Орфографический навык в условиях деятельностного подхода
презентация к уроку по русскому языку на тему
Данная презентация пригодиться педагогам работающим в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 694.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ НАВЫК ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ Навык – автоматизированное действие . Пути формирования навыка: Через осознанное действие (алгоритм); На основе механизмов непроизвольной памяти
СТРУКТУРА ОРФОГРАФИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ Постановка орфографической задачи (нахождение орфограмм) Решение орфографической задачи (проверка орфограмм)
КАК РАЗВИТЬ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОРФОГРАФИЧЕСКУЮ ЗОРКОСТЬ Орфографическая зоркость – умение «видеть» (находить) орфограммы в слове, предложении. Что такое орфограмма?
ЧТО ТАКОЕ ОРФОГРАММА? !!! Место в записи слова (предложения), которое нельзя написать по слуху ( есть выбор). Орфограмма – место в буквенной записи слова или предложения, которое однозначно не определяется произношением и правилами графики. ( Из лингвистического справочника)
УЧИМСЯ НАХОДИТЬ ОРФОГРАММЫ !!! Главный критерий – наличие выбора Первые орфограммы (1 класс ): 1. ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА 2. ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН 3. Прописная буква в именах 4. Границы предложения: прописная буква в начале, знак препинания в конце 5. Пробел между словами 6. Перенос …
УЧИМСЯ НАХОДИТЬ ОРФОГРАММЫ Ж и р , маш и на, в?ехал , бар?ер … Умею находить и проверять Умею находить, но не умею проверять ЖИ-ШИ… … Ь и Ъ разделительные …
УЧИМСЯ НАХОДИТЬ ОРФОГРАММЫ !!! Главный критерий – наличие выбора Самые многочисленные орфограммы- слабых позиций ( 2 класс ): 1. безударные гласные 2. «сомнительные» согласные 3. непроизносимые согласные 4. мягкий согласный перед другим мягким согласным Причина – позиционное чередование звуков
УЧИМСЯ НАХОДИТЬ ОРФОГРАММЫ Орфограммы слабых позиций бывают на месте следующих звуков : 1. безударных гласных, кроме [ у ] 2. парных согласных на конце слова 3. парных согласных перед другими согласными, кроме сонорных и [ в ] Это признаки орфограмм слабых позиций
УЧИМСЯ НАХОДИТЬ ОРФОГРАММЫ Упражнения : - подчеркни ВСЕ орфограммы в тексте; - запиши, пропустив ВСЕ орфограммы слабых позиций: 1. к_ро ́ в_ , п__ви ́ л_сь 2. зу_ , су_ , п__ви ́ л__ь 3. л__то ́ чк_ , мо__ , звё__ Письмо «с дырками» – ориентировочная основа орфографического действия
УЧИМСЯ ПРОВЕРЯТЬ ОРФОГРАММЫ Способы проверки орфограмм: 1. по сильной позиции – «закону письма» 2. словарь 3. специальное правило Правил много, а способов только три.
УЧИМСЯ ПРОВЕРЯТЬ ОРФОГРАММЫ Способы проверки орфограмм Упражнения: 1) определи способ проверки орфограммы ( до проверки) в 1 да ́ ( во́ды ) - в о да́ с 2 по́ 1 (сапоги́) - с а по́ г 2) Укажи способ проверки орфограммы ( после проверки): ц и рк (3), а ́ др ес (2, 1)
УЧИМСЯ ПРОВЕРЯТЬ ОРФОГРАММЫ Проверка орфограмм по словарю: 1. Как работать со словарем ( как устроен , как эффективно пользоваться) 2. Алгоритм записи слов при проверке по словарю (форма записи): к_рто ́ ф_ль – к а ртоф е ль Упражнения : списывание , включение словарных слов в актив письменной речи
УЧИМСЯ ПРОВЕРЯТЬ ОРФОГРАММЫ Проверка орфограмм по сильной позиции в разных частях слова (общий алгоритм): 1. определи, в какой части слова находится орфограмма 2. найди сильную позицию для данного звука в той же части слова, выбери букву хв_сту ́ н ( хва ́ стать ) – хв а сту ́ н з_держа ́ ть ( за ́ пись ) – з а держа ́ ть ли ́ п_вый ( дубо ́ вый ) – ли ́ п о вый в кни ́ г_ ( в стене ́ ) – в кни ́ г е
УЧИМСЯ ПРОВЕРЯТЬ ОРФОГРАММЫ Проверка орфограмм по сильной позиции в разных частях слова Упражнения: 1) определи, ГДЕ находится орфограмма ( без указания границ морфем) 2) подбери слова с ОДНОЙ и той же частью: однокоренные , « одноприставочные », « односуффиксальные » и/или выбери 3) составление словаря русских приставок и суффиксов
УЧИМСЯ ПРОВЕРЯТЬ ОРФОГРАММЫ Проверка орфограмм непроизносимых согласных по закону письма: мес?ный (место) - мес т ный Упражнения : 1) найди слова с орфограммой непроизносимого согласного в корне слова ; 2) найди слова с непроверяемой орфограммой непроизносимого согласного
УЧИМСЯ ПРОВЕРЯТЬ ОРФОГРАММЫ Проверка орфограммы «мягкий перед мягким» по закону письма: бан?тик (бант) – ба нт ик пес?ня (песнопение) – пе сн я сер?ги (серьга) - серьги Упражнения : 1) найди слова с орфограммой «мягкий перед мягким» в корне слова; 2 ) определи «своя» или «чужая» мягкость
УЧИМСЯ ПРОВЕРЯТЬ ОРФОГРАММЫ Алгоритм проверки орфограмм в падежных окончаниях: 1. определи, что называет слово 2. а) для слов, называющих ПРИЗНАКИ , подставь слово пустой 2. б) для слов, называющих ПРЕДМЕТЫ , определи набор окончаний: стена, стол , окно, степь – и подставь в предложение 3. обозначь букву в окончании в соответствии с проверкой
УЧИМСЯ ПРОВЕРЯТЬ ОРФОГРАММЫ Проверка орфограмм по сильной позиции в личных окончаниях (алгоритм определения спряжения): Признаки 2 спряжения: 1. И-ть + У (кроме брить, стелить) 2. Е-ть + У 3. шип. + А-ть + У + гнать Всё остальное - 1 спряжение
УЧИМСЯ ПРОВЕРЯТЬ ОРФОГРАММЫ Проверка орфограмм по специальным правилам: 1. разделительные Ь и Ъ 2. О-Ё после шипящих 3. Ь в конце слов после шипящих 4. И-Ы после Ц 5. … Для каждой орфограммы – своё правило
УЧИМСЯ ПРОВЕРЯТЬ ОРФОГРАММЫ Общий алгоритм проверки орфограмм: 1. найди орфограмму 2. определи ТИП: – орфограмма слабой позиции, - орфограмма сильной позиции, др . 3. а) если орфограмма слабой позиции – проверь по СИЛЬНОЙ позиции в той же части слова (для этого сначала определи, ГДЕ орфограмма) или проверь по СЛОВАРЮ . 3. б) если орфограмма сильной позиции или другая – проверь по специальному правилу
УЧИМСЯ ПИСАТЬ ГРАМОТНО Грамотное письмо – письмо по памяти . Алгоритм списывания (требования): 1. выделение орфограмм до записи (в образце ) и во время записи 2. орфографическое проговаривание (до записи , во время записи и при проверке) 3. оперативная смысловая единица – предложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Деятельностный подход. Аспекты словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах".
Словарная работа также может прекрасно вписаться в современный урок разработанный на основе деятельностного подхода. В соответствии с этим структура словарно-орфографической работы претерпивает измен...
Понятие и условия деятельностного подхода в обучении
В данной статье описывается понятия и условия использования деятельностного подхода в обучении младших школьников...
Опыт работы на тему: «Орфографическая зоркость как условие формирования орфографического навыка младшего школьника по русскому языку»
В работе поэтапно описывается опыт работы, которая проводится по русскому языку....
Описание опыта работы на тему "Орфографическая зоркость как условие формирования орфографического навыка младшего школьника по русскому языку"
Побробное описание работы со свеми методами и технологиями....
Публикация "Опыт формирования УУД в условиях реализации ООП НОО" в сборнике "Формирование универсальных учебных действий учащихся в условиях реализации системно-деятельностного подхода в школьном образовании"
Представлен опыт реализации требований ФГОС в процессе проведения творческой лаборатории Института развития образования Кировской области в МКОУ СОШ с УИОП пгт Тужа....
Приобщение детей к духовным ценностям в условиях деятельностного подхода и реализации ФГОС
О преподавании Курса «Основы религиозных культур и светской этики»...
Презентация "Формирование орфографической зоркости младших школьников в условиях системно-деятельностного подхода"
Презентация "Формирование орфографической зоркости младших школьников в условиях системно-деятельностного подхода" была подготовлена для выступления на школьном методическом объе...