откуда приходит в наш дом вода 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру.
Тема: «Вода. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит».
Класс: 1 класс.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Технологии: здоровьесберегающая технология, информационно-коммукационные технологии, игровая технология, технология развития интеллектуально-творческого мышления, проблемно-поисковая технология.
Цель урока:
Образовательная: 1. Систематизировать знания детей о воде;
2. Выяснить, каково значение воды в жизни человека;
3. Выявить причины загрязнения водоёмов и меры по охране водоёмов от загрязнения;
Развивающие: 1). Обогащать словарный запас обучающихся.
2) Развивать культуру речи.
3) Развивать творческие способности обучающихся.
4) Развивать эмоционально – чувственную выразительность обучающихся.
5) Развивать интеллектуальные, коммуникативные, информационные, оценочные умения.
Воспитательные: Воспитывать культуру добрых и уважительных отношений между людьми, друг к другу.
Планируемые результаты:
Предметные:
научатся: понимать значимость воды для жизни, очищать воду через фильтр;
получат возможность: сравнивать способы очистки воды.
Метапредметные:
Познавательные: ставить и формулировать проблемы, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач (оформление наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков), освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (очищение воды), осуществлять пошаговый контроль своих действий, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.
Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, формулировать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Личностные:
развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, привитие бережного отношения к природе.
Методы и формы обучения:
Частично-поисковый, словесный, объяснительно - иллюстративный, индивидуальная, фронтальная работа в микрогруппах, в парах.
Оборудование:
- учебник "Мир вокруг нас" А. А. Плешаков , 1 класс,
- рабочая тетрадь "Мир вокруг нас" А. А. Плешаков / 1 класс,
- глобус, шаблоны из бумаги "капельки".
- диаграмма, «Соотношение солёной и пресной воды», «Солёная и пресная вода», «Земля – источник жизни на Земле»,.
- для опыта – оборудование для практических работ.
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока
- Организационный момент: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала.
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке –
Книжка, ручка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Громко, чётко говорим
И тихонечко сидим.
II.Изучение нового материала.
- Чтобы определить тему нашего урока посмотрите и скажите, что у меня в руках? (Глобус)
- Что такое глобус? (модель Земли)
- Какой цвет преобладает на глобусе? (синий)
-Что обозначают синим цветом? (воду).
- Сформулируйте тему урока. («Вода») Слайд 1
Ребята, ¼ часть планеты составляет суша, а ¾ вода. У меня в руках яблоко. Представим, что это наша планета. Разрежем яблоко на 4 части. Четвертая ее часть – суша, а вот это большая часть вода. (Части яблока разложены на две тарелки)
- Действительно, воды на Земле много. А много ли пресной воды, то есть ту которую мы пьем, на Земле? Ее оказывается мало, ведь в морях и океанах вода соленая. Слайд 2
Посмотрите на диаграмму. По разным подсчётам доля пресной воды в общем количестве воды на Земле составляет около 3 %. Около 90 % запасов пресной воды содержится в виде льда. Для сравнения: если взять 10 литров океанской воды, то пресной воды - только 1 стакан.
Что входит в состав солёной воды? (моря, океаны)
В состав пресной? (реки, озёра, ручьи, ледники, болота, пруды)
(таблица на доске)
Солёная вода | Пресная вода |
Моря океаны | Реки Озёра Ручьи Ледники Болота пруды |
Ребята, кому нужна вода? (человеку, растениям, животным)
Схема на доске
Сделайте вывод.
Вода – источник жизни на Земле |
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею я вам доложить:
Без нее нам не прожить!
Сейчас скажите, в каком состоянии встречается вода в природе. (дети рассматривают 3 состояния воды)
Итак, в каком состоянии встречается вода в природе? (в жидком, твёрдом, газообразном)
Постановка проблемы урока.
Спросил на днях малыш-сосед
У струйки, льющейся из крана:
- Откуда ты?
Вода в ответ: издалека, из океана.
Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилась вся поляна.
- Откуда ты? - спросил росу.
- Поверь, и я из океана!
- Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донесся шепот:
- Знай, малыш, и я пришла из океана.
На поле лёг туман седой,
Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты? Ты кто такой?
- И я, дружок, из океана.
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке, и в слезинке,
И в дождике, и в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода.
Проблема урока: ( слайд 3)
- Откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течёт и течёт, не кончается. Так ли всегда было? Вот это, ребята, тема нашего урока: Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
- Кто сегодня пользовался водой?
- Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? (Предположения детей)
- Где начало этого пути? С этим нам необходимо разобраться.
- Текла речка. С незапамятных времён течёт. Бывало, кончится в доме вода, хозяйки скорее бегут к реке с вёдрами и низко кланяются ей: "Здравствуй, речка-матушка, водицы нам набрать!" И идут домой с полными вёдрами. Тяжело нести. Вот и решили люди "Хватит к речке на поклон ходить!" Проложили от берега трубы, поставили насосы. Повернёшь дома кран - льётся холодная прозрачная вода. Слайд 4,5
- Так пришёл в дом водопровод. Но в деревнях ещё сохранились колодцы, да вёдра с коромыслами.
- Проведём физкультминутку.
Наша капелька проснулась, потянулась, улыбнулась.
Раз она уже умылась,
Два - изящно покружилась,
Три тихонечко присела,
На четыре улетела.
Сказка о «больной» речке.
Опыт 1. Моделируем загрязнение воды. (краски)
Среди полей и лесов, окружённая травами да кустарниками, текла речка – чистая и прозрачная. К реке спешили животные, чтобы напиться; дети – чтобы купаться; рыбаки наловить рыбы. Все любили эту реку. Но вот однажды река загрустила, потому что стала она разноцветной: серой, жёлтой, красной, чёрной…
Плачет малая речонка,
Одолел речонку страх.
Стала речка тонкой – тонкой,
Обмелела на глазах.
Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут. - Соседка, почему ты такая красная? - На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной…
- А ты почему жёлтая, как лимон? - Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей с берега принёс мутный поток. Чего только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы.
- А ты, подружка, чего такая фиолетовая? Видела бы ты, какой на мне лежал груз? Банки, брёвна, даже колёса. Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела… Вот и стала фиолетовой, еле – еле выбралась из под мусора.
- Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы, только почернела от нефти, которую возили по нашей речке. Нефть тонкой плёнкой покрыла воду, стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и умирают. Их крылья слиплись от нефти.
Вывод:
- Что мы делаем?
- Что наблюдаем?
- Делаем вывод.
-В реке вода недостаточно чистая, пить ее нельзя, поэтому на станции очистки воды ее пропускают через толстый слой песка и другие очищающие устройства. А загрязнённую воду очищают на очистных станциях, а затем вода попадает опять в реку.
Проследим путь воды по схеме. Слайд 6
- Источником воды, которой мы пользуемся, является дождь. Дождевая вода собирается в реках, озерах и построенных людьми водохранилищах или впитывается в почву, откуда она возвращается обратно на поверхность через родники или колодцы. Для того чтобы вода стала пригодной для питья и для общего использования, она должна пройти очистку и «подготовку» – из нее должны быть удалены вредоносные микробы и химические вещества, а также вещества, придающие воде неприятный вкус или внешний вид.
Воду забирают из озер, рек или водохранилищ с помощью насосов, и по огромным трубам она поступает на водоочистные сооружения. Здесь воду фильтруют, чтобы удалить крупные инородные вещества – мусор, ветки, дохлую рыбу. После этого в воду добавляют два специальных химических вещества – известь и сульфат алюминия. Эти вещества вызывают склеивание оставшихся в воде мелких частиц грязи, и они превращаются в хлопья. После этого воду закачивают в отстойник. В отстойнике вода отстаивается, образовавшиеся в ней хлопья опускаются на дно, откуда их удаляют.
Теперь вода готова для следующей стадии очистки. Ее пропускают через слои камня и песка, очищая от мелких частичек грязи. Затем в воду добавляют особые бактерии, которые уничтожают все микроскопические организмы, если они еще присутствуют в воде. После того как бактерии выполнят свою работу, их уничтожают, добавляя в воду химическое вещество – хлор. В воду могут также добавлять другие химические вещества, например, чтобы сделать воду более мягкой (тогда в ней легче пользоваться мылом) или чтобы сделать воду более полезной для здоровья (к примеру, в воду часто добавляют фтор для укрепления зубов).
После того как водоподготовка закончена, вода по огромным трубам поступает в накопители – цистерны или закрытые резервуары; вода готова для употребления. По большим подземным трубам, которые называются системой водоснабжения или водопроводной сетью, вода подается в населенные пункты. По меньшим трубам вода поступает в жилые дома и на промышленные предприятия; к этим трубам подсоединены водопроводные краны или другие приспособления для отбора воды. Водоочистные сооружения способны ежедневно выдавать миллионы литров пресной воды для удовлетворения нужд населения.
- Ребята, посмотрите на схему и скажите, для каких целей человек использует воду? (Чтобы помыть посуду, постирать, приготовить еду).
Слайд 7. Посмотрите, как выглядит капля воды под микроскопом. В ней содержится много микробов, частичек, которые не видны вооружённым глазом. Среди них попадают опасные для здоровья. Поэтому вода нуждается в очистке.
Слайд 8
- Пока мы беседовали, к нам пожаловала Злючка - Грязючка. В какой воде она живёт?
- Грязная вода может сразу попасть в реку, а может пройти этот путь через очистные сооружения. Какой путь выбрать? Длинный или короткий?
- Что произойдёт, если она сразу попадёт в реку?
- Проследим её путь по иллюстрации. Этот путь показан в учебнике.
III. Первичное закрепление.
Работа по иллюстрации в учебнике: стр. 60-61.( слайд 8)
- Как же мы можем помочь обитателям этой реки?
Практическая работа: «Выполняем опыты с водой» (продолжение). (слайд 13)
- Можем ли мы очистить воду от Злючки- Грязнючки?
-А сейчас мы будем проводить опыты.
Работать будем в парах, для этого вспомните правила работы в паре
Правила работы в паре 1. Работать должны оба. 2. Уважай мнение партнёра. 3. Своё несогласие выражай вежливо. 4. Один говорит, другой слушает. 5. Если не понял, переспроси. |
Выполняется практическая работа.
(Учитель показывает образец выполнения на своём столе, дети на партах)
- Работать будем поэтапно. В вас на партах оборудование для практических работ.
1. Приготовьте стаканчик с чистой водой и воронку.
2. Возьмите пробирку с землёй и песком.
3. Смешаем воду с землей.
4. Установим фильтр в воронку и выльем загрязнённую воду.
5. Сравним воду на первоначальном этапе и после фильтрации.
Физминутка.
- Я - мама Тучка, а вы - детки - Капельки, и им пора отправляться в путь. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели Капельки на землю...
- Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались, они по двое и потекли маленькими веселыми ручейками.
- Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку).
- Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла - текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали - плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка говорила им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки легкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.
- Что наблюдаем?
- Какая вода была в стакане? Какой она стала? Удалось ли поймать Злючку - Грязючку? Где она осталась? Значит, грязную воду можно очистить. Это и происходит на очистных сооружениях.
- Делаем вывод.
-Капелька просит повторить путь воды. У вас в конвертах карточки. Разложите их в нужном порядке, показав правильный путь воды от реки в дома. Работаем в парах.
Предлагаю поработать по группам.
- Рисуют капельку
- Работа в тетради.
- Разложить в правильном порядке.
Общий вывод: слайд 9
1. Вода из реки или подземная вода приходит в станцию очистки воды.
2. Очищенная вода приходит в наш дом.
3. Из нашего дома загрязнённая вода попадает в очистные сооружения.
4. Очищенная вода возвращается в реку.
В Москве в 2010году прошёл Второй Международный форум «Чистая вода» (Ученик зачитывает толкование слова «форум») Как вы думаете что заставило людей разных стран объединиться по данной теме? ( Загрязнение воды – глобальная проблема человечества, которую решить можно только сообща)
В работе форума приняли участие более 1700 человек. Вода признана наиболее ценным ресурсом для дальнейшего развития и будущего человечества. Слайд 10
слайд 11Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги –
Мы ведь на планете не одни.
Подведём итог урока. (рефлексия)
Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнал...
Было интересно...
Я понял, что...
Теперь я могу...
Меня удивило...
Мне захотелось...
У меня получилось ...
Мне было трудно...
IV. Рефлексия.
Подведём итог урока. (рефлексия)
-Кто из вас, ребята,
- Сделал для себя ОТКРЫТИЕ!
- АКТИВНО работал на уроке!
- Кому на уроке было ИНТЕРЕСНО!
- Кому урок подарил ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ!
-Кому на уроке было неинтересно. (Учащиеся показывают солнышко соответствующего цвета).
- Благодарю вас за стремление общаться на нашем необычном уроке, за ваши улыбки и
доброжелательное отношение друг к другу. Закончен ещё один урок, но стремление к получению новых знаний должно быть бесконечным. Успехов вам, ребята!
Открытый урок по окружающему миру в 1 А классе Тема: «Откуда в наш дом приходит вода?» Подготовила учитель начальных классов И.В.Кукушкина Ноябрь,2013 уч. год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окражающего мира "Откуда приходит электричество?" 1 класс
http://Открытый урок окружающего мира проведён в рамках подготовки к введению ФГОС. Цели: учащиеся должны раскрыть роль электричества в быту, сформировать представления о том, как электричество выраба...
урок окружающего мира 1 класс "Откуда в наш дом приходит и куда уходит вода"
Окружающий мир 1 класс Тема: Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит К этому уроку есть презентация.Кто заинтересуется, могу сказать, где ее можно скачать.Здесь на сайте не удалось закачать...
Откуда приходит Новый год
Детьми подготовлен утренник для родителей...
Классный час " Откуда приходит электричество"
Классный час на тему " Откуда приходит электричетво". Задачи :развивать практичекие умения в области энергосбережения. пропогандировать идеи энергосбережения в каждой семье. На уроке дети "знакомятся"...
Презентация к классному часу "Откуда приходит Новый год?"
Презентация знакомит с историей праздника и традициями разных народов и стран, связанными с празднованием Нового года....
Откуда приходят слова.
Занятие № 8 к авторской программе "Речевая копилка"...
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1 КЛАССЕ "Откуда приходит в наш дом вода и куда она уходит?»
План-конспект урока по окружающему миру по программе "Школа России"...