Откуда приходят слова.
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

Ахметшина Наталья Сергеевна

Занятие № 8 к авторской программе "Речевая копилка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_8.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Занятие 8.

                                          Откуда приходят слова.

            ОТКЛАДЫВАЙ  БЕЗДЕЛЬЕ,  НО  НЕ  ОТКЛАДЫВАЙ   ДЕЛО

  • Кто быстрее? Назови одним словом.

Волосяной покров на теле животного - __________________________

Синоним слова один при счёте - ________________________________

Талон из кассы - ______________________________________________

Пчелиная семья -  _____________________________________________

Подводная скала - _____________________________________________

Речной родственник краба - _____________________________________

Синоним слова клич - _________________________________________

                             ПО  НИТКЕ  ДОЙДЁШЬ  И  ДО  КЛУБКА

Задание № 1. С раннего детства нам знакомы слова: карандаш, тетрадь, сахар…   Без них и многих других, таких же близких слов, трудно представить нашу жизнь. А ведь были времена, когда в русском языке их не было. Откуда же они появились в нашей речи?

   «Русский язык представляется мне хлебосольным хозяином, чьё радушие широко распахивает двери перед чужими словами и выражениями. С  одними хозяин легко прощается, ибо не находит в них достойных качеств, других привечает. «Мой дом – твой дом, - говорит он полюбившемуся гостю.  – Хочешь, смени иноземный наряд на русские одежды. А нет – что за печаль – оставайся самим собой», - писал в своей книге «Путешествие в слово» Э.А. Вартанян.

                       К нам дошли от древних римлян

                       Слово «Цирк» и слово «Класс»,

                       «Колизей» и «Форум» с ними,

                       Как «Сатурн» и «Орион»,

                       Славно здравствовали в Риме

                       С незапамятных времён.  

                       А из Англии футбол

                       Прямо в бутсах к нам пришёл,

                       Вслед за ним пришёл хоккей,

                       А до этого жокей,

                      Теннис, яхта, бокс, рекорд,

                      Чемпион, тайм, аут, спорт.    

                      А из Франции … Привет!

                      К нам пожаловал балет,

                     И театр, и актрисы,

                     Декорации, кулисы,

                     Дирижёр и режиссёр,

                     Костюмер и билетёр,

                     Персонаж, танцор, сюжет.

                     Бис. Антракт. Фойе. Буфет.

                     И явился, например,

                     К нам от немцев офицер.

                     С офицером в свой черёд

                     К нам приехал бутерброд.

                                                             Я. Козловский

      Слова-иностранцы приходили в русский язык в разное время и из разных стран. Прочитав книгу писателя Г.Юрмина «Про тетрадь и карту, карандаш и парту…», ты сможешь узнать историю происхождения названий многих знакомых вещей. Об этом же расскажет тебе и этимологический словарь. А  значение незнакомых иностранных слов можно узнать из словаря иностранных слов.

       Многие слова-пришельцы мы сами можем узнать по разным признакам:

        Все слова с буквой «Ф» - нерусские: флаг, фиалка.     

        Буква «Э» тоже встречается в основном в иностранных словах: эхо, эфиоп.

        Очень мало русских слов, начинающихся с буквы «А» - ах, ахать, ай, ау. Слова с сочетанием двух гласных звуков без [й] между ними («зиянием»): аэробус, фараон.

        Слова с сочетаниями [мб],[мв],[мп],[фм],[вб],[ге],[ке],[хе]: компот, ракета, георгин.

Задание № 2.Выпиши сначала слова с одной фонетической приметой нерусского происхождения, затем – с двумя, после чего – с тремя:

  Ковбой, чемпион, жираф, океан, ягуар, фараон, эфиоп, эгоист, силуэт, ария.

С одной:_____________________________________________________

С двумя:_____________________________________________________

С тремя:_____________________________________________________

ЗНАНИЯ   И  УМЕНИЯ  ВСЕГДА  НАЙДУТ   ПРИМЕНЕНИЕ

Задание № 3.  Давай поиграем! «Волшебная фраза».

  • Ты слышал «волшебную фразу» Фока, хочешь поесть щец? Почему она «волшебная»? Зачеркни в ней все буквы гласных звуков и мягкий знак. Какие буквы останутся? Что ты можешь сказать о звуках, которые, обозначают эти буквы?_____________________________

__________________________________________________________

  • Из слов  друга, мы, не, же, забывали составь правильную фразу. Буквы каких согласных звуков она содержит?___________________________

_____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окражающего мира "Откуда приходит электричество?" 1 класс

http://Открытый урок окружающего мира проведён в рамках подготовки к введению ФГОС. Цели: учащиеся должны раскрыть роль электричества в быту, сформировать представления о том, как электричество выраба...

Откуда приходит Новый год

Детьми подготовлен утренник для родителей...

откуда приходит в наш дом вода 1 класс

открытый урок в 1 классе...

Классный час " Откуда приходит электричество"

Классный час на тему " Откуда приходит электричетво". Задачи :развивать практичекие умения в области энергосбережения. пропогандировать идеи энергосбережения в каждой семье. На уроке дети "знакомятся"...

Презентация к классному часу "Откуда приходит Новый год?"

Презентация знакомит с историей праздника и традициями разных народов и стран, связанными с празднованием Нового года....

Откуда приходят вещи?

Цикл занятий посвящённых теме "Мой внешний вид".  Певое занятие "Откуда приходят вещи?".    Второе занятие " История школьного костюма"....

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1 КЛАССЕ "Откуда приходит в наш дом вода и куда она уходит?»

План-конспект урока по окружающему миру по программе "Школа России"...