Погружение №2 для 2-4 классов ("Состав слова")
учебно-методическое пособие по русскому языку (2, 3, 4 класс) на тему

Нелин Надежда Александровна

Погружение №2 для 2-4 классов ("Состав слова"). Этот материал можно скачать, закачать на планшет или просто распечатать. 

Материал в рабочем виде, в 2016-2017 учебном году апробируется  и готовится в печать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostav_slova_10.doc499 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Усть-Илимска

МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс»

Авторская комбинаторная разработка

Практическое пособие по русскому языку для учащихся 2-4 классов по теме

«СОСТАВ СЛОВА»

Составитель: Нелин Надежда Александровна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс»

г.Усть-Илимск, 2016


ВВЕДЕНИЕ

Изучение предмета «Русский язык» в начальной школе – это первый этап лингвистического образования учащихся, всех направлений их развития, в том числе и речи, формирования их коммуникативной компетенции. Именно в начальных классах закладываются основы как отношения детей к предмету «Русский язык», так и всего комплекса языковых и речевых умений, базирующихся на системе лингвистических знаний. Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе.

Новизна данной разработки заключаются в нетрадиционных принципах отбора содержания и его структурирования; в организации учебного материала в крупные тематические блоки на основе теоретической проблемы; в экономии учебного времени. За счет всего этого дети могут быть освобождены от выполнения домашнего задания в процессе обучения в разновозрастных группах.

Данное пособие разработано на основе примерной программы по русскому языку начального общего образования и в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта второго поколения начального образования (Москва, 2010).

Обучение в разновозрастных группах 2-4 классов в МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс» по предмету «русский язык» ведется в системе погружения. Погружение включает в себя 10 уроков, среди них первый урок отводится на повторение предыдущего погружения, 2-4 уроки отводятся на изучение теоретического материала, 5-8 уроки – уроки практической направленности, 9 урок – зачетная работа, 10 урок – анализ и работа над ошибками.

В связи с тем, что учащиеся учатся в разновозрастном составе, есть необходимость пользоваться разнообразными учебниками, это не всегда удобно. Возникла необходимость объединить материал всех используемых учебников в одно пособие. Благодаря этому у учащихся будет отсутствовать необходимость носить на уроки все учебники параллели 2-4 классов, достаточно будет иметь на уроке данное пособие.

Данное пособие может сопровождать учащегося на протяжении всей недели, поскольку оно включает в себя перечень вопросов к зачету, теоретический материал в виде небольших блоков, набор упражнений к каждому блоку, вопросы для контроля знаний по теме, практические или самостоятельные работы, варианты зачетных работ.

Представленные в сборнике материалы могут быть полезны учителям, учащимся и их родителям.


ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ТЕМЕ «СОСТАВ СЛОВА»:

  1. Что такое морфемика?
  2. Что такое морфема?
  3. Какие морфемы вам известны?
  4. Что такое корень слова? Расскажите подробно о корне слова.
  5. Что такое однокоренные (родственные) слова?
  6. Как выделить корень в слове?
  7. Что такое приставка, ее роль? Расскажите подробно о приставк.
  8. Что такое суффикс, его роль? Расскажите подробно о суффиксе.
  9. Что такое окончание слова, его роль? Расскажите подробно об окончании слова.
  10.  Что входит в основу слова?
  11.  Каков порядок морфемного разбора?  
  12.  Что такое форма слова?
  13.  Как отличить приставку от предлога?
  14.  Правописание корней.
  15.  Правописание приставок.
  16.  Правописание суффиксов.
  17.  Правописание окончания слова.

 


РАЗДЕЛ  1. Морфемы. Морфемика.

Морфемика (от греч. «морфе» – форма) – раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. Слова состоят из значимых частей - морфем: корней, приставок, суффиксов, окончаний.

Морфемы – это минимальные значимые части слова. Они образуют морфемный состав языка. Каждая морфема имеет свое значение.

Рассмотрим, что такое морфемы на примере слова подводник.

Данное имя существительное состоит из 4 морфем:

-вод- – корень, общая часть родственных слов, составляет основу лексического значения слова;

под- – приставка, указывает на положение в пространстве – ниже чего-либо;

-ник – суффикс, указывает на человека по роду деятельности.

□ – нулевое окончание, имеет грамматическое значение: указывает на форму именительного падежа единственного числа существительного мужского рода 2-го склонения.

Для разных морфем есть свои условные значки:

Корень — это общая часть однокоренных (родственных) слов, в которой заключено одинаковое для всех этих слов значение:

23-03-040.jpg

В сложных словах выделяются два и более корня.

Пароходвечнозелёный, бело-сине-красный.

Однокоренными называются слова с общим корнем, но разным  
лексическим значением:

Однокоренными могут быть слова как одной, так и разных частей речи:  

Приставка — это часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов:

23-03-040.jpg

Основные приставки: без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-),на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об-(обо-),  от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-), со-, через- (черес-), чрез-.

Суффикс — это часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых слов:

23-03-041.jpg

Уменьшительно-ласкательные значения обозначаются при помощи суффиксов -ик, -чик, -оньк-, еньк-, -ок, -ёк, -к-, -ушк- : 

домик, шкафчик, лисонька, маменька, ветерок, огонёк, песенка, матушка;

-чик, -щик, -ист, -тель, -ник — образуют названия лиц по роду занятий, 
по профессии: 

лётчик, упаковщик, танкист, писатель, сапожник;  -ец, -анин, -янин, -ин, -ич — образуют названия лица по месту жительства:

испанец, южанин, северянин, татарин, москвич;  -онок, -ёнок — образуют названия молодых животных (детёнышей): медвежонок, котёнок.

Окончание — это изменяемая часть слова. Оно служит для связи слов в предложении:

Изменение окончания не приводит к изменению значения слова. Окончание может быть выражено одним или несколькими звуками: Нет ножа, резать ножом. Но окончание может быть и нулевым. Нулевое окончание не выражено звуком и на письме не обозначено буквой.

Основа – это часть слова без окончания. Основа является носителем лексического значения данного слова.

Основа слова может быть равна корню: Жёлтый. Кроме корня, основа может включать приставки и суффиксы: Жёлт-изн-а, по-желт-е-ет.

Рассмотрим примеры:

Морфема

Примеры

 Корень

ВОДа, ВОДный, подВОДник

 Приставка

ЗАбежать, ВЫлететь, ДОбраться

 Суффикс

морозЕЦ, родНой, дедУШКа

 Окончание

массА, позднИЙ, несЕШЬ

 Основа

СИНИЦ-а, КРАСИВ-ый, РАССКАЗЫВА-ешь

Порядок морфемного разбора  

1. Найди в слове окончание: измени слово по числам, по падежам или по лицам;

2. выдели основу: слово без окончания;

3. найди корень: подбери однокоренные слова, выдели общую часть;

4. выдели приставку: подбери однокоренные слова с приставками и без приставок;

5. найди суффикс: он стоит после корня и служит для образования новых слов.

Образцы разборов:

 


УПРАЖНЕНИЯ  ПО ТЕМЕ «МОРФЕМЫ. МОРФЕМИКА»

Упражнение 1. Прочитайте. Распределите слова по группам. Как называются слова каждой группы? Почему?

Гриб, гора, грибной, лес, лесной, горняк, садовый, горка, грибок, лесок, грибник, сад, садовый, горный, лесник.

Подчеркните в словах каждой группы общую часть.

Упражнение 2. Прочитайте. Напишите, устранив в каждом ряду лишнее слово. Обоснуйте ответ:

нос, носильщик, носик, носатый;

час, часок, часть, часовщик;

гусь, гусята, гусеница, гусыня;

циркуль, цирк, цирковой, циркач.   

Упражнение 3. Прочитайте. Из двух цепочек слов под каждой цифрой выпишите ту, которая составлена из родственных слов. Выделите в них общую часть:

вода, водичка, водяной; гора, горевать, гористый;

холод, морозный, холодный; свет, светлый, светить;

лес, лесной, лестница; соль, солонка, солить.

Почему слова в оставшихся цепочках нельзя считать родственными?

Упражнение 4. Прочитайте слова. Постарайтесь их запомнить. Ориентируясь на первое слово, запишите каждую пару по памяти. Подчеркните общую часть родственных слов.

куст – кустик                                час – часовая

море – моряк                                 гнездо – гнёздышко 

зима – зимовать                                 стул – стульчик 

сон – сонливый                                 мороз – заморозки  

Упражнение 5. Прочитайте. Сгруппируйте и напишите предложения по темам. Подчеркните общую часть родственных слов.

Б(а,о)бры – трудолюбивые ж(ы,и)вотные.

Звёздное небо очен(-,ь) красивое.

Все знают б(а,о)бровые домики и плотины.

Звёзды находятся д(а,о)леко от нас.

Упражнение 6. Прочитайте. Напишите цепочки слов, устранив в них лишнее. Ответ обоснуйте. Корень выделите:

поле, полочка, полевой, полюшко;

печурка, печь, печка, печать;

соринка, сорняк, сорвал, насорил;

вода, водичка, водянка, водить.

Упражнение 7. На основе первого примера определите и сформулируйте принцип записи слов в первой цепочке. В соответствии с ним напишите остальные ряды слов.

танк – танкист – танковый

? – барабанщик – барабанный 

? – ? – грибной 

? – ? – театральный 

Выделите корень в однокоренных словах.

Упражнение 8. Прочитайте. К каждому предложению составьте и напишите подобное. В однокоренных словах выделите корень. Подчеркните орфограммы.

Под осиной растут подосиновики.

В лесу работает лесник.

Рыбак ловит рыбу.

Муравьи живут в муравейнике.

Туляк живёт в Туле.  

Упражнение 9. Составьте и напишите словосочетания, соединяя по смыслу слова левого и правого столбиков. Выделите окончания в существительных и глаголах.

      Образец: собирали грибы.

собирали                       над землёй

рисуют                         в окно

читают                        картину

смотрит                      грибы

сияет                           в реке

плавает                       на небе

летают                       книгу           

Упражнение 10. Прочитайте. Определите смысловую связь между словами левой части каждого примера. Составьте такую же пару из слов правой части, выбрав для этого одно из заключённых в скобках слов. Исходные и составленные пары слов напишите. Выделите в них окончания. Какое слово среди них лишнее?

Образецшкола – обучение, больница – лечение

школа – обучение; больница (доктор, ученик, лечение, больной);

толстый – тонкий; безобразный (жирный, красивый, весёлый, грязный);

ноги – сапоги; руки (кулак, перчатки, палец, кисть);

растение – семя; птица (зерно, клюв, яйцо, пение);

рыба – сеть; муха (комната, комар, жужжит, паутина).

Упражнение 11. Прочитайте пословицы. Определите их смысл. Напишите пословицу, смысл которой отличается от остальных. В её словах выделите окончания.

Тише едешь – дальше будешь.

Шила (в) мешке не утаишь.

Семь раз отмерь –  один раз отрежь. 

Упражнение 12. К каждому слову из левого столбика, обозначающее целое понятие, подберите соответствующее ему слово из правого столбика, обозначающее его часть. В словах выделите окончания.

Образецлицо – глаз.

Лицо                                улица

Окунь                        берег

Растение                        январь

Неделя                        ручка

Платье                        лепестки

Дом                                стена

цветок                         пуговица

дверь                                корень

река                                день 

зима                                плавник

город                                глаз

Упражнение 13. Прочитайте. Напишите предложения в порядке возрастания в них количества существительных. Вставьте нужные буквы. 

Т(я,и)жёлые грозд(ь, -)я р(я,и)бины покрывают дер(е,и)вце.

По небу т(я,и)нулис(ь, -) птицы.

Жур(о,а)вли л(и,е)тели высоко в небе через п(а,о)ля, л(и,е)са, г(о,а)рода.

На вишнях, грушах, сливах по(е,я)виллис(ь,-) белые цв(и,е)ты.

Выделите в существительных корень и окончание.

Упражнение 14. Прочитайте слова. К каждому из них назовите предмет или явление, которое по времени предшествовало предмету или явлению, обозначенному данным словом. Составленные пары слов напишите.

Образец: лёд – вода

лёд – …                     птица – …                         день –…

утро – …                   дуб – …                             рыба – …

весна – …                  металл – …                       бумага – …


РАЗДЕЛ 2. ПРАВОПИСАНИЕ МОРФЕМ.

Чередование в корнях

При образовании и изменении слов может происходить замена одних 
звуков другими в одной и той же части слова. Такая замена называется 
чередованием звуков.  

Гласные чередуются с гласными,   согласные – с согласными. 

о/а

спорить – оспаривать

о/е/и

сбор – соберу – собираю

з/ж

сказал – скажу

к/ч

мука – мучной

х/ш

сухой – сушить

с/ш

спрос – спрошу

г/ж/з

подруга – дружить – друзья

т/ч/щ

светить – свечение – освещать

д/ж/жд

ходить – хожу – хождение

ск/ст/щ

блеск – блестеть – блещет

Безударная гласная в корне

Безударная гласная – это гласная в слабой позиции, то есть без ударения: сосна – [сасна]. Такие гласные необходимо проверять.

Способы проверки безударных гласных в корне: 

1. Подбор однокоренных слов:  соли́ть – со́ль,   закрепи́ть – кре́пкий,     возду́шный – во́здух.  

2. Изменение формы слова:    окно́ – о́кна, гроза́ – гро́зы.  

При подборе однокоренных слов надо учитывать их значение:  спешу́ (в школу) – спе́шка, спишу́ (текст) – пи́шет.  

Парные согласные в корне слов

Парные согласные  - буквы, стоящие в корне и находящиеся в слабой позиции, после них нет гласной буквы: гриб – [гр‘ип]. Такие согласные необходимо проверять.

Чтобы проверить согласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемой согласной стояла бы гласная либо согласная н:

24-03-041.jpg

Непроизносимые согласные в корне слова

Непроизносимые согласные  - буквы, которые пишутся, но не произносятся: местный – [м'эсный']. Такие согласные необходимо проверять.

Чтобы проверить написание слова с непроизносимой согласной в корне, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором проверяемая согласная произносилась бы чётко:

24-03-01.jpg

Правописание гласных и согласных в приставках

Неизменяемые приставки (пишутся всегда одинаково): 

о-                    под-               на-  
об- (обо-)       про-               над- (надо-)

от- (ото-)       до-                пра-  
по-                  в-                   за-

Выбор гласной в приставках   про- ,   пра-   зависит от смыслового  
значения приставки. Приставка   пра-   употребляется редко,  
она обозначает древность, степень родства через поколение:    
прародина,   прабабушка,   прадедушка,   правнук.    

Гласные в неизменяемых приставках пишутся в безударном  
положении так, как и в ударном:  

В русском языке нет приставки   з- .

В приставках   раз-(рас-) ,   из-(ис-) , воз-(вос-) ,   вз-(вс-) ,   без-(бес-),  низ-(нис-) ,   через-(черес-)   перед звонкими согласными корня пишется з ,  а перед глухими – с : 

з и с на конце приставок 

Разделительный Ъ

Разделительный ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед гласными е, ё, ю, я:

24-03-02.jpg

Разделительный Ь

Разделительный Ь употребляется после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и: семья [с'эм'й'А], льёт [л'й'от], вьюга [в'й'уга], соловьи [салав'й'и], муравья [мурав'й'а], рожью  [рОжй'у].

После приставок Ь никогда не пишется

Различие приставки и предлога

Чтобы отличить приставку от предлога, попробуй в том месте, где возник вопрос, вставить другое слово. Можно вставить слово, значит, это предлог, пишется раздельно. Нельзя вставить слово, значит, это приставка, пишется со словом слитно.

Пример: Лодка (от)плыла (от)берега.

От (какого?) берега – можно поставить вопрос, значит, пишем раздельно.

От (?) плыла  - нельзя поставить вопрос, значит, пишем слитно.

Помни! Предлоги  употребляются только с именами существительными и местоимениями. Другие части речи с предлогами не употребляются.

Суффиксы ек и ик

Следи за беглой гласной е при изменении слова в существительных  с суффиксами ик, ек:

Если при изменении слова в нём сохраняется и, пиши суффикс ик:  мячик – мячики.

Если  гласный звук исчезает, пиши суффикс ек платочек – платочка.

Суффиксы чик и щик

Смотри на последнюю согласную букву основы:

После согласных т, д, с, з, ж пиши суффикс чик: перевод+чик, лёт+чик, разнос+чик, перевоз+чик, перебеж+чик

После остальных согласных пиши суффикс щик

паром+щикстеколь+щиккамен+щикфонар+щик 


УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕМЕ  «ПРАВОПИСАНИЕ МОРФЕМ»

Упражнение 15. Из данного ряда выпишите однокоренные слова парами: проверяемое – проверочное. Выделите в них корень. Вставьте пропущенные буквы.

Образецсинь – синий.

С…ний, д…брота, т…снота, л…чит, п…тна, ч…стота, синь, т…сный, д…брый, ч…стый, п…тнистый, л…чение.

 

Упражнение 16. Прочитайте. Подберите однокоренные слова с чередованием согласных в корне для слов, отвечающих на вопрос что? Напишите составленные пары слов. Выделите в них корень.

Пух, бег, пекарь, замок, лекарь, ноги, снег, дороги, творог, пирог.

Какой вывод можете сделать?

Упражнение 17. Прочитайте. Придумайте название и концовку к тексту. Напишите текст, вставляя пропущенные буквы. Выделите корень и окончания в однокоренных словах.

Ночью ствол дер..ва ст..нал и скр..пел от сил..ного ветра. Утром ветер утих. Дер..во тихо ст..яло. и вдруг оно запело! Звуки н..слиь изнутри ств..ла. оказывается, в дер..ве было дупло, в дупле – гн..здо, а в гн..зде – д..тлята.

Упражнение 18. Прочитайте. Подберите подходящее к тексту название. Текст напишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Крот – один из самых др..чливых зв..рей. Бол..шую ч..ст..  ж..зни он прводит  (под)  з..млёй. Толстый и полуслепой, он не знает пощ..ды. Если  (в)  подземных х..дах встр..ч..ются два кр  та, начинается см..ртел..ная битва.

 (У)  кр..та уд..вител..ный а.петит. (В)  сутки он съедает столько, сколько весит сам. (Без)  пищи этот прожорливый звер.. может прож..т..   не более 12 ч..сов.

Выделите в словах приставки. Задайте вопрос к каждой части текста.

Упражнение 19. От каждого слова образуйте новое с помощью одного из данных суффиксов: -ник, -ышк,  -ик, -очк, -н, -ечк, -ок, -ек, -ёк, -еньк, -к, -ушк, -ист, -ов, -ин, -чик, -ищ.    

Слова: звезда, ёж, путь, слово, мёд, зима, окунь, замок, белый, игра, рябина, журавль, жара, берёза, груз, баян.

Образованные слова напишите. Выделите в них суффиксы. Какие суффиксы вы запомнили?                                                             

Упражнение 20. Прочитайте. Распределите слова на три равные группы. Напишите их, выделяя в словах корень и суффикс.

Столбик, грибок, огонёк, садик, уголёк, листок, стебелёк, голосок, котик, городок, конёк, пенёк. 

Определите значение выделенных в словах суффиксов.

 

Упражнение 21. Прочитайте. Исключите из цепочек лишние слова. Сгруппируйте цепочки попарно в зависимости от значений суффиксов. Напишите их. Суффиксы выделите:

рыбка, дубок, горка, норка;

тракторист, пианист, танкист, печник;

полюшко, солнышко, шуточка, зёрнышко;

хвостище, глазоньки, усище, когтище;

шахтёр, барабанщик, лифтёр, боксёр;

толстущий, хитрющий, горьковатый, кислющий.

Упражнение 22. Прочитайте цепочки слов. В каждой найдите лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы:

ло..ка, игру..ка, к..ту..ка, клюю..ка;

д..ро..ка, кры..ка, варе..ка, но..ка;

л..ша..ка, лю..ской, л..па..ка, зага..ка;

мину..ка, моне..ка, гря..ка, конфе..ка;

оши..ка, ру..ка, тру..ка, ла..ка.

Какое слово является лишним во всём упражнении?  

Упражнение 23. Напишите слова в следующей последовательности: проверяемое, проверяемое, проверочное. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы.

Образец: дуб, дубки – дубок.

ду..ок, ду..ки, ду..;

зу..ки, зу.., зу..ок;

коло.., коло..ки, коло..ок;

сторо.., сторо..ит, сторо..ка;

голу.., голу..ок, голу..ка.

Упражнение 24. Прочитайте. Напишите слова в цепочках в такой последовательности: широкое понятие, среднее понятие, узкое понятие. Подчеркните орфограммы. Вставьте нужные буквы.

Образец: одежда, зимняя одежда, шубка

шу(п,б)ка, оде(ж,ш)да,  зимняя  оде(ж,ш)да;

меховая ша(п,б)ка,   ша(п,б)ка,  головной убор;

ча(ш,ж)ка, кофейная  ча(ш,ж)ка, посуда;

мебель, кни(ж,ш)ная полка, полка;

кукла, матрё(ш,ж)ка, игру(ш,ж)ка;

растение, малина, Яго(т,д)ка; 

растение, бере(з,с)ка, дерево.

Упражнение 25. Из слов, находящихся под одной цифрой, составьте новое, используя для этого их первые слоги:

забор, гадкий, камера;

кролик, ватрушка, каша;

овчина, царапина;

русалка, башмак, канат;

рокот, ботва;

лавсан, камера;

пояс, годность, какаду.

Составленные слова напишите, подберите к ним проверочные. Найдите лишнее слово в исходных и составленных словах.

Упражнение 26. Внимательно прочитайте и постарайтесь запомнить написанные слова.

робкий, ловкий, дерзкий;

селёдка, сливки, рожки;

пятка, ножка, головка.

Закройте слова и выполните следующие задания:

напишите слова, которые начинались на букву с;

напишите слова с парным согласным ж в середине;

напишите два оставшихся прилагательных;

напишите слово с парным согласным т в середине.

Упражнение 27. Прочитайте. Исключите в цепочках лишние слова. Напишите полученные ряды слов, подчёркивая безударные гласные.

т..жёлый,  пр..мой,  в..сёлый,  гл..дит;

м..рской,  с..довый,  сп..ртивный,  х..лодный;

св..тлячок,  л..сной,  кр..чать,  сн..говик;

уд..вление,  л..чить,  с..дел,  св..тлел;

зв..зда,  в..сло, в..дро,  сп..шить.

Упражнение 28. Прочитайте предложения. Напишите те из них, в которых все слова имеют безударную гласную. Подчеркните слова с безударной гласной е в корне, которая проверяется буквой ё.

Желтели, золотились листочки в саду.

Журавли летели через поля, леса, города.

Дрозды поедают рябину, чернику.

Качает ветвями косматая седая сосна.

Вечерняя тишина висит над рекой.

Упражнение 29. Прочитайте. Определите,  какой части речи нет в первой и второй цепочках. Дополните каждую из них необходимыми словами из третьей цепочки. Составленные цепочки напишите, вставляя пропущенные буквы.

сп..шит, зал..вает,  выб..гает,  св..стит, зал..гают,  к..лючий, об..днеть, б..ловатый,  в..твистый;

в..ликан, д..нёк,  в..левой,  г..ловка,  г..ристый,  ог..рчение,  гр..зовая,  б..дняк, д..вчонка,  б..глец;

уг..сает, выгл..дит,  уг..стить,  гр..мыхать,  загр..знять,  б..лила,  б..льница, бр..тика,  выг..н,  гр..знуля.

Упражнение 30. Прочитайте. Распределите слова на три группы. Напишите их, подчеркните орфограммы.

Заг..в..рить, д..ска,  п..нал,  в..ч..реть,  д..карь,  м..лина,  г..в..рливый,  гр..ница, х..л..деть,  в..лнение,  завтр..к,  засх..х..таться,  ..г..род,  св..рить.

Упражнение 31. Прочитайте словосочетания. Постарайтесь их запомнить.  Ориентируясь на первое слово, напишите второе слово каждого словосочетания. Докажите правильность их написания.

Седая                б..р..да

Спелый                к..л..сок

Яркая                п..л..са

Звонкий                г..л..сок

Петушиный        гр..б..шок

Шумно                в..с..лился

Тонкий                ст..б..лёк

Ветвистый                к..р..шок

Старые                ст..р..жа

Упражнение 32. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова. Составленные фразы напишите. Вставьте пропущенные буквы.

 …  м..л..дой, а бабушка … .

… толстый, а к..л..сок … .

…  д..р..вянный,  а рельс … .

У  …  л..б..дёнок,  а  у утки … .

В х..л..дильнике   … , а в …  жар.

Упражнение 33. Прочитайте. Напишите цепочки слов, исключив из них лишнее и вставив пропущенные буквы. Ответ обоснуйте.

праз..дник,  грус..ный,  поз..но,  сер..це;

звёз..ный,  мес..ность,  окрес..ность,  извес..ный;

чудес..но,  опас..но,  капус..ный,  прекрас..но;

ярос..ный,  счас..ливый,  трос..ник,  лес..ница;

свис..нул,  поса..ка,  вес..ник,  кос..ный.

Упражнение 34. Прочитайте. Напишите предложения, разберите по членам предложения. Вставьте нужные буквы.

Тучи надолго  з(а,о)крывают  со..нце.

Окрес..ность  (о,а)кутана  туманом.

Ст(о,а)ят  ненас..ные  (о,а)сенние  дни.

Ярос..ный  ветер  срывает  с  д(е,и)ревьев  п(о,а)ледние листья.

Упражнение 35. К словам левого столбика подберите близкие по значению слова из правого столбика. Напишите их парами. Вставьте нужные буквы.

 унылый                         ярос..ный

огромный                      радос..ный

печальный                    наез..ник

знаменитый                мес..ный

здешний                       извес..ный

всадник                        горес..ный

умелый                         искус..ный

весёлый                        гиган..ский

нестерпимый              неснос..ный

гневный                        грус..ный

В словах правого столбика найдите лишнее. Дайте ему полную характеристику. 

Упражнение 36. Составьте три цепочки слов в соответствии с изученными орфограммами. Напишите их, вставьте нужные буквы.

Ус..ный, нахо..ка,  хлёс..кий,  сво..ка,  вкус..ный,  с..стрица,  свя..ка,  небес..ный,  с..роватый,  спе..ка,  ярос..ный,  ло..кий,  св..ча,  с..нливый.

Упражнение 38. Прочитайте. Напишите цепочки слов, устранив в них лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы.

з..пах,  з..бота,  з..бег;

п..друга,  п..дшитый,  п..днос;

п..говорка,  п..вязка,  п..душка;

пр..сидишь,  пр..щает,  пр..текает;

п..р..ход,  п..р..чница,  п..р..грузка.

Упражнение 39. К каждому слову из левого столбика, обозначающему целое понятие, подберите соответствующее ему слово из правого столбика, обозначающее его часть. Выделите  в словах приставки. Вставьте пропущенные буквы.

удоч..ка               п..р..плёт

книга                   п..белка

ст..кан                пр..бежка

заря..ка               н..звание

кресло                 п..дст..канник

песня                   п..длокотник

окно                    п..плавок

р..монт              пр..пев

произведение     з..гадка

фольклор            п..доконник

Упражнение 40. Прочитайте. Напишите предложения в порядке возрастания в них количества слов с приставкой. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Со..нце  пр..было  дыру  (в) туче и  р..збр..сало  (с) высоты лучи.

Прямо  (из) п..тёмок  мы  п..степенно  выплывали  (в) з..колдованное царство.

В..да  (под)  к..лёсами  з..пенилась  и п..б..жала  быстрым ручейком.

Упражнение 41. Прочитайте стихотворные строки. Сформулируйте и выполните с ними задание.

Мы  к..рмушку  (с) мастерили, 

Мы ст..ловую  (от) крыли,

(В) гости  (в) первый ден..  н..дели

(К) нам  с..ницы  (при) летели.

Упражнение 42. Прочитайте. Напишите пары предложений, отражая последовательность событий. Раскройте скобки. Вставьте нужные буквы.

(По) слышалась музыка. (В) ка(а,о)ртире включили рад(и,е)о.

(При) л(и,е)тели грачи. (При)шла  в(и,е)сна.

(На) лили  (в) ст(а,о)каны  м(о,а)л(о,а)ко. (По) д(о,а)или  к(а,о)рову.

(По) сеяли  з(е,и)рно.  (Вс)п(а,о)хали  землю.

(За) р(а,о)ботал  м(о,а)тор.  (В)ключили  (за)ж(и,ы)гание.

Выделите в словах приставки и предлоги

Упражнение 43. Прочитайте цепочки слов. Найдите в каждой из них лишнее. Напишите. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы.

б..рёза,  пч..ла,  ле..кий,  м..лина;

р..чистый,  р..ка,  п..лезный;

раз..яснить,  д..н..сти,  н..п..вать,  р..з..ба;

р..сковать,  через,  упл..тнить,  р..зм..стить;

от,  у,  п..хучий,  около;

п..ч..рка,  п..рина,  п..нать,  р..жок.

Упражнение 44. Напишите ряды однокоренных слов, соблюдая следующую последовательность: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Выделите в них корень. Вставьте пропущенные буквы. В каждом ряду подчеркните проверочное слово.

      т…снота                    т…сный                 т…снить

      св..тлый                      св…т                      св…тает

      р…бит                        р…бь                       р…бой

      н…чевать                  н…чной                   н…чь

      н…зкий                      н…зина                    зан…зить

      пр…вдивый               пр…вда                    опр…вдать      


ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И САМОКОНТРОЛЯ

1.  Что называется корнем слова?
2.  Какие слова называются однокоренными?
3.  Что называется приставкой? На какие две группы делятся приставки?
Укажите приставки в словах: 
находка, прекрасный, собрание, поход, перелёт.

4.  Объясните на данных примерах, как следует писать приставки, оканчивающиеся на з — с:

избрать — испытать          вознаградить — воспитать
раздать — растаять           безвредный — бесснежный

Как пишется приставка с-? Объясните это на примерах: 
сбить, сдать, скрыть, сжать, сгладить, складывать.

5.  Назовите пять слов с ъ после приставки.
6.  Что называется суффиксом?
7.   Образуйте имена существительные с суффиксами 
-ок или -ик от слов: стол, дуб, лес, дом, кнут, шнур.   Какой  оттенок значения вносят в слова эти суффиксы?
8.   Как называется изменяемая часть в слове?
9.   Назовите слова, которые состоят только из корня или из корня и окончания.
10.   Назовите слова, которые состоят из приставки, корня и окончания.
11.   Назовите слова, которые  состоят из корня, суффикса и окончания.
12.   Назовите  слова,  которые  состоят  из  приставки, корня, суффикса и окончания.

13.  Что называется корнем слова?
14.  В какой части слова заключается его основной смысл? Докажите  это на примере: 
дело, делать, дельный, деловой, отделка.
15.   Что называется окончанием слова? Укажите окончания в данных примерах: 
К  девочке пришла подруга. Девочка дала подруге книгу.
16.  Как  называется  часть  слова, стоящая  перед корнем? Как приставки изменяют основное значение слова? Объясните это на примерах: 
приходит, уходит, выходит, подходит.
17.  Как называется часть слова, стоящая между корнем и окончанием? Как суффиксы изменяют основное значение слова? Объясните это на примерах: 
море, моряк, морской.


ТРЕНИНГ: РАЗБОР СЛОВ ПО СОСТАВУ

Загадка, вековой, ветерок.

Травяной, вывоз, желтуха.

Наплечник, медовый, верхушка.

Пятнистый, перелесок, соринка.

Побег, глазёнки, теплица.

Перегородка, гористый, запись.

Комариный, настольный, улов.

Вылет, нижний, доброта.

Золотко, обрезок, солёный.

Пригород, братский, рыбак.

Дочка,  ленивый, осмотр.

Вырезной, стрелок,  съезд.

Цветник,  догрузка, детский.

Моряк, рыбёшка, верхний.

Горец, усатый, привязывают.

Поварёшка, звонкий, болтун.

Игрок, разрезная, работница.

Подводный,  морозец, ловушка.

Раненый, весна, звёздочка.

Работник, посадка, красивый.

Беленький, зимушка, мосты.

Цепочка, мясной, листик.

Домик, столовая, повар.

Садовник, грязный, часовой.

Перелётные, старик, медный.

Берёзка, въезд, капустная.

Морской, подорожник, кружок.

Столик, поход, большой.

Жаркий, часовщик, грозовой.

Больница, побелка, лисица.

Столяр, выстрел, полевые.

Перекличка, вечерний, узкая.

Низкий, бабушка, белочка.

Соседушка, сладкий, стрелка.

Лошадка, холодный, цветник.

Слепота, задумчивый,  след.

Деньки, грустный, синяк.

Хлебный, поднос, сторожка.

Проделка, рассказ, местный.

Ракетчики, вредный, выпечка.

Наушники, мировая, котёнок.

Находка, ленточка, засол.

Заморозки,  старость, червивый.

Чистенький, свинарка, покраска.

Столярная, пилка, поездка.

Вырубка, головка, гвоздик.

Пришкольный, насмешка, каток.

Радостный, пограничник, собака.

Перина, крикливый, повязка.

Безделье, слёзный, труба.

Левый, покос, переход.

Подводник, солонка, ледяной.

Совиный, зёрнышко, зверёк.

Старенький, картинка, пятак.

Народный, кроватка, топорик.

Вагончик, мостовая, перелёт.

Записка, промёрз, городской.

Ельник, дубовый, мыльница.

Аистёнок, пробег, волнистая.

Дождливый, проводка, лётчик.

Связист, летучий, пригорок.

Известный, подарки, лесник.

Добрый, жалость, приход.

Отпуск, осенние, стенка.

Пересвист, рябенькие, прорубь.

Хрустальный, орешки,  дворик.

Разговор, белый, заготовитель.

Гордость,  ягодка, ранний.

Советчик, бессильный, норка.

Шарфик, активный, позолота.

Умненькая, дубняк, покраска.

Сонная, скрипач, переписка.

Изюминка, побелка, мельник.

Заметка, сельский, охотник.

Голубка, верхние, подруга.

Безоблачное, хвастун, теплица.

Карманные, субботник, пропуск.

Лисички, гречневая,  покупка.

Вещевой, щеночек, пощада.

Избушечка, поездка, садовый.

Курочка,  цветочный, нарезка.

Медведица, узенький, прокол.

Сторонушка, сырник, гладкая.

Чистый, задержка, разведчик.


Контрольная работа по теме «Состав слова», вариант 1.

Решите тест:

1.Укажи слово, которое не является однокоренным среди данной группы:

1) гром 

2) громадный

3) громкий

4) громкость

5) пригрозить

6) загробный

2. Закончи правило: «Корень – это…»  

1)часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов;

2)изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении;

3)часть слова, которая является общей для родственных слов;

4)часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

3. Укажи слова, в которых ЗА является приставкой:

1. затрубить

2. забота

3. задний

4. загадка

5. замок

6. зараза

4. Выбери правильное определение:

  1. Приставка служит для связи слов в предложении.
  2. Корень – изменяемая часть.
  3. Суффикс служит для образования новых слов.
  4. Окончание образует новые слова.

5. Укажи слова, строение которых соответствует схеме: корень, суффикс, окончание 

1. книжка

2. полянка

3. дождик

4. палатка

5. заплатка

6. картинка

Выполните морфемный разбор слов (разбор по составу):

Крылышко, погрузка, поход, подснежники, лесок, пригородный, рассвет, поездка, весёлый, сторожка.

Спишите, разделите на предложения, поставьте точки, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните вставленные буквы.

Пришла з..ма ст..ят х..лодные дни ч..сто дует сев..рный веет..р выпал первый снег дети сл..пили сн..говика дружные р..бята играют в сн..жки мальчики и дев..чки к..таются с г..ры на санках им очень вес..ло.


Контрольная работа по теме «Состав слова», вариант 2.

1. Выпиши  группы однокоренных  слов  и выдели в них корень.

 Сад, дубовый, ходить, дуб, садовый, ход, дубок, посадка, переход.

2. Подбери однокоренные слова к словам: жар, воз, стол. Выдели корень.

3. Спиши  слова и обозначь  приставки: Осветил, заморозил, подпрыгнуть,  обставить, открутить, сладкий, спилить, дочитал.

4. Спиши словосочетания, дописывая подходящие по смыслу приставки.

…плыть  до берега,  …писать в тетрадь,  …резать кусочек,  ...варить  картофель,  …летел из гнезда,  …ехал мимо вокзала.

5. Спиши слова, выдели корень и суффикс.

Цветок, тетрадка, маленький, листочки, ключик, трубочка.

6. Образуйте с помощью суффиксов новые слова: гриб, трава. Суффиксы выделите.

7. Спиши слова, вставляя пропущенные буквы в приставках. Приставки выдели.

. ткусить, д . писать, пр . читать,  . светить, п . спорить,   п . дтянуться, н . поить, н . дбавка,  . брезал, з . кричать.

8. Спиши слова и разбери  по составу.

Прогулка, моряк, синенькое, подберёзовик, слёт.

9. Спиши слова, исправляя,  где нужно ошибки.

Столек,  отъезд, атрезок, подём, праезд, худенький, пакупка, прорубил, зделал, оборвал.


Диктанты по теме «Состав слова»

Выходной  день.

Наша  семья  решила  отдохнуть  в  выходной  день  на  реке.   На  берегу реки  Кедровка  мы  нашли  прекрасное  местечко.  Вечерком  развели  огонь. Мы   вспоминали   разные  песни.   Сестра   Наталья   с   большим  чувством читала  стихи.  Как  было   весело  и  интересно!

Наступила   ночь.   Кругом    стояла   тишина.   Ветерок   принёс  аромат трав  и  ночных  цветов.   На  болоте  квакали  лягушки.   Утром  у  нас  был ранний   подъём.   Местность   звенела   птичьими   голосами.   Нас   ждал радостный  и  счастливый  денёк.

      ( 68 слов)

Проверяются  умения  писать  слова  с  орфограммами:

- слова  с  безударными  гласными  в  корне –19 слов; 

- слова  с  парными  согласными  в  корне – 2 слова;

- слова  с  непроизносимыми  согласными  в  корне – 6 слов;

- слова  с  мягким и твёрдым  знаками – 9 слов;

- слова  с   предлогами – 5 слова;

- слова  с  сочетаниями  чк,  жи-ши  -  7 слов;

- слова  из  словаря – 4 слова.

Весной.

Как  хорошо  бродить  по  весенней  берёзовой  роще!  Как  хорошо любоваться  чудесной  природой!  Мы  идём  узкой  тропкой.  Земля  вокруг  подсохла,  зазеленела  молоденькая  травка,  раскрылись  первые цветы.  Подул  лёгкий  ветерок.  В  тёплом  воздухе  звучат  звонкие  голоса  певчих  птиц.  Строгий  дятел  крепким  клювом  бьёт  по  стволу дерева.  Вот  воробей  запел  свою  радостную  песенку.  На  ясном  небе светит  солнце,  маленькими  пёрышками  плывут  облачка.  Прекрасный мир  пробудился  для  нового  расцвета.  Домой  мы  возвращались  с  добрыми  чувствами.

                                                                                                         ( 71 слово)

Проверяются  умения  писать  слова  с  орфограммами:

- слова с безударными  гласными  в  корне – 16 слов;

- слова с проверяемыми  согласными  в  корне –  10 слов;

- слова с  приставками –  8 слов;

- слова  с   предлогами – 6 слов;

- слова  с  сочетаниями  чк,  жи-ши, ча-ща  -  4 слова;

- слова  с  мягким  знаком –   7 слов;

- слова  из  словаря –   5 слов.

Варианты грамматических заданий:

Разберите по составу выделенные слова.

Выпишите 5 слов с орфограммой «Безударная гласная в корне».

Подберите однокоренные слова к словам цветов, весело, читала; теплом, дерева, мир.

Комплексная работа с текстом

Прочитайте текст.

Дядя Серёжа очень этому зайчонку обрадовался. Вот почему: у него, у дяди Серёжи, не так давно ощенилась дворовая собака по кличке Клеопарда. Щенят всех он ещё раньше знакомым  своим обещал. А как их у матери отнимешь? И без этого злющая, Клепарда совсем с ума сойдёт, на всех начнёт кидаться. Дядя  Серёжа и придумал зайчонка ей вместо щенят подложить, чтобы не скучала, не лютовала.

Так и сделал. Щенята в ящике сидели. Он их оттуда взял, когда матери не было, а на их место зайчонка положил.

Клеопарда  пришла – щенят нет, а сидит в ящике малая зверюшка и от неё собачьим запахом пахнет: в ящике – то всё с её запахом.

Она и не  тронула зайчонка: своим признала. Утешилась им. Кости ему стала таскать,  лучшие куски мяса. От такой пищи зайчонок  живо бы ножки протянул, да дядя Серёжа кормил его молоком и капустой. Так и не научила Клеопарда своего приёмыша кости глодать и мясо есть  -  её собачью  пищу. Зато научила собачьей храбрости.

Зайчонок взрослел быстро. Зайчихи своих детей и двух не недель не кормят. По - заячьему, двухнедельный зайчонок уже большим считается и должен сам себе разные вкусные травки разыскивать и прятаться от собак.

Этот зайчонок, хоть ещё и махонький, живо из ящика выскочил и бегал по всему двору за своей названной матерью. И во всём ей, как обезьянка, подражал.  Клеопарда с места – и он за ней. Она  на собаку – и он тоже. Она куснёт  - и он старается куснуть собаку.  А зубы у него передние -  видели зайцев? – длинные,  острые,  ветки перегрызают. Как куснёт – из собаки шерсть летит! Собаке не до него: только бы от Клепарды отбиться. Он , зайчонок , и потерял всякий страх перед собаками. Как где увидит, так и несётся навстречу – кусаться. Храбрей волчонка стал. Соседские собаки все его боялись.

Задания.

1. Найди и выпиши из текста 10  слов с безударным гласным  в  корне   слова, орфограмму подчеркни, запиши проверочное слово.

2. Найди и выпиши из текста  4 слова с  орфограммой безударные окончания имён существительных,  докажи правильность написания.

3. Выпиши предложение с однородными членами, подчеркни.

4. Выпиши 5 слов с приставками, выдели  их.

5. Выпиши 3 слова, с непроверяемыми безударными гласными (словарные). Орфограмму подчеркни.

6. Выпиши 3 слова с орфограммой парный согласный,  запиши проверочное слово, орфограмму подчеркни.

7. Выполни  разбор предложения.  У дяди Серёжи  недавно ощенилась дворовая собака.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 2, 3, 4 классы. Изд-во Баласс;
  2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык 2, 3, 4 классы. Изд-во Просвещение;
  3. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык 2, 3, 4 классы. Изд-во Просвещение;
  4. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 2, 3, 4 классы. Изд-во ВИТА-ПРЕСС;
  5. Полякова А.В. Русский язык 2, 3, 4 классы. Изд-во Просвещение;
  6. Репкин В.В., Некрасова Т.В., Восторгова Е.В. Русский язык 2, 3, 4 классы. Изд-во ВИТА-ПРЕСС.

ПОСОБИЯ ДЛЯ РАБОТЫ В КЛАССЕ И ДОМА:

1. Барковская Н.Ф. Комплексный тренажер по русскому языку  2-3-4 классы;

2. Бунеева, Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс: варианты 1, 2. – М.: Баласс, 2009;

3. Корешкова Т.В. Тестовые задания по русскому языку. 2-3-4 класс. В 2 ч. ;

4. Корешкова Т.В. Потренируйся! Тетрадь с печатной основой для 2, 3, 4 классов , 2009;

5. Романенко О. Тетрадь для закрепления знаний 2-3-4 классы;

6. Словари для учащихся начальных классов: орфографический, толковый и др.;

7.  Полякова А.В. Линейка учебников и рабочих тетрадей по русскому языку для 2, 3, 4 классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе "Состав слова"

Данный урок поможет сформировать у учащихся умение разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью вуффиксов и приставок, развивать умение обобщать изученное, используя проблемные вопро...

Конкурсный урок русского языка УМК "Перспектива" 2 класс "Состав слова"

Данный урок первый в изучении раздела "Состав слова" в УМК "перспектива" 2 класс. Тип урока - урок усвоения новых знаний....

Урок русского языка 4 класс "Состав слова.Однокоренные слова"

Конспект урока по русскому языку с презентацией...

Краткосрочный план урока русского языка в 3 классе "Состав слова. Окончание и основа слова"

Урок составлен на основе идей 7 модулей. Урок проводился по русскому языку в 3 классе, тип - изучение нового материала. Цель  урока : содействовать умению образовывать формы слова с пом...

Русский язык 4 класс. Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

Закрепление материала. Состав слова. Распознавание значимых частей слова. 4 класс. ФГОС...

Технологическая карта мастер-класса "Состав слова. Приставка. Суффикс". 3-й класс

Цель: создать условия для формирования представления учащихся о суффиксе и приставке как значимых частей слова, умения находить в слове морфемы; способствовать обогащению словарного запаса обучаю...