 4, упр 5. | 19.01 | ||||||||||||||
Текст («Развитие речи») – 2 часа. | |||||||||||||||||||
87 | 1 | Текст. | Урок открытия нового знания | У – с. 11, упр 2. | Презентация Power Point | 20.01 | |||||||||||||
88 | 2 | Текст. Заголовок. | Комбинированный урок | У – с. 13 – П., упр 3. | ЭОР | 23.01 | |||||||||||||
Лексика («Как устроен наш язык») – 2 часа. | |||||||||||||||||||
89 | 1 | Как сочетаются слова. | Урок открытия нового знания | У – с. 145– П., упр 4. | ЭОР | 24.01 | |||||||||||||
90 | 2 | Слово в словаре и тексте. | Комбинированный урок | У – с. 19, упр 4. | 25.01 | ||||||||||||||
Повторение пройденного («Правописание») – 1 час. | |||||||||||||||||||
91 | 1 | Повторение правописания. | Урок обобщения и систематизации знаний | РТ – с. 6, упр 5. | Интерактивный тренажёр «Я пишу грамотно!» | 26.01 | |||||||||||||
Текст («Развитие речи») – 2 часа. | |||||||||||||||||||
92 | 1 | Один текст - разные заголовки. | Урок открытия нового знания | У – с. 22, упр 3. | ЭОР | 27.01 | |||||||||||||
93 | 2 | Учимся озаглавливать текст. | Комбинированный урок | У – с. 23, упр 3. | ЭОР | 30.01 | |||||||||||||
Лексика («Как устроен наш язык») – 3 часа | |||||||||||||||||||
94 | 1 | Слово в словаре и тексте. | Урок обобщения и систематизации знаний | У – с. 24 – П., упр 2. | ЭОР | 31.01 | |||||||||||||
95 | 2 | Слова однозначные и многозначные. | Урок открытия нового знания | У – с. 26 – П., упр 4. | 01.02 | ||||||||||||||
96 | 3 | №7 Текущая контрольная работа: «Приставки, состав слова, образование слов» | Урок развивающего контроля | 02.02 | |||||||||||||||
Повторение пройденного («Правописание») – 1 час. | |||||||||||||||||||
97 | 1 | Работа над ошибками. Повторение правописания. | Урок рефлексии | РТ – с. 9, упр 5,6. | Интерактивный тренажёр «Я пишу грамотно!» | 03.02 | |||||||||||||
Текст («Развитие речи») – 2 часа. | |||||||||||||||||||
98 | 1 | Учимся озаглавливать текст. | Комбинированный урок | У – с. 29, упр 1. | ЭОР | 06.02 | |||||||||||||
99 | 2 | Как строится текст. Окончание текста. | Комбинированный урок | У – с. 33, упр 2 | 07.02 | ||||||||||||||
Лексика («Как устроен наш язык») – 2 часа. | |||||||||||||||||||
100 | 1 | Многозначные слова. | Урок открытия нового знания | У – с. 34 – П., с. 37, упр 3. | Презентация Power Point | 08.02 | |||||||||||||
101 | 2 | Многозначные слова (закрепление). | Урок отработки умений и рефлексии | У – с. 38 – П., с. 39, упр 4. | ЭОР | 09.02 | |||||||||||||
Повторение пройденного («Правописание») – 1 час. | |||||||||||||||||||
102 | 1 | Повторение правописания. | Урок обобщения и систематизации знаний | РТ – с. 11-12, упр 5,7. | Интерактивный тренажёр «Я пишу грамотно!» | 10.02 | |||||||||||||
Текст («Развитие речи») – 1 час. | |||||||||||||||||||
103 | 1 | Учимся заканчивать текст. | Творческий урок | У – с. 41, упр 2. | 13.02 | ||||||||||||||
Лексика («Как устроен наш язык») – 2 часа. | |||||||||||||||||||
104 | 1 | Синонимы. | Урок открытия нового знания | У – с. 42-43 – П. с. 44, упр 4. | Презентация Power Point | 14.02 | |||||||||||||
105 | 2 | Использование слов-синонимов. | Урок отработки умений и рефлексии | У – с. 46 – П., упр 3 или 5. | 15.02 | ||||||||||||||
Повторение пройденного («Правописание») – 1 час. | |||||||||||||||||||
106 | 1 | Повторение правописания. | Урок обобщения и систематизации знаний | РТ- с. 14, упр 6. | Интерактивный тренажёр «Я пишу грамотно!» | 16.02 | |||||||||||||
Текст («Развитие речи») – 2 часа. | |||||||||||||||||||
107 | 1 | Как строится текст. Начало текста. | Творческий урок | У – с. 50, упр 2. | ЭОР | 17.02 | |||||||||||||
108 | 2 | Сочиняем начало текста. | Творческий урок | У – с. 51, упр 3. | 20.02 | ||||||||||||||
Лексика («Как устроен наш язык») – 2 часа. | |||||||||||||||||||
109 | 1 | Использование слов-синонимов. | Урок отработки умений и рефлексии | У – с. 52 – П., упр 2. | ЭОР | 21.02 | |||||||||||||
110 | 2 | Использование слов-синонимов (закрепление). | Урок обобщения и систематизации знаний | У – с. 56, упр 5 или 6. | 22.02 | ||||||||||||||
Повторение пройденного («Правописание») – 1 час. | |||||||||||||||||||
111 | 1 | Повторение правописания. Словарный диктант. | Урок развивающего контроля | РТ – с. 16, упр 5. | 24.02 | ||||||||||||||
Текст («Развитие речи») – 2 часа. | |||||||||||||||||||
112 | 1 | Учимся составлять текст. | Творческий урок | У – с. 58, упр 2. | 27.02 | ||||||||||||||
113 | 2 | Последовательность предложений в тексте. | Творческий урок | У – 59, упр 2. | ЭОР | 28.02 | |||||||||||||
Лексика («Как устроен наш язык») – 2 часа. | |||||||||||||||||||
114 | 1 | Антонимы. | Урок открытия нового знания | У – с. 60 – П, с. 61, упр 4. | Презентация Power Point | 01.03 | |||||||||||||
115 | 2 | Антонимы (закрепление). | Урок обобщения и систематизации знаний | У – с. 63, упр 3. | 02.03 | ||||||||||||||
Повторение пройденного («Правописание») – 3 часа. | |||||||||||||||||||
116 | 1 | №8 Текущий диктант: « Правописание ь и ъ, приставок и предлогов». | Урок развивающего контроля | 03.03 | |||||||||||||||
117 | 2 | Работа над ошибками. №9 Контрольное списывание: «Правописание ь и ъ знаков». | Урок рефлексии | 06.03 | |||||||||||||||
118 | 3 | Работа над ошибками. Повторение правописания. | Урок рефлексии | РТ – с. 18, упр 4. | 07.03 | ||||||||||||||
Текст («Развитие речи») – 1 час. | |||||||||||||||||||
119 | 1 | Связь предложений в тексте. | Творческий урок | У – с. 65 – П., упр 2 или 3. | ЭОР | 09.03 | |||||||||||||
Повторение пройденного («Правописание») – 2 часа. | |||||||||||||||||||
120 | 1 | Омонимы. | Урок открытия нового знания | У – с. 66 – П., с. 68, упр 4. | Презентация Power Point | 10.03 | |||||||||||||
121 | 2 | Слова исконные и заимствованные. | Урок открытия нового знания | У – с. 70 – П., с. 72, упр 4. | ЭОР | 13.03 | |||||||||||||
Повторение пройденного («Правописание») – 1 час. | |||||||||||||||||||
122 | 1 | Повторение правописания. | Урок обобщения и систематизации знаний | РТ- с. 22, упр 6. | Интерактивный тренажёр «Я пишу грамотно!» | 14.03 | |||||||||||||
Абзац («Развитие речи») – 4 часа. | |||||||||||||||||||
123 | 1 | Абзац. | Урок отработки умений и рефлексии | У – с. 73,74 – П, упр 2. | ЭОР | 15.03 | |||||||||||||
124 | 2 | №10 Итоговый диктант: «Правописание изученных орфограмм». | Урок развивающего контроля | 16.03 | |||||||||||||||
125 | 3 | Работа над ошибками. Учимся выделять абзац. | Урок рефлексии | У – с. 76, упр 2. | 17.03 | ||||||||||||||
126 | 4 | Значения заимствованных слов. | Урок открытия нового знания | У – с. 77-78, упр 3 или 5. | 20.03 | ||||||||||||||
Повторение пройденного («Правописание») - 1 час. | |||||||||||||||||||
127 | 1 | Повторение правописания. | Урок отработки умений и рефлексии | РТ- с. 22, упр 6. | Интерактивный тренажёр «Я пишу грамотно!» | 21.03 | |||||||||||||
Абзац («Развитие речи») – 2 часа. | |||||||||||||||||||
128 | 1 | Последовательность абзацев. | Творческий урок | У – с. 80 – П., упр 3. | ЭОР | 22.03 | |||||||||||||
129 | 2 | Учимся составлять текст из абзацев. | Урок отработки умений и рефлексии | У – 82, упр 2. | 23.03 | ||||||||||||||
Лексика («Как устроен наш язык») – 2 часа. | |||||||||||||||||||
130 | 1 | Устаревшие слова. | Урок открытия нового знания | У – с. 83 – П., с. 84, упр 3. | Презентация Power Point | 24.03 | |||||||||||||
131 | 2 | Устаревшие слова (закрепление). | Урок отработки умений и рефлексии | У – с. 85,86 – П., упр 3. | 03.04 | ||||||||||||||
Повторение пройденного («Правописание») – 1 час. | |||||||||||||||||||
132 | 1 | Повторение правописания. Словарный диктант. | Урок развивающего контроля | РТ – с. 24, упр 6. | 04.04 | ||||||||||||||
Текст («Развитие речи») – 2 часа. | |||||||||||||||||||
133 | 1 | Учимся составлять текст. | Творческий урок | У – с. 89, упр 2. | ЭОР | 05.04 | |||||||||||||
134 | 2 | Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам. | Творческий урок | У – с. 91, упр 2. | 06.04 | ||||||||||||||
Повторение пройденного («Как устроен наш язык») – 1 час. | |||||||||||||||||||
135 | 1 | Повторение: лексика и состав слова. | Урок обобщения и систематизации знаний | У – с. 93, упр 3 или 6. | 07.04 | ||||||||||||||
Повторение пройденного («Правописание») – 1 час. | |||||||||||||||||||
136 | 1 | Повторение правописания. | Урок обобщения и систематизации знаний | РТ - с. 27, упр 6. | Интерактивный тренажёр «Я пишу грамотно!» | 10.04 | |||||||||||||
Текст («Развитие речи») – 2 часа. | |||||||||||||||||||
137 | 1 | План текста. | Урок открытия нового знания | У – с. 95 – П., упр 4. | 11.04 | ||||||||||||||
138 | 2 | Учимся составлять план текста. | Урок отработки умений и рефлексии | У – с. 98, упр 2. | 11.04 | ||||||||||||||
Лексика («Как устроен наш язык») – 1 час. | |||||||||||||||||||
139 | 1 | Фразеологизм. Фразеологизм и слово. | Урок открытия нового знания | У – с. 99 – П., упр 3 или 4. | Презентация Power Point | 12.04 | |||||||||||||
Повторение пройденного («Правописание») – 1 час. | |||||||||||||||||||
140 | 1 | Повторение правописания. | Урок отработки умений и рефлексии | РТ – с. 29, упр 5. | Интерактивный тренажёр «Я пишу грамотно!» | 13.04 | |||||||||||||
Текст («Развитие речи») – 2 часа. | |||||||||||||||||||
141 | 1 | Составляем текст по плану. | Урок отработки умений и рефлексии | У – с. 104, упр 2 или 3. | 14.04 | ||||||||||||||
142 | 2 | Учимся писать письма по плану. | Творческий урок | У – с. 106, упр 3. | ЭОР | 17.04 | |||||||||||||
Лексика («Как устроен наш язык») – 1 час. | |||||||||||||||||||
143 | 1 | Использование фразеологизмов. | Урок отработки умений и рефлексии | У – с. 107, упр 3. | 18.04 | ||||||||||||||
Повторение пройденного («Правописание») – 1 час. | |||||||||||||||||||
144 | 1 | Повторение правописания. | Урок обобщения и систематизации знаний | РТ – с. 32, упр 6. | 19.04 | ||||||||||||||
Текст («Развитие речи») – 2 часа. | |||||||||||||||||||
145 | 1 | Составляем текст по плану. | Творческий урок | У – с. 111, упр 3. | 20.04 | ||||||||||||||
146 | 2 | Текст-описание. | Урок открытия нового знания | У – с. 112 – П. | Презентация Power Point | 21.04 | |||||||||||||
Повторение пройденного («Правописание») – 2 часа. | |||||||||||||||||||
147 | 1 | №11 Контрольное списывание | Урок рефлексии | . | 24.04 | ||||||||||||||
148 | 2 | Работа над ошибками. Повторение правописания. | Урок рефлексии | РТ – с. 34, упр 5. | 25.04 | ||||||||||||||
Текст («Развитие речи») – 2 часа. | |||||||||||||||||||
149 | 1 | Особенности текста-описания. | Урок открытия нового знания | У – с. 114, упр 2. | 26.04 | ||||||||||||||
150 | 2 | Учимся сочинять текст описание. | Творческий урок | У – с. 115, упр 2. | 27.04 | ||||||||||||||
Повторение пройденного («Правописание») – 1 час. | |||||||||||||||||||
151 | 1 | Повторение правописания. | Урок обобщения и систематизации знаний | РТ – с. 38, упр 7. | 28.04 | ||||||||||||||
Текст («Развитие речи») – 4 часа. | |||||||||||||||||||
152 | 1 | №12 Текущая контрольная работа: «Лексика». | Урок развивающего контроля | 03.05 | |||||||||||||||
153 | 2 | Работа над ошибками. Учимся сочинять яркий текст-описание. | Урок рефлексии | У – с. 117, упр 3. | 04.05 | ||||||||||||||
154 | 3 | Текст-повествование. | Урок открытия нового знания | У – с. 119 – П., упр 2. | Презентация Power Point | 05.05 | |||||||||||||
155 | 4 | Особенности текста повествования. | Урок отработки умений и рефлексии | У – с. 120, упр 2. | 08.05 | ||||||||||||||
Повторение пройденного («Правописание») – 1 час. | |||||||||||||||||||
156 | 1 | Повторение правописания. Словарный диктант. | Урок развивающего контроля | РТ – с. 41, упр 8. | 10.05 | ||||||||||||||
Текст («Развитие речи») – 5 часов. | |||||||||||||||||||
157 | 1 | Учимся сочинять текст повествование. | Творческий урок | У – с. 123, упр 3. | 11.05 | ||||||||||||||
158 | 2 | Описание и повествование в тексте. | Урок отработки умений и рефлексии | У – с. 125, упр 3. | 12.05 | ||||||||||||||
159 | 3 | Текст-рассуждение. | Урок открытия нового знания | У – с. 126, упр 3. | Презентация Power Point | 15.05 | |||||||||||||
160 | 4 | Особенности текста рассуждения. | Урок отработки умений и рефлексии | У – с. 129, упр 4. | 16.05 | ||||||||||||||
161 | 5 | Описание. Повествование. Рассуждение. | Урок обобщения и систематизации знаний | У – с. 131, упр 3. | 17.05 | ||||||||||||||
Повторение пройденного («Правописание») – 9 часов. | |||||||||||||||||||
162 | 1 | №13 Итоговый диктант: «Правописание изученных орфограмм». | Урок развивающего контроля | 18.05 | |||||||||||||||
163 | 2 | Работа над ошибками. Повторение правописания и развитие речи. | Урок рефлексии | У – с. 133, упр 2. | 19.05 | ||||||||||||||
164 | 3 | Повторение: развитие речи и лексика. | Творческий урок | У – с. 136, упр 3. | 22.05 | ||||||||||||||
165 | 4 | Повторение: развитие речи, лексика и правописание. | Творческий урок | У – с. 137, упр 3. | 23.05 | ||||||||||||||
166 | 5 | Повторение: развитие речи, лексика и правописание. | Урок отработки умений и рефлексии | У – с. 139, упр 3. | 24.05 | ||||||||||||||
167 | 6 | Повторение: развитие речи, лексика и правописание | Урок отработки умений и рефлексии | У – с. 142, упр 3. | 25.05 | ||||||||||||||
168 | 7 | Повторение: развитие речи, лексика и правописание. | Урок отработки умений и рефлексии | РТ – с. 46, упр 3. | 26.05 | ||||||||||||||
169 | 8 | Повторение: развитие речи, лексика, правописание. | Урок обобщения и систематизации знаний | РТ – с. 59, упр 20. | 29.05 | ||||||||||||||
170 | 9 | Повторение: развитие речи, лексика, правописание. | Урок обобщения и систематизации знаний | РТ – с. 69, упр 33. | 30.05 | ||||||||||||||
Резерв (5 ч) | |||||||||||||||||||
171-175 | 1-5 | Резервные уроки. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №76»
Ленинского района города Саратова
________________________________________________________________________
«Рассмотрено» на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол № 1 от «29» августа 2016 г. ___________/Н.Г.Мирошина/ | «Согласовано» Зам. директора по УР _________/С.А.Ванюхина/ от «01» сентября 2016 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ № 76» ____________/И.А.Вехова/ Приказ № 316-О от «01» сентября 2016 г. |
Рабочая программа
Мирошиной Н.Г., учителя первой категории
по
для 2 а класса
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 2
от «01» сентября 2016 г.
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом УМК «Начальная школа ХХI века»:
Русский язык: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С.В.Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова; под ред. Л.Е. Журовой и С.В. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2013 г.
Русский язык: 2 класс: рабочая тетрадь № 1,2 для учащихся общеобразовательных учреждений «Пишем грамотно», М.И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2015 г.
Русский язык: 2 класс: тетрадь для контрольных работ, Романова В.Ю., Петленко Л.В. - М.: Вентана-Граф, 2015 г.
Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования. /Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М.: Вентана - Граф, 2011./
На изучение русского языка во 2 классе отводится 175 часов в год (35 учебных недель по 5 часов в неделю).
Общая характеристика учебного предмета
Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль:
•он является основным средством общения между людьми; с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в различных областях науки и культуры;
•язык является основным средством познания окружающего мира;
•владение родным и государственным языком — это один из критериев самоидентификации человека как представителя национальности, народности, государства;
•использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о культурном уровне человека.
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. То, что знает гражданин Российской Федерации о русском языке, как умеет им пользоваться, в какой степени проявляет интерес к истории и развитию русского языка, его функционированию в современном мире — во многом определяет его интеллектуальный уровень и социальный статус как члена общества.
Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Цели и задачи:
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно-исследовательской.
Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма. Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:
- грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
- навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;
- разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;
- научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.
Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.
Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира. Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели — нахождение, вычленение и характеристика языковой единица: изучаемого уровня — звук, часть слова (морфема), слово, предложение, а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.
Успешная реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должна: понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.
Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке, при выполнении любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:
■ «Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;
■«Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык — часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык — это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа».
Структура курса
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте». Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения развиваются речевые умения учащихся, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
Задачи обучения грамоте решаются как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения. Чтобы подчеркнуть интегрированный характер периода обучения грамоте, его содержание с учетом специфики этих учебных предметов представлено в программах Русский язык и Литературное чтение. После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, и имеет познавательно — коммуникативную направленность. Это предполагает развитие коммуникативной мотивации, пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.
После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи». Под блоком понимается объединение уроков, реализующих одну цель обучения.
Уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний: фонетика, графика и орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис) русского языка.
Уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма.
Уроки блока «Развитие речи» призваны: совершенствовать коммуникативные умения учащихся в условиях устного и письменного общения.
Такое структурирование курса позволяет успешно реализовать не только цели развития логического и абстрактного мышления, но и решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся, сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет, избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Планируемые результаты изучения по программе «Русский язык»
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Целями обучения русскому языку во 2 классе являются:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
развитие устной и письменной речи учащихся;
развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «правописание» и «Развитие речи».
Под блоком понимается объединение уроков, реализующих какую-то одну цель обучения. Например, уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма; уроки блока «Развитие речи» призваны формировать и совершенствовать коммуникативные умения учащихся.
В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель, так как смешение упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических заданий и речевых упражнений не позволяют ученику сосредоточиться на выполнении и отработке определенного учебного действия. Однако на скрытом уровне работа по формированию навыков грамотного письма выполняется и на уроках блоков «Как устроен наш язык» и «Развитие речи». Выполняется она не только в виде орфографических и пунктуационных заданий, но и в виде списывания текстов. Работа с текстами на уроках «Правописание» и «Развитие речи» позволяет подготовить учеников к анализу языковых единиц на уроках блока «Как устроен наш язык». Уроки каждого блока перемежают друг друга и объединяются изучаемой языковой единицей.
Блок «Правописание» (формирование навыков грамотного письма):
правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Обозначение мягкости согласных с помощью ь;
перенос слов;
правописание заглавной буквы;
правописание гласных и согласных в корнях;
правописание беглой чередующейся гласной в корне при словообразовании;
правописание суффиксов имён существительных: -онок-, -ёнок-, -ок-, -ёк-, -ик-, -ек-,
- ость-;
правописание суффиксов имён прилагательных: -ов-, -ев-, -ив-, -чив-, -лив-;
правописание приставок: об-, от-, до-, по-, полд-, про-, за-, на-, над-;
правописание разделительных ъ и ь знаков. Правописание предлогов и приставок.
Блок «Развитие речи» знакомит детей с основными понятиями:
текст, признаки текста, смысловое единство предложений к данным текстам, определение по заголовкам содержания текста;
выражение в тексте законченной мысли, отработка вариантов окончания текстов;
последовательность предложений в тексте, абзац, последовательность абзацев в тексте;
комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев;
план текста, составление планов к данным текстам, создание собственных текстов по определённым планам;
типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Такое структурирование курса позволяет:
успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;
решить практические задачи по формированию навыков грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся;
сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет;
избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работ.
Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы.
Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2 года обучения:
В области познавательных УУД:
· школьник освоит алфавит для свободной ориентации в разнообразии учебных словарей, быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи;
· научится ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений, находить нужный текст упражнения, правило или таблицу, находить выделенный фрагмент текста;
· работать с несколькими источниками информации, двумя частями учебной книги, рабочими тетрадями, учебными словарями, текстом и иллюстрациями.
В области коммуникативных УУД:
· школьник научится работать с соседом по парте, распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
· выполнять работу по цепочке;
· видеть разницу между различными точками зрения и мотивированно присоединиться к одной из них;
· использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.
В области регулятивных УУД:
· школьник научится понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа;
· проверить свою работу, используя правила и словари.
В области личностных УУД:
· школьник освоит нормы речевого общения;
· получит опыт нравственных и эстетических переживаний;
· познакомится с базовыми эстетическими ценностями.
Планируемые результаты изучения по программе «Русский язык»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
различать звуки и буквы;
характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
знать последовательность букв в русском и родном алфавитах, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться:
научиться проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
Выпускник получит возможность научиться:
научиться разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
различать предложение, словосочетание, слово;
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
Раздел «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
применять правила правописания (в объёме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;
безошибочно списывать текст в объёме содержания курса;
писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определённой орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.
Раздел «Развитие речи»
Выпускник научится:
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;
Выпускник получит возможность научиться:
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Содержание тем учебного курса
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (57 ч)
Фонетика (10 ч)
Что изучает фонетика? Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я, их функции. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Слог. Ударение. Перенос.
Слово и предложение (6 ч)
Слово как единство звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением –имена существительные. Слова, называющие признаки, - имена прилагательные. Слова, обозначающие действия, - глаголы.
Предложение. Отличие предложения от слова. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Слова в предложении.
Состав слова (19 ч)
Форма слова. Окончание. Слова изменяемые и неизменяемые. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корнях. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Приставка. Приставочный способ образования слов. Основа слова. Приставочно-суффиксальный способ образования слов.
Лексика (22 ч)
Слово и его лексическое значение. Слово в словаре и тексте. Определение значение слова в толковом словарике учебника. Слова однозначные и многозначные.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Слова исконные и заимствованные.
Устаревшие слова.
Фразеологизм. Фразеологизм и слово. Использование фразеологизмов.
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (58 ч)
Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Перенос слов. Правописание заглавной буквы. Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и непроизносимая согласная. Правописание беглой чередующейся гласной е в корне при словообразовании. Правописание суффиксов имен существительных: -онок-, -енок-, -ок-, -ек-, -ик-, -ост(ь)-. Правописание суффиксов имен прилагательных: -ов-, -ев-, -ив-, -чив-, -лив-. Правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-. Правописание разделительных твердого и мягкого знаков. Правописание предлогов и приставок.
«Развитие речи» (34 ч)
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к данным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. Выражение в тексте законченной мысли, отработка вариантов окончания текстов. Начало текста, подбор и придумывание подходящих по смыслу зачинов к данным текстам. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения. Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. План текста. Составление планов к данным текстам. Озаглавливание возможного текста по предложенному плану. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Повторение (5 ч)
Резерв (21 ч) Из них: контрольные работы – 13 часов; повторение пройденного – 8 часов
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
1. | Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний) | 57 ч | Ориентироваться в целях и задачах урока с учётом названия блока и темы урока, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами. |
Фонетика | 10 ч | Характеризовать признаки звуков речи с опорой на схему «Звуки речи». Объяснять различие в звуко-буквенном составе слов. Анализировать тексты с установкой на поиск допущенных ошибок, исправлять допущенные ошибки с опорой на знание о звуковом и графическом облике слова Характеризовать различие гласных и согласных звуков. Различать гласные звуки и буквы гласных звуков. Объяснять функцию букв гласных звуков как показателей мягкости предшествующего согласного. Использовать значок транскрипции для решения практических задач. Учитывать степень сложности задания (значок «гиря» — трудное) и определять для себя возможность/невозможность его выполнения Соотносить предложенный вариант ответа с собственной точкой зрения (рубрика «Давай подумаем»). Сопоставлять информацию, представленную на рисунке, в транскрипции и орфографической записи слова. Использовать транскрипцию для повторения различных способов обозначения мягкости согласного. Преобразовывать информацию, полученную из рисунка, в текстовую задачу (запись слов с помощью транскрипции) Объяснять назначение знака ударения, анализируя проблемную ситуацию (рубрика «Давай подумаем»). Выделять ударные и безударные гласные. Наблюдать смыслоразличительную функцию ударения, устанавливать различие в значении слов. Группировать слова по заданному основанию (ударение на первом, втором или третьем слоге). Выделять общий признак группы элементов, не соответствующих заданию (слова с ударением на четвёртом и пятом слогах) Наблюдать особенности образования согласных звуков, опираясь на собственный опыт (рубрика «Давай подумаем»). Подбирать слова, различающиеся одним согласным звуком. Понимать информацию, представленную в виде рисунка, составлять слова из предложенного набора букв. Осуществлять взаимный контроль, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, контролировать действия партнёра (работа в паре). Учитывать степень сложности задания (значок «гиря» — трудное) и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Определять способ обозначения звука [й’] в приведённых словах, находить объект по заданным основаниям (слова, в которых буква е обозначает один звук). Устанавливать позиции в слове, в которых буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука Соотносить собственный ответ с предложенным в учебнике и обосновывать свою позицию. Наблюдать слова, записанные с помощью транскрипции, и устанавливать способы обозначения мягких согласных звуков. Объяснять различие в звуко-буквенном составе слов. Обобщать способы обозначения на письме мягкости согласных звуков и закреплять их на письме. Определять наличие твёрдого согласного звука. Соотносить буквенную запись слова и запись с помощью транскрипции. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Осуществлять самоконтроль: соотносить написанный текст с печатным. Использовать алгоритм порядка действий при списывании. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь в произнесении слов, различающихся одним звуком Объяснять различие парных по глухости-звонкости согласных в легкоразличимых случаях. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь в подборе слов, различающихся одним звуком. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Наблюдать оглушение звонких согласных в конце слова. Понимать и преобразовывать информацию, представленную в виде рисунка, записывать слова с помощью транскрипции. Обобщать результаты наблюдений, доказывать необходимость проверки согласных звуков на конце слова и предлагать способ её выполнения. Отрабатывать написание слов с парными по звонкости-глухости согласными звуками на конце с опорой на проверочные слова. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения при доказательстве написания согласного на конце слова | |
Слово и предложение | 6 ч | Наблюдать различие между звуком, словом и предложением. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Различать предложение и «не предложение». Сопоставлять интонационное оформление предложений. Знакомиться с признаками предложения: цель высказывания, интонация, знаки препинания в конце предложений. Выбирать из текста предложения по заданным признакам Различать предложения и «не предложения». Определять тип предложения (по цели высказывания и по интонации). Наблюдать за изменением формы слова. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре); контролировать действия партнёра. Составлять предложения из набора слов, выбирать необходимые знаки препинания в конце предложений. Соотносить знаки препинания в конце предложения с целевой установкой предложения. Осуществлять самоконтроль при выполнении заданий, связанных с постановкой вопросов к словам, и при списывании | |
Состав слова | 19 ч | Устанавливать тип орфограммы во всех частях слова и выбирать соответствующий способ проверки. Составлять пары слов по заданному основанию. Подбирать слова, соответствующие заданным условиям (родственные, но отличающиеся приставками) Определять способ образования слов. Подбирать слова к заданным моделям. Выбирать из текста слова по заданным основаниям. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в паре). Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения | |
Лексика | 22 ч | Наблюдать за ошибками, связанными со значением слова. Осуществлять поиск необходимой информации в толковом словарике учебника. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в паре). Наблюдать за словами, сходными по звучанию, но разными по значению. Высказывать предположение о причинах несочетаемости приведённых в задании слов. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Выбирать слова по заданному основанию. Составлять сочетания слов с указанным значением. Исправлять допущенные ошибки и аргументировать свой ответ Устанавливать значения слов с помощью контекста и толкового словаря. Осуществлять поиск необходимой информации в толковом словарике учебника. Высказывать предположение о возможных причинах непонимания значения слов. Знакомиться с многозначными словами. Понимать информацию, представленную в виде рисунка, объяснять значения многозначных слов. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Устанавливать причины появления у слова нескольких значений. Составлять предложения с использованием многозначных слов. Осуществлять поиск необходимой информации в толковом словарике учебника | |
2. | Правописание (формирование грамотного письма) | 58 ч | Осуществлять взаимный контроль, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными. Соотносить транскрипцию с буквенной записью слов, выявлять и объяснять различия в записи. Контролировать собственные действия при соблюдении алгоритма работы над ошибками. Устанавливать причину допущенных ошибок. Устанавливать тип орфограммы, фиксировать (графически обозначать) место орфограммы. Доказывать правильность выбранного способа проверки. Осуществлять самоконтроль и самопроверку при написании словарных слов и слов с орфограммой «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова». Соотносить слова и схемы состава слова. Контролировать собственные действия при соблюдении алгоритма работы над ошибками. Выявлять причину допущенных ошибок |
3. | Развитие речи | 34 ч | Сравнивать языковые единицы: звук, слово, предложение, текст. Различать текст и «не текст». Высказывать и аргументировать свою точку зрения. Понимать текст. Высказывать предположение о связи предложений в тексте. Устанавливать соответствие/несоответствие заголовка и текста. Аргументировать свою точку зрения. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Подбирать заголовки к текстам. Наблюдать за ошибками, связанными со значением слова. Осуществлять поиск необходимой информации в толковом словарике учебника. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в паре). Наблюдать за словами, сходными по звучанию, но разными по значению. Высказывать предположение о причинах несочетаемости приведённых в задании слов. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Выбирать слова по заданному основанию. Составлять сочетания слов с указанным значением. Исправлять допущенные ошибки и аргументировать свой ответ. |
4. | Повторение | 5 ч | Определять количество абзацев в тексте. Формулировать основную мысль текста. Подбирать заголовки к тексту. Обосновывать выбор правильного написания слов. Находить и выделять в слове окончание, корень, приставку, суффикс. Определять тип текста, аргументировать свой ответ. Подбирать заголовок к тексту. Соотносить транскрипцию с буквенной записью слов, устанавливать различия и объяснять их. Устанавливать орфограммы и обосновывать правильность написания. Определять тип текста, обосновывать собственное мнение. Подбирать антонимы к выделенным словам. Выделять и обозначать части слова, устанавливать способ образования слов. Заканчивать текст. Устанавливать орфограммы и обосновывать правильность написания. Контролировать собственные действия при соблюдении алгоритма работы над ошибками и при списывании. Находить слова по заданным признакам. Восстанавливать последовательность абзацев в тексте. Определять тип текста. Устанавливать орфограммы и обосновывать правильность написания. Подбирать заголовок к тексту. Устанавливать орфограммы и обосновывать правильность написания. Выделять и обозначать части слова. Уточнять лексическое значение слов. Осуществлять поиск необходимой информации в толковом словарике. Находить слова по заданному основанию. |
5. | Резерв (контрольные работы – 13 часов; повторение пройденного – 8 часов) | 21 ч | Соотносить транскрипцию с буквенной записью слов, устанавливать различия и объяснять их. Обосновывать правильность написания слов. Фиксировать (графически обозначать) место орфограммы. |
Итого: | 175 ч |
Литература и средства обучения
1. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. Русский язык: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / Под ред. С.В. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2013 г.
2. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. Русский язык: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / Под ред. С.В. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2013 г.
3. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: 2 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений /М.И. Кузнецова. - 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2015 г.
4. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: 2 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / М.И. Кузнецова - 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2015 г.
5. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».–4-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2012 г.
6. Беседы с учителем: Методика обучения: 2 класс / Под ред. Л.Е. Журовой. - М.: Вентана – Граф,2007 г.
7. Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык: Комментарии к урокам: 2 класс. - М.: Вентана – Граф, 2012 г.
8. Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык в начальной школе: контрольные работы, диктанты, изложения /В.Ю. Романова, Л.В. Петленко / Под ред. С.В. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2012 г. (Оценка знаний).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...