Тестовые диагностические работы по русскому языку. 4 класс. (Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)
материал по русскому языку (4 класс) на тему
Стартовая диагностическая работа.
ТДР по теме: «Слово как часть речи».
Контрольная работа по теме:«Слово как часть речи»
ТДР: «Грамматические формы и грамматические значения имени существительного»
ТДР: «Грамматические формы и грамматические значения имени прилагательного».
ТДР: «Грамматические формы и грамматические значения глагола».
Контрольная работа: «Грамматические формы и грамматические значения имён и глагола».
ТДР: «Система частей речи в русском языке».
Контрольная работа: «Система частей речи в русском языке».
ТДР: «Синтаксические единицы языка: словосочетание и предложение».
ТДР по теме: " Предложение ".
Контрольная работа: «Синтаксические единицы языка: словосочетание и предложение».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
testovye_diagnosticheskie_raboty_po_russkomu_yazyku.doc | 199 КБ |
Предварительный просмотр:
Тестовые диагностические работы по русскому языку.
4 класс.
(Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)
Стартовая диагностическая работа.
- Найдите, для какого слова из нижеперечисленных, подходит проверочное слово пять:
Опята, пятница, пятнышко, пятнистый, пятёрка
- С помощью однокоренных слов проверь безударную гласную только там, где нужно и можно это сделать:
К_рандаш, в_сенний, рыб_лов, пер_крёсток, п_ход
- В компьютер ввели программу всей русской орфографии. Но некоторые блоки программы оказались испорчены. Сформулируйте орфографические правила, которые надо запрограммировать заново, если машина сделала такие записи:
А) Мамонт с валился въяму.
Б) Идёт казёл мазнатый, идёт барадатый, ражищами размахивает.
Запишите предложения правильно.
__________________________________________________
- Определите, в каком падеже стоит слово небо. ________
- Катя писала предложение:
За быстр_й рекой
Окончание в слове быстр_й проверю окончанием в сильной позиции – рекой.
Учитель похвалил Катю за то, что в её предложении нет ошибок. А Лена не согласилась с Катиной проверкой. Почему? А как думаешь ты?
__________________________________________________________________________________________________________
- Ученику второго класса было дано задание подобрать способ проверки орфограмм для слов следующего предложения:
В решени_ задачи есть интересн_й ход рассуждений.
Прочитайте его рассуждения и оцените их.
Рассуждения ученика:
«(В) решени_ - слово называет предмет, именительный падеж – решение. Средний род. Проверочное слово – окно, подставляю его в данное высказывание – в окне. В проверочном слове в сильной позиции окончание – е. Поэтому в слове (в)решени_ пишем окончание –е.
Интересн_й – слово называет признак. Проверочное слово – злой. Подставляю проверочное слово в высказывание – злой ход. В окончаниях мужского рода буквы нарушают закон письма, следовательно пишу –ы.»
- Спишите текст, поставив пробелы, точки и заглавные буквы там, где это необходимо. После записи текста обязательно его прочтите.
Таняоченьлюбитчтениеонавсёпросиламамувыучитьеёчитатьнаконецмамасогласиласьученьеначалосьтаняприлежноучиласьонаскоровыучиласьтеперьтаняоченьхорошочитаетейоченьпонравилосьчитать.
- Попробуйте ответить на вопросы: что для тебя труднее – работать в группе или самостоятельно? А что для тебя интереснее? Обоснуйте свою точку зрения.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Прочитайте слова:
Ука(з,с)ка, м(о,а)ряк, в(о,а)дичка, с(и,е)рень, д(о,а)ро(ж,ш)ка, под(а,о)рил, сев(е,и)р, в(а,о)ренье, изв(е,и)стить, тр(о,а)пинка, ш(е,и,ы)повник, зага(д,т)ка, л(о,а)ша(д,т)ка, повя(з,с)ка.
Проверьте слабую позицию в корне слова. Выпишите эти слова три столбика.
Проверяю изменением формы слова | Проверяю по словарю | Проверяю родственным словом |
- Прочитайте. Подумайте. Выскажите письменно своё мнение.
Учитель: Как узнать, какую букву надо писать в слове сад(о,а)вод?
Боря: Надо проверить словом садовник. Пишется буква о.
А вы согласны с Борей?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Учительница проверяла диктант Серёжи и нашла в его работе 8 ошибок в корне слов. Найдите эти ошибки и исправьте их.
Наступил октябрь. Диревья давно скинули кросивый нарят. Пусто стало в лесу. Лества кавром лежит под нагами. Ягодные кустики стоят без листев и пладов. Но до зимы ещё далеко.
Как вы думаете, чего ещё не усвоил Серёжа? А вы усвоили? Тогда спишите этот текст без ошибок.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Оценочный лист.
Знания и умения | Моя оценка | Оценка учителя |
Проверка ОСП по закону русского письма:
| ||
Определение и проверка ОСП по словарю. | ||
Объяснение правописания слов на изученные орфограммы. | ||
Определение границ высказывания. | ||
Владение правилами списывания. | ||
Определение грамматического значения слов . | ||
ТДР по теме: «Слово как часть речи».
- Какие из данных слов являются существительными?
Отвага, холодный, ненависть, жара, злилась, наблюдение, парта, синева, бег, цветок, забота
- Какие из данных слов являются глаголами?
Плавание, освещать, белить, бегать, варёный, синий, ночевали, встречаю, заботиться, заботливый, наблюдать.
- Какие из данных слов являются прилагательными?
Белый, лисий, радость, радостный, жёлтый, желтизна, лисий, лиса, железный, железо, швейный, швея.
- Укажите слова, которые указывают на предмет, но не называют его:
Осина, оно, писать, ты, я, море, вы, они, стена.
- Укажите лишнее:
Существительное, приставка, глагол, прилагательное, предлог.
6. Соедините пары.
Имя существительное | Часть речи, имеющая значение времени и лица |
Имя прилагательное | Часть речи, которая обозначает предмет |
Глагол | Часть речи, которая обозначает признаки предметов |
- Выбери верное утверждение:
- Имена существительные изменяются по родам.
- Имена существительные не изменяются по родам.
- Выбери верное утверждение:
- Глаголы изменяются по временам.
- Глаголы не изменяются по временам.
9. Что можно сказать об именах прилагательных?
- Изменяются по родам, числам, падежам.
- Изменяются только по числам и падежам.
- Написание их окончаний проверить нельзя.
- Обычно поясняют и определяют имена существительные.
- Обычно поясняют и определяют глагол.
- Продолжите высказывания (лексические, грамматические значения).
Слово обозначает некоторые особенности называемых предметов, признаков, действий и их связь между собой. Эти значения слова обнаруживаются только в высказывании и называются……………………………………………….
Каждое слово языка или что-то называет, или заменяет какое-нибудь название. Это обязательное значение слова называется ………………………..
Оценочный лист.
Умения | Моя оценка | Оценка учителя |
Определение общего грамматического значения «предмет» у слов, построенных по модели названия предметов (имя существительное). | ||
Определение общего грамматического значения «признак предмета» у слов, построенных по модели слов, называющих признаки предметов (имя прилагательное). | ||
Определение общего грамматического значения «процесс» у слов, построенных по модели названий действий (глагол) | ||
Определение указательных слов. | ||
Определение особенностей грамматических значений:
| ||
Конструирование определений основных частей речи. | ||
Определение различия между лексическим и грамматическим значением слова. |
Контрольная работа по теме:
«Слово как часть речи»
Задание 1.
Определите, какой частью речи является каждое слово. Запишите слова, относящиеся к разным частям речи, в разные столбики и озаглавьте их. Если принадлежность каких-либо слов к частям речи вы определить не можете, запишите их в отдельный столбик, поставив над ними знак вопроса.
Стакан, двигать, длинный, мороз, кто-то, смешить, исключение, морозить, розовый, светофор, шлёпать, такой, смешной, исключить, который, морозный, я, смех, мой, исключительный.
Задание 2.
Запишите словосочетания и над каждым словом укажите, какой частью речи оно является. Если не можете это определить, поставьте над словом знак вопроса.
Съесть порцию мороженого – сварить мороженого судака, надеть рабочий костюм – рабочий с нашего завода.
Оценочный лист.
Умения | Моя оценка | Оценка учителя |
Определение принадлежности слова к одной из изученных частей речи. | ||
Владение правилами списывания. | ||
ТДР: «Грамматические формы и грамматические значения имени существительного»
- Имя существительное – это…
а) часть речи;
б) часть предложения;
в) слово.
- Имя существительное обозначает…
а) предмет;
б) признак предмета;
в) действие предмета.
- Имя существительное отвечает на вопросы…
а) какой? какая? какое?
б) кто? что?
в) что делал? что делает?
- Если имя существительное обозначает людей или животных, оно отвечает на вопрос…
а) кто? б) что?
- Если имя существительное обозначает один предмет, оно стоит в форме…
а) единственного числа;
б) множественного числа.
- Если имя существительное обозначает два или несколько предметов, оно стоит в форме…
а) единственного числа;
б) множественного числа.
- Какого рода имена существительные, к которым можно подставить слова: он, мой?
а) мужского рода;
б) среднего рода;
в) женского рода.
- Какие слова можно подставить к именам существительным женского рода?
а) он, мой;
б) она, моя;
в) оно, моё.
- Укажите имена существительные женского рода.
Магазин, солдат, комната, очарование, яблоко, терпение, шёпот, тюль, фамилия.
- Найдите ошибку.
М.р. – скрипач, аккордеон, метель.
Ж.р. – земляника, зеркало, жизнь.
Ср. р. – Геннадий, желание, подземелье.
11. На конце имён существительных какого рода после шипящих пишется мягкий знак?
а) мужского рода;
б) женского рода;
в) среднего рода.
- На конце каких имён существительных вы напишите мягкий знак?
Помощ… , молодёж… , карандаш… , сторож… , силач… , скрипач… , дич… , рож… , малыш… .
- Как изменяется имя существительное?
а) по числам;
б) по вопросам;
в) по родам.
- Как называется изменение имён существительных по вопросам?
а) изменение по падежам;
б) склонение;
в) изменение по числам;
г) изменение по родам.
- На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже?
а) кто? что?
б) кого? чего?
в) кому? чему?
г) кого? что?
- В каком падеже имена существительные отвечают на вопросы о ком? о чём?
а) в дательном падеже;
б) в винительном падеже;
в) в творительном падеже;
г) в предложном падеже.
- В каком падеже стоят имена существительные в словосочетаниях: осмотрели город, библиотеку, крепость; поеду в Калугу, в Казань, в Оренбург?
а) в именительном падеже;
б) в винительном падеже;
в) в родительном падеже.
- В каком падеже имена существительные употребляются с предлогами к, по?
а) в родительном падеже;
б) в дательном падеже;
в) в предложном падеже.
- В каком падеже имена существительные употребляются с предлогами у, без, из, для?
а) в родительном падеже;
б) в винительном падеже;
в) в творительном падеже;
г) в предложном падеже.
- В каком падеже имена существительные всегда употребляются с предлогом?
а) в творительном падеже;
б) в винительном падеже;
в) в предложном падеже.
- С какими окончаниями имена существительные женского и мужского рода относятся к первому склонению?
а) –а (-я);
б) –о (-е);
в) с мягким знаком на конце.
- Если у имени существительного мужского рода нулевое окончание, то к какому склонению оно относится?
а) к первому склонению;
б) ко второму склонению;
в) к третьему склонению.
- Имена существительные какого рода относятся к третьему склонению?
а) мужского рода;
б) женского рода;
в) среднего рода.
- Если у имени существительного нулевое окончание, то по какому признаку определяется его склонение?
а) по роду;
б) по числу;
в) по вопросу.
- укажите имена существительные первого склонения.
Снегирь, новость, яблоня, яблоко, площадь, площадка, тетрадка, тетрадь.
- Какие имена существительные не относятся ко второму склонению?
Тишина, корабль, богатырь, нить, трудолюбие, Анатолий, дрессировщик, забота, самолёт.
- Посчитайте, сколько среди перечисленных слов имён существительных третьего склонения: республика, жизнь, велосипед, якорь, поверхность, китель, шинель, ягода, любовь, нежность.
а) 1 б) 2 в) 3 г) 4 д) 5 е) 6
- Какие имена существительные из перечисленных могут быть словами-помощниками для проверки безударных окончаний имён существительных второго склонения?
Конь, окно, море, диван, стол, автомобиль.
- В каком падеже стоят имена существительные в словосочетаниях: пять килограммов мандаринов, апельсинов, помидоров; много сапог, носков, колготок?
а) в именительном падеже;
б) в родительном падеже;
в) в дательном падеже;
г) в винительном падеже.
- Найдите ошибки:
а) семь килограммов яблоков;
б) много дел, планов, туфлей;
в) быть в пальто, в кино, на шоссе, в метре.
- Если имена существительные имеют окончание –ами (-ями), то они стоят в форме…
а) единственного числа;
б) множественного числа.
- Прочитайте имена существительные: на лошади – на лошадке; к кроватке – у кроватки. От чего зависит написание безударных падежных окончаний имён существительных?
а) от склонения;
б) от формы числа;
в) от родовой принадлежности;
г) от формы падежа.
- Чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного, надо определить его …
а) число;
б) падеж;
в) род;
г) склонение и по соотношению склонения и падежа узнать окончание.
- Продолжи правило.
Чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного, нужно определить его…
а) склонение;
б) падеж;
в) род;
г) число.
Затем подставить слово-помощник, то есть имя существительное того же склонения…
д) с ударным окончанием;
е) с безударным окончанием.
- В окончании каких слов пишется буква е?
а) носить в сердц…
б) жить на Кубан…
в) ведёт к побед…
г) напечатано в газет…
д) пришить к шинел…
е) спит в колыбел…
ж) до последней капл…
з) в безвоздушном пространств…
- Выберите слова с буквой и в окончании:
а) сохранить для жизн…
б) мелькнула в воздух…
в) видна на небосклон…
г) улетает с ладон…
д) звучит в космос…
е) желаю удач…
ж) плачет от радост…
з) стоять на горк…
Оценочный лист.
Умения | Моя оценка | Оценка учителя |
Владение понятием «имя существительное». | ||
Определение формы числа у имён существительных. | ||
Определение формы рода. | ||
Определение формы рода у существительных с окончанием –о(-е). | ||
Владение правилами правописания буквы ь после шипящих у имён существительных. | ||
Владение понятием «склонение». | ||
Определение особенностей грамматической категории падежа у имён существительных. | ||
Проверка ОСП в окончаниях существительных. | ||
Знание признаков трёх типов склонения, определение склонения у имён существительных. | ||
ТДР: «Грамматические формы и грамматические значения имени прилагательного».
- Какая часть речи обозначает признак предмета?
а) имя существительное;
б) имя прилагательное;
в) глагол.
- Имена прилагательные отвечают на вопросы…
а) кто? что?
б) какой? какая? какое? какие?
в) что делает? что сделает?
- С какой частью речи связано имя прилагательное?
а) с именем существительным;
б) с глаголом;
в) с местоимением.
- Как изменяются имя прилагательное?
а) по родам;
б) по числам;
в) по падежам.
- Укажите имена прилагательные:
замечаешь, оранжевый, насекомое, рукоятка, великолепный, подлежащее, сказуемое, большинство, смолистый.
- Какие окончания у имён прилагательных женского рода?
а) –ой (-ый, -ий);
б) –ая (-яя);
в) –ое (-ее).
- Если имя прилагательное имеет окончание –ое (-ее), то какого оно рода?
а) Мужского рода.
б) Женского рода.
в) Среднего рода.
- Укажите род имён прилагательных в словосочетаниях: у глубокой проруби, без вишнёвой шали, с шоколадной конфетой, вкусной вермишелью.
а) Мужской род.
б) Женский род.
в) Средний род.
- Какие имена прилагательные могут выступать словами-помощниками при проверке родовых безударных окончаний?
Голубой, голубая, голубое, злой, злая, злое, красное, красная, красный.
- Укажите род имён прилагательных в словосочетаниях: с горячим кофе, без узорчатого тюля, о витаминном шампуне.
а) Мужской род.
б) Женский род.
в) Средний род.
- Как узнать род имени прилагательного?
а) По роду имени существительного, с которым связано имя прилагательное.
б) По окончанию имени существительного.
в) По окончанию имени прилагательного.
- В каком падеже у имён прилагательных окончания –ого (-его)?
а) В родительном падеже.
б) В дательном падеже.
в) В творительном падеже.
г) В предложном падеже.
- В каком падеже имена прилагательные отвечают на вопрос какому?
а) В родительном падеже.
б) В дательном падеже.
в) В творительном падеже.
г) В предложном падеже.
- Укажите падеж имён прилагательных в словосочетаниях: наблюдаю за удивительным явлением, пришёл перед последним уроком, любуюсь вечерним небом.
а) Родительный падеж.
б) Дательный падеж.
в) Творительный падеж.
г) Предложный падеж.
- Какая буква пропущена в окончании имён прилагательных в словосочетаниях: любовались зимн…м лесом, покрылся крепк…м льдом, советуюсь с хорош…м человеком?
а) е;
б) и.
16. Какая буква пропущена в окончании имён прилагательных в словосочетаниях: кружился в син…м небе, растворить в горяч…м молоке, разводят на ближн…м озере?
а) е;
б) и.
- В каких именах прилагательных нужно писать окончание –яя?
Домашн… животное, домашн… работа, син… блузка, син… блузка, утренн… небо, утренн… зарядка.
- Как можно правильно определить безударное падежное окончание имени прилагательного?
а) По ударному окончанию вопроса, заданного к имени прилагательному.
б) По роду имени существительного, с которым связано имя прилагательное.
в) По форме падежа имени существительного, с которым связано имя прилагательное.
- Восстанови порядок орфографических действий при написании безударных падежных окончаний имени прилагательного.
а) Смотрю на ударное окончание вопроса.
б) от имени существительного, с которым связано это имя прилагательное, задаю вопрос к имени прилагательному.
в) Нахожу имя прилагательное с безударным падежным окончанием.
г) Пишу ту же гласную в безударном окончании имени прилагательного.
19.Вставьте пропущенные буквы.
а) Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньк…м пятном.
(А.Плещеев)
1) е; 2) и.
б) Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горяч…м светом
По листам затрепетало.
(А. Фет)
1) е; 2) и.
в) В син…м небе плывут над полянами
облака с золотыми краями.
(И.Никитин)
1) е; 2) и.
г) Расскажу. Как играют зарницы
На закате весен…го дня…
(А.Прокофьев)
1) е; 2) и.
д) Там королевич мимоходом
Пленяет грозн…го царя…
(А.Пушкин)
1) о; 2) а.
е) Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурн…ю, цепью жемчужн…ю
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,
С мил…го севера в сторону южную.
(М.Лермонтов)
1) о; 2) а.
ж) На севере дик…м стоит одиноко
На гол…й вершине сосна…
(М.Лермонтов)
1) о; 2) а.
з) Как из сумрачн…й гавани,
От родим…й земли
В кругосветн…е плаванье
Отошли корабли…
(А.Блок)
1) о; 2) а.
Оценочный лист.
Умения | Моя оценка | Оценка учителя |
Владение понятием «имя прилагательное». | ||
Определение формы рода у имён прилагательных. | ||
Определение формы падежа. | ||
Проверка ОСП в окончаниях прилагательных. | ||
ТДР: «Грамматические формы и грамматические значения глагола».
- Что обозначает глагол?
- Предмет.
- Признак предмета.
- Действие предмета.
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Кто? что?
- Какой? какая? какое? какие?
- Что делает? что сделал? что будет делать?
- Изменяется ли глагол по числам?
1) Да. 2) Нет.
- Сколько временных форм имеют глаголы?
1) 2. 2) 3 3) 4.
- Если глагол отвечает на вопрос что делает? что делают?, то он в форме…
- прошедшего времени;
- настоящего времени;
- будущего времени.
- Выберите глагол будущего времени.
Пробежала, воркует, прилетит, напишу, запищат, сфотографирует.
- Один ученик считает, что глаголы расправили, выполз, проснулась, пригрело имеют форму прошедшего времени. Другой ученик говорит, что это глаголы будущего времени. А вы как думаете, в форме какого времени эти глаголы?
- Прошедшего времени.
- Будущего времени.
- Настоящего времени.
- Как изменяются глаголы прошедшего времени?
- По числам.
- По падежам.
- По родам.
- Определи род глаголов: подходила, опустела, наполнилась.
- Мужской род.
- Женский род.
- Средний род.
- Окончание –о у глаголов прошедшего времени указывает на то, что они в форме…
- мужского рода;
- женского рода;
- среднего рода.
- нулевое окончание у глаголов прошедшего времени указывает на то, что они в форме…
- мужского рода;
- женского рода;
- среднего рода.
- Выберите глаголы среднего рода.
Смешался, подтаяла, осветило, впряглись, скрипит, приблизилось, выглянуло, заговорила, вздрогнул.
- Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы…
- что делал? что сделал?
- что сделает? что будет делать?
- что делать? что сделать?
- С каким высказыванием вы согласны?
а) инфинитив указывает на отсутствие значений лица и числа;
б) в предложении инфинитив уточняет и дополняет слова, называющие действие;
в) инфинитив указывает, кто выполняет действие.
- Определите спряжение глагола:
Спать, дышать, в траве, зеленеть, плакать, слышать, увидеть.
- Согласны ли вы с такой записью слов? Почему вы так думаете?
Учиться печь
Учится печ
- С каким способом действия вы согласны, а с каким нет?
а) забыва_т – забывать –1 спр. – забывает
б) смотр_т – смотреть – 2 спр. – смотрит
в) ход_т – ходить – основа на –ить – 2 спр. – ходит
г) выпь_т – выпить – на –ить -2 спр. - выпить
Оценочный лист.
Умения | Моя оценка | Оценка учителя |
Владение понятием «глагол». | ||
Определение формы времени у глагола. | ||
Определение формы лица у глагола. | ||
Определение формы рода. | ||
Владение понятием «инфинитив». | ||
Определение спряжения у глаголов. | ||
Проверка ОСП в окончаниях глаголов (знание алгоритма) | ||
Контрольная работа: «Грамматические формы и грамматические значения имён и глагола».
Задание 1.
Составьте грамматическую характеристику каждого слова из высказывания.
Ранним утром услышишь звонкие песни соловья.
Задание 2.
Найдите в высказываниях две словоформы одного и того же слова. Выделите в них морфемы, которыми они отличаются друг от друга. На какое различие в значении они указывают? Подумайте, какой частью речи является это слово. Почему вы так считаете? Запишите своё объяснение.
Девочка, так чудесно играющая на скрипке, учится в нашем классе.
Девочка, так чудесно игравшая на скрипке в детстве, давно выросла и стала известным композитором.
Оценочный лист.
Умения | Моя оценка | Оценка учителя |
Составление грамматической характеристики существительного:
| ||
Составление грамматической характеристики прилагательного:
| ||
Составление грамматической характеристики глагола:
| ||
Определение части речи. | ||
Владение правилами списывания. | ||
ТДР: «Система частей речи в русском языке».
- Какие из данных слов являются существительными?
Отвага, холодный, ненависть, жара, злилась, наблюдение.
- Какие из данных слов являются глаголами?
Плавание, освещать, варёный, синий, ночевали, встречаю.
- Укажите местоимения.
Тебя, они, дядя, поём, все, дом.
- какое слово в каждой группе является «лишним»?
а) тишина, шум, тихий, чувство;
б) утренний, доброта, шумный, морозный;
в) нести, везу, строил, пение.
- укажите слова с предлогами:
(на)писал, (на)полях, (при)вычка, (за)думал, (за)городом, (по)года.
- Какие из данных слов являются числительными?
Десять, десяток, миллион, один, пять, пятьсот пятьдесят.
7.Подчеркните наречия и те слова, к которым они относятся.
А) В небе весело щебетали птицы.
Б) Щенок смешно лакал молоко из блюдечка.
В) Солнце ярко освещало лесную лужайку.
- Подчеркните междометие.
–Ой! Мышка!
Спасите меня!
Караул!
Вскричала хозяйка
И влезла на стул.
- Найдите и подчеркните частицы.
а) Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал.
Б) Упустишь голову рыбы, за хвост её не поймаешь.
В) мне хотелось кому-нибудь помочь.
- Укажите высказывания, в которых допущены ошибки в постановке запятой.
а) Ночью ветер злится и стучит в окно.
Б) Каждое утро девочка прибегала к цветку но он не распускался.
В) С утра светило солнце а погода стояла морозная.
Оценочный лист.
Умения | Моя оценка | Оценка учителя |
Определение принадлежности слова к одной из изученных частей речи. | ||
Владение правилами списывания. | ||
Контрольная работа: «Система частей речи в русском языке».
Задание 1.
Определите, из каких частей речи построено высказывание.
Ой, я чуть не забыла взять новую тетрадь и три карандаша.
Задание 2.
Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является. Если сомневаетесь, поставьте знак вопроса. Выделите в записанных словах корни.
Тройка, тройной, три, втроём, утроить, трижды, трое, треугольник.
Задание 3.
Напишите рассуждение по данному началу.
Однокоренные слова дважды и двое – это разные части речи.
Оценочный лист.
Умения | Моя оценка | Оценка учителя |
| ||
Владение правилами списывания. |
ТДР: «Синтаксические единицы языка: словосочетание и предложение».
- Выделите синтаксические единицы с подчинительной связью:
решить задачу; осенние заморозки; позвонила подруга; бледный от волнения; печаль и тревога; не тёмные, а светлые; задача решена; позвонила подруге; выезжать за город; подарок брату; по горам, по долам; тёплое, но дождливое.
- Выделите синтаксические единицы с взаимной связью:
решить задачу; осенние заморозки; позвонила подруга; бледный от волнения; печаль и тревога; не тёмные, а светлые; задача решена; позвонила подруге; выезжать за город; подарок брату; по горам, по долам; тёплое, но дождливое.
- Выделите синтаксические единицы с сочинительной связью:
решить задачу; осенние заморозки; позвонила подруга; бледный от волнения; печаль и тревога; не тёмные, а светлые; задача решена; позвонила подруге; выезжать за город; подарок брату; по горам, по долам; тёплое, но дождливое.
- Укажите стрелочкой, грамматические формы какого слова подчиняются другому:
мокрая трава, мокрая от дождя, писать письмо, учусь писать.
- Выполните грамматический разбор словосочетаний:
гулять в саду, гулять с собакой, девочка с собакой, удобное расположение, выйти на берег, совьюсь пружиной, быстро бежать.
6. Выпишите все словосочетания из предложения.
Стайка воробьёв разместилась на верхушке берёзы.
- Укажите формы одного и того же предложения.
С утра светило солнце.
Пусть с утра светит солнце.
С утра будет светить солнце.
С утра светит солнце.
С утра спряталось солнце.
- Найдите предложения, в которых подлежащее и сказуемое определены верно.
Я уже отчётливо вижу пароход, флаг.
Каштанка лизнула незнакомцу руку и заснула.
Тучи ползли по небу медленно, скучно.
Туман закутал город.
В солнечные дни на полях, в травке видны алмазы.
На освещённых солнцем полянах стоят богатыри-дубы.
- В каком предложении есть ошибка в постановке запятой.
Он чмокнул губами, и сделал Каштанке знак рукой.
Ещё свежо, но уже чувствуется близость жары.
Бледно-серое небо светлело, холодело.
Дождь прошёл, а землю не напоил.
- Какое предложение подходит к схеме?
Я прочитал интересную книгу и журнал.
Мне очень нравятся красивые цветы.
Наступила золотая осень.
Оценочный лист.
Умения | Моя оценка | Оценка учителя |
Определение типа связи в синтаксических единицах:
| ||
Выполнение грамматического разбора словосочетаний:
| ||
Владение понятием «словосочетание». | ||
Владение понятием «формы предложения». | ||
Определение главных членов предложения:
| ||
Постановка знаков препинания. | ||
Выбор предложения по заданной схеме. | ||
ТДР по теме: " Предложение ".
- Выбери верное утверждение.
А) Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.
Б) Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и
побудительные.
- Выбери верное утверждение.
А) Главными членами предложения являются определение и обстоятельство.
Б) Главными членами предложения являются подлежащее и сказуемое.
- Выбери верное утверждение.
А) Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставим двоеточие, а прямую речь пишем с большой буквы в кавычках.
Б) Если слова автора стоят перед прямой речью, то прямую речь пишем с большой буквы в кавычках.
- Выбери верное утверждение.
А) Распространёнными называются предложения, которые состоят из главных членов.
Б) Распространёнными называются предложения, которые, кроме главных членов, имеют хотя бы один второстепенный член.
- Выбери верное утверждение.
А) Между однородными членами предложения всегда ставятся запятые.
Б) Между однородными членами предложения ставятся запятые, если они произносятся с интонацией перечисления или однородные члены соединены союзами А, НО.
- Укажи предложения с однородными членами.
Вдруг прямо на Машу ползёт большая змея!
От страха у девочки ноги отнялись.
А гадюка ползёт к ней, шипит и высовывает раздвоенный язык.
Тут ёж развернулся и быстро засеменил навстречу змее.
Гадюка кинулась на него.
Но ёж ловко подставил ей свои колючки.
Гадюка зашипела и хотела уползти от неё.
- Составь и запиши два предложения, одно с однородными подлежащими, другое- с однородными сказуемыми.
- Разбери предложения по частям речи и по членам предложения. Выпиши все словосочетания.
Скоро птицы улетят в дальние края..
- Укажи предложения, где между однородными членами нужно поставить запятую.
А) Бархатистые морские звёзды алые синие чёрные оранжевые лежат на песке.
Б) На черёмухе сирени тополе появились первые листочки.
В) Я дотронулся до коры и ощутил под рукой холодный металл.
Г) Цветочная роспись украшает тропинки и дорожки.
Д) Много облепихи находится на Кавказе в Сибири на Алтае.
- Укажи предложения, где основы выделены неверно.
А) Ночью над рекой опустился туман.
Б) Вода в бухте отражала скалы.
В) Зима завалила городок пушистым снегом.
Г) С верхушки старой ёлки сорвалась птица.
Д) Под вечер мы вышли на берег озера.
Е) Дом стоял в прекрасном саду.
Оценочный лист.
Умения | Моя оценка | Оценка учителя |
Умение различать предложения по своему содержанию. | ||
Определение главных членов предложения. | ||
Постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью. | ||
Владение понятиями «распространённые предложения», «нераспространённые предложения». | ||
Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами. | ||
Контрольная работа: «Синтаксические единицы языка: словосочетание и предложение».
Задание 1.
Запишите текст, проверяя орфограммы, вставьте пропущенные запятые.
Малиновки.
Эти изящные птички с красной грудкой извес(?)ны своими красивыми песнями. Они друж_любно относ_т(?)ся к человеку. Малиновка мож_т залететь в окно вашей комн_ты и отведать (а,о)решков или сыра.
Питают(?)ся малиновки в основном н_секомыми но едят и червей яг_ды семена.
Гнёзда эти певун(ъ,ь)и устраивают в самых разных местах. Могут свить гнездо в кустах или на дерев_ а могут поселит(?)ся в дырявом тазу в почтовом ящике в ботинк_. Самка и самец вместе стро_т гнездо и высиживают яйца а потом вместе забот_т(?)ся о птенцах.
Задание 2.
Составьте грамматическую характеристику одного из подчёркнутых предложений из текста задания 1.
Оценочный лист.
Умения | Моя оценка | Оценка учителя |
Проверка изученных орфограмм. | ||
Владение правилами списывания | ||
Составление грамматической характеристики предложения. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовая диагностическая работа по русскому языку по теме "Предложение"
Работа поможет оценить обучающемуся насколько полно освоена тема и выявить причины ошибок, для того, чтобы спланировать дальнейшую работу по теме....
Сборник тестовых-диагностических работ по русскому языку 2 класс
Система Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
данная разработка опробирована и используется при работе...
Тестовые диагностические работы по русскому языку (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)
Тестовые диагностические работы по русскому языку.4 класс.(Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)Стартовая диагностическая работа и контрольные работы...
Урок русского языка в 3-м классе (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). Работа окончаний слов, называющих признаки. Постановка учебной задачи.
Урок русского языка в 3-м классе (система Эльконина Д.Б. - Давыдова В.В) по теме "Работа окончаний слов, называющих признаки". Тип урока: постановка учебной задачи. Цель урока: создать условия для опр...
Сборник тестовых диагностических работ по русскому языку
Данное методическое пособие разработано для уроков обучения грамоте и русского языка.Уроки тестовой диагностики проводятся на следующий урок после открытого (сконструированного) учащимися в совместной...