Фразеологизмы.
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Занятие 3.
Фразеологизмы.
ОТКЛАДЫВАЙ БЕЗДЕЛЬЕ, НО НЕ ОТКЛАДЫВАЙ ДЕЛО
А) Он бывает злой и длинный. Его можно прикусить, проглотить, распустить, чесать. _______________________________________
Б) Они вянут, их развешивают, ими хлопают, на них вешают лапшу. ____________________________________________________________
В) Их заговаривают, кладут на полку, за ними держат язык. _________________________________________________________
ТЕРПЕНИЕ И ТРУД ДИВНЫЕ ВСХОДЫ ДАЮТ
Задание № 1.Прочитай отрывок из книги Э. А. Вартаняна « Крылатые слова».
« И мы, взрослые, были когда – то малышами, играли в классики, гоняли мяч, нянчили кукол. В разное время и по разным поводам нас то хвалили и баловали, то бранили и наказывали. И отзывались о нас по – разному. Чего и как только не говорили о своих и соседских детях наши мамы и папы, дедушки и бабушки. Одни раздавали характеристики коротко и ясно: лентяй, озорник, негодник. Другие….. О, другие выражались куда замысловатей. Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы от стыда сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому что не толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял да под стол пешком ходил, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Всё с него как с гуся вода, всё ему что об стенку горох».
- Как называются устойчивые сочетания слов, которые служат для более точного и образного выражения наших мыслей?
Задание № 2. Найди и выпиши из текста фразеологизмы, которые имеют значение
- Бездельничать - _______________________________________________
__________________________________________________________________
- Стыдиться - __________________________________________________
_____________________________________________________________
- Не слушает - _________________________________________________
____________________________________________________________
- Маленький - __________________________________________________
_____________________________________________________________
- Высокий, длинный - ___________________________________________
_____________________________________________________________
- Не обращать внимания - _______________________________________
____________________________________________________________
Задание № 3. Сколько фразеологизмов в этих текстах ты сможешь найти? Подчеркни их, объясни смысл.
А) Когда – то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он с левой ноги встал, что ли, и полез ко мне драться. Я – со всех ног домой! Еле ноги унёс…
Б) Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей у него больше не будет. – Да, он ведёт себя из рук вон плохо. Надо взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда – руку даю на отсечение – он сразу перестанет распускать руки!
В) – Спору нет – горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я ещё не знаю, что мы должны сделать в первую голову. У меня голова идёт кругом, но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему голову!
А. Шибаев
Задание № 4. Выбери из слов для справок и вставь нужные слова так, чтобы получились фразеологизмы.
Перемывать _____________________________;
___________________________ услуга;
___________________________ слёзы;
___________________________ доля;
втирать __________________________;
на душе __________________ скребут;
________________________ не доходят;
денег _____________________ не склюют;
потерять ___________________________;
мокрая _____________________________;
точить ______________________________;
снять _______________________________.
Слова для справок: куры, львиная, лясы, кошки, руки, курица, стружку, голову, медвежья, крокодиловы, косточки, очки.
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ВСЕГДА НАЙДУТ ПРИМЕНЕНИЕ
Задание № 5. Давай поиграем! «Скороговорка». Прочитай скороговорку. Найди в ней фразеологизм и объясни его. Выучи скороговорку.
Услыхали бобы о грибах. Пошли бобы по грибы. А грибы забрались на дубы, и остались бобы на бобах.
Задание №6. «Угадайка» Эти буквы висели на табло, на вокзале в столице одной европейской страны. Расставь их по местам: сначала буквы, составляющие название страны, затем – название её столицы. Назови автора и двух главных героев известной книги, проживавших в данных стране и городе.
СШТОВКЕЦГИОЛЬЯМ
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фразеологизм. Значение фразеологизма в формировании интереса к родному языку.
Система работы учителя с устойчивыми выражениями во 1-3 класса начальной школы по программе "Начальная школа 21 века"...
"Фразеологизмы. Фразеологизм и слово".
Проводится наблюдение за устойчивыми сочетаниями слов - фразеологизмами. Учащиеся учатся сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов....
«Фразеологизмы. Фразеологизм и слово». Презентация к уроку.
Презентация к уроку русского языка 2 класс "Фразеологизм. Фразеологизм и слово". УМК "Начальная школа 21 века"....
Тема: «Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»
Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»...
РУССКИЙ ЯЗЫК II КЛАСС Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово».
РУССКИЙ ЯЗЫКII КЛАСС Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово»....
Знакомство с фразеологизмами. Употребление фразеологизмов в речи.
Учащиеся учатся находить в тексте фразеологические обороты, обогащают словарный запас, учатся работать со словарём, находить в учебнике нужную информацию. Учащиеся рассуждают о значимости фразеологизм...
Технологическая карта урока русского языка по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»
В данном документе содержится разработка технологической карты урока русского языка для 3 класса по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»...