Технологическая карта урока по теме Имя собственное. Правописание имён собственных.
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс) на тему

Почко Алёна Владимировна

Технологическая карта для 1 класса по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imena_sobstvennye.docx25.09 КБ
Файл imena_sobstvnnye.pptx801.15 КБ

Предварительный просмотр:

Почко Алёна Владимировна,

учитель ГБОУ школы 112

Выборгского района

 Санкт-Петербурга

Технологическая карта урока

Класс: 1 В

Предмет: Русский язык

Тема урока: Имя собственное. Правописание имён собственных.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.

Тема: Имя собственное. Правописание имён собственных.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.

Цель урока: использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности.

Задачи:

  • создать условия для ознакомления учащихся с новой орфограммой – заглавной буквой в именах, отчествах и фамилиях, в кличках животных, формирования представления о названиях стран, городов, сёл, улиц, рек, обучения распознаванию имён собственных, их отличий от нарицательных;
  • способствовать развитию внимания,  речи, памяти, орфографической зоркости;
  • содействовать воспитанию любви к родному языку, привитию интереса к нему, расширению кругозора учащихся.

Планируемые результаты

Предметные:

  • научатся соблюдать правила правописания имён собственных, переноса слов, наблюдать за превращением в художественном тексте имён нарицательных в собственные.

Метапредметные:

позновательные:

  • осуществляют подбор и правильное написание кличек животных;
  • владеют знаково-символическими действиями: моделирование и преобразование модели.

регулятивные:

  • принимают и сохраняют учебную задачу;
  • осуществляют действия по образцу и заданному правилу;
  • контролируют свою деятельность;
  • адекватно воспринимают оценку взрослого и сверстников.

коммуникативные:

  • принимают участие в учебном диалоге, высказывают своё мнение, осуществляют самоопределение и самопознание на основе сравнения: «Я» и герои литературных произведений.

Личностные:

  • проявляют положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания;
  • демонстрируют целеустремленность, настойчивость в достижении цели.

Ресурсы урока:

  1. Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. Русский язык. 1 класс. Учеб. для общеобраз. учрежд. М.: Просвещение, 2014 – с. 25
  2. Рабочая тетрадь.
  3. Игрушка собачка.
  4. Толковый словарь русского языка.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

1 слайд.

Учитель:  Дорогу осилит идущий. Ребята, как вы понимаете эту фразу?

Учитель:  Мы сегодня тоже отправимся в дорогу.

Учитель:  Кто готов идти?

Учитель:  Кто догадался куда и зачем?

Учитель:  А легко ли узнавать новое?

Учитель:  Как будем работать?

Учитель:  Что возьмем в дорогу?

 Учитель:  С нами вместе пойдет вот эта веселая собачка. ( Показывает игрушку)

Учитель:  Кто хочет узнать, как её зовут?

Учитель:  Сегодня на уроке вы не только узнаете, как её зовут, но и научитесь писать её кличку.

Учитель:  Давайте пожелаем друг другу интересных встреч и удивительных открытий  и отправимся в путь.

-Все готовы?

Показывают готовность к уроку, проверяют осанку.

Ученик: В страну знаний, чтобы узнать что-то новое.

Ученик: Сначала определим, что не знаем, а потом постараемся сами открыть новое правило.

Ученик: Наши знания.

Актуализация необходимых знаний

УУД

Регулятивные: проявлять познавательный интерес.

Познавательные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно, ставить и решать проблемы.

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи, высказывание и объяснение своей точки зрения, принятие иной точки зрения, готовность корректировать свою точку зрения.

На доске записи.

Учитель: Прочитайте про себя эти слова. Чем они интересны?

Учитель:  Узнаем лексическое значение слов земля, Земля в толковом словаре.

Учитель:  Земля 1.Третья планета от Солнца, вращающаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца. 2. Суша. Трана, государство. Территория  угодьями. Верхний лой земной коры, почва.

На доске записи.

Учитель: Прочитайте про себя эти слова. Чем они интересны?

Учитель:  Что означает слова рыжик, Рыжик?

Учитель:  Почему так назвали кота? Кличка животного должна соответствовать цвету, внешним особенностям.

Учитель:  Составьте предложение с этими словами.

Учитель:  Где можно допустить ошибки в этих словах?

Учитель:  Какие слова написаны с большой буквы?

2 слайд

Учитель:  Запишите предложения: В саду Роза поливала розу. Какие слова написали с большой буквы? Почему?

Учитель:  Почему слово роза имеет разное написание?

Учитель:  Сформулируйте тему урока.

3, 4 слайд

Тема урока: «Заглавная буква в именах собственных».

Задачи: познакомиться с новой орфограммой – заглавной буквой в именах собственных; уметь распознавать имена собственные, отличать их от нарицательных; совершенствовать внимание, память, речь, орфографическую зоркость.

Ученик1: Звучат одинаково, а значения разные и пишутся по-разному.

Отвечают на вопросы.

Записывают на доке и в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием.

Один учащийся записывает предложение на доске, остальные в тетради с комментированным объяснением.

Формулируют цель и задачи урока.

Словарная работа

УУД

Регулятивные: выбирать наиболее эффективный способ решения в зависимости от конкретных условий .

Познавательные: контролировать в форме сличения способов действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона.

Коммуникативные: ясно и четко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

5 слайд

Учитель:  Составьте слово из букв о р д о г.

Учитель:  Узнаем лексическое значение слова город.

Учитель:  Город – крупный населенный пункт.

Учитель:  Составьте словосочетание.

Учитель:   Поставьте ударение.

Учитель:  Какую орфограмму можно проверить?

Учитель:  Какую букву нужно запомнить? Почему?

Учитель:  Как называются слова, написание которых нужно запомнить?

Учитель:  Запишите слово город. Подчеркните орфограммы, поставьте ударение.

Учитель:  Подберите однокоренные слова (город, городище, городок, городской).

Учитель:  какое значение имеют слова городище, городок?

Учитель:  оставьте словосочетания со словами городской(парк, транспорт, житель, дом, автобус)

Учитель:  Как называются лова, которые вы записали? Почему?

Учитель:  Выделите корень слова.

Учитель:  Назовите города разных стран.

Проговаривают по плану новые знания, высказывают своё впечатление от урока, делают предположения.

Физкультминутка

Вы, наверное, устали!

А теперь, ребята, встали!

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем отдыхать! (Потягивания.)

Спинку бодро разогнули,

Ручки к верху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два вперед прогнуться. (Движения по тексту.)

Вот и стали мы сильней,

Здоровей и веселей.

Выполняют упражнения физкультминутки.

Открытие нового

УУД

Регулятивные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Познавательные: проявлять готовность к сотрудничеству, оказанию помощи. Оценивать усваиваемое содержание.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации.

На  доске записи.

Учитель:  Прочитайте слова: озеро, Стрелка, Байкал, столица, собака, Москва.

Учитель:  Почему одни слова написаны с большой буквы, а другие с маленькой?

Учитель:  Прочитайте имена собственные.

Учитель:  Прочитайте имена нарицательные.

Учитель:  Какой вывод можно сделать?

Учитель:  Составьте словосочетания, соединяя по смыслу имена собственные и нарицательные.

Учитель:  Какие слова называются именами собственными?

Учитель:  Как эти слова пишутся?

Вывод: Имена собственные пишутся с большой буквы, а нарицательные с маленькой.

Фамилии,  имена, отчества людей, клички животных, географические названия стран, городов,  посёлков, деревень, улиц, площадей, рек, озёр, морей  - имена собственные – пишутся с заглавной буквы.

 

Читают слова, записанные на доске.

Выдвигают гипотезы.

Записывают словосочетания.

Формулируют правило, вместе проговаривают.

Самостоятельная работа

УУД

Регулятивные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Познавательные: комментировать учебные действия при выполнении задания, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации.

  1. Выполнение упр.46, с.25

  1. Выполнение упр.48, с.25

Запись с орфографическим проговариванием словарных слов корова, собака.

У собаки … хороший нюх.

У коровы … острые рога.

Правила списывания. 6 слайд.

  1. Читаю всё предложение и стараюсь запомнить его содержание.
  2. Обращаю внимание на трудные места, где можно допустить ошибку.
  3. Списываю предложение, диктую каждое слово.
  4. Проверяю написанное: перечитываю предложение и сравниваю с образом.

Письменно выполняют упражнение в тетрадях, рассказывают о том, что не получилось, адекватно воспринимают оценку учителя.

Списывают предложения  доски.

Итог урока, рефлексия

УУД

Регулятивные: корректировка своей деятельности с возможно допущенными ошибками.

Познавательные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и нужно усвоить ещё.

Коммуникативные: высказывание и объяснение своей точки зрения, принятие иной точки зрения, готовность корректировать свою точку зрения.

Учитель:  Что нового вы узнали?

Учитель:  Какие открытия для себя сделали?

Учитель:  Что нужно помнить при написании имен собственных.

Слайд 7.

Учитель:  Спасибо за урок!

Проводят самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

В саду Роза поливала розу.

Слайд 3

Тема урока : «Заглавная буква в именах собственных». Задачи : познакомиться с новой орфограммой – заглавной буквой в именах собственных; уметь распознавать имена собственные, отличать их от нарицательных; совершенствовать внимание, память, речь, орфографическую зоркость.

Слайд 4

о р д о г .

Слайд 5

Правила списывания. Читаю всё предложение и стараюсь запомнить его содержание. Обращаю внимание на трудные места, где можно допустить ошибку. Списываю предложение, диктую каждое слово. Проверяю написанное: перечитываю предложение и сравниваю с образом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по теме: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных.

Технологическая карта урока формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями....

Технологическая карта урока по теме "Правописание имён собственных"

Технологическая карта урока по теме "Правописание имён собственных"...

Технологическая карта урока по теме "Безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе" (русский язык, 4 класс)

Урок открытия новых знаний и способов действия. Цель: создать условие для знакомства с новым приёмом выбора букв в безударном падежном окончании имени существительного в единственном числе....

Открытый урок по письму и развитию речи. Тема:Упражнение в правописании имён собственных.

В данном конспекте урока предложены различные задания и упражнения по теме: "Правописании имён собственных", для детей с интеллектуальными нарушениями....

Урок русского языка,1 класс .Правописание имён собственных.

Урок русского языка ,1 класс ,по программе Н.Ф.Виноградовой .Урок комплексного применения знаний и умений ....

технологическая карта урока на тему: "Собственные и нарицательные имена существительные"(2класс «УМК школа России)

Технологическая карта  урока на тему: "Собственные и нарицательные имена существительные"...

Технологическая карта урока обучение грамоте " Согласные буквы. Правописание имен собственных" ( 1 класс) , УМК "Школа России"

Цель урока: знакомство с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных и формирования умения определять имена собственные.Задачи урока:Дидактические:1. Учить правильному написанию имен со...