Конспект урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова" в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему "Онокоренные слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_na_temu_odnokorennye_slova_v_3_klasse.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Однокоренные слова.
Цели: совершенствовать умения находить однокоренные слова, выделять в словах корень; развивать мышление.
Ход урока.
1.Орг. момент.
2. Самоопределение к деятельности.
Послушайте сказку и подумайте ,о чем пойдет речь сегодня на уроке.
Встретились однажды корень куста и корень слова.
- Здравствуйте, - говорит один, - я корень, а ты кто?
- А я тоже корень, - отвечает другой.
- Я в земле живу, - сказал первый. – А ты где живешь?
- А я живу в словах, - ответил второй.
-Ну как же корень может жить в словах!? – усмехнулся первый. – Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растет?
- Не хвастайся, - отвечает с улыбкой второй.
- От меня и от других таких же корней , как я, вырастают ценные кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри- ка, сколько разных слов выросло только из одного корня лет.
- Подумаешь! – не унимается первый. _ Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно есть. А твоих слов не съешь!
- А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни фруктов, ни ягод даже и назвать - то нельзя! Не сдается второй.
Услышала их спор люди и говорят:
- Не спорьте, друзья, оба вы необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно.
Как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть тоже общий корень – общая для всех часть, от которой все они произошли.
Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке? ( Об однокоренных
словах).
Прочитайте слова.
Море, морж, морская.
Найдите лишнее слово. Докажите. (Морж. Остальные слова однокоренные.)
Так же, как и у кустов,
Корень слова есть у слов.
- Сформулируйте тему урока.
3.Работа по учебнику.
Упр. 107 (с.61)
- Прочитайте.
- Докажите, что в правом столбике записаны однокоренные слова.
-Как называется общая часть родственных слов? (Корень).
- Выполните письменное задание к упражнению.
-Прочитайте однокоренные слова. Назовите корень.
-Прочитайте ниже сведения о языке.
- Какие слова называются однокоренными?
Как пишется корень в однокоренных словах?
Прочитайте правило еще раз. Закройте учебники. Расскажите правило соседу по парте.
Упр. 108. с.61.
(Самостоятельное выполнение.)
4.Физкультминутка.
5. Закрепление изученного материала.
А) Работа по учебнику.
Упр. 109. с.62
- прочитайте.
-Разделите слова на группы. Запишите.
(Проверка. Учащиеся читают каждую группу слов, называют корень и часть слова.)
Упр. 110 с.62
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
- Назовите синонимы. (Путь – дорожка).
-Назовите однокоренные слова (картошка- картошечка)
Б) Работа со словом из словаря.
- Отгадайте загадку.
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали-
Не одну нашли, а десять!
Как ее название дети?
- Найдите слово картофель в орфографическом словаре.
- Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
- Составьте предложение со словом картофель.
_Запомните название этого слова.
6. Рефлексия.
- Спишите однокоренные слова, выделите в них корень. Допишите в каждый ряд слово, которое нельзя переносить.
1)Бегать,бегун,пробег,беговой.
2)Домашний, домишко, домовой, домик.
3)Светить, светлый, светленький, светильник.
4)Конюшня,конный,конница,коняга.
-Какие слова называются однокоренными?
- Как пишутся корни в однокоренных словах?
- Оцените свою работу на уроке.
7. Подведение итогов урока.
8. Домашнее задание.
Упр. 111 с.62
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русскому языку "Работа основы слова", 3 класс.(учебник Репкина)
План-конспект урока по русскому языку 3 класса по теме "Работа основы слова"(учебник Репкина)...
Конспект урока по русскому языку. Тема:"Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова". 1 класс. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умений различать парные звонкие и глухие согласные звуки; проведение наблюдений за произнесением парных звонких согласных в конце слова; знакомство со способом ...
Конспект урока по русскому языку на тему: "Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки." учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)
Цели деятельности учителя: формирование представлений о фонетическом явлении, при котором происходит несоответствие звука букве в произношении и на письме;совершенствование умений различать звуки и бу...
конспект урока родного (русского) языка на тему ": Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Цель урока: познакомить со словами, называющими предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник); развивать речь , ло...
Конспект урока по русскому языку "Правила переноса слов" 1 класс
Тип урока: открытие нового знания....
Конспект урока по русскому языку. Тема: "Однокоренные слова. Корень слова" (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности учителя: формирование понятия «корень слова», умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.Планируемые результатыПредметные:знать:·...
Конспект урока по русскому языку "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы" (2 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема урока: «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы.» Цели деятельности учителя:-Формирование первоначального представлени...