I этап: организа-ционный
Мотивация к учебной деятельности включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | - Приветствие.
- Проверка готовности к уроку.
– Прочитайте эпиграф к уроку. Как понимаете его смысл?
– В конце урока мы вернёмся к нему и ответим на вопрос: Почему я решила применить его к нашему уроку? «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли». Л.Н. Толстой. – Мы будем сегодня сами добывать знания, мы будем исследовать объекты русского языка. – Кто хочет прикоснуться к науке? – Кто хочет быть исследователем? – Тогда на уроке вам необходимо быть внимательными, дружными, активными, собранными. | Проверяют готовность к уроку.
Дети высказывают свои предположения. Пропустил через себя, свои мысли, обдумал и понял. Если ты справляешься с трудной задачей, тогда чувствуешь себя победителем.
|
Личностные УУД - мотивация учения |
|
II этап: чистописа-ние | - А начнём урок с минуты красивого письма. Тройка, тройка прилетела, Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица, Белокоса, белолица. Как махнула рукавом – Все покрылось серебром. – О ком говорится в загадке? – Зима – удивительное, волшебное время года. Она предлагает вам красиво, каллиграфически правильно написать букву, а какую, вы отгадайте. Она обозначает звонкий согласный звук, она парная согласная, её «соседями» в алфавите являются буквы «Ж» и «И» - Отгадали. Какая это буква? - Правильно, это буква З. Обведём её в воздухе, обратим внимание на соединение полуовалов и их размер. - Постарайтесь красиво и аккуратно написать, правильно соединяя буквы, соблюдая ширину и высоту букв. Зз Зима, зимушка, зимовать, зимний, зимовье, морозный – Какое слово можно назвать «лишним»? – Почему? -Спишите слова с этой буквой, расставьте ударение, подчеркните проверочные слова. -С какими месяцами связаны эти слова в календаре? Месяцы надо знать и правильно их писать. |
Дети отгадывают загадку
Дети определяют букву (Зз)
Проверка подчёркнутых слов у доски. | Познавательные УУД 1. Производить анализ, синтез, обобщения.
|
III этап: словарная работа | На мультимедийной доске слова: На к…лендарь, к д…кабрю, через мес…ц, до января, по м…розу, про ф…вр…ль, из с…р…бра, ин…ем (Слайд) – Какие слова записаны на доске? – Какую работу с ними можно выполнить? – По каким признакам можно сгруппировать слова? -Сколько падежей в русском языке? Перечислите их по порядку с вопросами. – С правописанием окончаний существительных в каких падежах мы уже познакомились? – Попробуем записать эти слова в три столбика по падежам, вставив пропущенные буквы. (Слайд) Р.п. Д.п. В.п. до января к д…кабрю через мес…ц из с…р…бра по м…р…зу про ф…враль на к…лендарь – Как вы определяли падежи имен существительных? (Проверка на доске) | Дети читают слова
– Из словаря
Дети предлагают сгруппировать по орфограммам, по падежам Р.п, Д.п., В.п. Дети записывают слова
По вопросам
| Регулятивные УУД: оценивание своей работы и других. Познавательные УУД. строить логическую цепь размышлений.
|
IV этап: постановка цели и задач урока
Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цель и задачи урока. | – А какое слово мы не смогли записать в столбики? – Почему? – Итак, кто назовёт тему нашего урока? – Сегодня на уроке мы продолжим углублять знания о падежах имени существительного. – Что нам надо знать о падеже? – Значит, какие задачи мы поставим перед собой? – Об этом падеже послушайте сказку и подумайте, почему он так называется. Он еще не родился, а все думали, как его назвать? Назвали именительным. Родился и стал родительным. Это имя ему больше понравилось. Он был малышом и ему все давали, от этого он стал дательным. Он был озорником, его часто винили за шалости. От этого он стал винительным. А потом он вырос и стал творить добрые дела. Как вы думаете, какое имя ему дали люди? – Почему же падеж так назвали? – Об этом и многом другом о Т.п. вы должны узнать сами, проведя исследования. | Инеем Еще не изучали Т.п. – Узнать о Т.п..
– Вопросы, предлоги, окончания. – Какие предлоги у Т.п., какие окончания надо писать у существительных в Т.п.
Дети высказывают свои предположения. | Регулятивные УУД: - Высказывать предположения на основе наблюдений. - Формулировать тему (проблему) урока и его цель. - Планировать деятельность
|
V этап: работа по теме урока в группах
организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающего ся. | - – Ребята, мы с вами проведем самостоятельно исследование существительных в Т.п. Для этого нам надо: а) разделиться на группы; б) обозначить работу каждой группы; в) поработать с таблицей.
| Объект исследования | Результат | 1 исслед. | Основное значение Т.п. |
| 2 исслед. | Падежные и смысловые вопросы Т.п. |
| 3 исслед. | Окончания имен существительных в Т.п. |
| 4 исслед. | Предлоги имен существительных в Т.п. |
| 5 исслед. | Роль в предложении имен существительных в Т.п |
|
- Работа в группах
1 группа проведет 1 исследование, 2 группа – 2 исследование, 3 группа – 3 исследование, 4 группа – 4 исследование, 5 группа – 5 исследование Задание для 1-й группы: – По тексту стихотворения определите, что могут обозначать слова, стоящие в Т.п.: Я – творительный падеж, Исполнен всяческих надежд. – Творите! – Чем? – Творите! – С кем? Я подскажу вам – нет проблем! – С тем, - заявил Творительный, Я только лишь в ладу, Кто очень уважительно относится к труду.
Задание для 2-й группы: – Определите падежные и смысловые вопросы существительных в Т.п.: Мы делали подвесную кормушку для птиц. Из фанеры (…?) пилкой вырезали детали. Дощечки зачистили (…?) напильником. Оля с (…?) Надей повесили кормушку под окнами. Вечером над (…?) кормушкой закружились синицы.
Задание для 3-й группы: – Определите склонение выделенных существительных, выделите окончания и заполните таблицу: Окончания существительных в Т.п. 1 скл. 2 скл. 3 скл. Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит, И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, – Не мертвец и не живой – Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой… Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой – В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. Ф. Тютчев
Задание для 4-й группы: – Найдите предлоги у существительных в творительном падеже в
Задание для 5-й группы: – Разберите по членам предложений предложения и скажите, каким членом предложения являются существительные в Т.п.: Засыпаны снегом осины и берёзки. Кусты, деревья опушились блестящим инеем. Лучи солнца осыпали холодным блеском всю местность.
- Заполнение таблицы.
– Каждая группа отчитывается о проделанной работе, заполняя таблицу:
1 | Объект исследования | Результат | 1 исслед. | Основное значение Т.п. | Указывает: – на место, – на лицо, с которым совершается или творится действие, – на предмет, с которым совершается | 2 исслед. | Падежные и смысловые вопросы Т.п. | Кем? Чем? | 3 исслед. | Окончания имен существительных в Т.п. | 1скл. 2скл. 3 скл. - ой - ом - ю - ей - ем | 4 исслед. | Предлоги имен существительных в Т.п. | с, за, под, между, перед
| 5 исслед. | Роль в предложении имен существительных в Т.п | второстепенный член предложения |
-Давайте сравним таблицу, составленную нами с таблицей, данной в учебнике на стр.117 - Прочитайте вслух тексты, данные вам для работы.
-О чём они нам рассказали?
-Я приготовила для вас несколько фотографий. Вам знакомы эти места?
-Это работы инсарского фотографа Урсова Алексея. Полюбуйтесь ими, получите наслаждение от красоты природы. Пусть они поднимут вам настроение. |
Рассматривают таблицу
Работают в группах
1 группа делает вывод, что существительные в творительном падеже указывает на место, на лицо, с которым совершается или творится действие, на предмет, с которым совершается действие
2 группа Чем? Кем?
3 группа Заполняет таблицу
1скл. | 2скл. | 3 скл. | - ой | - ом | - ю | - ей | - ем |
|
4 группа с, за, под, между, перед
5 группа второстепенный член предложения
Дети читают по группам. Они рассказали о том, как люди ждут зиму, любуются её красотой. Это наша природа, которую мы любим и бережём. | Учебно-познавательные УУД: высказывание собственных предположений, выдвижение гипотез.
Коммуникатив ные УУД. - Формирование умения вступать в диалог.
Регулятивные УУД: - Искать пути решения проблемы. - Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. - Оценивание своей работы и работы других.
Познавательные УУД. - Выделять главное, озаглавливать, составлять план, рассказывать по плану. - Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. - Преобразовы-вать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу).
Коммуникатив ные УУД – строить связное монологическое высказывание; – слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; – соблюдать речевые нормы в процессе коммуникации.
|
VI этап: первичное усвоение новых знаний
Новое знание обучающиеся получают в результате работы в паре
| -А теперь прочитайте текст. Спишите. Поставьте вопрос к существительным в Т.п., у существительных Т.п. выделите окончания, подчеркните предлоги Т.п. Мороз покрыл землю пушистым (…?) одеял…м, реки сковал прозрачным скользким (…?) льд…м. Зима раскрасила крыши домов белой (…?) краск…й, окна – серебристым (…?) ине…м. Детвора собралась под (…?) ель… . - Взаимопроверка.
- Коллективная проверка на мультимедийной доске.
| Читают. Учащиеся записывают текст в тетрадь, выделяют окончания имен существительных в Т.п., подчеркивают предлоги. Дети обмениваются тетрадями для взаимопроверки.
| Регулятивные УУД. Постановка учащимися цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что не известно. Коммуникатив ные УУД Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. |
VII этап: работа с учебником Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного. | -А теперь ещё раз пройдёмся по материалам учебника, закрепим изученное. Работа по учебнику страница 118, упр.220 (устно) – Какие существительные в Т.п. встретились в тексте упражнения? – Какие окончания у этих существительных? – От чего зависят окончания существительных? | Дети читают текст упражнения и называют существительные в Т.п., окончания, предлоги. – От склонения | Познавательные УУД. - Владеть приёмами отбора и систематизации материала. - Сравнивать и обобщать, делать выводы.
|