Орфографический навык в условиях деятельностного подхода
презентация к уроку по русскому языку на тему

Морозова Ольга Леонидовна

Данная презентация пригодиться педагогам работающим в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация694.17 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование орфографического навыка в условиях деятельностного подхода Морозова Ольга Леонидовна, учитель начальных классов (с истема развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова ) МБОУ «Средняя школа №15», г.Нижневартовск, 2016 год

Слайд 2

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ НАВЫК ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ Навык – автоматизированное действие . Пути формирования навыка: Через осознанное действие (алгоритм); На основе механизмов непроизвольной памяти

Слайд 3

СТРУКТУРА ОРФОГРАФИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ Постановка орфографической задачи (нахождение орфограмм) Решение орфографической задачи (проверка орфограмм)

Слайд 4

КАК РАЗВИТЬ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОРФОГРАФИЧЕСКУЮ ЗОРКОСТЬ Орфографическая зоркость – умение «видеть» (находить) орфограммы в слове, предложении. Что такое орфограмма?

Слайд 5

ЧТО ТАКОЕ ОРФОГРАММА? !!! Место в записи слова (предложения), которое нельзя написать по слуху ( есть выбор). Орфограмма – место в буквенной записи слова или предложения, которое однозначно не определяется произношением и правилами графики. ( Из лингвистического справочника)

Слайд 6

УЧИМСЯ НАХОДИТЬ ОРФОГРАММЫ !!! Главный критерий – наличие выбора Первые орфограммы (1 класс ): 1. ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА 2. ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН 3. Прописная буква в именах 4. Границы предложения: прописная буква в начале, знак препинания в конце 5. Пробел между словами 6. Перенос …

Слайд 7

УЧИМСЯ НАХОДИТЬ ОРФОГРАММЫ Ж и р , маш и на, в?ехал , бар?ер … Умею находить и проверять Умею находить, но не умею проверять ЖИ-ШИ… … Ь и Ъ разделительные …

Слайд 8

УЧИМСЯ НАХОДИТЬ ОРФОГРАММЫ !!! Главный критерий – наличие выбора Самые многочисленные орфограммы- слабых позиций ( 2 класс ): 1. безударные гласные 2. «сомнительные» согласные 3. непроизносимые согласные 4. мягкий согласный перед другим мягким согласным Причина – позиционное чередование звуков

Слайд 9

УЧИМСЯ НАХОДИТЬ ОРФОГРАММЫ Орфограммы слабых позиций бывают на месте следующих звуков : 1. безударных гласных, кроме [ у ] 2. парных согласных на конце слова 3. парных согласных перед другими согласными, кроме сонорных и [ в ] Это признаки орфограмм слабых позиций

Слайд 10

УЧИМСЯ НАХОДИТЬ ОРФОГРАММЫ Упражнения : - подчеркни ВСЕ орфограммы в тексте; - запиши, пропустив ВСЕ орфограммы слабых позиций: 1. к_ро ́ в_ , п__ви ́ л_сь 2. зу_ , су_ , п__ви ́ л__ь 3. л__то ́ чк_ , мо__ , звё__ Письмо «с дырками» – ориентировочная основа орфографического действия

Слайд 11

УЧИМСЯ ПРОВЕРЯТЬ ОРФОГРАММЫ Способы проверки орфограмм: 1. по сильной позиции – «закону письма» 2. словарь 3. специальное правило Правил много, а способов только три.

Слайд 12

УЧИМСЯ ПРОВЕРЯТЬ ОРФОГРАММЫ Способы проверки орфограмм Упражнения: 1) определи способ проверки орфограммы ( до проверки) в 1 да ́ ( во́ды ) - в о да́ с 2 по́ 1 (сапоги́) - с а по́ г 2) Укажи способ проверки орфограммы ( после проверки): ц и рк (3), а ́ др ес (2, 1)

Слайд 13

УЧИМСЯ ПРОВЕРЯТЬ ОРФОГРАММЫ Проверка орфограмм по словарю: 1. Как работать со словарем ( как устроен , как эффективно пользоваться) 2. Алгоритм записи слов при проверке по словарю (форма записи): к_рто ́ ф_ль – к а ртоф е ль Упражнения : списывание , включение словарных слов в актив письменной речи

Слайд 14

УЧИМСЯ ПРОВЕРЯТЬ ОРФОГРАММЫ Проверка орфограмм по сильной позиции в разных частях слова (общий алгоритм): 1. определи, в какой части слова находится орфограмма 2. найди сильную позицию для данного звука в той же части слова, выбери букву хв_сту ́ н ( хва ́ стать ) – хв а сту ́ н з_держа ́ ть ( за ́ пись ) – з а держа ́ ть ли ́ п_вый ( дубо ́ вый ) – ли ́ п о вый в кни ́ г_ ( в стене ́ ) – в кни ́ г е

Слайд 15

УЧИМСЯ ПРОВЕРЯТЬ ОРФОГРАММЫ Проверка орфограмм по сильной позиции в разных частях слова Упражнения: 1) определи, ГДЕ находится орфограмма ( без указания границ морфем) 2) подбери слова с ОДНОЙ и той же частью: однокоренные , « одноприставочные », « односуффиксальные » и/или выбери 3) составление словаря русских приставок и суффиксов

Слайд 16

УЧИМСЯ ПРОВЕРЯТЬ ОРФОГРАММЫ Проверка орфограмм непроизносимых согласных по закону письма: мес?ный (место) - мес т ный Упражнения : 1) найди слова с орфограммой непроизносимого согласного в корне слова ; 2) найди слова с непроверяемой орфограммой непроизносимого согласного

Слайд 17

УЧИМСЯ ПРОВЕРЯТЬ ОРФОГРАММЫ Проверка орфограммы «мягкий перед мягким» по закону письма: бан?тик (бант) – ба нт ик пес?ня (песнопение) – пе сн я сер?ги (серьга) - серьги Упражнения : 1) найди слова с орфограммой «мягкий перед мягким» в корне слова; 2 ) определи «своя» или «чужая» мягкость

Слайд 18

УЧИМСЯ ПРОВЕРЯТЬ ОРФОГРАММЫ Алгоритм проверки орфограмм в падежных окончаниях: 1. определи, что называет слово 2. а) для слов, называющих ПРИЗНАКИ , подставь слово пустой 2. б) для слов, называющих ПРЕДМЕТЫ , определи набор окончаний: стена, стол , окно, степь – и подставь в предложение 3. обозначь букву в окончании в соответствии с проверкой

Слайд 19

УЧИМСЯ ПРОВЕРЯТЬ ОРФОГРАММЫ Проверка орфограмм по сильной позиции в личных окончаниях (алгоритм определения спряжения): Признаки 2 спряжения: 1. И-ть + У (кроме брить, стелить) 2. Е-ть + У 3. шип. + А-ть + У + гнать Всё остальное - 1 спряжение

Слайд 20

УЧИМСЯ ПРОВЕРЯТЬ ОРФОГРАММЫ Проверка орфограмм по специальным правилам: 1. разделительные Ь и Ъ 2. О-Ё после шипящих 3. Ь в конце слов после шипящих 4. И-Ы после Ц 5. … Для каждой орфограммы – своё правило

Слайд 21

УЧИМСЯ ПРОВЕРЯТЬ ОРФОГРАММЫ Общий алгоритм проверки орфограмм: 1. найди орфограмму 2. определи ТИП: – орфограмма слабой позиции, - орфограмма сильной позиции, др . 3. а) если орфограмма слабой позиции – проверь по СИЛЬНОЙ позиции в той же части слова (для этого сначала определи, ГДЕ орфограмма) или проверь по СЛОВАРЮ . 3. б) если орфограмма сильной позиции или другая – проверь по специальному правилу

Слайд 22

УЧИМСЯ ПИСАТЬ ГРАМОТНО Грамотное письмо – письмо по памяти . Алгоритм списывания (требования): 1. выделение орфограмм до записи (в образце ) и во время записи 2. орфографическое проговаривание (до записи , во время записи и при проверке) 3. оперативная смысловая единица – предложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Деятельностный подход. Аспекты словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах".

Словарная работа также может прекрасно вписаться в современный урок разработанный на основе деятельностного подхода. В соответствии с этим структура словарно-ор­фографической работы претерпивает измен...

Понятие и условия деятельностного подхода в обучении

В  данной статье описывается понятия и условия использования деятельностного подхода в обучении младших школьников...

Публикация "Опыт формирования УУД в условиях реализации ООП НОО" в сборнике "Формирование универсальных учебных действий учащихся в условиях реализации системно-деятельностного подхода в школьном образовании"

Представлен опыт реализации требований ФГОС в процессе проведения творческой лаборатории Института развития образования Кировской области в МКОУ СОШ с УИОП пгт Тужа....

Приобщение детей к духовным ценностям в условиях деятельностного подхода и реализации ФГОС

О преподавании   Курса «Основы религиозных культур и светской этики»...

Презентация "Формирование орфографической зоркости младших школьников в условиях системно-деятельностного подхода"

Презентация "Формирование орфографической зоркости младших школьников  в условиях  системно-деятельностного подхода" была подготовлена для выступления на школьном методическом объе...