конспект урока по русскому языку 3 кл. "Школа России" Канакина
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Тема урока: Что такое приставка? Как найти в слове приставку?
Урок: №41
Тип урока: Открытие «нового» знания
Вид урока: игра « Детективы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 41.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бородинская средняя общеобразовательная школа»
Ленинградская область
Выборгский район
п. Михалёво
Конспект
открытого урока по русскому языку,
проведённого в 3 классе,
Николаевой Еленой Рудольфовной
по теме: «Что такое приставка? Как найти в слове приставку?»
УМК:
- Программа «Школа России», Москва, « Просвещение» 2011 г.
- Учебник « Русский язык» 3 класс 1 часть, автор В. П. Канакина, Москва, «Просвещение», 2011 г.
- Рабочая тетрадь по русскому языку
- Поурочные разработки по русскому языку, Москва, «ВАКО», 2011 г.
Авторы: Т. Н. Ситникова, И. Ф. Яценко,Н. Ю. Васильева
Тема урока: Что такое приставка? Как найти в слове приставку?
Урок: №41
Тип урока: Открытие «нового» знания
Вид урока: игра « Детективы»
Цели урока:
Деятельностная цель: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов.
Задачи:
1)Познакомить с приставкой, как частью слова, с ее основными признаками.
2)Стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы.
3)Развивать познавательные, поисковые и коммуникативные навыки, самоконтроль учащихся, умение работать в парах, группах.
4)Способствовать созданию благоприятного психологического климата, атмосферы успешности каждого ученика, предупреждение утомляемости.
Планируемые результаты:
Предметные:
• на уроке ученик получит знания о приставке как значимой части слова; научится находить приставку среди других частей слова; образовывать новые слова с помощью приставки.
Метапредметные:
- Позн.: ученик получит возможность учиться добывать информацию;
строить логическое рассуждение
- Коммун.: получит возможность аргументировать свою позицию;
осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве
- Регул.: составлять простейший план действий;
осуществлять итоговый контроль по результату
- Личн.: научится оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, коллективная, групповая, парная, индивидуальная.
Оборудование и материалы:
Мультимедиа система, презентация.
Учебник «Русский язык» 3 класс, часть I, В. П. Канакина.
Рабочие тетради, доска, карточки - опоры со словами: приставка, предлог, часть слова, отдельное слово, пишется слитно, пишется раздельно, служит для образования новых слов, служит для связи слов в предложении.
Сеть - интернет, словарь иностранных слов.
I.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (1 мин)
Цель:
выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.( «хочу», «надо», «могу»)
Учитель: Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Встаньте, дети, не ленитесь,
Все мне дружно улыбнитесь.
Учитель: Здравствуйте, ребята, начинаем урок. У нас в гостях учителя нашей школы, порадуем гостей хорошей работой! Прочитайте хором пословицу, записанную на доске: Делу – время, потехе - час.
(доска) ( дети хором читают)
Делу – время, потехе - час. |
Учитель: Значение каких слов вам непонятно?
Диана: что такое «потеха»
Учитель: Кто из вас может объяснить лексическое значение этого слова?
Полина: Потеха – веселье, развлечение.
Учитель: Правильно, умница! Как вы понимаете эту пословицу?
Денис: Всему своё время.
Оля: Во время учебы нет времени для игр, но отдыхать надо, хоть и недолго.
Учитель: Хорошо, молодцы! Почему мы начинаем урок с этой пословицы?
Катя: На уроке надо заниматься делом.
Учитель: поднимите руки, кто готов трудиться? (все подняли) Молодцы!
II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии( 5 мин)
Цель:
подготовка мышления обучающихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
Учитель: Сегодня я предлагаю вам побыть детективами! А кто такой «детектив»?
Егор: тот, кто ищет.
Учитель: Полина, прочитай, как об этом написано в словаре?
(подготовленный ученик читает значение слова)
( Полина читает: 1) Агент сыскной полиции, сыщик;
2) Литературное произведение или кинофильм, в котором описывается деятельность и приключения сыщиков.)
Учитель: Как вы думаете, какими качествами должен обладать хороший детектив?
Владик: хорошей памятью
Надя: смекалкой
Лиза: находчивостью
Учитель: молодцы! Кто же сегодня на уроке станет лучшим сыщиком? Какова же учебная задача сегодняшнего урока?
Женя: открыть что- то новое для нас, чего мы ещё не знаем
Учитель: правильно! Посмотрите на слайд(1), проверим прочность уже полученных знаний, что вы видите?
Слайд 1
Не беги с (под)носом у меня (под)носом. |
Варя: Это предложение, потому что здесь слова связаны по смыслу, и оно имеет законченную мысль.
Учитель: Хорошо! Какое задание вам предстоит выполнить?
Полина: списать, раскрыть скобки!
Учитель: молодец, хорошо! Сначала поиграем в игру « Да-Нет»:
Я задаю вопрос, вы хором отвечаете:
Учитель: Слово состоит из предложений? Дети: Нет
Учитель: Окончание – это изменяемая часть слова? Дети: Да
Учитель: Корень – это главная часть слова? Дети: Да
Учитель: Суффикс находится за корнем? Дети: Да
Учитель: Суффикс – это часть речи? Дети: Нет
Учитель: Бывает ли у слова нулевое окончание? Дети: Да
Учитель: Может ли слово быть без корня? Дети: Нет
Учитель: Окончание служит для образования новых слов? Дети: Нет. Да.
Учитель: Для чего служит окончание?
Вика: Окончание служит для образования новых форм слова.
Учитель: Хорошо! Молодцы! Проверьте посадку, наклон тетрадей.
- Запишите в полученных тетрадях число, классная работа. Пропишите буквы, данные в тетрадях.
- Запишите это предложение в тетрадь, обозначьте орфограммы.
III. Этап выявления места и причины затруднения (3 мин)
Цель:
организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Учитель: Проверьте себя. (по эталону) Кто допустил ошибки?
Слайд 2
Не беги с подносом у меня под носом. |
У кого также? Почему, Полина, тебе было трудно? Каких знаний не хватает?
Полина: я не знаю, как написать первое слово с орфограммой? Здесь есть новая часть, она приставлена к слову спереди.
Учитель: ты правильно подметила, она приставлена, значит, мы будем её называть приставкой!
IV. Этап построения проекта выхода из затруднения (2 мин)
Цель:
постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
Учитель: Надя, назови тему урока.
Надя: я думаю, что это будет написание приставок и предлогов.
Учитель: молодец! Верно! При помощи ключевых слов «как» и «отличие»
Слайд 3
«как» и «отличие» |
сформулируйте вопрос, на который мы будем сегодня на уроке искать ответ!
Варя: как пишутся приставки и как отличить их от предлога?
Учитель: отлично, молодец! Где это можно узнать?
Егор: в учебнике
Учитель: ещё?
Дима: в интернете
Учитель: хорошо! Ещё?
Оля: у учителя!
Учитель: а может быть интереснее разобраться самим?
Дети: да
Учитель: Составим план выхода из затруднения? Что мы будем делать во -первых?
Оля: наблюдать
Учитель: верно! во-вторых?
Вика: сравнивать!
Учитель: хорошо! В –третьих?
Влад: сделаем вывод
Учитель: отлично!
Слайд 4
1. Понаблюдать 2. Сравнить 3. Обобщить, сделать выводы |
V. Этап реализации построенного проекта (7 мин)
Цель:
построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
( на доске вразброс(прикреплены) расположены карточки – опоры)
( доска)
приставка, предлог, часть слова, отдельное слово, пишется слитно, пишется раздельно, служит для образования новых слов, служит для связи слов в предложении |
Учитель: как вы думаете, какое задание я хочу вам предложить?
Катя: построить правило о приставке и предлоге, соединив слова по смыслу!
Учитель: верно, молодец! Кто устно быстрее и правильно составит эти правила?
Проверим!
Слайд 5
Знали: предлог, отдельное слово, пишется раздельно, служит для связи слов в предложении |
Узнали: приставка, часть слова, пишется слитно, служит для образования новых слов |
Учитель: молодцы! Теперь поработаем в парах! Предлагаю вам провести наблюдение за словами. Сначала разомнёмся!
Физкультминутка( 1 мин)
Милым детям нужно встать.
Руки медленно поднять.
Пальцы сжать, потом разжать.
Так секунду постоять.
Руки плавно опустить.
Все еще раз повторить.
Учитель: прочитайте слова, не забудьте о правилах работы, для того, чтобы ваша пара успешно справилась с заданием.
( задание выполняют в тетрадях)
Слайд 6
(до)ехал (по)дороге (до)деревни (про)читал (по)бежал (под)машину (про)завод (на)столе |
Учитель: давайте проверим! Поменяйтесь тетрадями.
Слайд 7
доехал по дороге до деревни прочитал побежал под машину про завод на столе |
(на слайде выделены приставки графически)
Учитель: оцените своего друга + ( без ошибок) , - ( с ошибками)
Учитель: - Какой вывод мы можем сделать?
Владик: приставка пишется слитно, а предлог – отдельно.
Женя: между приставкой и словом нельзя вставить другое слово.
Учитель: хорошо, молодцы!
Физкультминутка для глаз (несколько упражнений)(2 мин)
( глаза : закрыть, открыть, описать глазами лежачую восьмёрку, посмотреть далеко –близко и т.д.)
VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (7 мин)
Цель:
усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Учитель: представьте во время моего чтения такую картину, можно глазки закрыть!
На з…ре на розовой землю подм…розило,
Лужицу студёную корочкой задёрнуло.
Лужицу хорошую снегом зап…рошило,
З…кидало крупкой беленькой да хрупкой.
Н. Саконская
Учитель: можно назвать это текстом?
Егор: нет
Оля: да
Учитель: кто же из ребят прав, Варя?
Варя: это текст, потому что, он состоит из предложений, и они связаны по смыслу.
Полина: текст можно разделить на части и озаглавить
Женя: у текста есть тема и главная мысль
Учитель: вы всё сказали правильно, молодцы! Назовите жанр произведения?
Катя: это стихотворение
Учитель: а стихотворение можно назвать текстом? Какой вывод сделаем?
Владик: это текст.
Учитель: придумайте название.
Лиза: утренняя заря!
Юля: на заре!
Учитель: хорошо, молодцы! посмотрите на слайд.
Слайд 8
На…заре на розовой землю п…дморозило, Лужицу студёную корочкой з…дёрнуло. Лужицу хорошую снегом з…порошило, З…кидало крупкой беленькой да хрупкой. Н. Саконская |
Учитель: какое задание будете выполнять сейчас?
Вика: списывать, вставлять буквы
Лиза: в приставке
Учитель: списать только слова с пропущенными буквами, помните о правилах написания приставок и предлогов
( фронтальная проверка)
Учитель: В какой части слова находится орфограмма?
Диана: в приставке и предлоге: на заре напишу раздельно, потому что это предлог
Варя: подморозило – напишу слитно, т. к. это приставка
Дима: запорошило – напишу слитно, потому что это приставка
Женя: закидало – напишу слитно, т.к. это приставка
Слайд 9 (приставки выделены графически)
На заре, подморозило, запорошило, закидало |
Учитель: Сколько слов с предлогами?
Вика: одно
Учитель: Сколько с приставками?
Дима: четыре
Учитель: верно! Вспомните и повторите тему урока
Полина: что такое приставка? Как её найти, отличить от предлога?
Физкультминутка(1 мин)
Милым детям нужно встать.
Руки медленно поднять.
Пальцы сжать, потом разжать.
Так секунду постоять.
Руки плавно опустить.
Все еще раз повторить.
VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (8 мин)
Цель:
переход извне внутрь нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.
Учитель: откройте учебник на с. , прочитайте правило.
упр. № задание к упр.
Учитель: проверьте себя! оцените свою работу!
Слайд 10
Прим.( на слайде эталон проверки) |
VIII. Этап включения в систему знаний и повторение (5 мин)
Цель:
повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.
Учитель: разберите слова по составу, записанные ранее в тетрадях: подморозило, запорошило, закидало. В словах обозначьте изученные части слов. Проверим.
IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке ( 2 мин)
Цель:
самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Учитель: какой вопрос мы решали сегодня на уроке?
Катя: найти новое, неизвестное ещё нам, научиться использовать в речи приставку и на письме.
Учитель: удалось ли найти ответ на этот вопрос?
Егор: да
Учитель: Как же отличить приставку от предлога?
Лиза: часть слова, пишется вместе, образует новые слова
Учитель: молодцы! мы отлично с вами поработали! С помощью лестницы успеха оцените свою работу на уроке.
X.Д/З ( 1 мин)
Учитель: составить и записать 3 предложения, в которых вами будут использованы слова с написанием предлогов и приставок, выделить приставки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России"
«Заглавная буква в именах собственных» Цели: образовательные:обобщить и систематизировать знания обучающихся об употреблении заглавной буквы в именах собственных (именах, фамилиях, отчества...
Конспект урока по русскому языку программа "Школа XXI" века Относительные прилагательные 3 класс
Программа "Школа XXI" века Относительные прилагательные 3 класс...
Конспект урока по русскому языку УМК «Школа 2100» по теме "Обобщение и систематизация о частях слова" (3 класс)
Обобщение и систематизация о частях слова....
План-конспект урока по русскому языку УМК "Школа России"
Конспекты уроков по русскому языку...
Конспект урока по русскому языку УМК Школа России, проведённого в 3 классе на тему : Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.
Планируемые результаты: ученики научаться находить в словах орфограммы, подбирать проверочные слова; объяснять написание слов с орфограммами; группировать слова по типу орфограмм; работать с орфографи...
Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России" "ЖИ-ШИ", 2 класс
Конспект по Русскому языку...
Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Проверка знаний по теме глагол
Цели деятельности учителя: закрепление знаний по теме «Глагол».Планируемые результаты:Предметные:знать, что частица НЕ с глаголами пишется раздельно;уметь видеть глаголы в тексте;уме...