Урок русского языка во 2 классе "Суффикс как часть слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Макарова Елена Леонидовна

Технологическая карта открытого урока по русскому языку во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века" "Суффикс как часть слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon suffiks_kak_chast_slova.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема: Суффикс как часть слова

Автор: Макарова Елена Леонидовна

УМК: Начальная школа 21 век

Предмет: русский язык

Класс: 2 б

Продолжительность урока: 40 минут

Тип урока: изучение нового материала

Цель: познакомить с суффиксом как частью слова

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

- Познакомиться с новой значимой частью слова – суффиксом.

- Научиться находить его в слове.

- Наблюдать за ролью и значением суффикса в русском языке.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Метапредметные:

- осознавать и принимать учебную задачу.

- планировать свои действия, выполнять учебные действия.

- контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой).

- оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать (совместно с учителем) их причины и способы преодоления.

- осознавать необходимость новой информации из объяснения учителя.

- понимать информацию, представленную в схематичной форме.

- наблюдать за значением языковых единиц.

- осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям.

- работать с моделями, строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками.

Личностные:

- выражать готовность к преодолению трудностей в освоении новых знаний;

- проявлять положительное отношение к учению, элементы уважения к себе как обучающейся личности;

- владеть приемами взаимооценки и самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и заданному алгоритму работы.

Методы: объяснительно- иллюстративный, проблемный диалог, частично – поисковый, методы стимулирования обучению, контроля и самоконтроля.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Технологии: здоровьесберегающие, проблемное обучение.

Планируемый сценарий урока:

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Мотивирование к учебной деятельности

- Вы талантливые дети! Когда – нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете работать.

- Девочки, мальчики, садитесь, пожалуйста.

- Каким будет наш урок?

- Какое настроение нужно, чтобы урок получился удачным?

- Я желаю сохранить хорошее настроение на весь урок.

Отвечают на вопросы

Личностные, регулятивные, коммуникативные

Каллиграфическая минутка

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Пропишите заглавную и строчную букву Ш, обращая внимание на параллельность вертикальных линий.

Записывают число.

- Прописывают буквы в рабочую тетрадь, выбирают лучшую.

Регулятивные

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном учебном действии

- Запишите слова, которые у вас получились.

- Прочитайте слова, которые вы записали.

- Выделите знакомые части слова.

- Что заметили?

Ли-сё-нок, до-ми-ку, ко-ти-ком, во-ди-ца, ти-гри-ца, ло-си-ха, ор-ли-ца, во-дич-ка, школь-ни-ки.

По цепочке называют и выделяют окончание и корень.

Между корнем и окончанием какая-то часть.

Коммуникативные, познавательные, личностные.

Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.

- А почему вы ее никак не отметили?

- Предлагаю поработать с текстом. Прочитать, сделать пометки.

˅ - знаю

? – не знаю

Части слова

1.  Окончание – часть слова, которая изменяется. Окончание изменяет форму слова, связывает слова в предложении. Окончание бывает нулевым. Обозначается так:

2.  Корень – главная часть слова. В корне содержится основное значение слова. Корень общая часть родственных слов. Обозначается так:

3.  Суффикс – это часть слова. Стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение. Обозначается так:

- Проверим по пунктам и сделаем выводы.

- Сформулируйте цель нашего урока.

- Не знаем как.

Работают с текстом, формулируют цель урока.

- Познакомиться с суффиксом.

Регулятивные, коммуникативные, познавательные.

Построение проекта выхода из затруднения. Изучение нового материала.

- Можете назвать часть, которую не выделили?

- Где в слове стоит суффикс?

- Обозначается суффикс так:

- Выделите его в словах.

- Какую работу выполнил суффикс в слове?

- Для чего служит суффикс?

- Что имеет суффикс?

- Обобщим. Прочитайте рубрику «Тайны языка» в учебнике на с. 108

- Правильно ли мы сделали выводы?

- Суффикс

- Между корнем и окончанием.

- образовал новое слово

- Для образования новых слов.

- Значение.

- Правильно

Регулятивные, коммуникативные, познавательные.

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, помогаем

И работать продолжаем.

Закрепление. Введение нового материала в систему знаний

- Поупражняемся в образовании слов с помощью суффиксов и понаблюдаем за их значением. Упр. 2 ( фронтальная работа с тремя рядами слов, остальные самостоятельно)

- Продолжите самостоятельно.

- Прочитайте только вторые слова в рядах.

- Какие суффиксы образовали эти слова?

- Сделайте вывод о значении этих суффиксов. (что они называют)

- Прочитайте только третьи слова в рядах.

- Какие суффиксы образовали эти слова?

- Сделайте вывод о значении этих суффиксов.

- прочитайте рубрику «Обрати внимание» после упражнения.

- Продолжим знакомство с суффиксами, предлагаю работу в парах.

Образуй слова с помощью суффиксов -ан-, - ян-, - анин-, - янин-. Подумай, какое значение имеют эти суффиксы.

Если ты живёшь в России, то ты россиянин, а мы россияне.

А если в Париже, то ты ____________________ , а мы_____________________,

если на Земле, то ты ______________________, а мы ______________________, если на Марсе, то ты ______________________, а мы _____________________.

- Какое значение имеют эти суффиксы?

- иц-, -их-

- название мамы детеныша

- онок-, - ёнок-

- названия детенышей животных

- Эти слова называют людей по месту жительства.

Регулятивные, познавательные, коммуникативные

Словарная работа

- От какого слова образовано слово собачка?

- на ваших партах лежат конверты со словами, составьте в парах предложение из данных слов.

Какое предложение получилось?

- Из другого конверта возьмите суффиксы, подумайте, какой из них поможет образовать родственное слово слову кот.

В какое место в слове мы можем добавить этот суффикс?

- Образуйте новое слово. Какое предложение у вас получилось?

- Запишите предложение в тетрадь. Выделите в слове «котенком» известные вам части слова. В слове «собака» подчеркнем опасное место, постараемся выучить написание этого слова.

- от слова собака с помощью суффикса –к-

- Собака играет с котом.

- Суффикс –ёнок- поможет образовать слово котёнок.

- между корнем и окончанием.

Работают в тетрадях.

Регулятивные, личностные.

Рекомендации по выполнению домашнего задания

- Прочитайте в учебнике на с. 108 то, что написано о суффиксе. Повторите изученные ранее части слова. Выполните в тетрадях упр. 4 на с. 109

Рефлексия

- Чем понравился урок?

- Что нового узнали?

- Какую цель ставили?

- Достигли ее?

Оцените свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Урок русского языка. Тема: "Суффикс - значимая часть слова". 3 класс.

Урок русского языка.  3 класс "Суффикс - значимая часть слова"...

Конспект урока. Русский язык. 3 класс. Правописание частей слова.

Конспект урока подготовлен с использованием учебника по Русскому языку 2 класс ч. 1. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2012 – 160 с....

Конспект урока русского языка во 2 классе "Части слова".

Материал содержит конспект урока русского языка в форме решения проктной задачи. Тема урока "Части слова. Разбор по составу"....

Урок русского языка.Тема: « Приставка как часть слова»

Цель урока познакомить с приставкой , как значимой частью слова стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов, организовать наблюдение за этой частью слова и научить выделять её из состав...