Этапы урока | Обучающие и развивающие задания каждого этапа
| Формирование УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I этап. Организационный
Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки
| Эмоциональный настрой. Здравствуйте, ребята!. Сегодня урок русского языка проведу у вас я, зовут меня Гузель Тальгатовна. Оглянитесь, улыбнитесь Посмотрите мне в глаза Я сегодня очень рада Быть в гостях у вас друзья Ребята, девиз сегодня успеха6 Строим лестницу успеха, Всё получится у нас. Но вы должны его показать движениями.
| Личностные УУД: положительное отношение к учению
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение
Познавательные УУД: находить ответы на вопросы учителя.
| Настроить детей на работу.
Работа с пословицей,которая нацеливает ребят на работу. | Поприветствовать учителя и друг друга. Настроиться на работу. Повторяют за движениям учителя.
|
II этап. Актуализация знаний Цель: актуализировать знания | Ребята, часто на уроках нашим главным помощником становится компьютер, но сегодня почему-то программа не включается. Написано: «Введите код» . Какой код? Что нужно делать? (Выполните задания) А-а-а, вот в чем дело, чтобы разгадать код, нужно выполнить какие-то задания. (появляются на слайде) Разминка рук перед письмом. - Разотрите ручки, возьмите теплый лучик солнца в свои ладошки, прижмите к доброму сердечку и подарите его окружающим вас людям. Задание1 (У). Минутка чистописания. - напишите букву, которая в алфавите следует за буквой Г;
- напишите первую букву в алфавите;
- напишите букву , которая в алфавите стоит перед буквой М;
- напишите пару букве Г.
- Что можете сказать об этих буквах? (обозначают согласные звуки, все письменные, есть похожие элементы) - А что можете сказать о звуках, которые обозначают эти буквы (Парные - непарные, звонкие – глухие, твердые – мягкие). -Чтобы разгадать код, придумайте слова из этих букв. |
| Провести разминку для рук, пальцев. | Разминают руки, пальцы.
Вспоминают алфавит, характеристику звуков. |
3.Постановка учебной задачи
| Просмотр видео. Как вы думаете ребята, волк ,прав или нет? Хорошо ,почему. Попробуйте назвать тему нашего урока (Тема урока «Правописание имён собственных».) - Программа открылась! (Появляется слайд с темой урока). Это тема для вас новая? Значит у нас сегодня какой урок? (Урок закрепления) Как вы думаете что мы будем делать на этом уроке? -А что вы ждете от урока? Какие цели ставите перед собой? - Да, действительно, сегодня на уроке русского языка мы будем упражняться в написании имен собственных, развивать свою речь, грамотно и красиво писать. Думаю, что вы все справитесь с любыми заданиями. И материал урока запомните на всю жизнь. (Следующий слайд: «Сайт объявлений») Смотрите, мы попали на сайт объявлений. Из всех особенно выделяется объявление, написанное красным цветом. Давайте его прочитаем (читает ученик). «Ищем учеников 2б класса, которые помогут прочитать карту и отыскать клад. Жители деревни Простоквашино». - Какое интересное объявление. Как будто для нас его написали. Может быть мы откликнемся на это объявление? Ведь искать клад это так интересно! Я никогда его не искала, а вы? Ну что поможем жителям Простоквашино? Словарная работа. - Отгадайте загадки, запишите словарные слова. Что за зверь лесной Встал, как столбик под сосной И стоит среди травы – Уши больше головы. (Заяц.) Рыжая хозяюшка Из лесу пришла, Всех кур пересчитала И с собой унесла. (Лисица.) Вертится, Стрекочет, Весь день хлопочет. (Сорока.) Я весь день ловлю жуков, Ем букашек, червяков. Зимовать не улетаю, Под карнизом обитаю. (Воробей.) Окраской - сероватая, Повадкой – вороватая, Крикунья хрипловатая, Известная персона. Кто она? (Ворона.) - На какие две группы можно разделить записанные слова? (Звери и птицы.) - Зверям и птицам зимой живётся трудно. - Они зимой нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? (Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их.) Образуйте от словарных слов фамилии и запишите их. Воробьёв, Воронов, Сорокин, Лисицын, Зайцев. -Ребята,какой вывод можете сделать? | Личностные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия
Коммуникативные УУД: ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно
| Создать проблемную ситуацию, через которую обучающиеся смогли бы назвать тему урока.
Включить обучающихся в обсуждение проблемных вопросов.
Организовать работу орфографическую работу развивать речь.
| Диалог с учителем. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Оценивать правильность выполнения заданий. |
III этап. Самоопределение деятельности Цель: мотивировать к изучению темы.
- Стимулировать желание помочь исправить проблемную ситуацию.
| А вы помните имена всех жителей Простоквашино? Давайте их запишем в тетрадь. (Выходят по одному к доске, записывают с комментированием: кот Матроскин, дядя Федор, пес Шарик, корова Мурка, галчонок Хватайка, почтальон Печкин). -А почему не все слова здесь написаны с заглавной буквы? (потому что есть имена собственные и нарицательные…) -Выполнив это задание, какой вывод можно сделать (Имена людей, фамилии, клички животных пишутся с заглавной буквы) - Ребята, выберите своего любимого героя и составьте с ним предложение - Ребята, а вы помните, с какой просьбой обратились жители Простоквашино к нам? Да, для того, чтобы прочитать карту и отыскать клад. Ну что же, друзья, показывайте свою карту, а мы попытаемся ее прочитать. А вот и карта! -Посмотрите, на карте флажком отмечена деревня Простоквашино, и крестиком место, где спрятан клад. -Наши герои не смогли прочитать карту, потому что не знают условные обозначения. Мы им в этом поможем. Предлагаю записать весь маршрут в тетрадь. -Начнем с того места, где мы сейчас находимся: деревня Простоквашино. -Посмотрите, как пролегает наш путь, и что мы встречаем на пути. (Работа в тетради: река Добрая, горы Дружные, озеро Счастливое, посёлок Мирный). Что нужно всегда помнить при написании названий географических объектов? (названия…) -Мы смогли все правильно записать, потому что хорошо знаем это правило. Теперь мы знаем точный маршрут и отправляемся в путь. Ребята, скажите на какой вопрос отвечают географические названия.(Какой? Какая?Какое? Какие?) -Ребята, назовите имена нарицательные. Разберите морфемный разбор слов.
| Коммуникативные УУД: формулировать понятные высказывания, используя термины
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя Личностные УУД: понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.
Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий, планировать свои действия
| Включить учащихся в обсуждение проблемной ситуации.
| Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе).
Оценивать правильность выполнения заданий. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. |
Физминутка | Если слово пишется с большой буквы, то вы тянитесь вверх, если слово пишется с маленькой буквы, то вы все дружно приседаете (корова, мальчик, Ирина, самолёт, Волга, школа, Тобик, Простоквашино, , автобус, дерево, Таня, Москва, деревня, Казань, шарик)
|
|
|
|
IVэтап. Цель: научить объяснять различие имен собственных и нарицательных.
| - Наш путь продолжается, долгое путешествие сближает, появляются новые друзья, и наши новые друзья из Простоквашино очень хотят, чтобы мы оставили им адрес Гимназии. Какой же вывод можно сделать? (ответы детей) Молодцы, чувствую, что вы хорошо усвоили эту тему. -Мы подошли к тому месту, где находится клад. Нам осталось выкопать этот клад. Пираты не нашли его, потому что они были злыми, постоянно ссорились и вредили друг другу, а нам, я думаю, удастся найти клад, потому что мы дружные и помогаем друг другу в трудную минуту. А чтобы в этом убедится, я предлагаю следующее задание: на столе у вас лежат карточки со словами, из которых надо составить словосочетания. Но вы должны посоветоваться друг с другом, обсудить правильность ответа и принять совместное решение.
Лилия | лилия |
| Роза | цветок | Первоклассница | Девочка | роза | Желтая |
(ответы детей) -Вы действительно очень дружные ребята и клад сам дался нам в руки (достает сундучок). -Как вы думаете, что может быть в этом сундучке? (деньги, конфеты, драгоценности и т.д.) Так интересно узнать, что же в нашем сундучке. (открываем). Ребята, здесь лежит книга. Но, почему, же книга? (Ответы детей). А-а, я догадалась! А поднимите руку, кому бы хотелось, чтобы в сундучке были драгоценности, деньги? Книга – это клад знаний. В книге можно найти ответы на многие вопросы, она расскажет нам много интересного. Эта книга не простая, из этой книги можем узнать о приключениях наших друзей. А-а, я кажется, поняла! Жители Простоквашино специально спрятали этот клад и попросили нас помочь им, чтобы проверить какие мы дружные, отзывчивые и грамотные. А теперь они благодарят нас за помощь и дарят книгу в классную библиотеку | Регулятивные УУД: выполнять учебное задание в соответствии с правилом; уметь осуществлять самооценку результатов работы
Коммуникативные УУД: формулировать понятные высказывания, используя термины; понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию; уметь планировать учебное сотрудничество в группе
Личностные УУД: уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию | Организовать работу в паре; обеспечить контроль за выполнением задания.
| Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).
Оценивать правильность выполнения заданий. |
V этап. Дом.задание
|
Д.з Составить рассказ по теме «Жители Деревни ищут клад», используя имена собственные.
|
|
|
|
VI этап. Рефлексия учебной деятельности Цель: научить осознавать свои достижения | Итог урока - Какие цели мы ставили в начале урока? Удалось ли нам их достичь? - Как исправить то, что не получилось? (выучить правило, обратиться за помощью к учителю) - Ребята, что мы сегодня в начале урока строили. Перед вами лестница успеха. Нарисуйте себя на той ступени -если вам на уроке было комфортно, были активны то нарисуйте себя на верхней ступени. -если были затруднения, ошибки то на второй. - | Личностные УУД: понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.
Регулятивные УУД: уметь осуществлять самооценку результатов работы
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение
| Анализировать свои успехи и неудачи | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. |