Конспект урока по русскому языку для 4 класса.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Глагол. Роль глагола в языке.
Цель: актуализировать знания об обобщенном лексическом значении глаголов, их роли в языке; развивать умения распознавать глаголы, объяснять их значение, развивать умение правильно употреблять глаголы в речи. Учить выражать свои мысли в соответствии с задачами и цели урока; развивать орфографическую зоркость, речь, внимание и мышление; воспитывать аккуратность, чистоплотность, любовь к прекрасному, дружелюбие.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, учебник русского языка 4 класс.
I Орг. момент
- Ребята, встали все ровно. Нам приятно видеть всех гостей на нашем уроке! Ребята, не забывайте, гость долго не гостит, но много замечает. Покажите нашим гостям свои знания, умения, навыки. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне и гостям, улыбнитесь друг другу. Улыбка творит чудеса, создает хорошее настроение. С этим хорошим весенним настроением мы начнем свой урок. Сели.
II Самоопределение к деятельности
-А теперь догадайтесь, о чем мы будем говорить на уроке.
Удивительная часть речи
В нашем языке живет:
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или вяжет, или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит.
Все расскажет нам… (глагол).
- О чем мы будем говорить на уроке? Сформулируйте задачи нашего урока.
- Сегодня мы вспомним все то, что мы знаем о глаголе, обобщим наши знания, и в дальнейшем будем расширять и углублять свои знания об этой части речи, будим учиться красиво писать, думать, рассуждать, правильно выражать свои чувства и мысли.
III Чистописание
- Сегодня мы напишем с вами букву «мМ»
Отгадайте загадки:
- Самый главный город нашей страны?( Москва)
- Зябнут ноги, щиплет нос старый дедушка (мороз).
- Живут коровы далеко, дают всем детям (молоко)
- Есть у нее четыре шины, а называется (машина)
- Под землей огромный город, электрически - поезда (метро).
- Какие слова мы записали? (слов. слова)
-Какие орфограммы в этих словах? (безударные гласные, которые не проверяются ударением, правописание надо запомнить)
IV Актуализация знаний
- С какими частями речи мы знакомы? (имя сущ., имя прил., мест.)
Составить предложение из слов: нас, нежно, солнца, лучи, весеннего, греют (слайд).
Лучи весеннего солнца нежно греют нас (определить тип предложения, найти главные и второстепенные члены предложения).
Солнца – сущ., солнце, неодуш., нариц., ср.р., 2 скл., ед. ч., Р.п., вт. чл. пр.
(Устно) Весеннего – прил., весенний, ср.р. ед. ч. , Р.п, вт. чл, пр.
(Устно) Нас – мест., мы, 3 л., мн. ч, Р.п, вт. чл.
V Работа по теме
- Найдете в этом предложении глагол (греют)
- Что вы можете сказать об этом глаголе? (настоящее время, стоит во множественном числе)
- Давайте вспомним, что такое глагол? (слайд)
- Лев Николаевич Толстой говорил “ Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе”. Действительно, глагол обозначает движение, действие, без него невозможно передать событие, невозможно представить будущее, узнать прошлое. С помощью глаголов мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет свои краски, как звучит, как чувствует себя. Глаголы могут «оживить» окружающий нас мир.
Что мы еще помним о глаголе? (У глагола три времени: настоящее время, будущее время, прошедшее время)
-Найдите глаголы:
Ученик: Снег теперь уже не тот
Потемнел он в поле
На озерах треснул лед
Будто раскололи
Глаголы – потемнел, треснул, раскололи, стоят в прошедшем времени. Потемнел, треснул – ед. ч., м.р., раскололи – мн.ч.
- В прошедшем времени глаголы меняются по родам
Ученик: Полюбуйся, весна наступает
Журавли караваном летят
В мягком золоте день утопает
И ручьи по оврагам журчат
(Полюбуйся, журчат – настоящее время, действие совершается в данное время)
Ученик: По полям пробегут ручьи
На дорогах будут лужи
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи
(Пробегут, будут, выйдут – будущее время, действие должно произойти после разговора)
- Что вы еще знаете о глаголе?
Глагол имеет начальную форму – это неопределенная форма глагола.
Неопределенная форма – это начальная форма глагола. Это неизменяемая форма глагола. Она не указывает ни на время, ни на число глагола. В неопределенной форме глаголы отвечают на вопросы что делать? Что сделать? и имеют суффикс ть или ти – писать, решать, везти, привезти.
VI Физминутка
Ученик: Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья мы сложим вперед.
VII Работа по теме
Упр. 139
- Прочитайте стих Благининой
- О каком времени года говорится в стихотворении? (Тема – весна,
мысль – как хорошо весной, как весело и красиво).
- Выпишите глаголы
Звенеть перестали, застыли, заблистали, заледенели, встанет, возьмется припекать, забарабанит.
Музыка Чайковского «Весна» (слайд)
Слушание музыки Чайковского «Весна» с закрытыми глазами.
- Нарисуйте мне глагол. Что вы представили? Что вы увидели?
- Тает снег. Бегут и журчат ручьи. Сверкает и пригревает нас солнышко. Щебечут птички. Распускаются почки. Зеленеет трава. Пробуждается природа.
- Что делает глагол? (оживляет нашу речь, помогает точно передать смысл)
- Какие первые цветы? (подснежник, фиалка, нарцисс, медуница)
- А вот вы сказали, щебечут птички. Какие птички прилетают первыми? (жаворонки, скворцы, грачи, чижи, зяблики)
- Что для них надо приготовить ? (слайд)
- Правильно, необходимо позаботиться о птичках. Нельзя прибивать гвоздями скворечники, их надо просто закрепить. Мы должны заботиться о природе, сохранить ее.
-За столом сказала мать!
Хватит «языком болтать»!
А сынишка осторожно
А болтать ногами можно?
-Объясните значение словосочетания «языком болтать» (разговаривать)
-Что это? (фразеологизм)
-Зачем нужны фразеологизмы? (Фразеологизмы нужны для того, чтобы речь была яркой, красочной, образной)
-Замените фразеологизмы, одним словом:
Путаться под ногами (мешать)
Пропустить мимо ушей (не слушать)
Зарубить себе на носу (запомнить)
Распускать руки – драться
Водить за нос – обманывать
Витать в облаках – мечтать
- Какими словами вы заменили фразеологизмы? Прочитайте. Что вы можете сказать об этих глаголах? (мешать, не слушать, запомнить, драться, обманывать, мечтать – неопределенная форма глагола)
Самостоятельная работа (слайд)
I ряд
- Выписать слова по порядку: настоящее время, прошедшее время, будущее время.
Иду, нарисовал, гуляет, сошьет, говорит, принес, везет, прочитает.
II ряд
- Подобрать к данным словам противоположные по значению глаголы.
Проснуться – заснуть, находить – терять, радоваться – грустить, чернеть – белеть, смеяться – плакать.
III ряд
- Образовать глаголы от данных слов
Беседа, завтрак, работа, рассказ, чувство.
- Кто больше всех глаголит?
Т.е. кто больше всех употребляет в речи глаголы?
Сценка «Врач и больной»
Врач сидит за столом, больной стучится в дверь.
- Войдите (больной входит)
- Проходите... Садитесь... Вставайте… Раздевайтесь… Дышите. Не дышите. Дышите. Не дышите. Одевайтесь. Купите… Принимайте… Не болейте… Идите… Позовите следующего (больной уходит).
-Видите, сколько глаголов врач употребил в своей речи!
-Чтобы не болеть принимайте витамины! Где содержатся витамины?
Игра «Кто что делает?» Слайд.
Лягушка (квакает)
Белка (прыгает)
Пчела (жужжит)
Петух (кукарекает)
Гуси (шипят)
Воробьи (чирикают)
Свиньи (хрюкают)
VIII Рефлексия
-Вам понравился урок?
-Кто доволен своей работой на уроке?
-Какое настроение?
IX Д/з. Упр. 140 (полное объяснение)
X Итог урока
-О чем мы говорили?
-Что такое глагол? (оценки)
Все: Без глагола, к сожалению,
Бедным будет предложение
Он нам может подарить
Столько слов: любить, дружить,
Рассуждать, доказывать,
Бегать, прыгать и кричать,
Веселиться и играть.
Нам их все не перечесть
Мы хотим со всеми дружить.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
нас, нежно, солнца, лучи, весеннего, греют.
Л. Н. Толстой “ Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе”.
П.И. Чайковский Весна
Фразеологизмы
Путаться под ногами Пропустить мимо ушей Зарубить себе на носу Распускать руки Водить за нос Витать в облаках
Самостоятельная работа
I ряд Иду, нарисовал, гуляет, сошьет, говорит, принес, везет, прочитает. II ряд Проснуться - , находит - , радоваться – , чернеть –, смеяться –. III ряд Беседа, завтрак, работа, рассказ, чувство.
Кто что делает? Игра
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...
Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...
Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»
Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....