Правописание падежных окончаний имен существительных в творительном падеже
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Маврушкина Елена Николаевна

Разработка урока русского языка в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_t.p._4kl.docx42.54 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «ИСОШ №1»

Урок-исследование по русскому языку

 Тема:  «Правописание падежных окончаний имен существительных в творительном падеже» 

4 класс

Составила Маврушкина Елена Николаевна,

учитель начальных классов

Цель урока

Задачи урока

Познакомить с особенностями творительного падежа, его значением, предлогами.

Предметные результаты:

1. Познакомить с падежными окончаниями имён существительных в творительном падеже, формировать навык правописания окончаний имён существительных в творительном падеже, совершенствовать умение обосновывать написание падежных окончаний имён существительных.

2. Определять имена существительные в творительном падеже.

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Регулятивные результаты:

- самостоятельно определять учебную задачу

- планировать свою деятельность по решению учебной задачи

- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

Познавательные результаты:

- ученики понимают, что такое творительный падеж имен существительных, его вопросы, предлоги, окончания;

- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

- осознают ценности своего языка.

Коммуникативные результаты:

- уметь выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре и группе, формулировать собственное мнение и позицию

- применять правила делового сотрудничества

- участвовать в продуктивном  диалоге.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

  Особенности творительного падежа, окончания и предлоги  имён существительных в творительном падеже. 

1. Распознавать творительный падеж имен существительных по вопросам и предлогам.

2. Правильно писать окончания существительных в творительном падеже.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование

УУД

I этап: организа-ционный

Мотивация к учебной деятельности

включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне.

  1. Приветствие.
  2. Проверка готовности к уроку.

– Прочитайте эпиграф к  уроку. Как понимаете его смысл?

 – В конце урока мы вернёмся к нему и ответим на вопрос: Почему я решила применить его к нашему уроку?

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли».                                                                                                       Л.Н. Толстой.

– Мы будем сегодня сами добывать знания, мы будем исследовать объекты русского языка.

– Кто хочет прикоснуться к науке?

– Кто хочет быть исследователем? 

– Тогда на уроке вам необходимо быть внимательными, дружными, активными, собранными.

Проверяют готовность к уроку.

Дети высказывают свои предположения.

Пропустил через себя, свои мысли, обдумал и понял. Если ты справляешься с трудной задачей, тогда чувствуешь себя победителем.

Личностные УУД

- мотивация учения 

II этап: чистописа-ние

- А начнём урок с минуты красивого письма.

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Все покрылось серебром.

– О ком говорится в загадке?

– Зима – удивительное, волшебное время года. Она предлагает вам красиво, каллиграфически правильно написать букву, а какую, вы отгадайте. Она обозначает звонкий согласный звук, она парная согласная, её «соседями» в алфавите являются буквы «Ж» и «И»

- Отгадали. Какая это буква?

- Правильно, это буква З.  Обведём её в воздухе, обратим внимание на соединение полуовалов и их размер.

- Постарайтесь красиво и аккуратно написать, правильно соединяя буквы, соблюдая ширину и высоту букв.

Зз

Зима, зимушка, зимовать, зимний, зимовье, морозный

– Какое слово можно назвать «лишним»?

– Почему?

-Спишите слова с этой буквой, расставьте ударение, подчеркните проверочные слова.

-С какими месяцами связаны эти слова в календаре? Месяцы надо знать и правильно их писать.

Дети отгадывают загадку

Дети определяют букву (Зз)

Проверка подчёркнутых слов у доски.

Познавательные УУД

1. Производить анализ, синтез, обобщения.

III этап: словарная работа

На мультимедийной доске слова:

На к…лендарь, к д…кабрю, через мес…ц, до января, по м…розу, про ф…вр…ль, из с…р…бра, ин…ем (Слайд)

– Какие слова записаны на доске? 
– Какую работу с ними можно выполнить?
– По каким признакам можно сгруппировать слова?

-Сколько падежей в русском языке? Перечислите их по порядку с вопросами.

– С правописанием окончаний существительных в каких падежах мы уже познакомились?

– Попробуем записать эти слова в три столбика по падежам, вставив пропущенные буквы. (Слайд)

Р.п.                                   Д.п.                                В.п.  

до января                    к д…кабрю                 через мес…ц

из с…р…бра              по м…р…зу                про ф…враль

                                                                         на к…лендарь

– Как вы определяли падежи имен существительных?

(Проверка на доске)

Дети читают слова

– Из словаря

Дети предлагают сгруппировать по орфограммам, по падежам
Р.п, Д.п., В.п.

Дети записывают слова

По вопросам

Регулятивные УУД: оценивание своей работы и других.

Познавательные УУД.

строить логическую цепь размышлений. 

IV этап: постановка цели и задач урока

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цель и задачи урока.

– А какое слово мы не смогли записать в столбики?

– Почему?

– Итак, кто назовёт тему нашего урока?

Сегодня на уроке мы продолжим углублять знания о падежах имени существительного.

– Что нам надо знать о падеже?

– Значит, какие задачи мы поставим перед собой?

Об этом падеже  послушайте сказку и подумайте, почему он так называется.

     Он еще не родился, а все думали, как его назвать? Назвали именительным.

Родился и стал родительным. Это имя ему больше понравилось.

Он был малышом и ему все давали, от этого он стал дательным.

Он был озорником, его часто винили за шалости. От этого он стал винительным.

А потом он вырос и стал творить добрые дела. Как вы думаете, какое имя ему дали люди?

– Почему же падеж так назвали?

– Об этом и многом другом о Т.п. вы должны узнать сами, проведя исследования.

Инеем

Еще не изучали Т.п.

– Узнать о Т.п..

– Вопросы, предлоги, окончания.

– Какие предлоги у Т.п., какие окончания надо писать у существительных в Т.п.

Дети высказывают свои предположения.

Регулятивные УУД: 

-  Высказывать предположения на основе наблюдений.

-  Формулировать тему (проблему) урока и его цель.

- Планировать деятельность 

Физминутка

- Но прежде, чем приступить к работе, отвлечёмся на физминутку для глаз.

– Глазами нарисуйте над доской тучу и проследите за летящими снежинками.

V этап: работа по теме урока в группах

организация  подготовки и мотивации  к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;

выявление  затруднения в деятельности каждого обучающего

ся.

  1. – Ребята, мы с вами проведем самостоятельно исследование существительных в Т.п. Для этого нам надо: а) разделиться на группы; б) обозначить работу каждой группы; в) поработать с таблицей.

Объект исследования

Результат

1 исслед.

Основное значение Т.п.

2 исслед.

Падежные и смысловые вопросы Т.п.

3 исслед.

Окончания имен существительных в Т.п.

4 исслед.

Предлоги имен существительных в Т.п.

5 исслед.

Роль в предложении имен существительных в Т.п

  1. Работа в группах

1 группа проведет 1 исследование,

2 группа – 2 исследование,

3 группа – 3 исследование,

4 группа – 4 исследование,

5 группа – 5 исследование

Задание для 1-й группы:

– По тексту стихотворения определите, что могут обозначать слова, стоящие в Т.п.:

   Я – творительный падеж,

   Исполнен всяческих надежд.

   – Творите! – Чем?

   – Творите! – С кем?

   Я подскажу вам – нет проблем!

   – С тем, - заявил Творительный,

   Я только лишь в ладу,

   Кто очень уважительно относится к труду.

Задание для 2-й группы:

– Определите падежные и смысловые вопросы существительных в Т.п.:

     Мы делали подвесную кормушку для птиц. Из фанеры (…?) пилкой вырезали детали. Дощечки зачистили (…?) напильником. Оля с (…?) Надей повесили кормушку под окнами. Вечером над (…?) кормушкой закружились синицы.

Задание для 3-й группы:

– Определите склонение выделенных существительных, выделите окончания и заполните таблицу:

Окончания существительных в Т.п.

1 скл.                   2 скл.                  3 скл.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной
жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой
цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной
красой.               Ф. Тютчев

Задание для 4-й группы:

– Найдите предлоги у существительных в творительном падеже в

Задание для 5-й группы:

– Разберите по членам предложений предложения и скажите, каким членом предложения являются существительные в Т.п.:

       Засыпаны снегом осины и берёзки. Кусты, деревья опушились блестящим инеем. Лучи солнца осыпали холодным блеском всю местность.

  1. Заполнение таблицы.

– Каждая группа отчитывается о проделанной работе, заполняя таблицу:

1

Объект исследования

Результат

1 исслед.

Основное значение Т.п.

Указывает:

– на место,

– на лицо, с которым совершается или

творится действие,

на предмет, с которым совершается

2 исслед.

Падежные и смысловые вопросы Т.п.

Кем? Чем?

3 исслед.

Окончания имен существительных в Т.п.

1скл.          2скл.         3 скл.

- ой             - ом            - ю

- ей             - ем

4 исслед.

Предлоги имен существительных в Т.п.

с, за, под, между, перед

5 исслед.

Роль в предложении имен существительных в Т.п

второстепенный член предложения

-Давайте сравним таблицу, составленную нами с таблицей, данной в учебнике на стр.117

- Прочитайте вслух тексты, данные вам для работы.

-О чём они нам рассказали?

-Я приготовила для вас несколько фотографий. Вам знакомы эти места?

-Это работы инсарского фотографа Урсова Алексея. Полюбуйтесь ими, получите наслаждение от красоты природы. Пусть они поднимут вам настроение.

   

Рассматривают таблицу

Работают в группах

1 группа

делает вывод, что существительные в творительном падеже указывает на место, на лицо, с которым совершается или творится действие, на предмет, с которым совершается действие

2 группа

Чем? Кем?

3 группа

Заполняет таблицу

1скл. 

2скл.

3 скл.

 - ой

- ом        

    - ю

- ей

- ем

             

4 группа

с, за, под, между, перед

5 группа

второстепенный член предложения

Дети читают по группам.

Они рассказали о том, как люди ждут зиму, любуются её красотой.

Это наша природа, которую мы любим и бережём.

Учебно-познавательные УУД: высказывание собственных предположений, выдвижение гипотез.

Коммуникатив

ные УУД.

- Формирование умения вступать в диалог.

Регулятивные УУД: 

- Искать пути решения проблемы.

- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

- Оценивание своей работы и работы других.

Познавательные УУД.

- Выделять главное, озаглавливать, составлять план, рассказывать по плану.

- Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

- Преобразовы-вать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу).

Коммуникатив

ные УУД

 строить связное монологическое высказывание;

 слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– соблюдать речевые нормы в процессе коммуникации.

VI этап: первичное усвоение новых знаний

Новое знание обучающиеся получают в результате работы в паре

-А теперь прочитайте текст. Спишите.

 Поставьте вопрос к существительным в Т.п., у  существительных Т.п. выделите окончания, подчеркните предлоги Т.п.

Мороз покрыл землю пушистым (…?) одеял…м, реки сковал прозрачным скользким (…?) льд…м.  Зима раскрасила крыши домов белой (…?) краск…й,  окна – серебристым (…?) ине…м. Детвора собралась под (…?) ель… .

  1. Взаимопроверка.
  2. Коллективная проверка на мультимедийной доске.

Читают.

Учащиеся записывают текст в тетрадь, выделяют окончания имен существительных в Т.п., подчеркивают предлоги.

Дети обмениваются тетрадями для взаимопроверки.

Регулятивные УУД.

Постановка учащимися цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что не известно. 

Коммуникатив

ные УУД

Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

VII этап: работа с учебником

Включение нового знания в систему знаний;

повторение  и закрепление ранее изученного.

-А теперь ещё раз пройдёмся по материалам учебника, закрепим изученное. Работа  по учебнику страница 118,

 упр.220 (устно)

– Какие существительные в Т.п. встретились в тексте упражнения?

– Какие окончания у этих существительных?

– От чего зависят окончания существительных?

Дети читают текст упражнения и называют существительные в Т.п., окончания, предлоги.

– От склонения

Познавательные УУД.

- Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

- Сравнивать и обобщать, делать выводы.

VIII этап:

Итог урока

 Осознание обучающими-ся своей учебной деятельности

- Пора подвести итоги нашей работы.

Что вы нового и интересного узнали на уроке?

За что бы вам хотелось себя похвалить?

– Вспомните девиз нашего урока.

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли»               Л.Н. Толстой

– Какую тайну мы сегодня разгадали? Какое сделали открытие?

Дети отвечают на вопросы.

Регулятивные УУД.

- Соотносить цели и результаты своей деятельности.

IX этап:

рефлексия;

Самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

– Оцените свою работу на уроке при помощи карточек, поставив знак + рядом с подходящими тебе выражениями:

          внимательно слушал

          активно работал

          рассуждал

          правильно отвечал

          проявлял старание

          красиво писал

          усвоил тему урока

не смогу определить существительное в творительном падеже

не запомнил предлоги творительного падежа

Учащиеся заполняют карточки, показывают учителю и объясняют, почему они поставили  знак «+» рядом с тем или иным выражением.

Регулятивные УУД.

- Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

IX этап:

задание на дом

Домашнее задание.

(Стр. 118, упражнение 221, списать, правильно обозначая начало и конец предложений; вставить пропущенные буквы и запятые; выделить окончания существительных в Т.п.)

Дети записывают задание на дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык 4 класс. Разработка открытого урока "Правописание окончаний имен существительных в Творительном падеже"

Русский язык в  4 классе. Учебник Т.Рамзаевой. Конспект открытого урока "Правописание окончаний имен существительных в Творительном падеже"...

Конспект урока по русскому языку для учащихся 4 класса по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных в творительном падеже»

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями творительного падежа, его значением, предлогами и окончаниями имён существительных 1, 2 и 3 склонений в творительном падеже....

Урок-исследование по русскому языку Тема: «Правописание падежных окончаний имен существительных в творительном падеже» 4 класс

Предметные результаты:1. Познакомить с падежными окончаниями имён существительных в творительном падеже, формировать навык правописания окончаний имён существительных в творительном падеже, сове...