Рабочая программа по русскому языку для 1 класса по ФГОС
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Благодатновская средняя общеобразовательная школа» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрено» Руководитель МО ___/ Асылгараева М.А. / Протокол № ___ от «__»_____20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР _______/ Бурчина М. Г. / «____»_____20__ г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Благодатновская СОШ» _________/ Хайрутдинова М.Х. / Приказ № ______ от «____» ________20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя начальных классов
I квалификационной категории
Гайфуллиной Фариды Флюровны
по предмету «Русский язык» 1 класс
«Перспектива» на 2015-2016 учебный год
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № _______от
« »___________20___ г.
2015 год
Рабочая программа по русскому языку 1 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена на основе документов:
1 | Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» |
2 | Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013г. № 68-ЗРТ «Об образовании» |
3 | Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год" |
4 | Приказ МО и науки РФ от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9.03.2004г. № 1312 |
5 | СанПиН 2.4.2.2821 – 10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса) от 03.03.2011г |
6 | «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (приказ Минобразования России от 06.10.2009 г. №373) |
7 | «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» (письмо Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263) |
8 | «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (письмо Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002 г. № 199/13) |
9 | Авторская программа УМК «Перспектива» под редакцией Л. Ф. Климановой |
10 | Учебный план МБОУ «Благодатновская средняя общеобразовательная школа НМР РТ», утверждённого директором школы, на 2015-2016 учебный год |
11 | Положение о разработке и утверждению рабочих программ в МБОУ « Благодатновская средняя общеобразовательная школа НМР РТ |
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей учащихся 1 класса .
Общая характеристика учебного предмета
Период обучения грамоте (письмо) является первой ступенью введения ребёнка в предметную область «Филология»– это исключительно важный этап в формировании личности каждого школьника. На этом этапе делаются первые шаги на пути формирования у детей всех видов универсальных учебных действий: закладываются основы положительного отношения к учению, познавательного интереса, умения спрашивать, слушать, читать, понимать информацию, представленную в словесной, изобразительной, модельной форме; точно выполнять инструкции учителя, под его руководством вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, высказывать свои мысли и т. д.
Цель курса:
- Ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование знаково-символического восприятия и логического мышления; формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Задачи курса:
- Развитие речи, мышления, воображения школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- Освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- Овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- Воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
К концу 1 класса учащиеся должны иметь представление о речевом этикете и особенностях речевого поведения в различных ситуациях общения.
Учащиеся должны знать:
-все буквы русского алфавита;
-должны иметь элементарные представления об особенностях речевого общения.
К концу 1 класса учащиеся должны уметь:
-пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и взрослым;
-выслушивать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддерживать разговор репликами и вопросами;
проводить звуковой анализ слов; -различать гласные и согласные звуки и буквы, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые звуки в слове, обозначать мягкость согласных с помощью букв (е,ё,и,ю,я) и мягкого знака, определять ударный слог в слове;
-списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в словах;
-употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения;
-писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 12-15 слов;
-самостоятельно составлять и записывать текст из 2-3 предложений на определённую тему;
-читать со скоростью не менее 30-35 слов в минуту небольшие тексты.
-основные отличия звуков от букв (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем);
-признаки гласных и согласных звуков;
-пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и к взрослым;
-выслушать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддержать разговор репликами и вопросами;
-проводить звуковой анализ слов, различать гласные и согласные звуки и буквы, обозначающие их на письме, звонкие и глухие согласные звуки, мягкие и твердые звуки в слове, обозначать мягкость согласных звуков с помощью букв е, ё, ю, я, и и мягкого знака (ь), находить ударный слог в слове;
-писать имена и фамилии людей, клички животных с заглавной буквы;
-списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в слове;
-употреблять заглавную букву в начале и точку в конце предложения;
-грамотно писать под диктовку слова, написание которых не расходится с их произношением, предложения и тексты в 12—15 слов;
-самостоятельно составлять и записывать тексты из 2—3 предложений по опорным словам, на определенную тему.
Место курса в учебном плане
Учебный предмет «Русский язык» относится к предметной области «Филология». Согласно базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение русского языка отводится 208 часов, из расчёта 5 часов русского языка и 4 часа чтения в неделю..
В РТ предусмотрен национально-региональный компонент, поэтому уменьшено количество часов с 5 до 3 уроков в неделю по русскому языку, 33 недели, 99 часов.
Федеральный стандарт выполняется за счет объединения и уплотнения тем. Сокращены учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, а отнесены к элементам дополнительного содержания.
Уплотнение тем возможно в связи с подготовленностью учащихся, дети владеют первоначальными навыками чтения, мелкая моторика пальцев развита в достаточной степени). Наличие группы продленного дня дает возможность заниматься с мотивированными учащимися и детьми, требующих сопроводительной помощи педагога. Таким образом считаю целесообразно для данного класса распределить программу таким образом :
Период | Тема раздела обучения письму | РФ 115ч | РТ 69ч | ||
Подготовительный | Пропись 1 «Рисуй, думай, рассказывай» | 45 | 21 | ||
Основной | Прописи 2 «Мой алфавит» | 52 | 33 | ||
Обобщающий | Пропись 3 «Пишу красиво» | 18 | 15 | ||
Тематическое планирование уроков русского языка | 50ч | 30ч | |||
Речь устная и письменная | 18 | 10 | |||
Звуки и буквы | 21 | 14 | |||
Слово | 5 | 3 | |||
Предложение и текст | 6 | 3 | |||
Итого: | 165ч | 99ч |
Ценностные ориентиры
Родной язык русского народа как средство межнационального общения и национального самосознания; позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык и родной язык как основа всего процесса обучения, средство развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
Результаты изучения курса
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из Азбуки и учебников «Русский язык».
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык»
является сформированность следующих умений:
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
– определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного
звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
– обозначать мягкость согласных звуков на письме;
– определять количество букв и звуков в слове;
– писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
– ставить пунктуационные знаки конца предложения;
– списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
Содержание курса
Письмо
Усвоение гигиенических требований при письме. Ориентировка на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым аккуратным письмом. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания слов, предложений, текстов, записанных письменным и печатным шрифтом. Освоение позиционного (с ориентацией на следующую букву) способа письма. Письмо под диктовку слов, предложений, написание которых не расходится с их произношением. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Ознакомление с клавиатурным письмом.
Упражнение психофизиологических функций, необходимых для списывания и письма под диктовку: упражнения руки, штриховка, раскраска заданных контуров, срисовывание рисунков, узоров, полуовалов, волнистых линий, графический диктант, прохлопывание и проговаривание ритма, определение рифмы, нахождение рифмующихся слов, составление схем слов и предложений под диктовку и пр.
ритма, определение рифмы, нахождение рифмующихся слов, составление схем слов и предложений под диктовку и пр.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение
Различение предмета, явления и слов, их называющих. Соотношение названия нарисованного предмета со схемой слова. Наблюдение единства в слове звучания и значения. Практическое ознакомление с этимологией (на примере мотивированных названий). Представление о многозначных словах.
Классификация и объединение в группу слов по лексическому значению.
Различение предложения и слова. Соотношение нарисованного предложения (пиктограммы) с его схемой. Наблюдение смысловой и интонационной законченности предложений при сравнении со словом.
Сравнение предложений, различающихся по цели высказывания (варианты интонации конца предложения - соответствующие знаки в письменной речи). Ознакомление с оформлением предложения: большая буква в начале предложения, знаки^ ?!)в конце. Объединение слов в предложения, выделение предложения из текста. Сравнение смысла предложений при изменении форм отдельных слов, служебных слов (предлогов, союзов), интонации (логического ударения, мелодики, пауз), порядка слов.
Составление (самостоятельно и под диктовку) схем предложений (постепенно вводятся союзы и предлоги, слова, требующие написания с большой буквы). Составление предложений с опорой на схему, их многовариантность.
Орфография
Определение сильной и слабой позиции гласных и парных согласных в слове.
Знакомство с правилами правописания и их применение:
- раздельное написание слов;
- написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением);
- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах людей и кличках животных;
- перенос слов по слогам без стечения согласных;
- знаки препинания (.?!) в конце предложения.
Речь устная и письменная
Ознакомление с понятиями "устная речь", "письменная речь". Наблюдение особенностей устной и письменной речи. Устная речь - это звучащая речь (звуковая речь). Письменная речь - знаковая форма фиксации речи (объясняет учитель). Понимание речи как процесса общения людей на основе использования средств языка, прежде всего - слов и предложений. Узнавание говорения и слушания как видов устного словесного общения. Практическое освоение языковых и неязыковых средств устного общения: интонация, громкость, темп (ускорение или замедление, повышение и понижение голоса, паузы, логическое ударение), тон, жест, мимика (терминология используется учителем).
Звуки и буквы.
Звуки и обозначение их буквами. Наблюдение расхождения произношения и обозначения звуков. Фонетическая транскрипция. Слоги. Слоговая структура слова. Гласные и согласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. Правила переноса слов на письме. Ударение в слове. Словообразующая функция ударения. Ударные и безударные слоги. Звуки и обозначение их буквами. Твердые и мягкие согласные звуки. Наблюдение отсутствия специальных букв для обозначения твердых и мягких согласных звуков. Различение их внутри звуковых пар. Способы обозначения мягкости согласных звуков буквами я, ю, е, ё, и, ь. Слова, в которых расходится количество звуков с количеством букв. Функции йотированных гласных: обозначают мягкость согласных звуков; обозначают два звука. Фонетическая транскрипция (слова с буквами я, ю, е, ё). Звуки и буквы. Шипящие согласные звуки. Буквы шипящих согласных звуков: всегда твердых согласных Ж и Ш; всегда мягких согласных Ч и Щ. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-шу, чк, чн, щн. Звуки и обозначение их буквами. Звонкие и глухие согласные звуки. Буквы парных звонких, глухих согласных звуков. Буквы непарных звонких, глухих согласных звуков. Наблюдение расхождения произношения и написания согласных звуков (оглушение на конце слова). Звуко-буквенный анализ слова.
Слово.
Звуки и обозначение их буквами - строительный материал слова. Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения (слова, полученные путем замены звуков). Слово. Имена собственные. Правила употребления заглавной буквы. Слово. Различение реальных предметов и их названий. Номинативная или назывная функция слова: слова, обозначающие предметы, явления, события, состояния, действия, признаки, качества. Алфавит. Название и порядок букв русского алфавита. Наблюдение соответствия букв алфавита определенным звукам (в русском алфавите все буквы вне слова обозначают звуки, кроме ь и ъ).
Предложение и текст.
Предложение. Выделение предложения из потока речи. Сравнение набора слов и предложения. Признак предложения: законченность мысли. Членение предложения на слова. Определение количества слов в предложении. Узнавание предложения по вопросам: о чем говорится? что говорится о...? Связь слов в предложении. Главные члены предложения - грамматическая основа предложения (наблюдение). Наблюдение изменения смысла предложения в ситуациях изменения порядка слов, при замене слова в основе предложения, при распространении предложения. Знаки препинания в конце предложения (. ? !). Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные предложения. Самостоятельное составление предложений. Слова вежливого общения. Текст и предложение. Различение предложения и текста. Смысловая связь предложений в тексте. Признаки текста: целостность и законченность сообщения (наблюдение: текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу). Текст. Ознакомление с оформлением текста. Наблюдение признаков текста (целостность и законченность сообщения). Ознакомление в конкретной речевой ситуации с порядком рассмотрения (анализа) текста: название произведения, автор, содержание текста (о чем написал автор, какова тема). Главная мысль текста. Заглавие как отражение главной мысли или темы текста.
Учебно-тематический план
Период | Название раздела обучения письму | Количество часов 69ч |
Подготовительный | Пропись 1 «Рисуй, думай, рассказывай» | 21ч |
Основной | Прописи 2 «Мой алфавит» | 33ч |
Обобщающий | Пропись 3 «Пишу красиво» | 15ч |
Тематическое планирование уроков русского языка | 30ч | |
Речь устная и письменная | 10ч | |
Звуки и буквы | 14ч | |
Слово | 3ч | |
Предложение и текст | 3ч | |
Итого | 99ч |
Программа позволяет проводить обучение с использованием различных организационных форм работы (индивидуальная, работа в группах, в парах и т.д.), применять на уроках частично-поисковый, исследовательский методы, элементы ИКТ-технологий, личностно-ориентированной технологии.
Календарно – тематическое планирование по письму в период обучения грамоте
№ | Тема | Результаты | Дата проведения | |||
план | факт | |||||
Пропись 1. «Рисуй, думай, рассказывай» Личностные: - развиваем умения высказывать свое отношение к героям прочитанного произведения; выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Метапредметные: Регулятивные: - развиваем умения высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу; осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные: - развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные: - развиваем умения слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре. | ||||||
«Давайте знакомиться!». «Дорога в школу». | Подготовка к письму: ориентировка на рабочей строке, обведение по образцу. каллиграфический текст на списывание предложения. Ориентировка на листе: в центре, слева, справа. | |||||
«Большие и маленькие». Сравнение предметов по величине. Сравнение линий | Формировать ,Э предметов; умение классифицировать предметы; сравнивать предметы по размеру, форме, количеству; обводить по контуру; штриховать. | |||||
«Сравни». Больше, меньше, одинаково. | Ввести понятие «жест», объяснить его значение; научить различать многозначность жеста, воспитывать привычку уместного использования жестов в речевом общении; | |||||
«Направление». Обведение предметов по стрелкам и линиям. | Стимулировать речевые высказывания детей на уроке, прививать привычку следить за своей речью. | |||||
«Чей домик?». «Лото». Обведение предметов по стрелкам и линиям. Логические и ассоциативные упражнения. Штриховка. Задания по выбору. | Развитие учебных мотивов познавательных интересов, готовности к сотрудничеству. Развивать умение читать выражение лица героев сказок; | |||||
«Целое и часть». Написание линий различных по величине. | Формировать умение рассказывать сказки, истории, сопровождаемые уместными жестами, соответствующей мимикой и интонацией. Разведение понятий «слово» и «предмет», «слово» и «признак», «слово» и «действие»; | |||||
«Головоломка». «Овал». Нахождение закономерностей. по стрелкам.. | Классификация слов, обозначающих предметы, признаки, действия; выяснение роли предмета и слова в общении; развивать умение соблюдать правила | |||||
«В квартире». «Веселые превращения». Обведение и штриховка. Написание элементов букв по стрелкам. Предварительная звуковая ориентировка в слове. | Знание понятий; умение классифицировать предметы; умение находить закономерности; умение обводить по контуру; штриховать. | |||||
«Сравни дома». «В магазине одежды». Штриховка, обведение. Подготовка к звуковому анализу. | Умение находить закономерности; умение обводить по контуру; штриховать. | |||||
«В походе». «На привале». Обведение, штриховка. Подготовка к звуковому анализу. Письмо элементов печатных букв. Обозначение предметов словом (называя функцию слова). Устные рассказы. | Умение находить закономерности; умение обводить по контуру; штриховать. | |||||
«На коньках». «Контуры и силуэты». Штриховка, обведение непрерываемых линий. Предварительная звуковая ориентировка в слове, обведение элементов печатных букв | Умение слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение. | |||||
«На волнах». «Морские путешествия». Штриховка, безотрывные линии; звуковая ориентировка в слове. Классификация слов-названий морских и речных судов | Согласованность усилий по достижению общей цели. Строить понятные для партнера высказывания, уметь задавать вопросы. Самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений. | |||||
«На лугу». «Мы рисуем». Обведение, штриховка; преобразование овалов в предметы; простейший звуковой анализ. | Развитие учебных мотивов познавательных интересов. Знание того, что для передачи мысли, сообщений можно использовать рисунки, различные символы; умение составлять рассказ; умение обводить предметы; штриховать; умение классифицировать; выделять звуки. | |||||
«Под грибом». Предварительные звуковые упражнения; письмо элементов печатных букв. Самостоятельные логические упражнения «Найди закономерность». | Безошибочно списывать текст с доски и учебника; писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами; определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов; | |||||
«Мы — спортсмены». Обведение по пунктиру. Лексическая работа: спортивный инвентарь. Классификация: виды спорта. Элементы звукового анализа. | Применять орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании; | |||||
«Домики трех поросят». Штриховка, обведение. Устный диалог по сказке. Звуковая ориентировка в слове; элементы печатных букв. | Развитие готовности к сотрудничеству. Формирование логических действии анализа сравнения. Установление причинно- следственных связей. | |||||
«В гостях у бабушки». Раскрашивание, штриховка, обведение. Звуковой анализ: определение последовательности звуков в слове. | Умение определять количество звуков в слове, их последовательность; определять гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие; | |||||
«Наличники», «Распиши посуду». Звуковой анализ слов. Печатание элементов букв. Раскрашивание. Объяснение. Рассуждение. | Различать звуковую форму слова и его значение; умение делать звуковой анализ слов; писать элементы письменных букв. | |||||
«Мы — художники», «Расшитые полотенца». Написание прямых линий по пунктирам. Письмо элементов письменных букв. Звуковой анализ слов. Классификация слов по формальным признакам | Знание об ударении в слове; знать о значении ударения; умение определять место ударения в слове; умение. | |||||
«Прогулка в парк». Предварительный звуковой анализ. Печатание элементов букв. Классификация слов по формальным признакам: искомый звук в начале, конце слова. | Правильно произносить слово и ставить в нём ударение; умение писать элементы письменных букв; | |||||
«Подбери пару». Звуковой анализ слов. Письмо элементов письменных букв. Обведение образцов. | Проводить звуковой анализ слов; заполнять схемы; читать по следам анализа. | |||||
Звуковой анализ слов со звуками [а](о),, Буквы Аа Оо,, Печатные буквы А, а. Самостоятельное воспроизведение графической формы строчных букв «а», «о» в вертикальной полосе, сравнение с образцом. Письмо строчных и заглавных букв «а» и «о» после объяснения учителя. | Умение выделять звуки; различать звуки; умение обозначать эти звуки буквами; | |||||
Звук [у], буква Уу. Звуковой анализ. Анализ графической формы буквы у. Устный рассказ по опорным словам. | Проводить звуковой анализ слов; писать буквы и элементы письменных букв; различать звуки речи; | |||||
Звук [и], буква Ии. Звук [ы], буква ы. Звуковой анализ слов, подписи букв под схемами слов. | Устанавливать число и последовательность звуков в слове; различать гласные и согласные звуки; гласные ударные-безударные; согласные парные твердые-мягкие, звонкие-глухие; | |||||
Звук [э], буква Ээ. Разгадывание ребусов, раскрашивание. | Усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв. Развитие знаковосимволических действий, | |||||
Звуки [с] — [с`],[м] — [м`], буква Мм. буква Сс. Звуковой анализ. Письмо строчной и заглавной буквы. | Моделирования и преобразования модели. Рефлексия способов и условий действия, | |||||
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов с соблюдением гигиенических норм. Письмо заглавных букв М, С («Мой алфавит», ; | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу | |||||
Строчная буква н и заглавная буква Н . | Определять звонкие и глухие непарные согласные звуки; | |||||
Знакомство с буквой Лл. | Усваивать приемы и последовательность правильного написания текста; | |||||
Письмо под диктовку слов, звуковой и буквенный состав которых совпадает. Повторение букв М, С, Н, Л | Развивать умение контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников | |||||
Заглавная буква в начале предложения и в именах собственных. Буква Тт. | Находить в слове ударные и безударные гласные звуки; | |||||
Письмо слов по вспомогательным пометам (по точкам). Буква Кк. | Научить раздельному написанию слов; переносу слов без стечения согласных по слогам. | |||||
Сходство предметов, называемых одним словом, как обязательное условие проявление многозначности. Буква К . | Развивать умение контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников | |||||
Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия) Звуки[р], [р’] и [в], [в’]. Буквы Рр и Вв | Находить непарные твердые согласные (ж, ш, ц), непарные мягкие согласные (ч,щ); | |||||
Звуковая и буквенная форма слова. Письмо заглавных букв В, Р | Устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа крот, соль, елка; | |||||
Знакомство с буквой Пп. | Использовать небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (последнее при списывании); | |||||
Различие имен собственных и нарицательных. Буква Гг. . | находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем | |||||
Закрепление изученных букв(Р, П, Г, К) | находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем; | |||||
Буква Ее. Заглавная буква в начале предложения.. | Устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в изученных словах | |||||
Различение твердых и мягких согласных звуков. буквы Её . | Установление причинно- следственных связей. | |||||
Способы передачи мягкости согласных звуков на письме с помощью букв Е, Ё, И.. Заглавные буквы Е, Ë. | Усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв. | |||||
Письмо слов и предложений с буквами Р, В, П, Г, Е, Ë. | Развитие учебных мотивов познавательных интересов.; | |||||
Знакомство с буквой Бб . Пропись 3 «Мой алфавит» | Учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; учить отличать гласные от согласных | |||||
Сопоставление слов, различающихся одним звуком. Буква Зз . | Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма. | |||||
Знакомство с буквой Дд и ее графический анализ. . | Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; | |||||
Буква Жж. Звуковой анализ. Правописание слов со слогом жи. . | Умение объяснять значения слов; умение обозначать мягкость согласных с помощью йотированных букв; | |||||
Парные звонкие и глухие согласные. Повторение изученных букв (З, Б, Д, Ж . | Умение читать тексты; умение списывать. Безошибочно списывать текст с доски и учебника; | |||||
48. | Знакомство с буквой Яя. Запись слов с буквой я в начале слова и после гласных.. | Безошибочно списывать текст с доски и учебника; Определять парные согласные | ||||
49. | Моделирование звукового состава слова с отражением в модели качественной характеристики звука (гласные, твердые и мягкие согласные) с помощью цвета. Буква я после согласных . | Безошибочно списывать текст с доски и учебника; Определять парные согласные | ||||
Закрепление. | писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами; | |||||
Знакомство с буквой Хх. . | писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами; | |||||
Смыслоразличительная функция твердых и мягких согласных звуков. Слова с ь . | определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов; | |||||
Знакомство с буквой й . | применять орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. | |||||
Знакомство с буквой Юю. Буква ю после согласных . | Усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв. устанавливать число и последовательность звуков в слове | |||||
Шипящие согласные звуки. Буква Шш, Правописание буквосочетаний ШИ. | Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма | |||||
Буква Щщ. Правописание буквосочетаний ЩУ. | Учить списывать; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; | |||||
Буква Чч. Правописание буквосочетаний ЧУ | Учить чтению и письму слов с буквосочетаниями жи - ши; | |||||
Буква Цц. Правописание буквосочетаний ЦИ-ЦЫ | Развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения. | |||||
Знакомство с буквой Фф | Учить списывать; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; | |||||
Употребление разделительного Ь после согласных перед буквами Е, Ё, И, Ю,Я . | Развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения. | |||||
Употребление разделительного Ъ. | Развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения. | |||||
Повторение и обобщение по всем изученным буквам | Учить списывать; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; | |||||
Контрольное списывание | Умение выделять звуки; различать звуки; умение обозначать эти звуки буквами; | |||||
Вводный урок по курсу русского языка. В мире общения. Цели и формы общения. Изучение нового материала | Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы и элементы письменных букв; различать звуки речи; | |||||
Главное средство общения – родной язык. Работа над речевым этикетом в ситуациях учебного и бытового общения.Изучение нового. | Устанавливать число и последовательность звуков в слове; различать гласные и согласные звуки; | |||||
Словесное творчество. Роль слова в общении. Изучение нового материала | Определять гласные ударные-безударные; согласные парные твердые-мягкие, звонкие-глухие; Усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв | |||||
Слово как объект изучения, материал для анализа. | Развитие знаковосимволических действий, моделирования и преобразования модели. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | |||||
Различение слова и обозначаемого им предмета. Значение слова. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу | |||||
Знакомство с именами собственными. Прописная буква в именах собственных Комбинированный | Знакомство с обложкой учебника: название учебника, иллюстрация, авторы, название издательства, обложкой тетради. | |||||
Имена собственные. Комбинированный | Знакомство с титульным листом: какую дополнительную информацию можно извлечь? Знакомство с условными обозначениями, поиск данных обозначений на странице учебника. | |||||
Активизация и расширение словарного запаса. Наблюдение над значением слов. Слова с несколькими значениями. Комбинированный | Формирование общеучебных умений; умений работать с учебным текстом, учебной книгой. | |||||
Слова, близкие по значению. Комбинированный | Осознавать цель речевого общения; умение слушать и говорить; | |||||
Слова, противоположные по значению . Комбинированный | Знать, что для общения используется свой язык; знание смысла понятия «общение». Обобщить представления учащихся о целях и формах общения; | |||||
Знакомство с разными группами слов. Слова, называющие предметы.комбинированный | Расширить представления о целях речевого общения; обратить внимание на словесные и несловесные средства общения. | |||||
Слова, называющие действия. | Умение писать имена собственные; фантазировать; умение наблюдать за превращением в художественном тексте имён нарицательных в собственные. | |||||
Слова, называющие признаки.Закрепление материала | Развитие умения отличать имя собственное от нарицательного; упражнять детей в правописании имён собственных.. | |||||
Из старинныхучебников. Звуки и буквы. | Иметь представление о многозначности слов, близких по значению; противоположных по значению | |||||
Русский алфавит.Правильное называние букв русского алфавита. Алфавитный порядок слов. | Формировать представление о многозначности слова; | |||||
Звуки и буквы.Различение гласных и согласных звуков Комбинированный | Воспитывать ценностное отношение к русскому языку как богатому и выразительному; расширять словарный запас детей. | |||||
Согласные звуки, обозначение их буквами | Умение различать предмет и слово как название предмета; определять слова, которые обозначают названия предметов, их действия и признаки; классифицировать слова; наблюдать за ролью слов в речи. | |||||
Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных согласных звуков. | Развивать умение различать предмет и слово как название предмета; определять слова-названия предметов, признаки предметов, действия предметов; наблюдать за ролью каждой группы слов в речи. | |||||
Слоги. Деление слов на слоги.
| Умение ставить вопросы к словам; различать слова- названия одушевлённых и неодушевлённых предметов. Развивать умение ставить вопросы кто? что? к словам, обозначающим предметы; | |||||
Деление слов для переноса. Изучение нового материала | Различать слова-названия одушевлённых и неодушевлённых предметов; раскрывать грамматическое значение предметности за счёт слов, обозначающих явления природы. | |||||
Деление слова для переноса. | Умение переключать внимание с лексического значения слова на его звуковую форму; различать звуки речи и звуки окружающего мира. | |||||
Ударение. Способы его выделения. Слогоударные схемы. | Формировать умение различать звуки окружающего мира и речи; представление о букве как значке звука | |||||
Говори правильно! Изучение нового материала | Знание алфавита; умение практически применять алфавит. Формировать представление о практическом применении алфавита; закрепить первоначальные знания детей об алфавите. | |||||
Ударные и безударные гласные звуки, обозначение их буквами. | Умение распознавать согласные звуки по их существенным признакам; умение работать с моделями слов; проводить звукобуквенный анализ слов; сравнивать слова по произношению и написанию; умение чётко произносить звуки в составе слова. Развивать умение распознавать согласные звуки; развивать умение работать с моделями слов и проводить звукобуквенный анализ слов, сравнивать слова по произношению и написанию; отрабатывать умение чётко произносить отдельные звуки в составе слова. | |||||
Различение мягких и твердых согласных звуков. | Иметь представление о слоге как произносительной части слова; умение соотносить количество слогов в слове и количество в нём гласных звуков. | |||||
Обозначение мягкости согласных звуков на письме. комбинированный | Развивать представление о слоге как произносительной части слова; научить соотносить количество слогов в слове и количество в нём гласных звуков; развивать творческое отношение к слову. | |||||
Функция букв Е,Ё,И,Ю,Я | Иметь представление о нормах литературного языка. Развивать умение правильно произносить слова; | |||||
Гласные после шипящих в ударных слогах (жи-ши, ча-ща, чу-щу) Изучение нового материала | Иметь представление о твёрдых согласных звуках [ж], [ш]; знать правила написания жи-ши, чаща, чу-щу. Формировать представление о твёрдых согласных ж, ш; развивать умение писать буквосочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу | |||||
Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. комбинированный | Умение находить ударный слог в словах; умение проверять безударный гласный звук; умение наблюдать за расхождением между произношением и написанием слова. Развивать умение проверять безударный гласный звук с помощью его перевода в ударную позицию при изменении формы слова; упражнять детей в нахождении ударного слога в словах | |||||
93. | Функция букв Ь и Ъ. Разделительный мягкий знак Изучение нового материала | знать способы обозначения мягкости согласных на письме; умение делить текст на предложения. | ||||
94. | Разделительный твердый знак. Изучение нового материала | знать способы обозначения мягкости согласных на письме; умение делить текст на предложения. | ||||
95. | Звонкие и глухие согласные звуки. комбинированный | Умение обозначать мягкость согласного с помощью мягкого знака и гласных е, ё, и, ю, я; | ||||
96. | Контрольный диктант с грамматическими заданиями. | Развивать способность различать мягкие твёрдые согласные звуки; формировать умение обозначать мягкость согласных звуков с помощью букв е, ё, и, ю, я | ||||
От слова к предложению. Заглавная буква в начале предложения. Изучение нового материала | Умение находить ударный слог в словах; умение проверять безударный гласный звук; умение наблюдать за расхождением между произношением и написанием слова. Развивать умение проверять безударный гласный звук с помощью его перевода в ударную позицию при изменении формы слова; упражнять детей в нахождении ударного слога в словах | |||||
Знаки препинания в конце предложения. | Умение наблюдать за произношением и написанием слов с разделительным мягким знаком; умение списывать слова. Развитие умения правильно писать слова с разделительным мягким знаком; развивать творческое отношение к слову. | |||||
От предложения к тексту. Закрепление изученного материала | Умение различать слово и предложение; умение наблюдать над связью слов в предложении; умение строить предложения. Формировать умение различать слово и предложение; строить предложение; наблюдать над связью слов в предложении |
Материально-техническое обеспечение
Печатные издания
1.Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв)
Технические средства обучения
2.Классная магнитная доска
3.Персональный компьютер
Оборудование класса
4.Ученические столы 2 местные с комплектом стульев
В соответствии с санитарно – гигиеническими нормами
5.Стол учительский
6.Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий
Перечень учебных изданий, дополнительной литературы
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом «Перспектива»
для педагога:
- Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Русский язык: Учебник для 1 кл. - Москва: Издательств «Просвещение», 2010г.;
- Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Методические рекомендации к курсу «Русский язык». 1 кл. Москва: Издательство «Просвещение», 2012 год;
- Л.Ф Климанова, А.В. Абрамова, Л.Н. Борейко Рисуй, думай, рассказывай! Тетради по письму в частях. : Издательство «Просвещение», 2014 год;
- Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. Обучение грамоте. Методические пояснения к Азбуке, рабочим тетрадям по чтению и тетрадям по письму. Москва: Издательство «Просвещение», 2014 год.
для учащихся:
- Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Русский язык: Учебник для 1 кл. - Москва: Издательств «Просвещение», 2010г.;
- Л.Ф Климанова, А.В. Абрамова, Л.Н. Борейко Рисуй, думай, рассказывай! Тетради по письму в частях. : Издательство «Просвещение», 2014 год;
Информационное обеспечение
- Электронное приложение к учебнику «Азбука».
Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
1. Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
2. Интернет - ресурсы
• Сайт «Сообщество учителей начальных классов» https://edu.tatar.ru/page18205.htm/blogs/
• Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 2 класс Гармония Фгос
В программе представлено подробное тематическое планирование, а также контрольно-измерительные материалы....
рабочая программа по русскому языку 2 класс по ФГОС
рабочая программа по русскому языку 2 класс по ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку 2 класс ПНШ ФГОС
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс составлена в соответствии с требованиями ФГОС на основе авторской программы по русскому языку М.Л. Каленчук, ООП МБОУ "С...
Рабочая программа по русскому языку 2 класс по ФГОС
Рабочая программа по УМК "Начальная школа 21 века" под ред. Н.Ф.Виноградовой, по ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс по ФГОС
Рабочая программа по русскому языку 3 класс с УУД...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс по ФГОС . УМК «Гармония» 2013-2014 уч год
Рабочая программа по курсу «Русский язык» на 2013– 2014 учебный год 1 класс. Образовательная система: «Гармония»...
Рабочая программа по русскому языку 4 класс по ФГОС
Рабочая программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования для 4 клааса по ФГОС...