Правописание мягкого знака в именах числительных. 4-й класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Правописание мягкого знака в именах числительных.

4-й класс

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся первичных представлений о правописании мягкого знака в именах числительных.

Задачи:

  • познакомить учащихся с особенностями правописания мягкого знака в именах числительных и создать алгоритм доказательства его написания;
  • тренировать полученные умения;
  • развивать творческие способности через моделирование правила.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правописание мягкого знака в именах числительных.

4-й класс

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся первичных представлений о правописании мягкого знака в именах числительных.

Задачи:

  • познакомить учащихся с особенностями правописания мягкого знака в именах числительных и создать алгоритм доказательства его написания;
  • тренировать полученные умения;
  • развивать творческие способности через моделирование правила.

Планируемые результаты.

Личностные:

  • развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, стремление к его грамотному использованию в устной и письменной речи,
  • развитие мотивов учения как важного показателя сформированности внутренней позиции выпускника начальной школы.

Метапредметные:

  • способность к самоорганизации в целях решения учебных задач (целеполагание, планирование, коррекция и оценка);
  • постановка и решение проблемы;
  • преобразование правила в модель;
  • учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Предметные:

  • применять полученные знания о правописании мягкого знака в именах числительных для решения практических задач.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов

1.Самоопределение к учебной деятельности. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством выделения темы урока из текста песни.

- Начинаем урок русского языка. У каждого урока есть своя тема, а тему нашего урока вы узнаете из песни. (Звучит песня “Без мягкого знака” из “Радионяни”).

- Какова тема урока?

- Роль мягкого знака велика, о его правописании мы не раз говорили, знаем много правил, но тема открыта не до конца, значит, мы сегодня откроем новое знание.

(Правописание ь…)

Личностные

Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости

2.Актуализация знаний.

- Посмотрите на группу слов  

листья, вскачь, бежишь, молодёжь, ходьба, ручьи, маленький

- Что общего в этих словах?

- Назовите роль мягкого знака.

- Давайте проверим.  

- Слова каких частей речи нам встретились?

- А слов какой изученной части речи нет на слайде?

- Так какова тема урока сегодня? (Правописание ь в именах числительных)

- Знакомы ли вам эти люди? Чем они знамениты? ( портреты М.П.Лазарева и Ф.Ф.Беллинсгаузена). Учащиеся вспоминают материал, изученный на уроках окружающего мира.

- Действительно, именно русская экспедиция на шлюпах “Мирный” и “Восток” под командованием Беллинсгаузена и Лазарева открыла последний неизвестный материк Земли – Антарктиду. Этот шестой континент Земли очень необычный, на нём нет коренного населения (пожалуй, кроме пингвинов и бактерий), а работают только учёные и исследователи из разных стран, в Антарктиде разрешена только исключительно научная деятельность.  

Этим летом у нас памятная дата. Путешествие “Востока” и “Мирного” продолжалось более двух лет и завершилось в родном Кронштадте 24 июля 1821 года. Пока гости высчитывают, сколько же лет прошло с тех пор, вы узнаете ещё небольшие сведения об Антарктиде и поработаете с текстом.

Примерно 700 дней продолжалась русская экспедиция в Антарктиду. Средняя зимняя температура на этом континенте составляет минус 70 градусов, а летняя – 17 градусов ниже нуля.

- Выпишите из текста все числительные.

(Во всех словах есть ь). 

(Заслушиваются ответы учащихся о правилах правописания мягкого знака в словах) (Имена существительные, имя прилагательное, глагол, наречие)

(Имени числительного) 

(2 учащихся работают на обратной стороне доски, остальные индивидуально в рабочей тетради, текст представлен на слайде №7 и у каждого ребёнка на карточке)

3.Постановка учебной задачи

Приступаем к решению наших задач.

-   прочитайте слова про себя, определите части речи и обратите внимание на мягкий знак.

Давай подумаем!

пятнадцать  

пятьдесят  

пятьсот

шестнадцать  

шестьдесят  

шестьсот

восемнадцать  

восемьдесят  

восемьсот

девятнадцать  

девятьсот  

- Какими частями речи являются слова?

- А что можете сказать о мягком знаке в этих словах?

- Предлагаю поработать в группах (по рядам) и попробовать объяснить: 1 ряд – почему в числительных первого столбика ь пишется на конце слова, а 2  ряд соответственно второй и третий столбики слов – почему в этих числительных ь пишется в середине слова.

У каждого ряда есть лист с отпечатанными именами числительными нужного столбика. Со словами можно делать всё, что хотите, используйте маркеры, фломастеры; главное постарайтесь найти объяснение места мягкого знака в числительном, вывести правило и на чистом листе смоделировать его с помощью знаков, слов, каких-то значков. Примерно через 2-3 минуты каждый ряд представит нам свои модели правила (памятки, опорные сигналы). 

- Проверяем, что у вас получилось. Вы нашли какое-то объяснение?

(Именами числительными)

(ь есть во всех словах, служит для обозначения мягкости согласных, в словах первого столбика пишется в конце, а во втором и третьем столбике – в середине слов)

Регулятивные

Учатся размышлять, слушать вопросы

 и отвечать на них.

4. Открытие обучающимися нового знания.

Я вам предлагаю следующую схему.   (опорная памятка)

- Давайте ещё раз повторим правило написания ь в числительных.

- А есть ли два ь в числительном? Оказывается, существует секрет (знакомит учащихся с секретом подготовленный ученик): ь в числительных в одних случаях в серединке, а в других - в конце. Так ведь и перепутать недолго! А ведь есть секрет и он очень прост: в каждом из числительных всего один мягкий знак. Прислушайтесь, как звучит конец числительного. Если там есть ь, то его всегда слышно – он в сильной позиции. Значит, в середине его уже не может быть. Вот и весь секрет

- Вернёмся к заданию в тетради, исправим ошибки.

(Чтобы определить место ь в числительном, смотрим на состав слова. У простых числительных (состоят только из корня или из корня и суффиксов -надцать, -дцать) мягкий знак пишется в конце слова, а в сложных числительных (состоят из двух корней, второй из которых -десят, -сот) – в середине слова.

Познавательные: Учатся размышлять

высказывать свое мнение

Коммуникативные

Формирование умения грамотно строить речевые высказывания, овладение логическими действиями сравнения

Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию

5.Практическая работа

Работа у доски, укажите номер строки, в которой допущена ошибка. Найдите слово, в котором допущена ошибка, и запишите его правильно в тетрадь.

- Проверьте себя   

Познавательные

Учатся выделять информацию со страниц учебника, готовить выступление

6. Рефлексия учебной деятельности. Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность на уроке и работу класса; обсудить и записать домашнее задание.

- Почему мы сначала допустили ошибки, и у нас возник вопрос?

- А сейчас мы можем ответить на вопрос, когда и где пишется ь в числительных?

- Значит, мы достигли цели урока и можем заменить знак вопроса на памятку – модель правила.

- Решение каких задач нам помогло достичь цели?

- Поупражнялись мы в написании ь в числительных пока недостаточно, но вы выполните домашнее задание, на следующем уроке поработаем с этим правилом.   А знания, полученные сегодня на уроке помогут вам уже сейчас грамотнее писать имена числительные.

(Не знали, как правильно писать мягкий знак в именах числительных)

(Понаблюдали за числительными, смоделировали правило, поупражнялись в написании числительных)

(Учащиеся на полях рабочей тетради ставят либо знак “+”, если им понятно новое знание, либо знак “ +?”, если у них остались вопросы).

Регулятивные:

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценка.

7.Подведение итогов урока

- Откройте дневники, запишите домашнее задание.  - Оцените свою работу на уроке.

- Что нового для себя вы открыли на уроке?

Желаю успешного продвижения по лестнице познания!

 

 .

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме: «Правописание мягкого знака в именах числительных»

Методическая разработка урока русского языкаучителя начальных классов Бугаковой Татьяны АлексеевныКласс 4, УМК "Начальная школа XXI века"Тема урока «Правописание мягкого знака в именах числительных»Ти...

презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме : правописание мягкого знака в числительных

презентация к уроку русского языка содержит слайды с основными этапами урока...

«Правописание мягкого знака в именах существительных женского рода на шипящий».

Конспект урока по русскому языку. Целью урока является знакомство учащихся с правописанием имен существительных женского рода, заканчивающихся на шипящий, учить пользоваться правилом учебника (с опоро...

Урок русского языка в 4-м классе по теме: «Правописание мягкого знака в числительных»

Одной из сложных тем в уроках русского языка является тема " Числительные" 4 класс программа " школа XXI век" на своём уроке я постаралась донести до детей как правильно писать ь з...

Урок русского языка в 4-м классе по теме: «Правописание мягкого знака в числительных» презентация к уроку

Данная презентация помогает в усвоении темы " Правописание мягкого знака в числительных"...