Однокоренные слова 2-3 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок для работы с детьми в мед учреждениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnokorennye_slova_2-3_kl.docx61.96 КБ

Предварительный просмотр:

    Тема урока: Что такое родственные слова? (2кл.) Однокоренные слова. (3 кл.)

Цели урока: Познакомить с понятием родственные слова; с признаками родственных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся

     Основные виды учебной деятельности:

    Находить родственные слова в тексте и среди других слов.

    Различать родственные слова и синонимы.

    Подбирать родственные слова к данному слову и выделять в них

    корень.

Формирование умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, обобщение.

Планируемые результаты:

Универсальные учебные действия

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные: Учить ставить  учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно.  Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

 Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.

 Личностные результаты: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталонно

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы: словесный,  игровой, наглядный, поисковый, метод свободного выбора и свободной беседы, метод взаимодействия и самоконтроля.

Приемы: рассуждение

Формы организации: групповая, коллективная, индивидуальная.

Технологии: развивающего, здоровьесберегающего, дифференцированного обучения

Этапы урока

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

УУД (метапредметные результаты)

Организационный момент

Мотивационный

- Здравствуйте, ребята!

Ну - ка, проверим, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

- Я улыбнусь вам, а вы мне, я помогу вам, а вы поможете мне?

Пожелаю вам удачи-

За работу, в добрый час.

 - Помогать нам будет ученик года из Лесной школы.

       -  Откройте тетради и запишите число, классная работа. 

Мотивация на урок.  

Мотивация на урок.  Подготовка учащихся к работе, эмоциональный настрой.  

РУУД  Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению

 Актуализация знаний.

Минутка   чистописания.

       Если ручкой я пишу,
        Не верчусь и не спешу,
        Букву к букве по линейке
        Аккуратно вывожу.

Вм     он    ля    ле  (анализ ошибок)

Выполняют задание. Самооценка.

Слайд 2

Предлагает задания. Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

Учить правильному соединению букв, устранение ошибок написания.

Л      контроль в форме сличения способа действия и его результата

 Целеполагание. Постановка учебной задачи

-Всезнайка пригласил нас в гости   на поляну знаний. На поляне стоит два домика.  Что вас ждет в каждом из домиков?

В какой домик вы хотели бы заглянуть? Почему?

Большинство из вас выбрали домик, в котором будет что-то новое, незнакомое.

- Каждый ученик заходя в этот домик должен:

         1 Понять, что неизвестно.

                    2 Самим построить способ действия.

- Прочитайте тему урока:

Что  нам  известно?

Что  нам  неизвестно?

Способ действия        1  

                      2

В одном, то, что нам знакомо, в другом, то,  что нам неизвестно.

2-ой домик. Интереснее, там,  где еще незнакомо.

«Что такое родственные слова?» «Однокоренные слова.»

Слово

Повторить  о слове.

«Родственные слова»

1  Познакомиться с родственными словами.

2 Каковы их признаки?

3Находить родственные слова в тексте и среди других слов.

 4  Подбирать родственные слова к данному слову и выделять в них корень.

Предлагает задания.

Учит ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно.

РУУД  Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

РУУД:

Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно.

Осуществлять пошаговый контроль.

Актуализация знаний.

Повторение пройденного.

- Что такое слово?

- Что в слове главное?

- Там был сад, в саду росла яблоня.

Яблоко   (Г.Сапгир)

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну,  кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только Конь сказал,

Что низко,

А мышонок -

Высоко.

Воробей сказал,

Что близко,

А Улитка – далеко.

А Теленок озабочен,

Тем, что яблоко

Мало.

А Цыпленок - тем

Что очень  

Велико и тяжело.

А Котенку все равно:

-Кислое -  зачем оно?

-Что вы?-

Шепчет Червячок, -

Сладкий у него бочок.

 Назовите  из стихотворения слова антонимы:

Единица речи

Лексическое значение

     

     

   

 Высоко – низко

Близко – далеко

 Велико – мало

Сладкое – кислое

Предлагает задания

Словарная работа

- С какими  словами из словаря встретились?

Вдруг ветер – озорник пробежал по верхушкам деревьев. И посмотрите, что он сделал. В словарных словах все гласные буквы унёс с собой.

- Запишите, поставьте знак ударения и вставить пропущенные безударные гласные. (2 кл)

- Записать, вставить пропущенные безударные гласные. Выделить основу слова. Определить, какая это часть речи. (3 кл)

 Ябл…к.., в…р…бей.

Предлагает задания

Л      контроль в форме сличения способа действия и его результата

Физминутка

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре тихо села.

Отдыхают, настраиваются на предстоящую работу.

Оздоровительная, дать возможность детям отдохнуть, настроится на предстоящую работу.

Самоопределение к деятельности

Изучение нового материала

(Учитель читает текст)

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница.

- О! Здравствуйте! Вы кто?

- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?

А я ваша родственница – гусеница.

-Ребята, кого называют родственниками? Родственники – это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.

-Ребята, а как вы думаете права ли гусеница, которая считает себя родственницей гусей? Почему?

Среди слов тоже есть родственники.

Выявим признаки родственных слов. Что в них интересного?

– Ребята, давайте составим сейчас памятку, с помощью которой вы сможете определить родственные слова перед вами или нет

Близки по смыслу.

Одинаковая часть.

Тех, кто живет вместе, одна семья.

(Слайд 3)

Нет. Гусь- …., гусеница –…..

Близки по смыслу. Одинаковая часть.

(Слайд 4-8)

Принимает ответы и подводит к выделения признаков родственных слов

ПУУД:

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Вывод: Родственные слова -слова близкие по смыслу и имеют  одинаковая часть.

Обобщают полученные знания

Физминутка

Игра «Лишнее слово»

       Если родственные слова – хлопните,  если нет – топните.

Лиса, лисица, лист.

Сыр, сырость, сырок.

Лес , лесник, лестница, лесной.

Отдыхают, настраиваются на предстоящую работу.

Оздоровительная, дать возможность детям отдохнуть, настроится на предстоящую работу.

Р Использование знаний в новых условиях

Самостоятельная работа

Найти  родственные  слова.

Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.

Почему?

Ёж, ёжик, ежиха, ежата

(Слайд 9)

Ёж, ёжик, ежиха, ежата – животные

Ежевика – ягода.

Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

Предлагает задания, помогает сделать вывод.

Л      контроль в форме сличения способа действия и его результата

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог

Работа в паре (2 кл)

Работа по слайду 11 (3 кл )

Воспитательный момент

К слову гриб подберите родственные слова

Запиши одним словом

Виды грибов, их польза, правила сбора

- Какие бывают грибы?

- Какие грибы съедобные?  Несъедобные?

- Какую пользу приносят грибы?

- Как правильно собирать грибы?

Гриб, грибница, грибник, грибок, грибной (2 кл)

Слайд 10

Варенье, повар, поварёшка, вареник (3 кл)

Слайд 11

Наблюдает за работой групп, организует общеклассную дискуссию, помогает заметить границу между знанием и незнанием.

Предлагает задания, помогает сделать вывод.

КУУД:

Контролировать действия партнера.

Индивидуальная работа

 – Ребята, Белочка для вас тоже приготовила задание. Сейчас вы будете собирать грибы и «грызть» орешки. Орешки будут «грызть»  ребята, у которых сильные зубы в учёбе, они легко могут разгрызть трудную задачу

Слайд 12-13

Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

Предлагает задания, помогает сделать вывод.

КУУД:

Контролировать действия партнера.

Самостоятельная работа  

Выборочное письмо

Какое слово лишнее?

Выполняют задание

Слайд 14

Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

КУУД:

Контролировать действия партнера.

Упражнения для закрепления

Выбери однокоренные слова из текстов

Записать слова в тетрадь  1 текст (2 кл) Слайд 15-16

Записать слова в тетрадь 2 текст (3 кл) Слайд 17-18

Итог урока

Итог урока

- Что нового узнали на уроке?

– Кому было интересно?

– За что ты можешь себя похвалить? (Помогал товарищу!)

Подводят итог

Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

КУУД:

Контролировать действия

Д / З

Учитель ненавязчиво ошибается назвав родственные слова однокоренными, детям предлагается подумать ошибся учитель или нет, свои предположения приготовить к следующему уроку.

       

Дает дом задание

Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность своих возможностей, привитие желания справиться с более трудной задачей.

КУУД:

Контролировать действия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: Корень слова. Однокоренные слова. 3- к класс специальный(коррекционный) VII вида уровень: общеобразовательный

Данный конспект содержит материал, направленный на знакомство детей с понятиями "корень", "однокоренные слова"....

Урок русского языка по теме "Корень.Однокоренные слова" для 3 класса

Урок русского языка в 3 классе по УМК «Школа России», автор учебника Т.Г.Рамзаева. Тема урока: Корень. Однокоренные слова. Цель: знакомство с частями слова.  На уроке используется презентация, за...

Интерактивное сопровождение к уроку русского языка по теме "Однокоренные слова" во 2 классе

Презентация для учащихся 2 класса, обучающихся по УМК "Школа России"....

Конспект урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова" в 3 классе

Конспект урока по русскому  языку в  3 классе на  тему "Онокоренные слова"...

Конспект урока русского языка "Корень слова. Однокоренные слова. Обобщение" 2 класс

Данный материал направлен на обобщение знаний по теме "Корень. Однокоренные слова". Мотивирует учащихся к качественному выполнению заданий, так как у каждого ученика распустится цветок настроения....

Тест по теме "Состав слова. Корень, однокоренные слова, окончание" 2 класс

Данный тест проводится во втором классе при закреплении темы. Материал теста содержит два варианта выполнения задания. В ходе проверки учащиеся могут самостоятельно сделать вывод, какие темы требуют п...

Тест по теме: "Однокоренные слова" для 3 класса

Тест содержит 3 уровня сложности....