Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России" "ЖИ-ШИ", 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Склярова Нина Константиновна

Конспект по Русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhi-shi.docx30.55 КБ
Office presentation icon zhi-shi.ppt1.23 МБ

Предварительный просмотр:

Школа № 152                                                                                                                 Учитель: Кошкина И.И.

Класс: 2 «Д»                                                                                                                  Методист: Кондратьева И.И.

Дата: 12.12.17                                                                                                  Студентка 45 группы: Склярова Н.

Конспект урока русского языка

Тема: «Буквосочетания с шипящими звуками»

Цели деятельности учителя:   Учить правописанию буквосочетаний ЖИ-ШИ,ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ.

Планируемые результаты:

Предметные: 

- систематизируют  знания  об особенностях шипящих согласных звуков.

- изучают правило написания буквосочетаний ЖИ-ШИ,ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ.

-  изучают нахождение изученной орфограммы в слове.

-формируют орфографическую зоркость, речь учащихся; воспитывают самостоятельность.

Личностные: 

- формирование познавательного интереса;

- формирование позитивной самооценки.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: учебник 2  кл.,2 ч., УМК «Школа России», учебная презентация, правило разрезанное.

Этап урока

Время

 Содержание урока

Деятельность учащихся

 УУД

Самоопределение к деятельности

1 мин

- Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.
Здравствуйте, ребята. Меня зовут  Нина Константиновна, я сегодня проведу у вас урок русского языка.

Приветствовать учителя;

Л: самоопределение, смыслообразование.

Актуализация опорных  знаний и мотивация

Орфографическая минутка

15

мин

Открываем свои тетради, отступаем от предыдущей работы две строчки и записываем сегодняшнее число 12 декабря. Классная работа.

Письмо под диктовку.

Сейчас я вам буду диктовать слова, ваша задача правильно их записать.

Ручной, печка, чаща, внучка,
лыжи, шипы, чудак, туча, жир, ширь, чищу.

Посмотрите на экран и проверьте (Проверка по эталону).
Какие вы встретили согласные шипящие звуки?  [Ч][Ш][Щ][Ж]    
Какие
 согласные шипящие звуки  всегда твёрдые? [Ш], [Ж]    

Какие согласные шипящие звуки  всегда мягкие? [Ч], [Щ]  

Какие вы встретили в этих словах Буквосочетания?

ЧН-ЧК,ЖИ-ШИ,ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА  

Молодцы!

Принимать и сохранять  учебную задачу урока.

 Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Л: смыслообразование.
П: извлекать необходимую информацию из текста;
П: использовать
знаково-символические средства.
К: выражать  свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Постановка учебной задачи

  2 мин

А сейчас я вам расскажу небольшую сказку.
 
Сказка про шипящие.

 Жили-были на свете шипящие Ж,Ш,Ч,Щ. А неподалеку жили гласные У,Е,Ю,Ы, И, А,Я. Жили очень дружно, и вот однажды решили буквы поиграть в прятки, выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться, сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут, но шипящие во все щели заглянули хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих, вот только никак не могут найти три гласные: Ы,Ю,Я. Искали – искали, с ног сбились, до вечера проискали, и вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы,Ю,Я я как ни в чем не бывало сидят, смеются, смотрят телевизор, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие – с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ

На доске у нас выписаны все главные герои сказки - гласные и согласные звуки.
Нужно соединить их в «пары дружбы»

-Так чем же мы будем заниматься на уроке? ( поучимся правописанию буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ)

-Правильно тема нашего сегодняшнего урока 

Буквосочетания с шипящими звуками.

  Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные , находить их в словах и  правильно  произносить.

Р: целеполагание

Р: планировать дальнейшую деятельность.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой.

Открытие нового знания. 

Анализ таблицы

Устное фонетическое упражнение

Практический метод: работа в парах.


Динамическая пауза


Закрепление изученного

17 мин

-Откройте учебник  на стр. 10 упражнение 12 (устно)

-Кто хочет прочитать задание?

-Что нам нужно сделать в этом упражнении? (произнести звуки и объединить их в группы)

- Давайте по цепочке произнесём.

Итак, на какие группы мы можем поделить все эти звуки (мягкие [Ч],[Щ]– твёрдые[Ж],[Ш], глухие[Ч],[Ш],[Щ] – звонкие[Ж])
Назовите эти группы.

-Верно!

А теперь придумайте слово со звуком [Ж] (жёлтый, жёлудь)

Молодцы! Теперь я вам даю полминуты 1 ряд – придумывает слово со звуком [Ч’], 2 ряд – со звуком [Щ’], а 3 ряд со звуком[Ш].

Итак, 1 ряд  кто какие слова придумал? (человек, черешня)

А что вы знаете об этом согласном звуке?
Давайте дадим ему характеристику.

([Ч]- согласный, непарный глухой, непарный  мягкий)

Итак, 2 ряд  кто какие слова придумал? (щенок, щётка)

А что вы знаете об этом согласном звуке?

Давайте дадим ему характеристику.

([Щ]- согласный, непарный глухой, непарный  мягкий)
Итак, 3 ряд  кто какие слова придумал? (шорты, шёпот)

А что вы знаете об этом согласном звуке?

(Давайте дадим ему характеристику.

([Ш]- согласный, парный глухой, непарный  твёрдый)

-Молодцы!

-Посмотрите на упражнение 13. Стр. 10

-Прочитай, нам, пожалуйста, слоги первой (второй, третьей) группы.

-А теперь назовём что изображено  на иллюстрациях. (шишка, чашка, щука).

-Какие буквосочетания вам встретились в этих словах? (ши,ча,щу)

- В каких слогах написание букв И,У, А  надо запомнить?

(ЖИ-ШИ,ЩА-ЧА,ЧУ-ЩУ)
- Обратите внимание на
стр. 10, упр. 11(в парах)
-Прочитайте  задание.

Вам необходимо прочитать пословицы. Давайте  мы вместе объясним их смысл. 

Вы видите у нас есть новое словарное слово
ТОВАРИЩ. Кто скажет кто такой товарищ?
Товарищ – лучший друг, на которого можно положиться.

А теперь приступаем ко второму заданию. Вам необходимо подчеркнуть буквы, которые обозначают непарные шипящие согласные звуки. (ж, ж, ш, щ, щ, ш, ж,ч)
 

Это упражнение вы выполняете в парах.
- Приступаем.
-А теперь обратите внимание на экран, рядом со своей работой если всё верно ставите плюс, если есть ошибки ничего не ставите.

-Какие нам орфограммы встретились?(дорожи-гласная проверяемая в корне слова)

Прочитаем правило на с.11

Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет,
Раз наклон, два наклон,
Зашумел листвою клён.
Все ребята потянулись,
Все ребята протянулись,
А потом они присели
И за парту тихо сели.
А теперь, кто сможет повторить нам правило, которое мы прочитали?
А теперь я посмотрю, как вы его усвоили.
Выполняем
упражнение 14 на стр. 11 (самостоятельно).
-Прочитай задание, пожалуйста

-А теперь повторите, что вам нужно сделать?

(Объединить слова в группы).

-Всем понятно задание?
Приступаем.

1 группа – лыЖИ, ЖИзнь, уШИ, ШИть.

2 группа – роЩА, ЧАй, задаЧА.

3 группа –ЧУдо,ЧУлок, ЩУка.

А теперь вы меняетесь тетрадями с соседом по парте и на экране верные ответы. Если всё верно, рядом с работой ставим «+»(Взаимопроверка)

В каких словах выделенные буквосочетания являются слогом, а в каких – частью слога? Назовите их.(устно)
( Слогом – лыжи, роща, чудо, уши, чулок, щука, задача

  Часть слога – жизнь, чай, шить)

Называть буквы и звуки, которые их обозначают.

Сопоставлять слова, различающиеся твёрдым и мягким согласным звуком

П: анализ;

П: использовать знаково- символические средства;

Р: выполнять пробное учебное действие;

К: учёт разных мнений;

П: извлекать необходимую информацию из текста.

Итог урока.

Беседа

1 мин

А у меня на доске, правило рассыпалось. Мы с вами его сегодня уже проходили. Кто сможет выйти и собрать его. Молодец!

Составьте из слогов слова  устно.

3 ряд -  ЖИ-ШИ,

2 ряд - ЧА-ЩА,

1 ряд ЧУ-ЩУ

Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме.

Р: осуществлять итоговый контроль.

К: аргументировать  собственное мнение.

Домашнее задание

Упражнение 15 стр. 11

Инструкция д\з

Рефлексия деятельности

1 мин

- А сейчас давайте посмотрим какое у вас настроение.
-кто всё запомнил, понравился урок – показывают солнышки(раскрытая ладошка)- кто что-то недопонял, но было тоже интересно – показывают солнышко с облачком( кулачок и солнышко)
-кто ничего не понял и было не интересно – показывают тучку и дождик.(кулачок и солнышко вниз-дождик)

Оценивать результаты своей деятельности

Р: анализировать собственную деятельность


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ручной, печка, чаща, внучка, лыжи, шипы, чудак, туча, жир, ширь, чищу.

Слайд 2

Ру чн ой, пе чк а, чаща , вну чк а, лы жи , ши пы, чу дак, ту ча , жи р, ши рь, чи щу .

Слайд 3

Тема: «Буквосочетания с шипящими звуками» Цель : научиться правильно писать буквосочетания ЖИ-ШИ,ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ

Слайд 4

Дружбой дорожи, забывать её не спеши. Ищи товарища лучше, а не хуже себя. Делу время, а потехе час.

Слайд 5

Т о ва́рищ

Слайд 6

Дру ж бой доро ж и, забывать её не спе ш и. И щ и товари щ а луч ш е, а не хуже себя. Делу время, а потехе ч ас.

Слайд 7

лыЖИ ЖИзнь уШИ ШИть роЩА ЧАй задаЧА ЧУдо ЧУлок ЩУка

Слайд 8

Домашнее задание: Упражнение 15 страница 11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему " Ударение", 2 класс (УМК "Школа России").

Данный конспект урока разработан с учетом требований ФГОС.  Урок неразрывно связан с изучением происхождения названий слов (дней недели)....

Конспект урока по русскому языку на тему " Омонимы" 3 класс "Школа России"

Разработка конспекта к уроку по русскому языку на тему "Омонимы"....

Конспект урока по русскому языку «Неопределённая форма глагола», 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:  ознакомление учащихся с неопределённой формой глагола.Планируемые результаты: Предметные:- уметь правильно ставить вопросы к глаголам неопределённой формы;- знать...

Конспект урока по русскому языку на тему "Глагол" 3 класс УМК "Школа России"

Тема: ГлаголКласс: 3Урок открытия нового знанияОборудование: УМК «Школа России», 3 класс,2 часть, презентация, проектор....