Фразеологизмы.
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

Ахметшина Наталья Сергеевна

Занятие № 3 к авторской программе "Речевая копилка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_3.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Занятие 3.

                                                  Фразеологизмы.

            ОТКЛАДЫВАЙ  БЕЗДЕЛЬЕ,  НО  НЕ  ОТКЛАДЫВАЙ   ДЕЛО

А) Он бывает злой и длинный. Его можно прикусить, проглотить, распустить, чесать. _______________________________________

Б)  Они вянут, их развешивают, ими хлопают, на них вешают лапшу. ____________________________________________________________

В) Их заговаривают, кладут на полку,  за ними держат язык. _________________________________________________________

          ТЕРПЕНИЕ  И  ТРУД  ДИВНЫЕ  ВСХОДЫ  ДАЮТ

Задание № 1.Прочитай отрывок из книги Э. А. Вартаняна « Крылатые слова».

« И мы, взрослые, были когда – то малышами, играли в классики, гоняли мяч, нянчили кукол.                                                                                                                В разное время и по разным поводам нас то хвалили и баловали, то бранили и наказывали.                                                                                                                      И отзывались о нас по – разному. Чего и как только не говорили о своих и соседских детях наши мамы и папы, дедушки и бабушки. Одни раздавали характеристики коротко и ясно: лентяй, озорник, негодник. Другие….. О, другие выражались куда замысловатей.                                                            Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря.  Дома он палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке.                                                                                                                     В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы от стыда сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому что не толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял да под стол пешком ходил, и теперь, вымахавши с коломенскую версту.  Всё с него как с гуся вода, всё ему что об стенку горох».

  • Как называются устойчивые сочетания слов, которые служат для более точного и образного выражения наших мыслей?

Задание № 2. Найди и выпиши из текста фразеологизмы, которые имеют значение

  1. Бездельничать -  _______________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Стыдиться -  __________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Не слушает  - _________________________________________________

____________________________________________________________

  1. Маленький - __________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Высокий, длинный - ___________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Не обращать внимания  - _______________________________________

____________________________________________________________

Задание № 3. Сколько фразеологизмов в этих текстах ты сможешь найти? Подчеркни их, объясни смысл.

А) Когда – то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он  с левой ноги встал, что ли, и полез ко мне драться. Я – со всех ног домой! Еле ноги унёс…

Б) Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей у него больше не будет.          – Да, он ведёт себя из рук вон плохо. Надо взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда – руку даю на отсечение – он сразу перестанет распускать руки!

В) – Спору нет – горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я ещё не знаю,  что мы должны сделать в первую голову. У  меня голова идёт  кругом, но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему голову!                                    

                                                                                                    А. Шибаев

Задание № 4. Выбери из слов для справок и вставь нужные слова так, чтобы получились фразеологизмы.

Перемывать _____________________________;

___________________________    услуга;

___________________________    слёзы;

___________________________     доля;

втирать  __________________________;

на душе  __________________  скребут;

________________________  не  доходят;

денег _____________________ не склюют;

потерять  ___________________________;

мокрая  _____________________________;

точить ______________________________;

снять _______________________________.

Слова для справок:  куры, львиная,  лясы, кошки, руки, курица, стружку, голову, медвежья, крокодиловы,  косточки, очки.

          ЗНАНИЯ   И  УМЕНИЯ  ВСЕГДА  НАЙДУТ   ПРИМЕНЕНИЕ

Задание № 5.  Давай поиграем! «Скороговорка». Прочитай скороговорку. Найди в ней фразеологизм и объясни его. Выучи  скороговорку.

   Услыхали бобы о грибах. Пошли бобы по грибы. А грибы забрались на дубы, и остались бобы на бобах.

Задание №6. «Угадайка» Эти  буквы висели на табло, на вокзале в столице одной европейской страны. Расставь их по местам: сначала буквы, составляющие название страны, затем – название её  столицы. Назови автора и двух главных героев известной книги, проживавших в данных стране и городе.

                                 СШТОВКЕЦГИОЛЬЯМ

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

                                                                     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фразеологизм. Значение фразеологизма в формировании интереса к родному языку.

Система работы учителя с устойчивыми выражениями во 1-3 класса начальной школы по программе "Начальная школа 21 века"...

"Фразеологизмы. Фразеологизм и слово".

Проводится наблюдение за устойчивыми сочетаниями слов - фразеологизмами. Учащиеся учатся сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов....

«Фразеологизмы. Фразеологизм и слово». Презентация к уроку.

Презентация к уроку русского языка 2 класс "Фразеологизм. Фразеологизм и слово".  УМК "Начальная школа 21 века"....

Тема: «Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»

Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»...

РУССКИЙ ЯЗЫК II КЛАСС Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово».

РУССКИЙ ЯЗЫКII КЛАСС  Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово»....

Знакомство с фразеологизмами. Употребление фразеологизмов в речи.

Учащиеся учатся находить в тексте фразеологические обороты, обогащают словарный запас, учатся работать со словарём, находить в учебнике нужную информацию. Учащиеся рассуждают о значимости фразеологизм...

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»

В данном документе содержится разработка технологической карты урока русского языка для 3 класса по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»...