"Ударение меняет значение"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Габдуллина Лилия Рашитовна

Разработка кружкового занятия по русскому языку для 1класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_zanyatie.udarenie_menyaet_znachenie..docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: УДАРЕНИЕ МЕНЯЕТ ЗНАЧЕНИЕ.

Цели:

  1. Изучить особенность русского ударения, углубить и расширить знания и представления детей об ударении.
  2. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
  3. Способствовать развитию творчества у учащихся.

Оборудование, материалы, средства наглядности: С.И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь»; «Орфоэпический словарь»; «Орфографический словарь».

Ход занятия.

I.Сообщение темы занятия.

  1. Сегодня мы поработаем с ударением. Что такое ударение?
  1. Зачем надо знать об ударении? (Чтобы правильно произ носить слова.)

II.Основная часть.

1. Определение ударения.

а)В словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой говорится так:«Выделение (слога, слова) силой голоса или повышением тона, а также значок, показывающий такое выделение. Ударение падает на первый слог. Поставить ударение. Логическое ударение (ин тонационное выделение важнейшего в речи)».

б)Вот как об ударении говорится в «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия»: «Выделение единицы речи (слога, слова, словосочетания) с помощью фонетических средств.

Осуществляется различными способами:

  1. силой выдоха (силовое, или экспираторное, ударение в рус ском, английском, французском, польском, венгерском, араб ском и других языках);
  2. изменением высоты голосового тона (тоновое, или музы кальное, ударение в литовском, сербском, скандинавских, бир манском, вьетнамском, китайском, японском и других языках);

•        продлением звука (количественное ударение - в чистом виде не встречается).

Во многих языках наблюдается комбинация этих средств. В русском языке ударение силовое, сопровождается продлением ударного слога».

в)Рассказ учителя:

  Ударение подобно биению сердца. Пока мы слышим речь, в которой все слова произносятся с правильным ударением, мы вдумываемся только в смысл слов, на ударение не обращаем ни какого внимания. Но стоит нам услышать хотя бы одно слово с привычным для нас ударением, как внимание наше уже задерживается на этом слове.

Слушать речь, в которой многие слова произносится с не правильным ударением, чрезвычайно трудно. Искажённое уда рение напоминает неправильный пульс. Прислушайтесь к речи своих товарищей и знакомых, и вы заметите, что некоторые из них ставят неправильное ударение в словах: докУмент, краси-вЕе, пОртфель.

Крайне важно соблюдать в слове верное ударение, так как, изменив место ударения, мы можем получить либо совершенно другую грамматическую форму, либо новое слово (волнЫ (Р. п. ед. ч.) - вОлны (множ. число).

2. Что говорят поэты об ударении в словах?

Читают подготовленные ученики:

Отца спросила дочка:

- Не знаю, как прочесть, Есть слово «проволОчка»

И «прОволочка» есть.

А что такое «Атлас»?

Его приносят в класс?

Я прочитала «Атлас»,

Но есть ведь и «атлАс».

А. Барто

  1. Чем отличаются эти слова? (Ударением?)
  2. Что меняется? (Значение слова.)

Мне слово чУдно                  Пересохла глина,

Изменить нетрудно:                  Рассердилась Нина,

Поставим ударение на О -                  Не мукА, а мУка, -

Исчезло чУдно,                      Поварам наука.

Родилось чуднО.                  Иголка ходит вверх и вниз,
Скорей, сестра, на рыб взгляни,    Вот листья появились.

Попались на крючок они.                  Сосёт Алёнушка ирИс,

В ведёрко руку окунИ,                  А вышивает Ирис.
Не бойся: это Окуни.                                    
Я. Козловский

                               КУМУШКИ

Серая ворОна чёрного вОрона

Утром ругала, присев на сучок.

Новость о том разнесли во все стороны

Сплетницы-кумушки - сОрок сорОк.

З.Три  особенности русского ударения.

Ударение - это музыкальный тон, на который настраивается слово, тот «голос», по которому мы узнаем слово. Все слова, являющиеся самостоятельными частями речи, обычно имеют ударение. Усвоение правильного ударения сопряжено с рядом трудностей, объясняющихся его особенностями.

Первая особенность: ударение в русских словах не прикреп лено к определённому слогу в слове (а в других языках, напри мер во французском языке, ударение всегда падает на последний слог, в польском – на предпоследний, в чешском и венгерском -на первый). Такое ударение, как в русском языке, называют сво бодным.

-Приведите примеры, где ударение падает на первый, вто рой, предпоследний, последний слоги.

Вторая особенность: подвижность русского ударения, его способность менять своё место в зависимости от формы слова (понЯть- пОнял - понялА, Окна - окнО)

-Приведите свои примеры.

Третья особенность: изменчивость с течением времени. Не которые слова произносятся совсем не так, как они произноси лись 100-200 лет назад. Например:

Погасло днЕвное светило. А. С. Пушкин. (Сейчас: дневнОе.)

Мы, старики, уж нынче не танцуем,

МузЫки гром не призывает нас. А. С. Пушкин (Сейчас: мУ-зыки.)

В современном языке остались слова, которые можно произ носить двояко: баржА - бАржа, комбАйнер - комбайнёр, пЕтля — петлЯ, тефтЕли - тЕфтели.

А вот многие варианты, считавшиеся нелитературными, те перь являются допустимыми: дОговор, камбалА, рАкушка, фе-номЕн и др. Эти допустимые варианты могут употребляться на равне с общелитературными, хотя и являются менее желатель ными. Но, может быть, за ними будущее?

Причины таких перемен в ударении различны, их исследуют ученые. Мы только можем сказать, что язык служит обществу, он развивается, улучшается, изменяется, как все в природе. Из этого следует вывод: нужно быть чуткими, внимательными к языку, наблюдать за изменениями, которые в нем происходят, следить за новыми словарями, отражающими эти изменения.

4. Роль буквы Ё.

-        Что вы знаете о букве Ё? {Буква Ё всегда ударная.) Если в слове есть буква Ё, знак ударения не ставится.

Расскажи-ка, буква Ё,

Как твоё Житьё-бытьё?

Буква Ё даёт отчёт:

Ничего житьё, течёт.

Я ударная всегда

Ой-ёй-ёй!

Вот это да!

5.Чтение рассказа.

-        Как найти ударение в словах?

На уроке русского языка выяснилось, что не все ученики легко могут найти ударение в слове. Учитель написал на доске несколько слов и предложил одному ученику произнести слова нараспев, а не быстро.

-        При таком чтении, - объяснил учитель, - ударный слог сам
тянется и выдает себя.

Ученики попробовали:

  1. Ребя-я-ята!

-Шко-о-ольники!

Одна из учениц радостно воскликнула:

-Поняла!  Нужно  как бы окликнуть,  позвать словом:
учени-и-ица!

-Совершенно правильно,- подтвердил учитель.

-А если я делаю в слове неправильное ударение, произношу арбуз вместо арбуз, как я могу узнать, какое ударение является правильным? - задал вопрос Толя.

  Учитель похвалил Толю за хороший вопрос и попросил ре бят ответить на него.

  Разные были предложения: спросить учителя, посмотреть в учебник, но вернее всех ответил Гена:

-Надо обратиться к двуязычному или толковому словарю. В этих словарях все слова имеют ударения.

  Учитель похвалил Гену и добавил:

-Нужно внимательно слушать речь учителей, образцовую речь дикторов радио и телевидения и подражать им.

6.Выставка словарей русского языка, в которых мож но увидеть правильное ударение.

-Познакомимся с такими словарями:

а)С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь русско го языка»;

б)«Орфоэпический словарь»;

в)«Орфографический словарь».

7.Вопрос для любознательных.

-Где нужно поставить ударение в выделенных словах, чтобы был понятен смысл четверостишия?

- Вопрос мой прост и краток,

-Промолвил Носорог,

-Что лучше - сорок пяток 

Или пяток сорок?

А. Милн

8.Это интересно.

 Некоторые сложные слова имеют по два ударения. Первое называется побочным, оно слабее и обозначается в словарях чёрточкой слева направо вниз: словообразование, засухоустой чивый, горнолыжник. (Дети смотрят в словаре.)

А в отдельных трёхкомпонентных словах бывает и тройное ударение: авиаметеослужба, автомотоклуб.

9.Занимательные задания.

1)Отгадывание загадок.

а)        Я сборник карт; от ударения
Зависят два моих значения.
Захочешь - превращусь в название

Блестящей, шелковистой ткани я. (Атлас - атлАс.)

б)        Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение -

И превращаюсь я в конфету. (Ирис - ирИс.)

в)        Мы - для пильщика подставка,
Мы -для кучера сиденье.

Но попробуй-ка поставь-ка

В нас другое ударение –

Осторожней будешь с нами:

Забодаем мы рогами. (кОзлы - козлЫ.)

2)Запоминанию правильного ударения в некоторых словах вам поможет отгадывание загадок, где рифма предыдущей строки подскажет не только правильный ответ, но и правильное уда рение.

а)        На бахче у нас растёт,
Как разрежешь - сок течёт.
Свеж и сладок он на вкус,
Называется ...
(арбУз).

б)        Эту зелень ты не тронь:
Жжётся больно, как огонь.
Неприметна, некрасива,
Называется ...
(крапИва).

в)        Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с давних пор,
Называюсь я ...
(фарфОр).

г)        Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный ...
(каталОг).

10. Работа в парах.

Поставить правильно ударение в словах, запомнить, как они произносятся. (Раздаются карточки каждой паре учащихся.)

Договор, завидно, камбала, квартал, красивее, гусеница, жаворонок, задал, статуя, звонит, столяр, щавель, одобрить, призывник, инструмент, положить, цемент.

(Ответы: ДоговОр, завИдно, кАмбала, квартАл, красИвее, гУсеница, жАворонок, зАдал, стАтуя, звонИт, столЯр, щавЕль, одОбрить, призывнИк, инструмЕнт, положИть, цемЕнт.)

III.Рефлексия.

-Что нового узнали на занятии сегодня?

-Что было интересным для вас?

-На следующем занятии мы продолжим речь об ударении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль ударения в значении слов, которые пишутся одинаково.

Задачи: показать значимость ударения путём наблюдения, сравнения слов; развивать орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, наблюдательность, память; учить рассуждать, анализировать; дать...

"Ударение меняет значение" УМК "Система Л.В.Занкова"

Конспект урока-исследования "Ударение меняет значение" по развивающей системе Л.В.Занкова поможет учителю при изучении данной темы....

Групповое занятие по развитию речи и познавательных процессов 3 класс Тема: «Ударение. Его значение и влияние.»

Красивая и правильная речь, показатель мастерства. Ударение является важным аспектом....

Исследовательская работа "Значение ударения в русском языке"

Русский язык, по признанию отечественных и зарубежных лингвистов, является одним из самых сложных в мире. Поэтому, неудивительно, что многие люди, ориентируясь на интуицию, допускают так много ошибок ...

План занятия внеурочной деятельности по русскому языку. Тема: УДАРЕНИЕ МЕНЯЕТ ЗНАЧЕНИЕ.

Цели:Изучить особенность русского ударения, углубить и расширить знания и представления детей об ударении.Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.     3.Способст...

Технологическая карта и конспект урока русского языка в 1 классе УМК "Школа России" по теме: "Ударение. Зависимость значения слов от ударения".

Русский язык. 1 класс. Урок изучения нового материала. Тема: "Ударение.Завимость значения слов от ударения"....