Конспект урока по русскому языку для 4 класса.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Глаголы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus.yaz_._glagoly_4_kl.docx24.21 КБ
Файл slaydy.pptx2.89 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Глагол. Роль глагола в языке.

Цель: актуализировать знания об обобщенном лексическом значении глаголов, их роли в языке; развивать умения распознавать глаголы, объяснять их значение, развивать умение правильно употреблять глаголы в речи. Учить  выражать свои мысли в соответствии с задачами и цели урока; развивать орфографическую зоркость, речь, внимание и мышление; воспитывать аккуратность, чистоплотность, любовь к прекрасному, дружелюбие.

Оборудование: интерактивная доска, презентация,  учебник  русского языка 4 класс.

I Орг. момент

- Ребята, встали все ровно. Нам приятно видеть всех гостей на нашем уроке! Ребята, не забывайте, гость долго не гостит, но много замечает. Покажите нашим гостям свои знания, умения, навыки. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне и гостям, улыбнитесь друг другу. Улыбка творит чудеса, создает хорошее настроение. С этим хорошим весенним настроением мы начнем свой урок. Сели.

II Самоопределение к деятельности

-А теперь догадайтесь, о чем мы будем говорить на уроке.

            Удивительная часть речи

            В нашем языке живет:

            Кто что делает расскажет:

            Чертит, пишет иль поет,

            Вышивает или вяжет, или забивает гол,

            Варит, жарит, моет, чистит.

            Все расскажет нам… (глагол).

- О чем мы будем говорить на уроке? Сформулируйте задачи нашего урока.

- Сегодня мы вспомним все то, что мы знаем о глаголе, обобщим наши знания, и в дальнейшем будем расширять и углублять свои знания об этой части речи, будим учиться красиво писать, думать, рассуждать, правильно выражать свои чувства и мысли.

III Чистописание

- Сегодня мы напишем с вами букву «мМ»

Отгадайте загадки:

- Самый главный город нашей страны?( Москва)

- Зябнут ноги, щиплет нос старый дедушка (мороз).

- Живут коровы далеко, дают всем детям (молоко)

- Есть у нее четыре шины, а называется (машина)

- Под землей огромный город, электрически - поезда (метро).

- Какие слова мы записали? (слов. слова) 

-Какие орфограммы в этих словах? (безударные гласные, которые не проверяются ударением, правописание надо запомнить)

IV Актуализация знаний

- С какими частями речи мы знакомы? (имя сущ., имя прил., мест.)

Составить предложение из слов: нас, нежно, солнца, лучи, весеннего, греют (слайд).

Лучи весеннего солнца нежно греют нас (определить тип предложения, найти главные и второстепенные члены предложения).

Солнца – сущ., солнце, неодуш., нариц., ср.р., 2 скл., ед. ч., Р.п., вт. чл. пр.

(Устно) Весеннего – прил., весенний, ср.р. ед. ч. , Р.п, вт. чл, пр.

(Устно) Нас – мест., мы, 3 л., мн. ч, Р.п, вт. чл.

V Работа по теме

- Найдете в этом предложении глагол (греют)

- Что вы можете сказать об этом глаголе? (настоящее время, стоит во множественном числе)

- Давайте вспомним, что такое глагол? (слайд)

- Лев Николаевич Толстой говорил  “ Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе”. Действительно, глагол обозначает движение, действие, без него невозможно передать событие, невозможно представить будущее, узнать прошлое. С помощью глаголов мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет свои краски, как звучит, как чувствует себя. Глаголы могут «оживить» окружающий нас мир.

Что мы еще помним о глаголе? (У глагола три времени: настоящее время, будущее время, прошедшее время)

-Найдите глаголы:

 Ученик: Снег теперь уже не тот

                Потемнел он в поле

                На озерах треснул лед

                Будто раскололи

Глаголы – потемнел, треснул, раскололи, стоят в прошедшем времени. Потемнел, треснул – ед. ч.,  м.р., раскололи – мн.ч.

- В прошедшем времени глаголы меняются по родам

Ученик:  Полюбуйся, весна наступает

                Журавли караваном летят

                В мягком золоте день утопает

                И ручьи по оврагам журчат

(Полюбуйся, журчат – настоящее время, действие совершается в данное время)

 Ученик: По полям пробегут ручьи

                На дорогах будут лужи

                Скоро выйдут муравьи

                После зимней стужи

(Пробегут, будут, выйдут – будущее время, действие должно произойти после разговора)

- Что вы еще знаете о глаголе?

Глагол имеет начальную форму – это неопределенная форма глагола.

Неопределенная форма – это начальная форма глагола. Это неизменяемая форма глагола. Она не указывает ни на время, ни на число глагола. В неопределенной форме глаголы отвечают на вопросы что делать? Что сделать? и имеют суффикс ть или ти – писать, решать, везти, привезти.

VI Физминутка

Ученик: Руки подняли и покачали –

               Это деревья в лесу

               Руки согнули, кисти встряхнули –

               Ветер сбивает росу

               В сторону руки, плавно помашем –

               Это к нам птицы летят

               Как они тихо садятся, покажем –

               Крылья мы сложим вперед.

VII Работа по теме

Упр. 139

- Прочитайте стих Благининой

- О каком времени года говорится в стихотворении? (Тема – весна,

мысль – как хорошо весной, как весело и красиво).

- Выпишите глаголы

Звенеть перестали, застыли, заблистали, заледенели, встанет, возьмется припекать, забарабанит.

Музыка Чайковского «Весна» (слайд)

Слушание музыки Чайковского  «Весна» с закрытыми глазами.

- Нарисуйте мне глагол. Что вы представили? Что вы увидели?

- Тает снег. Бегут и журчат ручьи. Сверкает и  пригревает нас солнышко.  Щебечут птички. Распускаются почки. Зеленеет трава. Пробуждается природа.

- Что делает глагол? (оживляет нашу речь, помогает точно передать смысл)

- Какие первые цветы? (подснежник, фиалка, нарцисс, медуница)

- А вот вы сказали, щебечут птички. Какие птички прилетают первыми? (жаворонки, скворцы, грачи, чижи, зяблики)

- Что для них надо приготовить ? (слайд)

- Правильно, необходимо позаботиться о птичках. Нельзя прибивать гвоздями скворечники,  их надо просто закрепить.  Мы должны заботиться о природе, сохранить ее.

-За столом сказала мать!

Хватит «языком болтать»!

А сынишка осторожно

А болтать ногами можно?

-Объясните значение словосочетания «языком болтать» (разговаривать)

-Что это? (фразеологизм)

-Зачем нужны фразеологизмы? (Фразеологизмы нужны для того, чтобы речь была яркой, красочной, образной)

-Замените фразеологизмы, одним словом:

Путаться под ногами (мешать)

Пропустить мимо ушей (не слушать)

Зарубить себе на носу (запомнить)

Распускать руки – драться

Водить за нос – обманывать

Витать в облаках – мечтать

- Какими словами вы заменили фразеологизмы? Прочитайте. Что вы можете сказать об этих глаголах? (мешать, не слушать, запомнить, драться, обманывать, мечтать – неопределенная форма глагола)

Самостоятельная работа (слайд)

I ряд

- Выписать слова по порядку: настоящее время, прошедшее время, будущее время.

Иду, нарисовал, гуляет, сошьет, говорит, принес, везет, прочитает.

II ряд

- Подобрать к данным словам противоположные по значению глаголы.

Проснуться – заснуть, находить – терять, радоваться – грустить, чернеть – белеть, смеяться – плакать.

III ряд

- Образовать глаголы от данных слов

Беседа, завтрак, работа, рассказ, чувство.

- Кто больше всех глаголит?

Т.е. кто больше всех употребляет в речи глаголы?

                       Сценка «Врач и больной»

Врач сидит за столом, больной стучится в дверь.

- Войдите (больной входит)

- Проходите... Садитесь... Вставайте… Раздевайтесь… Дышите. Не дышите. Дышите. Не дышите. Одевайтесь. Купите… Принимайте… Не болейте… Идите… Позовите следующего (больной уходит).

-Видите, сколько глаголов  врач употребил в своей речи!

-Чтобы не болеть принимайте витамины! Где содержатся витамины?

Игра «Кто что делает?»  Слайд.

Лягушка (квакает)

Белка (прыгает)

Пчела (жужжит)

Петух (кукарекает)

Гуси (шипят)

Воробьи (чирикают)

Свиньи (хрюкают)

VIII Рефлексия

-Вам понравился урок?

-Кто доволен своей работой на уроке?

-Какое настроение?

IX Д/з. Упр. 140 (полное объяснение)

X Итог урока

-О чем мы говорили?

-Что такое глагол? (оценки)

      Все: Без глагола, к сожалению,

      Бедным будет предложение

      Он нам может подарить

      Столько слов:  любить, дружить,

      Рассуждать, доказывать,

      Бегать, прыгать и кричать,

      Веселиться и играть.

      Нам их все не перечесть

      Мы хотим со всеми дружить.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составить предложение

Слайд 2

нас, нежно, солнца, лучи, весеннего, греют.

Слайд 3

Л. Н. Толстой “ Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе”.

Слайд 4

П.И. Чайковский Весна

Слайд 6

Фразеологизмы

Слайд 7

Путаться под ногами Пропустить мимо ушей Зарубить себе на носу Распускать руки Водить за нос Витать в облаках

Слайд 8

Самостоятельная работа

Слайд 9

I ряд Иду, нарисовал, гуляет, сошьет, говорит, принес, везет, прочитает. II ряд Проснуться - , находит - , радоваться – , чернеть –, смеяться –. III ряд Беседа, завтрак, работа, рассказ, чувство.

Слайд 10

Кто что делает? Игра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....