Предложный падеж существительных, 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект урока для 3 класса по русскому языку "Предложный падеж существительных" с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
auktsion_golodnyuk.zip | 372.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Сизовская средняя школа» Республика Крым
Голоднюк Елена Прокофьевна
русский язык, 3 класс
Тема урока: Предложный падеж имён существительных.
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.
Цель урока: формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении).
Планируемые результаты:
Предметные УУД: выявить признаки имен существительных в П.п. через особенности данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении).
Метапредметные УУД:
Регулятивные: в диалоге с учениками сформировать цели урока; осуществить контроль; провести коррекцию знаний;
Познавательные: самостоятельно формулировать проблемы; моделировать ситуации;
Личностные: проявлять учебную и коммуникативную активность.
Оборудование урока: интерактивная доска, электронное приложение к учебнику, презентация на тему «Падежи», таблица падежей, оценочные листы.
Ход урока:
- Мотивационно-целевой этап.
- Организация внимания.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все помотрели.
- Чистописание.
- Эпиграф урока. (слайд 2, 3)
Учите, дети, русский к ряду.
Учите с душой, с усердием, трудом.
Вас ждёт великая награда
И та награда в нём самом…
(М. В. Ломоносов)
- С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?
- Как вы понимаете значение слова «награда»?
- Обратимся к Словарю Ожегова. (Награда – новые открытия, знания о языке.)
4. Проверка домашнего задания.
Упражнение 83 на стр. 39 в тетради на печатной основе.
- Какие имена существительные вставили в стихотворение-загадку?
- В каком падеже стоят существительные?
- Назовите отгадку.
- Словарный диктант (Самопроверка - шкала). Слайд 4.
Кровать, трамвай, рябина, однажды, комната, самолет, пятница, шоссе, праздник.
- Какие орфограммы вы определили в словах?
Проверка по шкале с образцом на интерактивной доске.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Посмотрите на доску. Что вы заметили? Слайд 5
И. п. кто? что?
Р. п. кому? чему?
Д. п. кого? что?
В. п. кого? чего?
Т. п. кем? чем?
- Давайте наведём порядок, выполнив задание самостоятельно в тетради. (Самопроверка - шкала). Слайд 6
- Какого падежа не хватает падежа? Почему?
- Какова тема нашего урока? Слайд 7
III. Формулирование цели и задач урока.
- Определите задачи урока. Слайд 8
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
- Составим маршрут нашего движения к новым знаниям. Ответы детей.
Маршрут движения. Слайд 9
- Название падежа.
- Вспомогательное слово.
- Вопросы падежа.
- Предлоги падежа.
- Член предложения.
V. Реализация построенного проекта.
1. - Работаем по 1 пункту маршрутного листа.
- Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова. Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.
- Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным?
- Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других?
2. Работа в тетради на печатной основе на стр. 40.
- Прочитайте упражнение.
- Найди сведения о П.п., подчеркните особенности П.п. Впишите их в сигнальную карточку тетради.
- Составьте памятку о П.п. (слайд 10)
- Какие вопросы вы поставили? К каким существительным – о ком?, а к каким – о чем?
- Назовите предлоги П.п.?
- Чем характеристика существительных, стоящих в форме П.п. отличается от характеристики существительных, стоящих в форме Т.п.?
- Какой падеж имен существительных всегда употребляется без предлогов? А какой падеж только с предлогами?
- Сверьте свои сведения с правилом о П.п.
3. Работа по электронному приложению к учебнику.
- Прослушайте правило.
VI. Первичное закрепление знаний.
- Работа по учебнику.
- Найдите упражнение 99 на странице 55 учебника.
Прочитайте. Из каких произведений эти строки?
Найдите устаревшие слова. Объясните их смысл.
Назовите падеж выделенных имен существительных. С какими предлогами употреблены имена существительные?
Выполните письменное задание (списать отрывок из произведения по выбору).
- Самостоятельное выполнение письменных заданий к тексту.
(Два учащихся на выбор выполняет упражнение у доски с обратной стороны для осуществления проверки контроля - шкала).
VII. Физкультминутка. (слайд 11)
Физминутка «Падежи»
Именительный подпрыгнул,
А Родительный летал.
Дательный полез на горку,
А Винительный устал.
Наш Творительный поплавал,
А Предложный убежал.
Падежи нам все нужны-
И при этом все важны
Демонстрируют свою внимательность
Повторение движений за учителем
VIII. Закрепление.
- Групповая работа. Работа по карточкам.
- Найти имена существительные, стоящие в предложном падеже. Указать падеж и подчеркнуть предлоги.
I вариант
Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу.
II вариант
Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку.
- Проверьте работу своего товарища. Если согласны, поставьте рядом со словосочетанием «+», если не согласны – «-». Слайд 12
X. Рефлексия.
«Закончи предложение» Слайд 13
- Чтобы правильно определить падеж существительного, нужно: . . .
XII. Итог урока.
- Оцените свои успехи в оценочных листах.
Оценочный лист
Мне понравилось работать на уроке.
Мне было трудно.
У меня остались пробелы в знаниях.
XIII. Домашнее задание. Слайд 14
Упражнение 98 стр. 54 (для всех)
Упражнение 87 в тетради на печатной основе устно (для сильных)
Слайд 15
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - презентация
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема «Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах" 4 класс Школа России
Урок русского языка в 4 классе Школа России с использованием самостоятельной работы, работы в парах, творческого задания, тестирования...
презентация по русскому языку "Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже" 4 класс В.П. Канакина УМК "Школа России"
презентация на тему "Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже" к уроку русского языка 4 класс УМК "Школа России" учебник "Русский язык 4 класс" В.П. Канакина, В Г. Г...
Урок русского языка 3 класс с использованием исследовательской технологии "Творительный и предложный падежи существительных 2 склонения" УМК "Система Занкова"
Тема: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ В ТВОРИТЕЛЬНОМ И ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖАХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВТОРОГО СКЛОНЕНИЯ....
Занятие по внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» Тема: «Любимая «работа» предложного падежа» 3 класс
В данной разработке представлены игровые упражнения и занимательный материал для закрепления знаний учащихся о предложном падеже...
Правописание безударных окончаний имен прилагательных мужского рода в творительном и предложном падежах, 4 класс
Самооценка личностных достижений учащихся на уроке русского языка....
предложный падеж существительных 3 класс перспектива
урок новых знаний по программе Перспектива сэлементами деятельностного метода Л.Г.Петерсон...
Урок русского языка "Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже". 4 класс
Урок-путешествие по малой родине. При определении падежей применяется упражнение "График"....