Приобщение детей к духовным ценностям в условиях деятельностного подхода и реализации ФГОС
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему
О преподавании Курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modul_osnovy_svetskoy_etiki.docx | 22.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение детей к духовным ценностям в условиях деятельностного подхода и реализации ФГОС
(ОРКСЭ Модуль «Основы светской этики»)
Приоритетная задача общества и государства – воспитание высоконравственного, ответственного, инициативного, творческого, компетентного гражданина России.
Хочу показать на примере личного опыта преподавания Курса «Основы религиозных культур и светской этики», введенного в 4 классах. Цель уроков ОРКСЭ - формирование мотивации к осознанному нравственному поведению и диалогу культур и мировоззрений. Уроки строятся совместно с изобразительным искусством, технологией, литературным чтением, окружающим миром.
На уроках много работы проводится с текстами литературных произведений, афоризмами, пословицами, дети полюбили притчи. Но мы анализируем чужие слова, поступки, действия. Даем героям положительные и отрицательные оценки.
О ком – то говорить легче, нежели о себе. А какими растем мы, какова наша активная жизненная позиция. Этот вопрос остается в стороне. Поэтому внимательно изучив тематику модуля «Основы светской этики» выбрала темы, которые считаю наиболее важными для глубокого осмысления и привития нравственных качеств обучающимся. Это темы «Добро и зло», «Ответственность», «Справедливость», «Дружба».
Хочу предложить рассмотреть уроки по теме «Ответственность». «Дружба».
Данные уроки построены по следующему алгоритму:
I часть
- Работа с притчами, художественными текстами.
- Практическая деятельность (творческие задания, игры. Работа проводится в группах).
II часть
- Рассматривание фотографий (Презентация)
III часть
- Анализ, выводы «Мой выбор».
Цель:
формирование духовно-нравственной культуры личности через изучение тем
Задачи:
личностные
- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
- воспитывать желание быть духовно красивым человеком;
- развивать умение оценивать своё поведение, нести ответственность за свои поступки;
- формировать уважительное отношение к интересам, ценностям, свободе других людей.
метапредметные
- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;
- формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию;
- развивать умение выделять главное;
предметные
- создать условия для осознания учащимися основных понятий;
- формировать умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
Ожидаемый результат:
личностный:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения человека; воспитание уважения к людям, к окружающему миру, к самому себе;
предметный:
осознание обучающимися связи свободы и нравственного выбора, ответственности человека;
метапредметный:
навыки смыслового чтения текста, выражение своего понимания прочитанного.
Основные термины и понятия:
свобода, моральный выбор, ответственность, преднамеренность. Ситуация морального выбора.
Оборудование:
учебник; творческие рабочие тетради; компьютер; проектор; презентация; мелкие предметы по количеству групп, например: коробки, листы бумаги, скотч, краски, гуашь, тексты притч.
Для проведения урока по теме «Свобода и ответственность» детям было предложено построить улицу Школьная. Для этого нужно принести коробки для строительства дома.
На уроке технологии я объявила, что мы все являемся строительной организацией и получили заказ: построить 4 дома. Выбираем четырех бригадиров. (Выбор делает учитель. Я сделала по наличию принесенных коробок детьми, т.е. как дети отнеслись ответственно к заданию. Ученикам о моем выборе бригадиров я скажу только на анализе). Бригадиры в свою очередь набрали себе бригады по 5-6 человек. И дальше ученики строят дома, а учитель молча, терпеливо наблюдает за происходящим, делая снимки для анализа работы. По фотографиям легче детям прокомментировать их роль и деятельность в данной работе.
Для анализа делаю презентацию и называю ее «Мы строим дом».
Начинаем анализ с приглашения бригадиров к доске. Выясняем, по какому принципу они выбирали себе команду. Даю в качестве оплаты конфеты по количеству детей в бригаде и еще одну в качестве премии. Бригадиры раздают своей бригаде.
После этого анализируем работу каждой бригады по отдельности по фотографиям, постоянно напоминая об ответственном отношении к поручению. Что получается:
- были дети, которые перешли из одной бригады другую (не ужились)
- бригадиры не оставили себе конфеты, все раздали команде, даже тем кто в их бригаде не трудился (Себя не любят)
- не проявили активности, проигнорировали задание принести коробки, простояли весь процесс работы (а конфеты взяли…)
- бригадир одной группы оставил работу
- провалили дело (не построили дом)
В конце предлагается оценить себя и подумать где ему его безответственность мешает и какую работу начать проводить над собой. Заполняется таблица «Мой выбор», где прописывают над чем им нужно работать, от каких качеств они хотят избавиться, а что им нужно приобрести.
Для поведения урока по теме «Дружба» была предложена игра «Войнушки».
- Обучающиеся разбились на два фронта, выбрали командиров, получили флаги. Во дворе школы построили крепости. В конце игры организовали захват флага.
- Деятельность учителя на данном этапе сфотографировать моменты действий детей, чтобы показать их отношение, интерес, а может и азарт желания вести «войну» против своих же одноклассников.
- При анализе было важно показать итог игры: слезы, обиды, ушибы, желание бросить комок снега в друга, сверстника, одноклассника. Для более ярких впечатлений детям предлагается рассмотрение фотографий с Великой Отечественной войны и соотнесение их со схожими снимками проведенной игры.
(Просмотр презентации по теме)
В процессе такой деятельности обучающиеся начинают размышлять о своих поступках, критически оценивать свои поступки, анализ работы напоминает об обязанностях, о долге, об ответственности, игнорирует хитрые оправдания, заставляет говорить о себе правду.
Это хороший материал и для проведения родительских собраний. Родители видят свои плюсы, а некоторые и упущения в вопросе воспитания детей по формированию активной жизненной позиции.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт приобщения детей к духовно-нравственным традициям
В статье представлен опыт приобщения детей к духовно–нравственным традициям в рамках воспитательной системы класса....
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: Компетентностно-деятельностный подход в реализации ФГОС
В выступлении раскрываются понятия "компетентность" и "компетенция", а так же показана разница в формулировке заданий в «знаниевом» и компетентностно-деятельностном подходе при обучении ма...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО.
Какие воспоминания останутся в сердцах наших детей? Будут ли они счастливы?Каждый из нас хочет быть счастливым. И каждый из нас хочет видеть счастливыми своих детей.Но можем ли мы научить их счастью?Н...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО.
Какие воспоминания останутся в сердцах наших детей? Будут ли они счастливы?Каждый из нас хочет быть счастливым. И каждый из нас хочет видеть счастливыми своих детей.Но можем ли мы научить их счастью?Н...
Системно -деятельностный подход в реализации ФГОС
Выступление на стажировочной площадке по внедрению ФГОС....
системно-деятельностный подход - основы реализации ФГОС
Системно-деятельностный подход - основа реализации ФГОС...
Системно-деятельностный подход - основа реализации ФГОС
Выступление на педагогическом совете по теме: "Системно - деятельностный подхд - основа реализации ФГОС,"...