"Ударение меняет значение" УМК "Система Л.В.Занкова"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Кузовлева Татьяна Геннадьевна

Конспект урока-исследования "Ударение меняет значение" по развивающей системе Л.В.Занкова поможет учителю при изучении данной темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udarenie_menyaet_znachenie.docx29.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: УДАРЕНИЕ МЕНЯЕТ ЗНАЧЕНИЕ.

Цели:

  1. Изучить особенность русского ударения, углубить и расширить знания и представления детей об ударении.
  2. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
  3. Способствовать развитию творчества у учащихся.

Оборудование, материалы, средства наглядности: С.И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь»; «Орфоэпический словарь»; «Орфографический словарь».

Ход занятия.

I.Сообщение темы занятия.

  • Сегодня мы поработаем с ударением. Что такое ударение?
  • Зачем надо знать об ударении? (Чтобы правильно произносить слова.)

II.Основная часть.

1. Определение ударения.

а)В словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой говорится так:«Выделение (слога, слова) силой голоса или повышением тона, а также значок, показывающий такое выделение. Ударение падает на первый слог. Поставить ударение. Логическое ударение (интонационное выделение важнейшего в речи)».

б)Вот как об ударении говорится в «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия»: «Выделение единицы речи (слога, слова, словосочетания) с помощью фонетических средств.

Осуществляется различными способами:

  • силой выдоха (силовое, или экспираторное, ударение в русском, английском, французском, польском, венгерском, арабском и других языках);
  • изменением высоты голосового тона (тоновое, или музыкальное, ударение в литовском, сербском, скандинавских, бирманском, вьетнамском, китайском, японском и других языках);

•        продлением звука (количественное ударение - в чистом виде не встречается).

Во многих языках наблюдается комбинация этих средств. В русском языке ударение силовое, сопровождается продлением ударного слога».

в)Рассказ учителя:

  Ударение подобно биению сердца. Пока мы слышим речь, в которой все слова произносятся с правильным ударением, мы вдумываемся только в смысл слов, на ударение не обращаем никакого внимания. Но стоит нам услышать хотя бы одно слово с привычным для нас ударением, как внимание наше уже задерживается на этом слове.

Слушать речь, в которой многие слова произносится с неправильным ударением, чрезвычайно трудно. Искажённое ударение напоминает неправильный пульс. Прислушайтесь к речи своих товарищей и знакомых, и вы заметите, что некоторые из них ставят неправильное ударение в словах: докУмент, краси-вЕе, пОртфель.

Крайне важно соблюдать в слове верное ударение, так как, изменив место ударения, мы можем получить либо совершенно другую грамматическую форму, либо новое слово (волнЫ (Р. п. ед. ч.) - вОлны (множ. число).

2. Что говорят поэты об ударении в словах?

Читают подготовленные ученики:

Отца спросила дочка:

- Не знаю, как прочесть, Есть слово «проволОчка»

И «прОволочка» есть.

А что такое «Атлас»?

Его приносят в класс?

Я прочитала «Атлас»,

Но есть ведь и «атлАс».

А. Барто

  • Чем отличаются эти слова? (Ударением?)
  • Что меняется? (Значение слова.)

Мне слово чУдно                  Пересохла глина,

Изменить нетрудно:                  Рассердилась Нина,

Поставим ударение на О -                  Не мукА, а мУка, -

Исчезло чУдно,                      Поварам наука.

Родилось чуднО.                  Иголка ходит вверх и вниз,
Скорей, сестра, на рыб взгляни,    Вот листья появились.

Попались на крючок они.                  Сосёт Алёнушка ирИс,

В ведёрко руку окунИ,                  А вышивает Ирис.
Не бойся: это Окуни.                                    
Я. Козловский

                               КУМУШКИ

Серая ворОна чёрного вОрона

Утром ругала, присев на сучок.

Новость о том разнесли во все стороны

Сплетницы-кумушки - сОрок сорОк.

З.Три  особенности русского ударения.

Ударение - это музыкальный тон, на который настраивается слово, тот «голос», по которому мы узнаем слово. Все слова, являющиеся самостоятельными частями речи, обычно имеют ударение. Усвоение правильного ударения сопряжено с рядом трудностей, объясняющихся его особенностями.

Первая особенность: ударение в русских словах не прикреплено к определённому слогу в слове (а в других языках, например во французском языке, ударение всегда падает на последний слог, в польском – на предпоследний, в чешском и венгерском -на первый). Такое ударение, как в русском языке, называют свободным.

-Приведите примеры, где ударение падает на первый, второй, предпоследний, последний слоги.

Вторая особенность: подвижность русского ударения, его способность менять своё место в зависимости от формы слова (понЯть- пОнял - понялА, Окна - окнО)

-Приведите свои примеры.

Третья особенность: изменчивость с течением времени. Некоторые слова произносятся совсем не так, как они произносились 100-200 лет назад. Например:

Погасло днЕвное светило. А. С. Пушкин. (Сейчас: дневнОе.)

Мы, старики, уж нынче не танцуем,

МузЫки гром не призывает нас. А. С. Пушкин (Сейчас: мУ-зыки.)

В современном языке остались слова, которые можно произносить двояко: баржА - бАржа, комбАйнер - комбайнёр, пЕтля — петлЯ, тефтЕли - тЕфтели.

А вот многие варианты, считавшиеся нелитературными, теперь являются допустимыми: дОговор, камбалА, рАкушка, фе-номЕн и др. Эти допустимые варианты могут употребляться наравне с общелитературными, хотя и являются менее желательными. Но, может быть, за ними будущее?

Причины таких перемен в ударении различны, их исследуют ученые. Мы только можем сказать, что язык служит обществу, он развивается, улучшается, изменяется, как все в природе. Из этого следует вывод: нужно быть чуткими, внимательными к языку, наблюдать за изменениями, которые в нем происходят, следить за новыми словарями, отражающими эти изменения.

4. Роль буквы Ё.

-        Что вы знаете о букве Ё? {Буква Ё всегда ударная.) Если в слове есть буква Ё, знак ударения не ставится.

Расскажи-ка, буква Ё,

Как твоё Житьё-бытьё?

Буква Ё даёт отчёт:

Ничего житьё, течёт.

Я ударная всегда

Ой-ёй-ёй!

Вот это да!

5.Чтение рассказа.

-        Как найти ударение в словах?

На уроке русского языка выяснилось, что не все ученики легко могут найти ударение в слове. Учитель написал на доске несколько слов и предложил одному ученику произнести слова нараспев, а не быстро.

-        При таком чтении, - объяснил учитель, - ударный слог сам
тянется и выдает себя.

Ученики попробовали:

  • Ребя-я-ята!

-Шко-о-ольники!

Одна из учениц радостно воскликнула:

-Поняла!  Нужно  как бы окликнуть,  позвать словом:
учени-и-ица!

-Совершенно правильно,- подтвердил учитель.

-А если я делаю в слове неправильное ударение, произношу арбуз вместо арбуз, как я могу узнать, какое ударение является правильным? - задал вопрос Толя.

  Учитель похвалил Толю за хороший вопрос и попросил ребят ответить на него.

  Разные были предложения: спросить учителя, посмотреть в учебник, но вернее всех ответил Гена:

-Надо обратиться к двуязычному или толковому словарю. В этих словарях все слова имеют ударения.

  Учитель похвалил Гену и добавил:

-Нужно внимательно слушать речь учителей, образцовую речь дикторов радио и телевидения и подражать им.

6.Выставка словарей русского языка, в которых можно увидеть правильное ударение.

-Познакомимся с такими словарями:

а)С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка»;

б)«Орфоэпический словарь»;

в)«Орфографический словарь».

7.Вопрос для любознательных.

-Где нужно поставить ударение в выделенных словах, чтобы был понятен смысл четверостишия?

- Вопрос мой прост и краток,

-Промолвил Носорог,

-Что лучше - сорок пяток 

Или пяток сорок?

А. Милн

8.Это интересно.

 Некоторые сложные слова имеют по два ударения. Первое называется побочным, оно слабее и обозначается в словарях чёрточкой слева направо вниз: словообразование, засухоустойчивый, горнолыжник. (Дети смотрят в словаре.)

А в отдельных трёхкомпонентных словах бывает и тройное ударение: авиаметеослужба, автомотоклуб.

9.Занимательные задания.

1)Отгадывание загадок.

а)        Я сборник карт; от ударения
Зависят два моих значения.
Захочешь - превращусь в название

Блестящей, шелковистой ткани я. (Атлас - атлАс.)

б)        Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение -

И превращаюсь я в конфету. (Ирис - ирИс.)

в)        Мы - для пильщика подставка,
Мы -для кучера сиденье.

Но попробуй-ка поставь-ка

В нас другое ударение –

Осторожней будешь с нами:

Забодаем мы рогами. (кОзлы - козлЫ.)

2)Запоминанию правильного ударения в некоторых словах вам поможет отгадывание загадок, где рифма предыдущей строки подскажет не только правильный ответ, но и правильное ударение.

а)        На бахче у нас растёт,
Как разрежешь - сок течёт.
Свеж и сладок он на вкус,
Называется ...
(арбУз).

б)        Эту зелень ты не тронь:
Жжётся больно, как огонь.
Неприметна, некрасива,
Называется ...
(крапИва).

в)        Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с давних пор,
Называюсь я ...
(фарфОр).

г)        Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный ...
(каталОг).

10. Работа в парах.

Поставить правильно ударение в словах, запомнить, как они произносятся. (Раздаются карточки каждой паре учащихся.)

Договор, завидно, камбала, квартал, красивее, гусеница, жаворонок, задал, статуя, звонит, столяр, щавель, одобрить, призывник, инструмент, положить, цемент.

(Ответы: ДоговОр, завИдно, кАмбала, квартАл, красИвее, гУсеница, жАворонок, зАдал, стАтуя, звонИт, столЯр, щавЕль, одОбрить, призывнИк, инструмЕнт, положИть, цемЕнт.)

III.Рефлексия.

-Что нового узнали на занятии сегодня?

-Что было интересным для вас?

-На следующем занятии мы продолжим речь об ударении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ударение меняет значение"

Разработка кружкового занятия по русскому языку для 1класса....

Тема урока: Ударение (общее понятие). Способы выделения ударения. Слогообразующая роль ударения. Графическое обозначение ударения. Слогоударные модели слов.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие об ударении, научить обозначать ударение в словах, произносить слова правильно.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы «...

Урок по бучению грамоте "Понятие "Ударение". Ударные и безударные гласные". Программа РО Л.В. Занкова

Урок по обучению грамоте "Понятие "Ударение". Ударные и безударные гласные. По программе РО Л. В. Занкова. Вначале урока дети работают по карточке, в которой напечатаны слоги и слова с изученными букв...

Конспект + презентация урока русского языка в 1 классе по системе Л.В. Занкова " Слог. Ударение. Перенос Слов."

Конспектурока русского языка в 1 классепо системе Л.В. Занкова, сопровождается презентацией.Тема: Слог. Ударение. Перенос Слов.Цель: совершенствовать навыки деления слов на слоги и для переноса с одно...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Если бы у меня был цветик-семицветик..." (УМК "Система Л.В. Занкова", 2 класс)

Учащиеся научатся сочинять рассуждение на тему, подбирать и создавать иллюстрации к литературному произведению; оформлять сочинение...

План - конспект урока по теме "Ударение (общее представление). Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения" .1 класс

Разработка урока по русскому языку по теме "Ударение (общее представление). Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения."  1 класс....

План занятия внеурочной деятельности по русскому языку. Тема: УДАРЕНИЕ МЕНЯЕТ ЗНАЧЕНИЕ.

Цели:Изучить особенность русского ударения, углубить и расширить знания и представления детей об ударении.Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.     3.Способст...