Урок русского языка в 3 классе. Тема "Разделительный твёрдый (ъ) и мягкий (ь) знаки.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Тема урока "Разделительный твёрдый(Ъ) и мягкий (ь) знаки. Урок построен методически правильно, отвечает требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 44.73 КБ |
Предварительный просмотр:
План конспект урока по русскому языку 3 клас
Тема: Разделительные твердый (Ъ) и мягкий (ь) знаки.
Цель: повторить правила написания разделительного твердого знака и разделительного мягкого знака.
Планируемые результаты: учащиеся научатся писать слова с разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком; составят алгоритм проверки написания разделительного твердого знака и разделительного мягкого знака.
Оборудование: карточки с заданиями,мягкий и твердый знак, конверты с деталями для сбора схемы-правила,учебник Русский язык для 3 класса,презентация круги для самооценки.
Ход урока
I.Организационный момент.
Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Урок русского языка.
- Посмотрите на парту, все ли на месте, в порядке? Улыбнитесь друг другу. Откройте тетради, запишите дату.
II. Минутка чистописания.
- Прочитайте слова на доске: печка, отъезд, вьюга,теплица,семья, поезд. Назовите букву, которая не обозначает звука.
Спишите слова с твёрдым и мягким знаком.
Ребята, вы уже догадались о теме нашего урока?
- Тема нашего урока: «Разделительные твердый (Ъ) и мягкий (Ь) знаки».
- Вы любите читать? У меня в детстве была любимая книга. А кто её главный герой, вы узнаете, отгадав загадку:
Он, конечно, самый главный
Озорник-шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа. (Незнайка)
III. Актуализация знаний.
- В одной из повести Незнайка летал на Луну. А сегодня он там встретил жителей страны Грамматики, которые очень сильно поспорили. Хотите услышать о чём их спор? Вот послушайте:
Не чересчур ли ты добряк? –
Так знаку мягкому промолвил твёрдый знак.
- Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
- Кто б говорил, но ты б уж помолчал! –
Знак Ь твёрдому на это отвечал.
- Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву ять, тебя из азбуки изъять!..
- Друзья! Никчёмные слова - ваш разговор –
Незнайка им сказал, услышав этот спор,
- Вы оба хороши, достойны чести,
Когда стоите в нужном месте.
- Ай, ай, ай! Это не дело когда друзья ругаются! Что же делать? Может быть мы вместе с Незнайкой постараемся помирить друзей? Ребята вы готовы? Для этого необходимо вспомнить всё, что их объединяет и связывает, и чем они отличаются друг от друга.
- Девизом урока нам послужат следующие слова: “Друзья, ученье нас объединяет!”. Как вы понимаете смысл этого девиза?
IV. Самоопределение к деятельности.
- Незнайка решил, что разделительный мягкий знак надо писать после всех мягких согласных перед гласными, а разделительный твердый знак – после всех твердых согласных перед гласными.Прав ли он?
-что бы узнать прав ли он открываем учебники на стр 49 прочитаем правило.
- Найдите ошибки в ответе незнайки( разделительный мягкий знак пишется перед буквами Е,Ё,Ю,Я,И; перед другими гласными не пишется. Разделительный твердый знак пишется в приставках оканчиваются на согласную, перед гласными Е,Ё,Ю,Я).
- На уроке будем учиться писать слова с разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком.
V. Работа по теме урока.
1)Задание: Найдите местечко для разделительного Ъ. (Cлайд 5)
(Рас?сада, под?ехал, по?ели)
- Что общего в этих словах? (Во всех словах есть приставка)
2) Найдите местечко для разделительного Ь. (Cлайд 7)
(Гост?я, пал?ма, сирен?)
- А теперь “соберём” схему-правило для разделительного Ь и Ъ знака.
- Незнайка приготовил для вас задания, в которых нужно применить полученное правило.
1) “Найди пропажу”.
- Работа по вариантам. (Проверка на слайде 11)
стуля | подёмник |
сёмка | сёжился |
лиси | вюнок |
обездил | ателе |
- Перед какими же буквами пишется разделительный мягкий знак?
- Послушайте стихотворение и посторайтесь запомнить слова с разделительным мягким знаком.
Не мог озорной мягкий знак Найти себе места никак. В журчащем проворном Ручье Заплыл мягкий знак перед Е. Заметил, летит Вороньё, И ловко взлетел перед Ё. К нечастью, свалился в Репьи, Попав прямиком перед И. Оттуда залез к Муравью, Усевшись как раз перед Ю. А шла когда мимо Свинья, Забрался он к ней перед Я. И громко запел: «Перед Е,Ё,И,Ю». Всегда разделительным знаком стою. Я знак разделительный, знайте, друзья, Меня вы найдете в словах перед Я!
- Какие слова с разделительным мягким знаком вы запомнили?
- Упр. 74 стр 49 (устно) Найти в предложениях слова с разделительным твердым знаком и с разделительным мягким знаком и запишите их в тетрадь.
- Перед какими буквами пишется разделительный твердый знак?
VI. Физкультминутка.
- Отдохнём и подумаем.
(Я называю слова. Дети подпрыгивают, если слово с разделительным твёрдым знаком, или стоят на месте, если твёрдого знака нет).
Вьюн, объявление, свинья, разъярённый, ненастье, объезд, семья, соловьи, съёмка, предъявить,ручьи,подъем,воробьи,объясение.
VII. Продолжение работы по теме урока.
Работа в группах
Карточка
Образуй от данных слов однокоренные слова, заменив в них приставки указанными в скобках.
Поехал (под-), приезд (под-), заявил (об-), выяснил (об-), соединил (раз-), приём (под-), приехал (от-).
Запиши образованные однокоренные слова. Подчеркни ъ. выдели приставки.
Запишите слова: первый ряд – с разделительным Ъ, второй ряд – с разделительным Ь, третий ряд – слова , в которых не пишется ни Ъ, ни Ь.
Об…явление, от…езд, гост…я, в…ход, угощен…е, об…ём, раз…яснил, в…езд, мыт..ё, варен...е, в…зял, мал…чик, в…юга, с…прыгнул.
VIII. Обобщение изученного.
(Cлайд 14)
Призадумались тут знаки
И друг другу говорят:
Каждый в слове пригодится
И в нужном месте должен появиться.
Важен – ты и важен – я.
Мы с тобой навек – друзья!
Ну а вы, ученики
Правила не забывайте,
Разделительные знаки
Правильно употребляйте.
Запомните! Проще простого!
Пишите меня в корне слова.
Пишите без опаски,
Но только лишь после согласной.
И перед гласными, друзья:
Е, Ё, а также И, Ю, Я
С приставкой на согласную
Дружу я с давних пор,
После меня лишь гласные
Стоят как на подбор.
Вот эти гласные, друзья: Е, Ё, Ю, Я.
IX. Рефлексия урока.
- Проанализируйте свою работу на уроке, воспользовавшись фразами:
Сегодня на уроке я:
- научился...
- было интересно...
- было трудно...
- больше всего понравились задания...
- мне показалось важным...
- я понял, что... X. Оценивание работы на уроке. (Самооценка).
- Если вы очень хорошо поработали – поднимите зеленый круг.
- Если поработали хорошо, но могли бы лучше – поднимите синий круг.
- Если вы не работали, но на следующем уроке обязательно поработаете – поднимите желтый круг.
XI. Итог урока. - Вспомните девиз сегодняшнего урока. Почему именно этот девиз предложил нам Незнайка? XII. Домашнее задание. Выполнить упр. 70 (с.42) в раб. Тетради.
Ъ
Ь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова».
Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова»....
Конспект урока русского языка 2 класс УМК «Перспектива» Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме.
Твердые и мягкие соглассные звуки. Обозначение их на письме....
Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком. Две роли мягкого знака в словах. » во 2 классе. УМК "Перспектива"
Тип урока: урок повторения. Цели урока:Предметные:Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;Закреплять умение употреблять раз...
Технологическая карта урока русского языка 1 класс Тема: Твёрдые и мягкие согласные звуки
Тема: . Твердые и мягкие согласные. Перенос словТип урока: закрепление полученных знанийЦель урока: создание условий для закрепления знаний учащихся о мягких и твердых согласных, о переносе слов...
разработка урока русского языка 4 класс по теме "Простые и сложные предложения. Знаки препинания."
Урок составлен по УМК "Перспектива" в технологии системно-деятельностного подхода....
Презентация к уроку русского языка по теме «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»
Дополнене к уроку по теме «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»...