"Ударение меняет значение"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Разработка кружкового занятия по русскому языку для 1класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_zanyatie.udarenie_menyaet_znachenie..docx | 27.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: УДАРЕНИЕ МЕНЯЕТ ЗНАЧЕНИЕ.
Цели:
- Изучить особенность русского ударения, углубить и расширить знания и представления детей об ударении.
- Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
- Способствовать развитию творчества у учащихся.
Оборудование, материалы, средства наглядности: С.И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь»; «Орфоэпический словарь»; «Орфографический словарь».
Ход занятия.
I.Сообщение темы занятия.
- Сегодня мы поработаем с ударением. Что такое ударение?
- Зачем надо знать об ударении? (Чтобы правильно произ носить слова.)
II.Основная часть.
1. Определение ударения.
а)В словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой говорится так:«Выделение (слога, слова) силой голоса или повышением тона, а также значок, показывающий такое выделение. Ударение падает на первый слог. Поставить ударение. Логическое ударение (ин тонационное выделение важнейшего в речи)».
б)Вот как об ударении говорится в «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия»: «Выделение единицы речи (слога, слова, словосочетания) с помощью фонетических средств.
Осуществляется различными способами:
- силой выдоха (силовое, или экспираторное, ударение в рус ском, английском, французском, польском, венгерском, араб ском и других языках);
- изменением высоты голосового тона (тоновое, или музы кальное, ударение в литовском, сербском, скандинавских, бир манском, вьетнамском, китайском, японском и других языках);
• продлением звука (количественное ударение - в чистом виде не встречается).
Во многих языках наблюдается комбинация этих средств. В русском языке ударение силовое, сопровождается продлением ударного слога».
в)Рассказ учителя:
Ударение подобно биению сердца. Пока мы слышим речь, в которой все слова произносятся с правильным ударением, мы вдумываемся только в смысл слов, на ударение не обращаем ни какого внимания. Но стоит нам услышать хотя бы одно слово с привычным для нас ударением, как внимание наше уже задерживается на этом слове.
Слушать речь, в которой многие слова произносится с не правильным ударением, чрезвычайно трудно. Искажённое уда рение напоминает неправильный пульс. Прислушайтесь к речи своих товарищей и знакомых, и вы заметите, что некоторые из них ставят неправильное ударение в словах: докУмент, краси-вЕе, пОртфель.
Крайне важно соблюдать в слове верное ударение, так как, изменив место ударения, мы можем получить либо совершенно другую грамматическую форму, либо новое слово (волнЫ (Р. п. ед. ч.) - вОлны (множ. число).
2. Что говорят поэты об ударении в словах?
Читают подготовленные ученики:
Отца спросила дочка:
- Не знаю, как прочесть, Есть слово «проволОчка»
И «прОволочка» есть.
А что такое «Атлас»?
Его приносят в класс?
Я прочитала «Атлас»,
Но есть ведь и «атлАс».
А. Барто
- Чем отличаются эти слова? (Ударением?)
- Что меняется? (Значение слова.)
Мне слово чУдно Пересохла глина,
Изменить нетрудно: Рассердилась Нина,
Поставим ударение на О - Не мукА, а мУка, -
Исчезло чУдно, Поварам наука.
Родилось чуднО. Иголка ходит вверх и вниз,
Скорей, сестра, на рыб взгляни, Вот листья появились.
Попались на крючок они. Сосёт Алёнушка ирИс,
В ведёрко руку окунИ, А вышивает Ирис.
Не бойся: это Окуни. Я. Козловский
КУМУШКИ
Серая ворОна чёрного вОрона
Утром ругала, присев на сучок.
Новость о том разнесли во все стороны
Сплетницы-кумушки - сОрок сорОк.
З.Три особенности русского ударения.
Ударение - это музыкальный тон, на который настраивается слово, тот «голос», по которому мы узнаем слово. Все слова, являющиеся самостоятельными частями речи, обычно имеют ударение. Усвоение правильного ударения сопряжено с рядом трудностей, объясняющихся его особенностями.
Первая особенность: ударение в русских словах не прикреп лено к определённому слогу в слове (а в других языках, напри мер во французском языке, ударение всегда падает на последний слог, в польском – на предпоследний, в чешском и венгерском -на первый). Такое ударение, как в русском языке, называют сво бодным.
-Приведите примеры, где ударение падает на первый, вто рой, предпоследний, последний слоги.
Вторая особенность: подвижность русского ударения, его способность менять своё место в зависимости от формы слова (понЯть- пОнял - понялА, Окна - окнО)
-Приведите свои примеры.
Третья особенность: изменчивость с течением времени. Не которые слова произносятся совсем не так, как они произноси лись 100-200 лет назад. Например:
Погасло днЕвное светило. А. С. Пушкин. (Сейчас: дневнОе.)
Мы, старики, уж нынче не танцуем,
МузЫки гром не призывает нас. А. С. Пушкин (Сейчас: мУ-зыки.)
В современном языке остались слова, которые можно произ носить двояко: баржА - бАржа, комбАйнер - комбайнёр, пЕтля — петлЯ, тефтЕли - тЕфтели.
А вот многие варианты, считавшиеся нелитературными, те перь являются допустимыми: дОговор, камбалА, рАкушка, фе-номЕн и др. Эти допустимые варианты могут употребляться на равне с общелитературными, хотя и являются менее желатель ными. Но, может быть, за ними будущее?
Причины таких перемен в ударении различны, их исследуют ученые. Мы только можем сказать, что язык служит обществу, он развивается, улучшается, изменяется, как все в природе. Из этого следует вывод: нужно быть чуткими, внимательными к языку, наблюдать за изменениями, которые в нем происходят, следить за новыми словарями, отражающими эти изменения.
4. Роль буквы Ё.
- Что вы знаете о букве Ё? {Буква Ё всегда ударная.) Если в слове есть буква Ё, знак ударения не ставится.
Расскажи-ка, буква Ё,
Как твоё Житьё-бытьё?
Буква Ё даёт отчёт:
Ничего житьё, течёт.
Я ударная всегда
Ой-ёй-ёй!
Вот это да!
5.Чтение рассказа.
- Как найти ударение в словах?
На уроке русского языка выяснилось, что не все ученики легко могут найти ударение в слове. Учитель написал на доске несколько слов и предложил одному ученику произнести слова нараспев, а не быстро.
- При таком чтении, - объяснил учитель, - ударный слог сам
тянется и выдает себя.
Ученики попробовали:
- Ребя-я-ята!
-Шко-о-ольники!
Одна из учениц радостно воскликнула:
-Поняла! Нужно как бы окликнуть, позвать словом:
учени-и-ица!
-Совершенно правильно,- подтвердил учитель.
-А если я делаю в слове неправильное ударение, произношу арбуз вместо арбуз, как я могу узнать, какое ударение является правильным? - задал вопрос Толя.
Учитель похвалил Толю за хороший вопрос и попросил ре бят ответить на него.
Разные были предложения: спросить учителя, посмотреть в учебник, но вернее всех ответил Гена:
-Надо обратиться к двуязычному или толковому словарю. В этих словарях все слова имеют ударения.
Учитель похвалил Гену и добавил:
-Нужно внимательно слушать речь учителей, образцовую речь дикторов радио и телевидения и подражать им.
6.Выставка словарей русского языка, в которых мож но увидеть правильное ударение.
-Познакомимся с такими словарями:
а)С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь русско го языка»;
б)«Орфоэпический словарь»;
в)«Орфографический словарь».
7.Вопрос для любознательных.
-Где нужно поставить ударение в выделенных словах, чтобы был понятен смысл четверостишия?
- Вопрос мой прост и краток,
-Промолвил Носорог,
-Что лучше - сорок пяток
Или пяток сорок?
А. Милн
8.Это интересно.
Некоторые сложные слова имеют по два ударения. Первое называется побочным, оно слабее и обозначается в словарях чёрточкой слева направо вниз: словообразование, засухоустой чивый, горнолыжник. (Дети смотрят в словаре.)
А в отдельных трёхкомпонентных словах бывает и тройное ударение: авиаметеослужба, автомотоклуб.
9.Занимательные задания.
1)Отгадывание загадок.
а) Я сборник карт; от ударения
Зависят два моих значения.
Захочешь - превращусь в название
Блестящей, шелковистой ткани я. (Атлас - атлАс.)
б) Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение -
И превращаюсь я в конфету. (Ирис - ирИс.)
в) Мы - для пильщика подставка,
Мы -для кучера сиденье.
Но попробуй-ка поставь-ка
В нас другое ударение –
Осторожней будешь с нами:
Забодаем мы рогами. (кОзлы - козлЫ.)
2)Запоминанию правильного ударения в некоторых словах вам поможет отгадывание загадок, где рифма предыдущей строки подскажет не только правильный ответ, но и правильное уда рение.
а) На бахче у нас растёт,
Как разрежешь - сок течёт.
Свеж и сладок он на вкус,
Называется ... (арбУз).
б) Эту зелень ты не тронь:
Жжётся больно, как огонь.
Неприметна, некрасива,
Называется ... (крапИва).
в) Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с давних пор,
Называюсь я ... (фарфОр).
г) Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный ... (каталОг).
10. Работа в парах.
Поставить правильно ударение в словах, запомнить, как они произносятся. (Раздаются карточки каждой паре учащихся.)
Договор, завидно, камбала, квартал, красивее, гусеница, жаворонок, задал, статуя, звонит, столяр, щавель, одобрить, призывник, инструмент, положить, цемент.
(Ответы: ДоговОр, завИдно, кАмбала, квартАл, красИвее, гУсеница, жАворонок, зАдал, стАтуя, звонИт, столЯр, щавЕль, одОбрить, призывнИк, инструмЕнт, положИть, цемЕнт.)
III.Рефлексия.
-Что нового узнали на занятии сегодня?
-Что было интересным для вас?
-На следующем занятии мы продолжим речь об ударении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль ударения в значении слов, которые пишутся одинаково.
Задачи: показать значимость ударения путём наблюдения, сравнения слов; развивать орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, наблюдательность, память; учить рассуждать, анализировать; дать...
"Ударение меняет значение" УМК "Система Л.В.Занкова"
Конспект урока-исследования "Ударение меняет значение" по развивающей системе Л.В.Занкова поможет учителю при изучении данной темы....
Групповое занятие по развитию речи и познавательных процессов 3 класс Тема: «Ударение. Его значение и влияние.»
Красивая и правильная речь, показатель мастерства. Ударение является важным аспектом....
Исследовательская работа "Значение ударения в русском языке"
Русский язык, по признанию отечественных и зарубежных лингвистов, является одним из самых сложных в мире. Поэтому, неудивительно, что многие люди, ориентируясь на интуицию, допускают так много ошибок ...
План занятия внеурочной деятельности по русскому языку. Тема: УДАРЕНИЕ МЕНЯЕТ ЗНАЧЕНИЕ.
Цели:Изучить особенность русского ударения, углубить и расширить знания и представления детей об ударении.Развивать познавательный интерес к изучению русского языка. 3.Способст...
Технологическая карта и конспект урока русского языка в 1 классе УМК "Школа России" по теме: "Ударение. Зависимость значения слов от ударения".
Русский язык. 1 класс. Урок изучения нового материала. Тема: "Ударение.Завимость значения слов от ударения"....