Понятие и условия деятельностного подхода в обучении
статья по математике на тему
В данной статье описывается понятия и условия использования деятельностного подхода в обучении младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponyatie_i_usloviya_deyatelnostnogo_podkhoda_v_obuchenii.docx | 18.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Понятие и условия деятельностного подхода в обучении
Образование – это не подготовка к жизни, оно не «прибавляется» к ней, как это часто думают. Как говорил еще в 1923 году выдающийся русский педагог С.И. Гессен, «жизнь и есть образование, и теория образования есть в сущности теория жизни» [4]. Учение как раз и представляет собой постоянное изменение системы, состоящей из организма и среды... Жизнь – это рождение деятельностных единиц в системе организм–среда... Для того чтобы деятельность этой системы могла приносить результаты при постоянном изменении ситуации и поведенческих возможностей, системе организм–среда необходимо все время организовываться по-новому» [8].
Развитие личности человека – это развитие системы «человек–мир». В этом процессе человек, личность выступает как активное, творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он таким путем самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.
Индивидуальной деятельности не бывает вообще. Всякая деятельность человека, даже если она индивидуальна по своим внешним формам и проявлениям (например, деятельность ученого-теоретика), по своей сущности всегда коллективна, социальна. Об этом говорил еще К. Маркс: «Даже и тогда, когда я занимаюсь научной и т.п. деятельностью, даже и тогда я занят общественной деятельностью, потому что я действую как человек. Мне не только дан, в качестве общественного продукта, материал для моей деятельности – даже и сам язык, на котором работает мыслитель, – но и мое собственное бытие есть общественная деятельность... Мое всеобщее сознание есть лишь теоретическая форма того, живой формой чего является реальная коллективность» [6].
В.В. Давыдов, развивая приведенное положение Маркса (восходящее, впрочем, к Гегелю), определяет сознание как «воспроизведение человеком идеального плана своей целеполагающей деятельности и идеального представительства в ней позиций других людей» [5].
Иными словами, сознание и общение не только неразрывны с деятельностью – они ею определяются.
Значит, процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «деятельностный подход» в образовании.
Идеология ФГОС НОО базируется на деятельностном подходе, разработанном в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, в рамках которого учение рассматривается не как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения учебных проблем. Все сказанное придает особую актуальность вопросу реализации деятельностного подхода в обучении младших школьников.
При данном подходе к обучению основным элементом работы обучающихся становится освоения деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др. В этом случае знания становятся следствием усвоения способов деятельности. Из пассивного потребителя знаний обучающийся становится субъектом образовательной деятельности. Категория деятельности при таком подходе к обучению является фундаментальной и смыслообразующей [1].
Как пишет Л.С. Выготский, «в основу процесса должна быть положена личная деятельность ученика…». Ведь именно в деятельности ученик осваивает новое и продвигается вперёд по пути своего развития. Он расширяет поле своих возможностей, он завязывает отношения, которые развиваются в процессе этой деятельности. Он пробует различные инструменты, которыми может впоследствии воспользоваться, расширяет свою познавательную сферу, приобретает новую пищу для мышления, осваивает некоторые социальные действия. Для обучающегося его деятельность есть не просто и не столько учебная. Это настоящая жизнедеятельность [3].
В теории учебной деятельности с позиции её субъекта выделяются действия целеполагания, программирования, планирования, контроля, оценивания. Функция учителя при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения. Как образно замечал Л.С. Выготский: «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения» [3].
Для успешного протекания учебной деятельности необходимо целенаправленное развитие учебно-познавательных мотивов. Это сохраняет у детей устойчивый интерес к учению, приносит радость, удовольствие и успех.
На уроке мотив реализуется в учебной цели – осознании того вопроса, на который требуется интересно найти ответ. Как отмечал Д.Г. Лейтес, эта цель не может возникнуть у ученика автоматически, как прозвенит звонок, она должна быть выращена и осознана учеником с помощью учителя. Г.А. Цукерман говорила: «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». Любой учитель начальных классов сегодня может назвать тот способ, который позволяет выполнить указанное условие. Это, как говорят психологи, – постановка учебной задачи, или, привычнее для учителя, создание проблемной ситуации. Сущность её в том, чтобы «не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…» [2].
Необходимым условием деятельностного подхода является выявление и освоение школьниками способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений). Как пишет Н. Ф. Талызина, «главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет… какие-то действия с ними. Другими словами, процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий». При этом усилия направляют на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия.
При систематической работе учителя по формированию компонентов учебной деятельности в процессе обучения ученики «не только прибавляют в весе, вырастают, взрослеют, но изменяют своё отношение к деятельности, развивают познавательные интересы, становятся готовыми к самообучению» [7].
Список использованной литературы
1. Виноградова Н.Ф. «Начальная школа XXI века». Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта. \ Н.Ф. Виноградова – М.: Вентана – Граф, 2005 №5
2. Винокурова Н.К. Развиваем познавательные возможности учащихся \ Н.К. Винокурова – М: Центральное издательство, 2005. –156 с.
3. Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики \ Л.С. Выготский – Москва Издательский дом “Шалвы Амонашвили” 1996. – 305 c.
4. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию \ С.И. Гессен – М.: Просвещение, 1995. –150 с.
5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения\ В.В. Давыдов – М.: 1996. –43 с.
6. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. – М.: 1956. – 590с.
7. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. Москва. УМЦ ― “ Школа 2000…” - 2000 г.
8. Ярвилехто Т. Учение, роль учителя и новые технические средства обучения // «Школа 2000...» Концепции, программы, технологии. Вып. 2. – М., 1998–23 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход в обучении как одно из важнейших условий формирования у младших школьников умения учиться.
Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образ...
Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты
Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты...
Системно-деятельностный подход в обучении как одно из важнейших условий формирования у младших школьников умения учиться
В статье раскрываются сущность и принципы системно-деятельностного подхода в обучении. Рассматривается использование различных способов организации учебного процесса при реализации системно- деятельно...
Системно-деятельностный подход к обучению - необходимое условие реализации ФГОС
В данном методическом пособии описываются особенности системно-деятельностного подхода к обучнию, а также технологии, способствующие его реализации....
Презентация "Системно-деятельностный подход к обучению - необходимое условие реализации ФГОС"
В данной презентации представлены ключевые моменты системно-деятельностного подхода к обучению....
«Системно - деятельностный подход к обучению и воспитанию в условиях ФГОС
Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целена...
Доклад на тему: «Системно - деятельностный подход к обучению и воспитанию в условиях ФГОС»
Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целена...