Проектный метод на уроках русского языка для выполнения требований ФГОС НОО
статья по русскому языку на тему

Проектный метод, как один из вариантов деятельностной педагогики – это требования ФГОС- это     формирование самостоятельности в усвоении учебного материала;
поиск, сбор и анализ информации;  оценка результатов своей работы. Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.Несмотря на то, что метод проектов меньше используем на уроках русского языка и математики, формирующих систему специальных предметных знаний и умений учащихся, мы считаем что вопрос «как изучить» имеет большую значимость, чем вопрос «что изучать».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектный метод на уроках русского языка

для выполнения требований ФГОС НОО

Проектный метод, как один из вариантов деятельностной педагогики – это требования ФГОС- это     формирование самостоятельности в усвоении учебного материала;
поиск, сбор и анализ информации;  оценка результатов своей работы.
Слайд 1.

       Конечно, возраст младших школьников накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность, мы считаем, нужно обязательно, т.к. именно в этом возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.  Ценность проектного метода заключается в создании учениками образовательного «продукта», а значит выполнение познавательной, исследовательской, конструкторской работы на заданную тему. Слайд 2

Мы используем ПМ, в котором приемы деятельности показывает учитель, иногда с привлечением родителей. Дети же выполняют проектные задания, которые потом объединяются в общий проект. Благодаря ПМ очень эффективно формировать у учащихся:  слайд 3
ряд коммуникативных и презентационных умений  
- умение спрашивать; 
- умение управлять голосом;   
- умение выражать свою точку зрения;       
- умение договариваться, сотрудничать.

Развивать  мышление  учащихся    
-
анализ, синтез действий;
- умение вычленять существенный признак,  т.е. формировать  поисковые и рефлексивные умения
- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников.

Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.

В процессе работы над проектом ученики выступают активными участниками, а не пассивными статистами, так как социализация личности в современных условиях требует умений человека представлять желаемый результат, рационально отбирать для его достижения средства, ресурсы, информацию в большом потоке не отвлекаясь и не отклоняясь от поставленной цели, достигать ее планомерно и  спокойно. Если ребенок овладеет навыками проектной деятельности, то сможет пользоваться ими в повседневной жизни. Перед учителем же стоит трудная задача – выбор проблем для проектов, но их можно брать также   из   окружающей действительности.

Успешная проектная деятельность в начальных классах возможна на таких предметах, как литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология и конечно же во внеурочной деятельности.

Несмотря на то, что метод проектов меньше используем на уроках русского языка и математики, формирующих систему специальных предметных знаний и умений учащихся, мы считаем что вопрос «как изучить» имеет большую значимость, чем вопрос «что изучать». 

Как правило, это монопроекты,   хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. По продолжительности это могут быть  мини – проекты, укладывающиеся в один урок или менее или  краткосрочные проекты, которые требуют выделения 3 – 5 уроков. Слайд 4

Иногда  уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
Процесс работы над проектом включает в себя несколько последовательных этапов: слайд 5

  1. Мотивационный этап.
  2. Постановка проблемы
  3. Планирование действий участников проекта.
  4. Поисковый этап.
  5. Обобщающий этап: оформление результата - продукта
  6. Публичная защита проекта.
  7. Итоговый этап.  Анализ выполненной работы.

Учебное проектирование способствует повышению качества учебного процесса. Ребята ищут дополнительные источники информации, самостоятельно работают с их содержанием, обмениваются информацией, анализируют найденный материал, учатся оценивать качество информации, выбирать в ней главное и наиболее интересное, тренируются в кратком изложении объемного материала, в его оформлении с использованием самых современных средств (в том числе и компьютера). 

Еще раз хочется отметить, что осуществляется проект  в особых условиях – т.е. сопровождается алгоритмом действий учеников, который выдается каждой группе и на который они постоянно опираются,  решая проектную задачу. Слайд 6

АЛГОРИТМ может быть дан готовый, но  можно составить совместно. Учитывая возраст детей, продвижение по нему может проходить под руководством учителя.    

1. Обсудить в группе, как оформить  результат работы.

2. (ПЛАНИРОВАНИЕ) Распределить обязанности в группе  и записать в  маршрутный лист.  (показать маршрут. лист) слайд 7

(действия могут быть прописаны. В дальнейшем необходимые действия планируют сами).

3. Выполнить запланированную работу. (На данном этапе учитель в роли консультанта, но не подсказчика, даже если видит ошибки).

4. Отметить в МАРШРУТНОМ ЛИСТЕ выполнение своего поручения.

   (выполнил, не выполнил, без учёта качества).

5. Проверить работу совместно.

6. Подготовиться к презентации работы.  Распределяют, кто, что будет говорить. Надо стараться, чтобы каждый что-нибудь сказал.

Перед презентацией лучше  работы групп собрать, можно прикрепить на доску. Так как во время выступления одной группы, другие будут отвлекаться: продолжать обсуждение, дописывать, исправлять в своих работах.

А очень важно, чтобы дети учились слушать других, задавать вопросы выступающим, высказывать своё мнение.

7.  Представить работу классу.

8. Отметить в ЛИСТЕ САМООЦЕНКИ сформированность умения. Слайд 8

Назовем возможные темы учебных проектов:  Слайд 9

Русский язык:
Памятные даты
Орфограммы разные - орфограммы опасные
Создаем памятку
Парные согласные на конце слова
Составляем ребусы

Проект  « Памятная дата»  (любые  памятные даты России - День космонавтики, День Победы и т.д.) слайд 10

Цели и задачи  проекта: 

- прививать любовь и уважение к родному языку;

- вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера, в различные виды деятельности;

 - формировать умения и навыки самостоятельной работы с разными источниками информации, развивать умения анализировать информацию, выделять главное, обобщать и делать выводы; расширять кругозор, повышать эрудицию;

- развивать творческие способности, интерес к предмету.


Проблемный вопрос:  почему эта дата является памятной?

Текст  слайд 11

Работа в группах:
1. Выбор и определение лексического значения слов по теме памятной даты.
2. Наиболее сложные по написанию слова
 по теме памятной даты.
3. Сочинения по теме памятной даты

Оформление результатов: буклеты или книжки – самоделки по толкованию слов, словарики, электронные презентации,  выставка сочинений

Проект «Орфограммы разные – орфограммы  опасные»

Цели и задачи проекта: классифицировать слова, написание которых можно объяснить изученными правилами, и слова, написание которых изученными правилами объяснить нельзя.

Проблемный вопрос:  какие  существуют способы проверки орфограмм?

Работа в группах: группа «Зима» - безударные гласные;
                                группа «Солнце» - непроизносимые согласные»;
                                группа «Шубка» - парные согласные;
                                группа «Мороз» - словарные слова.

Оформление результатов:
памятки  по способам проверки орфограмм, электронные презентации, опорные схемы по правилам.

Подведение итогов: обобщающий урок

Проект «Парные согласные  на конце слова»

Цели  и задачи проекта: выделять из группы слов слова с орфограммой «Парная согласная на конце слова»;

- запомнить написание некоторых слов из словаря.                


Проблемный вопрос:  
как подготовиться к диктанту, в котором будут слова с парной согласной на конце слова, некоторые из них это слова из словаря нашего учебника, которые тоже содержат эту орфограмму?

Работа в группах: выбор слов из словаря
Оформление результатов:
создание мини-словаря с   орфограммой «Парная согласная на конце слова»;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектный метод на уроках русского языка для выполнения требований ФГОС НОО

Слайд 2

Требования ФГОС: формирование самостоятельности в усвоении учебного материала; поиск, сбор и анализ информации; оценка результатов своей работы

Слайд 3

Ценность проектного метода Создание учениками образовательного «продукта», а значит выполнение познавательной, исследовательской, конструкторской работы на заданную тему.

Слайд 4

К оммуникативные и презентационные умения - умение спрашивать; - умение управлять голосом; - умение выражать свою точку зрения; - умение договариваться, сотрудничать. Развитие мышления учащихся - анализ, синтез действий; - умение вычленять существенный признак Адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников

Слайд 5

Монопроекты краткосрочные проекты мини-проекты

Слайд 6

Мотивационный этап. Постановка проблемы Планирование действий участников проекта. Поисковый этап. Обобщающий этап: оформление результата – «продукта» Публичная защита проекта. Итоговый этап. Анализ выполненной работы.

Слайд 7

Алгоритм работы для детей 1. Обсудить в группе, как оформить результат работы. 2. Распределить обязанности в группе и записать в маршрутный лист. 3. Выполнить запланированную работу. 4 . Отметить в МАРШРУТНОМ ЛИСТЕ выполнение своего поручения. 5 . П роверить работу совместно . 6 . Подготовиться к презентации работы. 7 . Представить работу классу. 8 . Отметить в ЛИСТЕ САМООЦЕНКИ сформированность умения.

Слайд 8

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ (ПЛАН) Что делаем Кто делает Отметка о выполнении + или -

Слайд 9

Лист самооценки ______________ Умения: Умею + Не умею -

Слайд 10

«Памятная дата» «Орфограммы разные - орфограммы опасные» «Создаем памятку» «Парные согласные на конце слова» «Всегда ли жи-ши дружит с и ? »

Слайд 11

Проект « Памятная дата» Проблемный вопрос: почему эта дата является памятной? Работа в группах: 1. Выбор и определение лексического значения слов по теме памятной даты. 2. Наиболее сложные по написанию слова по теме памятной даты. 3. Сочинения по теме памятной даты . Оформление результатов: буклеты или книжки – самоделки по толкованию слов, словарики, электронные презентации, выставка сочинений

Слайд 12

С первого дня Великой Отечественной войны героизм простого советского солдата стал образцом для подражания. То, что в литературе часто называется «стоять на смерть», было сполна продемонстрировано уже в боях за Брестскую крепость. Хваленые солдаты вермахта столкнулись с таким сопротивлением, что просто не могли поверить, что против них сражаются простые люди. Война не уходит бесследно, она в памяти людей, последствия ее – раны душевные и телесные – напоминают о страшных годах и по сей день. Мы с вами – уникальное поколение. Мы имеем возможность поговорить с ветеранами, пожать руку тому, кто был защитником нашего Отечества, страдал и за наше благополучие, за наше будущее.

Слайд 13

Проект «Орфограммы разные – орфограммы опасные» Проблемный вопрос: какие существуют способы проверки орфограмм ? Работа в группах: группа «Зима» - безударные гласные ; группа «Солнце» - непроизносимые согласные»; группа «Шубка» - парные согласные; группа «Мороз» - словарные слова. Оформление результатов: памятки по способам проверки орфограмм, электронные презентации, опорные схемы по правилам.

Слайд 14

Проект «Парные согласные на конце слова» Проблемный вопрос: как подготовиться к диктанту, в котором будут слова с парной согласной на конце слова, некоторые из них это слова из словаря нашего учебника, которые тоже содержат эту орфограмму? Работа в группах: выбор слов из словаря Оформление результатов: создание мини-словаря с орфограммой «Парная согласная на конце слова »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения по системе Л.В. Занкова.Тема урока "Число и цифра 7".

В разработке представлен подробный план изучения темы "Число и цифра 7" с вариантами ответов учащихся....

Мастер – класс « Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе в условиях введения ФГОС»

Проект - это одна из форм исследовательской работы. Поэтому, когта мы говорим о методепроектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели, которая завершится практическим результатом. Сегод...

Проект «Обеспечение результативности образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО». Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по русскому языку в 1 классе на тему «Перенос слова».

В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Перенос слова», включающий в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе УМК « Перспектива», с ...

«Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по русскому языку в 1 классе на тему «Ударение»

Разработанная технологическая карта, проект позволит добиться планируемых результатов. В созданных образовательных технологиях содержания, методы, организация, средства обучения прямо ориентированы на...