Урок "Буквы ы, и после ц"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
На данном уроке обучающиеся должны самостоятельно обобщить знания об орфограмме сильной позиции, связанной с обозначением фонем «Буквы Ы, И после Ц», зафиксировать на схеме место изучаемой орфограммы и замоделировать правило, регулирующее её написание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yaz.docx | 43.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРФОГРАММА «И, Ы ПОСЛЕ Ц»
УМК «Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова»
На данном уроке обучающиеся должны самостоятельно обобщить знания об орфограмме сильной позиции, связанной с обозначением фонем «Буквы Ы, И после Ц», зафиксировать на схеме место изучаемой орфограммы и замоделировать правило, регулирующее её написание.
Конспект урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
1 этап урока. Организационный момент. Обобщение изученного. (5 мин) | ||
Учитель просит записать в тетрадях и объяснить схему типологии орфограмм по отношению к обозначению фонем (типы орфограмм). Один ученик работает у доски. Запись схемы располагается на левом поле доски. Таким образом, наглядно фиксируются знания учащихся по предмету на данный момент. | -Схема показывает два типа орфограмм. Орфограммы, связанные с обозначением фонем, обозначены на схеме буквой А. Орфограммы, не связанные с фонемным написанием, обозначены на схеме буквой Б. Есть несколько видов орфограммам, не связанных с обозначением фонем: Б1 – заглавная буква, Б2 – пробел между словами, Б3 – знак переноса слов, Б4 – знаки препинания. Орфограммы, связанные с написанием фонем (А), бывают в сильной позиции и слабой. К орфограммам сильной позиции относятся орфограммы: 1.Буквы А, И, Е, У после шипящих 2.Буквы О, Ё после шипящих. 3.Буквы И, Ы после Ц. 4.Буква Ь после шипящих. 5.Разделительные Ь и Ъ. 6.Удвоенная согласная. 7.Буква Г в окончании –ого(-его). | |
-Чем отличается орфограмма сильной позиции от орфограммы слабой позиции? | -Орфограммы сильных позиций, так же как и орфограммы, не связанные с обозначением фонем, пишутся по специальному правилу. Орфограммы слабых позиций требуют проверки по закону письма. | |
(Приложение1) Слайд №2. Схема типологии орфограмм по отношению к обозначению фонем (типы орфограмм) | ||
-Давайте проверим ваш ответ с помощью схемы в презентации. | Оценивают по образцу правильность и полноту ответа одноклассника у доски и оценивают свою работу в тетради на оценочной линеечке «Схема». | |
2 этап. Создание ситуации успеха. (4 мин) | ||
- Дома вы должны были приготовить карточки для одноклассника с целью проверки знаний орфограммы? Какой? | - «Непроизносимый согласный» | |
-Поменяйтесь карточками с соседом и выполните задания. Время для выполнения 2 минуты. |
Самостоятельно выполняют задание. | |
-Проверьте работу одноклассника и оцените на оценочной линеечке. | Проверяют, оценивают. | |
-Верните карточку соседу. Посмотрите на свой результат. Кто доволен результатом своей работы? | Самооценка. | |
3 этап. Целеполагание (3 мин) | ||
-О какой орфограмме мы будем говорить сегодня, вы узнаете, прочитав текст из упр. 308. | Читают: Цыпленок в цирке выступал, Играл он на цимбалах, На мотоцикле разъезжал, И цифр он знал немало. Он из цилиндра доставал Морковь и огурцы И только одного не знал Где пишут И, где Ы? | |
- Так о какой орфограмме мы будем говорить? Выделяет или вписывает орфограмму в схеме «Типы орфограмм». | - «Буквы И, Ы после Ц» | |
-Это какой тип орфограмм? | - Орфограмма, связанная с написанием фонем, сильной позиции. | |
- Вы знакомы с этой орфограммой? | - Да. | |
- Если с этой орфограммой вы уже знакомы, какие новые задачи мы будем решать на уроке? Фиксирует задачи схематично на доске рядом со схемой орфограмм. | - Повторить правило. Упражняться в его применении. Расширить границы знаний. | |
4 этап. Моделирование открытого способа (20 мин) | ||
-Итак, приступаем к решению первой задачи: повторить правило. Запишите модель этой орфограммы самостоятельно. Среди вас есть, кто сомневается в знании орфограммы? Вам я могу предложить подсказку в виде задания на компьютере. | Один ученик записывает модель на центральном поле доски, остальные записывают в тетрадях. Ученики, которые выразили сомнение, выполняют задание на компьютере (ЦОР №493) | |
Организация проверки работы. | Возможный вариант модели: -Буква Ы после Ц пишется в конце слова , а также в корнях русских слов: цыган, цыплёнок, цыпочки, цыц. Во всех остальных случаях пишется буква И. | |
Для проверки прочитайте статью учебника на с. 158. |
Самостоятельно знакомятся с материалом учебника. | |
- Что в этой статье для вас было новым? - О чём рассказывает написание слов с такой орфограммой? | Выслушиваются ответы детей. - Есть всего несколько слов, в корнях которых после Ц пишется буква Ы: цыган, цыплёнок, цыпочки, цыц. Всё это старинные русские слова. А в старину после твёрдого [ц] принято было писать Ы. А буква И после Ц в корне – верная примета того, что этот корень – иностранец. | |
-А почему же в окончаниях слов после Ц вместо И всегда пишется Ы? | -В отличие от корней окончания из языка в язык не кочуют. Поэтому в окончаниях, как и в корнях русских слов, после Ц по традиции пишется буква Ы. | |
- По какому признаку легко узнать слова с буквой И после Ц? |
- Это слова, которые заканчиваются на –ция. Например, поли-ция, стан-ция. | |
-Информация, с которой вы сейчас познакомились, расширила границы ваших знаний об этой орфограмме? |
-Да. | |
- Модель, которую мы записали, соответствует этой информации в полной мере? | - Нет. | |
- В связи с этим, какую новую задачу нужно решить? | - Внести дополнения в модель. | |
- Выполнять эту задачу будем в группах. На столах у вас лежат листочки с дополнительной информацией справочника. (Приложение 2)Вы можете ею воспользоваться. | Моделируют орфограмму. | |
Организация проверки моделей орфограммы. | Листочки с моделями орфограммы вывешивается на правом поле доски. Дети формулируют правило проверки орфограммы, вносят, при необходимости, изменения в модель. Оценивают свою работу. | |
Физкультминутка (2 мин) | ||
4 этап. Анализ условий и решение частной задачи (9 мин) | ||
-Теперь самое время применить правило на практике. Запишите слова упр. 308, заполняя пропуски. | Выполняют задание. | |
- В каких словах стихотворения вы можете уверенно объяснить написание буквы по модели, а в каких словах вам потребуется словарь? Почему? | - Цыплёнок (слово-исключение), в цирке (в корне), на мотоцикле (в корне), цифр (в корне), огурцы (окончание). -В словах на цимбалах, из цилиндра гласный звук находится в слабой позиции, поэтому требует проверки по словарю. | |
Слайды 3-4. Словарная работа (Приложение 1) | ||
А что такое цимбалы? цилиндр? | Выслушиваются ответы детей. | |
Ознакомьтесь с толкованием значений этих слов. Выберите нужную картинку, изображающую цимбал и цилиндр. | Читают толкование слов на слайде презентации, выбирают нужное изображение, руководствуясь прочитанным текстом. | |
- Как мы называем орфограммы в словах цимбалы, цилиндр? | - Двойные. | |
- Если сочетание [цы] находится в слабой позиции, какой алгоритм проверки примените? | - Сначала нужно определить, в какой части слова находится орфограмма. Если суффикс или окончание, пишем Ы. Если корень подбираем проверку по закону письма. Если проверка не подбирается, нужно справиться в словаре. | |
- Можно ли утверждать, что сочетание [цы] на письме обозначается только двумя способами – цы или –ци? | Выслушиваются ответы учащихся. | |
Что важно помнить при применении алгоритма проверки орфограммы «Буква Ы, И после Ц» ? | - Эта орфограмма сильной позиции и применять её можно, для обозначения фонемы <Ы>, а не <Э>. | |
5 этап. Итоговая рефлексия (1 мин) | ||
- Кто хочет задать итоговые вопросы? | Выходит ученик и задаёт классу вопросы: - Какие задачи мы ставили сегодня на уроке? - Что мы узнали нового? - Что осталось ещё не решённым? Что мы будем делать завтра? | |
6 этап. Домашнее задание (1 мин) | ||
- Какое домашнее задание вы могли бы предложить сегодня? Какую цель вы перед собой ставите, предлагая такую форму задания для самостоятельной работы дома? | Возможные варианты:
|
Информационные ресурсы:
http://cor.edu.27.ru/catalog/rubr/70e066a7-445b-478b-ae2b-7bcfe575251f/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода». «Снова о Ь».
Урок русского языка в 3 классе. Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода». «Снова о Ь». Цели:* познакомить с ...
Конспект урока по русскому языку, 4 класс,"Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"
Тема: "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"Развитие умения ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после сл...
Адаптация младших школьников к школьной жизни после каникул
В школьной жизни ребенка есть периоды, в которых учиться сложнее: ребенок быстрее утомляется, у него снижается работоспособность. Первая неделя после зимних каникул и середина 3 четверти - именно таки...
Урок русского языка в 3 классе по теме:"Мягкий знак(Ь) на конце имён существительных после шипящих"
Урок проводится с целью познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих....
Конспект урока: Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]
Русский язык 3 класс, программа "Начальная школа 21 века"...
Обобщение знаний. Правописание о,е после ц и шипящих согл,;правописание ы,и после ц.
Урок посвящен повторению орфограмм на правописание о,е после ц и шипящих согл,;правописание ы,и после ц. Урок сопровождается презентацией и допол.материалом...
Открытый урок по обучению грамоте (чтению) с использованием Сингапурских структур по теме: "Буква ю в начале слова и после гласных. Буква ю после согласных"
1В класс Учитель Каримова З.Р.Тема: «Буква ю в начале слова и после гласных. Буква ю после согласных »Цель: познакомить учащихся с новой йотированной буквой Ю ю, особенностями этой б...