Урок по бучению грамоте "Понятие "Ударение". Ударные и безударные гласные". Программа РО Л.В. Занкова
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Урок по обучению грамоте "Понятие "Ударение". Ударные и безударные гласные. По программе РО Л. В. Занкова. Вначале урока дети работают по карточке, в которой напечатаны слоги и слова с изученными буквами. Упражняясь в чтении, ребята еще и выполняют задание для каждого столбика слов и слогов.
При изучении новой темы перед детьми возникает проблемная ситуация. Решая ее,ребята знакомятся с понятиями "ударение", "ударные и безударные гласные". Наблюдают разноместность ударения. Устанавливая место ударения в родственных словах, в формах одного слова, в омонимах, дети приходят к выводу, что ударение в русском языке может быть на любом слоге. Для повышения мотивации, детям предлагается игровая ситуация при изучении нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://yadi.sk/d/vlBMeh2HBddc4 | 11.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте
Автор | Афонина Елена Валерьевна, учитель начальных классов, МОУ СОШ №3 г. Нерюнгри |
Класс | 1 класс |
УМК | РО Л.В. Занкова Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец «Азбука» с. 24 |
Тема урока | Понятие «Ударение». Ударные и безударные гласные. |
Тип урока | Изучение нового материала |
Планируемый результат | Определение места ударения в слове. Способы определения ударения. Смыслообразующая роль ударения (сравнение смысла слов, различающихся только ударением (омонимов). Расширение и обогащение словаря. Уметь моделировать схемы слов. Обозначать самостоятельно выделенного в слове звука соответствующей буквой. Уметь моделировать схемы предложений, «читать» их, сравнивать. Иметь представление об оформлении предложения в устной и письменной речи. Уметь практически использовать при чтении изученные буквы с соблюдением правильного ударения. |
Оборудование | Мультимедийная презентация, тетради по чтению, учебник, карточки со слогами и словами. |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Актуализация знаний и постановка целей урока | -Влево, вправо повернитесь И друг другу улыбнитесь. -Сегодня на уроке мы будем читать слоги, слова с изученными буквами и познакомимся с новым понятием. | |
Работа по карточке. Чтение слогов и слов с изученными буквами. |
-Какая бывает речь? Из чего она состоит? -Из чего состоят предложения? -Из чего состоят слова? -Чем отличаются звуки и буквы? -С какими буквами мы познакомились на прошлом уроке? -На какие группы их можно разделить? -Что вы можете сказать о гласных? Согласных?
1столбик. Задание: прочитайте, постепенно понижая голос до шепота. Что заметили? - прочитайте слог, где звук [л’] произносится мягко. Почему именно в этом слоге согласный звучит мягко? -Напечатайте в тетрадке этот слог и обозначьте цветными точками звуки. 2 столбик. Задание: прочитайте слоги с интонацией вопроса. -Прочитайте слог, который одновременно является словом . - Что значит «ил»? 3 столбик. - Прочитайте слоги с радостной интонацией. Найдите слог, который одновременно является и словом. -Прочитайте слог, где согласный [м'] произносится мягко. 4 столбик. - Прочитайте слоги мягко, ласково.
-Что интересного заметили? 2 столбик слов -Прочитайте слова, которые написаны с заглавной буквы? Ч вы можете сказать об этих словах? Подчеркните эту букву. -Прочитайте слова, где звук [л’] стоит 3м. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкий звук зеленым карандашом. -Прочитайте слово, в котором звук [м] стоит первым. -Какой звук обозначает? Охарактеризуйте звук. Каким цветом подчеркнем букву?
-Что обозначает вертикальная черта в схеме? -Что еще вы знаете о записи предложений? С какой интонацией нужно читать вопросительные предложения? Восклицательные? - Я не зря попросила вас составить предложение со словом «корабль». Ведь один заморский принц (СЛАЙД) попросил спасти принцессу, которую заточил в замке злой волшебник. Чтобы ее спасти надо отправиться с принцем в путь на корабле. -Итак, наш корабль готов отплыть… | Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы. Воспринимают на слух ответы учащихся. Строят понятные для собеседника высказывания. Все слоги начинаются с «Л» После согласного стоит гласная буква «и» Ил. Глинистая, вязкая земля на дне рек. Мы. Слова начинаются с «м», заканчиваются на «л». Имена собственные. Малина. Дети называют несколько предложений, составляют и записывают схему в тетрадь. Одна схема выносится на доску. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка, ?, !. |
Физминутка | Дети повторяют движения за героями из мультимедийной презентации. | |
Изучение нового материала. Создание проблемной ситуации. | Вот мы и у ворот (слайд ) замка злого волшебника.. Попасть в этот замок невозможно. На воротах висит замок . Чтобы его открыть, нам необходимо разгадать тайну. (слайд)-Прочитайте эти слова. Что можете сказать? - Как же нам не спутать два похожих по написанию слова? -Что же делать? -Хотите узнать? - Давайте позовем сначала одно слово, затем другое. -Мы произносим эти слоги с большей силой голоса. -Чем на схеме можно показать Это сильный , ударный слог? -Что же такое ударение? - А слог, на который падает ударение? -Над чем же сегодня мы будем работать? (слайд) -Чему вы хотите научиться на уроке? Произнести еще раз слова и определить значение слов. (слайд) -Открылся замок. Принцесса на свободе (слайд) и принц подарил ей ирИс и Ирис (работа выполняется в тетрадях). (слайд) -Итак, самостоятельно определите место ударного слога в словах. Над какой буквой в слове будем ставить ударение? | Одинаковые по написанию. Разделим на слоги. Найдем гласные В одном слове сильнее слышится первый слог, в другом- второй. Выдвигают предположения и обосновывают их. Часть слова, которая произносится с большей силой голоса. Ударный. Выдвигают предположения о предполагаемой теме и целях урока. Над гласной. |
Закрепление изученного | Работа в учебнике с. 24. Чтение предложений. Определение места ударения в словах | Ставят ударение в словах. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. |
-Что нового узнали? -Что такое ударение? -Какой слог называется ударным? | Подводят итог урока. |
Приложение 1.
ЛА ЛО ЛУ ЛЫ ЛИ | АЛ ОЛ УЛ ЫЛ ИЛ | МА МО МУ МЫ МИ | ЫМИ ИМИ АМИ ОМИ УМИ | МЫЛ МИЛ МАЛ МУЛ | малина лимоны Полина Галина корабли |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе ,,Ударные и безударные гласные в корне слова ,, ( система Занкова )
Урок получил высокую оценку экспертов и рекомендован к тиражированию . Содержит презентацию ....
Урок «Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук (изменение формы слова)
Цели урока:Формировать умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными, учить ставить учебную задачу, повышать уровень самоконтроля учащихся, формировать умение рабо...
Ударные и безударные гласные звуки. Правописание гласных в ударных и безударных слогах.
УМК "Школа России"...
Конспект урока. Русский язык. Тема. Ударные и безударные гласные звуки. Наблюдение над обозначением гласных звуков в ударных и безударных слогах (общее представление).
Развивать умение писать двусложные слова с безударным гласным звуком; формировать умение обосновывать правильность написании проверяемой буквы безударного гласного звука; учить пользоваться «Орф...
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Ударные и безударные гласные звуки «Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Ударные и безударные гласные звуки «Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...
Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки». По программе: "Школа России"
laquo;Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки» Тема: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гл...