Тестовые диагностические работы по русскому языку. 4 класс. (Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)
материал по русскому языку (4 класс) на тему

Гранкина Татьяна Александровна

Стартовая диагностическая работа.

ТДР по теме: «Слово как часть речи».

Контрольная работа по теме:«Слово как часть речи»

 

ТДР: «Грамматические формы и грамматические значения имени существительного»

 

ТДР: «Грамматические формы и грамматические значения имени прилагательного».

 

ТДР: «Грамматические формы и грамматические значения глагола».

 

Контрольная работа: «Грамматические формы и грамматические значения имён и глагола».

 

ТДР: «Система частей речи в русском языке».

 

Контрольная работа: «Система частей речи в русском языке».

 

ТДР: «Синтаксические единицы языка: словосочетание и предложение».

 

 ТДР по теме: " Предложение ".

 

Контрольная работа: «Синтаксические единицы языка: словосочетание и предложение».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon testovye_diagnosticheskie_raboty_po_russkomu_yazyku.doc199 КБ

Предварительный просмотр:

Тестовые диагностические работы по русскому языку.

4 класс.

(Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)

Стартовая диагностическая работа.

  1. Найдите, для какого слова из нижеперечисленных, подходит проверочное слово пять:

Опята, пятница, пятнышко, пятнистый, пятёрка

  1. С помощью однокоренных слов проверь безударную гласную только там, где нужно и можно это сделать:

К_рандаш,   в_сенний,  рыб_лов,   пер_крёсток,  п_ход

  1. В компьютер ввели программу всей русской орфографии. Но некоторые блоки программы оказались испорчены. Сформулируйте орфографические правила, которые надо запрограммировать заново, если машина сделала такие записи:

А) Мамонт с валился въяму.

Б) Идёт казёл мазнатый, идёт барадатый, ражищами размахивает.

Запишите предложения правильно.

__________________________________________________

  1. Определите, в каком падеже стоит слово небо. ________

  1. Катя писала предложение:

За быстр_й рекой

Окончание в слове быстр_й проверю окончанием в сильной позиции – рекой.

Учитель похвалил Катю за то, что в её предложении нет ошибок. А Лена не согласилась с Катиной проверкой. Почему? А как думаешь ты?

__________________________________________________________________________________________________________

  1. Ученику второго класса было дано задание подобрать способ проверки орфограмм для слов следующего предложения:

В решени_  задачи есть интересн_й ход рассуждений.

Прочитайте его рассуждения и оцените их.

Рассуждения ученика:

«(В) решени_ - слово называет предмет, именительный падеж – решение. Средний род. Проверочное слово – окно, подставляю его в данное высказывание – в окне. В проверочном слове в сильной позиции окончание – е. Поэтому в слове (в)решени_ пишем окончание –е.

Интересн_й – слово называет признак. Проверочное слово – злой. Подставляю проверочное слово в высказывание – злой ход. В окончаниях мужского рода буквы нарушают закон письма, следовательно пишу –ы.»

  1. Спишите текст, поставив пробелы, точки и заглавные буквы там, где это необходимо. После записи текста обязательно его прочтите.

Таняоченьлюбитчтениеонавсёпросиламамувыучитьеёчитатьнаконецмамасогласиласьученьеначалосьтаняприлежноучиласьонаскоровыучиласьтеперьтаняоченьхорошочитаетейоченьпонравилосьчитать.

  1. Попробуйте ответить на вопросы: что для тебя труднее – работать в группе или самостоятельно? А что для тебя интереснее? Обоснуйте свою точку зрения.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Прочитайте слова:

Ука(з,с)ка,  м(о,а)ряк,  в(о,а)дичка,  с(и,е)рень, д(о,а)ро(ж,ш)ка,  под(а,о)рил,  сев(е,и)р,  в(а,о)ренье,  изв(е,и)стить,  тр(о,а)пинка,  ш(е,и,ы)повник,  зага(д,т)ка,  л(о,а)ша(д,т)ка,  повя(з,с)ка.

Проверьте слабую позицию в корне слова. Выпишите эти слова три столбика.

Проверяю изменением формы слова

Проверяю по словарю

Проверяю родственным словом

  1. Прочитайте. Подумайте. Выскажите письменно своё мнение.

Учитель: Как узнать, какую букву надо писать в слове сад(о,а)вод?

Боря: Надо проверить словом садовник. Пишется буква о.

А вы согласны с Борей?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Учительница проверяла диктант Серёжи и нашла в его работе 8 ошибок в корне слов. Найдите эти ошибки и исправьте их.

Наступил октябрь. Диревья давно скинули кросивый нарят. Пусто стало в лесу. Лества кавром лежит под нагами. Ягодные кустики стоят без листев и пладов. Но до зимы ещё далеко.

Как вы думаете, чего ещё не усвоил Серёжа? А вы усвоили? Тогда спишите этот текст без ошибок.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Оценочный лист.

Знания и умения

Моя оценка

Оценка учителя

Проверка ОСП по закону русского письма:

  • в приставке;
  • в корне (изменением, родственным словом);
  • в суффиксе;
  • в окончании:

Определение и проверка ОСП по словарю.

Объяснение правописания слов на изученные орфограммы.

Определение границ высказывания.

Владение правилами списывания.

Определение грамматического значения слов .

ТДР по теме: «Слово как часть речи».

  1. Какие из данных слов являются существительными?

Отвага, холодный, ненависть, жара, злилась, наблюдение, парта, синева, бег, цветок, забота

  1. Какие из данных слов являются глаголами?

Плавание, освещать, белить, бегать, варёный, синий, ночевали, встречаю, заботиться, заботливый, наблюдать.

  1. Какие из данных слов являются прилагательными?

Белый, лисий, радость, радостный, жёлтый, желтизна, лисий, лиса, железный, железо, швейный, швея.

  1. Укажите слова, которые указывают на предмет, но не называют его:

Осина, оно, писать, ты, я, море, вы, они, стена.

  1. Укажите лишнее:

Существительное, приставка, глагол, прилагательное, предлог.

6. Соедините пары.

Имя существительное

Часть речи, имеющая значение времени и лица

Имя прилагательное

Часть речи, которая обозначает предмет

Глагол

Часть речи, которая обозначает признаки предметов

  1. Выбери верное утверждение:
  • Имена существительные изменяются по родам.
  • Имена существительные не изменяются по родам.

  1. Выбери верное утверждение:
  • Глаголы изменяются по временам.
  • Глаголы не изменяются по временам.

9. Что можно сказать об именах прилагательных?

  • Изменяются по родам, числам, падежам.
  • Изменяются только по числам и падежам.
  • Написание их окончаний проверить нельзя.
  • Обычно поясняют и определяют имена существительные.
  • Обычно поясняют и определяют глагол.

  1.  Продолжите высказывания (лексические, грамматические значения).

Слово обозначает некоторые особенности называемых предметов, признаков, действий и их связь между собой. Эти значения слова обнаруживаются только в высказывании и называются……………………………………………….

Каждое слово языка или что-то называет, или заменяет какое-нибудь название. Это обязательное значение слова называется ………………………..

Оценочный лист.

Умения

Моя оценка

Оценка учителя

Определение общего грамматического значения «предмет» у слов, построенных по модели названия предметов (имя существительное).

Определение общего грамматического значения «признак предмета» у слов, построенных по модели слов, называющих признаки предметов (имя прилагательное).

Определение общего грамматического значения «процесс» у слов, построенных по модели  названий действий (глагол)

Определение указательных слов.

Определение особенностей грамматических значений:

  • существительных
  • прилагательных
  • глаголов

Конструирование определений основных частей речи.

Определение различия между лексическим и грамматическим значением слова.

Контрольная работа по теме:

«Слово как часть речи»

Задание 1.

Определите, какой частью речи является каждое слово. Запишите слова, относящиеся к разным частям речи, в разные столбики и озаглавьте их. Если принадлежность каких-либо слов к частям речи вы определить не можете, запишите их в отдельный столбик, поставив над ними знак вопроса.

Стакан, двигать, длинный, мороз, кто-то, смешить, исключение, морозить, розовый, светофор, шлёпать, такой, смешной, исключить, который, морозный, я, смех, мой, исключительный.

Задание 2.

Запишите словосочетания и над каждым словом укажите, какой частью речи оно является. Если не можете это определить, поставьте над словом знак вопроса.

Съесть порцию мороженого – сварить мороженого судака, надеть рабочий костюм – рабочий с нашего завода.

Оценочный лист.

Умения

Моя оценка

Оценка учителя

Определение принадлежности слова к одной из изученных частей речи.

Владение правилами списывания.

                     

ТДР: «Грамматические формы и грамматические значения имени существительного»

  1. Имя существительное – это…

а) часть речи;

б) часть предложения;

в) слово.

  1. Имя существительное обозначает…

а) предмет;

б) признак предмета;

в) действие предмета.

  1. Имя существительное отвечает на вопросы…

а) какой? какая? какое?

б) кто? что?

в) что делал? что делает?

  1. Если имя существительное обозначает людей или животных, оно отвечает на вопрос…

а) кто?       б) что?

  1. Если имя существительное обозначает один предмет, оно стоит в форме…

а) единственного числа;

б) множественного числа.

  1. Если имя существительное обозначает два или несколько предметов, оно стоит в форме…

а) единственного числа;

б) множественного числа.

  1. Какого рода имена существительные, к которым можно подставить слова: он, мой?

а) мужского рода;

б) среднего рода;

в) женского рода.

  1. Какие слова можно подставить к именам существительным женского рода?

а) он, мой;

б) она, моя;

в) оно, моё.

  1. Укажите имена существительные женского рода.

Магазин, солдат, комната, очарование, яблоко, терпение, шёпот, тюль, фамилия.

  1. Найдите ошибку.

М.р. – скрипач, аккордеон, метель.

Ж.р. – земляника, зеркало, жизнь.

Ср. р. – Геннадий, желание, подземелье.

11. На конце имён существительных какого рода после шипящих пишется мягкий знак?

а) мужского рода;

б) женского рода;

в) среднего рода.

  1. На конце каких имён существительных вы напишите мягкий знак?

Помощ… ,  молодёж… ,  карандаш… ,  сторож… ,  силач… , скрипач… , дич… ,  рож… ,  малыш… .

  1. Как изменяется имя существительное?

а) по числам;

б) по вопросам;

в) по родам.

  1. Как называется изменение имён существительных по вопросам?

а) изменение по падежам;

б) склонение;

в) изменение по числам;

г) изменение по родам.

  1. На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже?

а) кто? что?

б) кого? чего?

в) кому? чему?

г) кого? что?

  1. В каком падеже имена существительные отвечают на вопросы о ком? о чём?

а) в дательном падеже;

б) в винительном падеже;

в) в творительном падеже;

г) в предложном падеже.    

  1. В каком падеже стоят имена существительные в словосочетаниях: осмотрели город, библиотеку, крепость; поеду в Калугу, в Казань, в Оренбург?

а) в именительном падеже;

б) в винительном падеже;

в) в родительном падеже.

  1. В каком падеже имена существительные употребляются с предлогами к, по?

а) в родительном падеже;

б) в дательном падеже;

в) в предложном падеже.

  1. В каком падеже имена существительные употребляются с предлогами у, без, из, для?

а) в родительном падеже;

б) в винительном падеже;

в) в творительном падеже;

г) в предложном падеже.

  1. В каком падеже имена существительные всегда употребляются с предлогом?

а) в творительном падеже;

б) в винительном падеже;

в) в предложном падеже.

  1. С какими окончаниями имена существительные женского и мужского рода относятся к первому склонению?

а) –а (-я);

б) –о (-е);

в) с мягким знаком на конце.

  1. Если у имени существительного мужского рода нулевое окончание, то к какому склонению оно относится?

а) к первому склонению;

б) ко второму склонению;

в) к третьему склонению.

  1. Имена существительные какого рода относятся к третьему склонению?

а) мужского рода;

б) женского рода;

в) среднего рода.

  1. Если у имени существительного нулевое окончание, то по какому признаку определяется его склонение?

а) по роду;

б) по числу;

в) по вопросу.

  1. укажите имена существительные первого склонения.

Снегирь,  новость,  яблоня,  яблоко,  площадь,  площадка,  тетрадка,  тетрадь.

  1. Какие имена существительные не относятся ко второму склонению?

Тишина,  корабль,  богатырь,  нить,  трудолюбие,  Анатолий,  дрессировщик,  забота,  самолёт.

  1. Посчитайте, сколько среди перечисленных слов имён существительных третьего склонения: республика, жизнь, велосипед, якорь, поверхность, китель, шинель, ягода, любовь, нежность.

а) 1     б) 2     в) 3    г) 4     д) 5     е) 6  

  1. Какие имена существительные из перечисленных могут быть словами-помощниками для проверки безударных окончаний имён существительных второго склонения?

Конь,  окно,  море,  диван,  стол,  автомобиль.

  1. В каком падеже стоят имена существительные в словосочетаниях: пять килограммов мандаринов, апельсинов, помидоров; много сапог, носков, колготок?

а) в именительном падеже;

б) в родительном падеже;

в) в дательном падеже;

г) в винительном падеже.

  1. Найдите ошибки:

а) семь килограммов яблоков;

б) много дел, планов, туфлей;

в) быть в пальто, в кино, на шоссе, в метре.

  1. Если имена существительные имеют окончание –ами (-ями), то они стоят в форме…

а) единственного числа;

б) множественного числа.

  1. Прочитайте имена существительные: на лошади – на лошадке; к кроватке – у кроватки. От чего зависит написание безударных падежных окончаний имён существительных?

а) от склонения;

б) от формы числа;

в) от родовой принадлежности;

г) от формы падежа.

  1. Чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного, надо определить его …

а) число;

б) падеж;

в) род;

г) склонение и по соотношению склонения и падежа узнать окончание.

  1. Продолжи правило.

Чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного, нужно определить его…

а) склонение;

б) падеж;

в) род;

г) число.

Затем подставить слово-помощник, то есть имя существительное того же склонения…

д) с ударным окончанием;

е) с безударным  окончанием.

  1. В окончании каких слов пишется буква е?

а) носить в сердц…

б) жить на Кубан…

в) ведёт к побед…

г) напечатано в газет…

д) пришить к шинел…

е) спит в колыбел…

ж) до последней капл…

з) в безвоздушном пространств…

  1. Выберите слова с буквой и в окончании:

а) сохранить для жизн…

б) мелькнула в воздух…

в) видна на небосклон…

г) улетает с ладон…

д) звучит в космос…

е) желаю удач…

ж) плачет от радост…

з) стоять на горк…

                               

Оценочный лист.

Умения

Моя оценка

Оценка учителя

Владение понятием «имя существительное».

Определение формы числа у имён существительных.

Определение формы рода.

Определение формы рода у существительных с окончанием –о(-е).

Владение правилами правописания буквы ь после шипящих у имён существительных.

Владение понятием «склонение».

Определение особенностей грамматической категории падежа у имён существительных.

Проверка ОСП в окончаниях существительных.

Знание признаков трёх типов склонения, определение склонения у имён существительных.

ТДР: «Грамматические формы и грамматические значения имени прилагательного».

  1. Какая часть речи обозначает признак предмета?

а) имя существительное;

б) имя прилагательное;

в) глагол.

  1. Имена прилагательные отвечают на вопросы…

а) кто? что?

б) какой? какая? какое? какие?

в) что делает? что сделает?

  1. С какой частью речи связано имя прилагательное?

а) с именем существительным;

б) с глаголом;

в) с местоимением.

  1. Как изменяются имя прилагательное?

а) по родам;

б) по числам;

в) по падежам.

  1. Укажите имена прилагательные:

замечаешь,  оранжевый,  насекомое,  рукоятка,  великолепный,  подлежащее,  сказуемое,  большинство,  смолистый.

  1. Какие окончания у имён прилагательных женского рода?

а) –ой (-ый, -ий);

б) –ая (-яя);

в) –ое (-ее).

  1. Если имя прилагательное имеет окончание –ое (-ее), то какого оно рода?

а) Мужского рода.

б) Женского рода.

в) Среднего рода.

  1. Укажите род имён прилагательных в словосочетаниях: у глубокой проруби, без вишнёвой шали, с шоколадной конфетой, вкусной вермишелью.

а) Мужской род.

б) Женский род.

в) Средний род.

  1. Какие имена прилагательные могут выступать словами-помощниками при проверке родовых безударных окончаний?

Голубой,  голубая,  голубое,  злой,  злая,  злое,  красное,  красная,  красный.

  1. Укажите род имён прилагательных в словосочетаниях: с горячим кофе, без узорчатого тюля, о витаминном шампуне.

  а) Мужской род.

  б) Женский род.

  в) Средний род.

  1. Как узнать род имени прилагательного?

а) По роду имени существительного, с которым связано имя прилагательное.

б) По окончанию имени существительного.

в) По окончанию имени прилагательного.

  1. В каком падеже у имён прилагательных окончания –ого (-его)?

а) В родительном падеже.

б) В дательном падеже.

в) В творительном падеже.

г) В предложном падеже.

  1. В каком падеже имена прилагательные отвечают на вопрос какому?

а) В родительном падеже.

б) В дательном падеже.

в) В творительном падеже.

г) В предложном падеже.

  1. Укажите падеж имён прилагательных в словосочетаниях: наблюдаю за удивительным явлением, пришёл перед последним уроком, любуюсь вечерним небом.

а)  Родительный падеж.

б)  Дательный падеж.

в)  Творительный падеж.

г)  Предложный падеж.

  1. Какая буква пропущена в окончании имён прилагательных в словосочетаниях: любовались зимн…м лесом,  покрылся крепк…м льдом,  советуюсь с хорош…м человеком?

а) е;

б) и.

16. Какая буква пропущена в окончании имён прилагательных в словосочетаниях: кружился в син…м небе,  растворить в горяч…м молоке,  разводят на ближн…м озере?

а) е;

б) и.

  1. В каких именах прилагательных нужно писать окончание –яя?

Домашн… животное,  домашн… работа,  син… блузка,  син… блузка,  утренн… небо,  утренн… зарядка.

  1. Как можно правильно определить безударное падежное окончание имени прилагательного?

а) По ударному окончанию вопроса, заданного к имени прилагательному.

б) По роду имени существительного, с которым связано имя прилагательное.

в) По форме падежа имени существительного, с которым связано имя прилагательное.

  1. Восстанови порядок орфографических действий при написании безударных падежных окончаний имени прилагательного.

а) Смотрю на ударное окончание вопроса.

б) от имени существительного, с которым связано это имя прилагательное, задаю вопрос к имени прилагательному.

в) Нахожу имя прилагательное с безударным падежным окончанием.

г) Пишу ту же гласную в безударном окончании имени прилагательного.

19.Вставьте пропущенные буквы.

а) Чахлая рябина

Мокнет под окном;

Смотрит деревушка

Сереньк…м пятном.

(А.Плещеев)

1) е;   2) и.

б) Я пришёл к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горяч…м светом

По листам затрепетало.

(А. Фет)

1) е;   2) и.

в) В син…м небе плывут над полянами

облака с золотыми краями.

(И.Никитин)

1) е;   2) и.

г) Расскажу. Как играют зарницы

На закате весен…го дня…

(А.Прокофьев)

1) е;   2) и.

д) Там королевич мимоходом

Пленяет грозн…го царя…

(А.Пушкин)

1) о;   2) а.

е) Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурн…ю, цепью жемчужн…ю

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,

С мил…го севера в сторону южную.

(М.Лермонтов)

1) о;   2) а.

ж) На севере дик…м стоит одиноко

На гол…й вершине сосна…

(М.Лермонтов)

1) о;   2) а.

з) Как из сумрачн…й гавани,

От родим…й земли

В кругосветн…е плаванье

Отошли корабли…

(А.Блок)

1) о;   2) а.

Оценочный лист.

Умения

Моя оценка

Оценка учителя

Владение понятием «имя прилагательное».

Определение формы рода у имён прилагательных.

Определение формы падежа.

Проверка ОСП в окончаниях прилагательных.

ТДР: «Грамматические формы и грамматические значения глагола».

  1. Что обозначает глагол?
  1. Предмет.
  2. Признак предмета.
  3. Действие предмета.

  1. На какие вопросы отвечает глагол?
  1. Кто? что?
  2. Какой? какая? какое? какие?
  3. Что делает? что сделал? что будет делать?

  1. Изменяется ли глагол по числам?

1) Да.         2) Нет.

  1. Сколько временных форм имеют глаголы?

1) 2.        2) 3          3) 4.

  1. Если глагол отвечает на вопрос что делает? что делают?, то он в форме…
  1. прошедшего времени;
  2. настоящего времени;
  3. будущего времени.

  1. Выберите глагол будущего времени.

Пробежала,  воркует,  прилетит,  напишу,  запищат,  сфотографирует.

  1. Один ученик считает, что глаголы расправили, выполз, проснулась, пригрело имеют форму прошедшего времени. Другой ученик говорит, что это глаголы будущего времени. А вы как думаете, в форме какого времени эти глаголы?
  1. Прошедшего времени.
  2. Будущего времени.
  3. Настоящего времени.

  1. Как изменяются глаголы прошедшего времени?
  1. По числам.
  2. По падежам.
  3. По родам.

  1. Определи род глаголов: подходила, опустела, наполнилась.
  1. Мужской род.
  2. Женский род.
  3. Средний род.

  1. Окончание –о у глаголов прошедшего времени указывает на то, что они в форме…
  1. мужского рода;
  2. женского рода;
  3. среднего рода.

  1. нулевое окончание у глаголов прошедшего времени указывает на то, что они в форме…
  1. мужского рода;
  2. женского рода;
  3. среднего рода.

  1. Выберите глаголы среднего рода.

Смешался,  подтаяла,  осветило,  впряглись,  скрипит,  приблизилось,  выглянуло,  заговорила,  вздрогнул.

  1. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы…
  1. что делал? что сделал?
  2. что сделает? что будет делать?
  3. что делать? что сделать?

  1. С каким высказыванием вы согласны?

а) инфинитив указывает на отсутствие значений лица и числа;

б) в предложении инфинитив уточняет и дополняет слова, называющие действие;

в) инфинитив указывает, кто выполняет действие.

  1. Определите спряжение глагола:

Спать, дышать, в траве, зеленеть, плакать,  слышать, увидеть.

  1. Согласны ли вы с такой записью слов? Почему вы так думаете?

Учиться печь

Учится печ

  1. С каким способом действия вы согласны, а с каким нет?

а) забыва_т – забывать –1 спр. – забывает

б) смотр_т – смотреть – 2 спр. – смотрит

в) ход_т – ходить – основа на –ить – 2 спр. – ходит

г) выпь_т – выпить – на –ить -2 спр. - выпить

Оценочный лист.

Умения

Моя оценка

Оценка учителя

Владение понятием «глагол».

Определение формы времени у глагола.

Определение формы лица у глагола.

Определение формы рода.

Владение понятием «инфинитив».

Определение спряжения у глаголов.

Проверка ОСП в окончаниях глаголов (знание алгоритма)

Контрольная работа: «Грамматические формы и грамматические значения имён и глагола».

Задание 1.

Составьте грамматическую характеристику каждого слова из высказывания.

Ранним утром услышишь звонкие песни соловья.

Задание 2.

Найдите в высказываниях две словоформы одного и того же слова. Выделите в них морфемы, которыми они отличаются друг от друга. На какое различие в значении они указывают? Подумайте, какой частью речи является это слово. Почему вы так считаете? Запишите своё объяснение.

Девочка, так чудесно играющая на скрипке, учится в нашем классе.

Девочка, так чудесно игравшая на скрипке в детстве, давно выросла и стала известным композитором.

Оценочный лист.

Умения

Моя оценка

Оценка учителя

Составление грамматической характеристики существительного:

  • Н. ф.;
  • одуш., неодуш.;
  • склонение;
  • форма Ч.;
  • форма П.;
  • форма Р.

Составление грамматической характеристики прилагательного:

  • Н. ф.;
  • форма Ч.;
  • форма П.;
  • форма Р.

Составление грамматической характеристики глагола:

  • Н.ф.;
  • тип спряжения;
  • наклонение;
  • форма В.;
  • форма Л (или Р);
  • форма Ч

Определение части речи.

Владение правилами списывания.

ТДР: «Система частей речи в русском языке».

  1. Какие из данных слов являются существительными?

Отвага, холодный, ненависть, жара, злилась, наблюдение.

  1. Какие из данных слов являются глаголами?

Плавание, освещать, варёный, синий, ночевали, встречаю.

  1. Укажите местоимения.

Тебя, они, дядя, поём, все, дом.

  1. какое слово в каждой группе является «лишним»?

а) тишина, шум, тихий, чувство;

б) утренний, доброта, шумный, морозный;

в) нести, везу, строил, пение.

  1. укажите слова с предлогами:

(на)писал, (на)полях, (при)вычка, (за)думал, (за)городом, (по)года.

  1. Какие из данных слов являются числительными?

Десять, десяток, миллион, один, пять, пятьсот пятьдесят.

7.Подчеркните наречия и те слова, к которым они относятся.

А) В небе весело щебетали птицы.

Б) Щенок смешно лакал молоко из блюдечка.

В) Солнце ярко освещало лесную лужайку.

  1. Подчеркните междометие.

–Ой! Мышка!

Спасите меня!

Караул!

Вскричала хозяйка

И влезла на стул.

  1. Найдите и подчеркните частицы.

а) Вдруг откуда-то шакал

    На кобыле прискакал.

Б) Упустишь голову рыбы, за хвост её не поймаешь.

В) мне хотелось кому-нибудь помочь.

  1. Укажите высказывания, в которых допущены ошибки в постановке запятой.

а) Ночью ветер злится и стучит в окно.

Б) Каждое утро девочка прибегала к цветку но он не распускался.

В) С утра светило солнце а погода стояла морозная.

Оценочный лист.

Умения

Моя оценка

Оценка учителя

Определение принадлежности слова к одной из изученных частей речи.

Владение правилами списывания.

Контрольная работа: «Система частей речи в русском языке».

Задание 1.

Определите, из каких частей речи построено высказывание.

Ой, я чуть не забыла взять новую тетрадь и три карандаша.

Задание 2.

Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является. Если сомневаетесь, поставьте знак вопроса. Выделите в записанных словах корни.

Тройка, тройной, три, втроём, утроить, трижды, трое, треугольник.

Задание 3.

Напишите рассуждение по данному началу.

Однокоренные слова дважды и двое – это разные части речи.

Оценочный лист.

Умения

Моя оценка

Оценка учителя

  1. Определение частей речи:
  • существительное
  • прилагательное
  • глагол
  • наречие
  • числительное
  • союз
  • предлог
  • местоимение
  • частица
  • междометие

Владение правилами списывания.

ТДР: «Синтаксические единицы языка: словосочетание и предложение».

  1. Выделите синтаксические единицы с подчинительной связью:

решить задачу;  осенние заморозки;  позвонила подруга;  бледный от волнения;  печаль и тревога;  не тёмные, а светлые;  задача решена;  позвонила подруге;  выезжать за город;  подарок брату;  по горам, по долам;  тёплое, но дождливое.

  1. Выделите синтаксические единицы с взаимной связью:

решить задачу;  осенние заморозки;  позвонила подруга;  бледный от волнения;  печаль и тревога;  не тёмные, а светлые;  задача решена;  позвонила подруге;  выезжать за город;  подарок брату;  по горам, по долам;  тёплое, но дождливое.

  1. Выделите синтаксические единицы с сочинительной связью:

решить задачу;  осенние заморозки;  позвонила подруга;  бледный от волнения;  печаль и тревога;  не тёмные, а светлые;  задача решена;  позвонила подруге;  выезжать за город;  подарок брату;  по горам, по долам;  тёплое, но дождливое.

  1. Укажите стрелочкой, грамматические формы какого слова подчиняются другому:

мокрая трава, мокрая от дождя, писать письмо, учусь писать.

  1. Выполните грамматический разбор словосочетаний:

гулять в саду, гулять с собакой, девочка с собакой, удобное расположение, выйти на берег, совьюсь пружиной, быстро бежать.

6. Выпишите все словосочетания из предложения.

Стайка воробьёв разместилась на верхушке берёзы.

  1. Укажите формы одного и того же предложения.

С утра светило солнце.

Пусть с утра светит солнце.

С утра будет светить солнце.

С утра светит солнце.

С утра спряталось солнце.

  1. Найдите предложения, в которых подлежащее и сказуемое определены верно.

Я уже отчётливо вижу пароход, флаг.

Каштанка лизнула незнакомцу руку и заснула.

Тучи ползли по небу медленно, скучно.

Туман закутал город.

В солнечные дни на полях, в травке видны алмазы.

На освещённых солнцем полянах стоят богатыри-дубы.

  1. В каком предложении есть ошибка в постановке запятой.

Он чмокнул губами, и сделал Каштанке знак рукой.

Ещё свежо, но уже чувствуется близость жары.

Бледно-серое небо светлело, холодело.

Дождь прошёл, а землю не напоил.

  1. Какое предложение подходит к схеме?

Я прочитал интересную книгу и журнал.

Мне очень нравятся красивые цветы.

Наступила золотая осень.

Оценочный лист.

Умения

Моя оценка

Оценка учителя

Определение типа связи в синтаксических единицах:

  • подчинительная;
  • взаимная;
  • сочинительная.

Выполнение грамматического разбора словосочетаний:

  • определение независимого члена словосоч.;
  • определение зависимого члена словосоч.;
  • постановка вопроса;
  • определение работы зависимого члена словосоч. (дополнение, определение, обстоятельство)

Владение понятием «словосочетание».

Владение понятием «формы предложения».

Определение главных членов предложения:

  • определение сказуемого;
  • определение подлежащего.

Постановка знаков препинания.

Выбор предложения по заданной схеме.

 ТДР по теме: " Предложение ".

  1. Выбери верное утверждение.

А) Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.

Б) Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и

побудительные.

  1. Выбери верное утверждение.

А) Главными членами предложения являются определение и обстоятельство.

Б) Главными членами предложения являются подлежащее и сказуемое.

  1. Выбери верное утверждение.

А) Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставим двоеточие, а прямую речь пишем с большой буквы в кавычках.

Б) Если слова автора стоят перед прямой речью, то прямую речь пишем с большой буквы в кавычках.

  1. Выбери верное утверждение.

А) Распространёнными называются предложения, которые состоят из главных членов.

Б) Распространёнными называются предложения, которые, кроме главных членов, имеют хотя бы один второстепенный член.

  1. Выбери верное утверждение.

А) Между однородными членами предложения всегда ставятся запятые.

Б) Между однородными членами предложения ставятся запятые, если они произносятся с интонацией перечисления или однородные члены соединены союзами А, НО.

  1. Укажи предложения с однородными членами.

Вдруг прямо на Машу ползёт большая змея!

От страха у девочки ноги отнялись.

А гадюка ползёт к ней, шипит и высовывает раздвоенный язык.

Тут ёж развернулся и быстро засеменил навстречу змее.

Гадюка кинулась на него.

Но ёж ловко подставил ей свои колючки.

Гадюка зашипела и хотела уползти от неё.

  1. Составь и запиши два предложения, одно с однородными подлежащими, другое- с однородными сказуемыми.

  1. Разбери предложения по частям речи и по членам предложения. Выпиши все словосочетания.

Скоро птицы улетят в дальние края..

 

  1. Укажи предложения, где между однородными членами нужно поставить запятую.

А) Бархатистые морские звёзды алые синие чёрные оранжевые лежат на песке.

Б) На черёмухе сирени тополе появились первые листочки.

В) Я дотронулся до коры и ощутил под рукой холодный металл.

Г) Цветочная роспись украшает тропинки и дорожки.

Д) Много облепихи находится на Кавказе в Сибири на Алтае.

  1. Укажи предложения, где основы  выделены неверно.

А) Ночью над рекой опустился туман.

Б) Вода в бухте отражала скалы.

В) Зима завалила городок пушистым снегом.

Г) С верхушки старой ёлки сорвалась птица.

Д) Под вечер мы вышли на берег озера.

Е) Дом стоял в прекрасном саду.

Оценочный лист.

Умения

Моя оценка

Оценка учителя

Умение различать предложения по своему содержанию.

Определение главных членов предложения.

Постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью.

Владение понятиями «распространённые предложения», «нераспространённые предложения».

Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Контрольная работа: «Синтаксические единицы языка: словосочетание и предложение».

Задание 1.

Запишите текст, проверяя орфограммы, вставьте пропущенные запятые.

Малиновки.

Эти изящные птички с красной грудкой извес(?)ны своими красивыми песнями. Они друж_любно относ_т(?)ся к человеку. Малиновка мож_т залететь в окно вашей комн_ты и отведать (а,о)решков или сыра.

Питают(?)ся малиновки в основном н_секомыми но едят и червей яг_ды семена.

Гнёзда эти певун(ъ,ь)и устраивают в самых разных местах. Могут свить гнездо в кустах или на дерев_ а могут поселит(?)ся в дырявом тазу в почтовом ящике в ботинк_. Самка и самец вместе стро_т гнездо и высиживают яйца а потом вместе забот_т(?)ся о птенцах.

Задание 2.

Составьте грамматическую характеристику одного из подчёркнутых предложений из текста задания 1.

Оценочный лист.

Умения

Моя оценка

Оценка

учителя

Проверка изученных орфограмм.

        Владение правилами списывания

Составление грамматической характеристики предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовая диагностическая работа по русскому языку по теме "Предложение"

Работа поможет оценить обучающемуся насколько полно освоена тема и выявить причины ошибок, для того, чтобы спланировать дальнейшую работу по теме....

Тестовые диагностические работы по русскому языку (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)

Тестовые диагностические работы по русскому языку.4 класс.(Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)Стартовая диагностическая работа и контрольные работы...

Урок русского языка в 3-м классе (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). Работа окончаний слов, называющих признаки. Постановка учебной задачи.

Урок русского языка в 3-м классе (система Эльконина Д.Б. - Давыдова В.В) по теме "Работа окончаний слов, называющих признаки". Тип урока: постановка учебной задачи. Цель урока: создать условия для опр...

Сборник тестовых диагностических работ по русскому языку

Данное методическое пособие разработано для уроков обучения грамоте и русского языка.Уроки тестовой диагностики проводятся на следующий урок после открытого (сконструированного) учащимися в совместной...