Презентация "Формирование орфографической зоркости младших школьников в условиях системно-деятельностного подхода"
презентация к уроку по русскому языку (1 класс)
Презентация "Формирование орфографической зоркости младших школьников в условиях системно-деятельностного подхода" была подготовлена для выступления на школьном методическом объединении начальных классов. В не раскрыты цели, факторы, приёмы и упражнения, способствующие орфографической зоркости. Материал будет полезен учителям начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В основе ФГОС лежит системно- деятельностный подход ориентация на результаты образования Б .Г. Ананьев Л. С. Выготский Л. В. Занков Д. Б. Эльконин В. В. Давыдов Классики педагогики Системно- деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится максимально активной и самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Орфографическая зоркость – это умение обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции. Формирование орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка.
1) применение полученных знаний на практике; 2) повышение самостоятельности, активности мышления школьника; Цели орфографической грамотности: Развивать фонематический слух. Обучать правильному списыванию текста. Прививать интерес к чтению. Интегрировать уроки русского языка и чтения. Расширять словарный запас детей
Факторы формирования орфографической зоркости: 1. Зрительный фактор. 2.Слуховой фактор. 3. Рукодвигательный фактор. 4. Проговаривание.
1. Комментированное письмо . 2. Письмо с проговариванием . 3. Письмо с пропуском орфограмм . 4. Какографические упражнения . 5. Письмо по памяти . 6. Работа с группой предложений по системе Федоренко. 7. Списывание. 8. Скоростное письмо. 9. Диктанты: - Предупредительный диктант. - Объяснительный диктант. - Выборочный диктант. - Свободный диктант. - Самодиктант . - Зрительно-слуховой диктант. - Диктант с постукиванием. - Словарный диктант . Приёмы и упражнения, способствующие развитию орфографической зоркости:
Орфографическое чтение Начинается с первых дней начальной школы. На основе орфографического чтения развивается артикуляционная память. Комментированное письмо с указанием орфограмм Достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание.
Письмо с проговариванием Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель не дадут зафиксировать эту ошибку на письме. Диктант с постукиванием Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.
Диктант «Проверяю себя» Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. Первое и главное достоинство диктанта состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться. Орфографический навык совершенствуется и укрепляется.
Какографические упражнения Предусматривают исправление учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний. Найди ошибки: Марос , вараби , канки , сарока , снишки , девачка . Исправь ошибки: Белый снек на ветке, Иней на стикле . Ель дражит от ветра Холодно и мне.
Игра «Буквы спорят и побеждают » На карточках написаны слова на определённую орфограмму, нужно выбрать букву и доказать её написание. « гр (о, а)за» - объяснение « в слове «гроза» спорит две буквы А и О, я выбираю О, проверочное слово « грОзы »; г р ( о,а )за сл (е, ё)за ры ( б,п )ка ду ( б,п ) Вставь пропущенную букву Лу… с морко ….кой хоть и с одной гря … ки , да неодинаково сла … ки
*внимательно прочитай предложение; * повтори его не заглядывая в текст; * найди, объясни и подчеркни все орфограммы в предложении; * прочитай предложение орфографически; * повтори ещё раз предложение, орфографически проговаривая все звуки ; * закрой предложение; начинай писать, диктуя себе по слогам орфографически; * сверь записанный текст, особое внимание обращая на орфограммы, подчеркни их; Списывание
Зрительный диктант ( цель – предупреждение ошибок ) № п/п Предло-жения /слова Число букв Время экспо-зиции 1 рак 3 2 2 мох 3 2 3 ухо 3 2 4 кит 3 2 5 рука 4 2 6 снег 4 2 Набор № 1 (1 класс) Набор № 13 (2 класс) № п/п Предложения /слова Число букв Время 1 Ребята повесили скворечники. 25 4 2 Собака осталась ждать хозяина. 25 4 3 Взяла Таня цветные карандаши. 25 4 4 Вянет и желтеет травка на лугах. 26 4 5 Проворонила ворона воронёнка. 26 4 6 И чернила бывают разного цвета 26 4
1. Моделирование орфографических понятий, и действий как средство усвоения опознавательных признаков орфограмм. 2. Целенаправленное и систематическое применение специальных упражнений, развивающих умение находить орфограммы и определять их тип. Для развития орфографической зоркости младших школьников необходимы следующие условия:
«Систематичность упражнений – есть первая и главная основа их успеха, и недостаток этой систематичности главная причина, почему многочисленные и долговременные упражнения в орфографии дают плохие результаты» К. Д. Ушинский
Тот, кто, обращаясь к старому, способен открыть новое, - достоин быть учителем. Конфуций Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете "Звукобуквенный анализ – как фундамент выработки орфографической зоркости младших школьников".
Серьезные проблемы возникают в школе в связи с недостаточной грамотностью учащихся. Чтобы предупредить возникновение подобных проблем или помочь детям преодолеть подобные трудности, необходимо как мож...
Развитие орфографической зоркости младши хшкольников
Развитие орфографической зоркости младших школьников. ...

Развитие орфографической зоркости младших школьников через дидактическое многообразие
Главная цель опыта создание условий для сознательного активного участия школьника в творческой деятельности, практического применения учащимися теоретических знаний по русскому языку, повышения качест...

Обобщение опыта по теме: «Работа со словообразовательными моделями как средство формирования орфографической зоркости младших школьников»
Нужно учить детей с первых лет обучения в школе не только умению разбирать слова по составу, но и умению использовать результаты этого разбора для выбора правильного написания слова, для определения е...

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка
Проблема формирования орфографического навыка в начальной школе является одной из наиболее трудных задач. Орфографическая зоркость формируется постепенно в процессе выполнения разнообразных упражнений...

Методическая система «Системно – деятельностный подход к формированию орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка»
Методическая система «Системно – деятельностный подход к формированию орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка»...