Слова с двойными согласными
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему
Данный урок для 3 класса по программе 21 век.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnol.karta_udvoenn.sogl_.doc | 265 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Карпалова Светлана Анатольевна, МБОУ «Школа№99»Московского района г.Казани
Предмет: Русский язык.
Класс: 3 класс
Тип урока: изучение нового материала.
Технологическая карта изучения темы «Слова с двойными согласными»
Тема | Слова с двойными согласными. |
Цели деятельности учителя: | - Познакомить с фактом наличия в словах русского языка двойных согласных; рассмотреть слова с двойными согласными; учить проводить наблюдение:
|
Планируемые результаты | Личностные УУД:
Метапредметные УУД: Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Предметные УУД:
|
Основные понятия | Двойные согласные; особенность написания и произношения двойных согласных; звуковой анализ; лексическое значение слов «бал» - «балл»; «дрожи» - «дрожжи»; пословица. |
Пропедевтика | - подбор к словам-признакам подходящих по смыслу слов-предметов (словосочетание); - подбор однокоренных слов; - определение лексических значений слов (синонимов). |
Ресурсы: - основные - дополнительные | - С.В. Иванов, А.О. Евдокимова «Русский язык»; - рабочая тетрадь; - раздаточный материал; - карточки для индивидуальной работы; - слайд-презентация. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая, работа в парах. |
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
I. Организационный момент. (1 мин) Цели: - мотивировать учащихся к учебной деятельности; - определить содержательные рамки урока: двойные согласные. | Организует проговаривание правил поведения на уроке. Проверяет готовность к уроку. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности, включения в учебную деятельность. | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. Отвечают на вопросы учителя. | Какой урок мы начинаем? -Вспомните девиз урока: С малой удачи Начинается большой успех! (Слайд 2) Учащиеся хором произносят стихотворение: Сколько правил, правил сколько! С непривычки бросит в дрожь. Будь внимательным, и только, Любознательным, и только, Аккуратным будь, и только… Всё запомнишь, всё поймёшь! -А чтобы урок прошел плодотворно и интересно, что мы обычно делаем на уроке?
(дети проговаривают хором) | Коммуникативные: -уметь оформлять свои мысли в устной форме; -уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке. | |
II.Актуализация знаний. (3 мин) Цели: -обеспечить в начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность; -активизи-ровать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение. | Уточняет тематические рамки урока. Объясняет, что такое коллектив, опираясь на словарь Ожегова. | Объясняют лексическое значение слов. Классифицируют слова по группам. Записывают в тетрадь число, классная работа, двойные согласные; -анализируют сочетания букв. Выявляют значение пословицы; -записывают в тетрадь. | Вот доска и парта есть Чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас Это наш просторный… - А объясните значение слова класс? (Слайд 3) -Класс – комната для занятий в школе (1 значение) -Класс – группа учеников, обучающихся совместно в школе (2 значение) -Группа – это совокупность людей, объединённых общими интересами. -А слова класс и группа, если рассматривать их значения, чем являются? (Синонимами) - Запишите в тетради число, классная работа. -Составьте сами цепочку букв для минутки чистописания: 1) в первую строчку запишите слово класс, а затем, удвоенные согласные из этого слова; (Слайд 4) 2) во вторую строчку запишите слово группа, а далее, удвоенные согласные из этого слова; -вспомним написание строчных букв сс, пп. -на доске начала писать пословицу, но не закончила. Помогите мне её дописать. (Что одному не под силу, то легко…. (коллективу)) -Объясните значение пословицы. (Пословица говорит о том, что нужно друг другу помогать, поддерживать в трудную минуту). -Запишите пословицу в тетрадь (ученик комментирует) (Таймер) |
Давать характеристику словам. Делать выбор оснований и критериев для классификации объектов. Выполнять построение логической цепи рассуждений. | Личностные: - расширять познавательный интерес к обучению. Коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; -научиться быть терпимыми к другим мнениям; -участие в жизненных ситуациях (пословица); -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
III.Постановка учебной задачи. (6 мин) Цели: -выявить и зафиксировать место и причину затруднения; -согласовать тему и цель урока. | Организует диалог с учениками, в ходе которого конкретизируется орфограмма «Двойные согласные в корне слова». Помогает ученикам озвучить тему урока, постановку учебной задачи. Организует подводящий диалог; - побуждает к высказыванию своего мнения каждого ученика; -подводит учащихся к выводу о правописании удвоенных согласных; -проводит параллель с ранее изученным материалом.
| С помощью учителя формулируют тему урока и учебные задачи для себя; -выделяют в словах двойные согласные. Записывают слова: -антенна; -хоккей; -аллея; -шоссе; -экспресс; -перрон; -обсуждают орфографическое написание слов; -делают вывод об орфограмме; -сравнивают свою работу с эталоном.
Вспоминают ранее изученные орфограммы, проговаривают. | - Скажите, что общего в словах: коллектив, класс и группа? (Синонимы, двойная согласная, являются именами существительными). -А какая орфограмма для нас ещё неизвестна? (двойная согласная) -Вы догадались, как будет звучать тема урока? (Слова с двойными согласными) -Запишите тему урока. (Слайд 4) - Как вы думаете, какой это урок: повторение изученного или урок «открытия» новых знаний? Почему? (Урок «открытия» новых знаний, потому, что это новая для нас орфограмма). - Сформулируйте учебные задачи, которые будем решать на уроке: (Слайд 5)
(Познакомиться с новой орфограммой) (Учиться отличать слова с этой орфограммой от других) (Учиться правильно, записывать слова) - Давайте познакомимся с этими словами. Словарная работа. Чтоб ошибок избежать, Зоркость будем развивать. В игре проверить можешь сам Свое внимание к словам. - Разгадав загадки, вы узнаете, в каких словах, пишутся двойные согласные, затем запишите их в тет- радь через запятую. Чтоб каждый телевизор, Проста задача и легка. Вдоль дороги по бокам Липы, клены тут и там. Всем идти здесь веселее. Этот путь зовут …аллея. На большие расстояния Мчится он без опоздания. Пишется в конце два С Называется … экспресс По долинам, по оврагам Мчит широкая дорога. И она, как знают все, Называется…шоссе (Слайд 6) -Назовите, слова – отгадки (Антенна, хоккей, аллея, шоссе, экспресс). -Какую орфограмму вы выделили? (Двойную согласную) - - С какими ещё орфограммами мы знакомы? (Жи – ши; ча – ща, чу – щу;чк – чн; безударная гласная, парная согласная, непроизносимая согласная и приводят примеры таких слов). Составление кластера. (Слайд 7)
- Какие правила правописания корней вы знаете? -жи – ши – пиши с буквой И. - ча – ща пиши с буквой А, чу – щу пиши с буквой У; -чк – чн пишется без мягкого знака. -Если буква гласная вызвала сомнение, ты её немедленно ставь под ударение (проговаривают хором) -Если слышишь парный звук, будь внимательным мой друг (Проговаривают хором) Парный сразу проверяй, слово смело изменяй. -Звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй! (Проговаривают хором) - О новой орфограмме, нам пока ничего неизвестно, давайте её исследуем. Эти буквы близнецы Удалые молодцы! Проблемная ситуация (Слайд 8) -Подумайте, что нам нужно узнать об этих близнецах? -Какой опознавательный признак у орфограммы? -- Можно ли подобрать проверочное слово? - Вот это и предстоит нам сегодня узнать. Физкультминутка (1 мин) | Научатся: -осознавать критерии (общее значение) объединяя слова в группы; -находить орфограммы в словах; - строить логическую цепь рассуждений. | Регулятивные: -уметь определять и формулировать цель на уроке. Коммуникативные: -уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Познавательные: -уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - выполнять классификацию, обосновывать основание для классификации. |
IV. Поиск решения учебной задачи - открытие нового знания. (6 мин) Цель: -создать усло- вия для знакомства с новой орфограммой «двойной согласной»; зафиксировать новые знания в речи. | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Настраивает на работу, используя грамматическую сказку о двойных согласных (аудиозапись). Знакомит с опознавательными признаками двойных согласных. | Планируют свои действия по выполнению задания. Делают выводы, выдвигают версии, строят транскрипции к словам. Выполняют записи в тетради. | - Работа по учебнику (стр. 34 упр. 1.) -Сравните звучание и написание слов в упражнении. -Алла – Аля, Анна – Аня, Васса – Вася. -Как произносятся слова с удвоенной согласной? (Звучат долго). -Действительно при произношении, мы слышим долгий звук. -Когда – то, в одном сказочном городке, эти слова решили, что им нужно выделиться, только вот как не знали. Ну, вот и придумали, раз все звуки произносятся, то пусть некоторые произносятся долго. Решили и сделали! Только не все звуки согласились быть долгими, поэтому этих слов в русском языке не так уж много. А то, что есть, мы с вами научимся хорошо слышать и правильно писать. (Слайд 9) Проектор на «slip» -Запишите слова, обозначьте корень и составьте к ним транскрипцию. - Какое ещё правило мы должны вспомнить при написании этих слов. (Большая буква в именах собственных) Анна – [Ана], Алла [Ала], Васса [Васа] (фронтальная работа, один ученик работает у доски) (Таймер) -Что показалось вам необычным? (Верхняя черта в транскрипции). -А что она обозначает, как вы думаете? (долгий звук) -Выделите корень в словах. - Что вы заметили? ( Обе согласные находятся в корне слова) - А можно ли подобрать проверку к словам? -Нет, эти слова нужно запомнить. -Как ещё можно назвать эти слова? (Непроверяемые согласные). - Подведём итог нашего микроисследования. (Двойные согласные в слове пиши, когда при произношении согласных произносится звук долго. Эти слова мы не можем проверить, поэтому их нужно запомнить). | Сравнивать слова с двойными согласными по звучанию. Подбирать слова с искомым зву- ком. Фиксировать звуки в слове, в транскрипции. | Коммуникативные: -уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: -уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебником - осуществлять самоконтроль -работать по предложенному плану. Познавательные: - уметь сравнивать, анализировать, делать выводы; -уметь перерабатывать полученную информацию; -уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи. |
V. Первичное закрепление. (13 мин) Цель: -зафиксиро-вать изученное учебное содержание во внешней речи. | Организует закрепление знаний по теме и учит творчески работать. Подводит учеников к выводу, что при образовании новой формы, двойные согласные сохраняются. Организует работу в парах, проводит инструктаж. Осуществляет проверку выполнения задания. Знакомит с орфографическим словарём. | Восстанавливают слова. Обсуждают нахождение орфограммы в словах. Анализируют и формулируют выводы наблюдений. Находят общее в правописании удвоенных согласных. Учатся образовывать новую форму слова. Составляют транскрипции, вспоминают состав слова. Учатся: - работать в парах; -выполнять задание по плану. Осуществляют взаимопроверку, сверяя результат работы с эталоном. Дают самооценку своей работе и работе соседа. (смайлики) Делают выводы. Выясняют значение слов. Знакомятся с новым понятием «лексическое значение». | - Наше исследование продолжается. - Прочитай и угадай, что за слова здесь прячутся? - Вам нужно сложить первые буквы слов, и вы узнаете, какие слова зашифрованы. (Слайд 10) Весна, апрель, небо, наст, атмосфера (ванна) [вана] Дневник, ручка, оценка, журнал, жюри, игра (дрожжи) [дрожи] Комната, арка, стена, строитель, архитектор (касса) [каса] - Найдите иллюстрации к этим словам в учебнике. Произнесите их. Вслушайтесь, какие долгие согласные есть в этих словах. -Запишите слова в столбик. -Составим транскрипцию к этим словам: (Дети работают у доски.) -Придумайте предложение с одним из записанных слов. Анна купила дрожжевое тесто. -Запишите предложение. Выделите корень в словах с удвоенной согласной (Таймер) -Что вы заметили? - Правильно, при образовании новой формы слова двойные согласные корня сохраняются. Рассмотрим на примере. Подбери недостающее слово. дрожжи – ….. тесто группа – ……дело (Слайд 11) - Разберём слова по составу. - Прочитаем правило (хоровое чтение) - Выполним упражнение 3 на стр.34. -Проведём исследование в парах. - Вспомните правила, которые нужно соблюдать при работе в парах?
-Прочитайте инструкцию к упражнению. -Итак, проговорим этапы выполнения работы: 1) составим словосочетания с данными словами, выделим корень; 2) придумаем предложение с одним из словосочетаний; 3) подчеркнём главные члены предложения. - Договоримся, что образец, который дан в учебнике, вы записывать не будете. (Дети выполняют работу) (Таймер) - Проверьте работу по эталону. (Слайд 12) Масса – массовая доля, касса – кассовый чек, ванна – ванная комната, группа - групповое занятие, класс – классный час. - Какой можем сделать вывод? (При образовании однокоренных слов двойные согласные сохраняются.) Прочитайте, какие предложения вы составили? (Дети читают) -Поменяйтесь тетрадями (взаимопроверка). - Оцените свою работу, работу одноклассников. Обоснуйте свой ответ. (Смайлики) - Посмотрите, что случилось. Ученица 2 класса сделала буквенные записи слов. И вот, что у неё получилось. (Слайд 13) - Скажите, чем различны эти слова? (бал, балл) - Отчего зависит написание двойных согласных в слове? (Написание двойных согласных в слове зависит от значения слова и от произношения)
-Какое из слов подходит к транскрипции? [ бал] (К транскрипции [бал] подходит слово бал, потому что не указан долгий звук) (А к транскрипции [бал], подходит слово балл, так как в транскрипции указан долгий звук) -Продолжим своё исследование, заглянем в учебник на стр.35 упр. 4. - Рассмотрите пары слов. -Прочитаем их вместе. -Что помогает их различать? (Значение слов разное, и произношение) - Лексическое значение слова, мы можем проверить по словарю С.И. Ожегова, уточнить написание слов с двойными согласными можно по словарям иностранных слов, по справочникам. Существует много различных словарей. (Слайд13) Физкультминутка (1мин) | Научатся: -записывать предложения с двойными согласными; -осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки. | Регулятивные: - работать по предложенному плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно, выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль. Познавательные: -уметь: - ориентироваться в учебнике; - находить и выделять необходимую информацию; - оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Коммуникативные: -задавать вопросы, необходимые для ор- ганизации совместной работы в парах; - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи. Личностные: -определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве; -делать выбор, при поддержке соседа по парте, как поступить. |
VI. Примене-ние знаний. (11 мин) Цель: -тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным. | Проводит игру для усвоения нового материала. Организует работу в группах, проводит инструктаж. Выявляет усвоение тематического материала.
Выставляет отметки тем детям. | Вслушиваются в стихотворение, восстанавливают слова. Учатся отличать двойные согласные от других слов. Высказывают свою точку зре- ния. Делают выводы, оценивают свою работу (смайлики). | Игра «Найди долгий звук». -Вспомните вторую задачу урока. (Научиться отличать удвоенные согласные от других слов). -Если вы услышите, в слове удвоенную согласную, то дважды хлопнете в ладоши (Слайд 14) - Спросите, не повысив тона: Что больше: центнер или тонна? - Необходимы соль и крупы, Чтоб кашу наварить для группы. - Кто получит низкий балл, Тот не придет на школьный бал. - Если в доме много сора, Может в доме вспыхнуть ссора. - Приятней найти под ёлкой гриб, Чем получить ангину или грипп. -Что помогает различить эти пары слов? (Стихотворение высвечивается на доске) Вывод: Написание этих слов зависит от их лексического значения и от произношения, их нужно запомнить. Проектор на «slip». -Сегодня на уроке вы показали, что умеете работать по одному, в парах, а теперь поработайте в группах. (Дети делятся на постоянные группы, в группе есть ответственный, каждой группе выдаются карточки). - Вспомним правила поведения в группе. Правила поведения.
-Ваша задача такова.
альным карточкам. (Дети работают в группах, а часть детей рабо тают по карточкам) (Таймер) - По одному ребёнку от группы выходят и доказы-вают своё предположение. - Проверьте работу по эталону. Если есть ошибки, исправьте и запишите правильно. (Слайд 15) -Оцените свою работу в группе (смайлики). -Всё ли получилось? Какие были трудности? (слайд) -Сколько разных орфограмм, у вас получилось (Четыре) - Какую орфограмму вы сегодня исследовали? (Слова с удвоенной согласной) - Ваши знания заслужили такие отметки. -Те, ребята, кто работал с карточками. За ваши работы я тоже поставила отметки. | Научатся записывать и употреблять слова с двойными согласными. Совершенствует устную речь в ходе дискуссии по теме урока и подборе слов по нужной орфограмме. | Регулятивные: -уметь оценивать правильность выполнения действия. Познавательные: - уметь находить и выделять необходимую информацию. -ориентиро -ваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Коммуникативные: -задавать во- просы, необходимые для организации совместной работы в группах; - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи. Личностные: -определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве; -делать выбор, при поддержке других участников группы, как поступить. |
VII. Итог урока. Рефлексия. (4 мин) Цели: - дать оценку успешности достижения цели, дать возможность детям оценить свои ощущения к концу урока, отследить отношение учащихся к ре- зультату своей работы. | Подводит обучающихся к выводу о новой орфограмме. Организует самооценку учебной деятельности. Подводит итоги урока. Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке. Выставляет отметки. Комментарий к домашнему заданию. | Отвечают на вопросы учителя. Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цели и результаты. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Формулируют конечный результат. Осуществляют самооценку. | - К завершению подходит урок, давайте вспомним тему урока. -Смогли мы решить те проблемы, которые возникли перед нами? Докажите. (Слайд 16) - Как определить, что в этом слове пишется удвоенная согласная? (В этом слове слышится долгий звук) - Можно ли проверить написание данных слов? ( Слов с удвоенной согласной в русском языке не так уж много, написания этих слов нужно запомнить) - А чтобы наши друзья двойные согласные не скучали, давайте напишем им письма. В них мы сообщим, как работали на уроке (листочки настроения).
(Слайд 17) - Обведите на листочке слова, соответствующие вашему настроению, состоянию, и мы пошлём наши письма в «городок Близнецов». - Передайте письма на первую парту тихим ручейком. (дети передают листочки) - Вы выполнили прекрасно все задания и каждый достоин звания «Знаток темы», тем самым мы ещё глубже познали русский язык. -Отметки за урок ( за активную работу). Домашнее задание. - Сделайте вывод о том, зачем нужно домашнее задание? (Для того чтобы потренироваться в том, что ещё не очень хорошо получается……) -Я рада, что вы понимаете важность качественного выполнения домашнего задания. -Прочитайте задания к упражнению. -Если возникли вопросы, окажу помощь.
-Выберите то, домашнее задание, которое вам хотелось бы выполнить, и запишите в дневник. | Коммуникативные: -уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: -уметь оценивать правильность выполнения действия. Личностные: -уметь выполнять самооцен ку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Слова для работы в группе.
р..ка | поз..но | в..сло | шо…е |
праз..ник | кла…. | л..са | моро..ко |
дро..и | сне..ки | шу..ка | сер..це |
Карточки с заданиями.
Человек, который едет в автобусе, летит в самолёте ______________________ . Острое вирусное заболевание ________________ . Спортивная игра с шайбой __________________ . Маленькая ёмкость для купания ______________.
|
Листок настроения.
стараюсь уверен в себе
не устаю | не интересно не стараюсь волнуюсь огорчаюсь устаю
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
перенос слов с двойными согласными
конспект урока русского языка для 2 класса...
Урок "Слова с двойными согласными"
Открытый урок. Русский язык.Закрепление по теме «Слова с двойными согласными».3 класс по учебнику Поляковой А.В....
Перенос слов с двойной согласной урок русского языка 2 класс
Урок русского языка по программе "Школа России" по теме "Перенос слов с двойной согласной" - 2 класс. На данном уроке используется презентация....
Слова с двойными согласными.
Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Слова с двойными согласными".УМК "Школа России". А Зеленина....
Слова с двойной согласной
Презентация к уроку русского языка по теме "Слова с двойной согласной".УМК "Школа России", А.Зеленина....
Тест по теме "Слова с двойными согласными".
Задания по теме "Слова с двойными согласными" для урока русского языка в 3 классе.УМК "Школа России".Учебник А.М.Зелениной....
Новое об известных опасностях письма. Правописание слов с двойными согласными.
Урок построен с учетом деятельностного подхода в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. С первого этапа урока фо...