Рабочая программа по русскому языку УМК Гармония 3 класс по ФГОС
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку УМК Гармония 3 класс по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy.docx | 94.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11»
Согласовано Утверждаю
Зам. директора по УВР Приказ № __ от 31.08.2016г.
_______ М.В. Железнякова __________ Р.А. Азисов
.08.2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для учащихся 3 В класса
Учитель: Жигорева А.А.
Рассмотрено на заседании МО
«28» августа 2016 г.
Руководитель МО _________ И.В. Игонина
2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы «Русский язык» М.С.Соловейчик, Н.М.Бетенькова – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013г. (УМК «Гармония»).
Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.
Цели начального курса русского языка:
– создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;
– заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;
– сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;
– средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться;
– обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.
Для достижения курсом русского языка поставленных целей необходима особая организация работы по освоению его предметного содержания – необходима реализация деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Курс русского языка, реализованный в авторском УМК под названием «К тайнам нашего языка», построен на основе деятельностного подхода к организации лингвистического образования учащихся. Это проявляется в следующем: освоение языковых и речевых понятий, закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам: от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и их результаты.
Именно через реализацию деятельностного подхода к освоению предметного содержания в данном курсе осуществляется заложенная в ФГОС идея органичного слияния процессов обучения, развития и воспитания школьников в одно целое. При этом под обучением русскому языку понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием учащихся, во-первых – формирование их лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых – совершенствование у детей чувства слова, языковой интуиции. Необходимый компонент развития школьников – формирование у них универсальных учебных действий, обеспечивающих как более качественное освоение предметного содержания, так и становление в целом основ учебной самостоятельности, в том числе – потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов, правильно организовывать свою познавательную (учебную) деятельность. Воспитание средствами предмета «Русский язык» связывается прежде всего с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием заботливого отношения к качеству своей речи, с формированием культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме.
Для построения курса на деятельностной основе принципиально важно учесть тот факт, что на практическом уровне языком, подлежащим изучению, дети уже давно владеют. Этот факт подсказывает путь изучения русского языка в школе: от практики его использования – к осмыслению – и снова к практике, теперь уже на новом уровне. Именно такой путь изучения русского языка и предусмотрен данной программой, чем объясняется название реализующего её комплекта учебников: «К тайнам нашего языка».
В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку: а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность; б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно формулировать свои мысли, грамотно оформлять их в письменной речи, а также полноценно понимать чужие; в) освоить комплекс универсальных учебных действий.
Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность. Определяя такой подход, авторы исходили из того, что язык – это основное средство общения людей, а значит, изучение языка должно быть подчинено обучению общению с помощью этого средства. Вот почему рассмотрение большей части разделов и тем курса, в соответствии с программой, направляется коммуникативным мотивом. Так, обучение орфографии, построению предложений и текстов, становление умения проверять написанное проходят на фоне обсуждения различных ошибок и недочётов, порождающих неясность речи, и последующих вопросов: «Ты хочешь, чтобы тебя понимали? Хочешь как можно лучше донести свою мысль? Хочешь не испортить своё поздравление ошибками?...». Изучение состава слова, частей речи сопровождается пристальным вниманием к значению языковых единиц и их функции в речи, к проблеме выбора более удачного слова, формы слова, суффикса, приставки и т.п. Коммуникативная направленность курса проявляется и в том, что организуется последовательное обучение всем видам речевой деятельности – не только созданию устных и письменных высказываний, но и их восприятию: чтению учебных текстов и слушанию собеседника, общению с ним. Среди других методических решений: обучение созданию не сочинений «вообще», а текстов определённых жанров, востребованных в коммуникативной практике: записок, поздравлений, писем, этюдов, загадок, кулинарных рецептов, дневниковых записей и т.д.; общение авторов с ребёнком через письменный текст, систематическое создание ситуаций для общения детей с персонажами учебника, друг с другом, в семье; организация партнёрства, делового сотрудничества учащихся при выполнении различных заданий.
Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиная с 1-го класса) формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников. Работа строится на основе фонемного принципа русской орфографии.
Более конкретно специфика обучения орфографии, а также особенности содержания, структуры и способов освоения других разделов курса будет представлена в связи с общей характеристикой программы каждого класса.
Введение ребёнка в предметную область «Филология» начинается с периода обучения грамоте, когда делаются первые шаги на пути формирования у детей всех видов универсальных учебных действий: закладываются основы положительного отношения к учению, познавательного интереса, умения спрашивать, слушать, читать, понимать информацию, представленную в словесной, изобразительной, модельной форме; точно выполнять инструкции учителя, под его руководством вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, высказывать свои мысли и т.д. В этот период, наряду с освоением техники чтения и каллиграфии, начинают формироваться и более общие предметные умения – читательские, языковые, речевые.
Описание места данного курса в учебном плане школы
Согласно учебному плану МОУ«СОШ №11» всего на изучение учебного предмета «Русский язык» в 3 классе отводится 34 недели 136 часов (4 часа в неделю).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
1. Язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с системой языка должно предполагать обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность.
2. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми русского языка, осознание его богатых возможностей, красоты, признание его значения в жизни человека и общества важно для духовно-нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию в процессе общения следует рассматривать как компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его гражданственности.
3. Язык – это явление культуры, поэтому качество владения языком, грамотность устной и письменной речи являются показателями общей культуры человека. Помощь младшим школьникам в осознании этого факта и на его основе формирование стремления полноценно владеть языком в устной и письменной форме – второй компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его культурного облика.
4. Русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию. Этим определяется статус предмета «Русский язык» в системе начального общего образования.
Планированные результаты
Личностные:
У обучающихся будут сформированы:
представление о русском языке как языке его страны; осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка; понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.
Ученик получит возможность для формирования:
понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения; выраженного познавательного интереса к русскому языку; сознательного отношения к качеству своей речи.
Метапредметные:
- Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;
– действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.
– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;
– контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;
– оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.
Ученик получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.
- Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
– осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;
– находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;
– самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;
– применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;
– понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;
– владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;
– ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;
– осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;
– строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;
– подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.
Ученик получит возможность научиться:
– осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);
– находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;
– делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;
– осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;
– анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;
– проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.
- Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);
– задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
– понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.)
– выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;
– осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;
– вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
– строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.
Ученик получит возможность научиться:
– начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;
– оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
– инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;
– создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка;
– применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения
Предметные результаты:
Речевые умения и навыки:
слушать собеседника и говорить, соблюдая правила речевого поведения. Участвовать в оценке устных ответов одноклассников с точки зрения ясности содержания, правильности и уместности употребления языковых средств; вежливо высказывать свою оценку;
определять тему текста, выделять предложение, содержащее основную мысль, обоснованно озаглавливать текст; использовать слова текста для называния его частей; различать повествования и описания предмета, выделять предложения со значением оценки и характеризовать их роль в тексте;
письменно подробно пересказывать тексты повествовательного характера, осознанно сохраняя особенности авторского построения и использования языковых средств, в том числе различных частей речи (после коллективной подготовки); создавать (устно и письменно) тексты – повествования (деловые и изобразительные), обдумывать их содержание и выбор средств языка, улучшать после записи (пользуясь памятками «Текст» и «Редактор»); строить предложения со значением оценки и уместно включать их в свои тексты; пользоваться всеми словарями, имеющимися в учебнике, для решения различных практических задач;
Языковые (грамматические) умения и навыки:
выделять основу и окончание (в ясных случаях), разграничивать их роль в слове, выделять в основе корень, приставку, суффикс; там, где это возможно, объяснять значение, вносимое частями слов;
различать части речи по комплексу изученных грамматических признаков: вопрос, значение, особенности изменения; определять (в соответствии с этапом обучения) признаки слова как части речи (проводить морфологический разбор); в доступных случаях наблюдать за значением грамматических форм (числа, времени, лица), за их использованием; разграничивать понятия «части речи» и «члены предложения»;
находить главные и второстепенные члены предложения; выделять пары членов предложения; ставить от главного слова к зависимому смысловые и формальные (падежные) вопросы (с опорой на подсказки учебника);
давать полную или частичную характеристику предложений (по цели, интонации, наличию второстепенных членов); выделять основу и другие пары членов предложения; правильно изменять слова по заданным грамматическим признакам; конструировать основу предложения и словосочетания (без термина) с учётом рода и числа имени существительного или местоимения; пользоваться имеющимся в учебнике словарём «Какого рода и числа слово?» для решения возникающих вопросов культуры речи; замечать, объяснять и исправлять ошибки и недочёты в образовании форм слов, в их связи;
Орфографические умения и навыки:
обнаруживать все известные орфограммы, выделять среди них орфограммы на изученные и неизученные правила, выявлять случаи непроверяемых написаний;
осознанно выбирать буквы, если способы решения орфографических задач знакомы, и оставлять «окошки», если решение неизвестно или вызывает сомнение; самостоятельно пользоваться орфографическим словарём учебника;
выполнять необходимые действия и правильно писать: буквы в полногласных и неполногласных сочетаниях в корнях слов (-оро-, -ра- и др. в освоенных словах); буквы соединительных гласных в сложных словах (О или Е) (простые случаи); суффиксы –ЕК, -ИК; родовые окончания в начальной форме имён существительных и имён прилагательных, в форме прошедшего времени глагола; Ь после шипящих на конце имён существительных в начальной форме, а также в неопределённой форме глагола; суффиксы –А-, -Я-,-И-, -Е- в той же форме глагола (они осваиваются в словарном порядке) и в формах прошедшего времени; частицу НЕ с глаголами;списывать и писать под диктовку текст объёмом 55 – 65 слов; проверять написанное, находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;писать слова с непроверяемыми орфограммами.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Повторение (20ч.) Слово и его значение; основа слова как часть, в которой заключён его смысл; значение основы (лексическое) и окончания (грамматическое) – термины факультативны. Сочетания –оро-, -ра-, -оло-, -ла-, -ере-, -ре- как полногласные и неполногласные (термины факультативны). Сложные слова, их строение и написание. Орфограммы цы и ци в корнях слов и окончаниях. Суффиксы –ек, -ик, их значение и правописание. (вопросы орфографии на уровне знакомства).
Части речи. Орфография (110ч)
Слово как часть речи (27ч). Основные группы слов, их особенности и названия: имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное. Личные местоимения как слова-указатели, своеобразие их использования в речи. Предлоги, союзы, частицы (на примере частицы не) как слова-помощники. Самостоятельные и служебные части речи, их различие. Правописание служебных слов. .Общее представление о форме слова, о начальной форме каждой из изменяемых частей речи.
Глагол (30ч). Глагол как часть речи, его основная роль и возможные значения. Использование глаголовв текстах о действиях людей и животных. Изменение глагола по числам, значение числа у слов этой части речи (действие нескольких предметов); изменение по временам, значение форм времени и внешние приметы; две формы будущего времени. Использование временных форм в речи. Изменение глагола в прошедшем времени по родам; правописание родовых окончаний, правильное ударение в словах (послала, начала и т. п.); постановка ударения в глаголах: позвонишь, включишь и др. правописание Ь в окончаниях глаголов 2-го л. ед. ч. (общее знакомство). Неопределённая форма глагола как его начальная форма, способы её нахождения; написания в ней Ь. Способ решения орфографической задачи: -ться или -тся? Правописание гласных суффиксов в неопределённой форме глаголов: таЯть, лаЯть, строИть, клеИть, верИть, видЕть, слышАть, обидЕть и т. п.; правописание этих суффиксов в глаголах прошедшего времени.
Имя существительное и имя прилагательное (30ч). Их значение, назначение, использование в речи. Возможность изменения по числам, значение единственного и множественного числа. Имена существительные, не имеющие пары по числу (санки, грабли, молоко). Род имени существительного и прилагательного, сходство и различие. Способы определения рода, применение словаря «Какого рода и числа слово?». Правописание Ь на конце имён существительных после шипящих в начальной форме. Правописание окончаний имён существительных и имён прилагательных в начальной форме. Падежи имён существительных (общее знакомство), употребление и правописание предлогов с именами существительными. Зависимость имени прилагательного от имени существительного, изменение вслед за ним по числам, родам и падежам.
Личные местоимения (5ч) как замена имени существительного в тексте, возможная неясность мысли при неудачном использовании местоимений. Значения местоимений 1, 2, 3-го лица; образование и написание личных местоимений с предлогами. Неоправданное повторение слов в речи, использование местоимений и синонимов для устранения недочёта.
Имя числительное (3ч) как часть речи, назначение и особенности изменения (общее знакомство), основные требования культуры речи.
Обобщение (15ч). Сходство и различие имён (существительных, прилагательных, числительных), личных местоимений и глаголов. Характеристика имён существительных, имён прилагательных и глаголов как частей речи.
Предложение. Текст (35ч).
Предложение (12ч). Главные и второстепенные члены предложения, главные члены предложения как его основа. Предложения распространённые и нераспространённые. Связь слов в предложении; вопросы от слова к слову по смыслу и по форме. Связь глагола с именем существительным в главной паре членов предложения.
Текст (23ч). Повествование и описание предмета, особенности их содержания и построения; словесная зарисовка (этюд) с их использованием. Организация делового текста типа инструкции (как что-то делать).предложения со значением оценки; особенности их построения. Роль и место таких предложений в тексте, выражение в них главной мысли. Строение текста, включающего несколько подтем. План текста и способы его составления. Красная строка как знак начала текста и его частей. Оформление письменного текста, состоящего из нескольких частей.
Обобщение в конце года (5ч).
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание программного материала | Кол- во часов | Форма контроля | |
1 | Знаем – повторяем, не знаем – узнаем. | 20 часов | Диктант, тест | |
2 | Каждое слово – часть речи. Общее знакомство с частями речи. | 26 часов | Диктант, тест, списывание | |
3 | Глагол как часть речи. | 32 часа | Диктант, тест | |
4 | Учимся рассказывать о действиях. | 5 часов | Изложение | |
5 | Что мы знаем о частях речи. | 11 часов | Диктант, тест | |
6 | Снова пересказываем и рассказываем. | 5 часов | Изложение | |
7 | Возвращаемся к разговору о предложении. | 17 часов | Тест, сочинение | |
8 | И вновь о частях речи. | 20 часов | Диктант, тест | |
9 | Обо всем, что мы теперь знаем. | 15 часов | Диктант, тест | |
10 | Продолжаем учиться хорошей речи. | 18 часов | Диктант | |
11 | Подводим итоги, строим планы. | 6 часов | ||
Календарно - тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Характеристика деятельности учащихся | ||
I четверть | |||||||
Знаем – повторяем, не знаем – узнаем – 20 часов | |||||||
1 | Повторение изученного о речи. Повторение изученного о речи. Составление текста «Воспоминания о лете» | 1 | Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, соблюдая правила речевого поведения; говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников. Различать слова по значению, объяснять значения слов, выбирать наиболее точные. Отличать текст от набора предложений, определять его тему и главную мысль, редактировать текст, дополнять его с учётом основной мысли. Составлять предложения заданных видов. Выделять в словах части слов, выявлять ошибки, связанные со строением слова. По освоенным признакам обнаруживать орфограммы, проверять написанное, находить ошибки, применять изученные орфографические правила при проверке чужого текста и создании своего. Пользоваться приёмом письма с «окошками» для «ухода» от орфографических ошибок. Владеть понятием «однокоренные слова»; образовывать однокоренные слова, анализировать их строение и значение, соотносить их. Выделять в словах основу и окончание, различать значения, которые они вносят. Обнаруживать орфограммы по освоенным признакам (на слух и при зрительном восприятии текста); определять разновидности орфограмм; разграничивать орфограммы на изученные и неизученные правила; пользоваться приёмом письма с «окошками». Применять изученные правила, выполняя необходимые способы действия; пользоваться орфографическим словарём учебника. Проверять написанное и вносить коррективы. Списывать и писать под диктовку. Наблюдать за значением и строением слов, за соотношением звуков и букв. Осознавать сущность понятия «орфограмма», обнаруживать орфограммы, определять разновидности, вычленять те, для которых неизвестны правила выбора букв; осваивать новые правила и применять их, наряду с известными. Пользоваться словарями учебника. Понимать главную мысль текста и отражать её в заголовке. Выполнять все освоенные действия по анализу слов; выделять орфограммы, применять изученные правила для решения задач письма и пользоваться приёмом письма с «окошками» для «ухода» от орфографических ошибок; пользоваться словарём для решения задач; проверять написанное и вносить коррективы. Списывать и писать под диктовку. Размышлять о значении используемых слов, уточнять значение на основе истории «жизни» слова. Анализировать строение текста, используемые языковые средства (в ходе коллективного обсуждения). Письменно пересказывать текст, осознанно сохраняя особенности оригинала; пользоваться красной строкой как графическим средством. | ||||
2 | Понятия «правильно» и «точно», правильности и точности речи | 1 | |||||
3 | Знакомство с понятием «основа слова?», с двумя значениями слова: основы и окончания. | 1 | |||||
4 | Повторение и уточнение памятки «Как узнать строение слова?». Разбор слов по составу | 1 | |||||
5 | Повторение изученного по орфографии. | 1 | |||||
6 | Подбор проверочных слов для нескольких орфограмм в корне. Знакомство с сочетаниями -оро -ра-, -оло ла-, -ере— -ре- Тест: «Правописание безударной гласной в корне слова. Состав слова» | 1 | |||||
7 | Правописание суффиксов -ек- я -ик- (общее знакомство) | 1 | |||||
8-9 | Правописание ударных и безударных сочетаний - цы-- -ци- (общее знакомство) | 2 | |||||
10 | Освоение изученных орфографических правил | 1 | |||||
11 | Общее знакомство со сложными словами («Бывает ли в слове два корня?») | 1 | |||||
12 | Обобщение и систематизация известных правил письма. | 1 | |||||
13 | Применение известных правил письма. | 1 | |||||
14 | Контрольный диктант по итогам повторения | 1 | |||||
15 | Применение известных правил письма. Работа над ошибками. | 1 | |||||
16 | Изложение рассказа о событиях. | 1 | |||||
Каждое слово – часть речи. Общее знакомство с частями речи. – 26 часов | |||||||
17 | Работа над правильным построением предложений. Понятие «части речи» («В какие группы объединили слова?») | 1 | Пользоваться освоенными признаками для определения части речи; выявлять принадлежность слова к той или иной части речи, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи, понимать смысл разграничения, назначение и особенности употребления слов разных частей речи (в частности, местоимений). Соблюдать освоенные нормы культуры речи при использовании местоимений, правила написания предлогов с другими словами, в том числе с местоимениями. Строить устные деловые сообщения, опираясь на различные (схематичные, табличные, словесные) средства помощи. Использовать все приобретённые орфографические умения в процессе письма. Анализировать строение текста и выбор языковых средств. Воспроизводить текст определённой тематики после проведённой подготовки; проверять и улучшать написанное. Выявлять принадлежность слова к определённой части речи, разграничивать самостоятельные и служебные части речи. Различать формы одного слова и однокоренные слова. Владеть для этого определённым способом действия. Ставить вопросы к словам; ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму (первичное освоение). Анализировать слова с разных точек зрения; наблюдать за особенностями их употребления в текстах. Выполнять все освоенные орфографические действия, в том числе применять изученные правила, использовать приём письма с «окошками», проверять написанное. Определять принадлежность слова к той или иной части речи, различать формы слов и однокоренные слова. Определять морфологические признаки слов: род, число, падеж имени существительного и имени прилагательного, род глагола (в прошедшем времени), выполнять для этого необходимый способ действия. Сравнивать слова по освоенным признакам. Ставить слова изучаемых частей речи в указанную форму, находить формы слов в текстах. Устанавливать связи слов, изменять слова, конструировать предложения. Обнаруживать и устранять ошибки в образовании и использовании форм слов. | ||||
18 | Названия частей речи («Всему название дано!») | 1 | |||||
19 | Назовем слова-указатели | 1 | |||||
20 | Личные местоимения | 1 | |||||
21 | Личные местоимения. Части речи самостоятельные и служебные. | 1 | |||||
22 | Употребление и написание служебных частей речи | 1 | |||||
23 | Употребление и написание служебных частей речи | 1 | |||||
24 | Слова разных групп в речи. Обобщение изученного о частях речи («Части речи все нужны!Части речи все важны!»)Тест: «Части речи» | 1 | |||||
25 | Списывание с заданием. | 1 | |||||
26 | Работа над правильным построением предложений. Определение частей речи и правильное написание служебных слов. | 1 | |||||
27 | Повторение различных вопросов орфографии. | 1 | |||||
28 | Слово и его формы Представление понятия «форма слова». | 1 | |||||
29 | Разграничение разных слов и форм одного и того же слова. | 1 | |||||
30 | Начальная форма глагола и имени существительного | 1 | |||||
31 | Начальная форма имени прилагательного. | 1 | |||||
32 | Начальная форма слова разных частей речи. Контроль «Части речи» | 1 | |||||
33 | Работа над ошибками. Род имен существительных и имен прилагательных. | 1 | |||||
34 | Закрепление изученного о роде имен существительных и имен прилагательных. Способ определения окончаний в именах прилагательных | 1 | |||||
35 | Контрольный диктант за I четверть | 1 | |||||
36 | Работа над ошибками. Изменение по родам глаголов в форме прошедшего времени (без упоминания о времени — «в одной из своих форм») | 1 | |||||
37 | Знакомство с изменением по падежам; наблюдение за изменением по падежам имен существительных и местоимений («Как еще могут изменяться слова?») | 1 | |||||
38 | Названия падежей и их вопросы. Способ определения падежа | 1 | |||||
39 | Освоение способа действия для определения падежей. | 1 | |||||
40 | Систематизация сведений об именах существительных и именах прилагательных. Уточнение общего признака всех имен: изменяться по падежам | 1 | |||||
II четверть | |||||||
Глагол как часть речи – 32 часа | |||||||
41 | Повторение изученного о частях речи | 1 | Говорить на обсуждаемую тему, соблюдать правила речевого поведения. Пользоваться освоенной терминологией, соотносить термин и соответствующее понятие. Определять принадлежность слова к конкретной части речи, пользоваться при этом известными опознавательными признаками. Находить в тексте слова нужной части речи, наблюдать за их ролью в тексте, за строением текста, за способами повышения точности и выразительностью речи. Создавать свои высказывания на основе различных источников, использовать глаголы, стремиться с их помощью к повышению точности и выразительности речи. Пользоваться всем комплексом орфографических умений. Устанавливать связи слов. Характеризовать глаголы по освоенным признакам. Изменять глаголы. Находить и исправлять ошибки в употреблении глаголов. Выявлять глаголы по освоенным признакам, характеризовать и сравнивать их формы. Читать текст учебника, выделять и осмысливать нужные сведения. С помощью таблицы выявлять опознавательные признаки времён глагола, пользоваться ими. Выполнять способ действия, необходимый для определения времени глагола. Ставить глаголы в указанную форму, сравнивать формы. Вести рассуждения по обсуждаемой теме, участвовать в диалогах и коллективной беседе. Разграничивать слова разных частей речи, пользоваться для этого всем комплексов опознавательных признаков. Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, слушать и стараться понимать чужую. Распознавать глагол среди других частей речи, характеризовать морфологические признаки, находить заданную форму в тексте. Ставить глагол внеопределённую форму, выполнять для этого необходимую последовательность действий. Образовывать от заданной неопределённой формы другие формы того же глагола., выполнять для этого соответствующие действия. Осознавать сущность понятия «орфограмма» и наличие нескольких видов орфограмм в глаголах неопределённой формы. Распознавать неопределённую форму глагола и применять правило о написании ь; пользоваться словарём учебника для выяснения и запоминания букв гласных в суффиксах глаголов. Самостоятельно читать материалы учебника, в том числе инструкции, пользоваться информацией в практических целях; пользоваться словарями учебника. Строить высказывания, участвовать в обсуждении вопросов, соблюдать правила сотрудничества и речевого поведения. Выделять глаголы среди других частей речи, определять морфологические признаки, изменять форму слова, выявлять различия по смыслу и по форме; осознавать значение, передаваемое родовыми и личными окончаниями; понимать смысл соответствующих терминов. Сравнивать, классифицировать, преобразовывать слова по указанным признакам. Наблюдать за особенностями значений, передаваемых разными формами. Выявлять роль временных форм глаголов в речи; замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность. Использовать формы глагола в своей речи, стремиться к повышению её точности и выразительности. Выявлять слова, требующие уточнения лексического значения; пользоваться словарём для его выяснения. Соблюдать литературные нормы в употреблении отдельных глаголов. Применять весь комплекс орфографических умений, правильно писать слова с освоенными непроверяемыми орфограммами. | ||||
42 | Роль глаголов в речи; обучение детализации изображаемых действий | 1 | |||||
43 | Изменение глаголов по числам и родам. | 1 | |||||
44 | Изменение глаголов по числам и лицам. | 1 | |||||
45 | Проверочная работа «Падежи имён существительных. Окончание имён прилагательных». Система времен глагола | 1 | |||||
46 | Особенности изменения глаголов прошедшего и настоящего времени. | 1 | |||||
47 | Особенности изменения глаголов будущего времени | 1 | |||||
48 | Отличие глагола от других частей речи? | 1 | |||||
49 | Тест: «Глагол. Изменение глагола». Неопределенная форма глагола. | 1 | |||||
50-51 | Строение и написание глаголов в неопределенной форме | 2 | |||||
52 | Нахождение неопределенной формы глагола и правописанию в ней суффиксов перед -ть | 1 | |||||
53 | Творческая работа Изложение обучающее. | 1 | |||||
54 | Работа над правильным построением предложений. Прошедшее время глагола: его значение, приметы и особенности изменения. Родовые окончания | 1 | |||||
55 | Закрепление сведений о глаголах прошедшего времени. Правописание родовых окончаний | 1 | |||||
56 | Диктант. Глаголы прошедшего времени в речи. | 1 | |||||
57 | Правильное написание глаголов прошедшего времени. | 1 | |||||
58 | Особенности глаголов настоящего времени; понятие о личных окончаниях | 1 | |||||
59 | Определение и образование форм глагола; наблюдения за употреблением в речи глаголов настоящего времени | 1 | |||||
60 | Знакомство с двумя формами будущего времени.Тест: «Глагол. Правописание глаголов» | 1 | |||||
61 | Обучение распознаванию глаголов будущего времени и их изменению | 1 | |||||
62 | Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам. Подготовка к контрольной работе. | 1 | |||||
63 | Контроль «Глагол. Правописание глаголов» | 1 | |||||
64 | Работа над ошибками. Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени. | 1 | |||||
65 | Повторение различных вопросов орфографии. | 1 | |||||
Учимся рассказывать о действиях – 5 часов | |||||||
66 | Изложение с изменением лица: пересказ текста от 1-го лица. | 1 | Понимать тему, главную мысль текста, логику развития мысли, особенности построения текста и использования в нём языковых средств. Письменно (после коллективной подготовки) подробно пересказывать текст, внося в него требуемые изменения и сохраняя другие особенности оригинала. Осознанно передавать содержание и пользоваться средствами языка. Проверять и улучшать воспроизведённый текст. Письменно создавать текст инструктивно характера на основе различных видов помощи (рисунков, фрагментов предложений, опорных слов). Использовать весь комплекс орфографических умений. Проверять и редактировать написанное. Письменно создавать деловой текст повествовательного характера на основе серии рисунков. Определять его содержание, последовательность предложений, выбирать языковые средства с учётом решаемой речевой задачи. Применять весь комплекс орфографических умений. Проверять и совершенствовать написанное. Создавать небольшое речевое произведение с учётом конкретной речевой ситуации. Определять содержание и выбирать языковые средства с учётом реального адресата, условий и задач общения. Проверять и улучшать написанное. | ||||
67 | Изложение текста-воспоминания | 1 | |||||
68 | Работа над правильным построением предложений. Знакомство с особенностями текстов инструктивного характера. Написание инструкций об изготовлении елочной гирлянды | 1 | |||||
69 | Создание текста «Как я сделаю...». Написание новогодних поздравлений | 1 | |||||
III четверть | |||||||
Что мы знаем о частях речи – 11 часов | |||||||
70 | Повторение изученного о частях речи | 1 | Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделений. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных ситуаций. Находить в предложении (в тексте) имена существительные и прилагательные. Определять род, число и падеж имён существительных и прилагательных. Наблюдать за изменениями имён существительных и прилагательных, анализировать сходство и различие в изменениях. Формулировать вывод по сделанным наблюдениям. Различать глаголы среди других слов и в тексте. Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, лицо, роль в предложении). Различать неопределённую форму глагола среди другихформ. Ставить вопросы к глаголам в неопределённой форме и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?. образовывать глаголы при помощи суффиксов и приставки. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий. Распознавать время и лицо глагола. Изменять глаголы по временам и лицам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов. | ||||
71 | Сходство и различие имен существительных и имен прилагательных | 1 | |||||
72 | Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределенной формы глагола; суффиксы перед -ть | 1 | |||||
73 | Определение времени глагола; разграничение форм настоящего и будущего времени. Тест: «Правописание частей речи» | 1 | |||||
74 | Составление памятки анализа глагола как части речи Анализ глагола как части речи. | 1 | |||||
75 | Повторение способов решения различных орфографических задач; правописание глаголов в неопределенной форме | 1 | |||||
76 | Знакомство со способом выбора между -тех и –тъся в глаголах Контроль «Правописание частей речи» | 1 | |||||
77 | Работа над ошибками. Освоение правила выбора между -тся и -тъся в глаголах. | 1 | |||||
Снова пересказываем и рассказываем 5 часов | |||||||
78 | Изложение. Обучение составлению плана | 1 | Писать изложение: делить текст на части, выделять основную мысль каждой части и всего текста в целом; озаглавливать текст и каждую его часть; передавать содержание текста на письме (с помощью письменной речи). Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. Подбирать заголовок к тексту. Составлять план рассказа и излагать текст в соответствии с планом. | ||||
79 | Изложение. Обучение детализации действий Работа над правильным построением предложений. | 1 | |||||
80 | Изложение. Обучение словесному рисованию с помощью глаголов настоящего времени | 1 | |||||
81 | Работа над правильным построением предложений. Создание рассказа о проделках животных по личным впечатлениям | 1 | |||||
Возвращаемся к разговору о предложении – 17 часов | |||||||
82 | Знакомство с понятием «член предложения» («Как слова - части речи становятся членами предложения»). | 1 | Объяснять формулировку: «Предложение выражает законченную мысль». Составлять предложения и записывать их. Устанавливать, с какой интонацией можно произносить повествовательное, вопросительное, побудительное предложение; когда и какие знаки препинания ставятся в конце повествовательного, вопросительного, побудительного предложения; от чего зависит выбор знака препинания в повествовательном и побудительном предложении. Различать предложения по цели высказывания и интонации, уметь и правильно оформлять на письме эти предложения. Осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также находить её в материалах учебника. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. Уметь различать служебные и самостоятельные части речи. Наблюдать как слова- части речи превращаются в предложение. Формулировать вывод на основе проведённых наблюдений. Анализировать предложение и устанавливать, какие слова становятся членами предложения, а какие – нет. Объяснять, какая группа слов составляет предложение. Объяснять, как связаны слова в предложении. Анализировать предложение и устанавливать, о ком (о чём) говорится в предложении и что говорится. Выделять в предложении главные члены предложения с указанием, какой частью речи они выражены, используя термины «главные члены предложения», «подлежащее», «сказуемое». Характеризовать роль подлежащего и сказуемого в предложении, устанавливать их связь. Сравнивать тексты, состоящие только из главных членов предложения и тексты, состоящие из главных и других членов предложения. Обсуждать роль второстепенных членов предложения в нашей речи. Выделять в предложении главные и второстепенные члены предложения. Различать распространённое и нераспространённое предложения, сравнивать их посмысловой и эмоциональной выразительности. Составлять распространённые предложения из данных слов по предложенным моделям. Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения; выписывать пары членов предложения в заданном порядке. Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам». Планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма. Определят грамматическую основу предложения. Сравнивать и различать распространённые и нераспространённые предложения. Разбирать предложение по членам на основе заданного алгоритма. Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. | ||||
83 | Понятие « главные члены» предложения, способ их выявления. Упражнение в нахождении главных членов предложения. | ||||||
84 | Расширение сведений о подлежащем и сказуемом. | 1 | |||||
85 | Общее представление о второстепенных членах. | 1 | |||||
86 | Предложения распространенные и нераспространенные. Характеристика предложения («Зачем нужны другие члены предложения?») | 1 | |||||
87 | Связь подлежащего со сказуемым но смыслу и по форме | 1 | |||||
88 | Обучение установлению связи слов в предложении. | 1 | |||||
89 | Словосочетание. Повторение и обобщение изученного о предложении. | 1 | |||||
90 | Использование частей речи в предложении. Совершенствование грамматических и орфографических умений. | 1 | |||||
91 | Контроль «Предложение. Основа предложения. Второстепенные члены предложения» | 1 | |||||
92 | Работа над ошибками. Создание текстов изобразительного характера. | 1 | |||||
93 | Создание текста-инструкции | 1 | |||||
И вновь о частях речи - 20 часов | |||||||
94 | Имя прилагательное и имя существительное. | 1 | Выделять имена существительные и имена прилагательные по лексико-грамматическим признакам. Строить алгоритм рассуждения при определении падежа существительного и прилагательного. Выделять в предложении словосочетания существительных и прилагательными. Находить управляющее слово и определять род и падеж существительного и прилагательного. Устанавливать, можно ли проверить правописание безударного окончания прилагательного по окончаниям вопросов прилагательных. Использовать в практике способ проверки безударных окончаний прилагательных. Ориентироваться в схемах, таблицах представленных в учебнике. Различать имена существительные и прилагательные среди других слов и в тексте. Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, род, падеж, роль в предложении) Работать с памяткой «Разбор имён существительных и прилагательных как части речи». Определять последовательность действий при их разборе как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность изученных признаков имён существительных и прилагательных. Разбирать имена существительные и прилагательные как части речи. Слушать, как произносятся существительные женского и мужского рода с нулевым окончанием и основой на ж, ч, ш, щ; сравнивать их произношение и обозначение на письме. Наблюдать и различать правописание существительных мужского и женского рода с основой на ж, ч, ш, щ. формулировать вывод по результатам наблюдений. Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. | ||||
95 | Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного. | 1 | |||||
96 | Знакомство со «Словарем трудностей» | 1 | |||||
97 | Способ решения орфографических задач в окончаниях имен прилагательных | 1 | |||||
98 | Способ решения орфографических задач в окончаниях имен прилагательных | 1 | |||||
99 | Составление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи | 1 | |||||
100-101 | Написание «ь» на конце имен существительных после шипящих и его освоение | 2 | |||||
102 | Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. Контроль «Правописание окончаний имен прилагательных. Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих» | 1 | |||||
103 | Работа над ошибками. Анализ имен существительных. Анализ имен прилагательных с опорой на памятку с опорой на памятку | 1 | |||||
104 | Отработка навыка написания родовых окончаний имен прилагательных. Подготовка к контрольной работе. | 1 | |||||
105 | Контрольная работа | 1 | |||||
106 | Работа над ошибками. Работа над грамматической правильностью речи. | 1 | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. | ||||
107 | Формирование умения пользоваться «Словарем трудностей» | 1 | Наблюдение над правилами употребления слов, их связи друг с другом, и в правиле построения предложений. Формулировка вывода по проведённым наблюдениям. Умение пользоваться словарём грамматических трудностей. Наблюдение за словами «трудного» рода и числа, учиться правилам согласования с этими словами имён прилагательных. Применять умения для обнаружения и исправления лексических ошибок в предложениях ( в речи). | ||||
108 | Изложение: обучение правильности и точности речи | 1 | |||||
109 | Работа над правильным построением предложений. Создание словесных зарисовок | 1 | Уметь пользоваться словарями: орфографическим, толковым. Составлять и записывать предложения по схеме. Подбирать заголовок к тексту. Подробно излагать содержание повествовательного текста. Работать с памяткой «как подготовиться к изложению». Писать изложение: делить текст на части, выделять основную мысль каждой части и всего текста в целом; озаглавливать текст и каждую его часть; передавать содержание текста на письме (с помощью письменной речи). | ||||
IV четверть Обо всем, что мы теперь знаем - 15 часов | |||||||
110 | Сочинение по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели» | 1 | Применять на практике изученное о частях речи и членах предложения. Выполнять освоенные виды разбора слов и предложений по заданному алгоритму. Составлять текст по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели» и опорным словам. Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану. Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению». Наблюдать и анализировать лексическое и грамматическое значение слов. Формулировать вывод на основе наблюдений: без лексического значения – нет «настоящих» слов. Составление и запись предложений по данным схемам. Разбор предложений по членам предложения. Проводить разбор слова по составу. Различать части речи по их грамматическим признакам. Разбирать слова как части речи. Устанавливать связи слов с помощью вопросов и обозначение их с помощью окончаний. Уметь находить слово – «командир», т.е. того, от которого ставится вопрос. Определять в слове наличие изученных орфограмм. Объяснять, доказывать правильность написания слов с изученными орфограммами. Уметь пользоваться словарями: орфографическим, толковым. Составлять и записывать предложения по схеме. Подбирать заголовок к тексту. Подробно излагать содержание повествовательного текста. Работать с памяткой «как подготовиться к изложению». Писать изложение: делить текст на части, выделять основную мысль каждой части и всего текста в целом; озаглавливать текст и каждую его часть; передавать содержание текста на письме (с помощью письменной речи). Уметь обнаруживать и исправлять свои ошибки. | ||||
111 | Работа над правильным построением предложений. Повторение различных видов разбора на материале словесной модели | 1 | |||||
112 | Повторение грамматических признаков частей речи и строения слов. | 1 | |||||
113 | Различные случаи употребления ь («Что ты знаешь о словах?») | 1 | |||||
114 | Связь слов в предложении. Работа над правильностью речи; формирование умения пользоваться «Словарем трудностей» | 1 | |||||
115 | Обобщение сведений о частях речи и членах предложения. Повторение способов решения разных орфографических задач | 1 | |||||
116 | Совершенствование орфографических умений на текстах с объяснением значения слов; подготовка к изложению («Еще немного из истории слов») . Тест: «Правописание безударных гласных и парных согласных» | 1 | |||||
117 | Изложение: формирование умения рассказывать о словах | 1 | |||||
118 | Работа над правильным построением предложений. Систематизация изученных орфографических правил; решение разнообразных орфографических задач | 1 | |||||
119 | Систематизация изученных орфографических правил; решение разнообразных орфографических задач. Подготовка к контрольной работе. | 1 | Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. Осуществлять самопроверку работы. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она содержит ошибки. Правильно оформлять выполнение работы в контрольной тетради. | ||||
120 | Контроль «Правописание безударных гласных и парных согласных» | 1 | |||||
121 | Работа над ошибками. Совершенствование орфографических умений. | 1 | |||||
Продолжаем учиться хорошей речи - 18 часов | |||||||
122 | Знакомство с понятием «повествование», «описание предмета», «предложение со значением оценки» | 1 | Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, оценивание, рассуждение, находить их сходство и различие. Составлять тексты разного стиля. Анализировать и находить предложения со значением оценки, предложения выражающие главную мысль текста. Составлять текст по сюжетным картинкам. Определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части, соответствующие плану. Работать с памяткой «Как обдумывать текст?» и «Как сделать текст лучше?» Письменно излагать составленный текст. Наблюдать и анализировать, различать построение этюдов- повествований и этюдов-описаний. Уметь их различать и писать. Различать стиль речи: деловая и картинная. Составлять этюды-описания по картинке с использованием опорных слов. Различать виды текстов и выделять особенности в их построении. Умение правильно употреблять слова и строить предложения. Письменно излагать составленный текст. Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. Подбирать заголовок к тексту. Составлять план рассказа и излагать текст в соответствии с планом. | ||||
123 | Сопоставление изобразительного повествования и описания предмета; воспроизведение текста | 1 | |||||
124 | Обучение построению фрагментов текста с описанием предмета и повествованием. | 1 | |||||
125 | Основная мысль текста | 1 | |||||
126 | Обучение включению в повествование и описание предмета предложений со значением оценки. | 1 | |||||
127 | Основная мысль текста Создание текстов- повествований по серии рисунков и по личным впечатлениям («Словами рисуем действия») | 1 | |||||
128 | Создание текстов- повествований по серии рисунков и по личным впечатлениям («Словами рисуем действия») | 1 | |||||
129 | Особенности словесных этюдов | 1 | |||||
130 | Создание словесных этюдов (описаний) на основе картинок учебника | 1 | |||||
131 | Сочинение – описание «Весеннее утро» | 1 | |||||
132 | Административная контрольная работа | 1 | |||||
133 | Обобщение известного о слове: о значении, строении. Работа над ошибками. | ||||||
134 | Работа над правильным построением предложений. Как украсить сочинение. Создание текстов загадок. Создание текстов записок, телеграмм, поздравлений, писем. | 1 | |||||
135 | Создание текстов, кулинарных рецептов, инструкций. | 1 | |||||
Подводим итоги, строим планы – 6 часов | |||||||
136 | Систематизация освоенных орфографических правил. Повторение изученного о частях речи | 1 | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
Материально-техническое обеспечение
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечания |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
| Д Д Д Д Д Д К К Д | |
Печатные пособия | ||
Наборы картинок в соответствии с тематикой. | Д | Многоразового использования |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | ||
| Д Д | |
Технические средства обучение | ||
Экран. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Ноутбук. Мультимедийный проектор. | Д Д Д Д Д |
Список литературы
Литература для учителя
- Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]/ А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.- М.: Просвещение, 2009.- 23с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-022138-2.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.- 151с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–019148-7.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система знаний [Текст]. В 2 ч. Ч. 1./[М.Ю.Демидова, С.В.Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.- 215с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09- 021056- 0.
- Планируемые результаты начального общего образования [Текст]/ [Л.А.Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З.Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.- 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–023809-0.
- Примерные программы начального общего образования [Текст]. В 2 ч. Ч. 2.- М.: Просвещение, 2011.- 232с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–020462 -0.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Мин-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2010.- 31с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–022995-1.
- Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык: Программа. 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1-4 классы/ Соловейчик М.С. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.
Литература для учащихся:
- Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка»Учебник для 3 класса. - 2013.
- Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка» Рабочие тетради №1 и №2. - 2014
Интернет-ресурсы:
Сайт издательства «Ассоциация ХХ Ι век» (www.ass21vek.ru).
Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».(http:www.Nachalka.com).
Сайт www.umk-garmoniya.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку для 1 класса по ФГОС
Программа по русскому языку для 1 класса с тематическим планированием....
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса по ФГОС
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса по ФГОС ( УМК " Начальная школа 21 века").Составлена на 5 часов в неделю....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4 КЛАССЕ ПО ФГОС ПО ПРОГРАММЕ "ГАРМОНИЯ"
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 4 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ПРОГРАММЕ "ГАРМОНИЯ"...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Гармония" для 2класса (ФГОС)
Рабочая программа (пояснительная записка, календарно-поурочное планирование) по русскому языку УМК "Гармония" к учебнику Соловейчик для 2 класса (ФГОС)...
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса по ФГОС
Рабочая программа по УМК "Перспектива"...
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по ФГОС
II. Пояснительная записка к курсу «Русский язык» 4 класс,Авторы С.В.ИВАНОВ, А.О. ЕВДОКИМОВА И ДР.,(УМК «Начальная школа 21 века») Рабочая программа разработана на основе:Федерального компонента г...
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по ФГОС
II. Пояснительная записка к курсу «Русский язык» 2 класс,Авторы С.В.ИВАНОВ, А.О. ЕВДОКИМОВА И ДР.,(УМК «Начальная школа 21 века»)Программа курса «Русский язык» реализует основные положения конце...