Рабочая программа по русскому языку для 1 класса по ФГОС
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Рабочая программа по УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx85.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                            «Благодатновская средняя общеобразовательная школа»                                                                    Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

«Рассмотрено»

Руководитель МО

___/ Асылгараева М.А. /

Протокол № ___

от   «__»_____20__г.

«Согласовано»

Заместитель директора  по УР

_______/ Бурчина М. Г. /

«____»_____20__  г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУ «Благодатновская СОШ»

_________/ Хайрутдинова М.Х. /

Приказ № ______

от   «____» ________20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя начальных классов

I квалификационной категории

Гайфуллиной Фариды Флюровны

по предмету «Русский язык» 1 класс

«Перспектива» на 2015-2016 учебный год

 

Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № _______от

«      »___________20___  г.

2015 год

Рабочая программа по русскому языку 1 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 1  класса составлена на основе документов:

1

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»

2

Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013г. № 68-ЗРТ «Об образовании»

3

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год"

4

Приказ МО  и науки РФ от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный  базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы  общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9.03.2004г. № 1312

5

СанПиН 2.4.2.2821 – 10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса) от 03.03.2011г

6

«Федеральный  государственный образовательный стандарт  начального общего образования» (приказ Минобразования России от 06.10.2009 г. №373)

7

«О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» (письмо Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263)

8

«Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (письмо Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002  г. № 199/13)

9

Авторская  программа УМК  «Перспектива» под редакцией Л. Ф. Климановой

10

Учебный  план МБОУ «Благодатновская средняя общеобразовательная школа НМР РТ», утверждённого директором школы, на 2015-2016 учебный год

11

Положение о разработке и утверждению рабочих программ в МБОУ « Благодатновская средняя общеобразовательная школа НМР РТ

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей учащихся 1 класса .

 

Общая характеристика учебного предмета

Период обучения грамоте (письмо) является первой ступенью введения ребёнка в предметную область «Филология»это исключительно важный этап в формировании личности каждого школьника. На этом этапе делаются первые шаги на пути формирования у детей всех видов универсальных учебных действий: закладываются основы положительного отношения к учению, познавательного интереса, умения спрашивать, слушать, читать, понимать информацию, представленную в словесной, изобразительной, модельной форме; точно выполнять инструкции учителя, под его руководством вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, высказывать свои мысли и т. д.

Цель курса:

  • Ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование знаково-символического восприятия и логического мышления; формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Задачи курса:

  • Развитие речи, мышления, воображения школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • Освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • Овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
  • Воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

К концу 1 класса учащиеся должны иметь представление о речевом этикете и особенностях речевого поведения в различных ситуациях общения.

Учащиеся должны знать:

-все буквы русского алфавита;

-должны иметь элементарные представления об особенностях речевого общения.

К концу 1 класса учащиеся должны уметь:

-пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и взрослым;

-выслушивать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддерживать разговор репликами и вопросами;

проводить звуковой анализ слов;   -различать гласные и согласные звуки и буквы, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые звуки в слове, обозначать мягкость согласных с помощью букв (е,ё,и,ю,я) и мягкого знака, определять ударный слог в слове;

-списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в словах;

-употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения;

-писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 12-15 слов;

-самостоятельно составлять и записывать текст из 2-3 предложений на определённую тему;

-читать со скоростью не менее 30-35 слов в минуту небольшие тексты.

-основные отличия звуков от букв (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем);

-признаки гласных и согласных звуков;

-пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и к взрослым;

-выслушать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддержать разговор репликами и вопросами;

-проводить звуковой анализ слов, различать гласные и согласные звуки и буквы, обозначающие их на письме, звонкие и глухие согласные звуки, мягкие и твердые звуки в слове, обозначать мягкость согласных звуков с помощью букв е, ё, ю, я, и и мягкого знака (ь), находить ударный слог в слове;

-писать имена и фамилии людей, клички животных с заглавной буквы;

-списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в слове;

-употреблять заглавную букву в начале и точку в конце предложения;

-грамотно писать под диктовку слова, написание которых не расходится с их произношением, предложения и тексты в 12—15 слов;

-самостоятельно составлять и записывать тексты из 2—3 предложений по опорным словам, на определенную тему.

Место курса в учебном плане

Учебный предмет «Русский язык» относится к предметной области «Филология». Согласно базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение русского языка отводится 208 часов, из расчёта 5 часов русского языка и 4 часа чтения в неделю..

В  РТ  предусмотрен  национально-региональный  компонент,  поэтому  уменьшено  количество  часов  с 5 до 3  уроков  в  неделю по русскому языку, 33 недели, 99 часов.

Федеральный стандарт выполняется за счет объединения и уплотнения тем. Сокращены учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, а отнесены к элементам дополнительного содержания.

Уплотнение тем возможно в связи с подготовленностью учащихся, дети владеют первоначальными навыками чтения, мелкая моторика пальцев развита в достаточной степени). Наличие группы продленного дня дает возможность заниматься с мотивированными учащимися и детьми,  требующих сопроводительной помощи педагога. Таким образом считаю целесообразно для данного класса  распределить программу таким образом :

Период  

Тема раздела обучения письму

РФ

115ч

РТ

69ч

Подготовительный

Пропись 1 «Рисуй, думай, рассказывай»

45

21

Основной

Прописи 2  «Мой алфавит»

52

33

Обобщающий

Пропись 3 «Пишу красиво»

18

15

Тематическое планирование  уроков русского языка

50ч

30ч

Речь устная и письменная

18

10

Звуки и буквы

21

14

Слово

5

3

Предложение и текст

6

3

Итого:

165ч

99ч

Ценностные ориентиры

Родной язык русского народа как средство межнационального общения и национального самосознания; позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык и родной язык как основа всего процесса обучения, средство развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

Результаты изучения курса

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из Азбуки и учебников «Русский язык».

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык»

является сформированность следующих умений:

отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– осмысленно, правильно читать целыми словами;

отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно пересказывать текст;

составлять устный рассказ по картинке;

называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;

определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного

звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);

обозначать мягкость согласных звуков на письме;

определять количество букв и звуков в слове;

писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

ставить пунктуационные знаки конца предложения;

списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;

 Содержание   курса

Письмо

Усвоение гигиенических требований при письме. Ориентировка на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым аккуратным письмом. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания слов, предложений, текстов, записанных письменным и печатным шрифтом. Освоение позиционного (с ориентацией на следующую букву) способа письма. Письмо под диктовку слов, предложений, написание которых не расходится с их произношением. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.  Ознакомление с клавиатурным письмом.

Упражнение психофизиологических функций, необходимых для списывания и письма под диктовку: упражнения руки, штриховка, раскраска заданных контуров, срисовывание рисунков, узоров, полуовалов, волнистых линий, графический диктант, прохлопывание и проговаривание ритма, определение рифмы, нахождение рифмующихся слов, составление схем слов и предложений под диктовку и пр.

ритма, определение рифмы, нахождение рифмующихся слов, составление схем слов и предложений под диктовку и пр.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение

Различение предмета, явления и слов, их называющих. Соотношение названия нарисованного предмета со схемой слова. Наблюдение единства в слове звучания и значения. Практическое ознакомление с этимологией (на примере мотивированных названий). Представление о многозначных словах.

Классификация и объединение в группу слов по лексическому значению.

Различение предложения и слова. Соотношение нарисованного предложения (пиктограммы) с его схемой. Наблюдение смысловой и интонационной законченности предложений при сравнении со словом.

Сравнение предложений, различающихся по цели высказывания (варианты интонации конца предложения - соответствующие знаки в письменной речи). Ознакомление с оформлением предложения: большая буква в начале предложения, знаки^ ?!)в конце. Объединение слов в предложения, выделение предложения из текста. Сравнение смысла предложений при изменении форм отдельных слов, служебных слов (предлогов, союзов), интонации (логического ударения, мелодики, пауз), порядка слов.

Составление (самостоятельно и под диктовку) схем предложений (постепенно вводятся союзы и предлоги, слова, требующие написания с большой буквы). Составление предложений с опорой на схему, их многовариантность.

Орфография

Определение сильной и слабой позиции гласных и парных согласных в слове.

Знакомство с правилами правописания и их применение:

  • раздельное написание слов;
  • написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением);
  • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах людей и кличках животных;
  • перенос слов по слогам без стечения согласных;
  • знаки препинания (.?!) в конце предложения.

Речь устная и письменная

Ознакомление с понятиями "устная речь", "письменная речь". Наблюдение особенностей устной и письменной речи. Устная речь - это звучащая речь (звуковая речь). Письменная речь - знаковая форма фиксации речи (объясняет учитель). Понимание речи как процесса общения людей на основе использования средств языка, прежде всего - слов и предложений. Узнавание говорения и слушания как видов устного словесного общения. Практическое освоение языковых и неязыковых средств устного общения: интонация, громкость, темп (ускорение или замедление, повышение и понижение голоса, паузы, логическое ударение), тон, жест, мимика (терминология используется учителем).

Звуки и буквы.

Звуки и обозначение их буквами. Наблюдение расхождения произношения и обозначения звуков. Фонетическая транскрипция. Слоги. Слоговая структура слова. Гласные и согласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. Правила переноса слов на письме. Ударение в слове. Словообразующая функция ударения. Ударные и безударные слоги. Звуки и обозначение их буквами. Твердые и мягкие согласные звуки. Наблюдение отсутствия специальных букв для обозначения твердых и мягких согласных звуков. Различение их внутри звуковых пар. Способы обозначения мягкости согласных звуков буквами я, ю, е, ё, и, ь. Слова, в которых расходится количество звуков с количеством букв. Функции йотированных гласных: обозначают мягкость согласных звуков; обозначают два звука. Фонетическая транскрипция (слова с буквами я, ю, е, ё). Звуки и буквы. Шипящие согласные звуки. Буквы шипящих согласных звуков: всегда твердых согласных Ж и Ш; всегда мягких согласных Ч и Щ. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-шу, чк, чн, щн. Звуки и обозначение их буквами. Звонкие и глухие согласные звуки. Буквы парных звонких, глухих согласных звуков. Буквы непарных звонких, глухих согласных звуков. Наблюдение расхождения произношения и написания согласных звуков (оглушение на конце слова). Звуко-буквенный анализ слова.

Слово.

Звуки и обозначение их буквами - строительный материал слова. Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения (слова, полученные путем замены звуков).        Слово. Имена собственные. Правила употребления заглавной буквы. Слово. Различение реальных предметов и их названий. Номинативная или назывная функция слова: слова, обозначающие предметы, явления, события, состояния, действия, признаки, качества. Алфавит. Название и порядок букв русского алфавита. Наблюдение соответствия букв алфавита определенным звукам (в русском алфавите все буквы вне слова обозначают звуки, кроме ь и ъ).

Предложение и текст.

Предложение. Выделение предложения из потока речи. Сравнение набора слов и предложения. Признак предложения: законченность мысли. Членение предложения на слова. Определение количества слов в предложении. Узнавание предложения по вопросам: о чем говорится? что говорится о...? Связь слов в предложении. Главные члены предложения - грамматическая основа предложения (наблюдение). Наблюдение изменения смысла предложения в ситуациях изменения порядка слов, при замене слова в основе предложения, при распространении предложения. Знаки препинания в конце предложения (. ? !). Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные предложения. Самостоятельное составление предложений. Слова вежливого общения. Текст и предложение. Различение предложения и текста. Смысловая связь предложений в тексте. Признаки текста: целостность и законченность сообщения (наблюдение: текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу). Текст. Ознакомление с оформлением текста. Наблюдение признаков текста (целостность и законченность сообщения). Ознакомление в конкретной речевой ситуации с порядком рассмотрения (анализа) текста: название произведения, автор, содержание текста (о чем написал автор, какова тема). Главная мысль текста. Заглавие как отражение главной мысли или темы текста.

                                     Учебно-тематический план

Период  

Название  раздела обучения письму

Количество часов

69ч

Подготовительный

Пропись 1 «Рисуй, думай, рассказывай»

21ч

Основной

Прописи 2  «Мой алфавит»

33ч

Обобщающий

Пропись 3 «Пишу красиво»

15ч

Тематическое планирование  уроков русского языка

30ч

Речь устная и письменная

10ч

Звуки и буквы

14ч

Слово

Предложение и текст

Итого

99ч

Программа позволяет проводить обучение с использованием различных организационных форм работы (индивидуальная, работа в группах, в парах и т.д.), применять на уроках частично-поисковый, исследовательский методы, элементы ИКТ-технологий, личностно-ориентированной технологии.

 Календарно – тематическое планирование по письму в период обучения грамоте

Тема

Результаты

Дата проведения

 план

 факт

Пропись 1. «Рисуй, думай, рассказывай»

Личностные:

- развиваем умения высказывать свое отношение к героям прочитанного произведения; выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные:

- развиваем умения высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные:

- развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные:

- развиваем умения слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре.

«Давайте знакомиться!». «Дорога в школу».

Подготовка к письму: ориентировка на рабочей строке, обведение по образцу. каллиграфический текст на списывание предложения. Ориентировка на листе: в центре, слева, справа.

«Большие и маленькие». Сравнение предметов по величине. Сравнение линий

Формировать  ,Э предметов; умение классифицировать предметы; сравнивать предметы по размеру, форме, количеству; обводить по контуру; штриховать.

«Сравни». Больше, меньше, одинаково.

 Ввести понятие «жест», объяснить его значение; научить различать многозначность жеста, воспитывать привычку уместного использования жестов в речевом общении;

«Направление». Обведение предметов по стрелкам и линиям.

Стимулировать речевые высказывания детей на уроке, прививать привычку следить за своей речью.

«Чей домик?». «Лото». Обведение предметов по стрелкам и линиям. Логические и ассоциативные упражнения. Штриховка. Задания по выбору.

Развитие учебных мотивов познавательных интересов, готовности к сотрудничеству. Развивать умение читать выражение лица героев сказок;

«Целое и часть». Написание линий различных по величине.

Формировать умение рассказывать сказки, истории, сопровождаемые уместными жестами, соответствующей мимикой и интонацией. Разведение понятий «слово» и «предмет», «слово» и «признак», «слово» и «действие»;

«Головоломка». «Овал». Нахождение закономерностей. по стрелкам..

Классификация слов, обозначающих предметы, признаки, действия; выяснение роли предмета и слова в общении; развивать умение соблюдать правила

«В квартире». «Веселые превращения». Обведение и штриховка. Написание элементов букв по стрелкам. Предварительная звуковая ориентировка в слове.

Знание понятий; умение классифицировать предметы; умение находить закономерности; умение обводить по контуру; штриховать.

«Сравни дома». «В магазине одежды». Штриховка, обведение. Подготовка к звуковому анализу.

Умение находить закономерности; умение обводить по контуру; штриховать.

«В походе». «На привале». Обведение, штриховка. Подготовка к звуковому анализу. Письмо элементов печатных букв. Обозначение предметов словом (называя функцию слова). Устные рассказы.

Умение находить закономерности; умение обводить по контуру; штриховать.

«На коньках». «Контуры и силуэты». Штриховка, обведение непрерываемых линий. Предварительная звуковая ориентировка в слове, обведение элементов печатных букв

Умение слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение.

«На волнах». «Морские путешествия». Штриховка, безотрывные линии; звуковая ориентировка в слове. Классификация слов-названий морских и речных судов

Согласованность усилий по достижению общей цели. Строить понятные для партнера высказывания, уметь задавать вопросы. Самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений.

«На лугу». «Мы рисуем». Обведение, штриховка; преобразование овалов в предметы; простейший звуковой анализ.

Развитие учебных мотивов познавательных интересов. Знание того, что для передачи мысли, сообщений можно использовать рисунки, различные символы; умение составлять рассказ; умение обводить предметы; штриховать; умение классифицировать; выделять звуки.

«Под грибом». Предварительные звуковые упражнения; письмо элементов печатных букв. Самостоятельные логические упражнения «Найди закономерность».

Безошибочно списывать текст с доски и учебника;

писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами; определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;

«Мы — спортсмены». Обведение по пунктиру. Лексическая работа: спортивный инвентарь. Классификация: виды спорта. Элементы звукового анализа.

Применять орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании;

«Домики трех поросят». Штриховка, обведение. Устный диалог по сказке. Звуковая ориентировка в слове; элементы печатных букв.

Развитие готовности к сотрудничеству. Формирование логических действии анализа сравнения.

Установление причинно- следственных связей.

«В гостях у бабушки». Раскрашивание, штриховка, обведение. Звуковой анализ: определение последовательности звуков в слове.

Умение определять количество звуков в слове, их последовательность; определять гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие;

«Наличники», «Распиши посуду». Звуковой анализ слов. Печатание элементов букв. Раскрашивание. Объяснение. Рассуждение.

Различать звуковую форму слова и его значение; умение делать звуковой анализ слов; писать элементы письменных букв.

«Мы — художники», «Расшитые полотенца». Написание прямых линий по пунктирам. Письмо элементов письменных букв. Звуковой анализ слов. Классификация слов по формальным признакам

Знание об ударении в слове; знать о значении ударения;  умение определять место ударения в слове; умение.

«Прогулка в парк». Предварительный звуковой анализ. Печатание элементов букв. Классификация слов по формальным признакам: искомый звук в начале, конце слова.

Правильно произносить слово и ставить в нём ударение; умение писать элементы письменных букв;

«Подбери пару». Звуковой анализ слов. Письмо элементов письменных букв. Обведение образцов.

Проводить звуковой анализ слов; заполнять схемы; читать по следам анализа.

Звуковой анализ слов со звуками [а](о),, Буквы Аа Оо,, Печатные буквы А, а. Самостоятельное воспроизведение графической формы строчных букв «а», «о» в вертикальной полосе, сравнение с образцом. Письмо строчных и заглавных букв «а» и «о» после объяснения учителя.

Умение выделять звуки; различать звуки; умение обозначать эти звуки буквами;

Звук [у], буква Уу. Звуковой анализ. Анализ графической формы буквы у. Устный рассказ по опорным словам.

Проводить звуковой анализ слов; писать буквы и элементы письменных букв; различать звуки речи; 

Звук [и], буква Ии. Звук [ы], буква ы. Звуковой анализ слов, подписи букв под схемами слов.

Устанавливать число и последовательность звуков в слове; различать гласные и согласные звуки; гласные ударные-безударные; согласные парные твердые-мягкие, звонкие-глухие;

Звук [э], буква Ээ. Разгадывание ребусов, раскрашивание.

Усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв.  Развитие знаковосимволических действий,

Звуки [с] — [с`],[м] — [м`], буква Мм.  буква Сс. Звуковой анализ. Письмо строчной и заглавной буквы.

Моделирования и преобразования модели. Рефлексия способов и условий действия,

Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов с соблюдением гигиенических норм.

Письмо заглавных букв М, С

(«Мой алфавит», ;

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.  Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу

Строчная буква н и заглавная буква Н  .

Определять звонкие и глухие непарные согласные звуки;

Знакомство с буквой  Лл.

Усваивать приемы  и последовательность правильного написания текста;

Письмо под диктовку слов, звуковой и буквенный состав которых совпадает. Повторение букв М, С, Н, Л

Развивать умение контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников

Заглавная буква в начале предложения и в именах собственных. Буква Тт.

Находить в слове ударные и безударные гласные звуки;

Письмо слов по вспомогательным пометам (по точкам). Буква Кк.

Научить  раздельному  написанию слов; переносу слов без стечения согласных по слогам.

Сходство предметов, называемых одним словом, как обязательное условие проявление многозначности. Буква К .

Развивать умение контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников

Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия) Звуки[р], [р’] и [в], [в’]. Буквы Рр и Вв

Находить непарные твердые согласные (ж, ш, ц), непарные мягкие согласные (ч,щ);

Звуковая  и буквенная форма слова. Письмо заглавных букв В, Р

Устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа крот, соль, елка;

Знакомство с буквой  Пп.

Использовать небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (последнее при списывании);

Различие имен собственных и нарицательных. Буква Гг. .

находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем

Закрепление изученных букв(Р, П, Г, К) 

находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем;

Буква Ее. Заглавная буква в начале предложения..

Устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в изученных словах

Различение твердых и мягких согласных звуков. буквы Её .

Установление причинно- следственных связей.

Способы передачи мягкости согласных звуков на письме с помощью букв Е, Ё, И.. Заглавные буквы Е, Ë.

Усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв.

Письмо слов и предложений с буквами Р, В, П, Г, Е, Ë.

Развитие учебных мотивов познавательных интересов.;

Знакомство с буквой  Бб . Пропись 3 «Мой алфавит»  

Учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; учить отличать гласные от согласных

Сопоставление слов, различающихся одним звуком. Буква Зз .

Учить правилам оформления предложения на письме;  развивать навыки каллиграфического письма.

Знакомство с буквой Дд и ее графический анализ. .

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения;

Буква Жж.  Звуковой анализ. Правописание слов со слогом жи.

.

Умение объяснять значения слов;  умение обозначать мягкость согласных с помощью йотированных букв;

Парные звонкие и глухие согласные.  Повторение изученных букв (З, Б, Д, Ж .

Умение читать тексты; умение списывать. Безошибочно списывать текст с доски и учебника;        

48.

Знакомство с буквой Яя. Запись слов с буквой я в начале слова и после гласных..

Безошибочно списывать текст с доски и учебника; Определять парные согласные

49.

Моделирование звукового состава слова с отражением в модели качественной характеристики звука (гласные, твердые и мягкие согласные) с помощью цвета. Буква я после согласных

.

Безошибочно списывать текст с доски и учебника; Определять парные согласные

Закрепление.

писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами;

Знакомство с буквой Хх. .

писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами;

Смыслоразличительная функция твердых и мягких согласных звуков. Слова с ь .

определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;

Знакомство с буквой й .

применять орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Знакомство с буквой Юю. Буква ю после согласных

.

Усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв. устанавливать число и последовательность звуков в слове

Шипящие согласные звуки. Буква Шш,  Правописание буквосочетаний ШИ.

Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма

Буква Щщ. Правописание буквосочетаний ЩУ.

Учить списывать; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки;  

Буква Чч. Правописание буквосочетаний ЧУ

Учить чтению и письму слов с буквосочетаниями жи - ши;

Буква Цц. Правописание буквосочетаний ЦИ-ЦЫ

Развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения.

Знакомство с буквой  Фф

Учить списывать; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки;  

Употребление разделительного Ь после согласных перед буквами Е, Ё, И, Ю,Я .

Развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения.

Употребление разделительного Ъ.

Развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения.

Повторение и обобщение по всем изученным буквам

Учить списывать; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки;  

Контрольное списывание

Умение выделять звуки; различать звуки; умение обозначать эти звуки буквами;

Вводный урок по курсу русского языка. В мире общения. Цели и формы общения.  Изучение нового материала

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы и элементы письменных букв; различать звуки речи; 

Главное средство общения – родной язык. Работа над речевым этикетом в ситуациях учебного и бытового общения.Изучение нового.

Устанавливать число и последовательность звуков в слове; различать гласные и согласные звуки; 

Словесное творчество. Роль слова в общении.  Изучение нового материала

Определять гласные ударные-безударные; согласные парные твердые-мягкие, звонкие-глухие;

Усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв

Слово как объект изучения, материал для анализа.

Развитие знаковосимволических действий, моделирования и преобразования модели. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Различение слова и обозначаемого им предмета. Значение слова.

Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу

Знакомство с именами собственными. Прописная буква в именах собственных Комбинированный

Знакомство с обложкой учебника: название учебника, иллюстрация, авторы, название издательства, обложкой тетради.

Имена собственные.

Комбинированный

Знакомство с титульным листом: какую дополнительную информацию можно извлечь? Знакомство с условными обозначениями, поиск данных обозначений на странице учебника. 

Активизация и расширение словарного запаса. Наблюдение над значением слов. Слова с несколькими значениями.  Комбинированный

Формирование общеучебных умений; умений работать с учебным текстом, учебной книгой. 

Слова,  близкие по значению.  Комбинированный

Осознавать цель речевого общения; умение слушать и говорить;

Слова, противоположные по значению .  Комбинированный

Знать, что для общения используется свой язык; знание смысла понятия «общение». Обобщить представления учащихся о целях и формах общения;

Знакомство с разными группами слов. Слова, называющие предметы.комбинированный

Расширить представления о целях речевого общения; обратить внимание на словесные и несловесные средства общения.

Слова, называющие действия.

Умение писать имена собственные; фантазировать; умение наблюдать за превращением в художественном тексте имён нарицательных в собственные.

Слова, называющие признаки.Закрепление материала

Развитие умения отличать имя собственное от нарицательного; упражнять детей в правописании имён собственных..

Из старинныхучебников. Звуки и буквы.

Иметь представление о многозначности слов, близких по значению; противоположных по значению

Русский алфавит.Правильное называние букв русского алфавита. Алфавитный порядок слов.

Формировать представление о многозначности слова;

Звуки и буквы.Различение гласных и согласных звуков

Комбинированный

Воспитывать ценностное отношение к русскому языку как богатому и выразительному; расширять словарный запас детей.

Согласные  звуки, обозначение их буквами

Умение различать предмет и слово как название предмета; определять слова, которые обозначают названия предметов, их действия и признаки; классифицировать слова; наблюдать за ролью слов в речи.

Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных согласных звуков.

Развивать умение различать предмет и слово как название предмета; определять слова-названия предметов, признаки предметов, действия предметов; наблюдать за ролью каждой группы слов в речи.

Слоги. Деление слов на слоги.

 

Умение ставить вопросы к словам; различать слова- названия одушевлённых и неодушевлённых предметов. Развивать умение ставить вопросы кто? что? к словам, обозначающим предметы;

Деление слов для переноса.  Изучение нового материала

Различать слова-названия одушевлённых и неодушевлённых предметов; раскрывать грамматическое значение предметности за счёт слов, обозначающих явления природы.

Деление слова для переноса.  

Умение переключать внимание с лексического значения слова на его звуковую форму; различать звуки речи и звуки окружающего мира.

Ударение. Способы его выделения. Слогоударные схемы.

Формировать умение различать звуки окружающего мира и речи; представление о букве как значке звука

Говори правильно!  Изучение нового материала

Знание алфавита; умение практически применять алфавит. Формировать представление о практическом применении алфавита; закрепить первоначальные знания детей об алфавите.

Ударные и безударные гласные звуки, обозначение их буквами.  

Умение распознавать согласные звуки по их существенным признакам; умение работать с моделями слов; проводить звукобуквенный анализ слов; сравнивать слова по произношению и написанию; умение чётко произносить

звуки в составе слова. Развивать умение распознавать согласные звуки; развивать умение работать с моделями слов и проводить звукобуквенный анализ слов, сравнивать слова по произношению и написанию; отрабатывать умение чётко произносить отдельные звуки в составе слова.

Различение мягких и твердых согласных звуков.

Иметь представление о слоге как произносительной части слова; умение соотносить количество слогов в слове и количество в нём гласных звуков.

Обозначение мягкости согласных звуков на письме.  комбинированный

Развивать представление о слоге как произносительной части слова; научить соотносить количество слогов в слове и количество в нём гласных звуков; развивать творческое отношение к слову. 

Функция  букв Е,Ё,И,Ю,Я

Иметь представление о нормах литературного языка. Развивать умение правильно произносить слова;

Гласные после шипящих в ударных слогах (жи-ши, ча-ща, чу-щу)  Изучение нового материала

Иметь представление о твёрдых согласных звуках [ж], [ш]; знать правила написания жи-ши, чаща, чу-щу. Формировать представление о твёрдых согласных ж, ш; развивать умение писать буквосочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу

Правописание буквосочетаний  ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. комбинированный

Умение находить ударный слог в словах; умение проверять безударный гласный звук; умение наблюдать за расхождением между произношением и написанием слова. Развивать умение проверять безударный гласный звук с помощью его перевода в ударную позицию при изменении формы слова; упражнять детей в нахождении ударного слога в словах

93.

Функция букв Ь и Ъ. Разделительный мягкий знак   Изучение нового материала

знать способы обозначения мягкости согласных на письме; умение делить текст на предложения.

94.

Разделительный твердый знак.  Изучение нового материала

знать способы обозначения мягкости согласных на письме; умение делить текст на предложения.

95.

Звонкие и глухие согласные звуки.  комбинированный

Умение обозначать мягкость согласного с помощью мягкого знака и гласных е, ё, и, ю, я;

96.

Контрольный диктант с грамматическими заданиями.

Развивать способность различать мягкие твёрдые согласные звуки; формировать умение обозначать мягкость согласных звуков с помощью букв е, ё, и, ю, я

От слова к предложению. Заглавная буква в начале предложения.   Изучение нового материала

Умение находить ударный слог в словах; умение проверять безударный гласный звук; умение наблюдать за расхождением между произношением и написанием слова. Развивать умение проверять безударный гласный звук с помощью его перевода в ударную позицию при изменении формы слова; упражнять детей в нахождении ударного слога в словах

Знаки препинания в конце предложения.

Умение наблюдать за произношением и написанием слов с разделительным мягким знаком; умение списывать слова. Развитие умения правильно писать слова с разделительным мягким знаком; развивать творческое отношение к слову.

От предложения к тексту.  Закрепление изученного материала

Умение различать слово и предложение;  умение наблюдать над связью слов в предложении; умение строить предложения. Формировать умение различать слово и предложение; строить предложение; наблюдать над связью слов в предложении

Материально-техническое обеспечение

      Печатные издания

1.Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв)                        

   

  Технические средства обучения

2.Классная магнитная доска        

3.Персональный компьютер        

                           

           Оборудование класса        

4.Ученические столы  2 местные с комплектом стульев         

        В соответствии с санитарно – гигиеническими нормами

5.Стол учительский         

6.Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий         

Перечень учебных изданий, дополнительной литературы

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом «Перспектива»

для педагога:

  1. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Русский язык: Учебник для 1 кл. - Москва: Издательств «Просвещение»,  2010г.;
  2. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Методические рекомендации к курсу «Русский язык». 1 кл. Москва: Издательство «Просвещение»,  2012 год;
  3. Л.Ф Климанова, А.В. Абрамова, Л.Н. Борейко Рисуй, думай, рассказывай! Тетради по письму   в частях. : Издательство «Просвещение», 2014 год;
  4. Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. Обучение грамоте. Методические пояснения к Азбуке, рабочим тетрадям по чтению и тетрадям по письму. Москва: Издательство «Просвещение», 2014 год.

для учащихся: 

  1. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Русский язык: Учебник для 1 кл. - Москва: Издательств «Просвещение»,  2010г.;
  2. Л.Ф Климанова, А.В. Абрамова, Л.Н. Борейко Рисуй, думай, рассказывай! Тетради по письму в частях. : Издательство «Просвещение», 2014 год;

Информационное обеспечение

  • Электронное  приложение  к  учебнику  «Азбука».

Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

 1. Электронная  энциклопедия  Кирилла   и  Мефодия.

 2. Интернет - ресурсы

•        Сайт «Сообщество учителей начальных классов» https://edu.tatar.ru/page18205.htm/blogs/

•         Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»   http://festival.1september.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 2 класс Гармония Фгос

В программе представлено подробное тематическое планирование, а также контрольно-измерительные материалы....

рабочая программа по русскому языку 2 класс по ФГОС

рабочая программа по русскому языку 2 класс по ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс ПНШ ФГОС

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс составлена в соответствии с требованиями ФГОС на основе авторской программы по русскому языку М.Л. Каленчук, ООП МБОУ "С...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс по ФГОС

Рабочая  программа  по  УМК  "Начальная  школа  21  века"  под  ред.  Н.Ф.Виноградовой,  по  ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс по ФГОС

Рабочая программа по русскому языку  3 класс  с   УУД...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс по ФГОС . УМК «Гармония» 2013-2014 уч год

Рабочая программа по курсу «Русский язык» на 2013– 2014 учебный год 1 класс. Образовательная система: «Гармония»...

Рабочая программа по русскому языку 4 класс по ФГОС

Рабочая программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования для 4 клааса по ФГОС...