Однокоренные слова 2-3 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок для работы с детьми в мед учреждениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnokorennye_slova_2-3_kl.docx | 61.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Что такое родственные слова? (2кл.) Однокоренные слова. (3 кл.)
Цели урока: Познакомить с понятием родственные слова; с признаками родственных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся
Основные виды учебной деятельности:
Находить родственные слова в тексте и среди других слов.
Различать родственные слова и синонимы.
Подбирать родственные слова к данному слову и выделять в них
корень.
Формирование умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, обобщение.
Планируемые результаты:
Универсальные учебные действия
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Регулятивные: Учить ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.
Личностные результаты: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталонно
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы: словесный, игровой, наглядный, поисковый, метод свободного выбора и свободной беседы, метод взаимодействия и самоконтроля.
Приемы: рассуждение
Формы организации: групповая, коллективная, индивидуальная.
Технологии: развивающего, здоровьесберегающего, дифференцированного обучения
Этапы урока | Содержание | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | УУД (метапредметные результаты) |
Организационный момент Мотивационный | - Здравствуйте, ребята! Ну - ка, проверим, дружок, - Я улыбнусь вам, а вы мне, я помогу вам, а вы поможете мне? Пожелаю вам удачи- За работу, в добрый час. - Помогать нам будет ученик года из Лесной школы. - Откройте тетради и запишите число, классная работа. | Мотивация на урок. | Мотивация на урок. Подготовка учащихся к работе, эмоциональный настрой. | РУУД Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению |
Актуализация знаний. Минутка чистописания. | Если ручкой я пишу, Вм он ля ле (анализ ошибок) | Выполняют задание. Самооценка. Слайд 2 | Предлагает задания. Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность. Учить правильному соединению букв, устранение ошибок написания. | Л контроль в форме сличения способа действия и его результата |
Целеполагание. Постановка учебной задачи | -Всезнайка пригласил нас в гости на поляну знаний. На поляне стоит два домика. Что вас ждет в каждом из домиков? В какой домик вы хотели бы заглянуть? Почему? Большинство из вас выбрали домик, в котором будет что-то новое, незнакомое. - Каждый ученик заходя в этот домик должен: 1 Понять, что неизвестно. 2 Самим построить способ действия. - Прочитайте тему урока: Что нам известно? Что нам неизвестно? Способ действия 1 2 | В одном, то, что нам знакомо, в другом, то, что нам неизвестно. 2-ой домик. Интереснее, там, где еще незнакомо. «Что такое родственные слова?» «Однокоренные слова.» Слово Повторить о слове. «Родственные слова» 1 Познакомиться с родственными словами. 2 Каковы их признаки? 3Находить родственные слова в тексте и среди других слов. 4 Подбирать родственные слова к данному слову и выделять в них корень. | Предлагает задания. Учит ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно. | РУУД Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. РУУД: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно. Осуществлять пошаговый контроль. |
Актуализация знаний. Повторение пройденного. | - Что такое слово? - Что в слове главное? - Там был сад, в саду росла яблоня. Яблоко (Г.Сапгир) У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну, кому какое дело? Просто яблоко висело. Только Конь сказал, Что низко, А мышонок - Высоко. Воробей сказал, Что близко, А Улитка – далеко. А Теленок озабочен, Тем, что яблоко Мало. А Цыпленок - тем Что очень Велико и тяжело. А Котенку все равно: -Кислое - зачем оно? -Что вы?- Шепчет Червячок, - Сладкий у него бочок. Назовите из стихотворения слова антонимы: | Единица речи Лексическое значение
Высоко – низко Близко – далеко Велико – мало Сладкое – кислое | Предлагает задания | |
Словарная работа | - С какими словами из словаря встретились? Вдруг ветер – озорник пробежал по верхушкам деревьев. И посмотрите, что он сделал. В словарных словах все гласные буквы унёс с собой. - Запишите, поставьте знак ударения и вставить пропущенные безударные гласные. (2 кл) - Записать, вставить пропущенные безударные гласные. Выделить основу слова. Определить, какая это часть речи. (3 кл) | Ябл…к.., в…р…бей. | Предлагает задания | Л контроль в форме сличения способа действия и его результата |
Физминутка | Утром бабочка проснулась, | Отдыхают, настраиваются на предстоящую работу. | Оздоровительная, дать возможность детям отдохнуть, настроится на предстоящую работу. | |
Самоопределение к деятельности Изучение нового материала | (Учитель читает текст) Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница. - О! Здравствуйте! Вы кто? - Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто? А я ваша родственница – гусеница. -Ребята, кого называют родственниками? Родственники – это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне. -Ребята, а как вы думаете права ли гусеница, которая считает себя родственницей гусей? Почему? Среди слов тоже есть родственники. Выявим признаки родственных слов. Что в них интересного? – Ребята, давайте составим сейчас памятку, с помощью которой вы сможете определить родственные слова перед вами или нет Близки по смыслу. Одинаковая часть. | Тех, кто живет вместе, одна семья. (Слайд 3) Нет. Гусь- …., гусеница –….. Близки по смыслу. Одинаковая часть. (Слайд 4-8) | Принимает ответы и подводит к выделения признаков родственных слов | ПУУД: Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог Осуществлять синтез как составление целого из частей. |
Вывод: Родственные слова -слова близкие по смыслу и имеют одинаковая часть. | Обобщают полученные знания | |||
Физминутка Игра «Лишнее слово» | Если родственные слова – хлопните, если нет – топните. Лиса, лисица, лист. Сыр, сырость, сырок. Лес , лесник, лестница, лесной. | Отдыхают, настраиваются на предстоящую работу. | Оздоровительная, дать возможность детям отдохнуть, настроится на предстоящую работу. | Р Использование знаний в новых условиях |
Самостоятельная работа | Найти родственные слова. Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика. Почему? | Ёж, ёжик, ежиха, ежата (Слайд 9) Ёж, ёжик, ежиха, ежата – животные Ежевика – ягода. | Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность. Предлагает задания, помогает сделать вывод. | Л контроль в форме сличения способа действия и его результата Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог |
Работа в паре (2 кл) Работа по слайду 11 (3 кл ) Воспитательный момент | К слову гриб подберите родственные слова Запиши одним словом Виды грибов, их польза, правила сбора - Какие бывают грибы? - Какие грибы съедобные? Несъедобные? - Какую пользу приносят грибы? - Как правильно собирать грибы? | Гриб, грибница, грибник, грибок, грибной (2 кл) Слайд 10 Варенье, повар, поварёшка, вареник (3 кл) Слайд 11 | Наблюдает за работой групп, организует общеклассную дискуссию, помогает заметить границу между знанием и незнанием. Предлагает задания, помогает сделать вывод. | КУУД: Контролировать действия партнера. |
Индивидуальная работа | – Ребята, Белочка для вас тоже приготовила задание. Сейчас вы будете собирать грибы и «грызть» орешки. Орешки будут «грызть» ребята, у которых сильные зубы в учёбе, они легко могут разгрызть трудную задачу | Слайд 12-13 | Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность. Предлагает задания, помогает сделать вывод. | КУУД: Контролировать действия партнера. |
Самостоятельная работа Выборочное письмо | Какое слово лишнее? | Выполняют задание Слайд 14 | Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность. | КУУД: Контролировать действия партнера. |
Упражнения для закрепления | Выбери однокоренные слова из текстов | Записать слова в тетрадь 1 текст (2 кл) Слайд 15-16 Записать слова в тетрадь 2 текст (3 кл) Слайд 17-18 | ||
Итог урока | Итог урока - Что нового узнали на уроке? – Кому было интересно? | Подводят итог | Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность. | КУУД: Контролировать действия |
Д / З | Учитель ненавязчиво ошибается назвав родственные слова однокоренными, детям предлагается подумать ошибся учитель или нет, свои предположения приготовить к следующему уроку.
| Дает дом задание | Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность своих возможностей, привитие желания справиться с более трудной задачей. | КУУД: Контролировать действия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока: Корень слова. Однокоренные слова. 3- к класс специальный(коррекционный) VII вида уровень: общеобразовательный
Данный конспект содержит материал, направленный на знакомство детей с понятиями "корень", "однокоренные слова"....
Урок русского языка по теме "Корень.Однокоренные слова" для 3 класса
Урок русского языка в 3 классе по УМК «Школа России», автор учебника Т.Г.Рамзаева. Тема урока: Корень. Однокоренные слова. Цель: знакомство с частями слова. На уроке используется презентация, за...
Интерактивное сопровождение к уроку русского языка по теме "Однокоренные слова" во 2 классе
Презентация для учащихся 2 класса, обучающихся по УМК "Школа России"....
Конспект урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова" в 3 классе
Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему "Онокоренные слова"...
Конспект урока русского языка "Корень слова. Однокоренные слова. Обобщение" 2 класс
Данный материал направлен на обобщение знаний по теме "Корень. Однокоренные слова". Мотивирует учащихся к качественному выполнению заданий, так как у каждого ученика распустится цветок настроения....
Тест по теме "Состав слова. Корень, однокоренные слова, окончание" 2 класс
Данный тест проводится во втором классе при закреплении темы. Материал теста содержит два варианта выполнения задания. В ходе проверки учащиеся могут самостоятельно сделать вывод, какие темы требуют п...
Тест по теме: "Однокоренные слова" для 3 класса
Тест содержит 3 уровня сложности....