Урок русского языка в 4-м классе по теме: «Правописание мягкого знака в числительных»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Одной из сложных тем в уроках русского языка является тема " Числительные" 4 класс программа " школа XXI век" на своём уроке я постаралась донести до детей как правильно писать ь знак в числительных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
комбинированный урок | 53.52 КБ |
urok_russkogo_yazyka_v_4.docx | 53.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4-м классе по теме:
«Правописание мягкого знака в числительных»
разработан учителем МБОУ «СОШ№5»г. Курчатова Курской области
Спеваковой Ириной Борисовной
Тип урока: урок сообщения новых знаний (комбин6ированный).
Цель урока:
Для учителя: учить правильно писать мягкий знак в числительных.
Для учащихся: создать условия для усвоения правильного написания мягкого знака в числительных через различные виды деятельности.
Задачи урока:
- Формирование умения правильно писать мягкий знак в числительных.
- Развитие логического мышления через выполнение различных заданий.
- Развитие орфографической зоркости.
Планируемые результаты.
Личностные:
- развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, стремление к его грамотному использованию в устной и письменной речи,
- развитие мотивов учения как важного показателя сформированности внутренней позиции выпускника начальной школы.
Метапредметные:
- способность к самоорганизации в целях решения учебных задач (целеполагание, планирование, коррекция и оценка);
- постановка и решение проблемы;
- преобразование правила в модель;
- учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Предметные:
- применять полученные знания о правописании мягкого знака в именах числительных для решения практических задач.
- Развитие коммуникативных навыков через отдельные виды деятельности.
Материалы к уроку:
- Слайды по теме урока.
- Карточки для учащихся.
- Русский язык для 4 класса. Учебник для учащихся четырехлетней начальной школы в 2-х частях. С.В.Иванов, А.О.Евдокимова и др., - М. Вента-Граф, 2009. Начальная школа XXI века.
Ход урока.
- Орг. момент. Заставка слайд № 1
- Мотивация учебной деятельности.
Психологическая установка (слайд 2)
- Внимание моё растёт.
- Я, как разведчик , всё замечу.
- Память моя крепка.
- Голова моя мыслит ясно.
- Я готов к работе.
- Я работаю.
Самоопределение к учебной деятельности.
Звучит песня “Дважды два - четыре»
- Актуализация знаний.
- Какую часть речи мы изучаем?
- Из данных слов запишите только имена числительные (слайд 4)
(Семь, писать, ты, сорок два, карандаши, первый, издавна, быстрый, шестой, шестнадцать, пятьсот, море, лежит, наглухо, десятый)
- На какие две большие группы делятся числительные? ( слайд 5)
- На какой вопрос отвечают количественные числительные?
- Назовите количественные числительные из данного упражнения.
- На какой вопрос отвечают порядковые числительные?
- Назовите порядковые числительные из данного упражнения.
- Какие по составу бывают числительные?
(Вывешиваю на доску: простые, составные, сложные; количественные, порядковые).
Проверка д/з.
- Откройте д/з.
- Назовите простые, сложные, составные числительные
IV. Организация поиска затруднения в учебной деятельности.
- Посмотрите на экран. Прочитайте слова /Слайд 6).
(сем?, сем?надцать, сем?десят, сем?сот )
- Что общего в этих словах? (Все числительные, корень –сем-).
- Посмотрите еще раз на числительные
Сем? ,сем?сот , сем?надцат?, сем?десят.
- Почему стоят ? (пишется ь)
- Везде ли он нужен? (проблема!)
V. Целеполагание. Постановка учебной задачи.
- Как думаете, чему будем учиться сегодня на уроке? (писать ь в числительных)
- Сформулируйте тему урока. (слайд № 7)
VI. Открытие новых знаний
Поиск выхода из затруднения.
- Нам поможет разобраться таблица , которая есть в учебнике на с. 99-ой
Работа с таблицей.
- Рассмотрим таблицу.
Мягкий согласный на конце числительных | Мягкий согласный в середине числительных |
Пять, шесть, …, …, …, десять, …, двенадцать, тринадцать, …, …, …, …, восемнадцать, …, двадцать; тридцать | Пятьдесят, шестьдесят, …, восемьдесят; пятьсот, шестьсот, семьсот, …, девятьсот |
- На сколько частей разбита таблица?
- Как называется первая (вторая ) часть таблицы?
- Прочитайте числительные в первой (второй) части таблицы и вставьте пропущенные имена числительные.
- Как вы думаете, какие числительные по составу записаны в первой (второй) части?
- Где пишется мягкий знак в этих числительных? Для чего он служит?( в первой части таблицы ь – показатель мягкости)
- А во второй? (между двумя корнями)
- Давайте составим алгоритм правописания Ь в числительных.
АЛГОРИТМ
1. Чтобы определить место ь в числительном - смотрим на состав слова.
2.У простых числительных( 5-10) , которые состоят только из корня или из корня и суффиксов -надцать, -дцать (11-20,30) , мягкий знак пишется в конце слова.
3. В сложных числительных (состоят из двух корней, второй из которых -десят, -сот) (50-80 и 500-900) – в середине слова.
(таблицы вывешиваю на доску)
- Посмотреть на состав слова.
- В простых Ь; Ь
- В сложных ь
- А есть ли два ь в числительном? Оказывается, существует секрет (знакомит учащихся с секретом подготовленный ученик):
Ученик: Мягкий знак в числительных в одних случаях в серединке, а в других - в конце. Так ведь и перепутать недолго! А ведь есть секрет и он очень прост: в каждом из числительных всего один мягкий знак. Прислушайтесь, как звучит конец числительного. Если там есть ь, то его всегда слышно – он в сильной позиции. Значит, в середине его уже не может быть. Вот и весь секрет! (В.Волина “Русский язык. Учимся играя”, Екатеринбург, ТОО “Издательство АРГО”, 1996 г., с.391)
Физминутка.
VII. Первичное закрепление ( слайд 10)
- Работа в паре , взаимопроверка.
1. Один пуд – это приблизительно 16 кг.
2. На уроках литературного чтения мы читаем сказку С.Я. Маршака «12 мес…цев».
3. 60 с…кунд составляют одну минуту.
4. В прошлом году городу Курчатову исполнилось 50 лет.
5. Мы занимаемся в кабинете на 3-м этаже
Проверка Слайд № 11
- Какие встретились числительные?
- Как вы их записали?
- Написание каких слов вы еще повторили? (словарные)
VIII. Закрепление изученного в знакомой ситуации.
Работа с учебником.
- Откроем учебник на стр. 98 -ой. Упр. 1-ое.
(Первый ряд списывает 2 предложение; второй – третье предложение; 3 ряд – четвертое предложение.)
Проверка:
- Назовите числительные, где вы написали Ь в конце?
- В каких числительных вы написали Ь в середине?
_А почему в числительных ВОСЬМОМ И СЕДЬМОГО вы написали Ь в середине, ведь они простые?
( это порядковые числительные, а мы работаем с количественными, ь здесь – показатель мягкости)
IX. Знакомство с исключением из правила
Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним числительным, написание которого надо запомнить.
На экране предложение .
Коля с четырьмя друзьями отправился на рыбалку. ( слайд 12)
- Назовите числительное.
- От какого числительного образовано это слово?
- Поставьте вопрос к числительному и определите его падеж.
- Вывод: У числительного четыре в Т.п. в середине пишется мягкий знак (Конь на четырех ногах, да и то спотыкается. На все четыре стороны. Закрыться в четырех стенах.
В учебнике найти это правило на стр.100-ой.
X. Проверка усвоения новых знаний
Выборочное письмо (слайд13)
- Выпишите числительные, которые встретятся в стихотворении.
( а слабым даются задания на карточках: тесты)
Знал я невысокий дом в переулке за углом.
Здесь когда-то проживало 333 жильца.
На работу шли, бывало, 82 отца.
Уходили по делам 98 мам.
В школу шли до перекрестка 92 подростка.
38 дошколят в ясли шли и в детский сад.
20 бабушек вставали, всем жильцам носки вязали
Шли гулять в аллеях сквера 3 седых пенсионера.
Замечательный был дом! Дружно люди жили в нем.
Учитель: - Проверим, все ли числительные вы выписали? ( слайд № 14)
- Какие виды числительных здесь встретились? (составные)
- Наши простые и сложные числительные являются частью составных.
Карточки:
1. Найдите простое числительное.
- двадцать пять;
- сорок четыре;
- пятьсот пятьдесят семь;
- одиннадцать;
2. Найдите составное количественное числительное
- двадцать пятый
- двенадцать
- сорок шесть
- пятисотый
3. В каких числительных мягкий знак пишется на конце?
- от 5 до 20; 30;
- от 5 до 20;
- от 5 до 30;
- от 5 до 25;
4. Отметить все числительные, в которых пропущен ь
1. восем….десят
2. сем….сот
3. сем….надцать
4. сем….
5. восем….надцать
(после работы сдать листки учителю)
Самостоятельная работа.
XII. Применение знаний в новой ситуации.
Работа по рядам.
- К данным схемам подобрать по 3 числительных:
Первый к 1 –ой схеме, а второй – ко 2 -ой, третий - к 3-ей
Ь; Ь; ь
(Прочитайте, остальные проверяют)
XIII . Домашнее задание
- Упр. 3 стр.100
- Повторить правило и привести свои примеры
- Рефлексия.
Я узнал(а) …
Мне было трудно…
Я своим результатом …
- Итог урока.
- Сегодня вы хорошо поработали. Молодцы.
(Оценки за урок.)
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4-м классе по теме:
«Правописание мягкого знака в числительных»
разработан учителем МБОУ «СОШ№5»г. Курчатова Курской области
Спеваковой Ириной Борисовной
Тип урока: урок сообщения новых знаний (комбин6ированный).
Цель урока:
Для учителя: учить правильно писать мягкий знак в числительных.
Для учащихся: создать условия для усвоения правильного написания мягкого знака в числительных через различные виды деятельности.
Задачи урока:
- Формирование умения правильно писать мягкий знак в числительных.
- Развитие логического мышления через выполнение различных заданий.
- Развитие орфографической зоркости.
Планируемые результаты.
Личностные:
- развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, стремление к его грамотному использованию в устной и письменной речи,
- развитие мотивов учения как важного показателя сформированности внутренней позиции выпускника начальной школы.
Метапредметные:
- способность к самоорганизации в целях решения учебных задач (целеполагание, планирование, коррекция и оценка);
- постановка и решение проблемы;
- преобразование правила в модель;
- учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Предметные:
- применять полученные знания о правописании мягкого знака в именах числительных для решения практических задач.
- Развитие коммуникативных навыков через отдельные виды деятельности.
Материалы к уроку:
- Слайды по теме урока.
- Карточки для учащихся.
- Русский язык для 4 класса. Учебник для учащихся четырехлетней начальной школы в 2-х частях. С.В.Иванов, А.О.Евдокимова и др., - М. Вента-Граф, 2009. Начальная школа XXI века.
Ход урока.
- Орг. момент. Заставка слайд № 1
- Мотивация учебной деятельности.
Психологическая установка (слайд 2)
- Внимание моё растёт.
- Я, как разведчик , всё замечу.
- Память моя крепка.
- Голова моя мыслит ясно.
- Я готов к работе.
- Я работаю.
Самоопределение к учебной деятельности.
Звучит песня “Дважды два - четыре»
- Актуализация знаний.
- Какую часть речи мы изучаем?
- Из данных слов запишите только имена числительные (слайд 4)
(Семь, писать, ты, сорок два, карандаши, первый, издавна, быстрый, шестой, шестнадцать, пятьсот, море, лежит, наглухо, десятый)
- На какие две большие группы делятся числительные? ( слайд 5)
- На какой вопрос отвечают количественные числительные?
- Назовите количественные числительные из данного упражнения.
- На какой вопрос отвечают порядковые числительные?
- Назовите порядковые числительные из данного упражнения.
- Какие по составу бывают числительные?
(Вывешиваю на доску: простые, составные, сложные; количественные, порядковые).
Проверка д/з.
- Откройте д/з.
- Назовите простые, сложные, составные числительные
IV. Организация поиска затруднения в учебной деятельности.
- Посмотрите на экран. Прочитайте слова /Слайд 6).
(сем?, сем?надцать, сем?десят, сем?сот )
- Что общего в этих словах? (Все числительные, корень –сем-).
- Посмотрите еще раз на числительные
Сем? ,сем?сот , сем?надцат?, сем?десят.
- Почему стоят ? (пишется ь)
- Везде ли он нужен? (проблема!)
V. Целеполагание. Постановка учебной задачи.
- Как думаете, чему будем учиться сегодня на уроке? (писать ь в числительных)
- Сформулируйте тему урока. (слайд № 7)
VI. Открытие новых знаний
Поиск выхода из затруднения.
- Нам поможет разобраться таблица , которая есть в учебнике на с. 99-ой
Работа с таблицей.
- Рассмотрим таблицу.
Мягкий согласный на конце числительных | Мягкий согласный в середине числительных |
Пять, шесть, …, …, …, десять, …, двенадцать, тринадцать, …, …, …, …, восемнадцать, …, двадцать; тридцать | Пятьдесят, шестьдесят, …, восемьдесят; пятьсот, шестьсот, семьсот, …, девятьсот |
- На сколько частей разбита таблица?
- Как называется первая (вторая ) часть таблицы?
- Прочитайте числительные в первой (второй) части таблицы и вставьте пропущенные имена числительные.
- Как вы думаете, какие числительные по составу записаны в первой (второй) части?
- Где пишется мягкий знак в этих числительных? Для чего он служит?( в первой части таблицы ь – показатель мягкости)
- А во второй? (между двумя корнями)
- Давайте составим алгоритм правописания Ь в числительных.
АЛГОРИТМ
1. Чтобы определить место ь в числительном - смотрим на состав слова.
2.У простых числительных( 5-10) , которые состоят только из корня или из корня и суффиксов -надцать, -дцать (11-20,30) , мягкий знак пишется в конце слова.
3. В сложных числительных (состоят из двух корней, второй из которых -десят, -сот) (50-80 и 500-900) – в середине слова.
(таблицы вывешиваю на доску)
- Посмотреть на состав слова.
- В простых Ь; Ь
- В сложных ь
- А есть ли два ь в числительном? Оказывается, существует секрет (знакомит учащихся с секретом подготовленный ученик):
Ученик: Мягкий знак в числительных в одних случаях в серединке, а в других - в конце. Так ведь и перепутать недолго! А ведь есть секрет и он очень прост: в каждом из числительных всего один мягкий знак. Прислушайтесь, как звучит конец числительного. Если там есть ь, то его всегда слышно – он в сильной позиции. Значит, в середине его уже не может быть. Вот и весь секрет! (В.Волина “Русский язык. Учимся играя”, Екатеринбург, ТОО “Издательство АРГО”, 1996 г., с.391)
Физминутка.
VII. Первичное закрепление ( слайд 10)
- Работа в паре , взаимопроверка.
1. Один пуд – это приблизительно 16 кг.
2. На уроках литературного чтения мы читаем сказку С.Я. Маршака «12 мес…цев».
3. 60 с…кунд составляют одну минуту.
4. В прошлом году городу Курчатову исполнилось 50 лет.
5. Мы занимаемся в кабинете на 3-м этаже
Проверка Слайд № 11
- Какие встретились числительные?
- Как вы их записали?
- Написание каких слов вы еще повторили? (словарные)
VIII. Закрепление изученного в знакомой ситуации.
Работа с учебником.
- Откроем учебник на стр. 98 -ой. Упр. 1-ое.
(Первый ряд списывает 2 предложение; второй – третье предложение; 3 ряд – четвертое предложение.)
Проверка:
- Назовите числительные, где вы написали Ь в конце?
- В каких числительных вы написали Ь в середине?
_А почему в числительных ВОСЬМОМ И СЕДЬМОГО вы написали Ь в середине, ведь они простые?
( это порядковые числительные, а мы работаем с количественными, ь здесь – показатель мягкости)
IX. Знакомство с исключением из правила
Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним числительным, написание которого надо запомнить.
На экране предложение .
Коля с четырьмя друзьями отправился на рыбалку. ( слайд 12)
- Назовите числительное.
- От какого числительного образовано это слово?
- Поставьте вопрос к числительному и определите его падеж.
- Вывод: У числительного четыре в Т.п. в середине пишется мягкий знак (Конь на четырех ногах, да и то спотыкается. На все четыре стороны. Закрыться в четырех стенах.
В учебнике найти это правило на стр.100-ой.
X. Проверка усвоения новых знаний
Выборочное письмо (слайд13)
- Выпишите числительные, которые встретятся в стихотворении.
( а слабым даются задания на карточках: тесты)
Знал я невысокий дом в переулке за углом.
Здесь когда-то проживало 333 жильца.
На работу шли, бывало, 82 отца.
Уходили по делам 98 мам.
В школу шли до перекрестка 92 подростка.
38 дошколят в ясли шли и в детский сад.
20 бабушек вставали, всем жильцам носки вязали
Шли гулять в аллеях сквера 3 седых пенсионера.
Замечательный был дом! Дружно люди жили в нем.
Учитель: - Проверим, все ли числительные вы выписали? ( слайд № 14)
- Какие виды числительных здесь встретились? (составные)
- Наши простые и сложные числительные являются частью составных.
Карточки:
1. Найдите простое числительное.
- двадцать пять;
- сорок четыре;
- пятьсот пятьдесят семь;
- одиннадцать;
2. Найдите составное количественное числительное
- двадцать пятый
- двенадцать
- сорок шесть
- пятисотый
3. В каких числительных мягкий знак пишется на конце?
- от 5 до 20; 30;
- от 5 до 20;
- от 5 до 30;
- от 5 до 25;
4. Отметить все числительные, в которых пропущен ь
1. восем….десят
2. сем….сот
3. сем….надцать
4. сем….
5. восем….надцать
(после работы сдать листки учителю)
Самостоятельная работа.
XII. Применение знаний в новой ситуации.
Работа по рядам.
- К данным схемам подобрать по 3 числительных:
Первый к 1 –ой схеме, а второй – ко 2 -ой, третий - к 3-ей
Ь; Ь; ь
(Прочитайте, остальные проверяют)
XIII . Домашнее задание
- Упр. 3 стр.100
- Повторить правило и привести свои примеры
- Рефлексия.
Я узнал(а) …
Мне было трудно…
Я своим результатом …
- Итог урока.
- Сегодня вы хорошо поработали. Молодцы.
(Оценки за урок.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку в 3-м классе по теме"Правописание ь знака после шипящих на конце имен существительных женского рода х
Данный урок был опубликован в материалах Фестиваля педагогических идей " Открытый урок" в 2004-2005 учебном году ( на сайте Фестиваля, на компакт-диске и в сборнике тезисов).Урок разработан в соответс...
Конспект урока по русскому языку для 2-го класса по теме: "Разделительный мягкий знак"
Задачи: образовательные: формировать представление об употреблении разделительного мягкого знака и правописании слов с разделительным мягким знаком;развивающие: развивать умение сравнивать, умение обо...
Урок русского языка во 2-ом классе по теме «Разделительный мягкий знак».
Данный урок позволяет доступно объяснить учащимся правописания разделительного мягкого знака...
презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме : правописание мягкого знака в числительных
презентация к уроку русского языка содержит слайды с основными этапами урока...
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3-ом классе на тему «Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных»
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3-ом классе на тему «Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных»...
Урок русского языка в 4-м классе по теме: «Правописание мягкого знака в числительных» презентация к уроку
Данная презентация помогает в усвоении темы " Правописание мягкого знака в числительных"...
Конспект по русскому языку для учащихся 4 класса по теме: «Употребление мягкого знака в глаголах второго лица единственного числа»
План-конспект урока по русскому языку 4 классТема: «Употребление мягкого знака в глаголах второго лица единственного числа».УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, Русск...