Проектный метод на уроках русского языка в начальной школе.
статья по теме
Предварительный просмотр:
Проектный метод на уроках русского языка в начальной школе.
Анализируя свою деятельность, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:
- низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
- неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
- разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
- отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Например, на уроках русского языка дети стараются писать грамотно, обдумывая, какой буквой обозначить звук в той или иной слабой позиции, а в другой ситуации (не на уроке русского языка) пишут безграмотно, не используя имеющиеся у них знания языка. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, я решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. С этой целью мною был выбран метод проектов.
Проектные работы детей представляют собой один из способов контроля учащихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку:
- успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности;
- знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей;
- выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду;
- проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы;
- детьми проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни.
Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Правильно организованная подготовка проекта должна превратиться в интересную игру.
- Воспитывающий целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
- Интегрирующий знания, умения и навыки разных дисциплин;
- Личностно ориентированный;
- Обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
- Развивающий умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии;
- Формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
- Здоровьезберегающий.
- Тренажеры по русскому языку
- Математический задачник
- Копилка читательских удовольствий
- Тренажеры по математике
Богатыми возможностями для организации проектной деятельности учащихся обладают все учебные предметы, остановлюсь на уроках русского языка.
Все мы используем на уроках карточки, и особенно нравятся детям оригинальные, изготовленные нами учителями. А почему бы самим детям не изготовить такие карточки.
составление заданий по русскому языку, с помощью которых каждому ученику можно было бы с увлечением закрепить свои знания по какой-либо теме.
Поставила перед собой задачи:
- Закрепление у младших школьников знаний, умений и навыков по русскому языку в процессе разработки заданий-тренажеров;
- Формирование навыков самостоятельной творческой работы на предметном содержании русского языка;
- Совершенствование умений осуществлять содержательное оценивание и самооценивание процесса и результата учебной деятельности.
сборник или папка упражнений, заданий по русскому языку, позволяющих закрепить полученные знания и умения по самым трудным, «ошибкоопасным» разделам и темам.
- Погружение в проект
- Организация деятельности
- Осуществление деятельности
- Презентация
Разрабатывается алгоритм выполнения проекта, который дается детям.
- Выбор темы, орфограмм, к которым будет создаваться тренажер
- Определение типа задания-тренажера
- Разработка содержания задания тренажера и его оформление
- Придумывание оформления
- Подготовка презентации проекта
- Презентация авторского варианта
- Самооценка и оценка процесса и результата работы над проектом
И обязательно критерии оценки качества разработанных тренажеров
- Соответствие содержания задания тренажера определенной пройденной теме, орфограмме, требующей отработки
- Удобство применения тренажера и возможность многократного его использования для разных учеников
- Оригинальность содержания заданий и способа их оформления
Так как дети должны защитить свою работу и презентовать ее другим, то разрабатываются требования к презентации.
- Краткость выступления
- Выразительность защиты
- Полнота представления проекта (чтобы было понятно, по какой теме выполнен проект и почему именно по ней, а также как работать с тренажером)
- На начальном этапе карточки создаются совместно с учениками на уроке обобщения знаний.
- Затем можно показать готовые примеры карточки и презентовать их детям.
- Следующий этап это самостоятельное изготовление карточек и презентация их ученикам.
- Последний этап проекта – обсуждение работ, какие оказались наиболее удачными и почему.
Я предлагаю вам попробовать придумать проект карточки тренажера и презентовать его нам.
Алгоритм выполнения проекта и требования к презентации перед вами.
- Выбор темы, орфограмм, к которым будет создаваться тренажер
- Определение типа задания-тренажера
- Разработка содержания задания тренажера и его оформление
- Придумывание оформления
- Подготовка презентации проекта
- Презентация авторского варианта
- Самооценка и оценка процесса и результата работы над проектом
- Краткость выступления
- Выразительность защиты
- Полнота представления проекта (чтобы было понятно, по какой теме выполнен проект и почему именно по ней, а также как работать с тренажером)
Результатом работы считаю:
1) Систематизация знаний детей по русскому языку;
2) Высокая активность детей в творческих делах, на всех уроках;
3) Активная помощь родителей детям, их заинтересованность учебным процессом;
4) Дети в школу идут с желанием, им не терпится показать всем свою работу, рассказать о ней.
5) Пополняется банк карточек.
Хотя со вторым классом мы находимся пока только на начальном этапе работы.
В заключение хочется отметить, что метод проектов трудно использовать на каждом уроке. Целесообразно это делать как обобщение к теме и выполнять в каждом классе 2,3,4. Это позволит проследить динамику усложнения, качественного роста индивидуальных проектов младших школьников и составить обширную картотеку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование опережающего метода на уроках русского языка в начальной школе
в данной статье я постаралась показать как можно постепенно ввести на уроке русского языка различные виды разборов, использовать таблицы, памятки...
Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе
Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение, особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков ...
Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе
В статье указывается на актуальность использования метода проектов в начальной школе и предлагается конспект занятия по русскому языку во 2 классе с использованием данной технологии....
Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе
Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе...
Мастер – класс « Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе в условиях введения ФГОС»
Проект - это одна из форм исследовательской работы. Поэтому, когта мы говорим о методепроектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели, которая завершится практическим результатом. Сегод...
Мастер – класс « Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе» 07.02.2017
Проект "Слово" Цель: обогощение, уточнение и активизация словарного состава речи....
Презентация. Мастер – класс « Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе» 07.02.2017
Презентация.Проект "Слово"...