Проектный метод на уроках русского языка для выполнения требований ФГОС НОО
статья по русскому языку на тему
Проектный метод, как один из вариантов деятельностной педагогики – это требования ФГОС- это формирование самостоятельности в усвоении учебного материала;
поиск, сбор и анализ информации; оценка результатов своей работы. Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.Несмотря на то, что метод проектов меньше используем на уроках русского языка и математики, формирующих систему специальных предметных знаний и умений учащихся, мы считаем что вопрос «как изучить» имеет большую значимость, чем вопрос «что изучать».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проектный метод на уроках рус. яз. | 23.95 КБ |
проектный метод | 98.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектный метод на уроках русского языка
для выполнения требований ФГОС НОО
Проектный метод, как один из вариантов деятельностной педагогики – это требования ФГОС- это формирование самостоятельности в усвоении учебного материала;
поиск, сбор и анализ информации; оценка результатов своей работы. Слайд 1.
Конечно, возраст младших школьников накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность, мы считаем, нужно обязательно, т.к. именно в этом возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Ценность проектного метода заключается в создании учениками образовательного «продукта», а значит выполнение познавательной, исследовательской, конструкторской работы на заданную тему. Слайд 2
Мы используем ПМ, в котором приемы деятельности показывает учитель, иногда с привлечением родителей. Дети же выполняют проектные задания, которые потом объединяются в общий проект. Благодаря ПМ очень эффективно формировать у учащихся: слайд 3
ряд коммуникативных и презентационных умений
- умение спрашивать;
- умение управлять голосом;
- умение выражать свою точку зрения;
- умение договариваться, сотрудничать.
Развивать мышление учащихся
- анализ, синтез действий;
- умение вычленять существенный признак, т.е. формировать поисковые и рефлексивные умения
- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников.
Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.
В процессе работы над проектом ученики выступают активными участниками, а не пассивными статистами, так как социализация личности в современных условиях требует умений человека представлять желаемый результат, рационально отбирать для его достижения средства, ресурсы, информацию в большом потоке не отвлекаясь и не отклоняясь от поставленной цели, достигать ее планомерно и спокойно. Если ребенок овладеет навыками проектной деятельности, то сможет пользоваться ими в повседневной жизни. Перед учителем же стоит трудная задача – выбор проблем для проектов, но их можно брать также из окружающей действительности.
Успешная проектная деятельность в начальных классах возможна на таких предметах, как литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология и конечно же во внеурочной деятельности.
Несмотря на то, что метод проектов меньше используем на уроках русского языка и математики, формирующих систему специальных предметных знаний и умений учащихся, мы считаем что вопрос «как изучить» имеет большую значимость, чем вопрос «что изучать».
Как правило, это монопроекты, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. По продолжительности это могут быть мини – проекты, укладывающиеся в один урок или менее или краткосрочные проекты, которые требуют выделения 3 – 5 уроков. Слайд 4
Иногда уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
Процесс работы над проектом включает в себя несколько последовательных этапов: слайд 5
- Мотивационный этап.
- Постановка проблемы
- Планирование действий участников проекта.
- Поисковый этап.
- Обобщающий этап: оформление результата - продукта
- Публичная защита проекта.
- Итоговый этап. Анализ выполненной работы.
Учебное проектирование способствует повышению качества учебного процесса. Ребята ищут дополнительные источники информации, самостоятельно работают с их содержанием, обмениваются информацией, анализируют найденный материал, учатся оценивать качество информации, выбирать в ней главное и наиболее интересное, тренируются в кратком изложении объемного материала, в его оформлении с использованием самых современных средств (в том числе и компьютера).
Еще раз хочется отметить, что осуществляется проект в особых условиях – т.е. сопровождается алгоритмом действий учеников, который выдается каждой группе и на который они постоянно опираются, решая проектную задачу. Слайд 6
АЛГОРИТМ может быть дан готовый, но можно составить совместно. Учитывая возраст детей, продвижение по нему может проходить под руководством учителя.
1. Обсудить в группе, как оформить результат работы.
2. (ПЛАНИРОВАНИЕ) Распределить обязанности в группе и записать в маршрутный лист. (показать маршрут. лист) слайд 7
(действия могут быть прописаны. В дальнейшем необходимые действия планируют сами).
3. Выполнить запланированную работу. (На данном этапе учитель в роли консультанта, но не подсказчика, даже если видит ошибки).
4. Отметить в МАРШРУТНОМ ЛИСТЕ выполнение своего поручения.
(выполнил, не выполнил, без учёта качества).
5. Проверить работу совместно.
6. Подготовиться к презентации работы. Распределяют, кто, что будет говорить. Надо стараться, чтобы каждый что-нибудь сказал.
Перед презентацией лучше работы групп собрать, можно прикрепить на доску. Так как во время выступления одной группы, другие будут отвлекаться: продолжать обсуждение, дописывать, исправлять в своих работах.
А очень важно, чтобы дети учились слушать других, задавать вопросы выступающим, высказывать своё мнение.
7. Представить работу классу.
8. Отметить в ЛИСТЕ САМООЦЕНКИ сформированность умения. Слайд 8
Назовем возможные темы учебных проектов: Слайд 9
Русский язык:
Памятные даты
Орфограммы разные - орфограммы опасные
Создаем памятку
Парные согласные на конце слова
Составляем ребусы
Проект « Памятная дата» (любые памятные даты России - День космонавтики, День Победы и т.д.) слайд 10
Цели и задачи проекта:
- прививать любовь и уважение к родному языку;
- вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера, в различные виды деятельности;
- формировать умения и навыки самостоятельной работы с разными источниками информации, развивать умения анализировать информацию, выделять главное, обобщать и делать выводы; расширять кругозор, повышать эрудицию;
- развивать творческие способности, интерес к предмету.
Проблемный вопрос: почему эта дата является памятной?
Текст слайд 11
Работа в группах:
1. Выбор и определение лексического значения слов по теме памятной даты.
2. Наиболее сложные по написанию слова по теме памятной даты.
3. Сочинения по теме памятной даты
Оформление результатов: буклеты или книжки – самоделки по толкованию слов, словарики, электронные презентации, выставка сочинений
Проект «Орфограммы разные – орфограммы опасные»
Цели и задачи проекта: классифицировать слова, написание которых можно объяснить изученными правилами, и слова, написание которых изученными правилами объяснить нельзя.
Проблемный вопрос: какие существуют способы проверки орфограмм?
Работа в группах: группа «Зима» - безударные гласные;
группа «Солнце» - непроизносимые согласные»;
группа «Шубка» - парные согласные;
группа «Мороз» - словарные слова.
Оформление результатов: памятки по способам проверки орфограмм, электронные презентации, опорные схемы по правилам.
Подведение итогов: обобщающий урок
Проект «Парные согласные на конце слова»
Цели и задачи проекта: выделять из группы слов слова с орфограммой «Парная согласная на конце слова»;
- запомнить написание некоторых слов из словаря.
Проблемный вопрос: как подготовиться к диктанту, в котором будут слова с парной согласной на конце слова, некоторые из них это слова из словаря нашего учебника, которые тоже содержат эту орфограмму?
Работа в группах: выбор слов из словаря
Оформление результатов: создание мини-словаря с орфограммой «Парная согласная на конце слова»;
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Требования ФГОС: формирование самостоятельности в усвоении учебного материала; поиск, сбор и анализ информации; оценка результатов своей работы
Ценность проектного метода Создание учениками образовательного «продукта», а значит выполнение познавательной, исследовательской, конструкторской работы на заданную тему.
К оммуникативные и презентационные умения - умение спрашивать; - умение управлять голосом; - умение выражать свою точку зрения; - умение договариваться, сотрудничать. Развитие мышления учащихся - анализ, синтез действий; - умение вычленять существенный признак Адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников
Монопроекты краткосрочные проекты мини-проекты
Мотивационный этап. Постановка проблемы Планирование действий участников проекта. Поисковый этап. Обобщающий этап: оформление результата – «продукта» Публичная защита проекта. Итоговый этап. Анализ выполненной работы.
Алгоритм работы для детей 1. Обсудить в группе, как оформить результат работы. 2. Распределить обязанности в группе и записать в маршрутный лист. 3. Выполнить запланированную работу. 4 . Отметить в МАРШРУТНОМ ЛИСТЕ выполнение своего поручения. 5 . П роверить работу совместно . 6 . Подготовиться к презентации работы. 7 . Представить работу классу. 8 . Отметить в ЛИСТЕ САМООЦЕНКИ сформированность умения.
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ (ПЛАН) Что делаем Кто делает Отметка о выполнении + или -
Лист самооценки ______________ Умения: Умею + Не умею -
«Памятная дата» «Орфограммы разные - орфограммы опасные» «Создаем памятку» «Парные согласные на конце слова» «Всегда ли жи-ши дружит с и ? »
Проект « Памятная дата» Проблемный вопрос: почему эта дата является памятной? Работа в группах: 1. Выбор и определение лексического значения слов по теме памятной даты. 2. Наиболее сложные по написанию слова по теме памятной даты. 3. Сочинения по теме памятной даты . Оформление результатов: буклеты или книжки – самоделки по толкованию слов, словарики, электронные презентации, выставка сочинений
С первого дня Великой Отечественной войны героизм простого советского солдата стал образцом для подражания. То, что в литературе часто называется «стоять на смерть», было сполна продемонстрировано уже в боях за Брестскую крепость. Хваленые солдаты вермахта столкнулись с таким сопротивлением, что просто не могли поверить, что против них сражаются простые люди. Война не уходит бесследно, она в памяти людей, последствия ее – раны душевные и телесные – напоминают о страшных годах и по сей день. Мы с вами – уникальное поколение. Мы имеем возможность поговорить с ветеранами, пожать руку тому, кто был защитником нашего Отечества, страдал и за наше благополучие, за наше будущее.
Проект «Орфограммы разные – орфограммы опасные» Проблемный вопрос: какие существуют способы проверки орфограмм ? Работа в группах: группа «Зима» - безударные гласные ; группа «Солнце» - непроизносимые согласные»; группа «Шубка» - парные согласные; группа «Мороз» - словарные слова. Оформление результатов: памятки по способам проверки орфограмм, электронные презентации, опорные схемы по правилам.
Проект «Парные согласные на конце слова» Проблемный вопрос: как подготовиться к диктанту, в котором будут слова с парной согласной на конце слова, некоторые из них это слова из словаря нашего учебника, которые тоже содержат эту орфограмму? Работа в группах: выбор слов из словаря Оформление результатов: создание мини-словаря с орфограммой «Парная согласная на конце слова »
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения по системе Л.В. Занкова.Тема урока "Число и цифра 7".
В разработке представлен подробный план изучения темы "Число и цифра 7" с вариантами ответов учащихся....
Проектная деятельность на уроках русского языка с целью повышения качества образования в условиях введения ФГОС
Мастер - класс для учителей начальных классов....
Проектирование заключительного этапа урока в соответствии с требованиями ФГОС. Организация рефлексии на уроках в начальной школе
Статья посвящена организации рефлексии на уроках в начальной школе...
Мастер – класс « Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе в условиях введения ФГОС»
Проект - это одна из форм исследовательской работы. Поэтому, когта мы говорим о методепроектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели, которая завершится практическим результатом. Сегод...
Проект «Обеспечение результативности образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО». Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по русскому языку в 1 классе на тему «Перенос слова».
В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Перенос слова», включающий в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе УМК « Перспектива», с ...
«Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по русскому языку в 1 классе на тему «Ударение»
Разработанная технологическая карта, проект позволит добиться планируемых результатов. В созданных образовательных технологиях содержания, методы, организация, средства обучения прямо ориентированы на...