Проектный метод на уроках русского языка в начальной школе.
статья по теме

Лыско Оксана Алексеевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass_metod_proektov.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Проектный метод на уроках русского языка в начальной школе.

Анализируя свою деятельность,  я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:

- низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;

- неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

- разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;

- отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.

Например, на уроках русского языка дети стараются писать грамотно, обдумывая, какой буквой обозначить звук в той или иной слабой позиции, а в другой ситуации (не на уроке русского языка) пишут безграмотно, не используя имеющиеся у них знания языка. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, я решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. С этой целью мною был выбран метод проектов.

Проектные работы детей представляют собой один из способов контроля учащихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку:

- успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности;

- знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей;

- выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду;

- проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы;

- детьми проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни.

Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Правильно организованная подготовка проекта должна превратиться в интересную игру.

  • Воспитывающий целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
  • Интегрирующий знания, умения и навыки разных дисциплин;
  • Личностно ориентированный;
  • Обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
  • Развивающий умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии;
  • Формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
  • Здоровьезберегающий.

  • Тренажеры по русскому языку
  • Математический задачник
  • Копилка читательских удовольствий
  • Тренажеры по математике

Богатыми возможностями для организации проектной деятельности учащихся обладают все учебные предметы, остановлюсь на уроках русского языка.

Все мы используем на уроках карточки, и особенно нравятся детям оригинальные, изготовленные нами учителями. А почему бы самим детям не изготовить такие карточки.

составление заданий по русскому языку, с помощью которых каждому ученику можно было бы с увлечением закрепить свои знания по какой-либо теме.

Поставила перед собой задачи:

  • Закрепление у младших школьников знаний, умений и навыков по русскому языку в процессе разработки заданий-тренажеров;
  • Формирование навыков самостоятельной творческой работы на предметном содержании русского языка;
  • Совершенствование умений осуществлять содержательное оценивание и самооценивание процесса и результата учебной деятельности.

сборник или папка упражнений, заданий по русскому языку, позволяющих закрепить полученные знания и умения по самым трудным, «ошибкоопасным» разделам  и темам.

  • Погружение в проект
  • Организация деятельности
  • Осуществление деятельности
  • Презентация

Разрабатывается алгоритм выполнения проекта, который дается детям.

  • Выбор темы, орфограмм, к которым будет создаваться тренажер
  • Определение типа задания-тренажера
  • Разработка содержания задания тренажера и его оформление
  • Придумывание оформления
  • Подготовка презентации проекта
  • Презентация авторского варианта
  • Самооценка и оценка процесса и результата работы над проектом

И обязательно критерии оценки качества разработанных тренажеров

  • Соответствие содержания задания тренажера определенной пройденной теме, орфограмме, требующей отработки
  • Удобство применения тренажера и возможность многократного его использования для разных учеников
  • Оригинальность содержания заданий и способа их оформления

Так как дети должны защитить свою работу и презентовать ее другим, то разрабатываются требования к презентации.

  • Краткость выступления
  • Выразительность защиты
  •  Полнота представления проекта (чтобы было понятно, по какой теме выполнен проект и почему именно по ней, а также как работать с тренажером)

  • На начальном этапе карточки создаются совместно с учениками на уроке обобщения знаний.
  • Затем можно показать готовые примеры карточки и презентовать их детям.
  • Следующий этап это самостоятельное изготовление карточек и презентация их ученикам.
  •  Последний этап проекта – обсуждение работ, какие оказались наиболее удачными и почему.

Я предлагаю вам попробовать придумать проект карточки тренажера и презентовать его нам.

Алгоритм выполнения проекта и требования к презентации перед вами.

  • Выбор темы, орфограмм, к которым будет создаваться тренажер
  • Определение типа задания-тренажера
  • Разработка содержания задания тренажера и его оформление
  • Придумывание оформления
  • Подготовка презентации проекта
  • Презентация авторского варианта
  • Самооценка и оценка процесса и результата работы над проектом
  • Краткость выступления
  • Выразительность защиты
  •  Полнота представления проекта (чтобы было понятно, по какой теме выполнен проект и почему именно по ней, а также как работать с тренажером)

Результатом работы считаю:

1) Систематизация знаний детей по русскому языку;

2) Высокая активность детей в творческих делах, на всех уроках;

3) Активная помощь родителей детям, их заинтересованность учебным процессом;

4) Дети в школу идут с желанием, им не терпится показать всем свою работу, рассказать о ней.

5) Пополняется банк карточек.

Хотя со вторым классом мы находимся пока только на начальном этапе работы.

В заключение хочется отметить, что метод проектов трудно использовать на каждом уроке. Целесообразно это делать как обобщение к теме и выполнять в каждом классе 2,3,4. Это позволит проследить динамику усложнения, качественного роста индивидуальных проектов младших школьников и составить обширную картотеку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование опережающего метода на уроках русского языка в начальной школе

в данной статье я постаралась показать как можно постепенно ввести на уроке русского языка различные виды разборов, использовать таблицы, памятки...

Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе

Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение, особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков ...

Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе

В статье указывается на актуальность использования метода проектов в начальной школе и предлагается конспект занятия по русскому языку во 2 классе с использованием данной технологии....

Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе

Проектная  деятельность  на  уроках  русского  языка  в  начальной  школе...

Мастер – класс « Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе в условиях введения ФГОС»

Проект - это одна из форм исследовательской работы. Поэтому, когта мы говорим о методепроектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели, которая завершится практическим результатом. Сегод...

Мастер – класс « Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе» 07.02.2017

Проект "Слово"   Цель: обогощение, уточнение и активизация словарного состава речи....