Урок русского языка в 4-м классе по теме: «Правописание мягкого знака в числительных»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Спевакова Ирина Борисовна

Одной из сложных тем в уроках русского языка является тема " Числительные" 4 класс программа " школа XXI век" на своём уроке я постаралась донести до детей как правильно писать ь знак в числительных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл комбинированный урок53.52 КБ
Файл urok_russkogo_yazyka_v_4.docx53.52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4-м классе по теме:

«Правописание мягкого знака в числительных»

 разработан учителем МБОУ «СОШ№5»г. Курчатова Курской области

Спеваковой   Ириной Борисовной

Тип урока: урок сообщения новых знаний (комбин6ированный).

Цель урока:

Для учителя: учить правильно писать мягкий знак в числительных.

Для учащихся: создать условия для усвоения правильного написания мягкого знака в числительных через различные виды деятельности.

Задачи урока:

  1. Формирование умения правильно писать мягкий знак в числительных.
  2. Развитие логического мышления через выполнение различных заданий.
  3. Развитие орфографической зоркости.

Планируемые результаты.

Личностные:

  • развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, стремление к его грамотному использованию в устной и письменной речи,
  • развитие мотивов учения как важного показателя сформированности внутренней позиции выпускника начальной школы.

Метапредметные:

  • способность к самоорганизации в целях решения учебных задач (целеполагание, планирование, коррекция и оценка);
  • постановка и решение проблемы;
  • преобразование правила в модель;
  • учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Предметные:

  • применять полученные знания о правописании мягкого знака в именах числительных для решения практических задач.
  1.  Развитие коммуникативных навыков через отдельные виды деятельности.

Материалы к уроку:

  1. Слайды по теме урока.
  2. Карточки для учащихся.
  3. Русский язык для 4 класса. Учебник для учащихся четырехлетней начальной школы в 2-х частях. С.В.Иванов, А.О.Евдокимова и др., - М. Вента-Граф, 2009. Начальная школа XXI века.

Ход урока.

  1.  Орг. момент. Заставка слайд № 1
  2. Мотивация учебной деятельности.

Психологическая установка (слайд 2)

  • Внимание моё растёт.
  • Я, как разведчик , всё замечу.
  • Память моя крепка.
  • Голова моя мыслит ясно.
  • Я готов к работе.
  • Я работаю.

Самоопределение к учебной деятельности.

Звучит песня “Дважды два - четыре»

  1. Актуализация знаний.
  • Какую часть речи мы изучаем?
  • Из данных слов  запишите только имена числительные (слайд 4)

(Семь, писать, ты, сорок два, карандаши, первый, издавна, быстрый, шестой, шестнадцать, пятьсот, море, лежит, наглухо, десятый)

  • На какие две большие группы делятся числительные? ( слайд 5)
  • На какой вопрос отвечают количественные числительные?
  • Назовите количественные числительные из данного упражнения.
  • На какой вопрос отвечают порядковые числительные?
  • Назовите порядковые числительные из данного упражнения.
  • Какие по составу бывают числительные?

(Вывешиваю на доску: простые, составные, сложные; количественные, порядковые).

   Проверка д/з.

  • Откройте д/з.
  • Назовите простые, сложные, составные числительные

IV.     Организация поиска затруднения в учебной деятельности.

  • Посмотрите на экран. Прочитайте слова /Слайд 6).

(сем?, сем?надцать, сем?десят,  сем?сот )

  • Что общего в этих словах? (Все числительные, корень –сем-).

- Посмотрите еще раз на числительные

Сем? ,сем?сот , сем?надцат?, сем?десят.

  • Почему стоят ? (пишется ь)
  • Везде ли он нужен? (проблема!)

V.      Целеполагание.  Постановка учебной задачи.

  • Как думаете, чему будем учиться сегодня на уроке? (писать ь в числительных)
  • Сформулируйте  тему урока. (слайд № 7)

VI.  Открытие новых знаний

Поиск выхода из затруднения.

- Нам поможет разобраться таблица , которая  есть в учебнике на с. 99-ой  

  Работа с таблицей.

- Рассмотрим таблицу.

Мягкий согласный на конце числительных

Мягкий согласный в середине числительных

Пять, шесть, …, …, …, десять, …, двенадцать, тринадцать, …, …, …, …, восемнадцать, …, двадцать; тридцать

Пятьдесят, шестьдесят, …, восемьдесят; пятьсот, шестьсот, семьсот, …, девятьсот

  • На сколько частей разбита таблица?
  • Как называется первая (вторая ) часть таблицы?
  • Прочитайте числительные в первой (второй) части таблицы и вставьте пропущенные имена числительные.
  • Как вы думаете, какие числительные по составу записаны в первой (второй) части?
  • Где пишется мягкий знак в этих числительных? Для чего он служит?( в первой части таблицы ь – показатель мягкости)
  • А во второй? (между двумя корнями)
  • Давайте составим алгоритм правописания Ь в числительных.

АЛГОРИТМ

1. Чтобы определить место ь в числительном - смотрим на состав слова.

2.У простых числительных( 5-10)  , которые состоят только из корня или из корня и суффиксов -надцать, -дцать (11-20,30) , мягкий знак пишется в конце слова.

3.  В сложных числительных (состоят из двух корней, второй из которых -десят, -сот) (50-80 и 500-900)  – в середине слова.

(таблицы вывешиваю на доску)

  1. Посмотреть на состав слова.
  2.  В простых                     Ь;                                            Ь
  3. В сложных                       ь

- А есть ли два ь в числительном? Оказывается, существует секрет (знакомит учащихся с секретом подготовленный ученик):

Ученик:  Мягкий знак  в числительных в одних случаях в серединке, а в других - в конце. Так ведь и перепутать недолго! А ведь есть секрет и он очень прост: в каждом из числительных всего один мягкий знак. Прислушайтесь, как звучит конец числительного. Если там есть ь, то его всегда слышно – он в сильной позиции. Значит, в середине его уже не может быть. Вот и весь секрет! (В.Волина “Русский язык. Учимся играя”, Екатеринбург, ТОО “Издательство АРГО”, 1996 г., с.391)

Физминутка.

VII.      Первичное закрепление ( слайд 10)

- Работа в паре , взаимопроверка.

1.        Один пуд – это приблизительно 16 кг.        

 2.         На уроках литературного чтения мы читаем сказку С.Я. Маршака   «12 мес…цев».

 3.        60 с…кунд составляют одну   минуту.

4.        В прошлом году городу Курчатову исполнилось 50 лет.

5.        Мы занимаемся в  кабинете  на 3-м  этаже

Проверка  Слайд № 11

- Какие встретились числительные?

- Как вы их записали?

- Написание каких слов вы еще повторили? (словарные)

  VIII.        Закрепление изученного  в знакомой ситуации.

    Работа с учебником.

  • Откроем учебник на стр. 98 -ой. Упр. 1-ое.

(Первый ряд списывает 2 предложение; второй – третье предложение; 3 ряд – четвертое предложение.)

Проверка:

- Назовите числительные, где вы написали Ь в конце?

- В каких числительных вы написали Ь в середине?

_А почему в числительных ВОСЬМОМ И СЕДЬМОГО вы написали Ь в середине, ведь они простые?

( это порядковые числительные, а мы работаем с количественными, ь здесь – показатель мягкости)

IX.    Знакомство с исключением из правила

 Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним числительным, написание которого надо запомнить.

На экране предложение .

Коля с четырьмя друзьями отправился на рыбалку. ( слайд 12)

  • Назовите числительное.
  • От какого числительного образовано это слово?
  • Поставьте вопрос к числительному и определите его падеж.
  • Вывод: У числительного четыре в Т.п. в середине пишется мягкий знак (Конь на четырех ногах, да и то спотыкается.  На все четыре стороны.  Закрыться в четырех стенах.

В учебнике найти это правило на стр.100-ой.

X. Проверка усвоения новых знаний

Выборочное письмо (слайд13)

- Выпишите числительные, которые встретятся в стихотворении.

( а слабым даются задания на карточках: тесты)

Знал я невысокий дом в переулке за углом.

Здесь когда-то проживало 333 жильца.

На работу шли, бывало, 82 отца.

Уходили по делам 98 мам.

В школу шли до перекрестка 92 подростка.

38 дошколят в ясли шли и в детский сад.

20 бабушек вставали, всем жильцам носки вязали

Шли гулять в аллеях сквера 3 седых пенсионера.

Замечательный был дом! Дружно люди жили в нем.

Учитель: - Проверим, все ли числительные вы выписали? ( слайд № 14)

- Какие виды числительных здесь встретились? (составные)

- Наши простые и сложные числительные являются частью составных.

Карточки:

1. Найдите простое числительное.

  1.   двадцать пять;
  2. сорок четыре;
  3. пятьсот пятьдесят семь;
  4.  одиннадцать;

2. Найдите  составное количественное числительное

  1.  двадцать пятый
  2.  двенадцать
  3.  сорок шесть
  4.  пятисотый 

3. В каких числительных мягкий знак пишется на конце?

  1.  от 5 до 20; 30;
  2.  от 5 до 20;
  3.  от 5 до 30;
  4.  от 5 до 25;

4. Отметить все числительные, в которых пропущен ь

1.  восем….десят

2.  сем….сот

3.  сем….надцать

4.  сем….

5.  восем….надцать

(после работы сдать листки учителю)

 Самостоятельная работа.

XII.  Применение знаний в новой ситуации.

Работа по рядам.

- К данным схемам подобрать по 3 числительных:

Первый  к 1 –ой схеме, а второй – ко 2 -ой, третий - к 3-ей

             Ь;                                                 Ь;              ь

(Прочитайте, остальные проверяют)

XIII  . Домашнее задание

  • Упр. 3 стр.100
  •  Повторить правило и привести свои примеры
  1. Рефлексия.

Я узнал(а) …

Мне было трудно…

Я своим результатом …

  1. Итог урока.
  • Сегодня вы хорошо поработали. Молодцы.

(Оценки за урок.)



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4-м классе по теме:

«Правописание мягкого знака в числительных»

 разработан учителем МБОУ «СОШ№5»г. Курчатова Курской области

Спеваковой   Ириной Борисовной

Тип урока: урок сообщения новых знаний (комбин6ированный).

Цель урока:

Для учителя: учить правильно писать мягкий знак в числительных.

Для учащихся: создать условия для усвоения правильного написания мягкого знака в числительных через различные виды деятельности.

Задачи урока:

  1. Формирование умения правильно писать мягкий знак в числительных.
  2. Развитие логического мышления через выполнение различных заданий.
  3. Развитие орфографической зоркости.

Планируемые результаты.

Личностные:

  • развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, стремление к его грамотному использованию в устной и письменной речи,
  • развитие мотивов учения как важного показателя сформированности внутренней позиции выпускника начальной школы.

Метапредметные:

  • способность к самоорганизации в целях решения учебных задач (целеполагание, планирование, коррекция и оценка);
  • постановка и решение проблемы;
  • преобразование правила в модель;
  • учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Предметные:

  • применять полученные знания о правописании мягкого знака в именах числительных для решения практических задач.
  1.  Развитие коммуникативных навыков через отдельные виды деятельности.

Материалы к уроку:

  1. Слайды по теме урока.
  2. Карточки для учащихся.
  3. Русский язык для 4 класса. Учебник для учащихся четырехлетней начальной школы в 2-х частях. С.В.Иванов, А.О.Евдокимова и др., - М. Вента-Граф, 2009. Начальная школа XXI века.

Ход урока.

  1.  Орг. момент. Заставка слайд № 1
  2. Мотивация учебной деятельности.

Психологическая установка (слайд 2)

  • Внимание моё растёт.
  • Я, как разведчик , всё замечу.
  • Память моя крепка.
  • Голова моя мыслит ясно.
  • Я готов к работе.
  • Я работаю.

Самоопределение к учебной деятельности.

Звучит песня “Дважды два - четыре»

  1. Актуализация знаний.
  • Какую часть речи мы изучаем?
  • Из данных слов  запишите только имена числительные (слайд 4)

(Семь, писать, ты, сорок два, карандаши, первый, издавна, быстрый, шестой, шестнадцать, пятьсот, море, лежит, наглухо, десятый)

  • На какие две большие группы делятся числительные? ( слайд 5)
  • На какой вопрос отвечают количественные числительные?
  • Назовите количественные числительные из данного упражнения.
  • На какой вопрос отвечают порядковые числительные?
  • Назовите порядковые числительные из данного упражнения.
  • Какие по составу бывают числительные?

(Вывешиваю на доску: простые, составные, сложные; количественные, порядковые).

   Проверка д/з.

  • Откройте д/з.
  • Назовите простые, сложные, составные числительные

IV.     Организация поиска затруднения в учебной деятельности.

  • Посмотрите на экран. Прочитайте слова /Слайд 6).

(сем?, сем?надцать, сем?десят,  сем?сот )

  • Что общего в этих словах? (Все числительные, корень –сем-).

- Посмотрите еще раз на числительные

Сем? ,сем?сот , сем?надцат?, сем?десят.

  • Почему стоят ? (пишется ь)
  • Везде ли он нужен? (проблема!)

V.      Целеполагание.  Постановка учебной задачи.

  • Как думаете, чему будем учиться сегодня на уроке? (писать ь в числительных)
  • Сформулируйте  тему урока. (слайд № 7)

VI.  Открытие новых знаний

Поиск выхода из затруднения.

- Нам поможет разобраться таблица , которая  есть в учебнике на с. 99-ой  

  Работа с таблицей.

- Рассмотрим таблицу.

Мягкий согласный на конце числительных

Мягкий согласный в середине числительных

Пять, шесть, …, …, …, десять, …, двенадцать, тринадцать, …, …, …, …, восемнадцать, …, двадцать; тридцать

Пятьдесят, шестьдесят, …, восемьдесят; пятьсот, шестьсот, семьсот, …, девятьсот

  • На сколько частей разбита таблица?
  • Как называется первая (вторая ) часть таблицы?
  • Прочитайте числительные в первой (второй) части таблицы и вставьте пропущенные имена числительные.
  • Как вы думаете, какие числительные по составу записаны в первой (второй) части?
  • Где пишется мягкий знак в этих числительных? Для чего он служит?( в первой части таблицы ь – показатель мягкости)
  • А во второй? (между двумя корнями)
  • Давайте составим алгоритм правописания Ь в числительных.

АЛГОРИТМ

1. Чтобы определить место ь в числительном - смотрим на состав слова.

2.У простых числительных( 5-10)  , которые состоят только из корня или из корня и суффиксов -надцать, -дцать (11-20,30) , мягкий знак пишется в конце слова.

3.  В сложных числительных (состоят из двух корней, второй из которых -десят, -сот) (50-80 и 500-900)  – в середине слова.

(таблицы вывешиваю на доску)

  1. Посмотреть на состав слова.
  2.  В простых                     Ь;                                            Ь
  3. В сложных                       ь

- А есть ли два ь в числительном? Оказывается, существует секрет (знакомит учащихся с секретом подготовленный ученик):

Ученик:  Мягкий знак  в числительных в одних случаях в серединке, а в других - в конце. Так ведь и перепутать недолго! А ведь есть секрет и он очень прост: в каждом из числительных всего один мягкий знак. Прислушайтесь, как звучит конец числительного. Если там есть ь, то его всегда слышно – он в сильной позиции. Значит, в середине его уже не может быть. Вот и весь секрет! (В.Волина “Русский язык. Учимся играя”, Екатеринбург, ТОО “Издательство АРГО”, 1996 г., с.391)

Физминутка.

VII.      Первичное закрепление ( слайд 10)

- Работа в паре , взаимопроверка.

1.        Один пуд – это приблизительно 16 кг.        

 2.         На уроках литературного чтения мы читаем сказку С.Я. Маршака   «12 мес…цев».

 3.        60 с…кунд составляют одну   минуту.

4.        В прошлом году городу Курчатову исполнилось 50 лет.

5.        Мы занимаемся в  кабинете  на 3-м  этаже

Проверка  Слайд № 11

- Какие встретились числительные?

- Как вы их записали?

- Написание каких слов вы еще повторили? (словарные)

  VIII.        Закрепление изученного  в знакомой ситуации.

    Работа с учебником.

  • Откроем учебник на стр. 98 -ой. Упр. 1-ое.

(Первый ряд списывает 2 предложение; второй – третье предложение; 3 ряд – четвертое предложение.)

Проверка:

- Назовите числительные, где вы написали Ь в конце?

- В каких числительных вы написали Ь в середине?

_А почему в числительных ВОСЬМОМ И СЕДЬМОГО вы написали Ь в середине, ведь они простые?

( это порядковые числительные, а мы работаем с количественными, ь здесь – показатель мягкости)

IX.    Знакомство с исключением из правила

 Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним числительным, написание которого надо запомнить.

На экране предложение .

Коля с четырьмя друзьями отправился на рыбалку. ( слайд 12)

  • Назовите числительное.
  • От какого числительного образовано это слово?
  • Поставьте вопрос к числительному и определите его падеж.
  • Вывод: У числительного четыре в Т.п. в середине пишется мягкий знак (Конь на четырех ногах, да и то спотыкается.  На все четыре стороны.  Закрыться в четырех стенах.

В учебнике найти это правило на стр.100-ой.

X. Проверка усвоения новых знаний

Выборочное письмо (слайд13)

- Выпишите числительные, которые встретятся в стихотворении.

( а слабым даются задания на карточках: тесты)

Знал я невысокий дом в переулке за углом.

Здесь когда-то проживало 333 жильца.

На работу шли, бывало, 82 отца.

Уходили по делам 98 мам.

В школу шли до перекрестка 92 подростка.

38 дошколят в ясли шли и в детский сад.

20 бабушек вставали, всем жильцам носки вязали

Шли гулять в аллеях сквера 3 седых пенсионера.

Замечательный был дом! Дружно люди жили в нем.

Учитель: - Проверим, все ли числительные вы выписали? ( слайд № 14)

- Какие виды числительных здесь встретились? (составные)

- Наши простые и сложные числительные являются частью составных.

Карточки:

1. Найдите простое числительное.

  1.   двадцать пять;
  2. сорок четыре;
  3. пятьсот пятьдесят семь;
  4.  одиннадцать;

2. Найдите  составное количественное числительное

  1.  двадцать пятый
  2.  двенадцать
  3.  сорок шесть
  4.  пятисотый 

3. В каких числительных мягкий знак пишется на конце?

  1.  от 5 до 20; 30;
  2.  от 5 до 20;
  3.  от 5 до 30;
  4.  от 5 до 25;

4. Отметить все числительные, в которых пропущен ь

1.  восем….десят

2.  сем….сот

3.  сем….надцать

4.  сем….

5.  восем….надцать

(после работы сдать листки учителю)

 Самостоятельная работа.

XII.  Применение знаний в новой ситуации.

Работа по рядам.

- К данным схемам подобрать по 3 числительных:

Первый  к 1 –ой схеме, а второй – ко 2 -ой, третий - к 3-ей

             Ь;                                                 Ь;              ь

(Прочитайте, остальные проверяют)

XIII  . Домашнее задание

  • Упр. 3 стр.100
  •  Повторить правило и привести свои примеры
  1. Рефлексия.

Я узнал(а) …

Мне было трудно…

Я своим результатом …

  1. Итог урока.
  • Сегодня вы хорошо поработали. Молодцы.

(Оценки за урок.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 3-м классе по теме"Правописание ь знака после шипящих на конце имен существительных женского рода х

Данный урок был опубликован в материалах Фестиваля педагогических идей " Открытый урок" в 2004-2005 учебном году ( на сайте Фестиваля, на компакт-диске и в сборнике тезисов).Урок разработан в соответс...

Конспект урока по русскому языку для 2-го класса по теме: "Разделительный мягкий знак"

Задачи: образовательные: формировать представление об употреблении разделительного мягкого знака и правописании слов с разделительным мягким знаком;развивающие: развивать умение сравнивать, умение обо...

Урок русского языка во 2-ом классе по теме «Разделительный мягкий знак».

Данный урок позволяет доступно объяснить учащимся правописания  разделительного мягкого знака...

презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме : правописание мягкого знака в числительных

презентация к уроку русского языка содержит слайды с основными этапами урока...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3-ом классе на тему «Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных»

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3-ом классе на тему «Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных»...

Урок русского языка в 4-м классе по теме: «Правописание мягкого знака в числительных» презентация к уроку

Данная презентация помогает в усвоении темы " Правописание мягкого знака в числительных"...

Конспект по русскому языку для учащихся 4 класса по теме: «Употребление мягкого знака в глаголах второго лица единственного числа»

План-конспект урока по русскому языку 4 классТема: «Употребление мягкого знака в глаголах второго лица единственного числа».УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, Русск...